«Дорога через ад»

Начать этот материал хотелось бы с известного советского лозунга: «Никто не забыт и ничто не забыто!» Уж когда его пустили по просторам и весям нашей «необъятной страны» не помню. Сама же эта фраза впервые появилась в стихотворении Ольги Берггольц, которое она написала в 1959 году специально для известной мемориальной стелы на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, где были погребены многие жертвы трагических событий Ленинградской блокады. Ну, а после этого кто только его не употреблял. Пафосность всегда привлекает и впечатляет, кто это не знает?!

«Дорога через ад»

Первый поезд, который прибыл в блокадный Ленинград по железной дороге Поляны-Шлиссельбур.

А теперь немного личных впечатлений. Был 1989 год, когда я впервые выбрался в Подольск в архив Министерства обороны. Всего год прошел после утверждения в ученом звании кандидата исторических наук, впереди планы насчет докторской и возможность выехать на работу в архив. И вот там вижу большую фотографию с изображением танков Т-34 с характерной маской пушки и надписью на броне: «Димитрий Донской». Ниже подпись, что митрополит киевский Николай передает советским танкистам танковую колонну, построенную на деньги верующих. Прочитал еще дальше – узнал: «Танковая колонна «Дмитрий Донской» построена на деньги, собранные Русской православной церковью. Это значит, во-первых, что после Торгсинов еще было что собирать (!), а во-вторых, это говорило о том, что была часть, бойцы которой также воевали с врагом, также совершали геройские подвиги, но почему-то я о них ничего не читал. Это сейчас достаточно набрать в Гугле «Димитрий Донской (танковая колонна)» и все тебе «вылезет», вплоть до источников, откуда все это взято. А вот тогда… тогда об этом совсем чуть-чуть сообщалось в книге А. Бескурникова «Удар и защита» (1974) и все!



А вот так передавались нашим танкистам танки с надписью на броне «Димитрий Донской».

На следующий год, в 1990-ом, я опять поехал в архив МО, но прежде него я направился в Троице-Сергиеву Лавру, где в то время находилась «контора московского митрополита». Прежде чем ехать к ним, обратился туда с письмом. Мол, хочу написать книгу о боевом пути этой колонны под названием «Звезда и крест». Поэтому дайте мне все данные о пожертвованиях и всю информацию, какая у вас есть, и чем не больше, тем лучше… Встретили в Лавре меня очень приветливо, представили все материалы, но сказали удивительные вещи. Архимандрит Иннокентий так прямо и заявил, что «нас в военные архивы не пускают», сведений не дают, так что вам придется все делать самому. А данные, сколько всего церковью было собрано – «Вот вам!» «Мы, – сказал он далее, – даже за счет церкви издадим такую книгу, вы только напишите!»

Получил я от него благословение (первое в жизни) и отбыл в Подольск. Но… сколько я там ни работал, – а командировка у меня была на… 48 дней, – ровно столько у нас тогда студенты не учились, а работали на селе, выполняя Продовольственную программу по обеспечению страны продовольствием, не нашел ничего! То есть нашел, что «колонна была», что была отправлена на фронт. А дальше… дальше, что она была направлена отдельными танками в… части на пополнение, включая и Четвертую гвардейскую танковую армию. Но конкретно, что танки поступили в 38-й (19 Т-34-85) и еще 516-й (21 ОТ-34) огнеметный отдельный танковые полки, я сведений не нашел! Либо, скорее всего, мне их просто не дали, потому что по тому, как там работали сотрудники, было видно, что в этих моих поисках никто не заинтересован. «Туда нельзя, того нельзя, сдайте тетрадь на проверку… а зачем это вам, а вот это нельзя, и это, и то… и вообще, – как сказал мне зав. архивом, когда я пошел к нему жаловаться, – нужна тысяча человек, чтобы построить мост и только один, чтобы взорвать!» И ведь верно, как в воду глядел! И года не прошло, как 16 млн. членов КПСС ничего не сделали, чтобы предотвратить «взрыв моста», то бишь развал СССР, хотя было бы абсурдно утверждать, что взрывал его всего лишь один единственный человек.

В общем, книга моя «накрылась». Но зато теперь мы имеем исчерпывающие, хотя и сухие строчки, которые каждый может найти, набрав запрос в Гугл. Почему так было понятно. «Религия – опиум для народа», а тут… хоть какие-то, но все равно плюсы в адрес церкви, пусть даже и опосредованные. Удивляло другое. На дворе был 1990 год, «никто не был забыт и ничто не забыто», а конкретно узнать, как сражались наши танкисты на танках с именем «Димитрий Донской» на броне, было нельзя, считалось опасным. Чем они были виноваты? Тем, что их танки были куплены на деньги верующих? И уж, конечно, не один я был такой умный, что решился «копнуть в этих золотых россыпях». Были, конечно, и до меня люди и даже, скорее всего, из близкой Москвы и… никому это при советской власти сделать не удалось!

