JF-17 «Thunder» переходит в 5-е поколение в разы быстрей прогресса «Tejas» и AMCA: упреждающий ход Китая (часть 2)



Помимо стандартного инфракрасного сенсора, размещаемого на носовой части фюзеляжа перед фонарём кабины пилота, «Thunder» получил подвесной оптико-электронный комплекс в контейнерном исполнении WMD-7 «ASELPOD», разработанный турецкой компанией «Aselsan». Данный многофункциональный комплекс является аналогом американского «Sniper ATP» (ATP, Advanced Targeting Pod), давно присутствующего в системе вооружения пакистанских F-16C Block 52. WMD-7 «ASELPOD» является многофункциональным изделием, способным работать как по морским/наземным, так и по воздушным целям в ТВ- и ИК-каналах визирования. Контейнер с телевизионным и тепловизионным датчиками высокого разрешения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем имеет массу 235 кг и длину 2,35 м. Вычислительные средства комплекса могут сопровождать одновременно 8 целей на дальности до 50 км, на таком удалении обнаруживаются крупные цели типа «ракетный катер». На дальности 25 могут появляется возможность использования лазерного целеуказания для авиабомб и ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения. С расстояния 15-17 км могут обнаруживаться такие юниты, как танки, БМП и БТР.


Оптико-электронный контейнер WMD-7 «ASELPOD»



На модификации JF-17 Block II/III могут быть установлены развитые конформные топливные баки, увеличивающие боевой радиус действия до 1600—1700 км, за счёт чего тактический потенциал машин практически уравнивается с «Рафалем» или Су-30МКИ. В то же время, максимальный вес боевой нагрузки достигает всего 3630 кг, что значительно ограничивает ударные возможности JF-17, оставляя их на уровне тайваньских лёгких истребителей F-CK-1A/B «Цзинго». Появление в составе СУО нашлемной системы целеуказания (НСЦ), БРЛС с АФАР и инфракрасного сенсора, а также использование в конструкции планера радиопоглощающих материалов доводит поколение JF-17 Block III до полноценного поколения «4+», но из-за использования двигателей РД-93 (WS-13) до поколения «4++» машина не дотягивается по причине низкой тяговооружённости в 0,9 кгс/кг.

Принципиально новый подход может быть воплощён в железе нового стелс-варианта JF-17 Block III, о котором уже продолжительное время грезят любители большинства пакистанских военно-аналитических форумов, и которого как огня боятся индийские оборонные структуры и начитанные форумчане. Технологические эскизы перспективного концепта 5-го поколения JF-17Х появились в сети ещё за 3 года до поступления в состав ВВС Пакистана машин версии Block II. Перед нами истребитель с конструктивными особенностями планера, характерными для американского малозаметного F-35A. Выполнен он по традиционной схеме «среднеплан» с трапециевидным крылом (площадью около 42 м2) и большими аэродинамическими наплывами у корневой части крыла, что даёт машине прирост маневренности в сравнении с F-35A (наплывы у последнего отсутствуют). Воздухозаборники машины имеют «месяцевидную» форму без выраженных заострений и углов по передней кромке, что играет не в пользу снижения радиолокационной заметности.


Первый вариант перспективного истребителя JF-17X


Фонарь кабины пилота высокий и имеет выраженную треугольную форму, что присуще всем истребителям 5-го поколения. Носовая часть фюзеляжа в поперечном сечении сплющенная, слегка оживальная, что также характерно для перспективных малозаметных истребителей. Вертикальное хвостовое оперение представлено 2 крупными стабилизаторами, отличающимися большой стреловидностью (около 40º) и углом развала 40-45º, что характерно для планеров F/A-18E/F «Super Hornet»/«Advanced Super Hornet» и всех модификаций F-35. Данная конструктивная особенность способствует рассеиванию радиолокационного излучения РЛС противника, снижая степень его отражения. В качестве рулей направления применяются небольшие отклоняемые задние сегменты вертикальных стабилизаторов. Горизонтальное хвостовое оперение (рули высоты) представлено стандартными для малозаметной авиации 5-гранными плоскостями, которые успешно «сбрасывают» электромагнитные волны вражеских радиолокационных комплексов подобно вертикальным стабилизаторам. Учитывая, что далеко не все конструктивные элементы планера отличаются малозаметным радиолокационным обликом, JF-17X будет иметь эффективную поверхность рассеяния в пределах 0,5 — 0,7 м2 без вооружения на подвесках, что примерно в 3 раза выше, чем у F-35A. Более 40% сниженной ЭПР будет достигаться не за счёт формы конструктивных элементов, а благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.

Наиболее проблемной конструктивной особенностью JF-17X может стать принцип размещения ракетно-бомбового вооружения. Отталкиваясь от приведенных в азиатском Интернете эскизов, можно говорить об отсутствии внутренних отсеков вооружения на малозаметной модификации «Thunder». В качестве подкрыльевых точек подвески, которых на истребителе 6 ед, используются обычные тяжёлые пилоны, каждый из которых можно смело позиционировать как «+ 0,01 м2» к общей ЭПР. Каждая «открытая» УРВВ типа PL-12/21D — ещё примерно «+ 0,05 — 0,07 м2» к ЭПР. Что касается подфюзеляжных точек подвески, то их на новой версии может быть от одного до трёх. Каждая из них полуутоплена в фюзеляж (аналогичная конструкция размещения УРВВ Р-37 применяется на МиГ-31БМ). Таким образом, лишь 55% проекции ракет будет открыто для облучающих радиолокационных средств противника, но в сумме это даст до 80-95% открытого боекомплекта, подводя общую ЭПР до 1 м2. До 5-го поколения истребитель явно не дотягивает! Аналогичная ситуация наблюдается сегодня с амбициозным китайским «стелс»-проектом JH-7B, где многоцелевой тактический истребитель JH-7A хотят превратить в машину 5-го поколения.

Выходом из сложившейся ситуации вполне может стать оснащение JF-17X «стелс»-контейнерами типа «Enclosed Weapons Pod». Одна машина может нести на центральной подфюзеляжной точке подвески 1 подобный контейнер, предназначенный для размещения 4-х управляемых ракет воздушного боя типа PL-12/21D, 1-й ПКР YJ-91 или 6 малоразмерных управляемых авиабомб. Контейнер типа EWP имеет многогранную форму корпуса, формирующую ЭПР в пределах 0,02-0,05 м2. Для выхода ракетно-бомбового вооружения используется большой двухстворчатый люк в нижней части контейнера. Сегодня контейнеры EWP тестируются в наземных безэховых камерах, а также на борту опытных тактических истребителей 5-го поколения J-20 и вскоре будут приняты на вооружение ВВС Китая. Аналогичные контейнеры используются на наиболее современных вариантах американского истребителя F/A-18E/F — «Advanced Super Hornet». При использовании EWP JF-17X вполне сможет выиграть дальний воздушный бой у «Рафаля», «Теджаса», а в некоторых случаях и у Су-30МКИ. В ближнем бою JF-17X продолжит уступать Су-30МКИ, «Рафалям» и «Миражам», так как информации об установке нового типа ТРДДФ не поступало.

Поскольку практически каждая современная единица тактической авиации поколения «4++» имеет сегодня на борту оптико-электронный прицельный комплекс работающий в ИК-канале визирования, стоит ввести в обзор оценку уровня инфракрасной сигнатуры истребителя. У JF-17X в этом отношении всё более чем хорошо, как и у F-35A/B/C. Сильному нагреву от продуктов сгорания топлива подвергается лишь сопло двигателя. Сам же двигатель находится в мотогондоле значительно большего диаметра, нежели корпус двигателя. Благодаря этому между корпусом ТРДДФ и внутренней образующей мотогондолы может быть проложено несколько слоёв теплопоглощающих материалов. На IR-фотографиях, сделанных любительскими инфракрасными камерами, хорошо заметно, что тепловая сигнатура F-35A находитcя почти на том же уровне, что и у F-22A: хвостовая часть фюзеляжа полностью «холодная». Подобная инфракрасная заметность будет характерной и для JF-17X.


Второй рассматриваемый вариант малозаметного истребителя JF-17X


Существует и ещё один довольно интересный концепт JF-17X, который был недавно представлен на китайских и пакистанских ресурсах. На технических эскизах представлен аналогичный однодвигательный истребитель со среднерасположенным трапециевидным крылом. В отличие от предыдущего варианта, здесь наблюдается гораздо большая схожесть с машинами 5-го поколения. Воздухозаборники имеют угловатую трапециевидную форму поперечного сечения со скошенными назад и внутрь боковыми и верхними кромками (как у F-35A). Носовая часть фюзеляжа имеет пятиугольное поперечное сечение с развитой нижней гранью (как у J-31). На данном образце отсутствуют пилоны для подвески ракет ближнего боя PL-10E на законцовках крыла, а задний угол законцовки крыла представлен 45-градусным скосом для уменьшения радиолокационной заметности при облучении самолёта с задней полусферы. Такие же скосы имеются и на вертикальных стабилизаторах. Тем не менее, здесь по-прежнему имеется недочёт с внешним размещением вооружения. Данная модификация JF-17X является радикальной и довольно дорогостоящей переделкой версии Block III, а поэтому её доводка и серийное производство маловероятны, ведь очень скоро на рынок вооружения поступит полноценный истребитель 5-го поколения J-31 «Кречет». Здесь и полноценный внутренний отсек вооружения имеется и более надёжная двухдвигательная силовая установка, и, наконец, расширенный опциональный набор для БРЭО и вооружения, подкрепляемый сервисными центрами для обслуживания со стороны компании-производителя «Shenyang».

Сегодня Пекин прикладывает максимум усилий для аккуратного и уверенного вытеснения «щупальцев» Вашингтона из Пакистана, и стремится как можно скорее установить с Исламабадом всеобъемлющее военно-стратегическое взаимодействие. Для этого Поднебесная задействует целый спектр военно-политических и экономических инструментов, основывающихся на общей с Пакистаном антииндийской стратегической концепции, ведь именно Дели является главным «полюсом» активно развивающейся «антикитайской оси»: Индия — Вьетнам — Япония — Австралия — Южная Корея. Ввиду этого не за горами начало закупки у компании «Шэньян» малозаметных истребителей J-31, а до этого мощь пакистанских ВВС будет поддерживаться последней серийной версией истребителя JF-17 Block III, а, возможно, и его первым «стелс»-концептом JF-17X.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=14435
http://bmpd.livejournal.com/1225424.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/fc1.html
http://defenceupdate.in/jf-17-block-ii-production-crosses-30-planes-while-iaf-has-inducted-only-2-tejas/
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. a.s.zzz888 13 марта 2017 06:49
    ведь очень скоро на рынок вооружения поступит полноценный истребитель 5-го поколения J-31 «Кречет».


    ... что-то название у него не совсем китайское...
    1. inkass_98 13 марта 2017 07:07
      Вот так пойдет wink ?
      Шэньян J-31 (англ. Shenyang J-31; кит. трад. 歼-31/歼-60; также называют кит. упр. 海东青 «Кречет»)
  2. Gorbatiy 13 марта 2017 07:43
    Интересно, как полетит эта штуковина без своего двигателя.
    1. Zaurbek 13 марта 2017 07:50
      Думаю, кончится тем, что РД-93 окажется мал для него и будут инсталлировать АЛ-41. Других вариантов нет. Хотя, могут от Ф-16 поставить.
      1. Gorbatiy 13 марта 2017 08:13
        USA своих двиглов китайцам не отдаст.
        1. Zaurbek 13 марта 2017 08:39
          Ну, может, даст Пакистану. Может в силу перехода на новые двигатели продаст. Но основной вариант АЛ-31 или АЛ-41
  3. MAGRIB 13 марта 2017 09:00


    Вроде не хило...
    1. Zaurbek 13 марта 2017 11:30
      цена у Ф-22 - 150 млн зеленых, а у Ф-35- 154 млн. Странно.
      1. yehat 13 марта 2017 15:57
        доллар 80 года раза в два дороже доллара 2017года.
        цены сравнивать нужно в единицах, приведенных к одному значению (в дисконтированных на дату ценах)
        теперь понятно?
      2. voyaka uh 13 марта 2017 17:28
        " а у Ф-35- 154 млн. Странно"///
        Была 154 вначале. Сейчас опустилась до 98 млн с началом массового выпуска.
        1. yehat 15 марта 2017 09:56
          скорее, с началом массового заключения контрактов
          массовый выпуск пока скорее планы чем реальность
          1. voyaka uh 15 марта 2017 11:49
            6 в месяц в Штатах и по 1 в месяц в Италии и Японии.
            Еще не запланированный массовый (18-20 в месяц), но уже приличные темпы.
  4. venik 13 марта 2017 09:06
    Господи, да все похоже свихнулись на этом "5-м поколении"!!! Уже не только Япония, но и Пакистан с Ираном, "великие авиационные державы" - на истребитель "5-го поколения" замахнулись.... Еще "3-ее поколение" - толком не освоили, а туда же...
    Вообще то вся эта "мулька" с "поколениями" - чисто амерский маркетинговый трюк!! Мол у нас уже ЕСТЬ, а у вас - нету : покупайте НАШЕ!!! На самом то деле вся эта разбивка на "поколения" весьма и весьма условна, а критерии весьма расплывчаты. Пример? Да пожалуйста! Матрасники уже давно визжат, что Т-50 - это машина не 5-го, а 4-го "поколения! Почему? Да там мол авионика "не соответствует"... А чему "не соответствует"? А тому, что мы на свой F-35 "взгромоздили"..... ЗНАЧИТ - не 5-е!! И точка!!! А то, что при прочих равных условиях "Сокола" просто "размажут по стенке", так это уже другое.....
    Кстати - один любопытный пример F16 первых выпусков (4-го поколения) не имел НИКАКИХ СЕРЬЕЗНЫХ преимуществ перед МиГ-23МЛД (3-го поколения)!!!!!
    1. vanek77 13 марта 2017 10:29
      Может пока и не получится, но зато какой пендаль для развития НПО, промышленности в целом. Тут главное что это сосед наш с неумеренным аппетитом. Я бы на этом заострил внимание.
    2. Zaurbek 13 марта 2017 12:51
      Это да. Но приведу пример. Евреи воевали на 4м поколении Ф-16 и Ф-15 против арабов на МиГ-21/23, Су-22. Счет известен. Более или менее ситуацию выровняли МиГ-23МЛ и МЛД (их можно назвать 3+ поколением). И в регионе рухнули продажи наших истребителей (даже в Финляндии, они искали замену МиГ-21). Закрепили успех американцы, воевали с теми же самолетами, но уже современными Ф-16 и Ф-15.
      1. Alexey RA 13 марта 2017 14:56
        Цитата: Zaurbek
        Евреи воевали на 4м поколении Ф-16 и Ф-15 против арабов на МиГ-21/23, Су-22. Счет известен.

        Если бы арабы воевали против арабов - тогда сравнение было бы нормальным. А арабы против евреев проигрывали, увы, на любой технике. sad
        Если бы евреям достались МиГ-23 и Су-22 - они бы 146% нагнули бы арабов на F-15 и F-16. Просто за счёт организации - Хель ха'Авир точно не оказались бы в ситуации "все позиции передовых РЛС и их КП известны противнику, равно как и частоты управления ИА".
        1. Zaurbek 13 марта 2017 15:05
          Важен результат. Тяжело воевать против превосходящего технически противника. Евреи , может и выиграли, но с большими потерями.
          1. Alexey RA 13 марта 2017 17:40
            Цитата: Zaurbek
            Важен результат. Тяжело воевать против превосходящего технически противника.

            Знаете, если при появлении на ВИКО отметки цели, идущей на позицию дивизиона, расчёт разбегается из кабины управления по щелям, то воевать с таким противником можно и технически уступая ему.
            Если противник раз за разом в течение одного месяца ловит самолёты на один и тот же тактический приём "выманивание отвлекающей группой - РЭБ на частотах связи и наведения - атака ударной группы с МВ" или использует в бою стандартные "ножницы" с неизменным успехом - тут никакая техника не поможет.
            Сдаётся мне, что евреи и на МиГ-21бис с МиГ-23МЛ устраивали бы то же самое с тем же самым успехом. А ядерный центр бомбили бы на МиГ-25РБ. smile
            А ещё - евреи бы таки выбили для себя последние модификации наших самолётов.
            1. voyaka uh 13 марта 2017 18:05
              "Знаете, если при появлении на ВИКО отметки цели, идущей на позицию дивизиона,
              расчёт разбегается из кабины управления по щелям"///

              Там и советских спецов было в 82-м полно. И так же разбегались вместе с сирийцами.
              Потому что не были ид-ио-тами. Быстро поняли, что стрелять ЗУРами по БПЛА бессмысленно, и вслед за этим радары разносили антирадарными ракетами. А после и весь - уже беззащитный - дивизион Фантомы приканчивали. А бессмысленно умирать за братскую Сирию советские офицеры не рвались. Без воздушного прикрытия это ПВО стало бесполезно. А прикрытия не было - сирийские ВВС исчезли чуть ранее. Остатки поставили в бункеры.
              Через короткое время сирийцы поняли, как выживать. Не включали ни радары, ни рации... полное молчание. И не пускали ЗУРы, конечно. И так до сих пор, кстати.
              1. Alexey RA 13 марта 2017 19:33
                Цитата: voyaka uh
                Быстро поняли, что стрелять ЗУРами по БПЛА бессмысленно, и вслед за этим радары разносили антирадарными ракетами. А после и весь - уже беззащитный - дивизион Фантомы приканчивали.

                Стационары - да. А "квадраты", судя по статистике, всё-таки выживали.
                Кстати, по итогам войны 82 года и было принято решение о переходе от концепции "РЛС обнаружения и наведения - отдельно, ПУ - отдельно" к концепции "отдельная РЛС обнаружения + самоходные огневые установки", которые совмещают в себе ПУ и РЛС захвата/наведения (с ограниченными возможностями по обнаружению в режиме автономной работы). А также вместо ТЗМ ввели пуско-заряжающие установки (фактически - аналог старых самоходных ПУ), которые также могут вести огонь под чужим управлением.
              2. Zaurbek 14 марта 2017 07:48
                ...и были применены комплексы С-125 и оптические визиры.
                1. Alexey RA 14 марта 2017 10:37
                  Цитата: Zaurbek
                  ...и были применены комплексы С-125 и оптические визиры.

                  "Караты" ввели ещё раньше - ЕМНИП, по итогам применения его "старшего брата" С-75 во Вьетнаме.
                  1. Zaurbek 14 марта 2017 18:47
                    После массового применения Шрайков...
      2. ArikKhab 13 марта 2017 15:17
        Немного некорректное сравнение. В данном примере идет сравнение не "Миг-23 против F-16", а "ВВС Сирии против Хейль Авир Израиля". А это разные вещи. Израль применил новаторскую тактику и начал использование АВАКС , которых у сирийцев близко не было, что во многом определило исход боев
        1. Zaurbek 13 марта 2017 15:19
          А вы думаете не будет новаторских практик в использовании Ф-35 и Ф-22 при встрече с истребителями 4го поколения? Мне кажется , что будет масса сюрпризов. И технологическая разница примерно такая же.
          1. Alexey RA 13 марта 2017 17:44
            Цитата: Zaurbek
            А вы думаете не будет новаторских практик в использовании Ф-35 и Ф-22 при встрече с истребителями 4го поколения?

            Да не было там новаторских практик. Что сирийцы, что египтяне ловились раз за разом на два стандартных приёма - выманивание с последующей атакой из засады и "боевые ножницы", известные ещё со второй мировой. Плюс помехи на линиях связи истребителя с наземным КП. Причём работу двумя группами - отвлекающей и ударной - Хель ха'Авир практиковали три войны подряд. Три! Войны! И арабы послушно ловились.
            Такое впечатление, что Хармс писал про них:
            Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась.
            Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая.
            Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.
        2. Parsec 13 марта 2017 15:56
          Цитата: ArikKhab
          В данном примере идет сравнение не "Миг-23 против F-16", а "ВВС Сирии против Хейль Авир Израиля"

          Абсолютно верно.
          Цитата: ArikKhab
          Израль применил новаторскую тактику

          Что там было новаторского?
          АВАКС - качественное преимущество.
        3. yehat 13 марта 2017 16:04
          да какая новаторская тактика? еще за пару лет до конфликта было всем все ясно
          там не только авакс, но и господствующее положение синая и ряд других причин
          1. Zaurbek 13 марта 2017 19:19
            А радары с АФАР и стелс технологии не явные преимущества?
            1. yehat 14 марта 2017 14:18
              эти технологии имеют очень разные характеристики и по-разному применимы к конкретным твд. Где-то это преимущество, а где-то может обернуться недостатком.
              1. Zaurbek 17 мая 2017 22:00
                АФАР дает явное преимущество над противником. Видим дальше, детально, картографируем местность и обмениваемся данными в группе.
          2. ArikKhab 17 мая 2017 20:40
            "господствующее положение синая"??? над чем / кем ?
      3. Комментарий был удален.
  5. ArikKhab 13 марта 2017 15:11

    мне одному кажется что китайский JF-17 похож на американский F-20 Tigershark как брат-близнец ?
    1. yehat 13 марта 2017 16:05
      думаю, у них один предок F5 кажется
    2. LastPS 20 марта 2017 11:02
      Ну пакистанцы юзали F-5-тые, они их Китаю и отгрузили, дабы те альтернативу сделали - это же совместный индо-пакистанский проект.
  6. alexmach 19 марта 2017 00:28
    Эх жаль, что Россия не производит такого класса самолетики хотя бы не экспорт. Вроде бы все необходимое есть. Двигатели есть, школа авиастроения, технологии используемые в современных самолетах..
Картина дня