Железнодорожные орудия 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto (Германия)

Во время Первой мировой войны германская промышленность активно занималась развитием различных артиллерийских систем, в том числе железнодорожных. Использование специальных железнодорожных транспортеров позволяло использовать орудия большого калибра без значительных ограничений по мобильности и удобству эксплуатации. Используя одни и те же принципы, немецкие конструкторы создали ряд железнодорожных орудий с разными характеристиками. Яркими представителями этого семейства стали образцы 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto.

Как и в случае с некоторыми другими железнодорожными артиллерийскими комплексами того времени, одной из главных причин разработки «Теодора Карла» и «Теодора Отто» стало появление свободных орудий со значительными остатками ресурса. В 1912 году устаревший броненосец SMS Oldenburg был выведен из боевого состава немецкого флота, разоружен и переделан в плавучую мишень. Вместе с прочим оснащением с корабля сняли восемь 240-мм орудий. В 1915 году были выведены из эксплуатации пять броненосцев типа Kaiser Friedrich III, а вскоре такая же судьба постигла и корабли проекта Wittelsbach. В результате отказа от устаревших кораблей в распоряжении флота оказалось несколько десятков «свободных» крупнокалиберных орудий.


Орудие 24 cm SK L/40 Theodor Karl в базовой модификации на позиции. Фото Kaisersbunker.com



Невозможность монтажа имеющихся пушек на существующих или новых кораблях привела к соответствующим последствиям. В 1915-16 годах 26 орудий типа 24 cm SK L/40 передали армии. Восемь было решено использовать в составе батарей береговой обороны, а оставшиеся предложили установить на сухопутные лафеты и отправить на Западный фронт. При этом для сухопутного использования пушек требовалось создать некие новые агрегаты. В случае с береговой обороной можно было обойтись существующими установками по типу корабельных, тогда как переброска орудий по суше и развертывание на сухопутных позициях требовали использовать соответствующие транспортные средства.

Разработка транспортера для орудия большой мощности была доверена признанному лидеру в области артиллерии – концерну Krupp. К этому времени концерн уже получил несколько схожих заказов, и поэтому мог в кратчайшие сроки представить проект требуемой техники. Впоследствии заводы этой организации должны были наладить выпуск разработанных устройств и поставить серийные образцы армии.

Название существующего орудия, отражающее его калибр и класс, новое предназначение и другие особенности перспективного проекта были отмечены в достаточно сложном обозначении железнодорожного комплекса: 24 cm Schnelladekanone L/40 auf Bettungsschiessgerüst – «240-мм орудие быстрой перезарядки со стволом длиной 40 калибров, размещенное на платформе». Также проект получил собственное имя Theodor Karl. Забегая вперед, следует отметить, что в дальнейшем существующий проект получил развитие. Новый комплекс в виде доработанного транспортера с иной пушкой получил название 24 cm SK L/30 auf Bettungsschiessgerüst и имя Theodor Otto. Таким образом, сходство двух артиллерийских систем было отражено в названиях.


24-см пушка на корабельной установке. Фото Navweaps.com


Предложенное для применения орудие отличалось большой массой и соответствующими показателями отдачи. Как следствие, транспортер для него должен был отличаться прочностью и устойчивостью. Кроме того, такая техника должна была отвечать требованиям, предъявляемым прочностью железнодорожных путей. В связи с подобными ограничениями было предложено монтировать орудие на транспортируемой по железной дороге платформе (Bettungsschiessgerüst). Перед началом стрельбы платформа должна была опускаться на грунт, что позволяло не оказывать разрушающее воздействие на пути. В то же время, предложенная система должна была отличаться достаточной сложностью и длительностью перевода в боевое положение.

В рамках проекта «Теодор Карл» были использованы идеи, уже сформированные и опробованные в ходе разработки других аналогичных образцов. Своим внешним видом и характеристиками новый комплекс должен был походить на другие железнодорожные орудия от Krupp. В частности, использовалась схожая компоновка. Для передвижения по существующим железнодорожным путям предлагалось использовать две четырехосные тележки. Наличие 16 колес обеспечивало приемлемое распределение нагрузки на рельсы. Тележки предлагалось выполнить съемными: в боевом положении их использование не планировалось.