Ну, а теперь, после такого вот большого «вступления» мы приблизились к главному. А главным будет то, каким образом снабжался продовольствием отрезанный немцами от Большой земли Ленинград? По «Дороге жизни», скажут очень многие, и… это будет не совсем верный ответ. Да, «Дорога жизни» была (и была о ней очень интересная статья на ВО), но… был и еще один путь! Проложенная сразу после прорыва блокады в январе 1943 года железнодорожная магистраль от станции Шлиссельбург до станции Поляны длиной в 33 км. Именно по ней в город поступило 75% всех отправленных туда грузов. Ладожская «Дорога» дала только 25%!

А теперь только информация: 33 километра этой дороги строители проложили всего за 17 дней! При этом строили ее около 5000 человек, и это были в основном женщины. И, кстати, сколько погибло тех, кто ее строил и ремонтировал, неизвестно до сих пор. Зато известно, что в 48-ой паровозной колонне работало 600 человек. Погиб из них каждый третий! Роль этой ветки была понятна, и немцы разрушали ее 1200 раз и 1200 раз ее восстанавливали заново. Ветку непрерывно бомбили. И вот с января 1943 по январь 1944 года над ней было сбито 102 фашистских самолета. То есть каждые три дня над ней сбивался один самолет противника, а ведь бывали и нелетные дни и даже целые нелетные недели!


Строительство низководного свайно-ледового моста через Неву возле Шлиссельбурга


Никто не умаляет подвига водителя «полуторок», которые везли свои грузы по льду. Но… один железнодорожный состав мог перевезти груза столько же, сколько тысяча таких «полуторок».

Все знают, что железной дороге нужны светофоры. Особенно ночью, когда и шло все движение, так как днем немцы вели по ветке огонь. Так вот ночью его регулировали «живые светофоры» — девушки, которые стояли вдоль линии и управляли движением поездов вручную. Дежурили они по нескольку суток. Сложно было сменять. И без каких-либо укрытий, в тулупах и валенках, ну и спирт во фляжках давали. Об интенсивности работы ветки говорит хотя бы такой факт: только в апреле 1943 года на Ленинград в сутки проходило до 35 поездов. Поделим 35 на 24 и увидим, что поезда двигались практически непрерывным потоком, один в хвост другому.

Машинист, проводивший состав под обстрелом, премировался, получал «премию» — 15 граммов маргарина и еще пачку папирос. Никто из «колоннистов» даже подумать не мог о том, чтобы прикоснуться к содержимому разбитых вагонов, валявшихся по обе стороны линии: его бы тут же расстреляли за мародерство.

Интересно, что сами немцы считали, что поезда по этой ветке водят уголовники-смертники, которым хоть «так, хоть эдак», но работали на ней… вчерашние школьницы, пришедшие по комсомольским путевкам!


Так выглядел высоководный мост через Неву у Шлиссельбурга в феврале–марте.

И вот, наконец, самое удивительное: все эти люди, отдававшие свои жизни за Родину, почему-то только (только!) в 1992 году были признаны участниками Великой Отечественной войны. До этого они ими считаться были почему-то недостойны. Сам этот подвиг в советской печати почему-то не освещался. Железнодорожная ветка была засекречена, ее запрещалось фотографировать и упоминать о ней в официальных сводках. Вот как!


Поезд идет через мост.

В 2012 году (это же сколько лет спустя?) вышел документальный фильм «Колоннисты», а сейчас о подвиге работников этой ветки снимается художественный фильм «Коридор бессмертия». Консультантом проекта стал Даниил Гранин, представлять которого вряд ли необходимо. Однако возникает вопрос: а почему только сейчас? Неужели 200 новых ветеранов войны разорили бы своими льготами казну СССР? Нет, наверное, скорее всего, происходило это от засилья таких людей как начальник Главного политуправления Советской армии генерала Алексея Епишева, который в 70-е годы прошлого века на предложение давать о войне больше правдивой информации ответил: «Кому нужна ваша правда, если она мешает нам жить?»


Музей «Дорога Жизни».

Но… зато хотя бы теперь, и может быть довольно скоро, мы увидим художественный фильм не хуже «28 панфиловцев», снятый очень достоверно, с обилием натурных съемок в самых разных местах и с учетом реального рельефа местности. Поддержать проект могут все желающие, обратившись к информации, размещенной на сайте этого фильма.

