Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 2-я. Совершенству нет предела



Мы продолжаем рассказ об одном из лучших истребителей современности Су-27. В прошлой статье мы рассказали о создании самолета. Сейчас мы затронем тему его совершенствования.


Как уже отмечалось в предыдущей статье, во вновь созданном самолете был выявлен ряд существенных недостатков. Специалисты ОКБ «Сухой» приступили к внесению изменений в конструкцию и оснащение самолета. Было определено около 20 позиций, которые требовали доработки. В результате машина практически была спроектирована заново: прежними остались только шины колес и кресло летчика. При создании новой модификации истребителя использовалась совершенно новая концептуальная модель, позволившая обеспечить уникальные характеристики Су-27. Истребитель в новой версии превосходил практически по всем показателям все самолеты, находившиеся в то время на вооружении ВВС.

Известный летчик-испытатель Ильюшин не раз повторял, что, летая на Су-27, ему не раз приходило в голову, что самолет умнее пилота, который управляет им. И действительно, Су-27 обладал необыкновенными возможностями в области маневрирования и управления. Но, тем не менее, при испытаниях опытный летчик Е. Соловьев не учел очень хорошую динамичность нового самолета при маневрировании, и в результате выполнения задания Су-27 бросило вниз с огромной перегрузкой, что и привело к гибели испытателя.

Но на этом трагические происшествия не завершились: при прохождении предельно возможного режима Су-27 погиб еще один летчик-испытатель – А. Комаров.

Испытатель Н. Садовников на высоте 1 км и скорости 1000 км/ч испытал огромные нагрузки из-за возникшей турбулентности. В результате была разрушена часть правой консоли самолета. Но летчику удалось практически с одной плоскостью посадить самолет. Руководитель научного института ВВС после осмотра самолета с уверенностью заявил, что впервые видит самолет, имеющий такую уникальную живучесть.

В связи с выявленными недостатками специалистам пришлось доработать конструкцию крыла, устранить «сваливание» самолета при больших углах атаки, разработав специальные автоматические устройства, не дающие планеру войти в штопор, устранить отказ системы, информирующей летчика о режиме полета.

Высокопрофессиональный летчик-испытатель И. Волков провел испытание Су-27 на критических режимах и во всем диапазоне углов атаки. Полеты подтвердили хорошую управляемость и устойчивость Су-27. Новый истребитель уверенно выполнял такие уникальные фигуры пилотажа, как «кобра» (угол атаки до 120 градусов) и «колокол» (падение вертикально на хвост с прохождением всего диапазона углов атаки).

В 1989 году на парижской выставке Ле Бурже летчик-испытатель В. Пугачев выполнил на Су-27 фигуру «кобра» («кобра Пугачева»), что было неожиданным сюрпризом для зарубежных конкурентов. Один из американских летчиков, увидев полет Су-27, сказал, что, если ему доведется встретиться в бою с этой «птичкой», то, скорее всего, он будет вынужден катапультироваться.

Особенностью Су-27 стала реализация в нем концепции продольной статической неустойчивости, при которой балансировка самолета осуществляется системой управления. Это позволило значительно улучшить маневренность боевой машины, что жизненно важно в ближнем бою.

Все системы, двигатель, вооружение и электроника самолета Су-27 в результате летных испытаний были доведены до необходимых параметров. Но военные инженеры в акте госприемки отметили, что он все-таки уступает самолету F-15.

Время расставило все по своим местам. И дальнейшие события опровергли заключение военных специалистов.

В штате Оклахома проводился праздник авиации, в котором приняли участие и два самолета Су-27. Американские летчики убедились в прекрасных характеристиках и больших возможностях нового советского истребителя. Они поняли, что Су-27 обладает лучшей маневренностью, чем самолеты, находящиеся у них на вооружении.

Свои блестящие боевые качества и возможности Су-27 не раз подтверждал на выставках во Франции, Малайзии, Китае, Филиппинах, Англии, Сингапуре.

Су-27 и сегодня является не только боевой машиной атаки, но и средством защиты и обороны.

В жаркий день 1992 года в акватории Атлантического океана был проведен учебный воздушный бой между F-15 и Су-27. Схема боя была проста: сначала советский самолет должен удержаться на «хвосте» американского самолета, затем они поменяются местами.

Попытка F-15, используя максимально возможный форсаж, оторваться от советского истребителя оказалась неудачной. Зато Су-27 почти мгновенно ушел от американского истребителя, совершив разворот с резким набором высоты – и пристроился в «хвост» F-15. На вопрос пилота американского истребителя к наблюдателю: «Где Флэнкер» (так американцы называли Су-27) он получил ответ, что Су-27 находится за ним. Все попытки американского аса оторваться от советского истребителя завершились неудачей: Су-27 надежно держал его на прицеле.

Об этом учебном бое американцы предпочитают не вспоминать. Ведь эта дуэль убедительно доказала мировое превосходство Су-27.

Итак, конструкторы создали очень удачную модель боевого самолета. Впоследствии Су-27 стала базовой моделью для проектирования целой серии самолетов, которыми по праву гордится Россия. В следующей статье вы узнаете о них подробнее.
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти