Многоцелевой боевой самолет Mwari (ЮАР / США)

Многие государства мира, выбирая новую военную технику для своей армии, вынуждены ориентироваться, в первую очередь, на стоимость предлагаемых образцов. Кроме того, далеко не всегда имеет смысл покупка техники с наиболее высокими характеристиками, избыточными для решения поставленных перед армией задач. В связи с существованием подобных нужд и требований в последние десятилетия было создано множество проектов, в том числе и авиационной техники. Одной из последних попыток создать дешевый многоцелевой самолет, способный решать определенные боевые задачи, является проект Mwari.

Проект легкого многоцелевого боевого самолета Mwari («Мвари» – божество-создатель мира в мифологии народа шона) недавно был разработан компанией Paramount Group (Южно-Африканская Республика) в сотрудничестве с фирмами Aerosud Group (ЮАР) и Boeing (США). Целью проекта была переработка уже созданного самолета, после которой он мог бы использоваться в качестве разведчика или штурмовика. Адаптировать имеющуюся конструкцию к решению новых задач предлагалось при помощи совершенствования комплекса бортового оборудования, расширения номенклатуры боеприпасов и т.д. Планер и силовая установка могли оставаться прежними.


Опытный Mwari в полете



В качестве основы для самолета Mwari был взят планер, созданный ранее в рамках проекта AHRLAC (Advanced High Performance Reconnaissance Light Aircraft – «Улучшенный высокопроизводительный легкий разведывательный самолет»). Этот проект создавался компаниями Paramount Group и Aerosud Group с конца прошлого десятилетия. Летом 2014 года был построен и выведен на испытания первый опытный самолет. В августе он впервые поднялся в воздух. Характерными особенностями проекта AHRLAC было использование планера оригинальной конструкции, способного повысить основные летные характеристики и обеспечить эффективное применение целевого оборудования. Уже в проекте AHRLAC предусматривалась возможность не только ведения разведки, но и несения оружия для атаки различных объектов.

В сентябре 2014 года компании Paramount Group и Boeing подписали соглашение, в соответствии с которым дальнейшее развитие существующего проекта должно было продолжаться в рамках международного сотрудничества. По имеющимся данным, американская компания должна была взять на себя часть работ по улучшению бортового оборудования и комплекса вооружений. Совместные работы дали определенные результаты. Кроме того, их было решено продолжать и в будущем. В мае 2016 года условия сотрудничества были обновлены: теперь два участника проекта намереваются создать улучшенный вариант комплекса бортовой электроники с повышенными характеристиками.

Так же в мае прошлого года разработчики объявили о существовании проекта AHRLAC Mwari и огласили некоторые сведения о нем. Вскоре был построен первый опытный образец, в дальнейшем выведенный на испытания. К настоящему времени большая часть испытаний была завершена, что позволило компаниям-разработчикам строить планы на будущее и начинать работу по продвижению техники на отечественном и международном рынке военной техники.

22 февраля было объявлено, что компания Paramount Group начала сборку первых серийных самолетов нового типа. В самом ближайшем будущем эта техника может быть передана заказчикам. Как сообщается, в ходе серийного производства удалось сохранить планируемые финансовые аспекты проекта. Самолет в базовой конфигурации обойдется заказчику в 10 млн долларов США. За технику в самой полной комплектации придется отдать вдвое больше. Несмотря на это, предлагаемый многоцелевой самолет может претендовать на звание одной из самых дешевых в мире боевых машин своего класса.

Пожалуй, основным фактором, позволившим сократить стоимость техники, стал правильный подход к формированию облика самолета. Компания-разработчик еще на стадии создания базового проекта AHRLAC определила нужды и желания потенциальных заказчиков, которые следовало учесть при формировании облика техники. Некрупные и небогатые государства Африки, Южной Америки и т.д., в первую очередь, нуждаются в легких многоцелевых самолетах, способных вести разведку в заданных районах, а также атаковать обнаруженные цели с использованием управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения. Важной чертой такой техники должны быть малые размеры и взлетный вес, а также сниженная требовательность к взлетно-посадочным площадкам.

Многоцелевой боевой самолет Mwari (ЮАР / США)
Прототип самолета-разведчика AHRLAC


Для получения требуемых летных данных было предложено использовать планер необычной конструкции. Разведывательный самолет AHRLAC и его боевая модификация Mwari являются высокопланами с крылом небольшой обратной стреловидности и двухбалочным фюзеляжем. Между балками размещается толкающий воздушный винт. Еще одной характерной чертой, связанной с необходимостью сокращения габаритов и массы, является относительно крупная кабина, занимающая максимально возможный объем носовой части фюзеляжа.

Одним из основных агрегатов самолета Mwari является фюзеляж, вмещающий кабину, силовую установку и большую часть специального оборудования. Фюзеляж получил узнаваемую форму, напоминающую конструкцию некоторых боевых вертолетов. Сравнительно узкий фюзеляж имеет скругленные верхние и нижние части при использовании вертикальных бортов. Скругленный носовой обтекатель фюзеляжа оснащается вынесенной вперед опорой для блока оптико-электронного оборудования. Позади обтекателя высота фюзеляжа увеличивается, давая требуемый объем для размещения экипажа. Имеется крупный фонарь, полностью закрывающий двухместную кабину. Позади задней части кабины высота фюзеляжа незначительно уменьшается. Там же находятся крепления для монтажа крыла и двигателя.

Самолет получил крыло с небольшой отрицательной стреловидностью передней и задней кромки. Такие особенности крыла позволяют заметно повысить его характеристики без риска проявления характерных недостатков отрицательной стреловидности. Ширина крыла не меняется по всей длине, но для увеличения площади и изменения характеристик предлагается использовать закрылки, выходящие за заднюю кромку. Возле законцовок на крыле располагаются элероны.

На некотором удалении от фюзеляжа на крыле крепятся две балки, необходимые для установки хвостового оперения. Балки отличаются уменьшенным поперечным сечением. На хвостовой части балок помещается горизонтальное оперение в виде крупного стабилизатора с рулем высоты, занимающего все пространство между ними. На верхней части каждой балки предусматривается установка киля со стреловидной передней кромке. Снизу на балке помещается гребень трапециевидной формы.



В хвостовой части фюзеляжа, непосредственно за кабиной экипажа, поместили турбовинтовой двигатель Pratt and Whitney Canada PT6A-66B мощностью 850 л.с. Двигатель монтируется в верхней части фюзеляжа с таким расчетом, что верхняя часть обшивки плавно сопрягается с коком винта. Вал винта при этом находится чуть ниже хвостовых балок. Двигатель может комплектоваться толкающим двигателем с четырьмя или пятью лопастями. Подача атмосферного воздуха к двигателю осуществляется при помощи двух заборных устройств. Входы воздухозаборников находятся на бортах фюзеляжа под крылом; заборные устройства прикрыты длинными обтекателями.

Самолет имеет трехточечное колесное шасси. Стойки оснащаются колесами разного диаметра и имеют приводы для уборки. Носовая стойка располагается на уровне передней части кабины, основные – в хвосте фюзеляжа. Передняя стойка убирается в нишу фюзеляжа, тогда как для основных пришлось предусмотреть крупные каплеобразные обтекатели на бортах. Конструкция стоек и колес позволяет использовать неподготовленные или частично подготовленные взлетные полосы. Также предусматривается замена штатных колес схожими устройствами увеличенных габаритов, выполняющих функции поплавков.

Управлять самолетом Mwari должен экипаж, состоящий из двух человек. Оба пилота помещаются в кабине тандемной компоновки и защищаются общим фонарем. Оборудование рабочих мест летчиков подобрано в соответствии с концепцией т.н. стеклянной кабины. Имеется набор из многофункциональных жидкокристаллических дисплеев и прочее оборудование, соответствующее современным требованиям. В базовой конфигурации самолета пилотам предлагается спасаться при помощи парашютов, покидая машину самостоятельно. По желанию заказчика, самолет может комплектоваться катапультным креслом типа Martin Baker Mk16 или Mk17.

Базовым проектом AHRLAC предлагалось перед выводом оснащать самолет подвесными контейнерами с аппаратурой требуемых типов. Это позволяло осуществлять разведку с использованием радиотехнических, оптико-электронных или иных средств. Самолет Mwari, по задумке авторов проекта, должен был получить некоторые интегрированные бортовые системы. Самым заметным элементом специального оборудования стал блок оптико-электронной аппаратуры. На вынесенной опоре носового обтекателя поместили поворотное устройство с подвешенным под ним сферическим обтекателем. В соответствии с требованиями времени, блок оснащается телекамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Это оборудование может использоваться как для ведения разведки, так и в целях применения вооружения.



Несмотря на установку собственных средств наблюдения, в проекте Mwari сохранилась возможность применения подвесных контейнеров того или иного назначения. Подобную аппаратуру можно использовать при необходимости ведения разведки или для улучшения потенциала самолета в деле поиска целей во время ударных операций.

Собственное вооружение самолета Mwari состоит из одной автоматической пушки калибра 20 мм, размещенной внутри носовой части фюзеляжа. По требованию заказчика, может использоваться оружие калибром 30 мм. Все прочее оружие предлагается перевозить на шести узлах внешней подвески, находящихся под крылом. Самолет может нести до 800 кг различного вооружения. На пилонах могут подвешиваться блоки с неуправляемыми ракетами, управляемые и свободнопадающие бомбы. В номенклатуру совместимых боеприпасов могут входить разнообразные авиационные средства поражения разного назначения, что позволяет подбирать боевую нагрузку, наиболее полно соответствующую целям вылета.

Использование готового планера, дорабатываемого в соответствии с новыми целями проекта, привело к тому, что по своим габаритам и массе новый самолет Mwari похож на базовый AHRLAC. Длина машины составляет 10,5 м, размах крыла – 12 м. Максимальная высота (на стоянке) – 4 м. Самолет отличается высоким весовым совершенством. Максимальная взлетная масса составляет 3,8 т, из которых 800 кг приходится на вооружение.

Одной из задач проекта AHRLAC / Mwari было повышение летных данных для упрощения эксплуатации в различных условиях. За счет крупного крыла обратной стреловидности самолет может влетать с площадок длиной не более 550 м. Максимальная скорость в горизонтальном полете составляет 500 км/ч. Потолок определяется в 9,45 км. Максимальная дальность полета задается на уровне 2130 км. В перспективе этот параметр предполагается довести до 3700 км. Экономичность двигателя и большая дальность позволяют технике не только достигать указанных районов, но и выполнять патрулирование в течение длительного времени.

В существующей конфигурации многоцелевой самолет Mwari может использоваться в разных операциях с целью выполнения тех или иных действий. Высокие взлетно-посадочные характеристики серьезным образом расширяют сферу применения техники, увеличивая число пригодных для использования аэродромов. Имеющиеся летные данные позволяют сравнительно быстро выходить в район боевой работы и оставаться там в течение некоторого времени. Такие возможности могут использоваться как в интересах разведки, так и для длительного присутствия в районе с целью огневой поддержки наземных подразделений.



Mwari несет современный комплекс оптико-электронного оборудования, разработанный американской компанией Boeing. Эта аппаратура может использоваться как для наблюдения за местностью в целях разведки, так и в ходе применения вооружения. При этом важной особенностью нового проекта является сохраненная совместимость с подвесными контейнерами, присутствовавшая у базового разведывательного самолета. Таким образом, новая машина может стать разведчиком с улучшенными возможностями или более эффективно применять имеющееся вооружение, пусть даже и ценой сокращения боекомплекта.

Возможность несения разнообразного управляемого и неуправляемого оружия позволяет эксплуатанту подбирать оптимальный боекомплект в соответствии с поставленными целями. Этот факт в сочетании с характерными летными данными может сделать самолет Mwari удобным средством для участия и в конфликтах низкой интенсивности, тогда как использование такой техники в полномасштабных войнах может быть связано с рядом проблем. В случае противопартизанских или иных подобных операций обеспечивается поиск и уничтожение представителей вооруженных формирований, в том числе скрывающихся с применением какой-либо маскировки.

Малая стоимость и определенный потенциал в контексте противопартизанских операций могут сделать новый самолет интересным для различных развивающихся стран. Необходимость в такой технике имеется у ряда южноамериканских и африканских государств. Кроме того, в силу финансовых ограничений, самолетом Mwari могут заинтересоваться и иные заказчики из других регионов. Возможность адаптации техники к требованиям заказчика в определенной мере повышает подобный потенциал разработки.

В прошлом году компании Paramount Group и Boeing построили, а затем вывели на испытания первый опытный образец перспективного многоцелевого боевого самолета. К настоящему времени все требуемые испытания были завершены, что позволило приступить к подготовке серийного производства. Несколько дней назад было объявлено о старте сборки серийных машин. Благодаря этому потенциальные заказчики могут получить новую технику в самое ближайшее время. Сведения о подписанных контрактах пока отсутствуют, но новость о запуске серийного производства может говорить о том, что подобные соглашения уже имеются.

Сравнительно дешевые многоцелевые самолеты, способные решать задачи разведки и наносить удары по наземным объектам, представляют большой интерес для многих стран, что уже привело к появлению целого ряда подобных проектов. Не так давно на международном рынке появился новый образец подобного самолета, вполне способный отвоевать свое место под солнцем. Использование собственных разработок и помощь американской оборонной промышленности позволили ЮАР создать достаточно интересный образец техники, имеющий все шансы стать предметом новых контрактов. Удастся ли самолету Mwari заинтересовать покупателей, кто именно пожелает купить такую технику, а также какими будут объемы ее производства – покажет время. Тем не менее, у разработчиков проекта есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.


По материалам сайтов:
http://paramountgroup.com/
http://airforce-technology.com/
http://militaryfactory.com/
http://warspot.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Paramount Group / Paramountgroup.com, Airforce-technology.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 66

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 06:44
    , рабочий потолок 30000-32000 футов (до 5930 м)


    Машина уязвима для ПЗРК всех типов...и по скорости и по высоте...печалька. crying кроме того один двигатель мало защищенный от попадания снаряда или крупнокалиберный пули...спасет только размер самолета...махонький какой попасть трудно будет на высоте более 1км.
    Но для борьбы с папуасами вооруженных легким стрелковым вооружением сгодится .
    1. RussKamikadZE 27 февраля 2017 06:55
      Он, вы не поверите, как раз для борьбы с "папуасами" и наркокартелями.
      1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 06:58
        Он, вы не поверите, как раз для борьбы с "папуасами" и наркокартелями.
        smile

        Дороговат он что то для таких игр...наркобароны могут больше выложить баксов(купить ПЗРК) для своих партизан .
        1. RussKamikadZE 27 февраля 2017 07:12
          ПЗРК весьма трудно и дорого достать. Им проще заложников на своих плантациях/заводах держать.
      2. xetai9977 27 февраля 2017 09:58
        Дороговат он,мягко говоря. "Супертукано" или турецкий "Hürkuş-C" подешевле будут, при вдвое большем полезном грузе -1.5 тонны.Кстати, я , будучи дилетантом,искренне не понимаю, зачем вообще нужны ударные вртолёты при их дороговизне и невысокой скорости , если есть такие самолёты типа "Тукано". Никто ещё вразумительно не ответил на этот вопрос. Возможность зависания важна лишь при использовании десантных вертолётов. Такие самолёты вполне могут заменить ударные вертолёты.
        1. Лопатов 27 февраля 2017 11:15
          Цитата: xetai9977
          Возможность зависания важна лишь при использовании десантных вертолётов.

          --"Апач" американский оптимизирован именно под работу с зависания при столкновении с технически оснащённым противником. И надвтулочная РЛС для такой тактики и предназначена- пусков с зависания из-за естественных укрытий.

          -- Кроме того, при работе в полузакрытой или закрытой местности, а так же в населённых пунктах достаточно сложно выбрать точку пуска по цели при применении ПТРК второго поколения, к примеру, "Хелфаеров" с полуактивной лазерной ГСН. Там ведь не только запустить надо, но и подсвечивать цель. У самолётов типа "Тукано" в этом случае будут большие проблемы, они или вынуждены будут входить в зону эффективного огня крупнокалиберных пулемётов и зен. артиллерии. Ну или применять исключительно намного более дорогие ПТРК третьего поколения.

          --Самолёты типа "Тукано" намного более ограничены в выборе аэродромов базирования и "площадок подскока". Вертолёты намного менее капризны в этом плане.
          1. xetai9977 27 февраля 2017 17:59
            Спасибо, уважаемый Лопатов. Хотя вопросы остались. Высокая цена ПТРК 3-го поколения по моему с лихвой окупятся гораздо большей стоимостью ударных вертолётов и их не менее большей дороговизной при эксплуатации,по моему.
      3. venik 27 февраля 2017 14:51
        Цитата: RussKamikadZE
        Он, вы не поверите, как раз для борьбы с "папуасами" и наркокартелями.

