Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

В плену болонской системы

Чему учить офицеров в системе профессионального военного образования и как вести боевую подготовку войск в условиях теоретической, методологической и идеологической неразберихи, порожденной в том числе непроработанностью этих вопросов отечественной наукой? Решение проблемы напрямую зависит от решительности, инициативности органов управления военным образованием. А этого у нас всегда не хватало.

Анализ современных теоретических, стратегических и собственно военных исследований говорит: чем меньше мы понимаем существо войны и уделяем внимания основным фундаментальным вопросам, тем хуже формулируем цели и задачи и армии, и нации, тем больше ударяемся в мелочи, в частности, хуже ведем подготовку войск и их руководящих кадров, тем чаще попадаем в расставленные врагом ловушки, а стало быть, теряем шансы на победу.

Путь симулякров


Немецкий философ Карл фон Клаузевиц в выдающемся труде «О войне» говорил: «Хитрость предполагает какое-нибудь скрытое намерение и, следовательно, противополагается прямому, простому, то есть непосредственному образу действия, подобно тому, как остроумие противополагается непосредственному доказательству. Она не имеет ничего общего со средствами убеждения, интереса, силы, но у нее много общего с обманом; последний тоже скрывает свои намерения... Хитрец вызывает в суждении противника, которого хочет обмануть, такие ошибки, которые… толкают его на ложный путь». Там же вводится термин «туман войны» для обозначения недостоверности данных о положении на театре военных действий. «Война – область недостоверного: три четверти того, на чем строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности, следовательно, чтобы вскрыть истину, требуется прежде всего тонкий, гибкий, проницательный ум…

Наши решения непрерывно подвергаются натиску новых данных, и наш дух все время должен оставаться во всеоружии».

Так оценивалась война в начале XIX века.

Очевидно, что сегодня все сложнее.

Гибридные войны ведут государства и нации, которые по существу пребывают в гибридном мире, а он с каждым днем становится все «туманнее». Армия выполняет свои задачи и ведет свою партию – собственно вооруженную борьбу, которая является лишь частью войны гибридной. Плохо то, что все это сопровождается существенным снижением уровня знаний, профессионализма и ответственности командного состава всех уровней.

В плену болонской системы


Более того, основными направлениями в подготовке сегодня стали компьютерное моделирование и игры, работа в современных системах боевого управления, основанных на спутниковой связи, геопозиционировании и т. п. Это отвечает вызовам времени, но порождает полную зависимость от подобных подпорок. А ведь в бою может случиться всякое.

Плохо то, что обучают подчиненных все чаще начальники, которые в жизни ничем и никем не командовали. За «живого» солдата не отвечали, серьезного прохождения службы в войсках, а значит, личного опыта руководства ими не имеют. Командиры, привыкшие смотреть на экран компьютера и видеть там всю картину боя, уже разучились наблюдать действия противника в бинокль. Они способны правильно выбрать позицию по карте, но не умеют делать это на местности. Могут управлять войсками по средствам современной радиосвязи, но не представляют, как будут делать это, если все спутниковые группировки окажутся уничтожены, что, кстати, случится в первые же минуты и часы войны.

Все это и является настоящим «туманом войны», который не освобождает командиров всех степеней от обязанности принимать осознанные решения при управлении войсками, ответственности за их качество и результаты в любых ситуациях – от самых технологичных до примитивных.

Что делать?

Одурманенные ЛПР

Современная гибридная война устроена так, что своими информационными технологиями она в первую очередь формирует «туман войны» в головах руководителей (лиц, принимающих решения, – ЛПР), и в этом ее главная опасность.

Скажем себе честно: врагам, ведущим против нас такую войну, многое уже удалось. Например, они убедили наших политических руководителей, что мы живем в мирное время и войны нет, есть только конкуренция. Что у нас все идет неплохо, а рынок и прибыль важнее национальной идеологии и этики. Что у нас практически одни и те же ценности, а болонская система образования – самая передовая, значит, нам надо подстраиваться под Запад.

Далее уже эти «затуманенные ЛПР» подбирают под себя таких же исполнителей и кадровый отсев лучших торжественно марширует по стране. Достаточно проанализировать состав высших органов госвласти, особенно финансового блока правительства, и вы поймете: все именно так.

Самое страшное, что это у них получается и в самых сущностных аспектах военной организации России – аналитике, информационной сфере, воспитании, профессиональном образовании, идеологии и этике взаимоотношений в армии.

Я, советский генерал, прошедший все ступени военного образования и успешную действительную службу в развернутых общевойсковых частях ВС СССР от взвода до армии, как профессионал, убежден: самыми лучшими основами, позволяющими успешно решать боевые задачи в условиях гибридной войны, будут отработанные до автоматизма навыки действий в стандартных ситуациях, собственно, из которых и состоят любой современный бой и вся вооруженная борьба. Такой набор базовых боевых задач войск на поле боя и театре войны почти не изменился со времен П. Шувалова, А. Суворова и Г. Жукова. Наши великие предшественники были уверены, что без знания и умения успешно решать типовые задачи победы не достичь. Комплекс задач в представлении Императорской русской армии генерал-фельдмаршала графа Петра Ивановича Шувалова не что иное, как обязательный профессиональный минимум знаний и умений, которым должен обладать каждый военный. Когда наши офицеры эти вопросы знали и прекрасно умели воевать, а дух армии неукротим – Россия была непобедима. Но когда побеждали муштра, показуха, меркантилизм и боязнь ответственности, а офицерский состав имел «испуганную душу», армия терпела неудачи.

Сегодня главные вопросы готовности к успешной вооруженной борьбе и военной победе заключаются не столько в достижении технологического превосходства над противником, где мы пока уступаем, а в уровне умений, знаний и прямом профессионализме нашего командного состава всех категорий. То есть в решении типовых боевых задач на поле боя и на ТВД уже современными силами и средствами, способности к быстрым, инициативным и смелым решениям, их исполнении.

Но для того, чтобы понять, как все обстоит на самом деле, надо перевести сказанное графом Петром Шуваловым почти 300 лет назад на современный военный язык. И попробовать ответить на вопрос: готов ли сегодня офицер-выпускник, скажем, Московского ВОКУ, Военной общевойсковой академии или Академии Генерального штаба решать подобные задачи? И вы придете к выводу: не готов. Так как этому в наших академиях предметно не обучают и «гибкий, проницательный ум» (по Клаузевицу), способный вскрыть истину и прозреть ее сквозь «туман войны», не формируют.

Это, безусловно, трагедия, но она состоит не столько в том, что эту задачу сегодня практически некому выполнять и не по чему учить. Самое печальное, что она перед нашим военным профессиональным образованием не ставится. Критерием является «подготовка специалиста по управлению современными образцами техники и вооружения», а не «профессионала военного (боевого) управления». Увы, этой разницы руководители нашего военного профессионального образования по разным причинам понять не могут.

Скажу сразу: любые отсылки к соответствующим разделам Боевого устава некорректны, так как там есть общая теория боя, но практически нет его технологий, которые рождаются исключительно из опыта и специальных тренировок, требуют колоссальной личной работы слушателей, специального обучения и системных повседневных нагрузок.

Вывод тут только один – надо приводить нашу систему профессионального военного образования к реальным требованиям войны, то есть менять не вывески, а «мебель» (учебные программы и материальную базу), а также некоторых начальников и преподавателей.

Важно наконец осознать, что болонская система для профессионального образования государственной службы и военного образования, в частности, не нужна. Говоря словами песни Владимира Высоцкого, нужна, как в русской бане лыжи.

Если переложить труд фельдмаршала Шувалова в систему современных программ боевой подготовки войск, учебных программ и курсов национальной системы военного образования, собрать опытных и знающих офицеров, дело еще можно поправить. Сегодня важно точно очертить круг современных требований, компетенций, навыков и умений, а также воинских специальностей (основных, дополнительных, обязательных), которыми должны владеть допризывники, суворовцы, нахимовцы и курсанты военных училищ, сержанты, младшие командиры, старшие и высшие офицеры.

