Китайская версия «Индепенденс»: литоральный «боец» с большими амбициями


LCS-2


Прошедшая в эмиратском Абу-Даби с 19 по 23 февраля 2017-го года международная выставка вооружений и военной техники IDEX-2017 обозначила для нашего ВПК достаточно положительную динамику продвижения на переднеазиатском рынке вооружений. Так, к примеру, представители минобороны и ВВС Объединённых Арабских Эмиратов заинтересованы в приобретении многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35С, о чём заявили министр промышленности и торговли Денис Мантуров и генеральный директор российской государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Более того, Министерство обороны ОАЭ заключило с РФ стратегическое соглашение о развитии военно-промышленной кооперации, которое включает программу разработки малозаметного истребителя 5-го поколения. Её участниками с нашей стороны станут ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», компания «Сухой», а также РСК «МиГ», которые представят свои наработки по планерам, типам силовых установок и БРЭО двухдвигательных и однодвигательных истребителей с малой радиолокационной сигнатурой. Несмотря на то, что ОАЭ являются одним из главных союзников Запада на Аравийском полуострове, а также участником «антииранской оси» в «аравийской коалиции», военно-техническое сотрудничество с этим государством, равно как и с Египтом, ведётся на протяжении многих лет, и терять прибыльную площадку оружейного рынка в нынешнее время было бы весьма глупо. Более того, ускоренный рост боевого потенциала таких «игроков», как ОАЭ, Катар и Кувейт, автоматически подстегнёт заинтересованность ВС Ирана в контрактах на закупку российских истребителей МиГ-35 и Су-30МКИ/Су-35С, а также других оборонительных систем, включая зенитно-ракетные системы и средства радиоэлектронной борьбы.

Отметилась выставка IDEX-2017 и различными перспективными новинками китайской оборонки. В частности, китайским внешнеторговым объединением «China Shipbuilding Trading Company Limited» (CSTC) был представлен макет боевого корабля прибрежной зоны нового поколения с использованием технологии «стелс». Перспективный литоральный боевой тримаран, к производству которого готовится государственная судостроительная корпорация «China State Shipbuilding Corporation (CSSC), является концептуальным аналогом американского литорального боевого корабля класса LCS-2 USS «Independence», в ту же очередь, имеются некоторые конструктивные отличия и существенная разница в корабельных комплексах вооружения.


Американский тримаран LCS-2 «Индепенденс», принятый на вооружение ВМС США 19 января 2010 года, обладает максимальным водоизмещением 2784 тонны, длиной 127,8 м, шириной 31,4 м и осадкой 4,6 м. С целью снижения радиолокационной заметности, верхняя часть бортов имеет угловатый обратный завал с нанесёнными радиопоглощающими покрытиями. С этой же целью, верхняя часть форштевня также имеет обратный завал, заканчивающийся непосредственно у палубы. Верхняя часть форштевня образована двумя рёбрами, резко переходящими в края палубы. Угловатая рубка также имеет характерные «стелс»-обводы и является единым целым с корпусом тримарана. В качестве силовой установки американского корабля выступает 2 газотурбинные установки LM2500 с суммарной мощностью 59000 л.с., а также 2 12203-сильных дизеля MTU Friedrichshafen GmbH 20V 8000 M90. Общая мощность силовой установки достигает 83406 л.с. (как и у ракетных крейсеров УРО класса «Тикондерого»), что при в 3 раза меньшем водоизмещении позволяет достичь скорости хода в 45-50 узлов (до 90 км/ч!). Очень важным моментом являются превосходные мореходные качества LCS-2, подтверждённые во время ходовых испытаний при 2,6-метровых волнах и скорости ветра 35-45 км/ч. В данных условиях «Индепенденс» способен достигать предельной скорости и поддерживать её на протяжении длительного времени: подтверждена отличная остойчивость и стабильность хода трёхкорпусной схемы корабля была подтверждена.

Согласно заявлениям представителей объединения CSTC, китайский «прибрежник» будет иметь меньшее водоизмещение (порядка 2450 тонн), но большую длину корпуса (142 м). За счёт этого он будет иметь заметно большую длину передней палубы. Ширина корабля (с аутригерами) составит 32,6 м, а осадка останется на том же уровне, что и у американского корабля (до 5 м). Носовая часть китайского литорального корабля, согласно макету, также получит обратные завалы бортов и форштевня, но здесь они менее развиты, и сформированы закруглёнными рёбрами, что не очень хорошо сказывается на радиолокационной сигнатуре корабля. Энергетическая установка китайского литорального боевого корабля, напротив, будет более целесообразна для применения в условиях использования современных высокочувствительных гидроакустических комплексов многоцелевых атомных подводных лодок, ДЭПЛ/ДСЭПЛ и РГБ. Тримаран будет оснащён малошумной дизель-электрической установкой, с дизель-генератором на специальной звукопоглощающей платформе, изолирующей передачу вибрации от дизеля к корпусу корабля. В плане малошумности подобная конфигурация двигателя в разы лучше, нежели у американского «Индепенденса». Как и у американского корабля, на китайском будут применены водомётные движители, но в количестве трёх единиц (на LCS-2 установлены 4 водомёта). В ту же очередь, из-за установленной дизель-электрической ЭУ придётся пожертвовать10-15 узлами скорости: китайский «прибрежник» будет иметь максимальную скорость хода порядка 35 узлов, крейсерскую — 25-30 узлов (65 км/ч).


