JF-17 «Thunder» переходит в 5-е поколение в разы быстрей прогресса «Tejas» и AMCA: упреждающий ход Китая (часть 2)



Помимо стандартного инфракрасного сенсора, размещаемого на носовой части фюзеляжа перед фонарём кабины пилота, «Thunder» получил подвесной оптико-электронный комплекс в контейнерном исполнении WMD-7 «ASELPOD», разработанный турецкой компанией «Aselsan». Данный многофункциональный комплекс является аналогом американского «Sniper ATP» (ATP, Advanced Targeting Pod), давно присутствующего в системе вооружения пакистанских F-16C Block 52. WMD-7 «ASELPOD» является многофункциональным изделием, способным работать как по морским/наземным, так и по воздушным целям в ТВ- и ИК-каналах визирования. Контейнер с телевизионным и тепловизионным датчиками высокого разрешения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем имеет массу 235 кг и длину 2,35 м. Вычислительные средства комплекса могут сопровождать одновременно 8 целей на дальности до 50 км, на таком удалении обнаруживаются крупные цели типа «ракетный катер». На дальности 25 могут появляется возможность использования лазерного целеуказания для авиабомб и ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения. С расстояния 15-17 км могут обнаруживаться такие юниты, как танки, БМП и БТР.



Оптико-электронный контейнер WMD-7 «ASELPOD»


На модификации JF-17 Block II/III могут быть установлены развитые конформные топливные баки, увеличивающие боевой радиус действия до 1600—1700 км, за счёт чего тактический потенциал машин практически уравнивается с «Рафалем» или Су-30МКИ. В то же время, максимальный вес боевой нагрузки достигает всего 3630 кг, что значительно ограничивает ударные возможности JF-17, оставляя их на уровне тайваньских лёгких истребителей F-CK-1A/B «Цзинго». Появление в составе СУО нашлемной системы целеуказания (НСЦ), БРЛС с АФАР и инфракрасного сенсора, а также использование в конструкции планера радиопоглощающих материалов доводит поколение JF-17 Block III до полноценного поколения «4+», но из-за использования двигателей РД-93 (WS-13) до поколения «4++» машина не дотягивается по причине низкой тяговооружённости в 0,9 кгс/кг.

Принципиально новый подход может быть воплощён в железе нового стелс-варианта JF-17 Block III, о котором уже продолжительное время грезят любители большинства пакистанских военно-аналитических форумов, и которого как огня боятся индийские оборонные структуры и начитанные форумчане. Технологические эскизы перспективного концепта 5-го поколения JF-17Х появились в сети ещё за 3 года до поступления в состав ВВС Пакистана машин версии Block II. Перед нами истребитель с конструктивными особенностями планера, характерными для американского малозаметного F-35A. Выполнен он по традиционной схеме «среднеплан» с трапециевидным крылом (площадью около 42 м2) и большими аэродинамическими наплывами у корневой части крыла, что даёт машине прирост маневренности в сравнении с F-35A (наплывы у последнего отсутствуют). Воздухозаборники машины имеют «месяцевидную» форму без выраженных заострений и углов по передней кромке, что играет не в пользу снижения радиолокационной заметности.


Первый вариант перспективного истребителя JF-17X


Фонарь кабины пилота высокий и имеет выраженную треугольную форму, что присуще всем истребителям 5-го поколения. Носовая часть фюзеляжа в поперечном сечении сплющенная, слегка оживальная, что также характерно для перспективных малозаметных истребителей. Вертикальное хвостовое оперение представлено 2 крупными стабилизаторами, отличающимися большой стреловидностью (около 40º) и углом развала 40-45º, что характерно для планеров F/A-18E/F «Super Hornet»/«Advanced Super Hornet» и всех модификаций F-35. Данная конструктивная особенность способствует рассеиванию радиолокационного излучения РЛС противника, снижая степень его отражения. В качестве рулей направления применяются небольшие отклоняемые задние сегменты вертикальных стабилизаторов. Горизонтальное хвостовое оперение (рули высоты) представлено стандартными для малозаметной авиации 5-гранными плоскостями, которые успешно «сбрасывают» электромагнитные волны вражеских радиолокационных комплексов подобно вертикальным стабилизаторам. Учитывая, что далеко не все конструктивные элементы планера отличаются малозаметным радиолокационным обликом, JF-17X будет иметь эффективную поверхность рассеяния в пределах 0,5 — 0,7 м2 без вооружения на подвесках, что примерно в 3 раза выше, чем у F-35A. Более 40% сниженной ЭПР будет достигаться не за счёт формы конструктивных элементов, а благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.

Наиболее проблемной конструктивной особенностью JF-17X может стать принцип размещения ракетно-бомбового вооружения. Отталкиваясь от приведенных в азиатском Интернете эскизов, можно говорить об отсутствии внутренних отсеков вооружения на малозаметной модификации «Thunder». В качестве подкрыльевых точек подвески, которых на истребителе 6 ед, используются обычные тяжёлые пилоны, каждый из которых можно смело позиционировать как «+ 0,01 м2» к общей ЭПР. Каждая «открытая» УРВВ типа PL-12/21D — ещё примерно «+ 0,05 — 0,07 м2» к ЭПР. Что касается подфюзеляжных точек подвески, то их на новой версии может быть от одного до трёх. Каждая из них полуутоплена в фюзеляж (аналогичная конструкция размещения УРВВ Р-37 применяется на МиГ-31БМ). Таким образом, лишь 55% проекции ракет будет открыто для облучающих радиолокационных средств противника, но в сумме это даст до 80-95% открытого боекомплекта, подводя общую ЭПР до 1 м2. До 5-го поколения истребитель явно не дотягивает! Аналогичная ситуация наблюдается сегодня с амбициозным китайским «стелс»-проектом JH-7B, где многоцелевой тактический истребитель JH-7A хотят превратить в машину 5-го поколения.

