Титан и небо: кабину Су-34 сваривают по новой технологии

49
Титан и небо: кабину Су-34 сваривают по новой технологии


На Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова налажено изготовление титановых кабин для бомбардировщика Су-34 при помощи электронно-лучевой сварки. Новая технология позволила усовершенствовать один из самых сложных производственных процессов – сварку титана.



Новый российский бомбардировщик Су-34 заслуженно считается одной из самых безопасных для пилотов машин в мировой авиации. Для их защиты в боевых условиях используется титановая броня толщиной в дюйм и более.

В то же время конструкции из титана едва ли не самые трудоемкие в изготовлении. Именно поэтому обработка этого металла во всех высокотехнологичных отраслях – космосе, авиа- и судостроении – считается самой сложной операцией.

Еще несколько лет назад основные операции по сварке деталей выполнялись специалистами сварочного производства – слесарями и сварщиками – вручную. Детали соединяли при помощи аргонно-дуговой сварки. Процесс занимал длительное время. Сварка листов толщиной до трех миллиметров производилась без специальной предварительной обработки соединяемых частей, а вот при большей толщине приходилось выполнять разделку кромок под сварку.


Установка кабины на сварочную оснастку.


Параллельно с запуском нового самолета в Новосибирске разработали и внедрили первую автоматизированную установку для электронно-лучевой сварки. Из огромной камеры объемом 80 м 3 специальные насосы откачивают воздух и создают высокий вакуум порядка 10-5 мм рт. ст., необходимый для работы электронной пушки. Сварка ведется управляемым электронным лучом.

Однако для серийного производства самолетов такая установка не годилась. Чтобы сваривать швы, расположенные в разных пространственных плоскостях, кабину приходилось каждый раз выдвигать из камеры и переустанавливать в новое положение. После этого процесс создания вакуума в камере вновь повторялся. Это отнимало слишком много времени. Поэтому изготовление первых кабин занимало порядка четырех месяцев.


Вакуумная печь.


Специалисты компании «Сухой» и партнеры за два года создали инновационный комплекс оборудования, который кардинально изменил технологический процесс сварочного производства.

Новая установка позволяет сваривать детали толщиной от 2 до 200 мм за один проход луча. Причем сварка может производиться не по двум осям, как раньше (горизонтально и вертикально), а по шести координатам. Сваривать можно как стыковые, так и угловые соединения. Манипулятор по заданной программе обеспечивает перемещение электронной пушки по любой траектории, в любую точку камеры.

«Если проводить какую-нибудь наглядную аналогию, то представьте паука, который передвигается по потолку, - вот такой принцип конструкции использован в нашей установке», - поясняет ведущий инженер-технолог Леонид Егорнов.


Сварка кольцевых швов бака.


С точки зрения технологии, корпус кабины представляет собой сварную конструкцию из 19 деталей, которые свариваются электронно-лучевой установкой. Суммарная длина швов - 21 метр, скорость сварки - 720 миллиметров в минуту. Теперь для изготовления титановой кабины Су-34 требуется лишь четыре операционные установки изделия в вакуумную камеру, тогда как раньше было необходимо произвести 26 установок в камеру.

В соседнем помещении расположена новая вакуумная печь для отжига, в которую помещают уже сваренную конструкцию. «Отжиг позволяет снять внутренние напряжения, полученные в процессе сварки, что необходимо для предотвращения разрушения сварных соединений», - поясняет Леонид Егорнов.

Параллельно с созданием установки (проектирование, изготовление и монтаж на НАЗ им. В.П.Чкалова) несколько молодых перспективных специалистов были направлены на учебу. Так, сварщик Александр Дырин к моменту запуска новой электронно-лучевой установки окончил кафедру «сварочное производство» Томского политехнического университета. До этого Александр занимался аргоно-дуговой сваркой, изготавливал титановые конструкции по традиционной технологии. Сейчас его основной рабочий инструмент напоминает скорее джойстик из компьютерной игры. С его помощью происходит перемещение электронно-лучевой пушки в вакуумной камере. А на операторском пульте Александр отслеживает десятки параметров работы установки.

Инженер установки Геннадий Вершинин и сварщик Павел Сусликов прошли дополнительное обучение в г. Ижевске в НИТИ «Прогресс». Начальником участка назначен грамотный специалист Алексей Пугаченко. Средний возраст команды – 30 лет.

В конструкции Су-34 применили топливные баки тоже из титана. Их сваривают на этой же установке. Конструкция баков позволяет использовать их и в качестве силовых элементов всего самолета. Технология изготовления топливных баков строится по принципу сварки готовых деталей с минимальными припусками и последующей минимальной мехобработки.

Практически все сварочное оборудование создавал отечественный поставщик - НИТИ «Прогресс» из Ижевска. В разработке новой технологии также участвовали Национальный институт авиационных технологий, специалисты ОКБ «Сухого» и НАЗ им. В.П. Чкалова.

Подобные установки для электроно-лучевой сварки планируется использовать при создании новых самолетов и отдельных агрегатов на других предприятиях ОАК.

Титан среди металлов

Титан – это легкий прочный металл серебристо-белого цвета. Он имеет высокую вязкость, при механической обработке склонен к налипанию на режущий инструмент. Поэтому требуется нанесение специальных покрытий на инструмент, различных смазок. При обычной температуре покрывается защитной пленкой оксида, благодаря этому коррозионностоек в большинстве сред.

По удельной прочности титан не имеет соперников среди промышленных металлов. Даже такой металл, как алюминий, уступил ряд позиций титану, который всего в полтора раза тяжелее алюминия, но зато в шесть раз прочнее. И что особенно важно, титан сохраняет свою прочность при высоких температурах (до +500 °С, а при добавке легирующих элементов – до +650 °С), в то время как прочность большинства алюминиевых сплавов резко падает уже при +300 °С. Титан – очень твердый металл: он в 12 раз тверже алюминия, в 4 раза – железа и меди.

Металл получил свое название в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Геи. Название элементу дал немецкий химик Мартин Клапрот. Он был одним из первооткрывателей этого химического элемента, обнаружив его в 1795 году в минерале рутиле, состоящем из оксида титана с примесью железа, олова, ниобия и тантала. В то время часто использовались французские названия химических элементов, отражающие их химические свойства. Клапрот предложил называть новый металл «титан». Он отметил, что невозможно определить его свойства только по его оксиду. Поэтому Клапорт выбрал для него имя из мифологии, подчеркивая «мифологичность» и непонятность элемента на тот момент времени. Ранее немец так же из мифологии выбрал название для другого открытого им элемента – урана.

Титан в виде сплавов является важнейшим конструкционным материалом в авиа- и ракетостроении. Добавление к титану других металлов или присадочных материалов, позволяет создавать сплавы с заданной макро-, микро-, кристалло-, суб-, наноструктурой, благодаря чему сам сплав и конструкции из него приобретают определенный уровень механических и эксплуатационных характеристик.

Авиастроение - наиболее титаноемкая отрасль промышленности, где титановый лист используется для изготовления винтов двигателей, корпусов, крыльев, двигателей, обшивки, трубопроводов, крепежа и многого другого. В планере (планер - несущая конструкция летательного средства) современного гражданского самолета применяется 15 - 20% титановых деталей. Например, Ил-76 и Ил-76Т имеют 15% титановых деталей от общей массы планера, а при производстве Boeing нового типа 787 Dreamliner титановые прутки ВТ16 из России используются в 30% сборочных узлов посадочных устройств самолета. Это объясняется тем, что в современных сверхзвуковых самолетах требуются материалы, которые способны гарантировать надежную работу узлов под воздействием мощных силовых и температурных полей, излучений, высоких давлений. Кроме того, с увеличением в конструкциях самолетов доли композиционных материалов, требуется материал, который не корродирует при взаимодействии с ними. Титановые сплавы ВТ23, ВТ23М идеально отвечают всем этим требованиям, обеспечивают авиалайнерам снижение веса и стоимости конструкции на 20-30%, в сравнении с другими материалами, а так же повышает их эксплуатационную надежность на 25-35%.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    5 марта 2017 06:11
    Странный подход у автора, как будто повырывали информацию с разных источников. И причёт тут дюймы? У нас метрическая система принята в стране.
    "Для их защиты в боевых условиях используется титановая броня толщиной в дюйм и более."
    Глядя на фотографию: сварка кольцевых швов бака, я что-то не вижу, что бы сварка происходила в бескислородной среде. Как так-то?
    1. +10
      5 марта 2017 07:25
      Когда автор пишет вот такие предложения:

      "Параллельно с созданием установки (проектирование, изготовление и монтаж на НАЗ им. В.П.Чкалова) несколько молодых перспективных специалистов были направлены на учебу. Так, сварщик Александр Дырин к моменту запуска новой электронно-лучевой установки окончил кафедру «сварочное производство» Томского политехнического университета".,

      то начинаешь считать автора неграмотным.

