Ракетоносец-"стелс": что известно о новом российском бомбардировщике

Ракетоносец-"стелс": что известно о новом российском бомбардировщике


1 марта источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что в России создан полноразмерный макет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Этот самолет разрабатывается для Воздушно-космических сил РФ в компании "Туполев".
Ожидается, что его первый опытный образец поднимется в воздух на рубеже 2025–2026 годов. Первоначально предполагалось, что самолет начнет поступать в войска в 2023–2025 годах, а первые испытательные полеты намечались на 2019–2020 годы.

Созданы несколько макетов ПАК ДА из композиционных материалов, а также полноразмерный макет из дерева. Макеты выполнены по схеме "летающее крыло"

Источник в оборонно-промышленном комплексе


Как уточнили собственные источники в оборонке издания "Газета.Ru", пока собран полноразмерный деревянный макет кабины ПАК ДА, без крыла. С помощью него прорабатывается размещение экипажа и компоновка оборудования. А макет из композиционных материалов выполнен в масштабе 1:10 и может летать.

ТАСС собрал всю известную на данный момент информацию о новом бомбардировщике Дальней авиации ВКС России.

Сроки первого полета

В январе 2016 года главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что опытный образец ПАК ДА может подняться в небо раньше 2021 года.

Работы по ПАК ДА также идут, и темпы нас устраивают. Задача стоит: поднять в небо опытный образец в 2021 году. Но если все пойдет, как сейчас, то он взлетит и раньше
Виктор Бондарев
Главком ВКС РФ, генерал-полковник


Осенью 2016 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что ПАК ДА может быть представлен публике уже в 2018 году и по своим характеристикам существенно превзойдет существующие бомбардировщики.

Позже стало известно, что создание бомбардировщика сдвигается из-за возобновления серийного выпуска Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. По последним данным, первый полет опытного образца ПАК ДА состоится на рубеже 2025–2026 годов.

Ожидается, что первый опытный образец бомбардировщика поднимется в воздух на рубеже 2025 года
Источник в оборонно-промышленном комплексе


Не "лебедь"

ПАК ДА станет не глубокой модернизацией Ту-160 (неофициальное название "Белый лебедь". — Прим. ТАСС), а принципиально новым летательным аппаратом. Ту-160 будет производиться отдельно, ранее стало известно о возобновлении его производства в модернизированном варианте Ту-160М-2

Предполагается, что в ПАК ДА будут максимально применяться технологии снижения радиолокационной заметности ("стелс"). В частности, в его конструкции будут использованы радиопоглощающие материалы, а все оружие разместится внутри самолета. Известно также, что самолет получит дозвуковую скорость полета, это сделает его малошумным и снизит заметность в инфракрасном диапазоне.

Также ПАК ДА планируется оснастить новейшими отечественными средствами РЭБ (радиоэлектронная борьба. — Прим. ТАСС), не имеющими мировых аналогов по эффективности
Источник в оборонно-промышленном комплексе


Как рассказал ТАСС военный эксперт Виктор Мураховский, этот самолет создается как один из элементов стратегического сдерживания неядерными средствами.

Согласно планам военного строительства, предстоит выйти после 2025 года на возможность стратегического сдерживания неядерными средствами, то есть оснащение высокоточным оружием стратегической дальности. Одним из элементов такого сдерживания будет ПАК ДА. Прежде всего, за счет новых авиационных средств поражения большой дальности, которые будут включать и крылатые ракеты большой дальности, и, по всей видимости, гиперзвуковые ударные средства
Виктор Мураховский
Главный редактор журнала "Арсенал Отечества"


По мнению эксперта, это требует большого объема научно-исследовательских работ не только по самому самолету, но и по бортовому радиоэлектронному оборудованию и средствам поражения, которыми он будет оснащен. Такие работы ведутся предприятиями оборонно-промышленного комплекса России.

Наработки ЦАГИ

По данным открытых источников, существует порядка десяти различных вариантов компоновки самолета будущего, но первый макет ПАК ДА выполнен по схеме "летающее крыло".

Исследования по этой схеме ведутся уже с конца 80-х годов прошлого века в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ). Суть концепции заключается в том, что фюзеляж самолета редуцирован — его роль выполняет одно большое крыло, в котором размещаются все агрегаты и системы самолета, а также вооружение.

"Летающее крыло" не имеет хвостовых горизонтальных стабилизаторов, хотя может иметь один или два киля. Такая схема позволяет достичь более высоких значений аэродинамического качества, уменьшить взлетный вес, повысить топливную и экономическую эффективность самолета.

Наработки ЦАГИ используются. Конечно, все основывается на гигантском научно-техническом заделе, создаваемом многими десятилетиями, иначе быть не может. Но вот требуется проведение новых работ, и они начинаются сейчас по этому комплексу. И только после завершения и получения результатов наступит этап опытно-конструкторских работ, на выходе как раз должен будет появиться опытный образец этого самолета
Виктор Мураховский
Главный редактор журнала "Арсенал Отечества"


В 2014 году на одной из международных выставок представитель Объединенной двигателестроительной корпорации сообщал, что двигатель для ПАК ДА будет создан на базе газогенератора двигателя НК-32 второго этапа, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160.

Предприятия концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) уже разрабатывают авионику для перспективного самолета. КРЭТ совместно с компанией "Туполев" участвует в ОКР (опытно-конструкторские работы). Самолет получит принципиально новую систему радиоэлектронной борьбы.

