Система ПВО Великобритании (часть 5)
Ответственность за контроль воздушного пространства Королевства несут ВВС Великобритании, для чего в них создана соответствующая структура - Air Surveillance and Control System (ASACS) – «Система воздушного наблюдения и управления». ASACS отвечает за неприкосновенность воздушных границ, оповещение о воздушном нападении, освещение воздушной обстановки, предоставление радиолокационной информации и наведение истребителей-перехватчиков. ASACS взаимодействует с National Air Traffic Services (NATS) – «Национальная служба воздушного движения».
NATS в мирное время управляет движением в воздушном пространстве Великобритании и над северо-восточной частью Атлантического океана. До 2007 года управление воздушным движением осуществлялось с авиабазы RAF West Drayton –«Западный Дрейтон». Сейчас Центральный диспетчерский пункт УВД Великобритании находится в Суонвике в графстве Хэмпшир. Здесь в своём специально выделенном секторе постоянно находятся представители RAF, благодаря чему в кризисных ситуациях возможно оперативное взаимодействие между гражданской службой УВД и ВВС. Часть центрального диспетчерского пункта возведена по военным стандартам. Хотя перед проектировщиками и строителями никогда не ставилась задача обеспечить сохранность здания после близкого ядерного взрыва, как это было с бункерами системы "Ротор", центральная секция диспетчерского комплекса имеет повышенную прочность. Комплекс снабжен собственной системой жизнеобеспечения: котельной с запасами жидкого топлива, артезианской скважиной и дизель-генераторами. О том, какое количество персонала ежедневно регулирует и контролирует воздушное движение над Великобританией, можно судить по числу автомобилей, припаркованных на стоянке возле центра УВД в Суонвике.
Еще один крупный диспетчерский центр, взаимодействующий с ASACS, расположен в пригороде Лондона в 4 км к северу от аэропорта Хитроу. В прошлом его планировали закрыть, однако из-за высокой интенсивности полётов над территорией Великобритании и необходимости управления воздушными судами, совершающими взлёт и посадку в аэропорту Хитроу, дублирующий пункт управления сохранили. Для того чтобы отразить тот факт, что в Великобритании в настоящее время существует два гражданских пункта УВД, центр был переименован в «Лондонский центр контроля и управления воздушным движением».
Для размещения командных пунктов IUKADGE было реанимировано несколько высокозащищённых бункеров, построенных в 50-е годы для системы ПВО «Ротор», и даже велось строительство новых. Одно из таких многоэтажных подземных сооружений расположено неподалёку от городка Алнвик в графстве Нортумберленд на северо-востоке Англии. Объект, известный как авиабаза Боулмер или бункер R3А, является командным пунктом ASACS, системы предупреждения о ракетном нападении и центром наблюдения за околоземным космическим пространством.
Строительство RAF Boulmer началось в 1950 году. С 1954 года здесь находился один из многочисленных радиолокационных постов и узел связи. В дальнейшем статус базы повысился до уровня регионального командного пункта.
Офицеры дежурной смены в одном из подземных залов RAF Boulmer, снимок сделан в 90-е годы
В ходе реализации программы «Посредник», когда количество КП, узлов связи и РЛС сократили в несколько раз, аппаратуру обработки, отображения и передачи информации на авиабазе Боулмер кардинально модернизировали. Вместо старых американских радиолокаторов AN / FPS-3 и AN/TPS-10 здесь развернули станцию британского производства Тyре 84.
С середины 70-х годов роль этого объекта в системе ПВО Великобритании только возросла, и оборудование бункера несколько раз обновлялось. В 1994 году РЛС Тyре 84 в окрестностях авиабазы была заменена стационарной Type 92 (AN / FPS-117 американского производства). Не так давно здесь установили первую стационарную РЛС Type 101. Станциями этого типа в перспективе запланировано заменить вырабатывающие свой ресурс Type 92 и Type 93.
В 2002 году на подземном командном пункте начался капитальный ремонт и установка нового оборудования. Первый этап запланированной модернизации завершился в 2004 году. При этом было израсходовано £ 60 млн. по курсу десятилетней давности. В 2004 году после снижения статуса командных пунктов Бухан и Нейтисид до радиолокационных постов, дежурная смена центрального командного пункта Боулмер отвечает за контроль воздушного пространства и координирует действия дежурных сил ПВО Великобритании и НАТО.
Неподалёку от села Хай-Уиком в Бакингемшире находится штаб RAF Air Command – «Авиационного командования ВВС» и European Air Grou – «Авиационного европейского командования», организации, координирующей совместные действия ВВС Бельгии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Испании и Великобритании.
История этого объекта началась в конце 30-х годов, когда RAF Bomber Command – «Командованию бомбардировочных сил» потребовался безопасный командный пункт, расположенный до этого в уязвимом для авианалётов Лондоне. В ходе строительства были предприняты строгие меры по соблюдению секретности, а внешний вид наземной части командного пункта ничем не выделялся на фоне окрестных сельских строений. Так, общежития для личного состава выглядели как усадьбы. А пожарная станция была построена с башней, напоминающей деревенскую церковь. В ходе строительства для сохранения маскировки по возможности сохранялись росшие здесь деревья. Основные подземные помещения, защищённые сверху железобетоном, располагались на глубине 17 метров.
В 1958 году в RAF High Wycombe переехал штаб 7-й авиационной дивизии стратегического авиационного командования. После 2007 года объект передан в распоряжение «Авиационного командования ВВС» и используется для управления истребительной авиацией и пресечения несанкционированного вторжения в британское воздушное пространство. Также в Хай-Уиком находится отдел, расследующий случаи появления НЛО.
Крупнейшим военным узлом связи на территории Соединенного Королевства является RAF Menwith Hill – Авиабаза Менвит Хилл. В 1954 году британское военное ведомство в Северном Йоркшире приобрело территорию площадью 2,21 км 2 для строительства коммуникационного центра системы «Ротор». В 1958 году в Менвит Хилл было установлено американское разведывательное оборудование, и вскоре численность американского персонала на авиабазе стала больше, чем британского.
В 1966 году АНБ США взяло на себя ответственность за все разведпрограммы, осуществляемые на данном объекте, и связные функции авиабазы в системе ПВО отошли на второй план. Кроме радиоперехвата, расшифровки, обработки и ретрансляции сообщений в Менвит Хилл осуществляется управление американскими и британскими разведывательными космическими аппаратами. Согласно заявлениям высокопоставленных британских военных, основным назначением Менвит Хилл является своевременное выявление разного рода угроз, обеспечение поддержки разведывательных служб Великобритании, США и союзников. А также коммуникационное обслуживание американской системы ПРО.
На территории базы имеется 33 крупногабаритные антенны в сферических обтекателях, которые военные в шутку называют «шарики для гольфа»
Хотя база формально является британской, по состоянию на 2015 год здесь несли службу более 1800 военных и гражданских специалистов, из которых лишь 400 являлись британцами. Согласно официальным американским данным АНБ США в Менвит Хилл ежегодно тратит более $60 млн. только на оплату счетов по электроэнергии.
Одним из важнейших британо-американских объектов является РЛС СПРН в Файлингдейлс в Северном Йорке. В 60-е годы здесь были построены три 25-метровые параболические антенны РЛС AN/FPS-49 с механическим приводом весом 112 тонн, защищённые радиопрозрачными стеклопластиковыми сферическими куполами диаметром 40 метров. В 1992 году американская корпорация Raytheon возвела в этом районе РЛС AN/FPS-115, которая в начале 2000-х была модернизирована до уровня AN/FPS-132. Уникальной особенностью станции, размещённой в Файлингдейлс, является возможность кругового сканирования пространства, для чего было добавлено третье зеркало антенны.
Хотя станция формально является британской, в ней гораздо больше заинтересованы американцы, и полученная радиолокационная информация в реальном режиме времени по спутниковым каналам транслируются на командный пункт NORAD, расположенный на авиабазе Петерсон в Колорадо - Спрингс, штат Колорадо. Параллельно с наблюдением за пусками баллистических ракет, РЛС в Файлингдейлс осуществляет слежение за объектами, находящимися на околоземной орбите.