      Кафедра - это конкретная дисциплина. А факультет - конкретная специальность.
      Окончить можно можно учебное заведение. Обучаться на конкретном факультете. А знания приобретать на конкретных , разных кафедрах.

      Так что как в произведении Лермонтова:
      "....Земля тряслась - как наши груди,
      Смешались в кучу кони, люди,
      И залпы тысячи орудий
      Слились в протяжный вой.."
      1. +7
        5 марта 2017 07:54
        Цитата: demo
        Кафедра - это конкретная дисциплина. А факультет - конкретная специальность.
        Окончить можно можно учебное заведение. Обучаться на конкретном факультете. А знания приобретать на конкретных, разных кафедрах

        - эмммм... фигню городите, уважаемый...
        - поступаете Вы на факультет, да.. в некую группу на факультете, точнее.
        - эта группа привязана к некой кафедре, которая и определяет Вашу специализацию на выпуске из института.
        - пример: МИСиС, физхим. Это факультет. МФ-1 - теорфизика, МФ-2 - металловедение, ФХ-1 - физхимия (это группы и соответствующие кафедры).

        Так что "закончил кафедру" - по-русски, конечно, звучит странновато... но при этом вполне понятно, что автор сказать хотел (и сказал) yes
        1. +1
          5 марта 2017 17:11
          Поступают на факультет. В группу с определённой специальностью. Конкретно здесь, скорее всего, машиностроение. Специальность "СП", сварочное производство.

          На факультете есть кафедра сварочного производства, НО: студенты специальности СП посещают занятия не только этой кафедры, аналогично, не все посещающие занятие этой кафедры являются студентами специальности СП. К примеру, основная, "технологии машиностроения" тоже посещают. Аналогично, "автоматизация в машиностроении" ну и т.п.

          Так что в этом конкретном случае "закончил кафедру" это не странновато, а действительно не правильно.
          1. +1
            5 марта 2017 17:19
            Цитата: Лопатов
            Поступают на факультет. В группу с определённой специальностью

            - железно yes

            Цитата: Лопатов
            На факультете есть кафедра сварочного производства, НО: студенты специальности СП посещают занятия не только этой кафедры, аналогично, не все посещающие занятие этой кафедры являются студентами специальности СП

            - стопудово yes

            Цитата: Лопатов
            Так что в этом конкретном случае "закончил кафедру" это не странновато, а действительно не правильно

            - у нас, например, было понятие "профильная кафедра"; каждая группа на потоке (это год поступления, есличё) была "привязана" к соответствующей кафедре
            - говорить "закончил кафедру" у нас, примером, считалось вполне допустимым
            - а вот "не правильно", в данном конь Тексте, это... действительно неправильно. Шютка laughing
            1. +2
              5 марта 2017 17:38
              Цитата: Cat Man Null
              у нас, например, было понятие "профильная кафедра"; каждая группа на потоке (это год поступления, есличё) была "привязана" к соответствующей кафедре

              Так глубоко я не забирался. Просто катался за компанию с одной девушкой на подготовительные курсы в местный политех. Как раз факультет машиностроения. Экзамены школьные были одновременно вступительными, преподаватели института принимали.
              Я сдал, и формально поступил. Но уехал в Сельцы на абитуру. Что самое смешное, она не поступила, там проходной был 14, специальность РТС, робототехнические системы и комплексы. У меня 14.5, у неё 13. 8))) Впервые со мной заговорила в летний отпуск с 3-го на 4-й курс. 8)))
          2. +1
            6 марта 2017 08:16
            Цитата: Лопатов
            Так что в этом конкретном случае "закончил кафедру" это не странновато, а действительно не правильно.

            Правильно.
            Я закончил кафедру ТХНГ института ИГНД университета ТПУ (структура на момент окончания).
            Сейчас ИГНД переформирован в Институт природных ресурсов (ИПР).
            Факультета я не заканчиват просто потому, что такого учебно-научного и/или административного структурного подразделения, в том ВУЗ не существовало (и на сколько я знаю и не существует по сей день).

            При этом, за время обучения мы посещали не только смежные кафедры института, но порой и кафедры других институтов нашего университета (в основном для факультативов, типа психологии, философии, информатики и т.п. не профильных направлений)
            Однако закончил я кафедру по специальности...
      2. 0
        5 марта 2017 16:59
        Факультет, скорее всего, машиностроения. А "сварочное производство" это специальность. Полностью звучит, насколько помню, "технологии и оборудование сварочного производства". И вроде как даже номерок должна иметь...
        1. 0
          5 марта 2017 20:33
          Цитата: Лопатов
          Факультет, скорее всего, машиностроения. А "сварочное производство" это специальность.

          Уважаемые Лопатов, Демо, Cat Man Null и пр., ваша дискуссия не по существу Заметки.
          Главное, что на основе вновь разработанной технологии сварки изделий из титана разработана эффективная защита экипажа и конструкции самолета. И этим можно и нужно гордиться!!!
          1. +3
            5 марта 2017 21:03
            Поворчу немного:

            Цитата: evge-malyshev
            Главное, что на основе вновь разработанной технологии сварки изделий из титана...

            - технология стара, как экскременты мамонта
            - просто раньше установка для электронно-лучевой сварки была... неудобна в работе
            - сейчас сделали и внедрили новую установку, по той же технологии, но более, гм... технологичную yes

            Цитата: evge-malyshev
            ... разработана эффективная защита экипажа и конструкции самолета...

            - эммм...
            - я утверждаю, что "эффективная защита экипажа и прочая" разработана таки в КБ; на заводе текое не разрабатывается
            - самолет не изменился, "схема защиты" не изменилась.

            Повторяю: весь смысл статьи в том, что разработана и внедрена новая установка для электронно-лучевой сварки.

            Все прочее - ляпы журналистов и Ваши домыслы. Ничего личного request
          2. +2
            5 марта 2017 21:07
            По существу? А по существу всё не так уж и интересно. "вновь разработанной технологии" в обед сто лет.
    2. +1
      5 марта 2017 09:43
      Цитата: Sharky
      Странный подход у автора, как будто повырывали информацию с разных источников. И причёт тут дюймы? У нас метрическая система принята в стране.
      "Для их защиты в боевых условиях используется титановая броня толщиной в дюйм и более."
      Глядя на фотографию: сварка кольцевых швов бака, я что-то не вижу, что бы сварка происходила в бескислородной среде. Как так-то?

      Еще несколько лет назад основные операции по сварке деталей выполнялись специалистами сварочного производства – слесарями и сварщиками – вручную. Детали соединяли при помощи аргонно-дуговой сварки.

      Вот и ответ,если вы имеете хотя бы минимальное представление о сварочных работах
      1. +3
        5 марта 2017 12:56
        "если вы имеете хотя бы минимальное представление о сварочных работах"
        Имею и не понаслышке. Только аргоном ни разу не варил. Электродами - то да. Всегда думал, что такая тема с титаном не прокатит, так как аргон подаётся только сверху, а снизу свариваемых деталей все тот же воздух с кислородом. Получается, что он варит не на всю глубину, да и в таком случае кислород попадает через щель между деталями и ослабляет шов, не так? Вы видели как титановый корпус для АПЛ "Борей" сваривают? Там огромная камера инертным газом заполнена, сварщики в скафандрах со шлангами (воздух, что бы дышать) подключёнными ходят и варят. Поинтересуйтесь, расширте свой круг познаний. hi
        1. 0
          6 марта 2017 07:09
          Цитата: Sharky
          "если вы имеете хотя бы минимальное представление о сварочных работах"
          Имею и не понаслышке. Только аргоном ни разу не варил. Электродами - то да. Всегда думал, что такая тема с титаном не прокатит, так как аргон подаётся только сверху, а снизу свариваемых деталей все тот же воздух с кислородом. Получается, что он варит не на всю глубину, да и в таком случае кислород попадает через щель между деталями и ослабляет шов, не так? Вы видели как титановый корпус для АПЛ "Борей" сваривают? Там огромная камера инертным газом заполнена, сварщики в скафандрах со шлангами (воздух, что бы дышать) подключёнными ходят и варят. Поинтересуйтесь, расширте свой круг познаний. hi