Основным элементом транспортера стала массивная рама требуемой прочности. Это изделие изготавливалось из большого числа сравнительно толстых металлических листов, соединявшихся клепкой. Проектом предусматривалось использование двух продольных силовых элементов. Передние их части соединялись, образуя агрегат для установки одной из тележек. Центральные части и промежуток между ними применялись для размещения орудия. Сзади имелась площадка для расчета. По бокам от пушки должны были находиться дополнительные площадки с ограждением. Задняя часть орудийной платформы имела каркас и крышу, необходимые для установки некоторых устройств.

Железнодорожные орудия 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto (Германия)
Пушка "Теодор Карл" и ее расчет. Фото Kaisersbunker.com


Мощная отдача не позволяла вести огонь прямо с колес, из-за чего платформа Bettungsschiessgerüst получила соответствующие опорные устройства. Непосредственно под пушкой на платформе следовало устанавливать опору большой площади, опускаемую на грунт. В передней и задней частях платформы имелось четыре домкрата, необходимых для установки орудия на огневой позиции. Процесс развертывания пушки 24 cm SK L/40 должен был выглядеть следующим образом. Прибыв на место, расчет должен был вывесить платформу на домкратах, освободив тележки, которые можно было удалить. Непосредственно под пушкой разбирался путь, после чего платформа могла опускаться вниз. При этом домкраты обеспечивали горизонтирование платформы, а центральная опора отвечала за передачу веса и отдачи на грунт.

В центральной части рамы транспортера поместили невысокие опоры для цапф орудия. На них помещалась ствольная группа, частично основанная на агрегатах базового корабельного орудия. Для установки на железнодорожный транспортер люльку орудия пришлось доработать путем установки новых устройств. Так, в связи с большой массой казенника пушки и невозможностью монтажа крупных эквилибраторов над стволом появился массивный прямоугольный противовес. Несмотря на малое плечо, это устройство уравновешивало орудие и облегчало его вертикальную наводку.


Theodor Karl с транспортером Bettungsschiessgerüst, видны домкраты для вывешивания. Фото Kaisersbunker.com


Грубое горизонтальное наведение орудия должно было осуществляться при размещении комплекса на позиции. В некоторых случаях для этого даже требовалось уложить новые рельсы, направленные в нужную сторону. Конструкция платформы допускала поворот орудия на небольшие углы. Характерной проблемой таких систем наведения была невозможность быстрого переноса огня на большие углы: для этого требовалась длительная процедура с разворотом всей артиллерийской системы. Механизмы вертикального наведения позволяли поднимать ствол на угол от 0° до +45°.

Вооружение комплекса 24 cm SK L/40 Theodor Karl состояло из одной пушки калибром 238 мм. Орудие имело нарезной ствол длиной 8866 мм и комплектовалось горизонтальным скользящим клиновым затвором. Дульный тормоз отсутствовал. Для частичного гашения отдачи использовались гидропневматические противооткатные устройства. Цилиндры тормоза отката и накатника помещались под стволом и над ним.

Орудие большого калибра использовало раздельное заряжание. В камору последовательно следовало подавать снаряд и гильзу с метательным зарядом. Последний при необходимости мог дополняться картузом с порохом, досылавшимся в ствол перед гильзой. Из-за большой массы боеприпасов артиллерийский комплекс получил механизированные устройства транспортировки. Под крышей в задней части транспортера располагался длинный рельс с ручным тельфером. При помощи цепей и лотка тельфер обеспечивал подъем снарядов с грунта и транспортировку к казенной части пушки. На подготовку к выстрелу требовалось несколько минут.


Артиллеристы, снаряды и гильза 24-см орудия. Фото Kaisersbunker.com


Орудие должно было использовать снаряды двух типов, бетонобойный и фугасный. Оба боеприпаса имели массу 148,5 кг. Основной метательный заряд поставлялся в металлической гильзе, вместе с которой весил 23,5 кг. В зависимости от массы метательного заряда, снаряд в относительно длинном стволе мог разгоняться до скорости 690-810 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 26,6 км. Наличие боеприпасов двух типов позволяло «Теодору Карлу» бороться с разными объектами противника, в том числе с укреплениями.

Разработка нового проекта завершилась в первых месяцах 1916 года, вскоре концерн Krupp изготовил и передал заказчику несколько железнодорожных орудий на перевозимой платформе. Техника прошла испытания и, в целом, устроила заказчика. Тем не менее, были высказаны претензии, касавшиеся мобильности техники. Применение платформы типа Bettungsschiessgerüst не позволяло быстро производить развертывание, наводиться на новую цель или уходить с позиции. Было предложено разработать новый вариант транспортера с большим удобством эксплуатации. При этом военные не отказались от существующего образца.

