Бронетранспортеры T55 и T56 (США)

Пятидесятые годы прошлого века в контексте армии США стали временем бурного развития бронетранспортеров. За несколько лет был представлен ряд новых проектов подобной техники, часть которых впоследствии дошла до серийного производства. Некоторые образцы, тем не менее, так и не вышли за пределы полигонов, хотя и повлияли на дальнейшее развитие техники. Одной из самых интересных попыток создания перспективных боевых бронированных машин стали проекты T55 и T56.

Развитием важнейшего направления в то время в основном занимались признанные лидеры отрасли. Тем не менее, и другие компании пытались решить поставленные задачи, представив свои версии новой бронетехники. В начале пятидесятых годов свое желание заняться тематикой бронетранспортеров выразила компания Allis-Chalmers, а точнее, ее отдел Tractor Division. Инженеры этого отдела имели определенный опыт в создании гусеничной техники, однако пока речь шла только о проектах гражданского назначения и о вспомогательных военных машинах. Теперь же компания решила создать полноценный образец боевой машины для сухопутных войск.


Опытный образец БТР T55



Как следует из имеющейся информации, целью проекта Tractor Division of Allis-Chalmers было создание новой гусеничной машины, способной перевозить несколько солдат с оружием и защищать их от стрелкового оружия противника. При этом машина должна была отличаться от существующей техники аналогичного назначения некоторыми любопытными особенностями конструкции. Так, предлагалось максимально использовать т.н. рациональные углы бронирования, что позволяло повысить уровень защиты. Кроме того, корпус должен был отличаться весьма плотной компоновкой внутренних отсеков. При этом достигалось сокращение боевой массы, дававшее возможность повысить подвижность.

В рамках единой программы было предложено разрабатывать сразу два новых образца бронетехники, основанных на общих идеях и решениях. Кроме того, они должны были отличаться высокой степенью унификации, а основные различия заключались в габаритах и вместимости. Менее крупный образец бронетехники, способный перевозить меньшее число солдат, получил рабочее обозначение T55. Бронетранспортер с более крупным десантным отделением обозначили как T56.

Проектом T55 / T56 предлагалось использование сварного броневого корпуса, состоящего из нескольких листов разной формы. При этом все детали, за исключением днища, должны были иметь толщину 12,7 мм. Защита машины снизу возлагалась на лист толщиной 6,35 мм. Следовало использовать гомогенную катаную броню. За счет своей толщины и больших углов наклона она должна была обеспечивать требуемый уровень защиты, выдерживая попадания пуль стрелкового оружия.


Он же, вид на корму и другой борт


Повышать уровень защиты предлагалось путем наклонного размещения броневых листов. Лоб корпуса выполнили в виде конструкции из двух листов: нижний монтировался с наклоном наружу, верхний – с завалом внутрь. С верхним листом должен был контактировать трапециевидный наклонный лобовой лист рубки. Элементы ходовой части монтировались на вертикальных бортах, под надгусеничными полками. Защита экипажа и некоторых агрегатов машины возлагалась на надстройку-рубку, выполненную в виде отдельно собираемой конструкции. Она имела наклонный лобовой лист с необходимыми люками; борта устанавливались с наклоном внутрь, а корма имела нижнюю вертикальную и верхнюю наклонную детали.

Компоновка корпуса подбиралась с учетом наиболее плотного размещения отсеков и агрегатов. Наиболее эффективной с такой точки зрения оказалась компоновка с размещением моторного отсека в передней части машины, у правого борта. Сравнительно узкий отсек слева от двигателя выделялся под отделение управления. Все прочие объемы корпуса предлагалось использовать для размещения десанта.

Двумя проектами предлагалось использование схожих корпусов, имевших некоторые отличия. Так, БТР T56 должен был иметь большую общую длину, позволявшую увеличить внутренние объемы. Как следствие, форма его корпуса немного отличалась от T55. В частности, был иным угол расхождения и наклона бортовых листов. Также пришлось соответствующим образом изменить ходовую часть, чтобы сохранить основные ее характеристики на требуемом уровне.


Размещение водителя и десанта


Проекты T55 / T56 предлагали использовать унифицированную силовую установку на основе шестицилиндрового четырехтактного бензинового двигателя General Motors Model 302 мощностью 148 л.с. Двигатель помещался в задней части своего отсека. Рядом с ним находились радиатор, воздушный фильтр и некоторые другие устройства. В передней части отсека расположили механическую трансмиссию Allison X-drive XT-90-2 с тремя передачами переднего хода и одной заднего. Трансмиссия соединялась с передними ведущими колесами. Обслуживать двигатель предлагалось при помощи прямоугольного люка в лобовом листе корпуса. Приток воздуха в моторный отсек обеспечивался заборным устройством, размещенным внутри обитаемого объема. Горячий воздух выбрасывался через жалюзи в передней части правого борта. Выхлопная труба двигателя выходила через отверстие в правом борту корпуса и закреплялась на нем. Глушитель размещался на борту десантного отделения.

Характерной чертой нового проекта было минимальное доступное пространство внутри корпуса. Из-за этого при разработке ходовой части пришлось использовать новые решения, позволявшие не уменьшать и без того небольшие объемы корпуса. На каждом борту корпуса бронетранспортера T55 должно было помещаться по четыре опорных катка с индивидуальной подвеской типа Torsilastic. В составе такой подвески имелись балансиры, аналогичные используемым с торсионами, но вместе с ними применялись иные упругие элементы. Последние вместе с балансирами находились за пределами корпуса и помещались в характерных цилиндрических кожухах. Для правильного удержания всех деталей снаружи ходовая часть прикрывалась дополнительной балкой. Передние три пары катков оснащались дополнительными амортизаторами.

В передней части корпуса, со значительным превышением над опорными катками, устанавливались ведущие колеса. Задний опорный каток лежал на грунте, но при этом выполнял функции направляющего колеса. Поддерживающие ролики не предусматривались. Использовалась гусеница шириной 510 мм. Для удобства обслуживания гусеница конструктивно разделялась на несколько стандартных секций.


Корпус T55 со снятой надстройкой


Перспективный бронетранспортер T56 должен был иметь схожую ходовую часть, однако ее конструкция имела некоторые отличия. В связи с использованием более длинного корпуса было решено дополнить имеющуюся ходовую дополнительной парой опорных катков, а также увеличить длину наружных балок и использовать более длинную гусеницу. Иные изменения не использовались.

Оба новых проекта подразумевали кардинальное сокращение экипажа техники. Управлять БТР T55 / T56 должен был только один водитель. Его рабочее место помещалось слева от двигателя в передней части корпуса. Предложенный пост управления не отличался большими размерами, но позволял установить все необходимое оборудование. В распоряжении водителя имелись два рычага управления тормозами, рычаг коробки передач, одна педаль и некоторые другие органы управления, размещенные с максимально возможной плотностью.

Для посадки на свое место механик-водитель должен был использовать люк в лобовом листе корпусе. Крышка люка овальной формы на петлях откидывалась вправо. На марше водитель мог следить за дорогой, используя весь люк. В боевой обстановке люк закрывался, после чего для вождения следовало использовать единственный перископический прибор, установленный в крышке. В определенных обстоятельствах водитель мог покинуть машину не только через собственный люк, но и при помощи люков десантного отделения, однако теснота внутренних объемов корпуса вряд ли позволяла делать это быстро и просто.


Пост управления


В связи с желанием конструкторов Tractor Division of Allis-Chalmers максимально сократить габариты и получить высокий уровень защиты, бронетранспортеры новы моделей не отличались большим удобством с точки зрения десанта. Тем не менее, даже в имеющихся габаритах авторам проекта удалось разместить достаточно много бойцов, хотя об удобстве говорить не приходилось.

Бронемашина T55 могла брать на борт до пяти десантников. Для их размещения использовался задний отсек корпуса, находящийся позади моторного отделения и рабочего места водителя. Десантники должны были сидеть лицом друг к другу на нескольких сиденьях, размещенных вдоль бортов. Из-за малой высоты корпуса сиденья предлагалось устанавливать достаточно низко над полом. Сиденья левого борта занимали всю доступную длину отделения, тогда как правые отличались меньшим суммарным размером. Дело в том, что у правого борта внутрь десантного отделения входило воздухозаборное устройство силовой установки, не позволившее использовать максимально длинные сиденья.