В период с 2005 по 2012 годы с целью экономии были закрыты несколько запасных командных пунктов и узлов связи, или их статус снижен до радиолокационных постов с минимальным количеством обслуживающего персонала. Эта участь постигла RAF Buchan – Авиабазу Бучан в Абердиншире, где до 2005 года в двухэтажном подземном бункере находился один из командных пунктов, с которого велась координация сил ПВО и обработка радиолокационной информации. После распада Варшавского договора здесь находился региональный командный пункт с узлом связи. В его зоне ответственности находился северный сектор воздушного пространства Великобритании и осуществлялся контроль работы радиолокационных постов Саксворд и Бенбекула. Однако после 50 лет эксплуатации инфраструктура подземного бункера обветшала и стала требовать значительных капиталовложений. Взвесив все «за и против», командование RAF решило ликвидировать командный пункт, переведя все его функции в Боулмер.
В годы «холодной войны» в окрестностях командного пункта были развёрнуты РЛС Type 80 и АN/ TPS-34. В настоящее время здесь эксплуатируется стационарная станция Type 92, имеющая статус удалённого радиолокационного поста.
В английском графстве Норфолк в местечке Хорнинг до 2005 года находилась RAF Neatishead –Авиабаза Нейтисед. Раньше на территории авиабазы вокруг укрепленного железобетонного здания и подземного бункера, построенного в годы Второй мировой, в разное время располагалось несколько мощных радиолокаторов: Тyре 7, AN / FPS-6, Тyре 80, Тyре 84 и Тyре 85.
После того как военные покинули базу, здесь был создан Radar RAF Air Defence Museum – «Музей радаров и ПВО». В музее представлена широкая экспозиция техники сил ПВО Великобритании, относящейся к временам «холодной войны». А также сохранены пульты и рабочие места дежурных офицеров, несших здесь службу до 2005 года.
На севере Шотландии расположен RRH Benbekyula – удалённый радиолокационный пост Бенбекьюла. Установленная в этом месте стационарно под куполом РЛС Type 92 просматривает северо-западное направление. Кроме обзорной РЛС на территории, контролируемой военными, имеется радиолокационный запросчик транспондеров и радиостанции, используемые для управления движением гражданских воздушных судов.
Первые радары на холмах Саксворд на северном острове Шетланд появились в 1941 году. Однако вскоре после победы военные покинули эту территорию. Про Саксворд вспомнили, когда началось строительство национальной системы ПВО «Ротор». На площади в несколько сотен квадратных метров устанавливались используемые совместно ВВС и ВМС радиолокаторы различных типов. Радиолокационный пост Саксворд играл важнейшую роль в обнаружении советских бомбардировщиков Ту-95, совершавших в 60-80-е годы тренировочные трансатлантические полёты в сторону США.
Сейчас на острове Шетланд эксплуатируется РЛС Type 93. Радар в Саксворд, находящийся на одной широте с Анкориджем на Аляске, является самым северным британским радиолокационным постом. Зимой здесь достаточно суровые условия и не редки ураганные ветра.
Юго-западные подходы к Британским островам контролирует радарный пост в местечке Портрит на северном побережье Корнуолла. В военное время здесь находился аэродром бомбардировочной авиации Нансекюк, а в 50-е в этом районе велись эксперименты с нервнопаралитическими отравляющими веществами и до второй половины 70-х существовала опытная установка по производству вещества VХ. В 70-80-е годы в окрестностях авиабазы испытывали артиллерийские боеприпасы.
В 2000 году здесь произошел несчастный случай со смертельным исходом – несколько гражданских специалистов, занятых на обслуживании аэродрома, Нансекюк погибли от нервнопаралитического газа. В ходе расследования было установлено, что люди подверглись воздействию отравляющего вещества, содержащегося в химических снарядах, захороненных в одной из старых шахт. Начиная с 2003 года, прилегающую к аэродрому территорию очищали от старых боеприпасов с отравляющими веществами и производили рекультивацию.