П.С.: Подробнее о съемках это фильма можно прочитать в статье Елены Барханской «Поезд в огне», журнал «Наша молодежь» №19 2016 год.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 06:32
    Да действительно малоизвестный факт об этом мосте жизни для ЛЕНИНГРАДА.
    1. стас57 27 февраля 2017 10:44
      Да действительно малоизвестный факт

      надо было дописать- для меня, лехи.

      экспозиции
      Стела «Стальной путь», посвящённая Дороге победы. Установлена на станции Петрокрепость
      - Мемориальная стела
      - Паровоз Эм 721-83 на станции Петрокрепость установлен на вечную стоянку рядом со зданием вокзала на территории мемориального комплекса героям-железнодорожникам в 1976 году. С обеих сторон тендера надпись: "Этот паровоз доставил в 1943 году первый поезд на Большую землю после прорыва блокады Ленинграда".
      МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ДОРОГА ПОБЕДЫ»

      книги
      Валентин Ковальчук «Дорога Победы осажденного Ленинграда»
      Е. Н. Боравская. Дорога победы // История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. 1917—1945 гг. — СПб: «Иван Фёдоров», 1997.
      очень мало, ничего нет и соверщенно неизвестный факт
      http://korenev.org/index.php/ru/?option=com_conte
      nt&view=article&id=141&catid=19&I
      temid=179

      видео
      Дорога Победы как символ подвига
      http://www.ntv.ru/novosti/220380/

      Коридор бессмертия
      https://www.youtube.com/watch?v=DBn3O5p1UBQ

      История строительства Дороги Победы
      https://youtu.be/-TBAu40CVcs
      1. Монархист 27 февраля 2017 16:25
        Камрад Стаc57, автор искрине заблуждается,что о "Дороге через ад"умалчивалось.В юности мне попадалась статья из"Гудка(?!),что об этой жд практически не знает общественность и этот памятник призван туры пыры.
        В 1987 в больнице встречал женщину,в годы войны ббыла помощник машиниста и ездила в в Ленинград. Её внук тоже выбрал профессию железнодорожников. Он мне хвастался,что у бабушки есть награды"почетный железнодорожник" и 2 медали(вручали все вместе в день железнодорожников 198⅞ ,)
  2. V.ic 27 февраля 2017 07:14
    «Дорогая через ад»

    Грамотности у модераторов очевидно хватает только мат отслеживать.
  3. мыслитель 27 февраля 2017 07:27
    Музей «Дорога Жизни»

    И почему не написать, что есть МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ДОРОГА ПОБЕДЫ» ?
    http://railway-museum.ru/collection/branch-office
    s/3.html
  4. Ингвар 72 27 февраля 2017 07:34
    Про Шлиссельбург(Орешек) есть хорошая книга, "Ключ-город". Описаны Петровское взятие у шведов, и оборона крепости в ВОВ. hi
  5. parusnik 27 февраля 2017 08:09
    Торгсины были ликвидированы еще в 1936 году...
    1. Котище 27 февраля 2017 12:06
      Это значит, во-первых, что после Торгсинов еще было что собирать

      Немного уточню.
      Деньги на танковую колонну Русская православная церковь собирала через прихожан. Причем в корне не верно думать, то указанная акция была разовая. В этом плане РПЦ вели себя планомерно и систематически поступательно. Деньги собирались с осени 1941 для нужд фронта, беженцам, эвакуированым и т.д. Не редко, батюшка приходил с кассой в банк и переводил денежные средства на счет государства.
      Но и это не идиома, жервовали на победу все от городов и поселков (рабочий поселок Атиг - тонну колючей проволоки "Фашист не пройдет"), организаций (комсомольцы Забайкайлья), отдельных колхозов (этого Дончика мы порешали подарить самому храброму кавалеристу Красной аримии) и заводов регионов (пример: Уральский добровольческий танковый корпус) до отдельных школьников (кесеты, варежки, носки). Это носило массовый характер, иначе как подвижнечеством и назвать нельзя. Если убрать пафос, а оставить слова "Все для фронта, все для победы!"
      Честь имею!
      1. parusnik 27 февраля 2017 13:30
        Совершенно с Вами согласен.
      2. Монархист 27 февраля 2017 15:53
        Камрад Котище, в девяностых годах в журнале"Наука и религия"я находил материалы и отправлено сборе средств на"Дмитрия Донского" и про начальника эвакгоспиталя архиепископа Луку,а еще раньше слышал отправлено взрослых:мол какой-то поп написал Сталину и его из тюрьмы освободили и он сформировал госпиталь,где запрещал работать коммунистам и евреям. В журнале интересно рассказывалось об человеке ,а вот про запрет работать коммунистам я не нашел
        1. Котище 27 февраля 2017 21:35
          История не имеет слогательного склонения! За то все при частные к ней тянут одеяло на себя.
          В детстве у деда была красочная книга под редакцией Л.Брежнева "Малая Земля". Дед никогда не покупал и не читал книги о войне, кроме стихов Твардовского. Эту книгу ему подарили на собрании партии как ветерану. У лет 13-14 когда я осилил и эту книгу, у меня появилось море вопросов. На которые мне дед, всегда обычно словоохотливый отмахнулся парой фраз. Меня искренне возмутило его поверхностное отношение к событиям книги. Тогда он мне сказал несколько фраз, которые я понял намного позже: "Любой подвиг погибших на войне омрачают и возвеличивают живые! Но выжившие со временем забывают о цене которую заплатили погибшие! Мертвых надо чтить и помнить, а не кричать на их могилах."
          Со временем я понял его слова. От себя могу добавить одно. Соткать правду о войне, нам не дано, время ушло. Точнее стало еще утекать 22 июня 1941 года, но отказываться от попыток эту правду найти отказываться нельзя. Это наш долг памяти!
      3. ism_ek 3 марта 2017 23:42
        Во время войны сильно повысили цены. Мясо, например, почти в десять раз подорожало. Если тем же колхозникам удавалось перевыполнить план, то они зарабатывали очень хорошие деньги.
        В тылу от истощения и неимоверных трудовых нагрузок людей погибло больше чем на фронте. Знакомый работал на заводе, с соседом по общежитию у него была одна кровать, так они за три года ни разу не видели друг друга.
  6. sxfRipper 27 февраля 2017 08:20
    Ещё немного правды. Спасибо автору!!!
  7. стас57 27 февраля 2017 10:04
    Но… зато хотя бы теперь, и может быть довольно скоро, мы увидим художественный фильм не хуже «28 панфиловцев», снятый очень достоверно, с обилием натурных съемок в самых разных местах и с учетом реального рельефа местности. Поддержать проект могут все желающие, обратившись к информации, размещенной на сайте этого фильма.

    так вот к чему эта сумбурная статья и про ДЖ и про церковные танкчики,
    к сбору денег на кино?
    чтоб с нас дважды содрали, а в итоге сняли очередной опус в стиле сталинград, 28, или севастополя? ну пусть модерация опять меня накажет, но никопеечки продюсерам, которые решили прокрутить киноденежки, а банк возьми и лопни, я не дам.

    все, кончилось нормальное военное кино, забудьте, если режиссер или актер не голодал, не воевал, не знает что такое горе, а в его глазах только бапки- результата не будет.
    1. veteran66 27 февраля 2017 10:39
      Цитата: стас57
      очередной опус в стиле сталинград, 28, или севастополя?

      да уж, фильмы явно не шедевры, хотя ведь умеют снимать: "Курсанты", "Жизнь и судьба"....
      Цитата: стас57
      так вот к чему эта сумбурная статья и про ДЖ и про церковные танкчики,

      но я бы не стал так однозначно обо всей статье, всё таки автор прав, за этим лозунгом "Никто не забыт...." очень многие герои ВОВ забыты.
      1. стас57 27 февраля 2017 10:55
        лозунгом "Никто не забыт...." очень многие герои ВОВ забыты.

        не может быть, я про это статью еще года два назад писал.
        для этого надо постоянно писать четкие и грамотные стати.- у нас тут два типа статей-про подлыхкакла, тупыхамерикашек и гейропу.
        про то как мы всех победим/победили новым супероружием.

        я тут пытался писать статьи рассказывающие про войну- не принимают, не формат.

        автору надо не фильм пиарить, не впадать в воспоминания про сельхоз работы , а написать заметку по церковным танчикам- все что известно и что неизвестно, и по Дороге победы, все равно, десяток форумчан "пройдет камингаут"* и скажет свое знаменитое- "спасибо не знал".

        ----
        *для меня это равносильные понятия: как гражданин своей страны, может сказать , "спасибо не знал" про... Дорогу Жизни, Сталинградскую битву, Оборону Москвы, про Зою, пионеров- героев. Это даже не каминг-аут, это хуже.
        1. veteran66 27 февраля 2017 12:48
          Цитата: стас57
          не может быть, я про это статью еще года два назад писал

          Это не о Вас писал, а о политике увековечения погибших героев в СССР. Создали закрытый пантеон героев (это без сарказма) и трубили о них на всех митингах и собраниях, а про остальных забыли, более того, бывали случаи, когда, в силу различных обстоятельств, уничтожали память о них.
          1. стас57 27 февраля 2017 13:18
            и вам повторю, требовать от СССР раздать всем ветеранам по квартире странно.

