Эскадрильи индийских Су-30МКИ превратят в передовые комплексы РТР: достойная замена для МиГ-25Р


Весьма редкое зрелище: Су-30МКИ и МиГ-25Р ВВС Индии возле одной рулёжной дорожки на одной из индийских авиабаз


В конце 80-х годов, когда на вооружении войск ПВО Китая ещё не было дальнобойных зенитно-ракетных комплексов верхнего рубежа С-300ПС/ПМУ-1 и китайских аналогов HQ-9, а истребительная авиация завоевания превосходства в воздухе могла похвастаться лишь устаревшими истребителями-перехватчиками J-8II «Finback-B» с УРВВ типа PL-5B дальностью 15-20 км, полёты совершеннейших на то время в ВВС Индии высотных фоторазведчиков МиГ-25Р над Поднебесной ограничивались лишь техническим радиусом действия этих машин, который составлял 920—1050 км. В 1981-м году с целью проведения эффективной тактической разведки в глубоком тылу вероятных противников — Китая и Пакистана, Минобороны Индии закупило у СССР партию из 10 высотных разведчиков МиГ-25Р и 3 МиГ-25РУ, которые были сведены в 102-ю разведывательную эскадрилью «The Trisonic» (можно перевести как «3-маховый»); лётчиков «двадцатьпяток» именовали «агентами 007 ВВС».



В середине 80-х гг. самыми совершенными многоцелевыми истребителями китайских ВВС являлись двухдвигательные машины 3-го поколения J-8II «Finback-B». Они обладали скоростью 2300 км/ч, практическим потолком 19000 м и боевым радиусом действия 800 км с одним подфюзеляжным ПТБ. Несмотря на нагрузку на крыло в 340 кг/м2, а также достаточно высокую предельную перегрузку (8-9G), обычное треугольное крыло без развитых наплывов с малым размахом не давало возможности выполнять высокоэнергетическое маневрирование на малых и средних дозвуковых скоростях. Конструкция крыла имеет много общего с подобной у МиГ-21, а конфигурация воздухозаборников и нижнего складного киля аналогична МиГ-23, планер которого, по сообщениям западной прессы, был доставлен в Поднебесную из Египта


Высотные фоторазведчики МиГ-25Р, показавшие на испытаниях уникальные скорости полёта до 3395 км/ч (сопоставимо с SR-71A «Blackbird») и скороподъёмность в 25 км за 3,3 мин, позволяли индийским лётчикам выполнять динамическую горку с трёхкилометровым превышением практического потолка непосредственно над квадратом проведения фоторазведки. Высота достигала 26000 м, что позволяло минимизировать риски перехвата «Фоксбэта» существующими ЗРК типа С-75. Начиная с 1993-го года ситуация резко изменилась, и полёты МиГ-25Р из эскадрильи «Трисоник» над КНР пришлось прекратить. Отношения между Москвой и Пекином начали резко улучшаться после 20-летнего «застоя», связанного с территориальным военным конфликтом на острове Даманском. Первым результатом стало восстановления военно-технического сотрудничества: уже в 1994-м на вооружении ПВО Китая появились зенитно-ракетные дивизионы С-300ПС, полностью закрывающие воздушное пространство страны для индийских МиГ-25Р. Более того, на вооружение ВВС Китая были приняты истребители-перехватчики Су-27, оснащённые мощными на то время бортовыми радарами Н001 и ракетами Р-27Р/ЭР, не оставляющими индийским МиГам никаких шансов на безнаказанное вторжение в китайское воздушное пространство. Именно поэтому в 90-е годы зона безопасного оперирования эскадрильи «The Trisonic» резко сузилась до одной лишь территории Пакистана и не имеющего стратегической ценности участка индийско-китайской границы.


Индийский лётчик высотного фоторазведчика МиГ-25Р рядом с иллюминатором аэрофотоаппарата типа АФА А-70М, размещённого в специальном съёмном контейнере. В носовой части машины находится ещё 3 отсека с разведывательными АФА А-70М и один — с топографическим фотоаппаратом АФА-Е/10


