Сирия: Т-55, Т-62, Т-72 и Т-90 в огне жестоких боев

58
Сирия: Т-55, Т-62, Т-72 и Т-90 в огне жестоких боев


В сухопутных войсках Сирии до начала гражданской войны большое внимание уделялось танковым войскам. По самым объективным оценкам, сирийская армия имела приблизительно 2500 танков: около 1200 T-55, 500 T-62 и не менее 700 T-72.





25 апреля 2011 года сирийская армия начала свою первую крупную военную операцию. Она и стала боевым дебютом танков в этом начинающемся конфликте. Т-55МВ из состава 5-й механизированной дивизии были использованы в ходе зачистки города.

В этой и последующих операциях начальной фазы конфликта применение танков носило ограниченный характер, в основном, для поддержки действий армейских частей специального назначения. Однако, по мере увеличения масштаба боевых действий и быстрого роста потерь армейского спецназа и пехоты, роль танков становилась все заметнее.



Когда сирийское командование начало активнее привлекать танковые части в начале 2012 года, это позволило армии нанести ряд мощных ударов по боевикам в Хомсе, под Дамаском и в ряде других районов. Для операций были задействованы наиболее подготовленные и устойчивые части. Можно отметить действия 76-й бригады 1-й бронетанковой дивизии на танках Т-72, которая была переброшена на север в провинцию Идлиб. Бригада выступила как мощный "бронированный кулак", с помощью которого в феврале-марте был восстановлен полный контроль над г.Идлиб и еще рядом населенных пунктов.

Но в результате перемирия весной 2012 года боевики не только восстановились после поражений, но и подготовились к широкомасштабному летнему наступлению, которое поставило правительственные силы в очень тяжелую ситуацию.



Ситуацию во второй половине 2012 года во многом спасли именно танковые подразделения сирийской армии. Наличие большого количества танков позволило правительственным войскам использовать их как при обороне городов, так и для усиления блокпостов и опорных пунктов. В последних случаях танки фактически использовались как бронированные огневые точки.

Подобная тактика применения танков выглядела спорной, так как неизбежно вела к большим потерям, в том числе к захвату танков боевиками. Многое зависело от подготовки командиров и экипажей, а с этим во многих частях были проблемы. Но, все же, на фоне сильной нехватки подготовленной пехоты, такую тактику можно было в целом назвать оправданной, пока у боевиков в значительных количествах не появились ПТРК. Крупные опорные пункты с танками оказывались весьма непростой целью для террористов, что при хорошей подготовке экипажей позволяло выдерживать многократные штурмы боевиков и защищать даже вытянутые линии снабжения.



В результате боев 2012 года сирийская армия не позволила противнику добиться основных целей, но заплатила за это высокую цену.

Учитывая роль танков в правительственных войсках, неудивительно, что оппозиционные вооруженные группировки требовали у своих иностранных покровителей поставок противотанковых средств. Еще в конце апреля 2012-го властями соседнего Ливана было перехвачено судно, шедшее из Ливии с грузом оружия для сирийских боевиков, включая ПТРК "Метис-М".

В тот же период пошли активные поставки боевикам оружия, приобретаемого Саудовской Аравией, Катаром и другими странами в Восточной Европе. Так, в конце 2012 г. начали фиксироваться поставки через Турцию и Иорданию югославских гранатометов М79 и прочего оружия.



Увеличение поставок ПТРК и реактивных гранатометов, как и захват их у правительственных сил, вели к росту потерь танков, но переломными стали поставки ПТРК TOW-2A, начавшиеся весной 2014 г. Массированный приток противотанковых комплексов ударил по тактике использования танков как основного элемента опорных пунктов.



Ухудшение положения на фронтах поставили правительство Сирии в такое положение, что осенью 2015 г. потребовалось начать активное вмешательство России и Ирана, чтобы переломить ситуацию. Тогда же в Сирии были впервые замечены основные боевые танки Т-90.

Конфликт в Сирии стал первой горячей точкой, где в реальных боевых действиях были проверены эти боевые машины. Информация о присутствии на базе Хмеймим танков Т-90 появилась в начале октября 2015-го года. Западные спутникам удалось запечатлеть их на территории авиабазы. Приблизительно через месяц в Сети появились первые фотографии.