По словам главы концерна Николая Колесова, в самолете применят не только новые, но и уже опробованные технологии.
Часть систем и приборов пойдет от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надежность и эффективность
Николай Колесов
Глава КРЭТ


Что в США

Самым современным стратегическим бомбардировщиком США является B-2 Spirit. Он также построен по схеме "летающее крыло" и имеет необычный внешний вид. Иногда его сравнивают с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов о том, что самолет построен по технологиям, полученным при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51.

В-2 — самый дорогой самолет в авиапарке ВВС США. По данным на 1998 год, цена одного B-2 составляла $1,16 млрд, стоимость всей программы — почти $45 млрд. Также огромные деньги тратятся на эксплуатацию и обслуживание Spirit. В частности, размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом — в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

Последней программой его развития считается NGB (Next Generation Bomber) — В-3. Согласно планам, не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика нового поколения для ВВС США, а в 2035 году начато его серийное производство. На вооружение хотят взять от 80 до 180 таких машин. По данным из открытых источников, проектная стоимость одного самолета — $500–550 млн.

Мы не гонимся за США, более того, стараемся идти своим путем. И российский ПАК ДА нужен не для погони за американскими стратегами, а для развития собственной авиации и авиационной промышленности, авиационной науки, а также всего, что с ними связано. Новый самолет должен стать воплощением этого прогресса — в науке, технологии и в военном деле
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Автор: Роман Азанов
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/4061823


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 77

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Мар.Тира 12 марта 2017 06:27
    Пожелаю удачи,25 лет потеряли.Тяжело будет навёрстывать упущенное.У США сколько их уже было,этих стелс -бомбардировщиков. А мы из Ту- 160 стараемся сделать универсальный бомбардировщик современного боя.Ну чем богаты!!!!
    1. Avis 12 марта 2017 06:47
      Цитата: Мар.Тира
      Пожелаю удачи,25 лет потеряли.Тяжело будет навёрстывать упущенное.

      Не сидеть же, сложив руки, раз так вышло.
      У США серийных стелс-бомберов схемы ЛК ровно один.
      А Б-35 и Б-49 не приняли на вооружение по причинам, которые сегодня считались бы несущественными.
      1. vanek77 12 марта 2017 10:09
        Согласен, пусть работают, главное чтобы пиар не бежал впереди бомбера, как это у нас случается. Без стрессов и гонок, думаю тогда получится.
        1. Avis 12 марта 2017 10:21
          Цитата: vanek77
          главное чтобы пиар не бежал впереди бомбера, как это у нас случается

          Не только у нас.
      2. voyaka uh 12 марта 2017 11:29
        "У США серийных стелс-бомберов схемы ЛК ровно один"///

        Почему один? B-2 Было произведено 21 штука. Один разбился.
        В боеготовности, как минимум, 17 штук.
        1. Avis 12 марта 2017 11:40
          Цитата: voyaka uh

          Почему один?

          Потому что я говорил не о выпущенных экземплярах, а про кол-во типов ЛА. Контекст такой.
          1. yehat 14 марта 2017 11:49
            а разве f-117 не летающее крыло?
            а морской дрон не летающее крыло?
            1. Avis 14 марта 2017 11:59
              Цитата: yehat
              а разве f-117 не летающее крыло?

              Нет, конечно. Бесхвостка. Таких "типа-летающих-крыльев" у них было штук пять и это только серийных.
              Цитата: yehat

              а морской дрон не летающее крыло?

              О чём речь?
    2. НЕКСУС 12 марта 2017 11:40
      Цитата: Мар.Тира
      А мы из Ту- 160 стараемся сделать универсальный бомбардировщик современного боя.

      Ту-160 к слову свой арсенал тоже держит внутри,на манер тех же стелс самолетов...и чем вам он не угодил то? Вы забываете об одном очень важном моменте-это арсенал к нему ,а так же к ПАК ДА. Уже сейчас есть Х-101/102,Х-555 ,которые позволяют бомберу не залетать в зону ПВО супостата. И уже сейчас,если мне не изменяет склероз,над той же Х-101 работают ,дабы еще больше увеличить ее дальность.
      1. Мар.Тира 12 марта 2017 11:50
        Ещё в далёком 1984 году в журнале Иностранное Военное Обозрение, уже были описаны перспективные американские образцы вооружений.В том числе и B-1,потом B-1B.У нас кроме ТУ 160 разработок как не было,так и нет до сего дня.Во всяком случае действующих.Представляете сколько лет прошло?Вот о чём я?Нельзя же бесконечно эксплуатировать хоть и уникальные,но ещё советские образцы вооружений,до бесконечности?
        1. НЕКСУС 12 марта 2017 11:57
          Цитата: Мар.Тира
          У нас кроме ТУ 160 разработок как не было,так и нет до сего дня

          Т-4 "Сотка"...
          Цитата: Мар.Тира
          Во всяком случае действующих

          А зачем больше то,если есть платформа ,отвечающая требованиям МО? Есть Лебедь и есть ТУ-22...ну и парк ТУ-95.
          Если бы Лебедь устарел бы и изжил себя как платформа,его производство то бы не возобновили. А ПАК ДА полностью заменит ТУ-160,ТУ-22 и ТУ-95 еще не скоро,так что можно говорить,что эта разработка на перспективу...сейчас,думаю,больше усилий направленно на восстановление производства ТУ-160М2,который будет не просто отличаться от нынешнего Лебедя,а будет совсем другим самолетом.
          1. yehat 14 марта 2017 11:51
            не понимаю, как ПАК ДА заменит такие разные машины.
            ту-22 в значительной степени пересекается с су-34 в роли тактического бомбера
            а ПАК ДА для такой работы привлекать будет просто расточительно.
          2. rasteer 15 марта 2017 12:21
            ПАК ДА в лучшем случае заменит Ту-95, и то только если дальность полета будет соответсвующая. А все потому что его пока заявляют как дозвуковой. Впрочем это может быть банальной дэзой)))
            1. Avis 15 марта 2017 13:45
              Цитата: rasteer
              все потому что его пока заявляют как дозвуковой.

              Вы себе внятно представляете цель сврхзвукового полёта для Ту-160?
              1. rasteer 15 марта 2017 15:05
                Да вполне, вариантов несколько, самый простой после отстрела вооружения можно быстро уйти из зоны досягаемости ПВО противника.Ну и доехать до нужной точки можно если надо быстрее иногда секунды много чего решают.
                Скажите, а в чем по вашему смысл сверхзвуковых бомберов? А если они бессмысленны то зачем их строят?
                1. Avis 15 марта 2017 15:32
                  Цитата: rasteer
                  Да вполне, вариантов несколько, самый простой после отстрела вооружения можно быстро уйти из зоны досягаемости ПВО противника.Ну и доехать до нужной точки можно если надо быстрее иногда секунды много чего решают.
                  Скажите, а в чем по вашему смысл сверхзвуковых бомберов? А если они бессмысленны то зачем их строят?

                  Начало правильное, а закончили, почему то, за упокой, да ещё и ложью. Вы где углядели, что я считаю их бессмысленными?
                  Смысл сверхзвукового режима не только в быстром отходе бомбера от цели (кому он уже нужен?), а в прорыве ПВО при полёте к цели. Это имело смысл во времена, когда ракеты развивали 1-2 Маха, и то недолго. И когда РЛС были ламповыми и подслеповатыми. Тогда малое время нахождения в их поле зрения практически гарантировало безопасность для бомбера. И Ту-160 и аналоги являются не сверхзвуковыми, а многорежимными и применяют сверхзвук только для прорыва ПВО, остальное время летают на дозвуке, иначе они никуда бы не долетели. Единственными серийными самолётами, заточенными под весь полёт на сверхзвуке, были Ту-144 и "Конкорд". Т-4 и "Валькирия" до серии не дошли.
                  Но с тех пор многое изменилось. На скорости от УР-ВВ и УР-ЗРК уже не уйдёшь и РЛС с ЗРК стали порасторопнее. И на первый план выходит РЭБ и, возможно, УР-ВВ с лазерными "ослеплялками".
                  Разумеется, сверхзвук не помешал бы, но, видимо, военным виднее.
                  1. rasteer 15 марта 2017 17:06
                    Вот давайте посмотрим с одной стороны вы правы, что сверхзвук требовался для прорыва ПВО, а современная ПВО вполне способна бороться со сверхзвуком. Но для прорыва современной ПВО Ту-160 по идее должны использоваться ракеты большой дальности. И вот тут то и нужна высокая скорость на отскоке потому как догонять его будут в первую очередь не ЗУР, а перехватчики. И именно по этому конечный предпусковой участок полета лучьше совершать на сверхзвуке, дабы сократить время для принятия решения противником. Ну а многорежимность позволяет использовать его гибче. Дозвуковой стелс таких размеров все равно будет обнаружен достаточно рано, ну разве, что в отличии от Ту-95 не будет светится на радаре еще при взлете laughing Да и как не крути, но они не вечны.
                    То что ПАК ДА не планируется как замена Ту-160 подтверждается организацией производства Ту-160м2, такие самолеты строят не для того чтобы списывать через 5лет. (Если все идет по плану). Вот и получается, что на данный момент идут работы по модернизации обоих компонентов нашей стратегической авиации. Ту-22 после ампутации топливоприемника на стратега не тянет.
                    1. Avis 15 марта 2017 17:13
                      Цитата: rasteer
                      И вот тут то и нужна высокая скорость на отскоке потому как догонять его будут в первую очередь не ЗУР, а перехватчики

                      Когда ракетоносец отходит после пуска, у ПВО уже другие проблемы возникают, не до него.

                      И именно по этому конечный предпусковой участок полета лучьше совершать на сверхзвуке

                      Не вижу смысла. Ну,пройдёт он 100км не за 7 минут, а за 3. ПВО-шникам и трети этого срока хватит.

                      То что ПАК ДА не планируется как замена Ту-160

                      Всегда слышал, что именно на замену.

                      подтверждается организацией производства Ту-160м2, такие самолеты строят не для того чтобы списывать через 5лет.

                      Это будет не первый пример такого поведения. Да и кто говорит про списание? Будут летать параллельно, как у нас уже не раз бывало. Параллельно летали Ту-16 и Ту-22, Ту-95 и эМы; во время ВОВ так и вовсе зоопарк.
                      1. rasteer 15 марта 2017 18:41
                        Когда ракетоносец отходит после пуска, у ПВО уже другие проблемы возникают, не до него.
                        Вроде как и да. Только вот уничтожение средств доставки остается в приоритете, тем более, что в условиях не ядерного конфликта ракетоносец сможет вернутся со свежей партией ракет.
                        Не вижу смысла. Ну,пройдёт он 100км не за 7 минут, а за 3. ПВО-шникам и трети этого срока хватит
                        Смысл в том, что для запуска ЗУР им конечно времени и хватит, но дальность пуска такова, что перехватывать его будут самолеты которым нужно будет выйти на дальность пуска ракет, и соответственно время на перехват сократится на эти шесть условных минут. Вот вам и профит. А с учетом сверхзвукового отскока есть шанс, что перехватчики просто не смогут выйти на нужную дистанцию. Ну и не забудем о том что радиус полета перехватчика значительно меньше стратега.
                        Всегда слышал, что именно на замену.
                        Ну Рогозин и Ко те еще балоболы. laughing
                        Это будет не первый пример такого поведения.

                        Какбэ во время войны летает то, что есть и это не показатель, ну и описанная вами солянка образовалась по причине бурного развития турбореактивной авиации послевоенного периода, когда новые возможности появлялись чуть ли не каждый день. Сейчас турбореактивная авиация вошла в период зрелости есть возможность разумно и размеренно подходить к вопросу перевооружения.
      2. karabas-barabas 12 марта 2017 14:57
        Б2 может с высоты в 20км скинуть под 800 планирующих бомбочек, каждая на свою цель наведённая, ну или 12 2х тонных Тамагавок скинуть. Он малозаметен и имеет большой выбор бомб и ракет. А Ту-160 самый первый будет замечен дальнобойной ПВО противника. Не одними же ракетами с огромной дальностью воевать в конце концов,
        1. НЕКСУС 12 марта 2017 15:20
          Цитата: karabas-barabas
          Не одними же ракетами с огромной дальностью воевать в конце концов,

          Ничего,что ТУ-160-это ракетоносец?
          Цитата: karabas-barabas
          Б2 может с высоты в 20км скинуть под 800 планирующих бомбочек,

          Для этого ему придется войти в зону действия ПВО...уверены что они этого сильно хотят?
          Цитата: karabas-barabas
          Он малозаметен и имеет большой выбор бомб и ракет

          Малозаметен,но не невидим.
        2. Lock36 12 марта 2017 15:52
          Цитата: karabas-barabas
          12 2х тонных Тамагавок скинуть.

          Извините, бегло не увидел - он что реально может их применять?
          1. KaPToC 13 марта 2017 15:07
            Цитата: Lock36
            Извините, бегло не увидел - он что реально может их применять?

            В описании не сказано что может, как и в описании "томагавка" среди списка носителей самолетов нет вообще.
            1. Krabik 1 августа 2017 23:01
              Просто в применении топоров с самолётов нет смысла и по этой причине их нет в списке.

              Зато у нас есть смысл применять клоны топоров т.к. нету флота и похоже уже не будет...
        3. meandr51 13 марта 2017 22:12
          Даже в Косово при никакой ПВО В-2 мало что сумел. (Кстати, некоторые утверждают, что один таки сбили). Он этими бомбочками танки бомбил. Очень высокоточно. После чего они без потерь под развевающимися флагами были выведены после политического договора. Зато осталось немало раздолбанных фанерных макетов...
          1. EternalStranger 16 марта 2017 22:09
            Вот результат бомбардировки взлетной полосы четырьмя Ту-22 во время войны 08.08.08 в Грузии. Три попадания. Половина взлетки осталась нетронутой. Один самолет полностью провалил задачу.


            а вот результат работы всего лишь одного B-2 в Югославии. Полоса полностью выведена из строя. Шесть попаданий из шести, причем в нужных местах.


            почувствуйте разницу как говориться.
            1. Krabik 1 августа 2017 23:04
              Не справедливо сравнивать старую машину эпохи Ильича с самым навороченным бомбером в мире.
    3. Слесарь 9 мая 2017 17:15
      Цитата: Мар.Тира
      Пожелаю удачи,25 лет потеряли.Тяжело будет навёрстывать упущенное.

      Нет ,не так laughing Слесаря знают изначально все движения,этому учат ,но тем не менее создали современные ЧПУ те кто изначально выпиливали всё идеально ,то есть мастера laughing
      Цитата: Мар.Тира
      Ну чем богаты!

      Страна необычайно богата ,включая и социально малоответственных граждан fellow
  2. амурец 12 марта 2017 06:39
    В январе 2016 года главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что опытный образец ПАК ДА может подняться в небо раньше 2021 года.
    А может и не подняться. Сейчас Сердюкова во все дыры затычкой пихают.Поставить куратором проекта Сердюкова,с его "стадом тёлок" и ПАК ДА очень хорошо "пролетит", даже незаметно. Его же по Стелс-технологиям собираются строить.
    1. Bongo 12 марта 2017 13:42
      Цитата: амурец
      А может и не подняться. Сейчас Сердюкова во все дыры затычкой пихают.

      Бондарев тот ещё балабол, negative Даром, что генерал-полковник, хотя бы половина того, что он обещал воплотилась в жизнь...впрочем у нас в стране в последнее время такой тренд - обещать. Тем более, что народ за пустые обещания спросить не может. no
      1. амурец 12 марта 2017 13:55
        Цитата: Bongo
        Даром, что генерал-полковник, хотя бы половина того, что он обещал воплотилась в жизнь...впрочем у нас в стране в последнее время такой тренд - обещать.

        Сергей. Привет. Так "за базар не отвечают". Если бы отвечали рублём или должностью, не трепались бы.
        1. Bongo 12 марта 2017 13:56
          Цитата: амурец
          Сергей. Привет. Так "за базар не отвечают". Если бы отвечали рублём или должностью, не трепались бы.

          А лучше головой...причём начиная с самого верха! Тогда может и жили бы по другому.
  3. фа2998 12 марта 2017 07:13
    Цитата: амурец
    Его же по Стелс-технологиям собираются строить.