          А что у АПЛ Борей титановый корпус?? what Впервые это слышу - можно пруф,для расширения моего кругозора? А насчёт того,что шов не проваривается на всю глубину,так я думаю,что конструкторы титановой кабины СУ-34 умнее нас с вами и по-любому всё там проваривается
          1. 0
            6 марта 2017 14:25
            Ну, раз Вам лень пошерудить пальчиками по клавиатуре, то выложу прямую ссылку:
            https://www.youtube.com/watch?v=7j3x9870y04
            Расширяйте кругозор и совмещайте приятное с полезным wink .
            П.С. Я думаю, что на фотографии сварщик варит не титан, а что-то другое.
            1. +1
              6 марта 2017 17:14
              Цитата: Sharky
              Ну, раз Вам лень пошерудить пальчиками по клавиатуре, то выложу прямую ссылку:
              https://www.youtube.com/watch?v=7j3x9870y04
              Расширяйте кругозор и совмещайте приятное с полезным wink .
              П.С. Я думаю, что на фотографии сварщик варит не титан, а что-то другое.

              Вы то сами ролик смотрели??? У АПЛ Борей корпус не из титана,а из титана варят некоторые части МБР Булава! И вот вам для вашего кругозора как на самом деле варят титан,надеюсь,что хоть статью вы прочитать сможете - не так как ролик смотрели. Думает он lol
              https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B
              0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B
              D%D0%B0
              1. 0
                6 марта 2017 17:16
                Цитата: ДМ51
                У АПЛ Борей корпус не из титана

                конечно, из титана была Золотая Рыбка проекта Анчар wink
              2. 0
                7 марта 2017 03:13
                Дмитрий, возражение принимается. Давно смотрел эту передачу и имел право подзабыть, тем более там и про АПЛ и про МБР вместе, обе на "Б" начинаются winked . Тем не менее, это не меняет сути поставленного вопроса. Вы сами видели, как сваривают корпус ракеты в камере с бескислородной средой. Так что, титан на воздухе никто не варит. hi
                1. 0
                  7 марта 2017 07:14
                  Цитата: Sharky
                  Дмитрий, возражение принимается. Давно смотрел эту передачу и имел право подзабыть, тем более там и про АПЛ и про МБР вместе, обе на "Б" начинаются winked . Тем не менее, это не меняет сути поставленного вопроса. Вы сами видели, как сваривают корпус ракеты в камере с бескислородной средой. Так что, титан на воздухе никто не варит. hi

                  Вы по ссылке пройдите и прочитайте - ещё как варят на воздухе,а в камерах с аргоном варят сложные детали с множеством углов,труднодоступных мест,искривлений и т.д. Зачем упорствовать,если такая технология существует? Это же очевидно
                  1. 0
                    7 марта 2017 07:28
                    Цитата: ДМ51
                    Цитата: Sharky
                    Дмитрий, возражение принимается. Давно смотрел эту передачу и имел право подзабыть, тем более там и про АПЛ и про МБР вместе, обе на "Б" начинаются winked . Тем не менее, это не меняет сути поставленного вопроса. Вы сами видели, как сваривают корпус ракеты в камере с бескислородной средой. Так что, титан на воздухе никто не варит. hi

                    Вы по ссылке пройдите и прочитайте - ещё как варят на воздухе,а в камерах с аргоном варят сложные детали с множеством углов,труднодоступных мест,искривлений и т.д. Зачем упорствовать,если такая технология существует? Это же очевидно

                    По вашей ссылке:
                    "С обратной стороны стыка свариваемых деталей устанавливают медные подкладные планки с канавкой, по длине которой равномерно подают аргон."
                    Вы пластины медные видите на фотографии? Шланги с аргоном, который подводится снизу? Я не вижу.
                    Товарищ варит не титан на фото. Что вы мне хотите доказать?
                    1. 0
                      7 марта 2017 08:11
                      Цитата: Sharky
                      Цитата: ДМ51
                      Цитата: Sharky
                      Дмитрий, возражение принимается. Давно смотрел эту передачу и имел право подзабыть, тем более там и про АПЛ и про МБР вместе, обе на "Б" начинаются winked . Тем не менее, это не меняет сути поставленного вопроса. Вы сами видели, как сваривают корпус ракеты в камере с бескислородной средой. Так что, титан на воздухе никто не варит. hi

                      Вы по ссылке пройдите и прочитайте - ещё как варят на воздухе,а в камерах с аргоном варят сложные детали с множеством углов,труднодоступных мест,искривлений и т.д. Зачем упорствовать,если такая технология существует? Это же очевидно

                      По вашей ссылке:
                      "С обратной стороны стыка свариваемых деталей устанавливают медные подкладные планки с канавкой, по длине которой равномерно подают аргон."
                      Вы пластины медные видите на фотографии? Шланги с аргоном, который подводится снизу? Я не вижу.
                      Товарищ варит не титан на фото. Что вы мне хотите доказать?

                      При чём тут фото? Фото можно вставить какое угодно - вставили от балды,лишь бы картинка была и всё. Главное,что такая технология существует,хотя вы до сих пор упорствуете и утверждаете обратное (непонятно зачем - эго что ли мешает признать неправоту?) и в статье написано русским языком,что раньше на заводе варили вручную,а про аргоновую камеру там ни слова. Да и с фото не так всё однозначно - нельзя с точностью сказать,есть там подложка или нет
                      1. 0
                        7 марта 2017 09:57
                        Уважаемый, вы совершенно потеряли логическую нить рассуждений. Венитесь к моему первому посту, и определитесь, чего вы мне хотели доказать/показать. Вы взбрыкнули от моей фразы (сами её жирным выделяли):
                        Глядя на фотографию: сварка кольцевых швов бака, я что-то не вижу, что бы сварка происходила в бескислородной среде. Как так-то?
                        Перечитайте внимательно ещё раз (десять раз). Ключевое слово там: фотография!
                        А теперь процитируйте меня, где я писал, что такой технологии не существует!
                        В той же фразе, любезно вами выделенной жирным шрифтом, есть ещё одно ключевое слово: "в бескислородной". Помоему, тут достаточно ясно мной написано что сварка должна проходить в бескислородной среде. Какими способами это достигается (флюс, камера с инертным газом, аргон со всех сторон) - это уже вторично.
                        У меня была претензия именно к фотографии (помоему, это понятно с моего поста и очевидно), а вы мне начали втирать какую-то дичь про то, что я о сварке не имею и минимального представления.
                        Может вам стоит принять неправоту, раз уж вы неразобравшись в моём посте и начали писать что-то не по теме? Это же логично, что вы отклонились от курса и начали докапываться до всего подряд. Мой "косяк" лишь в том, что я упомянул корпус АПЛ типа "Борей", что тоже было вторично, так как основной посыл был не про корпус, а про сварку титана в камере с бескислородной средой.
                        Ещё раз повторяю, тыкните меня в мои слова, где я писал, что такой технологии не существует.
                        П.С. С фото мне всё как раз однозначно. Никаких шлангов снизу не подводится, медных проставок я не вижу (а они должны выпирать сверху над швом, а не быть с деталью заподлицо).
    3. +4
      5 марта 2017 12:03
      Если присмотритесь к фото, то увидите в левой руке сварщика проволоку, это присадочный пруток. Сварка происходит вручную, в аргонной среде. Пора уже привыкнуть к тому, что фото зачастую не соответствуют основной теме статьи. hi
      1. 0
        6 марта 2017 10:44
        Цитата: novobranets
        Если присмотритесь к фото, то увидите в левой руке сварщика проволоку, это присадочный пруток. Сварка происходит вручную, в аргонной среде. Пора уже привыкнуть к тому, что фото зачастую не соответствуют основной теме статьи. hi

        О чем вы спорите? Под фото со сварщиком подпись-сварка кольцевых швов БАКА, а титан используется в бронированной капсуле кабины. Титан варится в камере, не электродами и суперсварщиками, а установкой электронно-лучевой сварки, в специальной вакуумной камере. Ручная сварка титана не используется уже несколько лет.
        1. +1
          6 марта 2017 12:04
          Цитата: avdkrd
          О чем вы спорите? Под фото со сварщиком подпись-сварка кольцевых швов БАКА, а титан используется в бронированной капсуле кабины.

          В конструкции Су-34 применили топливные баки тоже из титана. Их сваривают на этой же установке. Конструкция баков позволяет использовать их и в качестве силовых элементов всего самолета.
        2. +1
          6 марта 2017 14:29
          avdkrd
          По диагонали читаете товарищ подполковник? Или всё от выходных не отойдёте? drinks
    4. +2
      5 марта 2017 17:22
      Прсто на фото специальным образом тренированный сварщик, способен долго не дышать в безкислородной среде при низком давлении. laughing
    5. +2
      5 марта 2017 17:46
      По той причине, что автор перевёл в дюйм из английского инча. По нормальному - 25,4 мм.
    6. +1
      27 апреля 2017 00:02
      Цитата: Sharky
      Глядя на фотографию: сварка кольцевых швов бака, я что-то не вижу, что бы сварка происходила в бескислородной среде. Как так-то?

      Ручная электродуговая сварка не плавящимся электродом в среде инертного газа, в народе "аргоновая", у буржуинов TIG. Инертный газ (чаще всего аргон) подается через горелку, в сопло, через которое проходит вольфрамовый электрод легированный оксидами редкоземельных металлов (лантан, иттрий, торий, церий, цезий и их комбинации). Вольфрамовый электрод, дуга и сварочная ванна - находятся в среде аргона.
      1. 0
        9 июня 2017 19:12
        Уважаемый, только тут разговор о Титане, а это про другое...
        1. 0
          3 июля 2017 20:42
          Цитата: Firstvanguard
          Вольфрамовый электрод, дуга и сварочная ванна - находятся в среде аргона.

          Которая подразумевает отсутствие кислорода ;)
  2. +4
    5 марта 2017 06:13
    большая для России удача-Титановая долина на Урале,и счастье что уберегли во времена Большого дележа страны,помню времена,когда из В.Салды лопаты титановые возили..."конверсия" горбачёвская началась..
    1. +2
      5 марта 2017 07:56
      Цитата: андрей юрьевич
      помню времена,когда из В.Салды лопаты титановые возили..."конверсия" горбачёвская началась..

      В конверсии ничего плохого не вижу,она вообщем всегда и была параллельно с основным производством,но правильно взяли это слово в кавычки,т.к. при горбатом началось не это хорошее слово...,а сплошная вакханалия.
  3. +3
    5 марта 2017 06:34
    Хорошо,что сварочную камеру делают в Ижевске,а не покупают за границей.
    1. 0
      5 марта 2017 06:51
      Цитата: Громобой
      Хорошо,что сварочную камеру делают в Ижевске,а не покупают за границей.

      очень немногие умеют с "титаном" работать,не у "боинга" же заказывать? санкции же! мы им-"титан",они нам-санкции..всё по понятиям! yes
      1. +3
        5 марта 2017 11:10
        Цитата: андрей юрьевич
        очень немногие умеют с "титаном" работать,не у "боинга" же заказывать?

        Так Боинг у нас титан берёт, причём, именно готовые изделия из тина. Впрочем, как и Аирбас. Кстати сказать, шасси на последних Боингах туполевской разработки, а крылья ему просчитывали в его московском филиале.
        1. 0
          5 марта 2017 15:23
          Цитата: Bad_gr
          Цитата: андрей юрьевич
          очень немногие умеют с "титаном" работать,не у "боинга" же заказывать?

          Так Боинг у нас титан берёт, причём, именно готовые изделия из тина. Впрочем, как и Аирбас. Кстати сказать, шасси на последних Боингах туполевской разработки, а крылья ему просчитывали в его московском филиале.