Применительно к каждому виду Вооруженных Сил и роду войск они должны быть облечены в форму обязательных требований к программам учебы и боевой подготовки. А качество умений и полученные специальности – войти в критерии оценки личной работы каждого военнослужащего, аттестационные документы, документы на присвоение классности и их оплату, в перечень вопросов по предметам обучения, выпускных экзаменов, оценочных ведомостей соответствующих дипломов об окончании всех учреждений военного профессионального образования, начиная с СВУ, НВМУ и кадетских корпусов Минобороны России.

Эту работу должны выполнить научные структуры военных училищ и академий, штабы военных округов, специалисты видов ВС, Генштаба и военные эксперты. Привлечь надо также ветеранов ВС СССР, участников вооруженных конфликтов и кампаний на Северном Кавказе, в Донбассе, Сирии.

В этом же направлении следует развивать учебные планы и материальную базу ввузов и полигонов, а также программы боевой подготовки войск. Если с этим промедлить, потери нашей профессиональной военной школы станут необратимыми, а национальная безопасность – ущербной.

Пиксельные знания

Сегодня представляется особенно важным изучение боевого опыта успешных действий российских группировок в Сирии, подразделений правительственной армии этой страны, формирований Донецка и Луганска, даже ИГ (запрещенной в РФ организации). Надо, как в советское время, издавать современные материалы и учебные пособия по тактике, основанные на конкретных примерах, и внедрять полученные знания в практику боевой подготовки штабов и войск.

Анализируемые эпизоды должны не просто описываться, а сопровождаться соответствующими схемами, таблицами взаимодействия, расчетами времени, боеприпасов, сведениями о мероприятиях боевого и тылового обеспечения, управления и т. д. На их основе необходимо разрабатывать серии компьютерных игр с вариантами двусторонних действий, которые и должны лечь в основу подготовки комсостава, начиная с суворовских и нахимовских училищ.

В современных условиях командир в отличие от предшественника из ХХ века должен обладать «удвоенными способностями»: руководить современным боем и операцией межвидовой и разноведомственной, коалиционной группировки с использованием всех современных, в том числе и управленческих технологий. Если вся эта «электроника» по каким-либо причинам перестанет функционировать, каждый командир обязан уметь с помощью сигнальных ракет, флажков, посыльных, условных жестов, азбуки Морзе столь же эффективно управлять подчиненными подразделениями, соединениями и объединениями.

Безусловно, система военного образования адаптируется к современным требованиям, но иногда ее стремление угадать мнение высокого начальства и вместо ожидаемого результата вписаться в новоиспеченный «тренд» приводит к обратным последствиям. Так, желание угодить бывшему министру обороны привело к тому, что из военного образования были удалены или вынужденно ушли большинство профессионалов. Научные советы в учреждениях высшей профессиональной военной школы были фактически упразднены. А самостоятельные, самодостаточные и исторически успешные ввузы и академии «насильственно ввергнуты в болонскую систему, обозваны институтами и сведены в безликие, неэффективные, бесправные «научные центры».

И хотя Сердюкова уже нет в наших воинских рядах, его дело живет, плодя «бессмысленных начальников с испуганной душой». Сегодня ни один руководитель военного образования не смог мне объяснить – зачем командиру мотострелкового взвода быть бакалавром и на каком таком конкурсе международного военного труда будут конкурировать дипломы Московского ВОКУ и Вестпойнта? Их конкуренция может состояться только на поле боя.

Основной «туман войны» идет от разрухи в наших головах, которую мы устраиваем себе по неграмотности и невоспитанности; от незнания, неумения и лени; от боязни ошибиться, трусости (вспомним бессмертные пожелания Александра Суворова воинским чинам: «Солдату – бодрости, офицеру – смелости, генералу – мужества»); от того, что у многих начальников нежелание что-то делать превосходит понимание необходимости изменений; от того, что к власти приходят молодые люди, личные заслуги которых неосязаемы, возможности умозрительны, а образование – где оно в эпоху победы воинствующего либерализма?

Можно с тревогой констатировать: наш высший командный состав после Академии Генштаба нигде не образовывается, никто этим вопросом не озабочен, нет базового профессионального контента, да и учить некому – всех разогнали. В результате они потихонечку как профессионалы и руководители деградируют.

У них остается одно испытанное средство – «генеральский накат», то есть система предметных и беспредметных разносов, ругани по любому случаю, поводу и причине. Если в Советской армии нам в целом удавалось «гасить дурь старшего на себе», то сегодня все боятся внезапно оказаться несоответствующим условиям контракта и стать безработным, потому молчат. Это настолько актуально, что надо срочно ставить вопрос о создании специальных Высших курсов по ликвидации стратегической безграмотности руководящего состава страны, чем, кстати, успешно занималось руководство СССР в 30–40-х годах прошлого столетия, и искать еще оставшихся профессионалов для преподавания там.

Важно, чтобы эти курсы не оказались связаны с Высшей школой экономики или РАНХиГС, где вовсю идет либеральный коммерческий и высокодоходный околообразовательный процесс, формирующий особо опасную для страны компоненту «тумана войны» – целенаправленную деградацию кадров управления государством.

Нельзя не сказать и о болезненной реакции некоторых руководителей на критику и невосприимчивость к ней, о нежелании вдумываться в существо предлагаемых решений и советов, слушать знающих и опытных экспертов, о неумении распорядиться этим интеллектуальным капиталом. Через наших чиновников серьезная, фундаментальная (а значит, затратная) мысль пробиться не может. Более того, сегодня в государстве нет структуры, способной интеллектуальный потенциал России собрать, оценить и заставить работать на благо Отечества. У наших «заклятых партнеров» есть, например, ДАРПА, которая именно этим и занимается: собирает, оценивает, отбирает, финансирует и внедряет передовые технологии. Неудивительно, что они появляются сначала у них.

При продолжении существующей тенденции в образовании мы скоро вообще перестанем выпускать и готовить управленцев и командиров, способных точно оценить обстановку, самостоятельно сформулировать вопрос (проблему) и решить. И вот тогда нам уже никто не поможет – ни навороченные гаджеты, ни вливаемые в армию деньги, ни новые начальники.

Хочешь мира – воюй всегда!

Минобороны и Генштаб РФ не сформулировали госзаказ на фундаментальные исследования для военной науки, на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования МО РФ, начиная с суворовских и нахимовских училищ. Это уже привело к ненужной закрытости армии и кадровому голоду на ответственных, инициативных и грамотных командиров и начальников.

Дефицит кадров прямо связан и с тем, что кадровый отбор направлен на продвижение самых «лояльных и молчаливых» персонажей, которыми уже перенасыщены структуры управления Вооруженными Силами и кто по определению неспособен к принятию собственных обоснованных решений, организации их исполнения. Все это резко снижает темпы и качество совершенствования военной организации России. Многие начальники на местах попросту ждут высочайших указаний, директив и, только получив их, начинают что-то делать. В результате существует конкретный провал в профподготовке современных командиров, который, к сожалению, не восполнится моментально.

Если гибридная война развернется как прямая вооруженная борьба, то в ней победят самые стойкие, убежденные и умелые – те, кто из «тумана любой войны» бесстрашно приведет подчиненных к победе. По определению, думаю, ими все же будут офицеры Российской армии.

При перманентном (непрерывном) характере современной войны лозунг «Хочешь мира – готовься к войне!» уже не работает. Сегодня должен быть в ходу другой: «Хочешь мира – воюй!». Он означает, что нужно уметь воевать, получая знания немедленно. Для этого требуется менять качество и стиль нашего профобразования, военной науки и боевой подготовки войск.
Автор: Александр Владимиров
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/35356


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 63

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Letnab 4 марта 2017 15:09
    цитата:
    Плохо то, что обучают подчиненных все чаще начальники, которые в жизни ничем и никем не командовали. За «живого» солдата не отвечали, серьезного прохождения службы в войсках, а значит, личного опыта руководства ими не имеют. Командиры, привыкшие смотреть на экран компьютера и видеть там всю картину боя, уже разучились наблюдать действия противника в бинокль. Они способны правильно выбрать позицию по карте, но не умеют делать это на местности. Могут управлять войсками по средствам современной радиосвязи, но не представляют, как будут делать это, если все спутниковые группировки окажутся уничтожены, что, кстати, случится в первые же минуты и часы войны.

    [b][/b] такая же ситуация и на гражданке... командуют все подряд, но только не специалисты...
    1. stas 4 марта 2017 19:37
      Современная рыночная барахолка созданная нашим царем ведёт к формальному существованию.
      Это более заметно в экономике.
      Царю нужны Уря-я патриоты, за копейки.
      Этот формализм ведет к застою.
      1. KaPToC 4 марта 2017 23:21
        Цитата: stas
        Царю нужны Уря-я патриоты, за копейки.

        Патриоты всегда бесплатны.
        Цитата: stas
        Уря-я патриоты

        В вас легко угадать человека, которому патриотизм - чужая ценность.
      2. vladimirZ 5 марта 2017 07:46
        И хотя Сердюкова уже нет в наших воинских рядах, его дело живет, плодя «бессмысленных начальников с испуганной душой». - из статьи

        Вот главная беда всей нашей России - его ("Сердюкова") дело живет, плодя «бессмысленных начальников с испуганной душой».
        "Сердюковщина" поразила всё высшее руководство нашего государства, а соответственно и руководство Армии, несмотря на то, что там уже другой человек.
        Система, заложенная в нынешнем государстве, не может порождать ничего, кроме той или или другой "сердюковщины", во всех сферах жизнедеятельности государства. Систему нужно менять.
        1. Cat Man Null 5 марта 2017 08:11
          Цитата: vladimirZ
          "Сердюковщина" поразила всё высшее руководство нашего государства, а соответственно и руководство Армии

          Глокая куздра штеко бадланула бакра и кудрячит бакренка

          - (лениво, зевая, все равно ведь - как об стенку горох): термин "сердюковщина" определите уже, что ли...
          - а то городите что-то... неудобьсказуемое laughing

          Цитата: vladimirZ
          Систему нужно менять

          - а-ааа... ну, понятно.
          - кто про что, а вшивый - все про баню (это пословица, есличё) request
          1. vladimirZ 5 марта 2017 10:18
            Опять тролль Cat Man Null вылез. Вы хоть сами, что то можете написать? Или так на объедках написанного и продолжаете пиариться с комментариев других?
            1. Cat Man Null 5 марта 2017 11:41
              Цитата: vladimirZ
              Опять тролль Cat Man Null вылез. Вы хоть сами, что то можете написать? Или так на объедках написанного и продолжаете пиариться с комментариев других?

              - Ваше видение понятно , спасибо yes
              - однако я задал Вам вполне конкретный вопрос: что, в Вашем понимании, означает "сердюковщина", которая
              Цитата: vladimirZ
              ... поразила всё высшее руководство нашего государства, а соответственно и руководство Армии...

              - без Вашего пояснения Ваша мысль мне лично кажется... не до конца понятной.
              - что такое "трисичуха", например, я знаю. А вот что такое "сердюковщина" - нет request

              Просветите, не сочтите за труд wink
        2. Станислав 5 марта 2017 17:13
          Цитата: vladimirZ
          "Сердюковщина" поразила всё высшее руководство нашего государства, а соответственно и руководство Армии
          Как говорится, "все умерли" crying Какая жалость! А вы, значит, зомбаков облучаете? Люди в чёрном вам в помощь...
    2. gladcu2 12 марта 2017 02:35
      АВТОРУ.

      Спасибо т. СОВЕТСКИЙ генерал, что вы задали вопрос.

      Я будучи сержантом, (20 лет от роду) командовал ротой вместо командира роты. Полтора месяца. А до этого был сержантом 18 месяцев.

      Так жизнь сложилась, что ваш опыт жизни, равен моему... не будем вникать в подробности..перейдем к ответу на ваш вопрос.

      Вас интересует,будущее армии и роль армии в государстве.

      В государстве Российском, отсутствие кадрового отбора. Точнее оно есть, но опаздывает от времени. Кадровый отбор заложен в кадетский корпус.

      Теперь. Что мы имеем.

      По существу в России, капитализм. Это говорит о конкурентной борьбе за ресурсы. Если в этой конкурентной борьбе выиграет монополист, то государство возьмет этот сектор под свой контроль.

      Задача ВВП, дать возможность выиграть монополисту. Но процесс нужно ускорить. Время, ведь деньги. И никто не поспорит.

      Поэтом, ВВП,вводит в дело катализатор -Сердюкова. Этот мужик давит лидеров. Причем давит лидеров глупых, таких как он сам.

      В чем выгода? У Сердюкова, нет знаний. Противоппожность знаниям это интуиция.

      Так вот. Сердюков, абсолютно нужный человек для государства. У него генетический код, заложен на борьбу с лидерами. Он давит таких же как он сам и есть. Людей, не обеспеченных знаниями.
      Происходит чистка от не нужных элементов.

      Ну вот. Держитесь. Теперь вы знаете зачем нужен т. Сердюков.
  2. Сергей С. 4 марта 2017 15:13
    Сегодня должен быть в ходу другой: «Хочешь мира – воюй!»

    Хорошо поймана суть времени.
    И никаких компромиссов.
    Никакой толерантности.
    Ибо:
    На войне - как на войне!
  3. Curious 4 марта 2017 16:26
    "И попробовать ответить на вопрос: готов ли сегодня офицер-выпускник, скажем, Московского ВОКУ, Военной общевойсковой академии или Академии Генерального штаба решать подобные задачи?"
    Я, товарищ генерал, не знаю в каком Вы были звании в 1983-1984 гг., но прекрасно помню нашего взводного - выпускника (будете смеяться) МВОКУ. Так сложилось, что 80 процентов взвода у нас было , как любили говорить товарищи офицеры, с верхним образованием, после ВУЗов без военной кафедры. Так вот, тварищ лейтенант был не готов. От слова совсем. Но он был наш ровестник и неглупый человек, все было нормально. Так что и во времена СССР не все хорошо было в датском королевстве.
    1. сибиралт 4 марта 2017 17:14
      "Болонка" из школьной ЕГЭшной "болванки" делает заготовку. Раньше с незаконченным высшим считался недоучкой, а теперь аж бакалавром! laughing Зато бывшие ПТУ стали колледжами, а третьестепенные ВУЗы, ВТУЗЫ - университетами и академиями.
      1. commbatant 4 марта 2017 22:23
        сибиралт
        Раньше с незаконченным высшим считался недоучкой, а теперь аж бакалавром


        Вы что-то путаете, уважаемый, раньше с незаконченным ВО, считался тот, кто имел три курса обучения, бакалавриат предполагает - 4 курса

        Зато бывшие ПТУ стали колледжами

        Да и что дальше, сам в 90-х заканчивал такой (объединили СПТУ с Техникумом) перед армией, а Вы не подумали почему? Наверное потому, что закрывались повсеместно промышленные предприятия, а процесс обучения новых кадров для них в советском масштабе продолжался

        а третьестепенные ВУЗы, ВТУЗЫ - университетами и академиями

        почитайте ФЗ "Об образовании" там все написано, что такое институты, академии, университеты, федеральные университеты и т.д.

        До корпаративных ВУЗов, мы еще не доросли, первый опыт (ВУЗ ЮКОСА) сами знаете чем кончился, настоящая власть не созрела для сильного негосударственного конкурента в области образования им проще иметь убогие коммерческие ВУЗы и дотационные ведущие ВУЗы РФ...

        Вообще это отдельная статья и не в рамках этого форума...
      2. Karabin 4 марта 2017 22:30
        Цитата: сибиралт
        Зато бывшие ПТУ стали колледжами,

        В итоге ни Богу свечка, ни черту кочерга.
        1. commbatant 5 марта 2017 00:25
          Цитата: Karabin
          Цитата: сибиралт
          Зато бывшие ПТУ стали колледжами,

          В итоге ни Богу свечка, ни черту кочерга.



          Ну почему, перед армией успел получить и среднее образование и профессию (преподы были суровые и справедливые, еще советской закалки), поскольку учился в 1992-1994 г.г. (досрочно пришлось зимой 94-го диплом защищать, т.к. военкомат не давал вместе со всеми защищаться в апреле 95-го) считаю, что среднее профессиональное получил Советское (от слово лучшее) и по специальности я работал потом, сейчас хоть и гуманитарий с ВО, но проводку в доме я всю сам переделал (учителя хорошие были, а грязи я не боюсь) ....
      3. негодяй 5 марта 2017 10:33
        Цитата: сибиралт
        "Болонка" из школьной ЕГЭшной "болванки" делает заготовку. Раньше с незаконченным высшим считался недоучкой, а теперь аж бакалавром! Зато бывшие ПТУ стали колледжами, а третьестепенные ВУЗы, ВТУЗЫ - университетами и академиями.

        Не потому ли в аптеке можно увидеть лекарства с символическими названиями: стопангин, венонорм, антигриппин и прочие противовоспалины и антиболины? Когда я спросил у провизора для чего всё это, он ответил, мол, чтобы простому люду понятней было. За полнейших кретинов держат. Подозреваю, что в скором будущем появятся фуфломицин и лохотропин. В девятнадцатом веке были известны как «патентованные средства».
    2. ARES623 5 марта 2017 23:09
      Цитата: Curious
      прекрасно помню нашего взводного - выпускника (будете смеяться) МВОКУ. Так сложилось, что 80 процентов взвода у нас было , как любили говорить товарищи офицеры, с верхним образованием, после ВУЗов без военной кафедры. Так вот, тварищ лейтенант был не готов. От слова совсем. Но он был наш ровестник и неглупый человек

      Вот повезло-то мужику. Я в те же почти годы, тоже, взводами командовал. Так у меня больше узбеки да таджики, с трудом на русском изъяснявшиеся, были. Правда, судя по грамматическим ошибкам господина курьеза, он и через 35 лет после обучения готов условно. Уж так, видимо, учили. wink Хочу, однако без шуток заметить, что редко, когда выпускник сразу после выпуска "готов". И инженер, вышедший из ВУЗа в производство, как правило не "готов". Нужен значительный опыт работы в должности, поддержка старших товарищей, и обязательно - сбалансированное участие государственной системы в строительстве военного организма. А вот как быстро выпускник "врастет" в свои погоны, зависит от полученных знаний и первичных командных навыков в ВОКУ. Вообще, странное это было подразделение - 80% выпускников ВУЗов.... Даже настораживает.
  4. мичман 4 марта 2017 17:35
    Уважаемый Александр, прочитал и задумался. Серьезную тему подняли Вы.
    Я стал лейтенантом в 18 лет. Но начали резать флот, нас отличников по спц набору направили в ВУЗы. Закончил ЛИАП, стал Главным конструктором в НИИ-33. Уже в 1972 году принял участие в Египте в конфликте. Окружали нас прекрасные военные, я говорю о летчиках. Генералы были стоящие. Затем работал с Е.Я. Савицким, П.С. Кутаховым. Всегда был доволен ими и принимаемыми ими решениями. Но Армию надо учить. Для этого мы создаем тренажеры. А вот, где взять патриотизм, вопрос. Я понимаю, что трудно защищать идеи чубайса, меченого и Алкаша. Честь имею.
    1. stas 4 марта 2017 19:30
      18 лет лейтенант, не получается.
      1. мичман 5 марта 2017 09:59
        Уважаемый "stas", я поступил в средне-техническое военное училище в 1953 году после окончания 7-го класса 177 Ленинградской школы, как отличник без экзаменов. Присягу мы давали на МИНЗАГЕ "Урал". Это было в 1956 году. Затем военный факультет Правительство (Хрущев) закрыли. Мои друзья пошли на гражданку кто куда. Меня как отличника направляли в высшие училища, но был спец набор в ЛИАП. И я пошел туда. Вот так в 18 лет стал лейтенантом с военным билетом офицера запаса. А потом пошли звания и награды, но уже за создание ВСВТ. честь имею.
        1. stas 5 марта 2017 15:30
          Вообще то, несовершеннолетних в ВУ не брали.
          Поскольку МИНЭМК "Восход" не входил в сферу ВМТС.
          1. ARES623 5 марта 2017 23:15
            Цитата: stas
            Вообще то, несовершеннолетних в ВУ не брали.
            Поскольку МИНЭМК "Восход" не входил в сферу ВМТС.

            Вообще-то, для поступления в ВУ на до 17 лет на 1 сентября, я поступал по персональному разрешению в 16, но 17 стукнуло через месяц после положенного срока. Как-то так.
    2. Сергей С. 4 марта 2017 19:35
      Цитата: мичман
      Но Армию надо учить. Для этого мы создаем тренажеры.

      Сегодня уже недостаточно сделать офицера хорошим пользователем технических средств (систем) и оружия.
      Офицеры, как и когда-то, обязательно должны быть готовы принимать эктренные решения собственно по технике. - В военных условиях на определенном этапе ремонтировать технику будет некому... А на консервации есть еще и паровозы...
      Кроме того, наша армия и, особенно технические рода - флот, авиация, танкисты...., в лучшие годы в лучших своих проявлениях отличалась инициативностью младших командиров.
      В конечном итоге воины выигрывали капитаны и капитан-лейтенанты (ротные и батальонные... командиры, командиры эскадрилий и кораблей).
      Эти люди должны иметь основания для свободы мысли и осознания ответственности.
      А это и логика, и физика, и вычисления, и материаловедение ... химия, сопротивление материалов и термодинамика.
      Так что я за то, чтобы, помимо собственно военного образования, в сегодняшних условиях для получения назначения на реальную командную должность офицер должен пройти дополнительное обучение по технической специальности, соответствующей применяемым техническим средствам.
      То есть помимо военного доучивания в Академиях, сегодняшняя техника требует от офицеров соответствующей доподготовки и в технических науках.
      1. слава1974 4 марта 2017 22:56
        так что я за то, чтобы, помимо собственно военного образования, в сегодняшних условиях для получения назначения на реальную командную должность офицер должен пройти дополнительное обучение по технической специальности, соответствующей применяемым техническим средствам.

        В военных училищах раньше и давали гражданскую специальность соответствующую,например в общевойсковых "инженер по эксплуатации колесно-гусеничной техники". После сердюковских реформ стали готовить "управленцев среднего уровня".
    3. Сергей С. 4 марта 2017 19:55
      Цитата: мичман
      А вот, где взять патриотизм, вопрос.

      Патриотизм никуда не делся.
      Вот только для правящего класса выработаны очень странные правила отбора... на должности.
      Что же касается мальчишек, то их патриотизм проявляется почти повсеместно при наличии патриота руководителя. Если во главе (среднее звено) патриот, молодежь нормалльная. Но вот когда руководит мажор, окружающие тоже пальцы гнут и понты кидают, сплошное баксы, клубы, курорты, ва-ууууу и о-кеййййй.
      Опять простые меры - открытые конкурсы на руководящие должности, - как в высшей школе. Чтобы была возможность высказаться по кандидатуре, а дальше начальник издаст приказ, и ... отвечает за персональное решение.
      Почти на 100% уверен. что либо будут избраны патриоты, либо хотя-бы назначенцы будут маскироваться под реальных патриотов....
      Цитата: мичман
      Я понимаю, что трудно защищать идеи чубайса, меченого и Алкаша.

      А этого делать и не надо.
      Присяга дается народу.
      В тексте Присяги ничего нет об идеях чубайсоподобных...
      Текст не безупречный, но приемлемый:
      «Я, (фамилия, имя, отчество), поступаю на военную службу и присягаю на верность Российской Федерации и её народу. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, возложенные на меня законным образом обязанности.
      Клянусь, находясь на военной службе, быть честным, добросовестным, достойно переносить связанные с ней трудности. Мужественно, не щадя своей жизни, защищать народ и государственные интересы Российской Федерации. Клянусь не применять оружие против народа и законно избранных им органов власти.
      Обязуюсь проходить военную службу в любом месте на территории Российской Федерации или за её пределами, куда меня направит Правительство Российской Федерации, и соблюдать законы того государства, на территории которого буду проходить военную службу»
      Цитата: мичман
      Честь имею.

      А вот это ключевые слова.
      Вам за них и за годы службы Родине с таким девизом нижайший поклон.
      1. Parsec 4 марта 2017 22:17
        Цитата: Сергей С.
        Цитата: мичман
        Честь имею.
        А вот это ключевые слова.
        Вам за них и за годы службы Родине с таким девизом нижайший поклон.