Сейчас танки армии зачастую выступают как усиление различных отрядов ополчения. Активное использование ПТРК противником заставляет сирийские войска использовать танки из-за насыпей или других укрытий, с использованием маневриров. Попытка использования старых танков в качестве "бронированного кулака" против насыщенной ПТРК обороны боевиков привела к серьезным потерям сирийских Т-62 в ходе наступления в северной Хаме осенью 2015 г.

Из довоенных армейских соединений высокий уровень боеспособности сохранили Республиканская гвардия и 4-я танковая дивизия. На протяжении всей войны танкисты этих элитных дивизий демонстрируют высокий уровень подготовки и устойчивости, в том числе в ходе городских боев.



В боях на севере и в центральной Сирии большую роль играют созданные уже по ходу войны новые соединения и отряды, такие как "Силы Тигра" и "Соколы Пустыни".

Отдельно стоит упомянуть переброшенные в Сирию Ираном отряды иракских и афганских шиитов с иранскими советниками. Им было передано небольшое количество танков из частей и баз хранения сирийской армии: от Т-55 до Т-72М1, а также несколько Т-90, полученных из России. Из-за малого количества танков, их стараются не подставлять под огонь противника и используют с больших расстояний и из-за укрытий.

58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 марта 2017 06:43
    За фотографии особое спасибо!
    В целом же хочется подробностей и побольше!
    1. +1
      4 марта 2017 07:36
      Цитата: Котище
      За фотографии особое спасибо!

      Особенно интересен НАШ Т-72 в украинском обвесе... Да,уж были времена.
      1. +2
        4 марта 2017 14:53
        Цитата: Цитата:статья
        и 4-я танковая дивизия.

        Во многом благодаря модернизации с решётками и пассивным усилением брони.

        Цитата: svp67
        Особенно интересен НАШ Т-72 в украинском обвесе..

        Вроде в Сирии были Т-55 украинской модернизации?
        1. 0
          4 марта 2017 21:28
          Цитата: ватник
          Вроде в Сирии были Т-55 украинской модернизации?

          Да, как и прошедшие модернизацию львовские Т-72...
          1. 0
            5 марта 2017 00:23
            Цитата: svp67
            Да, как и прошедшие модернизацию львовские Т-72...

            А фото у вас нет а то я что то их не видал.
            Видел Т-72 модернизированные Италией
            1. +1
              5 марта 2017 00:26
              В закладках нашёл приличное фото сирийского Т-55 модернизированного на Украине.
            2. +1
              5 марта 2017 03:24
              Цитата: ватник
              Видел Т-72 модернизированные Италией

              Figa, porca madonna...
            3. 0
              5 марта 2017 13:13
              Цитата: ватник
              А фото у вас нет а то я что то их не видал.

              Их легко отличить по тому как установлена ДЗ на башне - углом, по типу Т-64, Т-80...
              1. 0
                5 марта 2017 14:54
                Цитата: svp67
                Их легко отличить по тому как установлена ДЗ на башне - углом, по типу Т-64, Т-80...

                Выходит вот это тоже сирийский Т-72 с одновременно украинской а затем и итальянской модернизацией так как на нём присутствует как ДЗ Контакт с характерной установкой так и итальянская СУО Turms-T?
                1. 0
                  5 марта 2017 15:02
                  Цитата: ватник
                  Выходит вот это тоже сирийский Т-72 с одновременно украинской а затем и итальянской модернизацией так как на нём присутствует как ДЗ Контакт с характерной установкой так и итальянская СУО Turms-T?

                  И что одно другому мешает? Так нет. Да и если разбираться, у нас при модернизации на танки ставилась французская аппаратура и это как то не воспринималось, что то как сверх естественное. Нет своего, покупаем и ставим чужое.
                  1. 0
                    5 марта 2017 15:08
                    Цитата: svp67
                    И что одно другому мешает? Так нет

                    Да не я просто спрашиваю данные танки были с начало модернизированы на Украине а потом подверглись доработки Италией или наоборот?
                    Кстати есть вот ещё такое фото этой модификации правда окраска не характерна для танков Сирии поэтому я сомневаюсь.
                    1. 0
                      5 марта 2017 15:12
                      Цитата: ватник
                      Да не я просто спрашиваю данные танки были с начало модернизированы на Украине а потом подверглись доработки Италией или наоборот?

                      На сколько знаю, Сирия закупила на Украине блоки "ДЗ", часть из них устанавливалась спецами львовского БТЗ в самой Сирии, часть при модернизации на самом заводе и в дальнейшем были поставлены в Сирию
                      Цитата: ватник
                      Кстати есть вот ещё такое фото этой модификации правда окраска не характерна для танков Сирии поэтому я сомневаюсь.

                      Окраска полностью соответствует принятой в СА, так что возможно он из тех, что прибыли на прямую из Украины.
                      1. 0
                        5 марта 2017 15:22
                        Цитата: svp67
                        На сколько знаю, Сирия закупила на Украине блоки "ДЗ", часть из них устанавливалась спецами львовского БТЗ в самой Сирии, часть при модернизации на самом заводе и в дальнейшем были поставлены в Сирию

                        теперь понятно откуда у сирийцев "лишние коробочки" ДЗ Контакт.
                        Вот Т-55 от туда по всей видимости кустарно оборудованный ДЗ.

                        Цитата: svp67
                        Окраска полностью соответствует принятой в СА, так что возможно он из тех, что прибыли на прямую из Украины.

                        Я тоже так думаю но видимо давно потому что на нем стоит итальянская СУО
                      2. 0
                        5 марта 2017 21:01
                        Цитата: svp67
                        Окраска полностью соответствует принятой в СА, так что возможно он из тех, что прибыли на прямую из Украины.

                        Ещё они:
  2. +1
    4 марта 2017 07:13
    когда закончится война тогда и будут
  3. TIT
    +7
    4 марта 2017 07:16
    Цитата: Котище
    В целом же хочется подробностей

    а подробности простые танк выезжает на передовую стреляет и если не уезжает то вероятность его поражения стремится к 100 %
    1. +3
      4 марта 2017 07:38
      Цитата: TIT
      а подробности простые танк выезжает на передовую стреляет и если не уезжает то вероятность его поражения стремится к 100 %

      Ага, конечно же он выехал с огромным плакатом:" Убейте меня, мы не хотим жить." Так что хочешь жить - учись вертеться
    2. +7
      4 марта 2017 12:23
      Ну Т-90, далеко не всегда заезжают за укрытие, после нескольких выстрелов, для других типов танков, это конечно имело бы плохие последствия. Надо принять к сведению и то, что это война проходит в городах в основном, а это в любом случае большие потери. Но сейчас намного меньше заливается на хостинги видео об уничтожении бронетехники с обеих сторон. Опыт кровопролитных боев первых двух лет, свое дело сделал. Сейчас когда наши начали поставлять туда и такие обычные для нас с вами вооружения, как АГС, "Шмели", те же автоматы с подствольниками, минометы, ПТРК, те же РПГ, я не говорю уже про бронетехнику и артиллерийские системы, тепловизоры, дела пошли в гору. Ну естественно огромная помощь оказывает наша авиация и "археологи", которые собственно говоря и зачистили Пальмиру. Эх всю эту помощь,, да в 2012 году, Сирия бы уже давно отстраивалась.
      1. 0
        6 марта 2017 19:48
        Цитата: vanek77
        Эх всю эту помощь,, да в 2012 году,

        "У России нет каких-либо особенных интересов в Сирии, которые побуждали бы сохранить действующую там власть. " (с) Путин, 2013
        Цитата: vanek77
        Сирия бы уже давно отстраивалась.

        за чей счет?
  4. +12
    4 марта 2017 07:51
    Сирийские события показали... что термин "морально устаревшая техника" это выдумка чиновников министерства обороны России не давнем прошлом. Техника может быть не пригодна у эксплуатации или отсутствовать персонал её обслуживающий... но "морально устаревшей"... это чисто чиновьниче рассуждение.
    1. +10
      4 марта 2017 12:08
      Это не так, т.к. в Сирии противник в основе очень слабый, состоящий из очень большого количества группировок. И подготовка этих боевиков в массе слаба (это видно на видео), и оружия у них мало (речь не про АК). И вот в борьбе с этими партизанами техника сирийцев ещё позволяет успешно бороться. Но там где встречается противник посерьёзней дело принимает плохой оборот. В том же Алеппо зелёные боевики сумели пробить блокаду. И это без без авиации, превосходства в артиллерии и с ПТРК Тоу на Т-90 не рассчитанным.

      Просто очень сильно помогает то, что враги Асада сильно разобщены, и очень увлечённо бьют друг друга.
      1. 0
        5 марта 2017 12:46
        Цитата: Чернокнижник
        Это не так, т.к. в Сирии противник в основе очень слабый, состоящий из очень большого количества группировок. И подготовка этих боевиков в массе слаба (это видно на видео), и оружия у них мало (речь не про АК). И вот в борьбе с этими партизанами техника сирийцев ещё позволяет успешно бороться. Но там где встречается противник посерьёзней дело принимает плохой оборот. В том же Алеппо зелёные боевики сумели пробить блокаду. И это без без авиации, превосходства в артиллерии и с ПТРК Тоу на Т-90 не рассчитанным.
        Просто очень сильно помогает то, что враги Асада сильно разобщены, и очень увлечённо бьют друг друга.
        1. +2
          5 марта 2017 13:11
          Хотел ответить Чернокнижнику. Причем здесь Асад? На Сирию нагнали " бармалеев" со всего мира. Сказка мировых паразитов о "новом Халифате" только морковка перед мордой осла, для вербовки исламской молодежи. Цель- уничтожение Сирии.
    2. 0
      4 марта 2017 15:51
      Цитата: Strashila
      термин "морально устаревшая техника" это выдумка чиновников министерства обороны России

      Воевать могут и 34-ки, но лучше Т-90 или Армата.
    3. +1
      4 марта 2017 18:53
      Цитата: Strashila
      Сирийские события показали... что термин "морально устаревшая техника" это выдумка чиновников министерства обороны России не давнем прошлом.

      Если бы чинуши,в том числе военные слегка думали то уже бы доперли,что штат МСБ надо менять,так как было задумано еще в концепции Дивизия 90-МСБ-артбатарея 122 мм,минбарт120 мм,ТР вот куда так скажем" устаревшие"танки,батарея ПТА,в ротах взвод ПТ ТП,тяжелых пулеметов-шесть штук,ПТУР шесть штук.
      Однако у нас как всегда...
    4. 0
      19 августа 2017 14:03
      а чинушам, как плохим танцорам постоянно их типа яйца мешают... яйценосцы оскароносные однозначно drinks
  5. +1
    4 марта 2017 07:55
    Если судить по фоткам, то,"штору"сирийцы так и не научились включать belay Война их ничему не научила, видать. ..
    1. +1
      4 марта 2017 21:47
      Штора не работает против ПТРК 2 го поколения с кодированным сигналом наведения. TOW 2A таким и является. Когда вы уже мат часть выучите? negative
  6. +5
    4 марта 2017 08:23
    Я всегда заявлял - для конфликтов такого характера, как впрочем и в Украине (Югославии) понятие "морально устаревшая техника" неприемлимо. Если нет активного танкового противодействия, клиньев прорыва, сражений под Прохоровкой, то сгодятся и памятники, музейные экспонаты, гантраки. Не все ли равно из чего лупить по стоящему на горизонте селу в котором засел полупартизанский отряд противника или по полевому блок - посту?
    1. +15
      4 марта 2017 08:53
      Поначалу так и было. Но потом появились в достаточном количестве ПТ средства, и "морально устаревшие" превратились в "реально устаревшие". А то и в танковые корпуса со сгоревшими в них экипажами.
      1. +2
        4 марта 2017 08:57
        Противостояние "щит или меч" еще никто не отменял. Но и то и другое зависит от множества факторов. Ведь иногда сорокалетний танк может выдержать несколько попаданий из РПГ или Птур, а иногда новенькая машина сгорит от удачно брошенной бутылки с бензином.
        1. +9
          4 марта 2017 09:03
          Вероятность поражения "морально устаревшего" намного выше вероятности поражения нормального бронеобъекта, имеющего защиту, адекватную существующим ПТ средствам.
        2. avt
          +2
          4 марта 2017 09:20
          Цитата: Вождь краснокожих
          . Ведь иногда сорокалетний танк может выдержать несколько попаданий из РПГ или Птур,

          Ага ,в Уорлд оф таки танк . А ещё на полигоне в виде мишени .А ещё можно в Уорлд оф таки шип поиграть на ,,Авроре" Против ,,Ямато" и уцелеть .
          1. +7
            4 марта 2017 09:44
            Я ЛИЧНО разговаривал с капитаном танкистом участником БД на Донбассе, который рассказал о СЕМИ попаданиях РПГ-7 в лобовую проекцию Т-64Б из его роты. И я несколько раз переспросил его об этом, потому что сам не верил. Случай, конечно, единичный... Не верить ему у меня нет оснований.
            А вы, уважаемый, продолжайте оставаться спецом по компьютерным играм и полигонным стрельбищам (особенно в ютюбе).
            1. +1
              4 марта 2017 10:06
              Да-да. А ещё он из зенитного пулемёта сбил Раптор и увернулся от пяти Джавелинов, ага.
              1. +1
                5 марта 2017 00:08
                Сам то понял, что глупость написал? Еще нельзя две недели ползти с перебитыми ногами. но о чудо - такой пример в истории есть!!! Чем крыть будешь? Своим "Я" с дивана?
                1. 0
                  12 мая 2017 19:47
                  Какой Вы у нас самодостаточный) Сам чушь придумал, сам мне её приписал, сам опроверг)) Про подвиг товарища Мересьева я в курсе, спасибо. А рассказы вот таких вот безымянных участников "второго марсианского фронта" нуждаются в документальных подтверждениях, чтобы можно было в них верить. А без доказательств это просто байки в духе "поймал ТАКУЮ рыбу - фото пять кило весило"
                  1. +1
                    12 мая 2017 21:17
                    Ну, дам я вам его адрес, писать будете? Даже если свяжетесь и он вам подтвердит свои слова, то вы все равно махнете рукой и скажете - врет! С дивана то виднее...
            2. avt
              +3
              4 марта 2017 10:12
              Цитата: Вождь краснокожих
              И я несколько раз переспросил его об этом, потому что сам не верил

              laughing А чего не верить то ? Для начала разберитесь что есть Т-55 , 62 и что есть Т-64 , потом , осознав что есть
              Цитата: Лопатов
              "морально устаревшего"

              начинайте рассуждать про
              Цитата: Вождь краснокожих
              множества факторов.

              Да ! Желательно
              Цитата: Вождь краснокожих
              и полигонным стрельбищам

              А точнее по отчётам стрельб . bully
              1. +1
                4 марта 2017 18:56
                Цитата: avt
                Для начала разберитесь что есть Т-55 , 62 и что есть Т-64 , потом , осознав что есть

                Разбираться..т55 с Дроздом,Т62 в "бровями2-ставте новый КУВ вполне себе машина,как машина Качественного уселиния МСБ.в собственно танковых подразделениях.да устарели.в пехоте еще бы послужили.
            3. +2
              4 марта 2017 11:47
              Т-64БВ еще смог бы выдержать множественные попадания устаревших выстрелов РПГ за счет установленной ДЗ "Контакт", но Т-64Б не имеет ДЗ.
            4. +7
              4 марта 2017 12:22
              И что тут удивительного? От РПГ-7 никто и не требовал уничтожать основной боевой танк в лоб (и это даже не учитывая навесную защиту). Посмотрите наставления для РПГ-7 и по борьбе с танками - там основа, это стрельба в борт. И вот в борт уничтожается всё намного проще - и Т-90, и Абрамсы с Леопардами. А в лоб реально только повредить танк и временно вывести его из боя (и то при удаче).
              1. 0
                5 марта 2017 12:08
                Я вот тоже что-то не пойму почему всех удивляет тот факт, что 64-ка "держит" РПГ-7 в лобовую проекцию.
            5. +2
              4 марта 2017 13:24
              В этом нет ничего необычного, РПГ-7 в лоб не пробьет ни Т-64, ни Т-72.
  7. +6
    4 марта 2017 10:23
    Я как имногие на сайте очень давно и проблему подбитых сирийских танков обсуждали не раз, автор пишет , что потери начались в 2014, в свези с поставками птр, а чем тогда подбили подтвержденые около 500 бронетехники до 2013 г, или для автора это не значительные потери, или опять политика, Здесь не плохая подборка за 12-13 гг http://david-arius.livejournal.com/418010.html
  8. +5
    4 марта 2017 11:13
    Омрачу выходные. Вот она , бестолковость применения в Сирии... sad Танкистам не смотреть..
    1. +6
      4 марта 2017 11:29
      Ну как говорится когда посылаеш танки в город без пехоты,ничего другого не жди.
    2. +8
      4 марта 2017 14:39
      Омрачу твое омрачние, это подборка видео 2012-2013 года.
    3. 0
      5 марта 2017 20:12
      Кадры 5 летней давности и ранее.
  9. +4
    4 марта 2017 11:31
    Автор немного забыл и еще один фактор.Помимо зарубежных поставок противотанковых средств,боевики также захватили большое количество ПТРК в складах Сирийской армии,которые не уничтожались во время отступления правительственных сил.
  10. +4
    4 марта 2017 11:32
    А тут чудеса.... smile Сирия, весна 2013. Видео на котором запечатлен бой попавшего под перекрестный огонь танка сирийской армии Асада. Танк получает несколько выстрелов из РПГ, но выживает и продолжает вести бой.
    1. +6
      4 марта 2017 12:38
      Где чудеса то? Зелёные по глупости долбят Т-72 в лоб, в самую толстенную броню. Конечно они не перестают кричать Аллах Акбар, но это против брони не аргумент. В конце ролика то ли сам танк стреляет, то ли куче кирпичей бьют - и снова заклинания Аллах Акбар не помогли.