    Я думаю авиационщики проиграли локаторщикам.Современная РЛС успешно обнаруживает стелс-объекты.Они строились именно под самые распространенные РЛС с данной длины волны.Поменяли длину волны,применили глобальную сеть обнаружения(объекты облучаются с разных азимутов)-и стелс проиграл.И 20 век-уже история.Не надо бомбардировщику висеть над объектом и применять ковровую бомбардировку.Как было в Германии и Вьетнаме.Современные УР позволяют поражать цели не входя в зону ПВО.
    Думаю новые программы стелс-это пиление средств,и пустая трата денег.Думаю больше надо защищать КР и УР которые действительно прорывают оборону ПВО. hi
    1. BlackMokona 12 марта 2017 07:55
      Все передовые страны осваивают стелс, т.е все они считают, что стелс обеспечивает значительное приемущество
    2. Avis 12 марта 2017 10:24
      Цитата: фа2998
      (объекты облучаются с разных азимутов)-и стелс проиграл.

      ...или навёл туда противорадарную ракету. Или поставил помеху.
      Современные УР позволяют поражать цели не входя в зону ПВО.
      Думаю новые программы стелс-это пиление средств,и пустая трата денег.

      Как считаете — есть разница между рубежом пуска 100км и 1000км (числа условные)?
      А есть ещё и АВАКСы, летающие там, где никакого РЛС-поля нет.
    3. karabas-barabas 12 марта 2017 19:57
      Современная РЛС успешно обнаруживает стелс-объекты


      Какие-такие "современные РЛС"? Вы владеете такими данными? Которые в полном обьёме только у американцев, эксплутирующих уже лет 30 стелс, могут быть. Может Вы математик-гений, имея от куда-то все данные, цифры и параметры расчитали "лёгкость обнаружения стелсов современными РЛС"? Вряд-ли и сотни лярдов зелени некоторые страны не спроста на технологии стелс тратят.
      1. Parsec 12 марта 2017 21:53
        Цитата: karabas-barabas
        Вряд-ли и сотни лярдов зелени некоторые страны не спроста на технологии стелс тратят.

        Была еще программа звездных войн- куда там стелсам! Рентгеновский лазер, лазер, уничтожающий МБР и боевые блоки в космосе и еще много всякой экзотики. И масса дилетантов спорила -"ну они же не дураки, если за это взялись, значит, есть техническое решение!".
      2. fzr1000 14 марта 2017 13:24
        На всякого Карабаса Буратино найдётся. Стелс не является абсолютно невидимым. Известно с момента возникновения этой технологии и это без сотни ярдов зелени.
    4. А1845 13 марта 2017 12:26
      Цитата: фа2998
      Они строились именно под самые распространенные РЛС с данной длины волны

      достаточно перейти обратно в дециметровый диапазон, и радио-поглощающее покрытие работать перестанет
    5. Слесарь 9 мая 2017 17:18
      Цитата: фа2998
      Я думаю авиационщики проиграли локаторщикам

      Типа юморист -затейник wink ,нравятся такие "стратеги" , laughing laughing
      Эта битва никогда не кончится и всегда идет на равных ,плюс -минус =чуйство
  4. Zaurbek 12 марта 2017 08:14
    РЛС поле не везде, оно обнаруживается сенсорами и маршрут прокладывается мимо. Это уже сейчас умеют делать КР. Так же ведут семя и ударные самолеты, пользуются при подлете складками местности. В результате вы получаете обнаруженную цель в 1-2 минутах от вас и не одну....
    Ни что в данном случае не стоит на месте, а если останавливается (Или системы ПВО или ударные средства) то погибает.
    1. Слесарь 9 мая 2017 17:41
      Цитата: Zaurbek
      РЛС поле не везде, оно обнаруживается сенсорами и маршрут прокладывается мимо.

      Самолеты-ракеты тоже не везде ,прокладка трасс ракет сопряжена с известными трудностями ,пока паритет и как сейчас известно не всякий хрен имеет остроту ,и не всякое васаби имеет твердость хрена laughing
      1. Zaurbek 9 мая 2017 20:12
        Угроза от КР (особенно с ЯБЧ) в нашем случае со всех сторон...У США ситуация проще, но не легкая. Европа простреливается то же со всех сторон.
  5. SarS 12 марта 2017 09:44
    Я не знаю как инопланетяне летают на своих тарелках, но не один из самолетов, построенных по схеме ЛК не имел нормальных пилотажных характеристик.
    Американские летчики в В-2 выполняют роль статистов, управляет полетом комп,
    1. san4es 12 марта 2017 10:06
      yes ...точно.Надо просто увеличить в 3 - 5 раз Т-50 fellow , чтоб новое неизобретать
      1. Юрий из Волгограда 12 марта 2017 10:20
        Цитата: san4es
        yes ...точно.Надо просто увеличить в 3 - 5 раз Т-50 fellow , чтоб новое неизобретать

        Точно!
        С остальным вооружением так же.
        Надо например пушку новую, скорострельную, так просто мосштабируем калаш до требуемого размера!
        Надо маленького беспилотного робота, так просто уменьшаем армату!
        Ёпте, все просто гениально ))
        1. Avis 12 марта 2017 11:46
          Цитата: Юрий из Волгограда
          Цитата: san4es
          yes ...точно.Надо просто увеличить в 3 - 5 раз Т-50 fellow , чтоб новое неизобретать

          Точно!
          Ёпте, все просто гениально ))

          Между прочим, именно так сделал Дорнье: он из своего мелкоскопического "Дельфина" через "Wal" получил, в конце концов, Do.X. Правда, это, пожалуй, единичный пример, если не считать Туполева, у которого не было столь разительного контраста между АНТ-4 и АНТ-20.
          И, таки, Дорнье, действительно, гений.