        "Честь имею" - усеченная формула вежливого прощания, притом обращенная к старшему либо от мужчины к женщине: "Честь имею оставаться вашего превосходительства верным слугою", "Честь имею кланяться", "Честь имею оставаться Вашим верным другом";
        либо официально-вежливая форма представления "Честь имею представиться - поручик Иванов", "Честь имею рекомендоваться - товарищ прокурора коллежский асессор Клюкин".
        В.С.Пикуль доброе дело делал, пробуждал интерес к отечественной истории, пока не скурвился в "Площади павших борцов"; однако четыре класса образования довлели, а супруга в деталях дореволюционного этикета была не сильна.
        Читатели выражение"Честь имею" восприняли как некий девиз по тем же причинам, не понимая, что с такой девиз вызывает в среде, где понятие чести не пустой звук, по меньшей мере недоумение, по большому счету сомнения - если некто с порога заявляет что имеет то, что должно быть основой его бытия, то либо не понимает, что декларирует, либо заранее хочет отмести сомнения. А значит, почва для сомнений есть.
        1. Сергей С. 5 марта 2017 01:05
          Цитата: Parsec
          "Честь имею" - усеченная формула вежливого прощания...

          Вообще-то выражение "честь имею" чисто офицерское, употреблявшееся не повсеместно, но ситуационно, как артикль на высших моральных рыцарских принципах.

          После революции употреблялось только офицерами, других случаев не припомню.

          Считаю, что до сих пор это не пустой звук. И если офицер эти слова произносит, то есть надежда на самые высокие морально-этические стандарты.
          Я же в своем посте хотел лишь подчеркнуть глубину уважения к Мичману и его постам...

          Что же касается В.С. Пикуля, то Бог ему судья, роман "Площадь павших борцов" не читал, а за "Пером и шпагой", "Реквием" и за "Крейсера" моя искренняя благодарность Писателю.
          1. Parsec 5 марта 2017 01:32
            Цитата: Сергей С.
            Вообще-то выражение "честь имею" чисто офицерское, употреблявшееся не повсеместно, но ситуационно, как артикль на высших моральных рыцарских принципах.

            Чиновно-служилое скорее, не артикль и не эмфаза.
            Цитата: Сергей С.
            После революции употреблялось только офицерами, других случаев не припомню.

            Дункан МакЛауд? Где общались с царскими офицерами после революции?
            Цитата: Сергей С.
            И если офицер эти слова произносит, то есть надежда на самые высокие морально-этические стандарты.

            Есть уверенность, что офицер не до конца понимает, чтО произносит, см. выше. Есть офицеры и под газмановскую кабацкую поделку встающие.
            Что касается Пикуля - прочтите Маклина "Крейсер Улисс", да и Площадь павших борцов неплохо бы, благо дело в сети все есть. Слаб человек.
            Мичману глубокое уважение всегда.
            1. Сергей С. 5 марта 2017 20:18
              Цитата: Parsec
              Где общались с царскими офицерами после революции?

              Прадед мой начинал службу юнгом в гвардейском экипаже в последнюю турецкую в 1877 году... На пенсию вышел в 1906 году с лейтенантской пенсией, IX классом, личным дворянством и квартирой на Офицерской при Экипаже.
              Прадед погиб в блокаду.
              А бабушка выжила в эвакуации. И рассказывала про офицеров флота начала XX века.
              Но это так, лирическое отступление.

              "Честь имею!" многократно слышал от советских флотских офицеров. В ситуациях, как правило, когда это выражало некую особую сущность...
              И не понимаю, что Ваша уверенность выражает:
              Цитата: Parsec
              Есть уверенность, что офицер не до конца понимает, чтО произносит, см. выше. Есть офицеры и под газмановскую кабацкую поделку встающие.

              Насколько помню в песне "Офицеры" слова правильные, мелодия имеется.
              И если память активируется, и нервы напряжены настолько, что невольно встают "смирно", это означает, что звучит не кабацкая поделка, а современный гимн.
              А еще теперь рядом жены офицеров стоят и плачут.
              А они что не понимают?

              Маклина читал, В.С. Пикуль написал сильнее.
              Если перешли к советам по военной литературе, очень рекомендую Б. Полевой "Мы советские люди".
              1. Parsec 5 марта 2017 21:46
                Цитата: Сергей С.
                И если память активируется, и нервы напряжены настолько, что невольно встают "смирно", это означает, что звучит не кабацкая поделка, а современный гимн.

                Долго и не формат объяснять. Прошла волна домодельной "белогрвардейщины" после пары фильмов, на контрасте с бытием. Одно "Русское поле", слова Гофф, музыка Фельцман, исполняет Кобзон, чего стоит. А первое исполнение - образцово-показательный поручик актер Ивашов, и ассоциация прочно.
                "... расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий".
                "И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон"... "Четвертые сутки пылают станицы.", и поручик Голицын с подносчиком патронов корнетом Оболенским - не только жены, сами офицеры плакали скупою слезой, особенно после грамм двухсот.
                Жены и от бразильского мыла и аргентинских соплей с сахаром плачут - женщины, эмоции, природа.
                Ивашова помнят, созвучного купринского поручика Ромашова нет; а последний не фантазии коммунальных романтиков, которым творческая натура помешала хотя бы рядовым послужить.
                Маклина, собственно, рекомендовал не для сравнения, если уж разговор о Пикуле.
              2. murriou 6 марта 2017 00:21
                Цитата: Сергей С.
                И если память активируется, и нервы напряжены настолько, что невольно встают "смирно", это означает, что звучит не кабацкая поделка, а современный гимн.
                А еще теперь рядом жены офицеров стоят и плачут.

                А блатные встают и плачут под "Владимирский централ" и прочий блатняк laughing
                Особенно после стаканчика-другого. И всамделе, чем не ГИМН? lol

                Цитата: Сергей С.
                Маклина читал, В.С. Пикуль написал сильнее.

                А что Пикуль врал на каждом шагу, вас не смущает? Ну да, вам же важно, чтоб "сильнее", а правдивость не отличается такой "силой", как буйная фантазия беллетриста laughing
                1. Сергей С. 8 марта 2017 11:06
                  Цитата: murriou
                  А что Пикуль врал на каждом шагу, вас не смущает? Ну да, вам же важно, чтоб "сильнее", а правдивость не отличается такой "силой", как буйная фантазия беллетриста

                  Пикуль не врал.
                  Пикуль художественно оформлял.
                  Причем, тоже не показал полного ужаса, в котором пришлось воевать нашим морякам.
                  Что же касается вранья, то лакмусова бумажка - отношение к Н.А. Лунину и А.И. Маринеско.
                  Я с той стороны, что лично встречалась с экипажем "С-13", что видел мальчишкой скромнейшего Н.А. Лунина.
                  Я из тех, кто прочитал книгу К.М. Сергеева "Лунин атакует "Тирпиц"...

                  И то, что Луние никогда не утверждал, что попал в "Тирпиц" знаю, ...
                  Но услышанным всем экипажем двум взрывам верю...
                  Про то, как жаждали подводники утопить любого фашистского гада, знаю...

                  Так что В.С. Пикуль не врал...
                  Он выражал Великую Правду нашего Народа!
                  Теперь мы все ужасаемся до чего можно дойти в двойных стандартах.
                  В.С. Пикуль уже очень давно почувствовал эту опасность, и начал борьбу со всеобщим злом одним из первых.
                  1. murriou 8 марта 2017 14:05
                    Цитата: Сергей С.
                    Пикуль не врал.
                    Пикуль художественно оформлял.

                    Пикуль именно ВРАЛ.

                    Часть его ВРАНЬЯ вызвана его полнейшей безграмотностью в темах, где он считался специалистом: тут и носовая башня на "Аскольде" (Вы-то сами хоть знаете, что такое "Аскольд" и что такое носовая башня? lol ), и приведенный мной пример с миноносцем, якобы скрывающимся в дыму эскадры, и тысячи членов экипажа там, где было неск. сотен, и постоянные ошибки с калибрами и прочими техническими существенными (!) подробностями, и еще десятки таких же ляпсусов у него можно не напрягаясь найти.

                    Другая часть его ВРАНЬЯ вызвана ложным пониманием патриотизма, которое расхваливаете тут Вы.

                    На самом деле, нужно ОЧЕНЬ не любить свою Родину и не верить в ее реальную силу, чтобы считать, .будто патриотизм должен строиться не на правде, а на лжи, которую в огромных количествах плодят хрустобулочники.
                    1. Сергей С. 10 марта 2017 19:51
                      Цитата: murriou
                      На самом деле, нужно ОЧЕНЬ не любить свою Родину и не верить в ее реальную силу, чтобы считать, .будто патриотизм должен строиться не на правде, а на лжи, которую в огромных количествах плодят хрустобулочники.

                      Вы правы на 100%.
                      Но это формальная сторона.
                      И это знание для профессионалов....
                      Сейчас не так уж и важно какова была особенность новой артустановки на "Аскольде", или какова численность экипажа на броненосце или крейсере...

                      Правильный человек сиюминутно решает самую важную задачу. И может не заметить второстепенные.
                      Когда-то даты, калибры, тонны и узлы были самыми интересными при чтении книг, статей...
                      Теперь для многих это второстепенные детали...
                      К тому же Ваши комментарии надо перенести на книги "историков" флота, которые претендуют на научность и историчноность... Там ляпов не меньше, чем у бывшего рулевого-сигнальщика...
                      Меня больше тревожат множественные бредни про Порт-Артур и Цусиму, про выдающиеся корабли времен Первой мировой, про постоянные "наезды" на черноморцев и балтийцев...
                      Мы почему-то продолжаем оправдываться за "Густлов" и мусолить проблему "попал-промазал" Н.А. Лунин.

                      Так что, по большому счету, В.С. Пикуль прав в главном - и его читают молодые.
                      А в художественном произведении технические подробности, к сожалению, могут быть несколько деформированы...
                      Наконец, даже если В.С. Пикуль ошибался, то делал это без умысла.
                      1. murriou 10 марта 2017 20:41
                        Цитата: Сергей С.
                        по большому счету, В.С. Пикуль прав в главном - и его читают молодые.

                        В определенном возрасте и "сказку про курочку рябу" читают, и в Деда-Мороза верят, потом вырастают и перестают верить, а к детским сказкам относятся как к сказкам.

                        Цитата: Сергей С.
                        А в художественном произведении технические подробности, к сожалению, могут быть несколько деформированы.
                        .
                        Если в тексте видно вранье на каждом шагу, заклинание про "в главном-то он прав"(ТМ) звучит не оч убедительно laughing

                        Тем более что в приведенных примерах видно: Пикуль не просто путает мелочи, он ВООБЩЕ НЕ В ТЕМЕ.

                        Цитата: Сергей С.
                        Наконец, даже если В.С. Пикуль ошибался, то делал это без умысла.

                        Даже если так (я СИЛЬНО сомневаюсь, но спорить не буду), оправдание слабое: ничто из вышесказанного от этого не меняется.

                        Цитата: Сергей С.
                        Меня больше тревожат множественные бредни про Порт-Артур и Цусиму,

                        А что не так с Порт-Артуром и Цусимой? Они были на самом деле выиграны царской Россией?! laughing

                        Цитата: Сергей С.
                        про выдающиеся корабли времен Первой мировой, про постоянные "наезды" на черноморцев и балтийцев...

                        Ну вот я лично знаю массу эпизодов, показывающих очень НЕгеройское поведение русских моряков в РЯВ и ПМВ.

                        Прикажете молчать об этом, или врать, считая святой истинной правдой вранье Руднева, Колчака, Эбергарда и других великих сказочников?

                        Ну ладно, детям в школе вы можете внушить что угодно, но вот кто-то из них подрастает, начинает сам интересоваться историей, и при первой же попытке копнуть поглубже понимает, что его ОБМАНУЛИ?
                        А при второй обнаруживает, что обманывали ПОСТОЯННО?

                        Вы представляете себе результат? Вот со мной так уже было в свое время, другим такого не желаю.
  5. слава1974 4 марта 2017 18:12
    Сегодня представляется особенно важным изучение боевого опыта успешных действий российских группировок в Сирии, подразделений правительственной армии этой страны, формирований Донецка и Луганска, даже ИГ (запрещенной в РФ организации). Надо, как в советское время, издавать современные материалы и учебные пособия по тактике, основанные на конкретных примерах, и внедрять полученные знания в практику боевой подготовки штабов и войск..


    Изучение и внедрение боевого опыта в советское время было только во время ВОВ. Позже ни в СССР, ни в России боевой опыт нигде не изучался, никаких учебников не издавалось. Отдельные робкие попытки это сделать погоды не делали.
    На заседании клуба военачальников командующий ВДВ генерал Шаманов выступал на эту тему с докладом, вывод: весь боевой опыт в ВДВ никем не собирается и не анализируется, в боевой подготовке не используется. Если так в ВДВ, то наверняка так и в других войсках.
    1. commbatant 4 марта 2017 22:09
      слава1974 Сегодня, 18:12Если так в ВДВ, то наверняка так и в других войсках


      Может мне кто скажет, почему спецназ СВ РФ действует по Уставу ВДВ? это ведь еще идет от Советской армии...
      Современная армия РФ, никогда не будет Советской, потому что у нее совершенно другие задачи и возможности, которые корреспондируются от совершенно других задач РФ, по сравнению с теми, которые стояли перед СССР

      Появились в "нулевых" снова горные части, которые когда-то были при ВС СССР и с учетом опыта двух чеченских войн пришлось менять новые методики ведения боевых действий в горной местности, системы подготовки, строить Центры подготовки и открывать факультеты при ОКВУ, т.к. до этого такой ф-т был только в "рязанке". На Украине на Донбасс ВСУ отправили 128-ю ГСБр. (бывш. 128-я ГСД), как пехоту против ополченцев, это все равно, что забивать гвозди золотыми слитками.

      Появились МСБр. (арктические) открыли ф-т в ДВОКУ, опять же, как и у горных стрелков и у спецназа СВ РФ нет своих Уставов, наставлений и т.д.
      Я не согласен с автором статьи, в ВВУЗе будущему офицеру, должны в первую очередь вбить теоретические знания основанные на последних операциях (сражениях) проводимых нашей страной и нашими "заклятыми" врагами...

      В 2012 г. я публиковал на сайте ВО свою статью (до заблокирования) о создании военной полиции в РФ в т.ч. там описывал и порядок обучении ее будущих кадров, я в т.ч. затрагивал и аспекты обмена опытом с консалидацией теоретических навыков обучаемых.
      1. Parsec 4 марта 2017 22:29
        Цитата: commbatant
        и открывать факультеты при ОКВУ, т.к. до этого такой ф-т был только в "рязанке".

        Фундаментальную горную подготовку давало Орджоникидзевское ВОКУ, готовило "горняков" и Алма-Атинское ВОКУ, и Алма-Атинское пограничное училище.
        1. commbatant 5 марта 2017 00:28
          Цитата: Parsec
          Цитата: commbatant
          и открывать факультеты при ОКВУ, т.к. до этого такой ф-т был только в "рязанке".

          Фундаментальную горную подготовку давало Орджоникидзевское ВОКУ, готовило "горняков" и Алма-Атинское ВОКУ, и Алма-Атинское пограничное училище.



          Что Вы подразумеваете под словом фундаментальную и в какие это годы все было ("афган")
          1. Parsec 5 марта 2017 01:54
            Цитата: commbatant
            Что Вы подразумеваете под словом фундаментальную

            Охватывающую все аспекты ведения боевых действий в горах, естественно, времена существования этих училищ.
            1. commbatant 5 марта 2017 10:57
              Цитата: Parsec
              Цитата: commbatant
              Что Вы подразумеваете под словом фундаментальную

              Охватывающую все аспекты ведения боевых действий в горах, естественно, времена существования этих училищ.


              ну а я что написал:
              Появились в "нулевых" снова горные части, которые когда-то были при ВС СССР
              , т.е. после развала СССР этих училищ или уже не было или они остались за пределами РСФСР/РФ
    2. Parsec 5 марта 2017 01:43
      Цитата: слава1974
      Изучение и внедрение боевого опыта в советское время было только во время ВОВ. Позже ни в СССР, ни в России боевой опыт нигде не изучался, никаких учебников не издавалось.

      Чтобы заявлять такое, нужно как минимум знать, какие учебники составлялись и знать планы боевой подготовки за период 1953...1991 годов - по Сухопутным войскам, ВМФ, ВВС, войскам ПВО, и дальше - по мотострелковым войскам, артиллерии, войсковой ПВО, войскам связи, инженерным войскам, РХБЗ, радиотехническим частям, ИАС, службе РАВ, и еще по десятку служб.
      Это уровень заместителя министра обороны по боевой подготовке и заместителя начальника Генерального штаба. Вы на каком уровне служили, чтобы такие заявления делать? Сколько училищ, академий, офицерских классов проверили, сколько учебников отредактировали, сколько утвердили учебных программ?
      Чудак вы разговорчивый.
      1. слава1974 5 марта 2017 16:04
        Чтобы заявлять такое, нужно как минимум знать, какие учебники составлялись и знать планы боевой подготовки за период 1953...1991 годов - по Сухопутным войскам, ВМФ, ВВС, войскам ПВО, и дальше - по мотострелковым войскам, артиллерии, войсковой ПВО, войскам связи, инженерным войскам, РХБЗ, радиотехническим частям, ИАС, службе РАВ, и еще по десятку служб.


        Сам занимался обобщением и внедрением, поэтому и говорю , потому, что знаю.
        Для вас специально сослался на Шаманова и на заседание клуба военачальников по этому вопросу. Не верите, читайте сами.
    3. Parsec 5 марта 2017 01:50
      Цитата: слава1974
      На заседании клуба военачальников командующий ВДВ генерал Шаманов выступал на эту тему с докладом, вывод: весь боевой опыт в ВДВ никем не собирается и не анализируется, в боевой подготовке не используется. Если так в ВДВ, то наверняка так и в других войсках.

      Если Шаманов говорил это, пробыв хотя бы год командующим, то с кого спрашивать за сбор и анализ боевого опыта? Если при приеме должности, то через год все должно быть собрано, обобщено и выдано в рекомендациях; у командующего есть для этого силы и средства.
      Если в ВДВ так, то не обязательно так во всех ВС.
      1. слава1974 5 марта 2017 16:09
        Если Шаманов говорил это, пробыв хотя бы год командующим, то с кого спрашивать за сбор и анализ боевого опыта?

        Хороший вопрос с кого спрашивать? В ВОВ были отделы в штабах армий, которые специально занимались обобщением и распространением боевого опыта. После ВОВ отделы сокращены.
        Кто по вашему должен этим заниматься? Кто должен изменения в штат внести, должностные обязанности разработать?
        Если в ВДВ так, то не обязательно так во всех ВС.

        ВДВ самые воюющие войска, поэтому и пример привел про них. Если в ВДВ нет, то где по вашему есть? В мотострелковых? или трубопроводных?
  6. слава1974 4 марта 2017 18:15
    Командиры, привыкшие смотреть на экран компьютера и видеть там всю картину боя, уже разучились наблюдать действия противника в бинокль. Они способны правильно выбрать позицию по карте, но не умеют делать это на местности. Могут управлять войсками по средствам современной радиосвязи, но не представляют, как будут делать это, если все спутниковые группировки окажутся уничтожены


    Раньше была проблема научить работать на навигаторах, электронную карту нарисовать. Теперь научили, но появилась проблема с бумажными картами, с ориентированием без навигаторов.
    Надо искать необходимый баланс.
  7. слава1974 4 марта 2017 18:18
    Сегодня ни один руководитель военного образования не смог мне объяснить – зачем командиру мотострелкового взвода быть бакалавром и на каком таком конкурсе международного военного труда будут конкурировать дипломы Московского ВОКУ и Вестпойнта


    Это элементарная стандартизация.Или вы предлагаете вообще дипломы не выдавать, а делать запись в личном деле?
  8. слава1974 4 марта 2017 18:22
    Плохо то, что обучают подчиненных все чаще начальники, которые в жизни ничем и никем не командовали. За «живого» солдата не отвечали, серьезного прохождения службы в войсках, а значит, личного опыта руководства ими не имеют.

    с этим согласен на 100%, но кто довел до такой ситуации?
    Само Мин.обороны и довело. Дали команду на преподавателей набирать с кандидатской степенью. А такие только из старлеев, которые всю жизнь прослужили где-то в ВВУЗе , закончили адьюнктуру. В войсках, да еще на войне я кандидатов наук не встречал.
    Не знаю в какой должности товарищ генерал, но обижаться в такой ситуации можно только на себя.
  9. капитан Злой 4 марта 2017 19:01
    Очень серьезная и честная статья.К сожалению не будет никем услышана и без соответствующих выводов. Очень метко подмечено ,что на всех уровнях засели «бессмысленные начальники с испуганной душой».Очень тревожит отсутствие здоровой критики (не критиканства) в нашей армии-особенно высшего командного состава-генералитета,это порождает атмосферу показухи и шапкозакидательства.К чему это у нас приводит история нас не учит.
    1. stas 4 марта 2017 19:32
      Всё начинается с царя.
  10. domnich 4 марта 2017 20:16
    Цитата: капитан Злой
    Очень серьезная и честная статья.К сожалению не будет никем услышана


    Приведу только два умозаключения генерала Драгомирова, которого тоже мало кто всерьез принимает во внимание уже более 100 лет

    "Кто обряд ставит на одну доску с обязанностями, у того рано или поздно, но неминуемо, обряд вытеснит обязанности."

    "Не суетиться и людей не суетить. Это самая опасная и вредная повадка: кто суетится в ожидании начальника, тем более будет суетиться в ожидании неприятеля. Спокойствие, правдивость насквозь – вот отличительные черты подлинного военного человека всех степеней и званий."
    М.И.Драгомиров
    1. капитан Злой 5 марта 2017 05:32
      Прекрасные цитаты.К сожалению просмотрев комментарии к статье посетителей сайта приходится признать,что многие так и не поняли главную мысль автора.Скорее всего большинство к армии не имеют никакого отношения,либо служили очень давно или являются представителями специальных войск и техническими специалистами и не видят ввиду своей подготовки комплексного подхода к обучению всех видов и родов ВС. Отсюда и измышления,что в спецназе нет своих уставов,мысли про боцманов и что в войсках не встретишь кандидатов и докторов наук(встретишь,но мало и смотря каких).
      1. слава1974 5 марта 2017 16:12
        приходится признать,что многие так и не поняли главную мысль автора.

        Какая главная мысль? Что все плохо, надо что-то делать?
        Не все плохо, а делать еще много. Но если генерал не понимает куда мы идем и почему реформируется военное образование, то что про других говорить? Или это опять пятая колонна втихаря нам вредит?
  11. commbatant 4 марта 2017 23:32
    Первые два абзаца статьи словоблудие обиженного военного пенсионера

    Автор статьи все время ссылается на немецкого военного деятеля начала 19-20-го века Клаузевеца, почему бы тогда ему не ссылаться на военную доктрину его оппонента - француза Фоша (именно в честь него французы назвали многоцелевой авианосец в годы холодной войны), может быть потому что военная доктрина последнего победила в первой мировой...

    Я бы постыдился для советского генерала ссылаться на немецкого военного деятеля не назвав советских - Шапошникова, Триандафиллова (с его доктриной "Глубокого эшелонированного удара" на базе, которой американцы в годы "холодной" войны создадут свою "Воздушно-наземная операция") и т.д., может вспомните про генерала (тогда комкора) Чуйкова, который в начальный период ВОВ придумал ботальонные и бригадные тактические группы (не от хорошей жизни конечно), о тактике действий которых никто тогда даже не подозревал...

    Более того, основными направлениями в подготовке сегодня стали компьютерное моделирование и игры, работа в современных системах боевого управления, основанных на спутниковой связи, геопозиционировании и т. п. Это отвечает вызовам времени, но порождает полную зависимость от подобных подпорок. А ведь в бою может случиться всякое.


    Не надо иронизировать, все дублируется, если на корабле есть навигационный радар и связь с ГЛОНАСС, это не значит, что на корабле нет боцмана, который не может проложить курс и не знает фарватер порта...

    Важно наконец осознать, что болонская система для профессионального образования государственной службы и военного образования, в частности, не нужна. Говоря словами песни Владимира Высоцкого, нужна, как в русской бане лыжи.

    Это Ваше лично мнение, РФ подписалось под эту конвенцию, будьте любезны выполнять, если конечно хотите, чтобы дипломов наших ВУЗов имели силу в странах ее подписавших....
    Хотя в части технических и иных наук требующих знаний в области фундаментальных наук, это не есть хорошо, значит надо сужать программу (где возможно, понятное дело, что квантовую физику за полгода Вы не выучите), другого выбора нет, по "вражеской системе" бакавлариат - дает общие знания (базовые) но достаточные для работы специалиста с этими знаниями, кому знаний не хватает и кто хочет уйти в специализацию, тот заканчивает магистратуру (где предполагается уже помимо всего прочего и научная и преподавательская деятельность - в процессе учебы), если человек (в нашем случае военный) хочет стать вторым Шапошниковым и заняться чисто военной наукой (куда кстати входит военное искусство) он идет докторантуру, в "ампириалистических" странах (в РК отменена) нет аспирантуры (в отличии от нас, промежуточное звено между магистратурой и докторантурой). Доктору, чтобы подтвердить свое научное звание надо постоянно заниматься научными исследованиями и писать научные статьи, именно поэтому в войсках вы никогда не увидите ни к.в.н ни д.в.н.

    Систему военного образования в РФ надо менять в части подготовки именно командного звена, гражданский специалист с ВО и закончивший военно-штабной колледж (проучившись там два года) будет грамотнее выпусника военного института проучившего там пять лет, так в военно-штабном колледже он будет изучать только военные и тесно связанные с ними науки (опять же это тема докторской диссертации не меньше)...

    Сегодня ни один руководитель военного образования не смог мне объяснить – зачем командиру мотострелкового взвода быть бакалавром и на каком таком конкурсе международного военного труда будут конкурировать дипломы Московского ВОКУ и Вестпойнта?



    А что он Вам должен был ответить, покажите ему программу обучения "вражеского" военного заведения и он Вам вместе с начальником обучения ответит.

    К слову Московское ВОКУ которое Вы хаите, кузница 90% офицеров и генералов советской и российской армии ("кремлевские курсанты")...

    За годы правления БНЕ, командиры разучились воевать, только Сердюков начал создавать Бригады заместо дивизий, послышался хай в т.ч. от тов. Ивашова, а о том, что в российской армии нет генерала способного грамотно управлять например танковой бригадой (не то что ТД) развернутой до штатов военного времени.
    Сейчас мы видим возврат к "мобилизационной армии" в СВ РФ 10 ОА и 1 ТА, что за генерал будет стоять во главе например 1-й ТА после ее полного развертывания (если дадут это сделать), это какие академические познания и опыт у него и всего его штаба должен быть, т.е. мы опять создает "каркасы монстров", которые мы не успеем нигде применить, нас окружили по периметру западных границ, значит, как минимум там должны быть соединения постоянного состава и не Армии с недоукомплектованными дивизиями по два полка, а Армейские корпуса с дивизиями (на главных направлениях - напр.: Смоленск, Воронеж) и бригадами, если Вам так нравятся Армии разворачивайте их пжл во втором эшелоне.
    Сердюковский замысел я понял, хотели провести тайную мобилизацию (из 24 дивизий и 12 бригад решили сделать 36 бригад, а потом эти бригады превратить в дивизии - 36, старый трюк) но в НАТО тоже не дураки сидят, создав штабы 1-й ТА в ЗВО И 11 -го АК в Калининградской области, не удивляйтесь переброске войск НАТО в Прибалтику и Польшу.
    Займете этим летом Правобережную Украину, Николаевскую и Одесскую область, не удивлейтесь появлению объединенных АК в Западной и Центральной частях Украины.

    В отличии от англо-саксов у нас практически (кроме того случая, где противником выступали - ВС Грузии) нет опыта (в современной России) войны с регулярными силами противника, а это плохо и "ампириалисты" это знают....
    1. Parsec 5 марта 2017 01:02
      Цитата: commbatant
      если на корабле есть навигационный радар и связь с ГЛОНАСС, это не значит, что на корабле нет боцмана, который не может проложить курс и не знает фарватер порта...

      Боцман. Проложить курс. Знает фарватер порта.
      Ну поздравляю.
      Боцман, Лоцман, Штурман - а еще встретят Айсберга.
      После такого весь остальной текст воспринимается несерьезно.
      1. commbatant 5 марта 2017 01:11
        Чай не для тебя писал...
        1. Parsec 5 марта 2017 10:39
          Цитата: commbatant
          Чай не для тебя писал...

          Интересная у вас бакалея.
          На "ты" обращайтесь с корешами; я вас в таковые не приглашал.
          1. commbatant 5 марта 2017 11:09
            Цитата: Parsec
            Цитата: commbatant
            Чай не для тебя писал...

            Интересная у вас бакалея.
            На "ты" обращайтесь с корешами; я вас в таковые не приглашал.


            Коли флуд гонишь, слейся...
        2. Комментарий был удален.
    2. слава1974 5 марта 2017 16:29
      Систему военного образования в РФ надо менять в части подготовки именно командного звена,

      Согласен с вашим комментарием.Хотел бы дополнить, что система военного образования меняется постоянно. Недавно на сайте было интервью начальника управления кадров МО, из него узнал, что сухопутные ВВУЗы МО перешли на 4-х годичную программу обучения.

      Хотя насколько я знаю, по болонской системе было решено готовить военных по 5-ти годичной программе "специалитет".
      Доктору, чтобы подтвердить свое научное звание надо постоянно заниматься научными исследованиями и писать научные статьи, именно поэтому в войсках вы никогда не увидите ни к.в.н ни д.в.н.


      А здесь сложнее. Раньше был совместный приказ Мин.образования и науки и МО, о том, что к кандидату наук приравнивается подполковник преподаватель ВВУЗа с 15-ти летним опытом службы в войсках по специальности.Когда этот приказ отменили, получилось,что обучать курсантов как копать окопы ли одевать противогазы, может только офицер с ученой степенью, который практически сам этого никогда не делал, зато написал кандидатскую. А те профессионалы, кто всю жизнь этим занимался преподавать не имеют права.
  12. Александр С. 5 марта 2017 04:52
    Я понимаю, что у многих все плохо. А учения...постоянные проверки боеготовности для кого проводят? Или там одни боты участвуют? Автор хочет...чтобы офицеры умели оценивать боевую обстановку в бинокль? Так это нам что...воевать нужно постоянно для этого? Боевую обстановку можно оценить только в бою. А опыт Сирии и так применят. И от новых технологий никуда не деться. И болонская система здесь зачем-то...связи так и не привели в пример. Ну прям как с егэ...которое виновато во всех бедах человечества.Нечего в панику кидаться.
  13. Старый Воин 6 марта 2017 11:34
    Ну а зачем учить? Неразбериха в головах, отсутствие ясных и понятных целей и причин приводит к спокойному предательству, как это было в феврале !917 и августе 1991 годов. Почему в стане нет нормальной Идеологии, а она властьпридержащим не нужна, Уж больно нынешняя аморфная, явно Ложная( во имя чего?). Главное, чтобы Народ можно было бы безнаказанно грабить - процессы сердюковых и васильевых , наглядное подтверждение этому.
  14. iouris 6 марта 2017 18:56
    Сущность болонского процесса - взаимное признание дипломов. Вузы РФ на 99% выпадают из этого процесса, поскольку перетока рабочей силы между РФ и ЕС фактически нет.
    Воюют не нации и государства, а государства.
    Война есть концентрированное выражение экономики.
    Рыночная экономика базируется на конкуренции. Конкуренция - это частная форма войны, которую ведут между собой мелкие товаропроизводители. Империализм есть отрицание конкуренции, замена конкуренции монополией. Монополия предполагает разделение мира "по силе" (только "по силе"). В эпоху монополий конкуренция товаров заменяется конкуренцией силы, государство является надстройкой над кластером "отечественных" монополий.
    Из классовой и экономической сущности государства вытекают цели военного строительства. Какова экономика, такова и армия. Армия есть слепок с общества. Нации, или народы существуют только для того, чтобы содержать армии и воевать за интересы монополий или за интересы одних монополий против других монополий.
    Кроме того, война есть способ утилизации излишней рабочей силы, которая образуется при переходе от одного технологического уклада к другому. США готовятся к переходу к шестому технологическому укладу.
  15. Cветлейший 8 марта 2017 17:44
    Учите тому чему и учили: армия борется с внешним врагом.И не надо выдумывать сказок о том что столкнулись с чем то чего раньше не было. Мы уже имели дело с ИГИЛ, в то время их называли Басмачеством.
Картина дня