        ====
        А вы его цену не посмотрели??? 10-20 "лямов зелени" (в зависимости от комплектации!!!)
        Может проще Ми-8 (171) купить???? Все ЭФФЕКТИВНЕЕ будет!!!
    2. zyablik.olga 27 февраля 2017 08:04
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Машина уязвима для ПЗРК всех типов...и по скорости и по высоте...печалька.

      Напомните мне пожалуйста, когда последний раз лёгкий штурмовик "Туканокласса" был поражен ПЗРК?
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      кроме того один двигатель мало защищенный от попадания снаряда или крупнокалиберный пули...спасет только размер самолета...махонький какой попасть трудно будет на высоте более 1км.

      В любом случае этот самолёт имеющий к тому же большую скорость полёта в силу конструктивных особенностей менее уязвим чем боевой вертолёт(отсутствует хвостовая балка с рулевым винтом и основной винт с большой ометаемой площадью. Но мы ведь от боевых вертолётов в силу их повышенной уязвимости отказываться не собираемся, не так ли?
      1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 08:08
        Напомните мне пожалуйста, когда последний раз лёгкий штурмовик "Туканокласса" был поражен ПЗРК?


        smile Направьте его в район ДОНБАССА ...понятно что долго он там не проживет.
        Туканы хороши спору нет ...но опять же надо смотреть какой противник ему противостоит...а так можно и рогатку против мух рекламировать с помпой.
        1. Bongo 27 февраля 2017 08:12
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Направьте его в район ДОНБАСС ...понятно что долго он там не проживет.

          Давайте не будем сравнивать "дар божий с яичницой". no Над полем боя с сильной войсковой ПВО уязвимы даже Су-25. Хотя такая машинка, ночью могла бы действовать и над Донбасом, тем более, что сплошного радиолокационного поля там нет. А по поводу сравнения с "вертушками", Оля абсолютно права! yes
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Туканы хороши спору нет ...но опять же надо смотреть какой противник ему противостоит...а так можно и рогатку против мух рекламировать с помпой.

          Т.е. вы хотите сказать, что "Тукано" более уязвим чем Ми-24?

          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Но для борьбы с папуасами вооруженных легким стрелковым вооружением сгодится .

          Что вам плохого сделали эти колоритные парни? what
          1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 08:15
            Т.е. вы хотите сказать, что "Тукано" более уязвим чем Ми-24?


            Я хочу сказать что это дешевая для войны как калаш машина которую не жалко потерять и которые можно клепать сотнями вполне идеальна для войны в джунглях против партизан...для чего ее и делали.
            1. Bongo 27 февраля 2017 08:26
              Цитата: Тот же ЛЕХА
              Я хочу сказать что это дешевая для войны как калаш машина которую не жалко потерять и которые можно клепать сотнями вполне идеальна для войны в джунглях против партизан...для чего ее и делали.

              Но не стоит говорить о высокой уязвимости этих машин no Их живучесть, в любом случае выше чем у вертолётов, а эксплуатационные расходы и время подготовки к повторному боевому вылету гораздо меньше.
              1. Лопатов 27 февраля 2017 11:27
                Цитата: Bongo
                а эксплуатационные расходы и время подготовки к повторному боевому вылету гораздо меньше.

                Это если не учитывать расходы на оборудование полевых аэродромов. А если учитывать, то экономически применение самолётов типа "Тукано" тоже не особо себя оправдывает.
                1. Bongo 27 февраля 2017 15:05
                  Цитата: Лопатов
                  Это если не учитывать расходы на оборудование полевых аэродромов. А если учитывать, то экономически применение самолётов типа "Тукано" тоже не особо себя оправдывает.

                  Стоимость подготовки полевых аэродромов мизерна по сравнению со стоимостью обслуживания боевых вертолётов и реактивных боевых самолётов. Это ярко продемонстрировала серия спецопераций "Агата" проводимых в Бразилии. Кроме того для тех же Ми-24 к которым вы апеллируете также нужны подготовленные ВВП, неужели не знали? request
                  1. Лопатов 27 февраля 2017 16:14
                    Цитата: Bongo
                    Стоимость подготовки полевых аэродромов мизерна по сравнению со стоимостью обслуживания боевых вертолётов

                    Я бы не был в этом так уверен... Особенно если намечается активное противодействие со стороны тех, кого эти самолёты призваны атаковать.

                    Мало того, я не уверен, что стоимость применения современных "противопартизанских" самолётиков окажется ниже стоимости "работы" боевых вертолётов.
                    По борьбе с террористами в Ираке стоимость лётного часа "Апача" оказалась равна 3.851 доллар, ударного беспилотника MQ-9A, по сути- беспилотного аналога "Мвари"- 4.762 доллара.
                    Вот такие пироги. С котятами.
                    1. Bongo 27 февраля 2017 16:24
                      Цитата: Лопатов
                      По борьбе с террористами в Ираке стоимость лётного часа "Апача" оказалась равна 3.851 доллар, ударного беспилотника MQ-9A, по сути- беспилотного аналога "Мвари"- 4.762 доллара.

                      Ну вы сравнили! wassat
                      В одном из своих комментариев к данной статье я привел активные ссылки на ряд публикаций по этой теме, где всё по полочкам разложено. Если есть желание, то гляньте. Больше терять время на споры я не вижу смысла. no Опыт локальных конфликтов и спецопераций давно всё раставил по своим местам. hi
                      1. Лопатов 27 февраля 2017 16:34
                        Цитата: Bongo
                        В одном из своих комментариев к данной статье я привел активные ссылки на ряд публикаций по этой теме, где всё по полочкам разложено.

                        Ничего там не "разложено"...
                        К примеру, опыт применения якобы дешёвых "Ганшипов" показал, что стоимость одного их лётного часа составляет столько же, сколько лётный час почти 12 "Апачей"
                        Всё оказалось не так уж радужно, как описывалось в рекламных проспектах.