            однако это все не отменяет совершенно скотское и формальное отношение к памяти , существовавшее в СССР со всеми этими бетонными штыками и родинамиматерями.
            1. veteran66 27 февраля 2017 13:32
              Цитата: стас57
              и вам повторю, требовать от СССР раздать всем ветеранам по квартире странно.

              вообще то я не об этом, но, если Вы начали, то почему бы и нет?Не вижу никакой странности, ветераны для СССР сделали гораздо больше. А то с высоких трибун говорим о "неоплатном долге перед каждым ветераном", а в комфорте жили только чинуши и партократия.
  8. kalibr 27 февраля 2017 10:58
    Цитата: стас57
    Паровоз Эм 721-83 на станции Петрокрепость установлен на вечную стоянку рядом со зданием вокзала на территории мемориального комплекса героям-железнодорожникам в 1976 году. С обеих сторон тендера надпись: "Этот паровоз доставил в 1943 году первый поезд на Большую землю после прорыва блокады Ленинграда"


    Паровоз, конечно поставить легче, чем отметить как-то подвиг оставшихся в живых. Смотрите люди на надпись и радуйтесь - вы не забыты!
    1. стас57 27 февраля 2017 13:12
      Цитата: kalibr
      Паровоз, конечно поставить легче, чем отметить как-то подвиг оставшихся в живых. Смотрите люди на надпись и радуйтесь - вы не забыты!

      хм, мне кажется странным обьяснять вам простое, но видимо придется.
      -а. наличие памятника не говорит о том, что какая то память существует, но это не отменяет необходимость памятника.(статью про память в профиле найти не сложно)

      -в. наличие , в стране где все воевали, большого числа участников войны, считавших, что война это их долг, не позволяет выделить каких то особенных участников тех событий, кроме существующей наградной системы и личного желания самих участников.

      -с. Выделение каких либо особых групп, само по себе действует согласно закону, если участники ДП не были отмечены ни как ветераны войны, ни как труженики тыла, то существовала процедура признания, да это долгий процесс, но сидеть и ждать 92года можно было долго.

      -д. Странно объяснять вам всю систему присвоения званий и регалий начиная с 45 года, и до недавних путинских квартир.

      однако это все не отменяет совершенно скотское и формальное отношение к памяти , существовавшее в СССР со всеми этими бетонными штыками и родинамиматерями.
      1. kalibr 27 февраля 2017 15:51
        Между прочем в той же Англии решили этот вопрос очень просто: там все граждане находившиеся в живых с 1 сентября 39 и по 2 сентября 45 считаются ветеранами войны! Родился ребенок 2-ого - уже ветеран, потому как страдал наравне со взрослыми.
        1. Микадо 27 февраля 2017 17:02
          если подходить с точки зрения гуманизма и здравого смысла, у нас рамки надо расширить. До момента устранения голода и восстановления промышленности.
          1. kalibr 27 февраля 2017 18:25
            Ну, уж как решили, так и решили. Потом в Англии не было шансов погибнуть от голода. А вот от ФАУ-1,2 была у каждого! А у нас... у нас при всех наших богатствах почему-то никогда не хватало денег, парадокс!
        2. стас57 28 февраля 2017 07:23
          Между прочем в той же Англии решили этот вопрос очень просто: там все граждане находившиеся в живых с 1 сентября 39 и по 2 сентября 45 считаются ветеранами войны! Родился ребенок 2-ого - уже ветеран, потому как страдал наравне со взрослыми.

          выплаты полагаюся? или так почетно бесплатно?
          с колониями?
          а ведь там то же гибли....
  9. амурец 27 февраля 2017 11:00
    И вот, наконец, самое удивительное: все эти люди, отдававшие свои жизни за Родину, почему-то только (только!) в 1992 году были признаны участниками Великой Отечественной войны. До этого они ими считаться были почему-то недостойны. Сам этот подвиг в советской печати почему-то не освещался. Железнодорожная ветка была засекречена, ее запрещалось фотографировать и упоминать о ней в официальных сводках. Вот как!

    Статья на эмоциях, но со многим согласен. В ведомственной печати: газета "Гудок", другие издания ведомственного характера были материалы про эту дорогу. Даже было то, что привлекались для строительства этой дороги ленинградские метростроевцы. А про танковую колонну "Дмитрий Донской", так было уже то, что с 1954 года Хрущёв начал атеистическую кампанию и борьбу с культом личности Сталина. В это время и началась зачистка архивов.
    http://www.pravoslavie.ru/86664.html
    http://studopedia.ru/6_107517_hrushchevskoe-gonen
    ie-na-russkuyu-tserkov-ego-harakter-i-rezultati.h
    tml
  10. kalibr 27 февраля 2017 11:52
    Цитата: стас57
    по церковным танчикам- все что известно и что неизвестно

    Все, что известно есть в Википедии. Что неизвестно есть в архиве ВО. И у мене нет ни денег, ни времени туда ехать.
  11. kalibr 27 февраля 2017 11:54
    Цитата: стас57
    я тут пытался писать статьи рассказывающие про войну- не принимают, не формат.

    Почему Вы так пишите? Разве не Ваши 7 статей как раз про ВОВ здесь были опубликованы?
    1. стас57 27 февраля 2017 13:20
      опубликованы 7, написано больше, видимо не формат, больше я не пишу.
      1. kalibr 27 февраля 2017 15:48
        Я бы сказал напрасно. Всегда есть возможность что-то сделать, если делать.
  12. ruskih 27 февраля 2017 13:22
    Всё хорошо написал Вячеслав Олегович. Маленький формат, поэтому всё вместе. И танки... и дорога.... Участники и Ветераны войны. Время нам такое досталось, когда то, что казалось нам незыблемым, разрушилось в одночасье. Нас приучать стали быть рациональными. Это «важно- это не важно», «это нужно- это ненужно», а вот это «устарело», а про это «лучше и не вспоминать». Но помнить обязательно надо, чтобы не прерывалась передача этой памяти от поколения к поколению, не для личной выгоды, не для славы за победу сражались на фронте и в тылу. Вот отрывок из произведения Алексея Недогонова , может так будет понятней, а его известную фразу я повторять не буду, её вы слышали не раз:
    Городской погост зарос весь травой,
    Звёзды ржавые гремят на ветру…
    Здесь лежат бойцы Второй мировой,
    Те, кто отдал свою жизнь ей и труд.

    Всё для фронта! – в такт звучали сердца,
    Для победы - каждый вдох, каждый шаг!
    И вставал мальчишка вместо отца,
    И девчонка в бой сестричкою шла…

    Тяжек труд был, когда голод и страх
    За спиной стоял у женщин, детей,
    Но для фронта дать оружье и хлеб -
    Дела не было трудней и важней…

    Для победы поднимались хлеба,
    Для победы лили сталь и свинец,
    И в тылу войны решалась судьба:
    Каждый труженик был тоже боец.

    Нет, медалей не просили они,
    Да и слава им была не нужна -
    Только б выжили родные в бою,
    Только б кончилась Победой война…
    ….
    Был на всех один родительский дом -
    Мать-Россия нам в Отчизны дана,
    Братством, мужеством и тяжким трудом,
    И единством душ она спасена!

    Права нет у нас вовек позабыть,
    Какова была Победы цена:
    Отдавали жизнь, чтоб смерть победить,
    Чтоб свободной оставалась страна…

    Столько долгих лет прошло с той войны!
    Только боль в сердцах людей всё живёт,
    Только мучает нас чувство вины
    Перед теми, кто уже не придёт…

    В День Победы, когда вновь в полный рост
    Ветераны войн идут впереди,
    Ты приди на тихий, скромный погост
    И детей своих с собой приведи… А, Недогонов.
  13. мичман 27 февраля 2017 13:40
    Уважаемый Вячеслав, прекрасная статья о подвигах на Ленинградском и Волховском фронтах, а также о подвигах ленинградцев. Я опубликовал в "ВО" статью "Особое задание разведроте". Это об освобождении Тихвина в декабре 1941 года. Это отрывок из моей повести "Скитание и возвращение Тихвинской иконы Божией Матери". Повесть публиковалась с разрешения игумена Тихвинского монастыря, она документальная.
    Об этом подвиге, описанном в Вашей статье, я знал. Мой отец создавал жд тяжелую артиллерию в Ленинграде и погиб 27 декабря 1941 года. Но его сослуживцы много нам с мамой рассказывали о папе, а мы вернулись в Ленинград в 1944 году , сразу после снятия блокады.
    Спасибо Вам за статью. Честь имею.
    1. амурец 27 февраля 2017 13:57
      Цитата: мичман
      Мой отец создавал жд тяжелую артиллерию в Ленинграде и погиб 27 декабря 1941 года.

