Первый штатный

24 февраля 1962 года на Северном флоте с еще не вошедшей официально в его состав экспериментальной дизельной подлодки К-142 проекта 629Б был осуществлен пуск баллистической ракеты Р-21 из подводного положения. Был сделан принципиально важный шаг на пути к паритету с США в морских стратегических ядерных силах.

Свою первую группировку из пяти атомных субмарин типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами подводного старта «Поларис» Штаты развернули уже к 1961 году. Строительство еще 36 ракетоносных атомоходов усовершенствованных серий «Итан Аллен», «Лафайет» и «Джеймс Мэдисон» продолжалось высокими темпами. Это означало появление для нашей страны принципиально новой ядерной угрозы – из глубины. Американские успехи в этом направлении шокировали военно-политическое руководство СССР. До рубежа 50–60-х годов как угроза советской территории с моря рассматривалась палубная авиация вероятного противника, меры борьбы с которой СССР принял. Здесь же требовался симметричный ответ. Но с разработкой баллистических ракет для подводных лодок мы тогда существенно отставали от американцев. Если их «Поларис-А1» с дальностью пуска 2160 километров стартовала из-под воды, то наши ракетоносцы того времени – дизельные лодки проекта 629 и атомные проекта 658 для пуска баллистических ракет Р-13 (официально принятые на вооружение в октябре 1961-го) должны были всплывать. Такой эпизод хорошо сымитирован в фильме Кэтрин Бигелоу «К-19». Именно эта лодка, по известным причинам получившая среди советских моряков прозвище «Хиросима», стала первым советским стратегическим атомным подводным ракетоносцем, вступившим в строй 12 ноября 1960 года. Тремя днями позже «Джордж Вашингтон» с «Поларисами» вышел на свою первую боевую службу. А Р-13 тогда еще «доводилась до ума». Она могла поражать цели на дальности всего 600 километров, при этом наши лодки несли три ракеты против 16 на американских атомаринах. Даже доживавшие свое перед снятием с вооружения неуклюжие американские дозвуковые самолеты-снаряды надводного старта SSM-N-8 «Регулус-1» (с ядерной боеголовкой 50 кт, а то и с термоядерной 2 Мт), которыми были оснащены АПЛ «Хэлибат» и дизельные типа «Грейбэк», превосходили Р-13 по дальности, одолевая 800 километров. Основу же стратегического потенциала ВМФ СССР к началу 60-х годов составили дизельные субмарины, имевшие на борту по две (пр. 611АВ) или три (пр. 629) более ранние баллистические ракеты надводного старта Р-11ФМ, оснащенные ядерным зарядом РДС-4 мощностью 10 килотонн при дальности стрельбы 150 километров.

Первый штатныйДля применения Р-11ФМ – это была не специальная подлодочная, а приспособленная для флота армейская ракета – пришлось бы всплывать не далее 80 миль от побережья противника. Даже выйти на этот рубеж при наличии многочисленных корабельных и авиационных противолодочных сил США и других стран НАТО представлялось проблематичным. Хотя ракетно-ядерный удар с такой «кинжальной» дистанции стал бы неотразимым. А с появлением в нашем флоте атомарин (пр. 659, 675) и дизельных лодок (пр. 644, 651, 665), имевших в качестве главного оружия сверхзвуковые крылатые ракеты надводного старта П-5 в ядерном снаряжении для поражения береговых объектов на дальности до 500–600 километров, западные аналитики нагнали страху «перед Советами». Английский военно-морской эксперт Брайан Скофилд отмечал в 1960 году: «Теперь и США, и Западная Европа наиболее уязвимы для атак ракетных субмарин, поскольку 50 процентов населения США и 80 процентов населения Западной Европы проживают в полосе 150 миль от берега моря». Правда, П-5 сильно уступала в скорости и дальности американской крылатой ракете SSM-N-9 «Регулус-2», от которой Пентагон, однако, отказался в пользу «Поларисов».


Конечно, стартующие только в надводном положении носителя ракеты Р-11ФМ и Р-13 следует считать паллиативами. Американцы были о них осведомлены: советский эмигрант Михаил Турецкий, в свое время служивший на Северном флоте, сообщил в книге «Внедрение ракетного оружия в советском ВМФ (1945–1962)» и о том, и о другом изделиях под их истинными наименованиями. По его информации, мощность термоядерной боеголовки Р-13 составляла около 0,5 мегатонны.

Решить проблему подводного старта Советскому Союзу после ряда испытаний с разными изделиями удалось только с принятием на вооружение в мае 1963-го баллистической ракеты Р-21 для АПЛ 658М и дизельных лодок проекта 629А – той, что впервые штатно, хотя еще в испытательном режиме, стартовала с борта К-142 24 февраля 1962 года. На вооружение Р-21 была принята постановлением Совмина СССР 15 мая 1963-го. Правда, ее дальность (1420 километров) почти в два раза уступала дальности нового американского «Полариса-А2» (2800 километров). Советский же аналог «Полариса», хотя и на иной топливной энергетике, Р-27 появился на вооружении только в 1967 году. Но именно с момента оснащения атомных и дизельных субмарин ракетой Р-21 ВМФ СССР начал дышать в затылок U.S. Navy. И несмотря на наличие более современных образцов, она оставалась на вооружении флота почти до распада СССР – до конца 1989 года, причем четыре последние лодки проекта 629А находились на Балтике и еще две – на Тихом океане.
Автор: Константин Чуприн
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/35304


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. bouncyhunter 25 февраля 2017 15:21
    Автору спасибо - обновил в голове то , что забывать начал good
    1. амурец 25 февраля 2017 15:50
      Цитата: bouncyhunter
      Автору спасибо - обновил в голове то , что забывать начал

      То что автор написал-общие понятия, а хотелось узнать о том как проводились работы по подводному старту Про погружаемые стенды в Неноксе и в Крыму, с которых проводились первоначальные испытания.По крайней мере это всё что я нашёл.
      <<На первом этапе исследований физики явлений, имеющих место при подводном старте, на Черном море выполнялись бросковые пуски прототипов ракет с погружаемого стенда. На втором этапе использовалась погружаемый плавстенд и дизельная подводная лодка С-229, на которой оборудовали одну шахтную пусковую установку для пусков прототипов будущей ракеты. В период с мая 1960 по октябрь 1961 года было выполнено шесть пусков ракет К-1.1 со стенда и три с борта подводной лодки. В ходе пусков С-229 находилась на глубинах 40 ... 50 м и двигалась со скоростью 2,6 ... 3,5 узла.>> Ну и ссылка на другой материал о наших БРПЛ.
      http://armyman.info/oruzhie-flota/raketnoe-oruzhi
      e/28155-puti-razvitiya-rossiyskih-ballisticheskih
      -raket-podvodnyh-lodok.html
      1. jjj 26 февраля 2017 11:37
        Цитата: амурец
        Про погружаемые стенды в Неноксе и в Крыму, с которых проводились первоначальные испытания.

        Еще и Ладога
        jjj
        1. амурец 26 февраля 2017 15:29
          Цитата: jjj
          Цитата: амурец
          Про погружаемые стенды в Неноксе и в Крыму, с которых проводились первоначальные испытания.

          Еще и Ладога

          Да. Правильно. Просто выпустил из виду.
  2. Teberii 25 февраля 2017 15:26
    Интересная статья полезная информация,без лишних технических перегрузок.
    1. DenZ 2 марта 2017 11:00
      Не согласен, статья не понравилась, какая- то сумбурная и о крылатых ракетах зачем- то упоминают (хотя статья о баллистических) Нет ни одного упоминания и о основоположнике советского морского стратегического ракетостроения академике Макееве Викторе Петровиче.
  3. Андрей НМ 25 февраля 2017 16:07
    Автор забыл назвать командира К-142. Это был Бочкин Сергей Иванович, в последствии - начальник кафедры тактики Высшего Военно-Морского училища подводного плавания, капитан 1 ранга, профессор.
  4. Авиатор_ 25 февраля 2017 18:03
    Автору спасибо. Недостатки статьи - полное отсутствие иллюстраций, уж хотя бы чертежи ПЛ можно было привести вместо абстрактной цветной картинки.
    1. jjj 26 февраля 2017 12:01
      Вот и некоторые картинки





      jjj
  5. Yakut 25 февраля 2017 22:08
    Цитата: Авиатор_
    Автору спасибо. Недостатки статьи - полное отсутствие иллюстраций, уж хотя бы чертежи ПЛ можно было привести вместо абстрактной цветной картинки.

    Цитата: Авиатор_
    Автору спасибо. Недостатки статьи - полное отсутствие иллюстраций, уж хотя бы чертежи ПЛ можно было привести вместо абстрактной цветной картинки.

    Картинки вторичны, информация первична. Автору спасибо, освежил знания о заре нашего стратегического щита и меча.
  6. Yakut 25 февраля 2017 22:08
    Цитата: Авиатор_
    Автору спасибо. Недостатки статьи - полное отсутствие иллюстраций, уж хотя бы чертежи ПЛ можно было привести вместо абстрактной цветной картинки.

    Цитата: Авиатор_
    Автору спасибо. Недостатки статьи - полное отсутствие иллюстраций, уж хотя бы чертежи ПЛ можно было привести вместо абстрактной цветной картинки.

    Картинки вторичны, информация первична. Автору спасибо, освежил знания о заре нашего стратегического щита и меча.
    1. Авиатор_ 26 февраля 2017 15:59
      Картинки - это та же информация, только в графическом виде. Вот их бы в текст сразу.
  7. ибирус 25 февраля 2017 23:42
    Чудо, что СССР через 15 лет после страшной войны смог начать догонять США в области обеспечения своей безопасности из глубин океана. Хорошая статья, напоминающая нам об удивительном труде советских людей того времени.
  8. demiurg 26 февраля 2017 07:09
    И несмотря на наличие более современных образцов, она оставалась на вооружении флота почти до распада СССР – до конца 1989 года, причем четыре последние лодки проекта 629А находились на Балтике и еще две – на Тихом океане.

    Помню, по телевизору показывали как одна из них своим ходом пришла на утилизацию.
    Интересно, они ракеты до какого года возили?
  9. Dzafdet 26 февраля 2017 08:02
    СССР всегда отставал от США в области БРПЛ на 10 лет, разрыв сократили только к 1985 году...
    1. тезей 11 декабря 2017 17:17
      Не согласен. С принятием на вооружение Советского ВМФ ракет Р-29 в 1974 году с первоначальной дальностью 7800 км и развертыванию РПКСН пректа 667Б нельзя говорить об отставании в 10 лет. У США был Пойседон с дальностью 4600 км. Преимуществом Пойседон являлась головная часть с РГЧ. Р-29 получила РГЧ в 1977году. К 1978 году Р-29Р и новый американский Трайдент -I были вполне сопастовимы по боевым возможностям.
  10. Старый26 26 февраля 2017 11:01
    Цитата: demiurg
    Интересно, они ракеты до какого года возили?

    По крайней мере в середине 80-х, когда старались сравнить советский и американский потенциалы в Европе, ракеты лодок 629-го проекта учитывали в суммарном потенциале
  11. Старый26 26 февраля 2017 11:11
    Цитата: Dzafdet
    СССР всегда отставал от США в области БРПЛ на 10 лет, разрыв сократили только к 1985 году...

    Скажем так. По времени создания мы не отставали от американцев. А вот по ТТХ ракет и их носителей - да, отставание было лет на 8-10
    1. Андрей НМ 26 февраля 2017 18:17
      С выходом 3М-37 отставания не стало, а вот с Булавой мы сами шаг назад сделали.

      В 1985 году видел 629-е в Лиепае, а последний раз видел эту лодку в 1989 году в Гаджиево на 8-м пирсе, не знаю, каким ветром её туда занесло, стояла пару суток.
  12. Evgeniy667b 1 марта 2017 14:19
    А потом у нас пошел проект 667, первые из которых величали "Иван Вашингтон", потом моя любимая К-140 и "Мурёнки", некоторые и 20 лет не прослужили, ликвидированные по просьбе полосатых.. Вот тогда наши потенциальные партнеры действительно запереживали, почувствовали своей пятой точкой, что запахло жареным.
  13. Dzafdet 11 декабря 2017 17:23
    Цитата: тезей
    Не согласен. С принятием на вооружение Советского ВМФ ракет Р-29 в 1974 году с первоначальной дальностью 7800 км и развертыванию РПКСН пректа 667Б нельзя говорить об отставании в 10 лет. У США был Пойседон с дальностью 4600 км. Преимуществом Пойседон являлась головная часть с РГЧ. Р-29 получила РГЧ в 1977году. К 1978 году Р-29Р и новый американский Трайдент -I были вполне сопастовимы по боевым возможностям.

    Я свои выводы делал, слушая лекции в музее ГРЦ. Там на стендах всё показано. Именно рывок с Р-39 позволил посадить матрасников за стол переговоров. А Р-29 стала шедевром только с момента принятия на вооружение Р-29РМУ.... bully
Картина дня