Наиболее известный полёт индийского МиГ-25Р над территорией Пакистана состоялся в мае 1997-го года. Тогда одна из машин эскадрильи «прошла» на высоте 19500 м, непосредственно над столицей страны — Исламабадом, со средней скоростью 2100—2200 км/ч. Как сообщает военно-аналитический ресурс «Военный Паритет», безнаказанный заход МиГ-25Р в воздушное пространство Пакистана произошёл по причине отсутствия у ВВС страны истребителей, способных перехватить столь высотную и быструю аэродинамическую цель. Тем не менее, такое мнение является необъективным. Для начала стоит отметить тот факт, что в 80-90-х гг. на вооружении Военно-воздушных сил Пакистана состояло 18 истребителей-перехватчиков «Mirage-IIIEP», а также 58 «Mirage-5PA2/3». Вариант «Mirage-5PA3» оснащался бортовой РЛС с обратной схемой Кассегрена «Агава», позволяющей обнаружить крупный МиГ-25Р на дальности 46-50 км. Начиная с дальности примерно 40 км до цели в ППС, пакистанский «Мираж» вполне мог атаковать МиГ-25Р ракетами класса «воздух-воздух» «Super-530F/D». Более того, «Миражи», в случае промаха на встречно-пересекающейся траектории (в переднюю полусферу), вполне могли атаковать МиГ вдогон, ведь скорость первых составляет без малого 2100 км/ч с парой ракет на подвеске, а «Super-530F/D» и вовсе разгоняются до 1480 м/с (5М), давая фору многим современным 4-маховым ракетам воздушного боя.

Очевидно, что здесь имеет место недоработка наземных пунктов дальнего радиолокационного обнаружения ПВО Пакистана, которые по неизвестным причинам не успели своевременно обнаружить индийский МиГ-25Р и поднять на перехват «Миражи», вооружённые ракетами «Super-530D». В пользу индийских лётчиков-«Трисоников» сыграл и географический фактор. Расстояние от индийского штата Джамму и Кашмир до Исламабада составляет порядка 50 км; и, осуществляя полёт над своей территорией, индийский фоторазведчик просто сделал внезапный «крюк» в сторону столицы Пакистана. Обладая далеко не лучшими средствами радиотехнической разведки, ВВС и ПВО Пакистана просто не успели принять соответствующие ответные меры, ведь траектория индийского «Foxbat-B» охватила не более 250 км воздушного пространства Пакистана, которое он преодолел всего за 4—4,5 минуты. В те годы наш легендарный «стратосферный хищник» успешно полагался на свой непревзойдённый лётно-технический потенциал, оставляя далеко позади все лучшие истребители-перехватчики 3-го поколения во время выполнения разведывательных миссий в глубине воздушно-космического пространства противника.


Управляемые ракеты воздушного боя «Super-530F» поступили на вооружение индийских и пакистанских ВВС ещё в конце 80-х годов. Они позволяли перехватывать цели противника с превышением 9000 м относительно точки запуска с подвески носителя. К примеру, пакистанские «Mirage-III» и «Mirage-5», поднявшиеся на высоту 16,5 км, вполне могли перехватить индийские МиГ-25Р, выходящие на динамическую горку с возвышением в 25 км. Тем не менее, благодаря высоким скоростным возможностям «двадцатьпяток» и близости индийско-пакистанской границы, пакистанская ПВО за целое десятилетие так и не успела эффективно ответить на хорошо проработанные операции 102-й разведывательной эскадрильи «The Trisonic»


К концу 90-х гг. на вооружение пакистанских F-16A/B, по неподтверждённой информации, поступило некоторое количество управляемых ракет воздушного боя средней дальности AIM-7M (до 80 км), а уже в первом десятилетии XXI века арсенал закупленных Пакистаном F-16A/B/C/D пополнился 500 единицами новых ракет с АРГСН AIM-120С-5 с дальностью 105 км. Оба типа ракет обладают возможностью атаки высокоскоростных целей с большим превышением относительно носителя, а поэтому все положительные качества высотного МиГ-25Р не могли обеспечить стабильного и безопасного выполнения операции. К лету 2006-го года ВВС Индии сняли с вооружения все 13 фоторазведчиков МиГ-25Р/РУ; в то же время достойных авиационных комплексов для замены старых машин так и не нашлось. Поступившие на вооружение Су-30МКИ оснащены бортовой РЛС с пассивной ФАР Н011М «Барс», способной реализовать картографирование рельефа местности на расстоянии до 200 км, но этот режим не является режимом синтезированной апертуры (SAR), а поэтому добиться фотографически чёткого радиолокационного изображения от этих станций нельзя.

Данными возможностями обладает более совершенный бортовой радар с ПФАР Н035 «Ирбис-Э», являющийся сегодня «ядром» системы управления вооружением многоцелевого истребителя Су-35С. Это изделие может быть установлено на индийские Су-30МКИ в рамках 2-го этапа модернизации авиапарка «Сушек», но окончательная договорённость о типе нового радара будет достигнута не ранее 2019-го года, а поэтому командование ВВС Индии решило подстраховаться, и, по каналам тесного военно-технического сотрудничества между Минобороны Индии и израильской аэрокосмической корпорацией IAI, инициировало отдельный контракт на закупку специализированных контейнерных РЛС EL/M-2060P SAR/GMTI.