В 1986 году в рамках создания системы ПВО UKADGE на неиспользуемой авиабазе начали строительство радиолокационного поста и нового укрепленного бункера, что было для второй половины 80-х крайне редким событием. Одновременно со строительством командного пункта рядом с ВПП авиабазы развернули один из четырёх закупленных британскими ВВС мобильных радиолокаторов Type 91 (S-723 Marconi Martello). Однако эта станция британского производства оказалась крайне капризной в работе и её после 10 лет эксплуатации заменили стационарной Type 101. Данный радиолокационный пост находится на южной оконечности Британских островов. Законсервированная ВПП авиабазы Нансекюк во время учений используется как площадка для развёртывания мобильных РЛС.
Самым старым радиолокационным постом на территории Великобритании является Стакстон Уолд, расположенный в 20 км к юго-востоку от радара СПРН Файлингдейлс в Северном Йорке. Возможно, что это самый старый действующий радиолокационный объект на планете. В 1939 году в 11 км от морского побережья был развёрнут один из первых британских радиолокаторов. В 50-80-е годы здесь размещались РЛС: Type 80, Type 54, AN / FPS - 6, Type 84. Во второй половине 80-х в Стакстон Уолд запустили в работу стационарную РЛС Type 92, которая проработала до 2013 года, после чего её на том же месте под пластиковым куполом заменила Type 101.
В настоящее время на постоянной основе в Соединенном Королевстве работают 8 стационарных РЛС Type 92, Type 93 и Type 101. Эти станции могут видеть высотные воздушные цели на дальности до 400 км и контролируют всё воздушное пространство над Британскими островами и прибрежными водами. На представленной схеме видно, что все стационарные британские радиолокаторы (синие ромбы) размещены вдоль побережья.
В середине 70-х в самый разгар противостояния между двумя идеологическими системами перед британскими военными остро стоял вопрос совершенствования противовоздушной обороны, что было связано с резко возросшими возможностями советской дальней авиации. Однако принятая к исполнению программа ПВО UKADGE начала давать результаты, когда Советский Союз уже распался, и вероятность нападения на Великобританию упала до ноля. Хотя сворачивания программы совершенствования системы ПВО и не произошло, окончание «холодной войны» оказало существенные коррективы на ход и масштабы её реализации. Так, британцы отказались от намерения закупить в США загоризонтные радиолокаторы и ЗРК «Пэтриот». Служба истребителей-перехватчиков Tornado F.3 оказалась гораздо менее продолжительной, чем это планировалось изначально. Последние самолёты этого типа были выведены из эскадрилий ПВО в марте 2011 года, хотя ресурс значительной части перехватчиков позволял их использовать, по меньшей мере, до 2018 года, то есть эти самолёты RAF могли бы летать до сих пор.
Официально отказ от «Торнадо» мотивировался тем, что на вооружение начал поступать гораздо более совершенный истребитель Eurofighter Typhoon. Новые истребители по представлениям британских политиков и военных должны были при меньшей численности, благодаря более совершенному БРЭО и вооружению, обладать большей эффективностью по сравнению с Tornado F.3. В отличие от «Торнадо» в состав вооружения «Тайфунов» входят дальнобойные ракеты MBDA Meteor и AIM-120 AMRAAM, а также высокоманёвренные ракеты ближнего боя AIM-132 ASRAAM. В то же время новые британские истребители могли на равных сражаться с истребителями 4-го поколения F-15C, что было подтверждено в учебных схватках над авиабазой Милденхолл.
Отчасти расчёты на возросшую эффективность «Тайфунов» в системе ПВО оправдались, и истребители неплохо проявили себя в деле контроля воздушного пространства. Первая встреча в воздухе с российским Ту-95МС состоялась 17 августа 2007 года. В роли перехватчиков в RAF выступали Typhoon F.2, адаптированные для борьбы с воздушным противником. Боевые самолёты эскадрилий ПВО базировались на авиабазах Конингсби и Лоссимут.