          им так удобнее,и дешевле,естественно)..а обработку они в принципе сами могут производить,как раньше было.
  4. +1
    5 марта 2017 07:12
    Автор ничего не перепутал? Толщина брони 25 мм? Это что БМД?
    1. +5
      5 марта 2017 07:35
      Толщина бронекапсулы до 17 мм...может это "сибирский дюйм"?
      1. +2
        5 марта 2017 15:24
        [quote=Громобой]Толщина бронекапсулы до 17 мм...может это "сибирский дюйм"? короче...это в "палец" толщиной!(поперёк) yes
  5. +2
    5 марта 2017 07:59
    Времена и технологии меняются... а раньше дрель, заклепки, молотки...
    Главное - качество работ!
  6. +1
    5 марта 2017 09:45
    Это все очень классно!!! Но зачем фамилии, должности и где учились,- в пространство публиковать?!?
  7. +1
    5 марта 2017 10:38
    Обитаемая камера "Атмосфера" на ТАПОиЧ- сварка вручную деталей шасси Ил-76!!!.Сварщики в скафандрах в гермокамере работали!!
  8. +1
    5 марта 2017 20:20
    Статья понравилась-достаточно подробная и информативная! Тоже в свое время поработал с титаном-если изучить его свойства и обработку, то при грамотном применении он не подводит hi
    Применение сварных титановых баков в качестве силовых элементов планера Су-34-очень авиационное и грамотное конструкторское решение! wink
  9. +1
    5 марта 2017 22:08
    Титан – очень твердый металл: он в 12 раз тверже алюминия, в 4 раза – железа и меди.

    Титановые сплавы тверже легированной стали max. в 2 раза. Если брать твердости "первичных металлов" титана и железа то разница в 1,5 раза.
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    7 марта 2017 10:23
    Sharky,
    Ну раз так просите
    Всегда думал, что такая тема с титаном не прокатит, так как аргон подаётся только сверху, а снизу свариваемых деталей все тот же воздух с кислородом. Получается, что он варит не на всю глубину, да и в таком случае кислород попадает через щель между деталями и ослабляет шов, не так?

    И последняя ссылка,чтобы вы наконец-то поняли,как можно варить титан,там даже видео есть,хотя поможет ли?
    http://ismith.ru/welding/texnologiya-svarki-titan
    a/
    1. 0
      7 марта 2017 15:01
      По вашей ссылке:
      Сварку титана вручную возможна, если получается организовать местную защиту рабочей зоны. Вспоминаем – металл довольно быстро окисляется. Предохранение от этого лицевой стороны обеспечивается газовой струей (аргон + гелий). А как быть с тыльной? Наиболее распространенный вариант – накладки из меди или стали, которые плотно прижимаются к месту стыка свариваемых кромок. Но это применимо, если обрабатываются детали простой конфигурации.
      Источник: http://ismith.ru/welding/texnologiya-svarki-titan
      a/ ©

      Я не вижу на фотографии никаких накладок no, это первое. Я не вижу струбцин (или чего-то подобного), которые бы обеспечивали плотное прижимание к месту стыка свариваемых кромок - это второе.
      Третье: топливный бак военного самолёта - это не пепельница какая-нибудь, требования к сварочному шву будут намного выше. Ответственная деталь, как ни крути. По любому, потом проверяется шов на микротрещины. "На коленке", как это делает товарищ, никто не разрешит варить этот элемент.
      Ваши доводы меня не убедили. Ну, если только это не вы на фотографии (с чего бы вам ещё так рьяно защищать эту фотку, которая тут неуместна belay)
  12. 0
    9 марта 2017 13:33
    Заканчивать нужно с Су-34 и переходить на массовый выпуск Су-30 СМ и организовать, наконец, выпуск подвесных контейнеров со всеми прицелами....
  13. +2
    10 марта 2017 11:01
    Господа/товарищи, кто-то может мне внятно объяснить ‒ с какой стати автор (а до него и информаторы) выкладывают в открытый доступ факт изобретения такой технологии? Даже больше: нюансы такой технологии и диапазон её возможностей. Плюс ко всему ‒ нюансы устройства частей перспективного самолёта. Я понимаю ‒ деза и прочее... но это же раскрытие направлений, в которых мы мыслим. Зачем показывать всем подряд наш, ну хотя бы, мыслительный и технологический потенциал?
    Если надо будет довести до потенциальных сотрудников отрасли ‒ ознакомят на местах с подписью о неразглашении, плюс научат грамотно уводить в сторону от прямого ответа.
    Зачем оглашают? Кто-нибудь знает?
  14. Комментарий был удален.