Летом начались работы по созданию транспортера типа Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst, имеющего требуемые характеристики и возможности. За счет некоторых доработок конструкции опор удалось избавиться от необходимости разборки рельсов и удаления тележек. Кроме того, теперь орудие могло наводиться по горизонтали в пределах сектора шириной 4° 30’. Время подготовки к стрельбе было сокращено до 10-12 минут после остановки на огневой позиции.


Пушка на транспортере типа Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst ведет огонь. Фото Kaisersbunker.com


Для модернизации существующих транспортеров был создан обновленный комплект опор. Прежде всего, он отличался шарнирной установкой основной опоры, принимающей на себя массу всего транспортера. За счет этого уже после монтажа на позиции артиллерийская установка могла разворачиваться в нужном направлении. Какие-либо ограничения при этом отсутствовали и допускалась круговая наводка.

Был предложен оригинальный вариант средств для горизонтальной наводки, позволявший обойтись без переделки существующего транспортера. Такой комплекс состоял из крупной платформы, установленной на собственных рельсах, проложенных по окружности. Артиллерийскую установку предлагалось загонять на такую платформу, после чего последняя могла поворачиваться в требуемом направлении, двигаясь по собственным рельсам.

Серийные системы «Теодор Карл», оснащенные орудийной платформой стационарного размещения, впервые приняли участие в боях в октябре 1916 года во время битвы при Сомме. Военные ознакомились с результатами применения такой техники и остались довольны. Более того, было решено передать армии еще восемь корабельных орудий для установки на транспортеры. Впоследствии появился приказ о передаче еще нескольких имеющихся пушек. В общей сложности компанией «Крупп» было построено 34 железнодорожных транспортера с орудиями 24 cm SK L/40 на установках всех типов.


Орудие 24 cm SK L/40 на вращающейся платформе. Фото Kaisersbunker.com


Имея схожую конструкцию, комплексы с тремя типами транспортера отличались боевой массой. Самой легкой была последняя конфигурация, допускавшая стрельбу с колес и опорой на грунт. Ее масса составляла 103,3 т. Наиболее тяжелой была самая первая модификация, весившая почти 117 т. Во всех случаях на ствольную группу орудия приходилось 25,64 т. Габариты железнодорожной пушки соответствовали требованиям к подвижному составу.

В 1917 году появилось предложение о создании новой версии существующей системы, отличающейся типом установленного орудия. На складах имелось несколько 238-мм орудий со стволами меньшей длины, оставшихся от корабля «Ольденбург». Их решили установить на нескольких новых транспортерах, аналогичных системе Theodor Karl. По аналогии с существующим комплексом новый получил обозначение 24 cm SK L/30 и имя Theodor Otto.

Орудие 24 cm SK L/40 отличалось от системы 24 cm SK L/30 только длиной ствола, составлявшей 7,14 м или 30 калибров. В остальном две пушки были схожи и унифицированы по некоторым агрегатам. Эта особенность оружия значительно упростила переделку существующего транспортера, поскольку создание новых сложных устройств попросту не требовалось. Тем не менее, некоторые детали все же пришлось переработать. К примеру, менее длинный ствол потребовал использовать более крупный и тяжелый противовес, вынесенный вперед на специальной опоре.


Комплекс "Теодор Отто" в сборочном цеху. Фото Wikimedia Commons


Меньшая длина ствола давала некоторые отличия в основных характеристиках. Так, начальная скорость 148,5-кг снаряда составляла лишь 640 м/с, а максимальная дальность стрельбы равнялась 18,7 км. При этом использование существующих снарядов никак не сказывалось на результатах стрельбы. С точки зрения этих параметров «Теодор Карл» и «Теодор Отто» были равноценны. Мобильность техники тоже была схожей, поскольку боевая масса новой установки составляла 103 т.

В качестве основы для железнодорожной установки нового типа был выбран транспортер версии Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst, уже поставленный в серию. Примечательно, что заказ на выпуск новых артиллерийских систем не ударил по производству существующих. В наличии имелось лишь четыре пушки 24 cm SK L/30, из-за чего массовое производство новой техники не планировалось. Все четыре железнодорожных орудия были переданы заказчику в течение 1918 года.

Судя по срокам поставки, установки Theodor Otto могли принять участие в боевых действиях, однако подробные сведения на этот счет отсутствуют. Вероятно, в течение нескольких последних месяцев войны их применяли параллельно с существующими Theodor Karl на одних и тех же участках фронта. Высокие характеристики в сочетании с могуществом 238-мм снарядов позволяют предполагать, что установки двух типов могли эффективно решать поставленные задачи и с безопасного расстояния уничтожать объекты противника.


Казенник орудия 24 cm SK L/30. Фото Wikimedia Commons


За время войны при тех или иных обстоятельствах было уничтожено четыре орудия 24 cm SK L/40. Три такие системы в 1918 году стали трофеем бельгийских войск. Как минимум, одна пушка 24 cm SK L/30 была захвачена американцами и впоследствии вывезена в США для изучения. К концу войны в наличии оставалось не менее 24-25 железнодорожных орудий двух типов. В соответствии с Версальским мирным договором в первые послевоенные годы было уничтожено два десятка орудий. Четыре «Теодора Карла» удалось передать береговой обороне, благодаря чему они уцелели.

Дальнейшая судьба сохранившихся пушек была отчасти схожей. Орудия береговой обороны со временем выработали свой ресурс и были списаны, то же произошло и с пушками, использовавшимися бывшими противниками в ходе различных испытаний. Со временем в строю осталось только одно орудие 24 cm SK L/40, ранее захваченное Бельгией. Оно оставалось в армии до самого начала Второй мировой войны, когда ему вновь пришлось стать трофеем. Новый хозяин в лице гитлеровской Германии отправил пушку защищать побережье оккупированной Франции от возможного нападения Союзников. Дальнейшая судьба артиллерийского комплекса неизвестна.

Основной целью проектов железнодорожных орудий 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto было возвращение в строй мощных корабельных орудий, оставшихся без носителей. Путем создания специальных транспортеров поставленная задача была успешно решена, благодаря чему армия получила мобильные орудия большой мощности. Новое оружие эксплуатировалось в течение нескольких лет и помогало немецкой армии в боях, однако окончание Первой мировой войны привело к известным результатам. Лишь нескольким образцам интересных систем удалось избежать утилизации. Тем не менее, длительная эксплуатация отдельных орудий не была связана с заметными успехами. В итоге все построенные пушки двух моделей прекратили свое существование.


По материалам сайтов:
http://kaisersbunker.com/
http://navweaps.com/
http://denstorekrig1914-1918.dk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 1 марта 2017 13:08
    Снаряд впечатляет...монстр ...но эффективность подобных систем на мой взгляд очень низкая...много супер-пупер...но мало реальной помощи войскам.

    Громко пукнем в воздух.
  2. Гончар 1 марта 2017 13:40
    очень даже эффективно работала железнодорожная артиллерия. Почитайте о работе железнодорожных морских установок Балтфлота при обороне Ленинграда и при штурме Кёнигсберга, много есть информации. Там калибры были от средних, 130-152-180мм, до 305 и 356мм установок. Вот эти монстры - транспортёр весит 340 тонн. А ведь некоторые из Питера по Транссибу во Владивостока доехали.
    1. Тот же ЛЕХА 1 марта 2017 13:52
      очень даже эффективно работала железнодорожная артиллерия. Почитайте о работе железнодорожных морских установок


      Читал...но с другой стороны финны и немцы при обстрелах Ленинграда не добились значимых успехов...в чем дело?
      1. амурец 1 марта 2017 15:41
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Читал...но с другой стороны финны и немцы при обстрелах Ленинграда не добились значимых успехов...в чем дело?

