Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)

Вскоре после начала Первой мировой войны германский флот начал отказываться от некоторых морально устаревших кораблей. В связи с резким сокращением эффективности их выводили из боевого состава флота, разоружали и переводили на новую службу. Часть демонтируемых артиллерийских систем все еще могла найти применение на новых носителях, в том числе на специальных железнодорожных транспортерах. Одним из вариантов использования бывших корабельных орудий на суше стал проект 28 cm SK L/40 Bruno.

Предыстория проекта «Бруно» была характерной для подобных разработок. В 1916 году германские военно-морские силы начали отказываться от броненосцев типов Braunschweig и Deutschland, уже не отвечавших современным требованиям. Корабли переводились в категорию учебных, что позволяло снять с них оружие. Главным калибром броненосцев двух проектов являлись 28-см орудия, попарно размещенные в двух башнях. Это оружие отличалось высокими характеристиками, благодаря чему было предложено для использования сухопутными войсками в тех или иных целях.

Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Комплекс 28 cm SK L/40 Bruno ведет огонь. Фото Wikimedia Commons



Первым появилось предложение о применении освободившихся орудий в составе батарей береговой обороны. Впоследствии несколько пушек смонтировали на новых позициях с применением стационарных установок. Кроме того, корабельные орудия могли показать высокую эффективность при использовании в качестве артиллерии особой мощности. Тем не менее, для такого применения пушкам требовались соответствующие средства обеспечения мобильности. С учетом имеющегося опыта было предложено разместить морские орудия на железнодорожных транспортерах.

Разработка железнодорожной версии корабельного орудия в очередной раз была доверена концерну Krupp, уже занимавшемуся созданием подобной военной техники. Новый проект получил название 28 cm SK L/40 Bruno, в котором отражался тип используемого орудия, а также использовалось рабочее обозначение. По традиции, всем проектам артиллерийских систем фирмы «Крупп» присваивались человеческие имена. В большинстве случаев орудия получали известность именно под именами, а не под сложными официальными обозначениями.


28-см орудия корабля SMS Hannover. Фото Navweaps.com


В рамках проекта «Бруно» было предложено использовать уже опробованный подход к формированию облика железнодорожного транспортера. При этом масса, габариты и мощность отдачи 28-см оружия не позволяли заимствовать готовые элементы из существующих проектов. Изначально было предложено строить транспортер класса Bettungsschiessgerüst. В таком случае при помощи многоосных тележек по железной дороге должна была транспортироваться специальная платформа с креплениями для орудия. Развертывание комплекса производилось путем частичной разборки путей и установки платформы прямо на грунт. Стрельба с колес не предусматривалась. Следует отметить, что в дальнейшем проект, как и некоторые другие разработки этого класса, претерпел некоторые изменения, выражавшиеся в переработке общей архитектуры и способа применения.

Масса 28-см орудия превышала 40 тонн, из-за чего транспортер должен был отличаться не только прочностью конструкции, но и мощной ходовой частью. Тяжелый артиллерийский комплекс получил ходовую часть в виде двух пятиосных тележек с колесными парами европейской колеи. Только использование двух десятков колес позволяло сократить нагрузку на путь до приемлемых значений. Передняя тележка лишь частично находилась под основной платформой. На ней поместили ограждение, сцепное устройство и другие необходимые агрегаты. Задняя тележка имела схожее оборудование, но почти не выступала за пределы орудийной платформы.


Общий вид орудия "Бруно", 1940 г. Фото Wikimedia Commons


Две тележки должны были соединяться с основной платформой-транспортеров, выполнявшей функции корпуса и лафета. Орудийная платформа имела силовой набор в виде двух продольных балок большой высоты и сложной формы. Передняя часть этих агрегатов была нужна для установки тележки, в центральной монтировались крепления для орудия (пространство между силовыми элементами позволяло казеннику уходить вниз), а в задней предусматривался броневой корпус для размещения расчета и некоторых устройств. Подобная компоновка платформы использовалась и ранее, но применение 28-см пушки привело к укрупнению и усилению конструкции в сравнении с предыдущими образцами.

В варианте Bettungsschiessgerüst орудие 28 cm SK L/40 Bruno должно было оснащаться опорными устройствами, допускающими стрельбу только с места и после длительной подготовки. Непосредственно под цапфами орудия на силовых агрегатах платформы находилась опорная плита с возможностью поворота вокруг вертикальной оси. За казенником пушки снизу на платформе поместили пару массивных роликов. Также на передней и задней частях платформы размещались четыре винтовых домкрата.


Вид на заднюю часть транспортера и броневую рубку, 1940 г. Фото Wikimedia Commons


После прибытия на позицию расчет должен был вывесить платформу на домкратах и удалить тележки. Затем нужно было разобрать пути под центральной частью установки, после чего ее можно было опустить. Опорная плита при этом ложилась прямо на грунт, а задние ролики должны были контактировать с подложенным под них изогнутым рельсом. Конструкция опор позволяла поворачивать установку вокруг своей оси. Домкраты обеспечивали дополнительную фиксацию на позиции. Предложенный принцип развертывания орудия решал поставленные задачи, но был слишком сложным и требовал немало времени. Также рассматривалась возможность установки на насыпь бетонных блоков, улучшающих распределение веса на грунт.

Над основной опорной плитой, на верхней поверхности платформы, поместили крепления для качающейся артиллерийской части. Конструкция креплений и систем наведения позволяла вести огонь с возвышением от 0° до +45°. Обеспечивалось горизонтальное наведение в пределах сектора шириной 2° 15’. Непосредственно на цапфах помещалась люлька орудия, претерпевшая некоторые изменения в сравнении с базовым изделием для корабельных установок. Помимо ствола и противооткатных устройств на ней теперь предлагалось монтировать крупный противовес. Дело в том, что корабельное орудие 28 cm SK L/40 отличалось тяжелым казенником, перевешивавшим ствол. Вместо сравнительно сложных эквилибраторов было решено использовать металлические блоки противовеса. При переводе в походное положение это устройство демонтировалось. Для удобства работы расчета рядом с казенной частью пушки находилась платформа увеличенной ширины, оснащенная ограждением.


Австралийские солдаты и захваченный "Бруно". Фото Australian War Memorial / Awm.gov.au


Использованное корабельное орудие имело нарезной ствол калибром 283 мм длиной 11,2 м. В казенной части пушки помещался скользящий в горизонтальной плоскости клиновый затвор со спусковым устройством. Ствол соединялся с противооткатными устройствами гидропневматического типа. Последние размещались на качающейся люльке. Длина ствола позволяла разгонять снаряды до начальной скорости 740-785 м/с.

С орудием Bruno предлагалось использовать фугасные снаряды двух типов. Имелся 240-кг снаряд с зарядом взрывчатого вещества массой 15,9 кг. Такой снаряд разгонялся до 785 м/с и летел на 20 км. Также был разработан более тяжелый снаряд, оснащенный баллистическим колпачком. При массе 284 кг это изделие несло 22,9 кг взрывчатки. Начальная скорость ограничивалась 740 м/с, однако дальность стрельбы была доведена до 27750 м. В номенклатуру боеприпасов корабельной пушки также входил бронебойный снаряд, но от его использования на суше, по понятным причинам, отказались. Метательный заряд размещался в металлической гильзе. Максимальный вес пороха составлял 73 кг.


Продольная балка транспортера, доставленного в Австралию, 1920 г. Фото Wikimedia Commons


В связи с большим весом боеприпасов и гильз железнодорожное орудие было оснащено механическими средствами заряжания. В задней части орудийной платформы, под крышей, находился рельс для тельфера с ручными приводами. Последний позволял поднимать снаряды с грунта или забирать их из вагона с боеприпасами, а затем подавать к казенной части пушки. Для облегчения процесса заряжания вагон с укладками мог комплектоваться открывающимся люком в передней части крыши. Механизация подачи боеприпасов позволяла делать до двух выстрелов в минуту.

Использование крупного и тяжелого орудия вместе с соответствующим транспортером привело к ожидаемым результатам. Общая длина комплекса 28 cm SK L/40 Bruno составляла 21,6 м, поперечное сечение было предельно возможным для соответствия требованиям железных дорог. Масса системы – около 155 т. Более того, вместе с железнодорожным транспортером в комплекс входили вагоны для боеприпасов и расчета, а также (в версии платформы Bettungsschiessgerüst) – отдельные транспортные средства для перевозки инструментов и оборудования, необходимых при подготовке огневой позиции.


Демонстрация трофея австралийской общественности, 1920 г. Фото Wikimedia Commons


К началу 1917 года компания Krupp получила несколько 28-см орудий, предназначенных для монтажа на новой железнодорожной платформе-транспортере. Вскоре были изготовлены первые образцы таких систем, предлагавшиеся для проверки на полигоне и последующей передачи армии. Почти одновременно с этим четыре пушки развернули на береговых позициях с использованием стационарных установок.

Испытания существующей орудийной установки показали возможность выполнения основных боевых задач, однако продолжительность развертывания пушки сочли чрезмерной. По этой причине появился обновленный вариант транспортера, соответствующий концепции Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst. От базовой версии он отличался усиленной конструкцией основных элементов платформы и ходовой части. При помощи таких доработок была обеспечена возможность стрельбы без разборки путей и удаления тележек.


Открытка со снимком трофея. Фото Wikimedia Commons


Прибыв на указанное место боевой работы, расчет орудия 28 cm SK L/40 Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst должен был остановить его на требуемом месте, соответствующем направлению на цель. Далее в насыпь следовало вбить два десятка сошников, по одному за каждым колесом. При необходимости можно было опускать опорную плиту. В таком виде орудие могло вести огонь с разными углами возвышения, но поворот в горизонтальной плоскости исключался. Точная наводка осуществлялась только в пределах узкого сектора.

Серийное строительство систем «Бруно» стартовало в 1917 году. До конца войны фирма-изготовитель успела получить несколько десятков корабельных ствольных групп, на основе которых построили не менее 20 железнодорожных артиллерийских комплексов. В некоторых источниках указывается строительство 22-24 подобных систем. Все построенные образцы были переданы вооруженным силам, распределившим их между различными подразделениями и частями.


Другая открытка. Видно отсутствие противовеса над стволом. Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, большая часть орудий была отправлена в береговые войска военно-морского флота. Железнодорожные пушки вместе со смонтированными на стационарных установках работали в интересах береговой обороны на разных участках побережья. Некоторое количество орудий использовалось сухопутными войсками в тех или иных операциях. Так, один из эпизодов боевого применения Bruno относится к Весеннему наступлению 1918 года.

8 августа 1918 года одно из немецких орудий было захвачено австралийскими солдатами. Впоследствии артиллерийский комплекс отправили в Австралию. Там были проведены испытания, после которых уникальный образец военной техники в течение некоторого времени являлся музейным экспонатом. Позже транспортер был разобран, а ствол орудия 28 cm SK L/40 разместили на бетонном основании. Музейное орудие имеет собственное имя Amiens Gun – по названию города, где был захвачен трофей.

В ноябре того же года одно из соединений, имевшее на вооружении четыре пушки Bruno и находившееся на территории Бельгии, попыталось уйти в Нидерланды. Впоследствии эти орудия были переданы бельгийской армии в качестве репараций. Несколько других пушек были разобраны и утилизированы в начале двадцатых годов в рамках программы разоружения Германии. По некоторым данным, часть орудий удалось сохранить, переведя их в береговую оборону.


Современное состояние Amiens Gun. Фото Wikimedia Commons


В мае 1940 года нацистская Германия захватила Бельгию и взяла в качестве трофеев все остававшееся в наличии оружие, в том числе несколько пушек 28 cm SK L/40 Bruno. Через несколько дней транспортеры с орудиями были переброшены во Францию, где оказывали огневую поддержку наступающим войскам. Такая работа продолжалась всего три дня, с 8 по 10 июня, после чего орудия отправили в тыл. Причиной для отзыва пушек с фронта стало уничтожение одного из комплексов в результате подрыва снаряда в стволе. К концу 1941 года две остававшиеся пушки отправили в порт Ле Вердон-сюр-Мер, где их задачей стала защита эстуария Жиронда от возможных десантов противника. По разным данным, осенью 1944 года орудия могли быть эвакуированы оттуда, но точные сведения на этот счет отсутствуют.

В общей сложности было построено более двух десятков железнодорожных пушек 28 cm SK L/40 Bruno. Несколько таких систем было уничтожено во время Первой мировой войны. Большое число утилизировали после окончания конфликта. Лишь считанным единицам уникальной техники удалось дожить до начала сороковых годов, когда их вновь привлекли к боевой работе. Тем не менее, солидный возраст привел к соответствующим последствиям: одна из пушек не смогла отправить снаряд к цели и была уничтожена его взрывом. Вторую мировую войну остававшиеся в германской армии пушки не пережили. До настоящего времени дожил только лишь ствол одного из железнодорожных орудий, на протяжении последних десятилетий являющийся экспонатом музея в Канберре.


По материалам:
http://navweaps.com/
http://wehrmacht-history.com/
https://awm.gov.au/
https://archive.org/details/railwayartiller00deptgoog
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. demiurg 3 марта 2017 13:36
    Немцы к ПМВ броненосцы списывали, а Россия Славой против Байерна пыталась что то сделать((
    1. avt 3 марта 2017 14:19
      Цитата: demiurg
      Немцы к ПМВ броненосцы списывали,

      Та ты ШО-О-О!?А мы то и не знали ! wassat Скорее за учёной степенью бегите отсю-до-ва с этим открытием . А то сейчас придёт какой нибудь Андрей из Челябинска, прочтёт
      Цитата: demiurg
      а Россия Славой против Байерна пыталась что то сделать

      да на пару с Рюриковичем отвесит виртуально не по детски bully За все , даже за не прочтение Пикуля .За исторические документы и не говорю . bully
      avt
    2. Alexey RA 3 марта 2017 15:37
      Цитата: demiurg
      Немцы к ПМВ броненосцы списывали

      2-я эскадра контр-адмирала Мауве при Ютланде смотрит на Ваш тезис с недоумением. smile
      Тем более, что в статье говорится не о начале ПМВ:
      В 1916 году германские военно-морские силы начали отказываться от броненосцев типов Braunschweig и Deutschland, уже не отвечавших современным требованиям.

      Фактически же вывод в резерв ЭБР начался в 1917.
      Цитата: demiurg
      а Россия Славой против Байерна пыталась что то сделать

      А шо поделать? Маемо шо маемо - скажите спасибо Думе и постцусимскому синдрому.
      Впрочем... кое-кто, помницца, идя в бой против "Королев" и "Герцогов", поставил в линию "Брауншвейги" и "Дойчланды". smile
      1. ignoto 6 марта 2017 19:00
        Разумеется, списали. Только экипаж " Славы" ,вступив в огневой контакт с "Эльзасом" и "Брауншвейгом" об этом не знал. Да и что это за соперники ? Масса снаряда 240 кг против 331 кг.
        Или все-таки соперники ? А 225 кг " Пересветов" против японцев ?
    3. rasteer 4 марта 2017 14:40
      Да ладно прям так и списывали))) Серия Дойчланд вон в двух мировых войнах отметилась, «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» потопили только в 44-45годах. «Брауншвейги» тоже ПМВ пережили и до начала 30ых дожили , а "Гессен" так вообще списали только в 60ых больше 30 лет старичек мишенью отработал laughing .
      У меня по этому поводу вопрос кстати встал, а кого из этих двух серий на пушки то пустили?
  2. avt 3 марта 2017 14:14
    Помню как Кирилл неплохо стрелковку расписывал , теперь вот замахнулся на тему ,,самого" Широкорада . laughing
    avt
    1. амурец 3 марта 2017 15:46
      Цитата: avt
      Помню как Кирилл неплохо стрелковку расписывал , теперь вот замахнулся на тему ,,самого" Широкорада . laughing

      А может Шункова и Амирханова?
      А насчёт броненосцев? Так это просто немцы с жиру бесились, не захотели устаревшие корабли содержать.
    2. Curious 3 марта 2017 19:31
      Широкорад считается специалистом в области артиллерии, в т. ч. железнодорожной?
      1. avt 3 марта 2017 21:41
        Цитата: Curious
        Широкорад считается специалистом в области артиллерии, в т. ч. железнодорожной?

        Цитата: амурец
        А может Шункова и Амирханова?

        Святотатцы !Это он сейчас многопрофильный . Пожизненный цик с гвоздями bully
        avt
      2. Alexey RA 6 марта 2017 10:04
        Цитата: Curious
        Широкорад считается специалистом в области артиллерии, в т. ч. железнодорожной?

        В те времена укромные, теперь почти былинные, когда Широкорада пускали в архивы, он интересовался только артиллерией. Поэтому его книги по артиллерии, включая два талмуда - по отечественной и немецкой артиллерии - это лучшее из написанного им. Если, конечно, опускать традиционные завывания - о том же миномётном лобби.
        А потом случилась нехорошая история - и Широкорада пускать в архивы перестали.
        По слухам за то, что ему сотрудники показали под честное слово что-то формально нерассекреченное. Еще в 90-е. Он это взял и тиснул в книжке(по морскому ракетному оружию ЕМНИП). Был скандал, его забанили в РГАЭ.
        © dr_guillotin
        И пошёл тогда Ширококрад в многостаночники...
        1. Curious 6 марта 2017 13:02
          Да, компилятор широкого профиля.
Картина дня