      К сожалению и этот подвиг артиллеристов- железнодорожников тоже малоизвестен. Есть по книге Амирханова, Брагина, Широкорада, но это книги большей части по "ЖЕЛЕЗУ" и очень мало о тех, кто воевал в составе расчётов, на ЖД-транспортёрах.
    2. Микадо 27 февраля 2017 14:15
      Многоуважаемый Мичман, я еще в школе зачитывался "Морским атласом" (здоровущая такая книга, метр в длину, с картами сражений и кампаний). Так там даже на карте Кронштадта времен войны обозначены железнодорожные батареи (на острове была колея нескольких видов; кстати, про эту тему тоже можно статьи писать). Читал где-то, что на острове даже импровизированный бронепоезд создали на Морском заводе - как контраргумент на случай штурма. Возможно, Ваш отец и к этим малоизвестным проектам мог руку приложить. Честь ему и поклон от нас, живущих! soldier
      Многоуважаемый же Вячеслав Олегович осветил еще один эпизод войны, про который мы знаем, конечно, но не задумываемся. То есть, еще раз показал огромный вклад, который внесли труженики тыла (хотя в данном случае, скорее, фронта) в дело Победы.
      По поводу фильмов (ответ посылу Автора в конце статьи) - не снимают сейчас хорошего кино. К сожалению, не смотрел "28 панфиловцев"; тут на выходных показывали "Белого тигра". Честно? Редкостная туфта, направленная на "отжим денег у населения путем покупки билетов". Ощущение, что отечественный кинематограф мечется - если раньше были пафосные картины советского периода, то сейчас под призывом "снимать без прикрас" нам снимают только глупость, гадость, грязь (вплоть до груди дочки Михалкова), а в случае с "тигром" - какую-то "мистическую философию" или "философскую мистику". И все с той же целью - "отжать деньги за билеты". Как-то так. Хочется, чтобы сняли что-то качественное.. И правдивое.
      1. kalibr 27 февраля 2017 15:45
        "Пока живу - надеюсь!"
        1. Микадо 27 февраля 2017 16:37
          "Пока живу - надеюсь!"

          Вы про фильмы? Я, каюсь, все никак не могу перечитать Вашу прошлогоднюю статью про учебник (сейчас поймете, почему я про нее упомянул).
          Я не режиссер и не сценарист. Но обожаю смотреть исторические фильмы. Так вот, просмотрел за последнее время два фильма про "кровавую графиню" Эржебет Баттори. Что может быть проще - показать тетку в своем безумии. Так нет же. Один фильм - венгерская тягомутина про ее роман с художником Караваджо, мистику и конспирологическую теорию про то, что графиня была милой и пушистой, а ее подставили по политическим и меркантильным мотивам. Второй (фильм считается иностранным, но графиню играет Ходченкова!) - такая же невнятная тягомутина с невнятным сюжетом, цыганами и медведями (истинная правда!), хотя и показана она (графиня) со своей маньяческой стороны, а игра Ходченковой бесподобна.
          Я к чему: на тему графини-маньячки можно выдать блестящий фильм - с интересом и дрожью, как "Собаку Баскервилей", по факту ее общепризнанной деятельности. Но авторы сценария, пытаясь выдать из себя что-то гениальное, постоянно пытаются усовершенствовать сюжет "левыми персонажами", малообъяснимыми действиями, колдовством и прочей чепухой. Получается малоприятное заунывное зрелище.
          То же самое и с учебником истории, и с любым историческим фильмом - не надо извращаться на экране. И уж, тем более, извращать историю в глазах подрастающего поколения. А уж глумиться на тему ВОВ, задвигая свою малопонятную философию - вообще кощунство. А всего-то надо - "снять по факту", без переноса идейных убеждений и "глубочайшего внутреннего мира" режиссера и сценариста на экран. Мне, конечно, можно ответить - дескать, "иди и сам сними, раз такой умный. Критиковать проще!". Извините, в другой отрасли работаю. И за другую работу деньги получаю.
          с уважением, hi
      2. мичман 27 февраля 2017 19:09
        Уважаемый "Микадо", прочитал Ваши комментарии и захотелось поделиться с Вами одним соображением. Я опубликовал в "ВО" документальную статью "Стоять насмерть, но выжить". Это о подвиге старлея З. Колобанова. Он со своей танковой ротой, в которой было всего три танка КВ, в конце августа 1941 года под Гатчина уничтожили 46 фашистских танков, роту пехоты. Сам Зиновий Колобанов уничтожил 26 танков. Вот о ком надо было снять фильм. В честь этого подвига под Гатчина на постаменте установлен танк. Честь имею.
        1. Микадо 27 февраля 2017 20:28
          я прочитал Ваш комментарий и посмотрел в интернете памятник. Получится - выберусь туда с оказией, посмотрю. Надо бы. Еще в Ропше есть редкий памятник - КВ-1 (пушка, насколько я понимаю, Ф-32); израненный в боях зимы 1944-го танк с пробоинами в корпусе, без надгусеничных полок поставлен на постамент. Удивительно, что он вообще уцелел к тому времени, но на Ленинградском фронте из-за его статичности и не такие раритеты в начале 44-го воевали. С уважением, hi
      3. Авиатор_ 27 февраля 2017 21:17
        Ну так глянь "28 панфиловцев", в инете всё есть. Всё лучше, чем "Белого тигра" глядеть.
        1. Микадо 28 февраля 2017 10:08
          руки не доходят. Только по выходным если. Но.. в выходные не всегда удается даже на ВО заглянуть.
      4. Рагоз 3 июля 2017 01:55
        Микадо:
        За последние 30 лет посмотрел и скопировал много так называемых патриотических фильмов и, к сожалению, во многих,несмотря на патриотизм, имеются плевки в Советский Союз. Видимо сверху запрещено выпускать на экран военные кинофильмы без плевков в Великое прошлое.
    3. kalibr 27 февраля 2017 15:43
      Уважаемый мичман!
      Мне больше всего приятно другое, что Вы такой разносторонний человек.В наш век очень узких специалистов это много значит.Повесть... это говоря языком моих студентов "круто", тем более документальная.
  14. kalibr 27 февраля 2017 18:20
    Цитата: Микадо
    с уважением,