Проект T55 предлагал усаживать трех десантников у левого борта и двух у правого. Достаточно интересен способ решения проблемы с малой шириной десантного отделения. Чтобы не наступать друг другу на ноги, солдаты должны были разводить или сводить колени, устраиваясь удобнее в имеющемся объеме. Пожалуй, такие предложения лучше всего демонстрируют, мягко говоря, специфическую эргономику оригинального бронетранспортера. В бортах корпуса предусматривалось по одной прямоугольной амбразуре со сдвижной крышкой.

Второй вариант боевой машины, T56, отличался более длинным корпусом, но и в этом случае не шло речи о повышении удобства солдат. Внутри такого бронетранспортера тоже следовало устанавливать два набора сидений у бортов. Под левым бортом помещались пять бойцов, под правым – четверо. При сохранении не самой удобной архитектуры емкость отделения удалось значительно увеличить. Из-за роста длины корпуса в бортах появилось по одной дополнительной амбразуре, аналогичной использовавшейся в другом проекте.


Общий вид T56


Солдаты могли попадать в десантное отделение двумя способами. В кормовом листе рубки корпуса предусматривался достаточно крупный проем с распашной дверью. Левая створка такого люка имела собственную амбразуру с крышкой. Второй люк для десанта находился в крыше и тоже имел две крышки, откидываемые в стороны. В случае с бронетранспортером T55 предлагалось использовать только один люк в крыше. Более длинная машина T56, в свою очередь, должна была нести два таких устройства.

Какие-либо сведения об оснащении перспективных БТР собственным вооружением для самообороны отсутствуют. Изображенная на сохранившихся схемах и фотографиях опытная техника не просто не несет оружие, она, похоже, даже не имеет средств для его монтажа. Нельзя исключать, что в дальнейшем бронетранспортеры могли получить пулеметную установку, смонтированную, например, перед люком в крыше, однако остается только гадать, насколько неудобным для десантников было бы ее использование.

Задача сокращения габаритов техники была успешно решена. Длина «короткого» бронетранспортера T55 составляла всего 3,75 м. Аналогичный параметр «длинного» T56 достигал 4,68 м. Максимальная ширина обеих машин – 2,6 м, высота – не более 1,7 м. Боевая масса машин должна была находиться в пределах 8-9 т. Расчетная максимальная скорость обоих БТР достигала 48 км/ч, запас хода – более 240 км. Шасси позволяло подниматься на 30-градусный склон или стенку высотой 71 см, а также пересекать траншеи шириной 1,4 м. Без подготовки преодолевался брод глубиной 0,6 м.


Корма машины


По имеющимся данным, к середине пятидесятых годов компания Tractor Division of Allis-Chalmers завершила разработку двух оригинальных проектов и построила пару опытных машин. Для проверки новых идей и решений предлагалось использовать два прототипа, построенные в соответствии с разными проектами нового семейства. Вскоре после окончания сборки, по-видимому, техника вышла на полигон для проверки в реальных условиях.

Подробности испытаний неизвестны, но зато понятны их результаты. Ряд оригинальных идей и решений позволил построить весьма необычную бронетехнику, но эти же нововведения фактически закрыли машинам дорогу в войска. Бронетранспортеры T55 и T56 могли показывать сколь угодно высокие характеристики подвижности и защиты экипажа, но это не позволяло компенсировать самый крупный и фатальный недостаток. Плотная компоновка корпуса позволила довести вместимость десантного отделения до максимально возможных значений, но удобство размещения бойцов, мягко говоря, оставляло желать лучшего. При поездке по пересеченной местности о комфорте вообще говорить не приходилось. Наконец, процесс посадки и высадки – особенно в боевых условиях – превращался в сложную и небыструю процедуру.

В существующем виде оригинальные бронетранспортеры необычного вида не представляли интереса для армии, из-за чего оба проекта были закрыты за ненадобностью. Тем не менее, о них не забыли. Вскоре появилось предложение об использовании одного из существующих шасси в качестве основы для другого перспективного образца боевой бронированной машины.


Схема T56


В начале пятидесятых годов военное ведомство США сформировало требования к новой технике, требуемой войскам. Корпус морской пехоты нуждался в легкой авиатранспортабельной гусеничной машине, способной бороться с танками условного противника. Компания Allis-Chalmers вскоре представила свой вариант такой техники. После очередного изменения проекта основой для новой машины стало шасси бронетранспортера T55. Оно, как выяснилось на испытаниях, не слишком хорошо подходило для перевозки пяти десантников, но вполне могло использоваться в иных ролях.