Подвесной контейнерный радиолокационный комплекс EL/M-2060P предназначен для использования на большинстве видов тактической авиации (от F-16C Block 60 до «Rafale» или Су-30МКИ). Главным условием для его интеграции в БРЭО современных истребителей является наличие на борту современного интерфейса MIL-STD-1553B


Подвесной контейнерный радиолокационный комплекс EL/M-2060P представляет собой одностороннюю высокоэнергетическую волноводно-щелевую антенную решётку (ВЩАР) бокового обзора, размещённую в крупном слегка приплюснутом радиопрозрачном подвесном контейнере. Левостороннее или правостороннее расположение антенной решётки задаётся перед полётом в соответствии с географическим расположением разведываемой территории противника. Решётка имеет сектор обзора 60º с возможностью механического доворота ещё примерно на ±20º, что формирует суммарную зону обзора в 100º. Средняя потребляемая EL/M-2060P составляет 3кВт, максимальная — 4,3 кВт, что даёт возможность сканировать земную поверхность с получением фотографически чётких изображений рельефа и целей на нём на расстоянии в 170 км. Между тем стоит отметить, что ВЩАР не позволяет получить радиолокационное изображение с разрешением в 1-3 м, которое доступно для SAR-радаров с АФАР и ПФАР типа «Ирбис-Э», AN/APG-77/81, AN/ZPY-2 (БПЛА RQ-4A) и AN/APY-3 (самолёт стратегической E-8C «J-STARS»), а поэтому и точно идентифицировать наземные юниты противника вряд ли получится (расчётное разрешение ЩАР-радаров в режиме SAR составляет более 5 — 10 м).

Для обеспечения устойчивой работы на малых и больших дальностях, в РЛС EL/M-2060P используется 3 рабочих частотных диапазона сантиметровых волн — С, Х и Ku (самые чёткие изображения создаются в Ku-диапазоне). РЛС обладает и другими режимами работы. Одним из них является GMTI, позволяющий обнаруживать и сопровождать движущиеся наземные цели. Также существует аппаратная и программная возможность введения режима инверсного синтезирования апертуры (ISAR). Его суть заключается в том, что чёткая радиолокационная картина формируется не за счёт движения апертуры радара EL/M-2060 в пространстве, а благодаря перемещению облучаемого подвижного объекта, совершающего маятникообразные движения, характерные для морских юнитов и их конструктивных элементов (подлодки, перископы и шноркели ПЛ, надводные корабли и т.д.). ISAR-режим, введённый в контейнерных РЛС EL/M-2060P «Airborne SAR Reconnaissance Pod» может позволить индийским Су-30МКИ гораздо оперативней идентифицировать состав китайских корабельных ударных группировок без необходимости поднимать в воздух стратегические противолодочные P-8I «Нептун».


P-8I «Нептун» ВВС Индии


В носовом и хвостовом отсеках контейнерного РЛК EL/M-2060P от подразделения «ELTA» расположены: автономный цифровой контроллер управления радаром, устройство преобразования радиолокационной информации, а также шина данных стандарта MIL-STD-1553B для синхронизации с системами управления вооружением многочисленных истребителей поколения «4+/++». Контейнер также оснащён и дополнительным видеовыходом типа RS-170 (05 CCIR) для отображения радиолокационного изображения на МФИ пилота и его ретрансляции, посредством тактических радиоканалов обмена информацией истребителя, на другие дружественные боевые единицы. Для прямого обмена тактической информацией с другими наземными, надводными и воздушными юнитами на контейнерную РЛС устанавливают радиостанции сетецентрической многодиапазонной сети EL/K-1850. Данная сеть функционирует по аналогии с американской «Link-16» в L, S, C, X и Ku-диапазонах дециметровых и сантиметровых волны. Помехозащищённость тактических радиоканалов данной сети обеспечивается за счёт оснащения абонентов направленными параболическими и плоскими антенными решётками. Для минимизации вероятности перехвата и расшифровки радиоканала применяется ППРЧ. В зависимости от метеорологической обстановки и радиогоризонта, эффективная дальность действия EL/K-1850 может достигать 250 — 360 км. Благодаря высокой скорости двухсторонней передачи информации (команды управления и пакеты радиолокационных данных), достигающей 280 Мбит/с, а также автономностью модуля EL/K-1850, радиолокационным комплексом EL/M-2060Р можно управлять и дистанционно с наземного операторского пункта, без задействования лётчика или оператора систем носителя. В случае задействования экипажа применяется специализированный бортовой терминал EL/K-1865 (ADT), предназначенный для конвертирования радиолокационных данных в видеопоток, отображающийся на МФИ в кабине экипажа.

Радиолокационный комплекс оснащается продвинутой системой воздушного охлаждения, представленной небольшим носовым воздухозаборником с защитной сеткой и трубчатым воздуховодом. Последний распределяет воздушный поток между отсеками модулей управления и преобразования информации, а также главным отсеком с РЛС EL/M-2060P. Масса всего контейнера с радаром составляет всего 590 кг, что в 2,47 раза легче 1818-литрового подвесного топливного бака для палубного истребителя F/A-18C «Hornet»: всяческие массогабаритные ограничения по размещению данной контейнерной РЛС на центральных точках подвески Су-30МКИ и LCA «Tejas Mk.1/2» отсутствуют даже при одновременном оснащении 2 большими ПТБ для проведения разведывательной операции в радиусе 1500 — 2000 км.

Принимая во внимание тот факт, что эффективная дальность действия компактной контейнерной РЛС EL/M-2060P всего на 25% уступает таким громадным радарам , как AN/APY-3, её использование в составе БРЭО Су-30МКИ откроет перед Военно-воздушными силами Индии массу преимуществ, основными из которых будут:

— 2-кратное сокращение времени доставки на необходимый участок театра военных действий (скорость Су-30МКИ с данным контейнером составит около 1850 км/ч, что в 2 раза быстрей, чем у тяжёлых двух- или четырёхдвигательных самолётов РТР/РЭР типа E-8C или Ту-214Р);

— возможность задействования в непосредственной близости к территории противника благодаря размещению на истребителе (самолётам РТР на базе авиалайнеров и военно-транспортных самолётов приближаться к территории противника — смерти подобно), за счёт этого момента разведывательная деятельность одной «Сушки» может стать в разы эффективней, чем у любой махины типа RС-135V/W «Rivet Joint» или E-8C «J-STARS»;

— в десятки раз меньшая стоимость контейнерного радиолокационного комплекса EL/M-2060P в сравнении крупными радарами воздушного базирования, а также меньшее количество обслуживающего персонала;

— возможность оснащения подвесными сразу нескольких эскадрилий Су-30МКИ, благодаря чему тактическое звено ВВС Индии на всём ТВД будет располагать полной информацией о всех наземных перемещениях противника.


Несмотря на то, что прототип и первые опытные образцы подвесного контейнерного РЛК EL/M-2060P появились в первом десятилетии XXI века, а серийные изделия до сих пор построены вокруг волноводно-щелевой антенной решётки, их технический потенциал остаётся на должном уровне для проведения разведки на территориях хорошо вооружённого вероятного противника. К примеру, информации о наличии подобного типа РЛС на вооружении истребителей ВВС Китая на сегодняшний день не поступало, а большая часть их «тактиков» (J-10A, J-11, Су-30МКК/МК2) продолжает летать с радарами Кассегрена, не способными «рассматривать» рельеф местности в режиме синтезированной апертуры. После выполнения израильской «ELTA» контракта на поставку ВВС Индии EL/M-2060P, ВВС Китая временно потеряют региональное технологическое равенство с индусами: Пекин начнёт навёрстывать упущенное. Между тем, уже сейчас РЛС с волноводно-щелевыми антенными решётками серьёзно проигрывает перспективным средствам радиоэлектронной борьбы, что заставляет производителей ускоренными темпами переходить на станции с АФАР, и EL/M-2060P тому не исключение.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=14149
https://defence.pk/pdf/threads/the-story-of-iaf-mig-25-over-islamabad.330422/
http://www.airwar.ru/weapon/avv/530.html
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. АВП 518 1 марта 2017 08:04
    Первая поставка МиГ-25 в 1980 г. - поставлено 8 МиГ-25Р (в т.ч. РБК)
    1981г 2 МиГ-25РУ , всего за все время поставлено 10 МиГ-25 (8 МиГ-25РБ и 2 МиГ-25РУ), других поставок МиГ-25 в Индию не было
  2. капрал 1 марта 2017 09:57

    Нашел такое фото, для передачи пропорций,так сказать.
    ================================================

    А чего это индусы покупают у израильтян, а не "Ирбис-Э" ? Эльту (как я понял) еще сопрягать с авионикой сушки, а наш- вот он, готовый к употреблению, ставь и лети. wink
  3. sivuch 1 марта 2017 09:58
    Так у паков были и F-16A. Один их летун отчитался о сбитии двух (2) Миг-23 .В реале повредил один
  4. demiurg 1 марта 2017 15:35
    Какая богатая статья. Прям спасибо, чуть позже еще раз прочту, переварить информацию нужно.
  5. mgero 8 марта 2017 10:31
    Начались бы варенные действия между Индии и покистаном , посмотрел бы я кто что стоит, за одну вооружения бы продали.
Картина дня