                        Единственный вариант- применение максимально простых самолётов вроде "Бронко". Без всех электронных наворотов и прочего. Или машин типа "Цесна Комбат Караван", основанных на распространённых гражданских самолётах практически без переделки. Если не применять весьма дорогое вооружение, а ограничится только визуальным наблюдением и наведением авиации и артиллерии, то действительно это экономически выгодно. Во всех иных случаях лучше боевые вертолёты.
            2. tchoni 27 февраля 2017 09:07
              Цитата: Тот же ЛЕХА
              Я хочу сказать что это дешевая для войны как калаш машина

              Вот ни разу она не дешовая. За 10 мультиков можно много чего гораздо более серьезного найти. Иногда даже и нового.
            3. g1washntwn 27 февраля 2017 10:47
              Судя по набору который в него напихан для борьбы с "папуасами" сильно дешевым он точно не будет. Плавно перетекая в тему защищенности, следует учитывать, что поражение "стеклянной кабины" тех же американских OV-10 Bronco - это 50% всех сбитых самолетов этого типа. Насколько защищено остекление от стрелкового и крупнокалиберного стрелкового у Мвари, можно только гадать. Следуя этому, два пилота (наверное) будут обходиться дешевле, чем такой же полноформатный ударный БПЛА.
          2. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 09:05
            Что вам плохого сделали эти колоритные парни?


            Мне ничего... smile да я и ничего личного против них не имею.

            Но ходят упорные слухи что они сварили и съели с большим удовольствием не одного цивилизованного туриста и миссионера...мясо белого человека по их поверьям передаст им силу белых людей.
          3. Лопатов 27 февраля 2017 11:25
            Цитата: Bongo
            Т.е. вы хотите сказать, что "Тукано" более уязвим чем Ми-24?

            -- У Ми-24 есть локальное бронирования, у "Тукано" оно отсутствует.
            -- Ми-24 более свободен, чем "Тукано" в выборе траекторий захода на цель
            -- Ми-24 в отличии от "Тукано" способен в более широком спектре менять скорость и направление движения, что затрудняет работу пулемётчикам и наводчикам зен. артиллерии, кроме того, Ми-24 способен дольше удерживать свой нос направленным на цель, что не только позволяет дольше вести огонь по ней, но и минимизируют силуэт, опять таки уменьшая вероятность поражения его тяжёлыми пулемётами и малокалиберной зен. артиллерией.
            1. Bongo 27 февраля 2017 15:10
              Цитата: Лопатов
              У Ми-24 есть локальное бронирования, у "Тукано" оно отсутствует.

              Вы уверены?
              Цитата: Лопатов
              Ми-24 более свободен, чем "Тукано" в выборе траекторий захода на цель

              С чего бы это? Не путайте минимальную скорость и траекторию полёта, т.е манёвренность. У "Тукано" манёвренность(диапазон изменения угловых скоростей) гораздо выше
              Цитата: Лопатов
              Ми-24 в отличии от "Тукано" способен в более широком спектре менять скорость и направление движения, что затрудняет работу пулемётчикам и наводчикам зен. артиллерии

              Нет!(см. текст выше) Вы Ми-24 на боевом курсе видели?
              Цитата: Лопатов
              Ми-24 способен дольше удерживать свой нос направленным на цель, что не только позволяет дольше вести огонь по ней
              Возможно. what
              Цитата: Лопатов
              но и минимизируют силуэт, опять таки уменьшая вероятность поражения его тяжёлыми пулемётами и малокалиберной зен. артиллерией.

              Вероятность поражения Ми-24 в равных условиях с "Тукано" гораздо выше, виду больших геометрических размеров и конструктивных особенностей вертолёта.
              1. Лопатов 27 февраля 2017 16:18
                Цитата: Bongo
                С чего бы это? Не путайте минимальную скорость и траекторию полёта.

                А может речь о радиусе поворота в этом случае вести стоит?

                Цитата: Bongo
                Нет! Вы Ми-24 на боевом курсе видели?

                Ага, одним глазом. Они ещё миномётчикам шишарик сожгли.

                Цитата: Bongo
                Вероятность поражения Ми-24 в равных условиях с "Тукано" гораздо выше, виду больших геометрических размеров и конструктивных особенностей вертолёта.

                Если использовать "Тукано" как самолёт для камикадзе, и при этом огонь по нему будет вестись только самой целью.
          4. iouris 27 февраля 2017 11:54
            Это не африканцы, а жители Океании.
          5. venik 27 февраля 2017 14:54
            Цитата: Bongo
            Хотя такая машинка, ночью могла бы действовать и над Донбасом,

            =====
            Вот только ОДИН вопрос: "А как ДОЛГО бы ОНА "ТАМ" смогла бы ДЕЙСТВОВАТЬ???
    3. tchoni 27 февраля 2017 09:05
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Машина уязвима для ПЗРК всех типов...и по скорости и по высоте...печалька.

      У меня для вас новость: поршневая машина с дохлым движком - очень плохая цель для ПЗРК с ТГСН - а таких сейчас - да почти все что есть.
      1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 09:11
        поршневая машина с дохлым движком - очень плохая цель для ПЗРК


        Мдаа...пролетает такой небесный тихоход перед носом и я старательно мажу по нему...ночью еще пойму ...но днем то почему.
        what
        1. Bongo 27 февраля 2017 09:20
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Мдаа...пролетает такой небесный тихоход перед носом и я старательно мажу по нему...ночью еще пойму ...но днем то почему.

          А у вас есть опыт стрельбы из ПЗРК? Уверяю вас, это не самое простое в применении оружие как принято считать среди обывателей. На учениях не всегда удавалось поражать неуправляемые РС-132 которые использовали в качестве мишени. Хотя летит эта ракета не быстро и очень хорошо "светит".
          1. Тот же ЛЕХА 27 февраля 2017 09:29
            А у вас есть опыт стрельбы из ПЗРК?