      По мне, так всё как и должно быть. Зелёные тупят, а танкисты против них явных ошибок не делают, и поэтому нормальный результат.
  11. 0
    5 марта 2017 21:43
    Цитата: ватник
    Ещё они:

    Есть с чем сравнить...



  12. +1
    6 марта 2017 07:36
    Во техника на века сделана. Гусеницу спустило подомкратил подкачал, и дальше поехал, мотор забарахлил ключом вье.... по движку, и дальше поехал, дырку в броне тряпкой залепил, и всё броня целая можно дальше воевать. Горжусь за нашу технику военную не когда не подведет в боевых условиях soldier soldier soldier
  13. 0
    6 марта 2017 07:52
    Цитата: Баракуда
    А тут чудеса.... smile Сирия, весна 2013. Видео на котором запечатлен бой попавшего под перекрестный огонь танка сирийской армии Асада. Танк получает несколько выстрелов из РПГ, но выживает и продолжает вести бой.

    Прикольный ролик над чурками выпал laughing lol "" Аллах Акбар angry "" что-то заклинание у них не работало. request lol laughing
  14. +1
    8 марта 2017 09:56
    асаду не помешали бы комплксы точка У все дешвле чем авиацыю гонять и3 россии а по эфективности лутьше опять ше в россии иx xоть шопой еш
  15. 0
    11 марта 2017 07:36
    Т-14 надо как быстрее насыщать войска. Танки типа Т-72 уже сильно старые. Им часто срывает башни. https://www.youtube.com/watch?v=SnVlQRh3fH0&t
    =205s
    Так что для людей только Т-14.
    1. 0
      11 марта 2017 07:54
  16. +1
    19 августа 2017 20:53
    Цитата: Чернокнижник
    Это не так, т.к. в Сирии противник в основе очень слабый, состоящий из очень большого количества группировок. И подготовка этих боевиков в массе слаба (это видно на видео), и оружия у них мало (речь не про АК). И вот в борьбе с этими партизанами техника сирийцев ещё позволяет успешно бороться. Но там где встречается противник посерьёзней дело принимает плохой оборот. В том же Алеппо зелёные боевики сумели пробить блокаду. И это без без авиации, превосходства в артиллерии и с ПТРК Тоу на Т-90 не рассчитанным.

    Просто очень сильно помогает то, что враги Асада сильно разобщены, и очень увлечённо бьют друг друга.


    Когда звучит... слабо организованные... плохо вооруженные... сумели прорвать оборону.... странно, что это за оборона?... или обороняющиеся недооценили противника, а он на практике был хорошо обучен и вооружен, или как минимум кто-то профессионально скоординировал действия толпы и она смогла прорвать оборону в нужное время и в нужном месте. При обоих раскладах присутствуют профессионалы.