Русский мореплаватель и путешественник Юрий Фёдорович Лисянский

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 августа 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.


Русский мореплаватель и путешественник Юрий Фёдорович Лисянский

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй — «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа — «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, оружие, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.


В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 6 марта 2017 07:40
    О Крузенштерне и Лисянском узнал в детстве из мульта "Рассказы Старого моряка"...Познавательный..жаль таких сейчас не делают..
    1. Котище 6 марта 2017 12:06
      Да.... уважаемый Алексей!
      Я к примеру о мультфильме "Рассказы старого моряка" услышал только от Вас и сейчас.
      Про "Крузерштерна" впервые видимо узнал из мультфильма и книг Э. Успенского "Простоквашино".
      Позже была сборная модель барка "Крузерштерн", дальше книги!
      Если честно с удовольствием посмотрел на картинки шлюпов "Надежда" и "Нева" и посетила меня странная идея, почему на прилавках магазинов нет сборных моделей наших знаменитых кораблей для детей от 8 до ..... лет. Я не беру дорогие деревянные, они как раз начинают появлятся,но не каждый родитель может выложить от 5 000 до 20 000 рублей своему чаду. А дешевые из пластика! Рынок предлагает всего 5-6 наших моделей: Крузештерн, Орел, Гото-Предестанция, Диана и уже не нашего Товарища. Наши заводы штампуют модели Португальских, Испанских, Германских, Американских и др. кораблей. Наша историческая линейка представленна 3 кораблями! Где модели Апостолов Павла и Петра, Надежды и Нивы, Востока и Мирного, Витязя, Седова, современных учебных парусных кораблей?
      Грусно, а как здорово было бы нашим детям учить географию и историю с наглядными пособиями!
      1. parusnik 6 марта 2017 12:31
        Жаль конечно..А мульт поищите ..Рассказы Старого моряка он трехсерийный по 20 мин..Его показ начали в передаче Клуб кинопутешествий когда ведущим был еще Владимир Шнейдеров..Пристрастился к этой передаче, все ждал 4, 5, и т.д серии..
        1. moskowit 6 марта 2017 17:38
          А я, имел счастье, о этом Великом мореплавателе прочесть в книге Чуковского "Водители фрегатов". Это было в начале 60-х... Богатейшая библиотека была в Доме Офицеров....
          1. parusnik 6 марта 2017 19:34
            Эта книга у меня потом пошла...когда читать научился..А для детсадовца и "Рассказы Старого Моряка" годились... smile
          2. Red_Hamer 8 марта 2017 10:33
            Пацанами любили перечитывать сюжет , где аборигены возвращают останки(недоеденные остатки, в корзинке) laughing Кука.
          3. Red_Hamer 8 марта 2017 11:05
            А еще, интересно было у Бадигина Константина Сергеевича! Капитана дальнего плавания, исследователя Арктики, Героя Советского Союза 1940г, известного советского писателя. У него, вообще много чего такого есть, о коем, в свое время даже не подозревали. И, о освоении русскими поморами будущего "Шпицбергена" "Путь на Грумант", (кстати об этом писал не только он сюжет, основанный на реальных событиях перекликается с другими авторами) . Об освоении Аляски,- "Ключи от заколдованного замка " . О Карстене Роде, -"Корсары Ивана Грозного". и т.д.
  2. Ольгович 6 марта 2017 08:47
    Спасибо автору за прекрасную статью, Безусловно, Крузенштерн известен намного больше и, наверное, даже слишком..
    1. V.ic 6 марта 2017 09:09
      Цитата: Ольгович
      Безусловно, Крузенштерн известен намного больше и, наверное, даже слишком..

      ...да уж... Кстати, псевдопатриот, да и пролив, отделяющий Азию от Америки почему-то не носит имя Семёна Дежнёва.
    2. единокровец 7 марта 2017 15:31
      Цитата: Ольгович
      Безусловно, Крузенштерн известен намного больше и, наверное, даже слишком..

      Так скажи спасибо твоим любимым царям . Это они посчитали нужным назначить главой экспедиции именно Крузерштейна, а не русского. Такая вот гос политика.
  3. voyaka uh 6 марта 2017 12:15
    Есть забавная подробность про их кругосветку.
    На флагманском корабле с ними плыл скандальный светский картежник и дуэлянт
    Толстой-"американец". У него была ручная обезьянка и он от скуки научил ее
    передразнивать хромую походку Крузенштерна. Адмирал взбесился am и высадил Толстого
    на пустынный берег Северной Америки. Все-таки пистолеты ему дали.
    И Толстой не только не погиб, но и стал там вождем индейского племени.
    Индейцы были поражены его богатырским сложением, рыкающим голосом и
    "снайперской" стрельбой из пистолетов. Далее, он подчинил соседние племена
    и создал "великое" объединение племен. Потом ему надоело... и он, сев на проходящий корабль,
    с приключениями вернулся в Россию. Индейцы плакали, провожая его.
  4. bocsman 6 марта 2017 12:59
    Маленький городок примерно по середине между Киевом и Черниговом на маленькой речке Остёр впадающей в Десну .
    Сын православного протоирея с польской фамилией . Верный сын России . Вот о каких людях надо чаще рассказывать . Ведь было их не мало ! Может быть и бандерлогов было бы поменьше . А памятник Ю.Ф. Лисянскому еще в советские времена поставили в году так 74 м в скверике по улице Гоголя напротив 7 русской школы . И её ученикам и не только грех было не знать о своём выдающемся земляке . И гордится . И мечтать о море . Только из моего класса разные мореходки поступило трое ребят и девушка . В том числе и я . Так что помнили по крайней мере в советские времена .
    1. единокровец 7 марта 2017 15:34
      Цитата: bocsman
      с польской фамилией

      Это скорее шляхетская фамилия, а не польская.
  5. Curious 6 марта 2017 13:33
    "Лисянский, Ю. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на корабле "Нева". Доступна в сети.
    Ю.Ф. Лисянский вышел в отставку, когда ему было всего 36 лет. Судя по всему, именно отказ в финансировании издания его книги со стороны Адмиралтейств-коллегии послужил причиной его отставки. В 1812 году он издал книгу за свой счет.
    И о Толстом.
    «Бичом» всей первой части экспедиции являлся граф Фёдор Толстой – в будущем знаменитый дуэлянт, получивший в петербургских салонах прозвище Американец. Толстой случайно, спасаясь от ответственности за дуэль, попал в свиту посла Резанова, и в течение плавания ухитрился перессорить между собой весь экипаж «Надежды». Его безобразные выходки, как на берегу, так и на судне буквально взбесили Крузенштерна, который, после ссоры с Лисянским, счёл нужным перевести это «сокровище» на «Неву». Но и здесь граф не успокоился: напоил корабельного священника, припечатав его бороду к палубе корабельной печатью; во время стоянки в Бразилии устроил перестрелку с местными полицейскими, на Маркизских островах покрыл всё своё тело с ног до головы татуировками. По предположению родственника и биографа Ф.А. Толстого – С.Л.Толстого (сына Л.Н. Толстого), не Крузенштерн, а именно Лисянский не то чтобы высадил, а просто «забыл» беспокойного пассажира на одном из малоизвестных островов Алеутского архипелага. И хотя корабельными журналами «Невы» и «Надежды» это никак не подтверждается, версия С.Л. Толстого выглядит наиболее вероятной. «Американец» был высажен не на континент, а на остров, где провёл несколько лет в обществе тех самых индейцев-колошей, с которыми конфликтовали русские поселенцы на Ситхе.
Картина дня