            Нет конечно...как и нет опыта стрельбы межконтинентальными ракетами...полагаю такое оружие доверяют человеку только после прохождения длительных процедур обучения и сдачи экзаменов smile ... я в их число никогда не попаду.
            Поэтому опираюсь в основном на ту информацию которая имеется в общедоступном пользовании.
            Но в своих выводах стараюсь ставить себя на стороне противника...ну например по опыту афганцев подстерегал бы самолеты на взлетах и проверенных маршрутах их полетов...кроме того можно использовать несколько наводчиков ПЗРК по одной цели...что резко повышает шансы сбить цель.
            1. Bongo 27 февраля 2017 10:11
              Цитата: Тот же ЛЕХА
              Нет конечно...как и нет опыта стрельбы межконтинентальными ракетами...полагаю такое оружие доверяют человеку только после прохождения длительных процедур обучения и сдачи экзаменов

              Для получения минимально устойчивых навыков применения ПЗРК "Стрела-2М" надо всего 2 недели.
              Цитата: Тот же ЛЕХА
              Но в своих выводах стараюсь ставить себя на стороне противника...ну например по опыту афганцев подстерегал бы самолеты на взлетах и проверенных маршрутах их полетов...кроме того можно использовать несколько наводчиков ПЗРК по одной цели...что резко повышает шансы сбить цель.

              Поинтересуйтесь статистикой применения ПЗРК, соотношение пусков и сбитых самолётов/ вертолётов это примерно 10:1. К тому же это достаточно сложное оружие нуждается в регулярном квалифицированном обслуживании.
              1. Лопатов 27 февраля 2017 11:33
                Цитата: Bongo
                Поинтересуйтесь статистикой применения ПЗРК, соотношение пусков и сбитых самолётов/ вертолётов это примерно 10:1.

                Главная роль ПЗРК состоит не в том, чтобы сбить летательный аппарат противника. Они предназначены для того, чтобы он не наглел, вынудить применять дорогие управляемые боеприпасы вместо пушек и НУРС.
                Такое соотношение пусков / поражений свидетельствует о том, что зачастую ПЗРК применялись для того, чтобы отпугнуть самолёты противника, сорвать атаку. В условиях, когда технически ПЗРК были не способны поразить цель.
                1. Bongo 27 февраля 2017 15:13
                  Цитата: Лопатов
                  Такое соотношение пусков / поражений свидетельствует о том, что зачастую ПЗРК применялись для того, чтобы отпугнуть самолёты противника, сорвать атаку. В условиях, когда технически ПЗРК были не способны поразить цель.

                  Да ладно, выдумывать то зачем? no Расскажите это полевым командирам в Афганистане, которые применяли ПЗРК почти исключительно из засад и рубили головы операторам за три промаха подряд.
                  1. Лопатов 27 февраля 2017 16:21
                    Цитата: Bongo
                    асскажите это полевым командирам в Афганистане, которые применяли ПЗРК почти исключительно из засад и рубили головы операторам за три промаха подряд.

                    Вот только честно, цифру 10:1 вы же взяли из статистики применения советских ПЗРК сирийцами по израильским самолётам, не так ли?
                    И с какого тут боку афганские душманы?

                    Так что,
                    Цитата: Bongo
                    Да ладно, выдумывать то зачем?
              2. Parsec 27 февраля 2017 13:19
                Цитата: Bongo
                Поинтересуйтесь статистикой применения ПЗРК, соотношение пусков и сбитых самолётов/ вертолётов это примерно 10:1. К тому же это достаточно сложное оружие нуждается в регулярном квалифицированном обслуживании.

                Сложность конструкции ПЗРК обуславливает простоту его применения.
                Обслуживание ПЗРК минимально и проще, чем обслуживание АК.
          2. Parsec 27 февраля 2017 13:45
            Цитата: Bongo
            На учениях не всегда удавалось поражать неуправляемые РС-132 которые использовали в качестве мишени. Хотя летит эта ракета не быстро и очень хорошо "светит".

            Любое оружие рассчитывается по типовой цели. Типовая цель для ПЗРК - тактический истребитель размерами в плане 10х15 м. Снаряд РС-132 диаметр 0.13 м, длина 0.9 м, размах крыльев 0.3 м. Сравните площади, 150 м2 и 1.2 м2, два порядка разницы.
            Скорость РС-132 в верхней точке траектории 250 м/с, на нисходящей ветви до 350 м/с, соответственно 900 км/ч и 1 260 км/ч, это верхние пределы для тактических истребителей, притом с 1 260 км/ч уже сверхзвук.
            Вы с космоперехватчиками готовитесь бороться?
            1. Bongo 27 февраля 2017 15:14
              Цитата: Parsec
              Вы с космоперехватчиками готовитесь бороться?

              Именно РС-132 была типовой мишенью при учебно-контрольных пусках "Стрела-2М" в 80-е годы.
      2. rasteer 27 февраля 2017 09:17
        А где вы в ней поршневой движок нашли там ТВД стоит как и на современных вертушках. В ИК диапазоне он светится конечно меньше чем ТРД даже двухконтурный, но вполне достаточно для ГСН ПЗРК.
        1. tchoni 27 февраля 2017 12:13
          Сорняк. Лоханулся с движком. Там точно турбинка.
  2. spech 27 февраля 2017 07:26
    В базовой конфигурации самолета пилотам предлагается спасаться при помощи парашютов, покидая машину самостоятельно.

    С толкающим винтом, смертники.
    1. Maegrom 27 февраля 2017 07:50
      Да и высоты вероятного применения самолета не велики. Так и так умирать.
    2. Владимир Постников 27 февраля 2017 07:53
      Цитата: spech
      С толкающим винтом, смертники.

      Есть такое впечатление. Кто может развеять сомнения?
      1. RussKamikadZE 27 февраля 2017 08:19
        Вряд ли сейчас найдутся , которые будут закупать этот самолет без катапультных кресел. Это даже с экономической точки зрения невыгодно.
      2. Bongo 27 февраля 2017 08:22
        1. Владимир Постников 27 февраля 2017 09:24
          Цитата: Bongo
          Почитайте (кликабельно).

          Какое отношение всё это имеет к опасности покидания "самостоятельно" для самолета с толкающим винтом?
          1. Bongo 27 февраля 2017 10:15
            Цитата: Владимир Постников
            Какое отношение всё это имеет к опасности покидания "самостоятельно" для самолета с толкающим винтом?

            Боевая живучесть с толкающим винтом, даже выше, чем с тянущем, так как хвостовые балки экранируют двигатель. Кроме того, толкающий винт "размывает" горячие выхлопные газы. А получить травму несовместимую с жизнью с такой же вероятностью можно на самолёте с классической схемой, встретившись при аварийном покидании с хвостовым оперением.
    3. rasteer 27 февраля 2017 09:22
      Если собьют на малой высоте, тут без катапульты так и так смертник, времени выпрыгнуть нет и высоты для открытия парашюта может не хватить. Но в отличии от боевых вертолетов (кроме ка-50,52) в него можно кресла поставить. А это значительно повышает шанс попасть живым в котел к папуасам. wink
      1. Bad_gr 1 марта 2017 18:27
        На наших спортивных Су-26 катапульты стояли. Из кабины вытягивает только лётчика (без кресла). Если правильно помню, вес этой системы (катапульты) 15 кг.
        На всех низколетящих самолётах и вертолётах, такая система лишней бы не была.
        1. rasteer 2 марта 2017 12:48
          Такая же стоит на ка-50, 52. А доп опция для этого агрегата полноценные кресла, не знаю зачем возможно нет нормального аналога нашего "фейерверка" laughing, а может просто сила инерции мышления.
  3. Старый26 27 февраля 2017 08:45
    Не совсем понятна вторая статья. 4 дня назад уже была аналогичная на "новостях"
    1. Bongo 27 февраля 2017 08:52
      Цитата: Старый26
      Не совсем понятна вторая статья. 4 дня назад уже была аналогичная на "новостях"

      Владимир, приветствую!
      Та была в разделе новости, а эту штатный автор ВО написал, и более подробно. Хотя, на мой взгляд, Кирилл темой "противопартизанской авиации" слабо владеет.
  4. tchoni 27 февраля 2017 09:02
    Самолет в базовой конфигурации обойдется заказчику в 10 млн долларов США. За технику в самой полной комплектации придется отдать вдвое больше. Несмотря на это, предлагаемый многоцелевой самолет может претендовать на звание одной из самых дешевых в мире боевых машин своего класса.

    Мне кажется, что этим южноафриканцы очень сильно сократили свои конкурентные преимущества. По данным ВИКИ за 12 лямов уже можно найти крокодила, а за 15 - купить, скажем. як-130 - самолет куда более универсальный и с вчетверо большей боевой загрузкой.
    1. Bongo 27 февраля 2017 09:17
      Цитата: tchoni
      Мне кажется, что этим южноафриканцы очень сильно сократили свои конкурентные преимущества.

      Скорей всего, в эту цену входит навороченный ПНРК и комплект управляемого вооружения. Так для американского АТ-6 и бразильского "Супертукано" стоимость высокоточного оружия, средства разведки и прицельно-навигационный комплекс также выше чем стоимость самих носителей. Также стоит учитывать, что стоимость эксплуатации лёгкой противопартизанской машины может быть в 10 раз ниже чем Як-130. И базироваться эта "стрекоза" может на любых грунтовых аэродромах.
      1. tchoni 27 февраля 2017 12:09
        Помнится, в статье говорится о том, что 10 лямов - это базовый вариант. Все что поинтересней - дороже.
        Цитата: Bongo
        Также стоит учитывать, что стоимость эксплуатации лёгкой противопартизанской машины может быть в 10 раз ниже чем Як-130. И базироваться эта "стрекоза" может на любых грунтовых аэродромах.

        А вот с этим можно и поспорить. Понятно, что без малого 1000-сильный поршневой движок будет менее прожорлив, чем два ТРД по 2500 кгс. Но, извините и обслуживание начинки стоит то же учитывать. Если комплектующие американские - то оно лицензионное.
    2. rasteer 27 февраля 2017 09:32
      Данный аппарат собирается из американской комплектухи. Что делает его вполне интересным предложением для стран которые в силу разных причин хотят или обязаны использовать технику приближенную к НАТО и США. Ну и скажем быу Ми-24 по операционным расходам обходится значительно дороже даже нового Ми-24, а не то, что этой мелюзги. С Як-130 ситуация та же, плюс к этом Як как реактивный самолет имеет значительно большую минимальную скорость полета, а этот показатель важен для противопартизанского самолета.
      1. tchoni 27 февраля 2017 11:34
        Як -130 очень универсальный самолет. Благодаря высокой механизации крыла имеет очень широкий диапазон эксплуатационных скоростей и, благодаря бюджетным двигателям, имеет весьма неплохие эксплуатационные показатели. Не требователен к качеству полос (при желании можно летать и с подготовленного грунта - шасси и воздухозаборники это позволяют). Я, соглашусь, что благодаря реактивным движкам он несколько более удобная цель для ПЗРК - это да, большой минус.
        1. kugelblitz 27 февраля 2017 13:56
          Надеюсь на Як-130 со временем приспособят контейнер целеуказания Т-220, под ракеты класса воздух-земля. Использовать как легкий бомбардировщик по аналогии МиГ-27 с Кайрой.
          1. tchoni 27 февраля 2017 16:20
            Итальяшки свою версию як130(а он поначалу разрабатывался с ними совместно) планируют вообще РЛС оснастить и как легкий истребитель применять. У нас, насколько знаю существует версия легкого штурмовика с олс.
  5. Старый26 27 февраля 2017 09:21
    Цитата: tchoni
    Мне кажется, что этим южноафриканцы очень сильно сократили свои конкурентные преимущества. По данным ВИКИ за 12 лямов уже можно найти крокодила, а за 15 - купить, скажем. як-130 - самолет куда более универсальный и с вчетверо большей боевой загрузкой.