Впрочем, не слишком частые полёты российских дальних бомбардировщиков отошли на второй план после того, как стало ясно, что британским сухопутным подразделениям, борющимся с «мировым терроризмом» в Афганистане и Ираке, не хватает авиационной поддержки. Стареющих истребителей-бомбардировщиков Tornado GR.4 в Королевских ВВС осталось не так много и техническое состояние не всегда позволяло привлечь их к участиям в боевых действиях. А после списания «Ягуаров» и «Харриеров» других ударных машин в RAF больше нет. В связи с этим в отношении истребителей «Тайфун» было принято решение отказаться от приоритета в борьбе с воздушным противником и придать самолётам больше ударных возможностей. Истребители RAF, адаптированные для решения ударных задач, получили обозначение Eurofighter Typhoon FGR4. В ходе модернизационной программы по расширению ударных возможностей британские «Тайфуны» получили ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick , AGM-88 HARM , Brimstone, Тaurus KEPD 350, Storm Shadow/Scalp EG, управляемые бомбы Paveway II / III / IV, JDAM и ПКР Sea Killer Marte-ERP. Для наведения на цель управляемых средств поражения с БРЭО истребителей адаптированы подвесные прицельно-поисковые контейнеры Litening III и AN / AAQ-33 Sniper.
В самом начале закупок истребителей Eurofighter Typhoon британское правительство, отвечая на критику чрезмерной дороговизны и затягивания программы «Европейского истребителя», заявляло, что расходы оправданы, так как благодаря большому ресурсу запланированный срок службы каждого самолёта составит 30 лет. Однако в 2015 году были обнародованы планы о выводе из эксплуатации истребителей модификации Typhoon Tranche 1. Наименее изношенные истребители в случае появления иностранных заказчиков будут модернизированы и проданы, а остальные списаны. По всей видимости, это связано с тем, что в британском бюджете нет средств для поддержания в лётном состоянии и модернизации всего существующего парка «Тайфунов» при одновременной закупке в США истребителей F-35A. При этом многоцелевые истребители 5-го поколения F-35A не являются оптимальными при выполнении перехвата и возможности британской противовоздушной обороны после закупки «Лайтнингов» не усилятся.
Последние британские дальнобойные ЗРК Bloodhound Mk. II списали в 1991 году опять-таки из соображений экономии, а от закупки американских ЗРК «Пэтриот» отказались в связи с окончанием "холодной войны". В итоге может сложиться ситуация, когда британские объекты и сухопутные подразделения при нехватке истребителей прикрытия окажутся под ударами авиации противника. Войсковые комплексы малой дальности Rapier и «возимые» ПЗРК Starstreak при многих их достоинствах, конечно, не в состоянии адекватно решить все задачи ПВО. Особенно остро в британской армии стоит вопрос перехвата оперативно-тактических ракет.
Единственными британскими дальнобойными зенитными ракетами являются Aster 15/30, используемые в ЗРС PAAMS на эсминцах ПВО Тype 45 Destroyer (ЭМ типа «Дэринг»). В настоящий момент в составе Royal Navy формально имеется шесть ЭМ Тype 45, которые по всей видимости привлекаются к обеспечению ПВО военно-морских баз. Радиолокатор S1850 с ФАР, расположенный на кормовой мачте эсминца, обеспечивает обнаружение высотных целей на дистанции до 400 км.
Как сообщается, станция видит цели не только в атмосфере, но и в ближнем космосе, и одновременно способна сопровождать до 1000 целей. Что в сочетании с ЗУР, использующими активное радиолокационное самонаведение на конечном участке и имеющими дальность пуска более 100 км, делает ЗРС PAAMS способным бороться с баллистическими ракетами. Однако принятие на вооружение сухопутного варианта ЗРС SAMP-T пока только рассматривается. Впрочем, если это даже и произойдёт, то дело, скорее всего, ограничится принятием решения о закупке всего нескольких батарей.
По материалам:
http://www.airdefence.org/
http://www.airforce-technology.com/projects/drdo-airborne-early-warning-control-system/
http://www.raf.mod.uk/rafboulmer/
http://www.alamy.com/stock-photo/raf-type-101-mobile-air.html
https://en.wikipedia.org/wiki/RAF_Air_Defence_Radar_Museum
Информация