Выходом из сложившейся ситуации вполне может стать оснащение JF-17X «стелс»-контейнерами типа «Enclosed Weapons Pod». Одна машина может нести на центральной подфюзеляжной точке подвески 1 подобный контейнер, предназначенный для размещения 4-х управляемых ракет воздушного боя типа PL-12/21D, 1-й ПКР YJ-91 или 6 малоразмерных управляемых авиабомб. Контейнер типа EWP имеет многогранную форму корпуса, формирующую ЭПР в пределах 0,02-0,05 м2. Для выхода ракетно-бомбового вооружения используется большой двухстворчатый люк в нижней части контейнера. Сегодня контейнеры EWP тестируются в наземных безэховых камерах, а также на борту опытных тактических истребителей 5-го поколения J-20 и вскоре будут приняты на вооружение ВВС Китая. Аналогичные контейнеры используются на наиболее современных вариантах американского истребителя F/A-18E/F — «Advanced Super Hornet». При использовании EWP JF-17X вполне сможет выиграть дальний воздушный бой у «Рафаля», «Теджаса», а в некоторых случаях и у Су-30МКИ. В ближнем бою JF-17X продолжит уступать Су-30МКИ, «Рафалям» и «Миражам», так как информации об установке нового типа ТРДДФ не поступало.

Поскольку практически каждая современная единица тактической авиации поколения «4++» имеет сегодня на борту оптико-электронный прицельный комплекс работающий в ИК-канале визирования, стоит ввести в обзор оценку уровня инфракрасной сигнатуры истребителя. У JF-17X в этом отношении всё более чем хорошо, как и у F-35A/B/C. Сильному нагреву от продуктов сгорания топлива подвергается лишь сопло двигателя. Сам же двигатель находится в мотогондоле значительно большего диаметра, нежели корпус двигателя. Благодаря этому между корпусом ТРДДФ и внутренней образующей мотогондолы может быть проложено несколько слоёв теплопоглощающих материалов. На IR-фотографиях, сделанных любительскими инфракрасными камерами, хорошо заметно, что тепловая сигнатура F-35A находитcя почти на том же уровне, что и у F-22A: хвостовая часть фюзеляжа полностью «холодная». Подобная инфракрасная заметность будет характерной и для JF-17X.


Второй рассматриваемый вариант малозаметного истребителя JF-17X


Существует и ещё один довольно интересный концепт JF-17X, который был недавно представлен на китайских и пакистанских ресурсах. На технических эскизах представлен аналогичный однодвигательный истребитель со среднерасположенным трапециевидным крылом. В отличие от предыдущего варианта, здесь наблюдается гораздо большая схожесть с машинами 5-го поколения. Воздухозаборники имеют угловатую трапециевидную форму поперечного сечения со скошенными назад и внутрь боковыми и верхними кромками (как у F-35A). Носовая часть фюзеляжа имеет пятиугольное поперечное сечение с развитой нижней гранью (как у J-31). На данном образце отсутствуют пилоны для подвески ракет ближнего боя PL-10E на законцовках крыла, а задний угол законцовки крыла представлен 45-градусным скосом для уменьшения радиолокационной заметности при облучении самолёта с задней полусферы. Такие же скосы имеются и на вертикальных стабилизаторах. Тем не менее, здесь по-прежнему имеется недочёт с внешним размещением вооружения. Данная модификация JF-17X является радикальной и довольно дорогостоящей переделкой версии Block III, а поэтому её доводка и серийное производство маловероятны, ведь очень скоро на рынок вооружения поступит полноценный истребитель 5-го поколения J-31 «Кречет». Здесь и полноценный внутренний отсек вооружения имеется и более надёжная двухдвигательная силовая установка, и, наконец, расширенный опциональный набор для БРЭО и вооружения, подкрепляемый сервисными центрами для обслуживания со стороны компании-производителя «Shenyang».

Сегодня Пекин прикладывает максимум усилий для аккуратного и уверенного вытеснения «щупальцев» Вашингтона из Пакистана, и стремится как можно скорее установить с Исламабадом всеобъемлющее военно-стратегическое взаимодействие. Для этого Поднебесная задействует целый спектр военно-политических и экономических инструментов, основывающихся на общей с Пакистаном антииндийской стратегической концепции, ведь именно Дели является главным «полюсом» активно развивающейся «антикитайской оси»: Индия — Вьетнам — Япония — Австралия — Южная Корея. Ввиду этого не за горами начало закупки у компании «Шэньян» малозаметных истребителей J-31, а до этого мощь пакистанских ВВС будет поддерживаться последней серийной версией истребителя JF-17 Block III, а, возможно, и его первым «стелс»-концептом JF-17X.


Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=14435
http://bmpd.livejournal.com/1225424.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/fc1.html
http://defenceupdate.in/jf-17-block-ii-production-crosses-30-planes-while-iaf-has-inducted-only-2-tejas/
Автор:
Евгений Даманцев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти