Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 2-я. Совершенству нет предела

Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 2-я. Совершенству нет предела


Мы продолжаем рассказ об одном из лучших истребителей современности Су-27. В прошлой статье мы рассказали о создании самолета. Сейчас мы затронем тему его совершенствования.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, во вновь созданном самолете был выявлен ряд существенных недостатков. Специалисты ОКБ «Сухой» приступили к внесению изменений в конструкцию и оснащение самолета. Было определено около 20 позиций, которые требовали доработки. В результате машина практически была спроектирована заново: прежними остались только шины колес и кресло летчика. При создании новой модификации истребителя использовалась совершенно новая концептуальная модель, позволившая обеспечить уникальные характеристики Су-27. Истребитель в новой версии превосходил практически по всем показателям все самолеты, находившиеся в то время на вооружении ВВС.


Известный летчик-испытатель Ильюшин не раз повторял, что, летая на Су-27, ему не раз приходило в голову, что самолет умнее пилота, который управляет им. И действительно, Су-27 обладал необыкновенными возможностями в области маневрирования и управления. Но, тем не менее, при испытаниях опытный летчик Е. Соловьев не учел очень хорошую динамичность нового самолета при маневрировании, и в результате выполнения задания Су-27 бросило вниз с огромной перегрузкой, что и привело к гибели испытателя.

Но на этом трагические происшествия не завершились: при прохождении предельно возможного режима Су-27 погиб еще один летчик-испытатель – А. Комаров.

Испытатель Н. Садовников на высоте 1 км и скорости 1000 км/ч испытал огромные нагрузки из-за возникшей турбулентности. В результате была разрушена часть правой консоли самолета. Но летчику удалось практически с одной плоскостью посадить самолет. Руководитель научного института ВВС после осмотра самолета с уверенностью заявил, что впервые видит самолет, имеющий такую уникальную живучесть.

В связи с выявленными недостатками специалистам пришлось доработать конструкцию крыла, устранить «сваливание» самолета при больших углах атаки, разработав специальные автоматические устройства, не дающие планеру войти в штопор, устранить отказ системы, информирующей летчика о режиме полета.

Высокопрофессиональный летчик-испытатель И. Волков провел испытание Су-27 на критических режимах и во всем диапазоне углов атаки. Полеты подтвердили хорошую управляемость и устойчивость Су-27. Новый истребитель уверенно выполнял такие уникальные фигуры пилотажа, как «кобра» (угол атаки до 120 градусов) и «колокол» (падение вертикально на хвост с прохождением всего диапазона углов атаки).

В 1989 году на парижской выставке Ле Бурже летчик-испытатель В. Пугачев выполнил на Су-27 фигуру «кобра» («кобра Пугачева»), что было неожиданным сюрпризом для зарубежных конкурентов. Один из американских летчиков, увидев полет Су-27, сказал, что, если ему доведется встретиться в бою с этой «птичкой», то, скорее всего, он будет вынужден катапультироваться.

Особенностью Су-27 стала реализация в нем концепции продольной статической неустойчивости, при которой балансировка самолета осуществляется системой управления. Это позволило значительно улучшить маневренность боевой машины, что жизненно важно в ближнем бою.

Все системы, двигатель, вооружение и электроника самолета Су-27 в результате летных испытаний были доведены до необходимых параметров. Но военные инженеры в акте госприемки отметили, что он все-таки уступает самолету F-15.

Время расставило все по своим местам. И дальнейшие события опровергли заключение военных специалистов.

В штате Оклахома проводился праздник авиации, в котором приняли участие и два самолета Су-27. Американские летчики убедились в прекрасных характеристиках и больших возможностях нового советского истребителя. Они поняли, что Су-27 обладает лучшей маневренностью, чем самолеты, находящиеся у них на вооружении.

Свои блестящие боевые качества и возможности Су-27 не раз подтверждал на выставках во Франции, Малайзии, Китае, Филиппинах, Англии, Сингапуре.

Су-27 и сегодня является не только боевой машиной атаки, но и средством защиты и обороны.

В жаркий день 1992 года в акватории Атлантического океана был проведен учебный воздушный бой между F-15 и Су-27. Схема боя была проста: сначала советский самолет должен удержаться на «хвосте» американского самолета, затем они поменяются местами.

Попытка F-15, используя максимально возможный форсаж, оторваться от советского истребителя оказалась неудачной. Зато Су-27 почти мгновенно ушел от американского истребителя, совершив разворот с резким набором высоты – и пристроился в «хвост» F-15. На вопрос пилота американского истребителя к наблюдателю: «Где Флэнкер» (так американцы называли Су-27) он получил ответ, что Су-27 находится за ним. Все попытки американского аса оторваться от советского истребителя завершились неудачей: Су-27 надежно держал его на прицеле.

Об этом учебном бое американцы предпочитают не вспоминать. Ведь эта дуэль убедительно доказала мировое превосходство Су-27.

Итак, конструкторы создали очень удачную модель боевого самолета. Впоследствии Су-27 стала базовой моделью для проектирования целой серии самолетов, которыми по праву гордится Россия. В следующей статье вы узнаете о них подробнее.
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 15
  1. foxstrat89 10 февраля 2012 09:38
    зачОтный самолет!!!!!!
    1. urzul 10 февраля 2012 12:01
      Три прототипа российского истребителя Т-50 (ПАК ФА) к настоящему времени совершили более 120 полетов. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. По его словам, в 2012 году к летным испытаниям присоединится четвертый прототип самолета. "Мы начнем поставки в 2013 году установочной партии. Все идет по плану", - отметил Погосян.

      Третий прототип Т-50 присоединился к летным испытаниям в конце ноября 2011 года. Планировалось, что четвертый прототип - Т-50-4 - также приступит к выполнению полетов до конца прошлого года. Первые два прототипа в настоящее время проходят испытания на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. Первый прототип самолета выполняет полеты с января 2010 года, а второй - с марта 2011-го. Как ожидается, испытания планера Т-50 завершится уже в текущем году.

      По условиям соглашения с Министерством обороны России, компания "Сухой", разрабатывающая истребитель, должна будет поставить первые десять Т-50 Липецкому центру боевого применения и переучивания летного состава, где будет продолжена программа испытаний. В настоящее время российское военное ведомство планирует приобрести 60 истребителей Т-50, не считая самолетов опытной партии. Потребность ВВС России в самолетах типа Т-50 оценивается в 150 единиц.

      Касаясь в целом производственной программы, М.Погосян сообщил, что в 2011 году ОАК увеличила объем производства по сравнению с 2010 годом на 25%. Сейчас еще окончательный консолидированный баланс не подвели, но выручка составит более 160 млрд руб. (128 млрд руб. в 2010 году). В прошлом году было поставлено более 100 военных и гражданских самолетов, - отмечает РБК.

      В этом году «ОАК» должна выйти на выручку более 200 млрд руб. По словам М.Погосяна, это означает, что заказчикам будет поставлено около 120 самолетов, передает «Интерфакс».
      1. Yurich 10 февраля 2012 12:48
        Вот сайт с фотографиями постройки ЛЕТАЮЩЕЙ (!!!!) модели СУ-27 одним немцем - фанатом русской авиатехники.
        http://www.su27.de/seite1.htm

        Видео с полётом:
        http://www.youtube.com/watch?v=6IKnZ_tkecU

        Потрясающе !!!! Кто кто, а немцы уважают нашу технику. На себе испробывали...
        Yurich
        1. sams 11 февраля 2012 17:25
          Вот спасибо!!!
          Никогда не видел ничего подобного.
          Это, чтобы модель так летала!?
          Интересно, как он его сажал, в ручном режиме или на автомате?
          sams
  2. Я_ненавижу_пендосов 10 февраля 2012 10:19
    Я его обожаю

    Такой красавец

    Скоро его заменят су-35бм и ПАК-ФА

    А про су-27м3 чуть не забыл
    Я_ненавижу_пендосов
    1. svvaulsh 10 февраля 2012 12:15
      На снимке как раз Су-35.
      svvaulsh
    2. Dimka off 10 февраля 2012 12:15
      достойная смена достойному самолету)) хотя сам СУ-27 долго еще будет в строю)
  3. Я_ненавижу_пендосов 10 февраля 2012 10:36
    всем пока меня скоро забанят)))))))
    Я_ненавижу_пендосов
  4. Ion Coaelung 10 февраля 2012 11:16
    Вот она, ВОТ ОНА, рыба моей мечты!!!
    Ion Coaelung
  5. Dimka off 10 февраля 2012 12:11
    красивый а главное мощный, эффективный...)) техника зверь!))
  6. Benzin 10 февраля 2012 16:45
    http://www.youtube.com/watch?v=UPnaBN95Npw&feature=related good
  7. эстончик 10 февраля 2012 17:00
    СУ27 произведение искуства даже истрибителям 5ого поколения до моневренности су27ого далеко..Жаль что у нас их маловато на данный момент ну нече думаю модернизацию проходят более живые..
    эстончик
  8. ANTK 10 февраля 2012 17:04
    П-42 - тот голый для рекордов.
    А вот еще инфа для интереса.

    http://weaponscollection.com/13/345-rossiya-i-kitay-obsuzhdayut-obl.html
    ANTK
  9. Trevis 10 февраля 2012 18:46
    Отличный фильм,про отличный самолёт!
  10. neodim 10 февраля 2012 21:09
    Как они хвалят Су-37 в сравнении с F-22!
    От Discovery я таких отзывов не ожидал. belay

    http://www.youtube.com/watch?v=_VOFdXO929Q&feature=related
    neodim
  11. Jupiter 11 февраля 2012 19:50
    А с F-18 учебных боёв не было?
    Jupiter
  12. kk-64 13 февраля 2012 01:12
    учебнный бой был уже года 4 назат. об этом писали. он проводился в доли от берега 200 мил. что б не было жжурналистов. все бои выграны нашими.. но пока хромает эликтроника. скоро исправимся.
    kk-64

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня