Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Нерыночная тяга

Санкционная активность Запада, общая антироссийская установка США и их союзников, получившая наиболее четкие очертания за последние восемь лет пребывания демократов у власти в Вашингтоне, имели целью сдерживание социально-экономического развития нашей страны, роста ее международного авторитета. Но она была и остается самодостаточным субъектом глобальной политики. А будучи частью мирового сообщества, соотносит свои перспективы и планы с отношением к ней других центров силы. Как это сказывается на военном строительстве и социально-экономической ситуации в стране?

Попытки изолировать Россию от мировых финансовых ресурсов, международного торгово-экономического сотрудничества, достижений научно-технического прогресса лишь консолидировали общество, заставили проводить более прагматичную политику импортозамещения и поддержки отечественных товаропроизводителей. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Что будет после ГПВ-2020


Уже сегодня можно сделать вывод о благотворной взаимосвязи военного строительства и устойчивого социально-экономического развития России. ОПК, образно говоря, тянет за собой экономику, являясь ее локомотивом.

Это подтверждалось на примерах Германии, Франции, Австро-Венгрии, Японии в XIX веке, СССР, Италии при Муссолини и США при Рузвельте, Трумэне и Эйзенхауэре в столетии двадцатом. Объявленные сегодня президентом Трампом программы ускоренной модернизации и переоснащения вооруженных сил США и НАТО дадут мощный толчок как самим Соединенным Штатам, так и всему западному блоку, завершив выход из начавшегося в 2007 году кризиса.

Наиболее толковые экономисты уже высказываются о путях финансового обеспечения мобилизационного варианта развития нашей страны с помощью апробированной как в США, так и в России политики количественного денежного смягчения – в первую очередь за счет покупки государством валюты на внутреннем рынке с задачей довести ее объем до одного триллиона долларов в ближайшие пять лет и активного внутреннего заимствования с выпуском для граждан, предприятий и банков широкого перечня долгосрочных ценных бумаг РФ с гарантированной высокой доходностью. Преимущественно рублевых, но также и номинированных в твердых валютах, что делает нас в некоторой степени самостоятельным центром долларовой квазиэмиссии.

Уровень госдолга в России сейчас крайне низок (менее 14% ВВП) по сравнению с развитыми странами (106,4% ВВП в США) и может быть увеличен без негативных последствий для бюджета. К сожалению, сам Минфин консервативно подходит к такой возможности и неоднократно заявлял, что не видит в этом необходимости.

Подпитываясь необходимыми финансовыми ресурсами, мы могли бы обеспечить рост экономической активности, инициированный в отраслях ОПК, загружаемых выполнением гособоронзаказа по перспективной Государственной программе вооружения (ГПВ).

Нерыночная тяга


К 2020 году масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок по ГПВ будет пройден. Не грозит ли это локомотиву экономики остановкой на рельсах, о чем говорят некоторые эксперты? Думается, нет, потому что в дальнейшем начнется плановое, ритмичное оснащение Вооруженных Сил, пополнение их арсеналов по мере необходимости и износа действующей техники. И конечно, будут вестись работы над ВВТ новых поколений.

Как сказал президент России 8 сентября 2016 года в тульском НПО «Сплав» на совещании по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, необходимо сосредоточиться на диверсификации. Глава государства призвал ориентироваться на потребности передовых наукоемких отраслей – медицины, энергетики, авиа- и судостроения, на космос, информационные технологии и связь. В декабре в ежегодном Послании Федеральному собранию президент отметил исключительную важность существенного наращивания предприятиями ОПК объемов высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения и доведения ее доли в самое ближайшее время до 1/3. Сейчас с учетом изделий двойного назначения она составляет от 16 до 33 процентов.

При взаимодополняющем развитии военной и гражданской составляющих ОПК в ближайшие пять лет ожидается устойчивая динамика наращивания объемов выпуска во втором сегменте на уровне не менее пяти процентов в год. Это позволит к 2020 году выйти на пропорцию 50:50. В стратегии госкорпорации «Ростех», например, определено, что доля гражданской высокотехнологичной промышленной продукции составит 50 процентов от общего объема производства, хотя и к 2025 году.

Но уже сегодня ряд крупнейших интегрированных структур Ростеха завершил реконструкцию производственных мощностей, провел масштабное перевооружение предприятий, активизировал деятельность по выпуску товаров гражданского назначения. Это важно для финансовой стабильности самих заводов, для трудовых коллективов, которые, безусловно, нужно будет сохранить, и для того, чтобы средства, в свое время направленные на переоснащение отрасли, сработали на рост всей российской экономики, способствовали импортозамещению, а также наращиванию высокотехнологичного экспорта.

Акцент в работе по гражданской диверсификации, подчеркнем, сделан именно на таких направлениях, по которым, во-первых, пока сохраняется существенная зависимость от импорта, во-вторых, имеются положительные прогнозы будущего спроса и, в-третьих, у самих предприятий ОПК наработана необходимая компетенция.

В авиационном сегменте реализация соответствующих мер поддержки позволит к 2020 году увеличить выпуск гражданской продукции в два раза. К примеру, концерн «Алмаз-Антей» осуществляет проект по созданию и поставке систем управления воздушным движением: в ряде региональных авиаузлов уже стоит наше оборудование, поставляется оно и за рубеж, в частности в Монголию, прорабатывается экспорт в Иран, другие страны.

Сегодня предприятия ОПК работают по 13 отраслевым планам импортозамещения из 21, утвержденного правительством, в том числе с привлечением средств Фонда развития промышленности, которым уже одобрено выделение для организаций «оборонки» займов на 1,5 миллиарда рублей. С использованием этого инструмента выполняются проекты электропривода тяги железнодорожных локомотивов, роторной управляемой системы, инновационного контейнера-цистерны.

Значительную часть заимствованных средств необходимо будет направить в виде целевых кредитов на развитие инфраструктурных отраслей (ТЭК, транспорта, телекоммуникаций) в интересах устойчивой работы ОПК и обеспечения других направлений военного строительства.

80 процентов плана

Стимулирование отечественного сельскохозяйственного производства не только положительно сказалось бы на состоянии продовольственной безопасности страны, но и в целом способствовало бы укреплению обороны, обеспечению устойчивого социально-экономического развития.

В связи с этим следует отметить холдинговую компанию «РТ-Химкомпозит» (входящую в Ростех), которая реализует проект создания первого в России авиационного комплекса сельскохозяйственного назначения. Принципиально новый подход заключается в формировании системы предоставления услуг авиахимработ в интересах отечественных агропроизводителей. Предполагается развернуть на предприятиях холдинга серийный выпуск агросамолетов, химикатов, а также средств их внесения на посевные площади. Это позволит существенно снизить стоимость обработки пашни, что особенно актуально при интенсивном росте цен на зерновые культуры.

Часть займов следует направить на финансирование научных и прикладных исследований в сфере информационных технологий и новых конструкционных материалов, способных обеспечить паритет с блоком западных стран.

Все это способствовало бы повышению платежеспособности населения, росту занятости, квалифицированного спроса на качественную рабочую силу, а значит, совершенствованию человеческого капитала. Только так можно удовлетворить целевой запрос общества на расширение имеющихся научно-образовательных возможностей, придание нового импульса прогрессу, обеспечивающему реальное импортозамещение и расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

Интересам социально-экономического развития служило бы и осуществление иных крупных инфраструктурных проектов в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности. Речь, в частности, о более рациональном размещении производительных сил, создании новых территориально-промышленных комплексов, освоении Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, развитии дорожной и аэродромной сети, строительстве мостовых переходов, портового хозяйства, логистической инфраструктуры.

Это необходимо при отсутствии стабильного роста численности населения и его старении. Кроме того, нас существенно ограничивают концентрация людских ресурсов и деловой активности в крупнейших агломерациях, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии, низкая инфраструктурная обустроенность территории. Диспропорции будут только нарастать, ослабляя оборону и безопасность.

Пока что общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за 1990–2015 годы по большинству показателей (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет восточных.

Возможности развития России расширились бы и через укрепление связей со странами ОДКБ и ШОС. Сама жизнь заставляет нас наращивать торгово-экономическое сотрудничество, углублять производственную и научно-образовательную кооперацию с этими странами. В лучшую сторону изменилась бы и структура внешнеторгового баланса.

Следует особо подчеркнуть роль государства в реализации задач социально-экономического развития в рассматриваемой мобилизационной модели.

Как отмечает профессор Г. Костин, для России с учетом традиций социальной защиты, самодостаточности ресурсов, протяженности транспортных артерий, климатической зоны, специфики производственного потенциала наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25. А на этапе выхода из кризиса и восстановления народного хозяйства, когда требуется мобилизация ресурсов на главных направлениях, – как 80 к 20.