    Согласен полностью. А чего не хватает режиссерам? Я Вам скажу - интеллекта! Молодым прежде всего, но и с не очень молодыми тоже проблема. Они же восьмидесятники... читали тогда уже мало. Я, например, читал собраниями сочинений: Жюль Верн - весь, до сшиба, Майн Рид - все, что было можно достать в СССР, Герберт Уэллс - все, Золя - многое, Дюма - очень многое, Стругацкие все, Савченко - всего, Толстой - весь (оба) ну и так далее. Так было принято! И это развивало. Сейчас читаешь - перед съемками фильма я прочитал роман... А этого мало, надо 10 романов вокруг этого романа и еще 100 для общего развития. Вот тогда ничего изобретать и не нужно будет. Тогда опять будут Алые паруса(1961 г.), Человек-амфибия (1962) ну и так далее. И потом люди тогда не жили. Я вот почему очень хорошо представляю себе жизнь начала ХХ века? А родился в 54 и мои дедушка и бабушка были оттуда, дом был оттуда, журналы "Нива", ухваты, утюги, керосиновые лампы "Мотадор", собрания сочинений с ять и фита... А эти все знают по книгам, да и то - плохим. Вот и нет правды жизни на экране.
    1. Микадо 28 февраля 2017 10:18
      Согласен полностью. А чего не хватает режиссерам? Я Вам скажу - интеллекта! Молодым прежде всего, но и с не очень молодыми тоже проблема.

      Вячеслав Олегович, Вы абсолютно правы про отсутствие необходимого кругозора и образовательного уровня. Но я бы добавил - изменилась и психология "людей снимающих", а также финансирование. Если раньше в СССР все снимали за государственный счет, и могли позволить снимать и снимать, а среди проходных картин могли попасться и гениальные, то сейчас основной движущий момент - не столько искусство, сколько получение прибыли (кто умеет - примазывается к бюджету, как печально знаменитое "Спасение рядового Барина"). А для этого, как Вы сказали, "восьмидесятники", или как их там еще можно назвать, подчас идут по наилегчайшим направления - закрутить сюжет, добавить какие-то нестандартные ходы (как они думают), спецэффекты, замедленную съемку (привет "Матрице") и т.п. В общем, часто это штампы, обкатанные Голливудом. То есть, момент, когда попытка ПиАр'а работает против истории, и даже против просмотра таких "поделок". request
      1. kalibr 28 февраля 2017 11:29
        Конечно, деньги это великий стимулятор. И отсутствие великой идеи тоже. Идея "просто жить" многим кажется пресной, на "великих идеях" мы уже обожглись? Что осталось? Между или или - только спецэффекты и нестандартные ходы а-ля Голливуд. Кстати, тот же Голливуд сгимает массу хороших, жизненных, воспитывающих фильмов, но к нам они не очень-то и попадают и кассы не делают.
        1. Микадо 28 февраля 2017 12:00
          Кстати, тот же Голливуд сгимает массу хороших, жизненных, воспитывающих фильмов, но к нам они не очень-то и попадают и кассы не делают.

          поэтому я и предпочитаю ходить на, грубо говоря, авторское кино, которое идет малым показом лишь в некоторых кинотеатрах. У нас в Питере их хватает, у Вас в Пензе, думаю, такого выбора нет. А блокбастеры - понятное дело, красивые поделки для выкачивания денег из 80% населения.
          Идея "просто жить" многим кажется пресной, на "великих идеях" мы уже обожглись? Что осталось?

          искать золотую середину what
Картина дня