        Про финнов был недавно материал на ВО. А про немцев?
        <<Первые разрывы вражеских снарядов в черте города были зарегистрированы 4 сентября 1941 г. Осенью гитлеровцы выделили для обстрела 3 полка дивизионной артиллерии калибра 105–150 мм, усиленных 2 тяжелыми дивизионами резерва главного командования и отдельными транспортерами железнодорожной артиллерии. Их огневые позиции располагались в районе Урицка и поселка Володарский на расстоянии 8–12 км от переднего края. Фашисты стреляли по городу главным образом днем, с 10 до 19 часов. Несколько батарей производили огневой налет, а затем вели методический огонь в течение 2–4 часов. Такой тактики гитлеровцы придерживались до конца 1941 г. В сентябре они выпустили по городу 5364 снаряда, в октябре — 7950, в ноябре — 11230. С сентября по декабрь 1941 г. включительно вражеская артиллерия в стрельбах по Ленинграду израсходовала 30154 снаряда. Бывали дни, когда немецко-фашистские артиллеристы не выпускали ленинградцев из бомбоубежищ по 18 и более часов подряд>>.Перечнев Юрий Георгиевич
        Советская береговая артиллерия:
        История развития и боевого применения 1921–1945 гг. http://militera.lib.ru/h/perechnev_ug/index.html
  3. Гончар 1 марта 2017 13:42
    Кстати, наши установки в 1930-е годы явно под немецким влиянием создавались, и конструктивно похожи отчасти.
    1. Curious 1 марта 2017 14:11
      Под французским.
      В 1900-1914 гг. железнодорожные артиллерийские установки создавались главным образом во Франции для использования в системе береговой обороны. В русской армии такие установки вообще отсутствовали, поскольку считалось, что «поставленная на железную дорогу артиллерия будет больше ездить, чем драться».
      В конце 1916 г. командование русской армии решило воспользоваться французским опытом и усилить тяжелую полевую артиллерию дальнобойными береговыми орудиями, установленными на железнодорожных платформах-транспортерах. В то время в системе береговой обороны России имелось около 200 единиц 254-мм (12-дюймовых) пушек с длиной ствола 45 калибров, которые в принципе могли подойти для этой цели. Проект железнодорожной артиллерийской установки разработал Петербургский Металлический завод по образцу французской 240-мм железнодорожной установки.
      1. амурец 1 марта 2017 15:26
        Цитата: Curious
        В русской армии такие установки вообще отсутствовали, поскольку считалось, что «поставленная на железную дорогу артиллерия будет больше ездить, чем драться».

        П.Е.Мельников, бывший в годы войны командиром 12" башенной батареи на "Красной Горке" писал в своих воспоминаниях, что даже после опыта ВОВ по применению ЖД-артиллерии, некоторые наши высокопоставленные чины сомневались в эффективности мобильных береговых батарей. Имеется ввиду не только ЖД-артиллерия, но и артиллерия на мехтяге. <<Забегая вперед, скажу, что однажды генерал-майор артиллерии Владимир Тимофеевич Румянцев пригласил меня на испытания береговой батареи на механической тяге. Испытания прошли успешно. Но на совещании комиссии некоторые старые артиллеристы, даже вопреки очевидным фактам, высказывали сомнение в целесообразности принятия батареи на вооружение. Они считали, что транспортеры не обеспечивают достаточной устойчивости орудий, а стало быть, и меткости стрельбы по кораблям (хотя именно у этих транспортеров устойчивость не уступала стационарным пушкам), что батарея недостаточно живуча (будто высокая маневренность не обеспечивала живучести!). К счастью, все эти сомнения, ввиду их явной несостоятельности, не были приняты во внимание. >>
  4. синоби 1 марта 2017 14:59
    Основной недостаток,крайне малая манёвреность.Собственно развитие авиации поставило крест на таких системах.Опыт применения,темнеменее ,был полезен,учтён и использован.Так стали очень популярны авиабомбы в 250 и 500 кг.Так сказать основной боеприпас всех ВВС мира второй мировой.
    1. faiver 1 марта 2017 16:43
      а у каких систем маневренность больше чем у ж/д артустановок во время ВОВ?
  5. Curious 1 марта 2017 17:05
    И. М. Кириллов-Губецкий. Современная артиллерия. — М.: Воениздат, 1937
    Глава "Железнодорожная артиллерия ".

    "Одним из важнейших свойств железнодорожной артиллерии крупных калибров, способствовавших повсеместному признанию ее ценности и широкому развитию с 1915 г., была значительная стратегическая подвижность этого вида артиллерии, которой широко пользовались для внезапных сосредоточений в районе удара пли контрудара значительных масс мощной артиллерии. Но вместе с тем война 1914-1918 гг. выявила, что крупным минусом железнодорожной артиллерии является ее привязанность к рельсовому пути, чрезвычайно ограничивающая область применения ее, особенно в операциях маневренного характера."
    Книга доступна в сети.
Картина дня