В ходе создания новой противотанковой самоходки конструкторы компании-разработчика незначительно изменили существующий корпус. С крыши убрали прямоугольный люк, вместо которого появился погон башни. На него установили вращающуюся башню с шестью безоткатными орудиями M40 калибра 106 мм и одним пулеметом M1919. Внутри старого корпуса помещался экипаж из трех человек и некоторое количество выстрелов для орудий. Эргономика обновленных обитаемых объемов заметно улучшилась.

В августе 1955 года компания Allis-Chalmers получила заказ на производство 297 боевых машин нового типа. 31 октября 1956 года эта техника была официально принята на вооружение КМП под обозначением M50 Ontos. В течение нескольких следующих лет морская пехота получила всю заказанную технику. Противотанковые самоходки успели принять участие во Вьетнамской войне. Эксплуатация таких машин продолжалась до 1969 года, когда их сняли с вооружения по причине морального и физического устаревания.

Бронетранспортеры T55 и T56 (США)
Противотанковая самоходка M50 Ontos


Два прототипа бронетранспортеров T55 и T56 в первой половине пятидесятых годов прошли испытания, после чего их судьба неизвестна. Вероятно, эту технику перестроили и использовали в качестве основы для прототипов будущей САУ M50. Что с ними было дальше – история умалчивает. Скорее всего, как и многие другие уникальные образцы, бронетранспортеры отправились на разборку. Тем не менее, все еще есть шанс увидеть если не T55 в оригинальной конфигурации, то хотя бы машину на ее базе, имеющую схожую конструкцию. Сейчас в разных музеях Соединенных Штатов экспонируется полтора десятка машин M50 Ontos.

Программа создания бронетранспортеров T55 и T56 является интересным примером того, как некоторые проекты могут давать неожиданные результаты. Изначально целью работ было создание двух версий перспективной техники для перевозки солдат. При этом в проекте было решено использовать чересчур смелые идеи, что фактически лишило новую технику реальных шансов на поступление в армию. Тем не менее, разработанное шасси все еще представляло интерес с точки зрения новых проектов. Ему удалось найти применение в качестве основы для иного образца военной техники. В результате не самый удачный БТР смог стать достаточно хорошей для своего времени САУ.


По материалам:
http://afvdb.50megs.com/
http://russian-tanks.com/
Hunnicutt, R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. Navato, CA: Presidio Press, 1999.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Hunnicutt, R.P. "Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles", Afvdb.50megs.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. КИБЕРНИНДЗЯ 3 марта 2017 15:06
    Ну не знаю какая тактика боя у западников,но в населенных пунктах,да еще с многоэтажными домами,поразить эту "танкетку" можно было без проблем.Гранатометы в то время тоже использовали наравне с автоматами и пулеметами ,однако.
    1. Вождь краснокожих 3 марта 2017 23:23
      А почему сразу "в населенных пунктах"?... Танк в городе - уязвим в многократно раз. И необязательно от гранатомета - бутылок с бензином хватало. Доказано - Берлином, Прагой, Грозным... Но большинство генералов советской школы почему то упрямо верят, что именно танковые дивизии должны переть на убой в кварталы. Не группы обученного спецназа, не ДШБ, а именно трое смертников в сорокатонной бронированной коробке...
      1. КИБЕРНИНДЗЯ 4 марта 2017 11:56
        Вообще то,для большей безопасности танков,была отработана тактика шахматного порядка,пехота играла роль прикрытия,зачистку зданий (осмотр) производили другие подразделения,не посредственно после прохода 1 эшелона,то бишь,2 эшелон шел впритирку к 1-му.Эту тактику отработали после ВОВ,особенно после Берлинской операции.
  2. Вождь краснокожих 3 марта 2017 18:58
    Явный "плюс" танкеток - их дешевизна. Ведь и в наше время они не потеряли интерес у военных - яркий пример - немецкая авиадесантная "визель". Опять же - габариты. В такую машинку сложнее попасть из того же гранатомета. Наверное многие считают РПГ-7 чуть ли не снайперским оружием, но спешу разочаровать - это далеко не так...
    1. КИБЕРНИНДЗЯ 4 марта 2017 11:59
      Можно считать и так... Но если ты,с этим РПГ еще и спишь... Опыт как говорится-не пропьешь.Да и техника в руках идиота-груда металлолома.
Картина дня