          И из пулемёта ШВАК (12,7мм) делали пушку ШВАК (20мм).
          1. san4es 12 марта 2017 14:36
            ...Тем-более двигателя уже есть
          2. LastPS 20 марта 2017 09:48
            А японцы пулемет Браунинга масштабировали до 20 мм.
      2. yehat 14 марта 2017 11:54
        с пилотом интересно как поступите, точнее что ему в 5 раз увеличите? laughing
        1. san4es 14 марта 2017 12:07
          ...для пилота, - увеличить экипаж....ну и зарплату соответственно fellow
    2. фа2998 12 марта 2017 10:18
      Цитата: SarS
      Американские летчики в В-2 выполняют роль статистов, управляет полетом комп

      В этом я вас поддержу!Самолет должен строится для ПОЛЕТОВ.А не сделать подобное чудо,что быть в первую очередь незаметным.И уже после этого,можно посмотреть как применить в этой машине средства что бы сократить(если можно) его заметность.Материалы,краска и др. hi
      1. yehat 14 марта 2017 14:14
        самолет должен строиться не для полетов, а для выполнения задачи. Иногда для этого достаточно деревянного макета, иногда нужно несколько тысяч машин. А полет - это просто одна из функций изделия.
    3. Avis 12 марта 2017 10:26
      Цитата: SarS
      не один из самолетов, построенных по схеме ЛК не имел нормальных пилотажных характеристик.
      Американские летчики в В-2 выполняют роль статистов, управляет полетом комп,

      Вы сначала изучите историю авиации, хотя бы, поверхностно, прежде чем выдавать такие потрясающие "откровения".
      1. yehat 14 марта 2017 14:56
        это вы кому?
    4. EternalStranger 16 марта 2017 22:15
      Цитата: SarS
      управляет полетом комп,

      я Вам открою секрет. Но без ЭДСУ сейчас вообще ничего современное и боевое не летает. Даже старый Су-27 без компьютера взлететь не способен.
    5. Слесарь 9 мая 2017 17:50
      Цитата: SarS
      Я не знаю как инопланетяне летают на своих тарелках, но не один из самолетов, построенных по схеме ЛК не имел нормальных пилотажных характеристик.

      Не поделитесь таким фейерическим источником информации ? wink
      Сложности пилотирования ЛК с легкостью парируются компьютеризированными системами управления ,это даже не смешно и во внимание не принимается.
      С такой площадью крыла вполне эффективно используются элероны -элевоны -интерцепторы , wink
      ЗЫ: Весь воздушный бой и гонки в МИРЕ ведутся онли ЛК wink , вот такие плохие пилотажные качества laughing
  6. Улан 12 марта 2017 13:11
    Хорошо, что сохранили авиапромышленность и не благодаря, ельциным-гайдарам-чубайсам. которые чуть ее не угробили, а благодаря нашим ученым-конструкторам-инженерам-рабочим, преданным авиации.
    Их подвиг еще ждет своей справедливой оценки.
  7. Lock36 12 марта 2017 16:42
    Цитата: НЕКСУС
    Цитата: karabas-barabas
    Не одними же ракетами с огромной дальностью воевать в конце концов,

    Ничего,что ТУ-160-это ракетоносец?

    Конечно ничего! Не может же жалкое поделие Мордора, даже экипированное КР дальнего радиуса действия, тягаться с таким модным и стильным самолетиком, который даже БОМБЫ способен сбрасывать?

    Цитата: НЕКСУС
    Цитата: karabas-barabas
    Он малозаметен и имеет большой выбор бомб и ракет

    Малозаметен,но не невидим.
    Товарищи, просветите, пожалуйста, - есть ли хоть один задокументированный факт, когда это проявилось и ему помогло? Все рассказывают про эту "невидимость", рассказывают, а как до дела - то чуть ли не сербы из рогатки сбивают...
    1. Avis 12 марта 2017 17:01
      Цитата: Lock36
      есть ли хоть один задокументированный факт, когда это проявилось и ему помогло? Все рассказывают про эту "невидимость", рассказывают, а как до дела - то чуть ли не сербы из рогатки сбивают...

      Как можно зафиксировать факт невидимости, если его просто при таком факте не видно? :)
      До сербов Ф-117 был сбит во время "Бури в пустыне". ЕМНИП, с помощью МЗА визуально.
      А сербы тоже не просто так сбили. Помогла тактическая грамотность командира расчёта и расхлябанность самого Ф-117, летавшего ежедневно по одному и тому же маршруту, как трамвай.
      1. Lock36 12 марта 2017 17:12
        Цитата: Avis
        А сербы тоже не просто так сбили. Помогла тактическая грамотность командира расчёта и расхлябанность самого Ф-117, летавшего ежедневно по одному и тому же маршруту, как трамвай.

        Извините, сербы сбили его ЗРК С-125М "Нева". Это ж не визуально, так ведь?
        Цитата:
        "До 20 часов вечера мы готовили ловушку. В 20.30 я вошел на командный пункт дивизиона и спустя десять минут на экране радара увидел три цели. В 20.42 с третьей попытки поймать самолет в прицел мы все-таки сбили "Стелс".

        Всего было выпущено две ракеты из русского ЗРК С-125М "Нева". Одна из них захватила цель и ушла в район ее нахождения, а вторая ракета не смогла захватить цель. Впоследствии сбитый американский пилот (самолетом управлял подполковник Дэйл Зеко. - "РГ") в своих интервью рассказывал о том, что одна ракета прошла мимо него, а вторая его настигла. Это неправда, поскольку он был сбит первой ракетой. К сожалению, этот эпизод стал предметом различных спекуляций, а сербская и международная общественность была введена в заблуждение."