Макет китайского перспективного боевого корабля-тримарана прибрежной зоны, представленный на выставке IDEX-2017


Теперь сравним вооружение двух кораблей. Как и любые боевые корабли прибрежной зоны (литоральные боевые корабля), тримаран LCS-2 и его будущий китайский концептуальный систершип предназначены для выполнения операций в ближней морской зоне. В список задач обычно входит:

— выполнение антитеррористических операций;

— противолодочная оборона обширных участков ТВД близ отведённого участка береговой линии, либо противолодочная оборона дальних рубежей ордера корабельной ударной группировки;

— оперативная переброска тяжёлых грузов военного назначения массой до 600-800 тонн на дистанцию около 1200—1500 миль (почти в 2 раза быстрей, чем тяжёлые однокорпусные УДК/транспорты-доки), выполнение функций минных тральщиков;

— проведение поисково-спасательных операций, нанесение по береговым объектам противника точечных тактических ракетных ударов с помощью малоразмерных дозвуковых ракет PAM (точечного удара) и LAM (барражирующая), входящих в состав комплекса NLOS-LS, который может размещаться на оружейной платформе LCS-2 в носовой части корабля;

— проведение оптической, радиотехнической и радиоэлектронной разведки с помощью корабельных РЛС, а также оптико-электронных и радиоэлектронных комплексов БПЛА вертолётного типа MQ-8 «Fire Scout».


Литоральные боевые корабли не предназначены для нанесения массированных противокорабельных ударов по корабельным и авианосным ударным группировкам противника, а также не имеют многоканальных корабельных ЗРК самообороны для отражения «звёздных налётов» вражеских ПКР, а поэтому и оперировать в одиночку, без прикрытия со стороны наземных средств ПВО или крейсеров/ЭМ УРО, этим кораблям строго противопоказано. Это чётко прослеживается в комплексе вооружения американского LCS-2. В качестве основного артиллерийского вооружения используется 57-мм АУ Mk.110 («Bofors Mk.3») c дальностью действия 17 км и скорострельностью 220 выстр./мин при начальной скорости снарядов — 1025 м/с. Может быть установлен и противокорабельный комплекс «Гарпун», но лишь в составе 2x2 наклонных пусковых установок Mk-141 (4 ПКР RGM-84G/N «Harpoon»), размещённых на специальной оружейной платформе на носовой палубе.

В качестве корабельного ЗРК самообороны используется комплекс малой дальности ASMD («SeaRAM») с зенитными ракетами RIM-116B «RAM», размещёнными в 1x21 вращающейся наклонной пусковой установке EX-31. ЗРК «SeaRAM» имеет дальность 10 км и относительно невысокую скорость поражаемой цели в 2520 км/ч. Данный комплекс не имеет возможности отражать удар противокорабельных ракет типа «Оникс», «Москит» или YJ-81. Ракеты RIM-116B оснащены высокочувствительной инфракрасно-фиолетовой ГСН POST-RMP от ЗУР FIM-92B «Singer», но маломощный твердотопливный ракетный двигатель от УРВВ «Сайдвиндер» не даёт возможности длительного маневрирования в плотных слоях тропосферы: после пуска с корабельной ПУ и выгорания топливного заряда ракета RIM-116B быстро теряет скорость.

Китайский проект также предполагает оснащение боевых тримаранов аналогичным ЗРК самообороны типа FL-3000N (HHQ-10), но только в составе уже 2x24 ПУ на 48 зенитных управляемых ракет. ЗУР комплекса FL-3000N является усовершенствованным вариантом китайской вертолётной ракеты воздушного боя TY-90. Отличие в том, что зенитная модификация оснащается двумя носовыми радиоинтерферометрами в носовой части, которые могут корректировать наведение на излучающую АРГСН противокорабельной ракеты противника в случае сбоев в работе ИК/УФ ГСН. Также на корабле будет установлен перспективный зенитно-артиллерийский комплекс «Type 1130», представленный 11-ствольной 30-мм пушкой со скорострельностью 165 выстр./с. В задачах ПВО/ПРО ближнего рубежа эта пушка примерно в 1,5 раза эффективней, чем наши АК-630М и американские Mark-15 «Phalanx CIWS». Исходя из высочайшей кучности и скорострельности 11-ствольной пушки H/PJ-14, а также продвинутой РЛС наведения X/Ku-диапазона, данный ЗАК может уничтожать неманеврирующие цели со скоростями до 4300 км/ч с вероятностью около 99%.