Эффективно действующие органы государственной власти, облеченные доверием общества, вполне могут выйти на оптимальные пропорции обоих секторов в управлении процессами развития страны и обеспечения ее безопасности. В последнем случае значимый результат вообще носит характер неконкурентного общественного блага, производство которого не может быть организовано на рыночных основах. Как справедливо замечают Л. Тарасевич, П. Гребенников и А. Леусский в учебнике по микроэкономике, рыночный механизм не обеспечивает парето-эффективной аллокации (межотраслевого распределения факторов производства и благ между хозяйствующими субъектами). И тогда именно государство может и должно способствовать более рациональному использованию ресурсов либо через систему налогообложения и дотаций, либо путем закрепления собственности на право производить внешние эффекты.

По нашему убеждению, современная административная система не может всецело быть экономической и тем более рыночной. Она не должна сводиться к бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политике государства, нацеленной исключительно на таргетирование инфляции.

Горизонты совместной мысли

Благотворное влияние оживленного военного строительства на все стороны жизни общества, ощутившего брошенный ему вызов, сказывается, наконец, в сфере социально-психологической. Ведь одно из направлений – военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, совершенствование политико-морального состояния личного состава Вооруженных Сил и того человеческого капитала, из которого он формируется.

Необходимость противостоять все более очевидной внешней враждебности порождает дополнительные духовные скрепы, способствующие улучшению морального климата в стране, развитию конструктивного государственно-гражданского диалога, консолидации общества, укреплению доверия к органам власти. Возможности их мобилизующего воздействия на общественное мнение и поведение многократно расширяются сегодня благодаря современным технологиям электронной демократии с использованием передовых информационно-телекоммуникационных средств. Перед лицом общей угрозы открываются и новые горизонты взаимодействия государства и общества для совместных мыслительных (например в форме краудсорсинга) и административных процессов, возможности для трансформации социальной реальности в условиях укрепляющегося гражданского мира и стабильности.

Лишь страна, готовая превратиться в единый лагерь, способна дать отпор любому врагу, сколь превосходящим ни казался бы поначалу его суммарный военный потенциал. Светлое небесное воинство, как и в стародавние времена Сварожича Велеса, встанет у Калинова моста через речку Смородину и сумеет отразить нашествие темных сил.
Автор: Сергей Модестов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/35369


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. КИБЕРНИНДЗЯ 5 марта 2017 15:07
    Да их бесит тот факт,что мы есть.
    1. vadsonen 6 марта 2017 18:04
      Как почитаешь, так кажется что страна вот-вот выйдет в мировые лидеры по уровню жизни. А росстат послушаешь - 4 млн за чертой бедности и ещё 20 млн недалеко от неё.
      1. samoletil18 7 марта 2017 21:46
        Ничего, вместо займа у населения выведем деньги из ценных бумаг США, а за Россией начнут другие, поддавшись панике, и будет у вас инфляция, как у нас в 90-е. И сколько будет за чертой бедности в матрасии, к тем, что уже там, нам будет по барабану.
        1. gladcu2 12 марта 2017 00:46
          ну что сказать... рецепт прост и думать МНОГО НЕ НАДО...

          Рецепт следующий. Сталинский и Ленинский. Отменить антимонопольные законы, что ВВП сделал, взяв под контроль ВПК. Дать конкуренции выиграть и поглотить конкурентов. Взять под гос контроль предприятия монополисты, навязав им гос стандарты.

          Монополии ОБЕСПЕЧАТ, социальный уровень выживания. У них просто другого выхода не будет. Они не смогут жить без возобновления специалистов. МОНОПОЛИИ, запускают форму планирования. Им нужен будет возобновляемый ресурс рабочей силы.

          Государство получит приоритет на международном рынке но привязанный к сферам географического благоприятствуя. Ну типо нельзя выращивать бананы за полярным кругом. Но все это зависит от внутренних победивших монополий.
  2. Yarik 5 марта 2017 16:12
    наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25. А на этапе выхода из кризиса и восстановления народного хозяйства, когда требуется мобилизация ресурсов на главных направлениях, – как 80 к 20.

    ну и кто из власть предержащих готов на это?
    1. слава1974 5 марта 2017 17:31
      наиболее эффективным представляется соотношение планового и рыночного секторов по объему ВНП как 75 к 25.


      Я думаю , зависимость должна быть не от процентов, а от отраслей производства. Крупные доходные предприятия должны быть в госсобственности (ГАЗПРОМ, нефтяные компании), а вот производство туфлей и трусов пусть регулирует невидимая рука рынка.
  3. Monster_Fat 5 марта 2017 16:51
    Да ладно. рублей,, в принципе, можно напечатать сколько угодно, а вот с валютой в России совсем плохо стало-нет ее родимой.. А, какой у нас корпоративный долг висит в валюте - говорят, не одна сотня миллиардов... И где, это собрались брать валюту на "внутреннем" рынке? Это, интересно, у кого? Никак сподобятся до "раскулачивания" граждан с валютными счетами?
    1. Cat Man Null 5 марта 2017 17:24
      Цитата: Monster_Fat
      И где, это собрались брать валюту на "внутреннем" рынке? Это, интересно, у кого?

      - на биржЕ... у экспортеров wink

      Цитата: Monster_Fat
      рублей,, в принципе, можно напечатать сколько угодно

      - и - здорово-привет, 90-е. Когда все мы были миллионерами, практиццски laughing

    2. слава1974 5 марта 2017 17:33
      а вот с валютой в России совсем плохо стало-нет ее родимой

      У Сталина не было валюты, не было нефти и газа. Но страну после войны восстановили.
      Если бы после войны руководил Медведев с компанией, до сих пор бы воронки на Невском проспекте объезжали.
      1. Cat Man Null 5 марта 2017 20:15
        Цитата: слава1974
        У Сталина не было валюты, не было нефти и газа. Но страну после войны восстановили

        - "у Сталина" был СССР. Плюс еще соцлагерь, в качестве "бесплатного приложения". Зачем валюта, если (почти) все можно получить/произвести самим?
        - РФ - ни разу не Союз, и СЭВ как-то закончился в одночасье... все необходимое, что сами (пока) не можем или не считаем нужным производить приходится закупать. За валюту, ага...
        - да и жизнь немного вперед ушла. Какой там технологический уклад? Пятый, на носу шестой? А что "у Сталина" было? Четвертый... вот то-то и оно.
        - СССР, кстати, тоже оставил "в наследство" РФ тот же четвертый, с вкраплениями пятого. Так что задача сейчас не просто "восстановить страну", а "восстановить страну на качественно новом уровне". Почувствуйте разницу... если тямы хватит, конечно wink
        1. слава1974 5 марта 2017 20:18
          Много текста, а смысла вы так и не поняли. Я пишу про качество управления. Если знаете, что это такое.
          1. Cat Man Null 5 марта 2017 20:21
            Цитата: слава1974
            Я пишу про качество управления...

            - ну, и славно
            - а я о том, что задачи и условия их выполнения "у Сталина" и у нынешнего руководства... несопоставимо разные, во laughing
            - при этом от "нынешнего руководства" я тоже не в восторге, но огульно хаять все, чего не понимаю, остерегаюсь. Именно потому, что не понимаю.

            Вот примерно так yes

            PS: кстати сказать, управление Союзом ("закрытая" экономическая и политическая система) и РФ ("открытая -"-), это тоже две несопоставимые по сложности задачи. Угадайте с трех раз, чем сложнее управлять? wink
            1. слава1974 5 марта 2017 22:05
              а я о том, что задачи и условия их выполнения "у Сталина" и у нынешнего руководства... несопоставимо разные

              Про условия не спорю, разные.Сейчас более благоприятные.А задачи те же: развитие промышленности, рост ВВП, повышение уровня жизни.
              при этом от "нынешнего руководства" я тоже не в восторге, но огульно хаять все, чего не понимаю, остерегаюсь

              А где я огульно хаял? Даже про Путина не написал, а только про Медведева. Потому что надоели его высказывания, что коммунисты 50 лет назад неправильную экономику построили и ему теперь тяжело. То Брежнев на нефтяную иглу страну подсадил, а он несчастный снять не может. Про гадание на кофейной гуще о ценах на нефть вообще стыдно говорить, по ТВ выступают с прогнозами, на которые никак повлиять и предугадать не могут.
              управление Союзом ("закрытая" экономическая и политическая система) и РФ ("открытая -"-), это тоже две несопоставимые по сложности задачи.


              Если не можешь делать, так уйди. Пусть делает тот , кто может.
              А вообще в период ВОВ падение производства было меньше, чем в 90-е, при управлении либералами. Наверное потерять часть страны под оккупацией,а часть заводов разбомбленными, а часть на колесах в эвакуации и при этом победить 3 - рейх со всей европой, это гораздо проще, чем проводить приватизацию-монетизацию-денег-нет-но-вы-держитес
              ь.
              1. Cat Man Null 5 марта 2017 22:17
                Цитата: слава1974
                слава1974

                - даже спорить не буду. Да правы Вы, правы, кругом, практически love
                - а проще говоря - не в коня корм request
                - я там не зря написал:

                Цитата: Cat Man Null
                Почувствуйте разницу... если тямы хватит, конечно

                - у Вас, походу, не хватило.

                Это не моя печаль. Это Ваша печаль yes
  4. EternalStranger 5 марта 2017 16:56
    ОПК, образно говоря, тянет за собой экономику, являясь ее локомотивом.

    Вопрос только куда тянет. ОПК ведь это расходная статья бюджета а не доходная.
    1. 79807420129 5 марта 2017 17:48
      Цитата: EternalStranger
      ОПК ведь это расходная статья бюджета а не доходная.

      Ну да,ну да,торговля оружием роли не играет. laughing wink
      1. EternalStranger 5 марта 2017 23:28
        Вы посмотрите сколько в ОПК вливается и какая отдача. Боюсь экспорт это капля в море. Что есть что нет его.
  5. мичман 5 марта 2017 17:12
    Уважаемые читатели "ВО", ОПК это не расходная статья, а доходная. Посмотрите доход от экспорта ВиВТ. Мне пришлось работать с 1963 года в режиме санкций к СССР. А с 1979 года руководить подотраслью в этих условиях. Я приведу только один пример. Самолет МиГ-25 был предъявлен на испытания в 1963 году. Это был лучший истребитель, созданный в СССР при санкциях. Он показал в 1972 году в Египте, что США его уничтожить невозможно. Тогда конфликт погасили только из-за нот ООН. Санкции нашей стране не страшны. Страшно другое. Честь имею.
    1. BlackMokona 5 марта 2017 17:25
      Экспорт военно техники, составляет меньше 2% экспорта России, и более чем в несколько раз ниже военных расходов России.
      1. Удав КАА 5 марта 2017 21:26
        Цитата: BlackMokona
        Экспорт военно техники, составляет меньше 2% экспорта России

        Ну и посмотрите на структуру того экспорта.. Чем ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМ кроме ВиВТ, да РД-180 вы еще похвастать можете? Космическими стартами по извозу на МКС? Атомными станциями в долг? ну, в последнее время, ледокол финам по случаю загнали.. -- и все! При этом ОПК ежегодно 13-16 млрд унылых енотов в казну приносит. Так чего его бедного хаить, если за ним еще и послепродажное лбслуживание и ремонт с запчастями следуют...
        Так что, слава всевышнему, хоть с этим у нас боле менее. yes
        1. Вадим237 5 марта 2017 23:20
          Сплавы экспортируем, титановые заготовки, бульдозеры, тракторы, грузовики, самолёты, оптические приборы, медицинское оборудование, даже МКПП для болидов Формулы 1.
          1. samoletil18 7 марта 2017 22:05
            Литые диски в формуле1 ещё в 90-е НАМИ разрабатывал. Это я к тому, что мы много чего можем и могли раньше. Что касается ОПК, то без него технологии внутри страны никто разрабатывать не будет, т.к. это дорогое вложение с вероятностью не возврата средств, а денег всегда мало, только безопасность страны на это реагирует сообразно объемам финансирования. Но отдача здесь не только от экспорта вооружений, а от внедрения в гражданский сектор этих технологий, чем и объясняется призыв Путина к диверсификации производства ОПК.
        2. BlackMokona 6 марта 2017 13:40
          Только ВиВТ тоже в основном бесплатно даём, например той же Сирии, а записываем в экспорт по полной цене.
  6. Рабинович 6 марта 2017 03:06
    образно говоря, тянет за собой экономику, являясь ее локомотивом

    В СССР эта система не сработала.
    1. samoletil18 7 марта 2017 22:13
      Не не сработала, а не дали сработать. Я работал на оборонном предприятии в те годы, когда страну убивали. Делалось много ТНП, но я их только на заводе видел. В магазинах эти товары появились с 1992.
      Экономика страны должна быть разумно изолированной. Что, кстати, вижу и в Израиле, и в Турции, и что, казалось бы удивительно, в Китае.
      1. Рабинович 8 марта 2017 02:18
        А куда эти ТНП девались? Может вам казалось что много делали, а в процентном отношении мало.
        Скорее всего между членами партий. Как и в магазинах было - всё мясо выбирали ещё до поступления на полки, а в магазин шли уже одни кости на прилавок.
        1. samoletil18 12 марта 2017 10:32
          Только на одной улице стояло два завода работавших на ВПК. И каждый производил не только оборнку. Все почему-то уходило за рубеж, когда у народа деньги от алкагольных трат стали уходить на сберкнижки. Я до сих пор не понимаю нафиг австрийцам нужны были кухонные гарнитуры из деревообрабатывающего цеха нашего завода, когда они продавались бы в замен всяких польских, тем более, когда СЭВ развалился, у нас с хорошей накруткой, а там свои были не хуже, я уверен.
Картина дня