        То есть, его малозаметность помогла ему чуть меньше чем никак. Нет?
        1. Avis 12 марта 2017 18:03
          Цитата: Lock36

          Извините, сербы сбили его ЗРК С-125М "Нева". Это ж не визуально, так ведь?
          Цитата:
          "До 20 часов вечера мы готовили ловушку. В 20.30 я вошел на командный пункт дивизиона и спустя десять минут на экране радара увидел три цели. В 20.42 с третьей попытки поймать самолет в прицел мы все-таки сбили "Стелс".

          То есть, его малозаметность помогла ему чуть меньше чем никак. Нет?

          А где я сказал, что сербы сбили визуально?
          Всех подробностей сербского перехвата я не знаю, но совсем невидимых самолётов нет. Есть те, у которых относительно малая дальность обнаружения. Говорю же — использовали знание маршрута. О чём и говорится в Вашей цитате. Если ПВО знает откуда ждать, то малая дальность обнаружения самолёту особо не поможет — успеют и захватить, и запустить. Ну, и сыграла свою роль длина волны старого ЗРК, под которую Ф-117 не рассчитывался, ориентировались под более современные радары.
          1. Lock36 12 марта 2017 18:31
            Цитата: Avis
            А где я сказал, что сербы сбили визуально?

            Да, Вы про сербов ничего не сказали и сделали упор на знании маршрута.

            Цитата: Avis
            Ну, и сыграла свою роль длина волны старого ЗРК, под которую Ф-117 не рассчитывался, ориентировались под более современные радары.

            Из того что я знаю по специальности, на пальцам - РЛС обнаружения - это всегда относительно длинно волновые - вот типа от них стелс вообще не защищает. РЛС наведения - это уже меньшая длина волны, до сантиметрового диапазона, поскольку "разрешающая способность по дальности прямо пропорциональна длине волны".
            ГСН на ракете - всегда коротковолновая, иначе ракета "не попадет". Ракета ЗРК С-125М цель захватила, то есть ей ЭПР цели было достаточно - а это главное.
            Рассуждения, безусловно, простенькие, на пальцах, но я не вижу в них изъяна.
            1. Avis 12 марта 2017 18:42
              Цитата: Lock36
              Ракета ЗРК С-125М цель захватила, то есть ей ЭПР цели было достаточно - а это главное.

              Дык, я и говорю — не бывает нулевой ЭПР. Но есть ЭПР, с которыми самолёт будет обнаружен за 50км, а есть ЭПР, с которой самолёт обнаружат всего за 5км (все цифры условные). Во втором случае, если не знать заранее параметров цели (пеленг, курс, высота, и т.п.) ничего сделать не успеешь — цель уйдёт из зоны поражения ещё до того, как возьмёшь её на сопровождение. А, если цель пройдёт за пределами этого пятикилометрового радиуса, то вообще её не увидишь или увидишь нечто маловразумительное, на уровне помех.
              Сербы, сделав "засаду", изящно свели на нет свои минусы и американские плюсы. Тактическая грамотность и немного везения.
              1. Lock36 15 марта 2017 15:40
                Цитата: Avis
                Во втором случае, если не знать заранее параметров цели (пеленг, курс, высота, и т.п.) ничего сделать не успеешь — цель уйдёт из зоны поражения ещё до того, как возьмёшь её на сопровождение. А, если цель пройдёт за пределами этого пятикилометрового радиуса, то вообще её не увидишь или увидишь нечто маловразумительное, на уровне помех.

                Я извиняюсь, но возможно Вы не очень хорошо представляете работу ПВО.
                Станции обнаружения (типа старушки П-18) - они кругового обзора, их просто физически нельзя как-то сориентировать по азимуту. Знание "откуда полетит" ничего не даст.
      2. Parsec 12 марта 2017 22:26
        Цитата: Avis
        Помогла тактическая грамотность командира расчёта и расхлябанность самого Ф-117, летавшего ежедневно по одному и тому же маршруту, как трамвай.

        Ваша беседа умиляет.
        F-117 сбит к исходу вторых суток операции, во втором налете. Самолет нес корректируемые, но бомбы, это потребовало его выхода на цель г.Белград с западного направления.
        Сербы не вставали в засаду, они вышли на прикрытие столицы с запада. Дальше получилось по учебнику.
        Цитата: Avis
        Ну, и сыграла свою роль длина волны старого ЗРК, под которую Ф-117 не рассчитывался, ориентировались под более современные радары.
        Современные радары работают в том же диапазоне 3...3.75 см.
        Цитата: Avis
        ГСН на ракете - всегда коротковолновая, иначе ракета "не попадет". Ракета ЗРК С-125М цель захватила, то есть ей ЭПР цели было достаточно - а это главное.

        С-125 всех модификаций - комплекс радиокомандного наведения, на ракете нет ГСН. Цель захватила станция наведения ракет.
        1. Оператор 12 марта 2017 23:08
          F-117 был сбит на обратном пути под Белградом после сброса бомб на цель в Белграде.

          Стандартный маршрут F-117 включал вылет с авиабазы в Германии на восток, полет над Венгрией и Румынией, разворот на 180 градусов, выход на Белград с востока и возврат на авиабазу в западном направлении.