Но главной «изюминкой» китайского прибрежного боевого тримарана является изначально предусмотренная проектом носовая универсальная встроенная пусковая установка на 16 или 32 ТПК. В этих ячейках может быть размещён огромный спектр ракетного вооружения (от сверхзвуковых ПКР YJ-18 до перспективных ЗУР DK-10A, являющихся зенитным вариантом PL-12A). DK-10A оснащаются активной радиолокационной ГСН, что позволит китайскому боевому тримарану установить всеракурсную многоканальную ПРО. Американский LCS-2 подобными качествами не обладает, а поэтому у китайского проекта, анонсированного на IDEX-2017, гораздо более широкие перспективы как на подхвате у АУГ ВМС Китая в плане вероятного замещения функций фрегатов и эсминцев, так и в экспортном направлении.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=14260
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/fl-3000n/fl-3000n.shtml
http://bastion-karpenko.narod.ru/LCS.html
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. pimen 2 марта 2017 08:26
    почему-то мне кажется, что водомёт шумит больше, чем гребные винты
  2. voyaka uh 2 марта 2017 09:44
    Молодцы, молодцы китайцы! Они сразу секут перспективные вещи и,
    не откладывая, копируют - на ходу улучшая.
    Американские тримараны - революция в ВМС, но американцы неверно оценили
    при проектировании тактику их применения и соответственно недовооружили их.
    А китайцы шустро исправили в своем корабле их ошибки.
    1. KaPToC 2 марта 2017 18:40
      Цитата: voyaka uh
      Молодцы, молодцы китайцы!

      К вопросу о том, что китайцы все копируют но скоро ОГОГО, сами проектировать начнут. Че-то не начинают, даже простое литоральное корыто сами запилить не могут ваши распрекрасные китайцы.
    2. вадим dok 2 марта 2017 19:41
      Американцы показали настоящий,действующий корабль,принятый на вооружение почти 7 лет назад (значит разработка около 12 лет) а китайцы показали МАКЕТ!Курочка в гнезде ,а яичко......Шуму много,дела мало!Пока!
  3. А1845 2 марта 2017 09:45
    статья зачетная good с деталями и анализом, побольше бы таких!
    китайцы правильно не заморочились на 50-узловый пафос, расход топлива за счет этого снизился наверное раза в 4, а уж шумность вообще на порядок wink
    Евгений, вы не в курсе, какие именно виды грузов такие кораблики перебрасывают и как выгружают на берег, вертолетом?
    1. voyaka uh 2 марта 2017 10:25
      "китайцы правильно не заморочились на 50-узловый пафос"////

      Просто не получилось... Плохо что-ли рвать по океанским волнам 90 км в час, как легковой
      автомобиль? Кто от такого добровольно откажется?
      Но они резко усилили вооружение - и это очень правильно.
      1. А1845 2 марта 2017 10:54
        Цитата: voyaka uh
        Но они резко усилили вооружение - и это очень правильно.

        конечно good вместо газовых турбин, цистерн с керосином и воздуховодов оснастили корабль универсальными пусковыми на все случаи жизни! Да еще обеспечили хорошую скрытность. Думаю это хороший выбор wink
        1. jonhr 3 марта 2017 00:16
          то есть на китайце нет двигателя или турбин и цистерн для горючего?
          а что касаемо американца . на нём присутствует универсальная пусковая сразу за орудием
          1. А1845 3 марта 2017 09:18
            читаем текст статьи
            Цитата: jonhr
            Тримаран будет оснащён малошумной дизель-электрической установкой

            турбин не будет а керосин дизелям не нужен
            1. jonhr 3 марта 2017 16:15
              какая разница керосин или соляра?
  4. Andrewgross 2 марта 2017 10:05
    как и у ракетных крейсеров УРО класса «Тикондерого»)

    ТикондерогА
  5. SergeBS 8 апреля 2017 23:34
    Елы-палы! Ну сколько можно?
    Цитата: "китайский «прибрежник» будет иметь максимальную скорость хода порядка 35 узлов, крейсерскую — 25-30 узлов (65 км/ч)."
    В миле - 1852 м. Узел = 1 миля в час. 30 узлов = 30 миль в час = 56 км в час. И т.п.
    Цифирьки надерганы и вляпаны. БЕЗ ПОНЯТИЯ.
  6. without reverse 25 апреля 2017 02:45
    у нас тоже..очередной МРК Буян заложили. fellow
Картина дня