    Да ничуть не сократили. У нас почему-то сразу начинают ставить знак равенства между этой машиной и нашими СУ-25/ЯК-130/МИ-24...
    Но порой эти машины просто "избыточны". Ну и что, что страна будет иметь пару СУ-25, как к примеру Нигер. Ведь помимо обладания самой машиной необходима и сопутствующая инфраструктура. Вот этот южноафриканец ИМХО очень прост в обслуживании. Сел на площадку, местный и 0,5 классами образования заправил его, как он заправляет машины на заправке. Еще пара-тройка таких же местных приволокли и подцепили на пилоны определенный тип ракет/НУРСов/бомб. И все. Не сравнить с обслуживанием реактивных движков у СУ-25/ЯК-130. Там как минимум обслуга должна за плечами ШМАС иметь. Да и не всегда той же африканской или латиноамериканской стране нужны сверхсовременные супервооруженные и супербронированные машины. ТВД там такой, что ПЗРК может оказаться редкостью. Да и не факт, что из ПЗРК его можно просто так сбить.
    Поэтому для определенных стран и ТВД машина очень даже ничего. Я всегда вспоминаю действия наших ПВО при пролете Руста. Та, выйти перед "Цессной" и выхлопом движков "прибить" Руста к Земле МИГ-31 смог бы. Но вот стать впровень с "Цессной" и заставить ее сесть - увы, машина слишком избыточна. Кстати, тогда часто ходили разговоры о том, что неплохо было бы иметь поршневой самолет со схожими характеристиками в качестве перехватчика.
    Вот эта машина для определенных функций и местности очень даже ничего. Прицельные системы позволят нанести удар не входя в зону поражения стрелкового оружия. "инсургенты" и ойкнуть не успеют, как получат по голове залп тех же НУРС
    1. rasteer 27 февраля 2017 09:42
      На счет отсутствия квалификации у техников не соглашусь, американская комплектуха, рукозавсима. Знакомы летчик 10 лет отлетавший в Африке по контракту как раз говорил, что это нашу технику любой негр починить может, а к западной спец нужен. laughing
      Другое дело, что топлива эта машина жрет меньше, да и ресурс деталей должен быть выше из за более низких нагрузок, по идее. Вот это и будет давать экономию на фоне СУ-25/ЯК-130/МИ-24.
    2. Yarhann 27 февраля 2017 10:12
      все верно разложили - это узкоспециализированная техника у нее будут свои задачи и местные разработают для нее тактику применения . Дешево и сердито . К примеру сбить тот же разведывательный дрон - ну давайте поупражняемся с земли или запустим су 35 или еще что побольше миг 31 - а такая телега отлично справится с такой задачей .
    3. tchoni 27 февраля 2017 16:23
      Про избыточность это вы зря. Там где избыточен крокодил за 12 лимонов вечнозеленых сгодился бы вертолет от бомбардьер с крупнокалиберным и тепловизором.за 2-4 лимона или транспортно- боевая цесна за 6. Но никак не Мотылек за 10 лямов.
  6. staviator 27 февраля 2017 10:08
    Цитата: tchoni
    як-130 - самолет куда более универсальный и с вчетверо большей боевой загрузкой.

    А як с грунтовки взлетит?И сколько будет стоить пару часов его патрулирования,а топливо, а обслуживание?А этот и с сельского аэродрома взлетит и сядет.В плане экономии самое то.ИМХО.
    1. tchoni 27 февраля 2017 16:25
      С грунтовки взлетит. И на подготовленную сядет и километровой полосы ему заглаза так как взлетает с 600 метров. И посадочная у него всего лишь 190 и воздухозаборник закрывается и шасси крупные, что б кочки не замечать....
  7. doktorkurgan 27 февраля 2017 21:39
    Самолет в базовой конфигурации обойдется заказчику в 10 млн долларов США. За технику в самой полной комплектации придется отдать вдвое больше. Несмотря на это, предлагаемый многоцелевой самолет может претендовать на звание одной из самых дешевых в мире боевых машин своего класса.

    Я, конечно, извиняюсь, но за 20 млн. вечнозеленых баксов можно и поинтереснее машину прикупить.
    Те-же американцы из Textron сотоварищи работают над штурмовиком Skorpion

    Боевая нагрузка до 2800 кг., использование управляемых боеприпасов, в т.ч. и нового поколения, рабочие высоты вне досягаемости МЗА и ПЗРК.
    1. LastPS 28 февраля 2017 12:32
      Эта стрекоза - швейцарский нож для бедняков.Он рассчитан на низкую стоимость эксплуатации для тех стран, где остальное избыточно. Нетребователен к качеству аэродромов, имеет очень распространенное на гражданке двигло, очень низкую тепловую сигнатуру (что для потенциальных противников со старыми ПЗРК вряд-ли вообще делает его простосбиваемым), высокотехнологичный прицельный комплекс. Тот же скорпион скорее всего гораздо более требователен к качеству полос, обслуживающего персонала, да и в обслуживании значительно дороже будет выходить. Для разведки и антипартизанской войны лучше и не придумаешь, а большего таким мелким государствам обычно и не надо.
Картина дня