          Полет проходил на высоте от 3 до 6 км, поэтому ЭПР самолета был увеличен при подсветке с наземных радаров, что и позволило обнаружить F-117 метровым радаром на дистанции 20 км и осуществить захват сантиметровым радаром на дистанции 13 км.
  8. Старый26 12 марта 2017 18:52
    Цитата: karabas-barabas
    Б2 может с высоты в 20км скинуть под 800 планирующих бомбочек, каждая на свою цель наведённая, ну или 12 2х тонных Тамагавок скинуть. Он малозаметен и имеет большой выбор бомб и ракет. А Ту-160 самый первый будет замечен дальнобойной ПВО противника. Не одними же ракетами с огромной дальностью воевать в конце концов,

    Аж с 20 км и 800 планирующих бомбочек?? Навалом наверно грузят? И В-2 НИКОГДА не нес не только "Томагавки", но и AGM-86. Рассчитан был на AGM-129 ACM или на AGM-131 SRAM II. Первые уже в арсеналах (списаны), вторые так и не созданы.
    так что уважаемый, вы хотя бы матчасть подучили, а то сказочки тут рассказываете. С 20 км бомбы кидает. Ага при практическом потолке в 15,24 км. Сказочник.

    Цитата: Мар.Тира
    У США сколько их уже было,этих стелс -бомбардировщиков.

    Вообще-то один тип

    Цитата: фа2998
    Думаю новые программы стелс-это пиление средств,и пустая трата денег.Думаю больше надо защищать КР и УР которые действительно прорывают оборону ПВО.

    Думаете? Ну-ну. Хотя конечно, можно понять. Раз американцы делают "стелс" - это обязательно попил. Когда мы - новые технологии.
    Ну ладно, самолеты, это по вашему мнению попил. А ракеты, сделанные по технологии "стелс" - это тоже попил?

    Цитата: Lock36
    Извините, бегло не увидел - он что реально может их применять?

    "Томагавки" и AGM-86? Разумеется нет
    1. Lock36 12 марта 2017 19:09
      Цитата: Старый26
      "Томагавки" и AGM-86? Разумеется нет

      Благодарю, а то я думал, что упустил что-то.
    2. Zaurbek 12 марта 2017 22:15
      Да серия Х-10... , если вы заметили уже со стелс формами
    3. EternalStranger 16 марта 2017 22:25
      Цитата: Старый26
      С 20 км бомбы кидает. Ага при практическом потолке в 15,24 км. Сказочник.

      Вполне кидает. И не только он. Или Вы про высоту полета?
      AGM-154 Joint Standoff Weapon — тактическая планирующая управляемая авиационная бомба
      Дальность:
      при пуске с малых высот - 22 км (12 морских миль - некоторые данные 28 км)
      при пуске с большой высоты - 130 км (70 миль)/некоторые данные - 110 км/60 миль
      с двигателем - до 560 км (300 миль)
      Носители: F/A-18A/B/C/D/E/F, AV-8B, F-16C/D, F-15E, F-117, B-1B, B-2 Spirit и B-52.
      Произведено более 24 000

      Цитата: Старый26
      Вообще-то один тип

      вообще то есть еще B-1B в строю и был F-117. Это если брать только бомбардировщики.
  9. Dekabrev 12 марта 2017 22:27
    Автор пишет: "двигатель для ПАК ДА будет создан на базе газогенератора двигателя НК-32". Конец цитаты.
    Кто-нибудь может пояснить - что это?
    1. Вадим237 12 марта 2017 23:10
      "Двигатель для ПАК ДА будет создан на базе газогенератора двигателя НК-32" Не будет, так как старый проект подняли, НК 56 уже готовый двигатель - осталось пустить в серию.
  10. KCA 15 марта 2017 14:22
    Интересно, буквально на днях была новость о том что принята общая концепция ПАК-ДА(из нескольких вариантов), а тут опппа и уже куча готовых макетов, неужто на каждый вариант по полноразмерному макету строили? Это-же куча денег и уйма времени, да и толпа специалистов
    KCA
    1. Avis 15 марта 2017 14:49
      Цитата: KCA
      Интересно, буквально на днях была новость о том что принята общая концепция ПАК-ДА(из нескольких вариантов)

      Макет с несущим фюзеляжем готов уже года два, минимум.
      На макеты, сами по себе, денег много не уходит. А специалисты, и без того, постоянно работают над различными перспективными ЛА. И половина их наработок (а то и 3/4) так и остаётся на бумаге. Т.ч., и в этом смысле денег потрачено не больше, чем если бы ТТЗ не было вообще.
  11. Avis 15 марта 2017 21:38
    rasteer,
    Смысл в том, что для запуска ЗУР им конечно времени и хватит, но дальность пуска такова, что перехватывать его будут самолеты которым нужно будет выйти на дальность пуска ракет

    У того же С-300 дальность, ЕМНИП, 300...400км. У более поздних, думаю, побольше. Лень искать. С такой дальности никакой перехватчик не догонит, если у него нет крейсерского сверхзвука. Даже если будет гнаться за самолётом, идущем со скоростью 1000 км/ч.
    с учетом сверхзвукового отскока есть шанс, что перехватчики просто не смогут выйти на нужную дистанцию

    Он и так не успеет. Чтобы догнать за разумное время (для данной дистанции), превышение скорости должно быть двукратным.

    Ну Рогозин и Ко те еще балоболы. laughing

    Видел два варианта моделей ПАК ДА. Оба не выглядят сверхзвуковыми. Ни ЛК, ни тот, что имеет интегральную схему с несущим фюзеляжем. Ни "правила площадей", ни малого удлинения.
    Сейчас турбореактивная авиация вошла в период зрелости есть возможность разумно и размеренно подходить к вопросу перевооружения.

    "...а привычка осталась". Логику военных не всегда можно понять. Кроме принципа "если завтра война, то лучше иметь N танков, вместо M".
    1. EternalStranger 16 марта 2017 22:18
      Цитата: Avis
      У того же С-300 дальность, ЕМНИП, 300...400км

      максимальная дальность поражения - 150км. Такая же как у С-400
Картина дня