Тяжелый беспилотник «Альтаир» возобновит испытательные полёты

59
Разработка БЛА тяжелого класса «Альтаир», которая ведется в КБ имени М. П. Симонова (Казань), в этом году вступит в завершающую стадию, сообщает ВПК со ссылкой на агентство RNS.

Тяжелый беспилотник «Альтаир» возобновит испытательные полёты


В прошлом году созданный по этой программе экспериментальный образец тяжелого беспилотника совершил серию успешных испытательных полетов. В декабре полеты были приостановлены. Планируется, что весной-летом испытательные полеты продолжат уже первые опытные аппараты, доработанные по результатам полетов прототипа,
сказал агентству источник в оборонной промышленности.

По его словам, «в высокой стадии готовности уже два опытных аппарата».

Благодаря экспериментальному образцу, отработана наземная часть беспилотного комплекса, система управления, связи, схемы взлета и посадки,
сообщил собеседник.

Он рассказал, что «взлет и посадка тяжелого беспилотника полностью автоматизированы, происходят по разработанному программному алгоритму, с возможностью перехода в случае необходимости на ручное управление оператором с земли».

Параллельно идет разработка оружия для разведывательно-ударного БЛА. «В то же время масса аппарата позволяет разместить на нем и ряд уже имеющихся систем вооружения», – отметил источник.

Как ранее сообщали эксперты, масса нового аппарата 5 тонн, он оснащается двумя дизельными двигателями RED A03/V12 с воздушными винтами взлетной мощностью около 500 л. с. БЛА может в течение 2-х суток находиться в воздухе без дозаправки. Максимальная высота – 12 тыс. м. Длина аппарата – около 12 м, размах крыльев – около 30 м. Максимальная дальность полета – 10 тыс. км.

Серийное производство планируется начать в 2018 году.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 марта 2017 14:03
    Очередное УРА!!! А ничего, что этот БПЛА еще в конце прошлого года должен был ЗАКОНЧИТЬ весь этап испытаний? Видимо уже НИЧЕГО... Ничего не будет тем кто сорвал сроки...
    А может пора бы его и в Сирию направить?
    1. +12
      6 марта 2017 14:09
      должен был ЗАКОНЧИТЬ


      гладко на бумаге. И это нормально - сдвиг сроков вправо. Влево обычно сдвигают с потерей качества

      Хорошо хоть дело двигается. Такой аппарат нужен был еще до начала Сирийской компании

      1. +4
        6 марта 2017 14:10
        Цитата: с-т Petrov
        И это нормально - сдвиг сроков вправо. Влево обычно сдвигают с потерей качества

        Вот качество меня и волнует. Есть ли у нас будущее у летательного аппарата с ИНОСТРАННЫМИ движками?
        1. +4
          6 марта 2017 14:11
          Вот качество меня и волнует. Есть ли у нас будущее у летательного аппарата с ИНОСТРАННЫМИ движками?


          когда то весь тяж.пром в СССР строила заграница. И Москвич когда то был фиатом.

          Ничего. Главное желание, финансирование и возможности - остальное приложится.
          1. +7
            6 марта 2017 14:15
            Цитата: с-т Petrov
            когда то весь тяж.пром в СССР строила заграница.

            Сейчас ситуация НЕ ТА
            Цитата: с-т Petrov
            И Москвич когда то был фиатом

            Ни когда им он НЕ БЫЛ. Опелем - ДА, а вот ФИАТом - НЕТ.
            Цитата: с-т Petrov
            Ничего. Главное желание, финансирование и возможности - остальное приложится.

            Вот именно, что НИЧЕГО. НИЧЕГО у нас так и не сделали, по налаживанию производства подобных двигателей...
            1. +2
              6 марта 2017 14:17
              Ни когда им он НЕ БЫЛ. Опелем - ДА, а вот ФИАТом - НЕТ.


              да косяк. Перепутал с копейкой laughing

              значит москвич - опель. фиат - копейка. Но смысл один.

              Сейчас ситуация НЕ ТА


              Тогда вообще были на грани - нас могли задавить если б не дали нашей промышленности глоток воздуха под индустриализацию перед войной.

              Вот именно, что НИЧЕГО. НИЧЕГО у нас так и не сделали, по налаживанию производства подобных двигателей...


              хочется надеется что нам все просто не сообщают.



            2. +4
              6 марта 2017 14:18
              Иностранный движок это не страшно. Напрягает то, что он немецкий, они вечно танцы с бубнами устраивают вокруг военного применения своих продуктов.
              1. +3
                6 марта 2017 14:55
                а как китайцы скопировать нельзя ? или это зазорно feel
                1. 0
                  6 марта 2017 23:47
                  Это просто шедевральный коммент! РФ докатилась до кражи у Китая... Молодцы ++
                  1. SAG
                    0
                    7 марта 2017 02:01
                    Максимальная дальность полета – 10 тыс. км.
                    belay вы серьёзно?? до америки может легко слетать... 5 тон...
          2. 0
            7 марта 2017 14:09
            Фиат-это Ваз-2101
        2. +1
          6 марта 2017 14:42
          Вот качество меня и волнует. Есть ли у нас будущее у летательного аппарата с ИНОСТРАННЫМИ движками?

          Вроде как Владимир Райхлин обещал локализовать производство в России. На таких условиях МО согласилось брать самолёты Як-152 (движок там такой же).
          1. 0
            6 марта 2017 15:37
            Цитата: TarTar
            Вроде как Владимир Райхлин обещал локализовать производство в России.

            А он его исполнил?
        3. 0
          6 марта 2017 20:50
          Цитата: svp67
          Вот качество меня и волнует. Есть ли у нас будущее у летательного аппарата с ИНОСТРАННЫМИ движками?

          Они как бы иностранные по своему НИОКР ,думаю производство можно организовать хоть на Луне ,соблюдая патентное право.Тем более там финансовая часть и разработчик русские.
          На выставке в Фридрихсхафене немецкая компания RED Aircraft GmbH представила авиационные дизельные двигатели нового поколения
          - двенадцатицилиндровый RED A03 V12 и шестицилиндровый RED A05 V6.
          В 2011 году двигатель RED A03 V12 успешно завершил очередной этап летных испытаний на самолёте Як-52.
          В проекте создания двигателей одним из основных инвесторов выступает российский инвестиционный холдинг «ФИНАМ».
          Разработчиком дизельного авиадвигателя нового поколения выступила компания RED aircraft GmbH.
          Её основатель Владимир Райхлин - известный в мире моторист и автогонщик - первый, кому удалось добиться
          значительных успехов в создании эффективного дизельного мотора, работающего на авиационном керосине,
          который, помимо высокой надежности и экономичности, был бы безопасным, долговечным и экологичным.
          12-цилиндровый V-образный дизель RED A03 обладает взлетной мощностью 500 л.с. и предназначен для
          использования в авиации общего назначения (АОН)


          Владимир Райхлин и руководитель компании Авиагамма Владимир Артишук обсуждают преимущества двигателей RED перед двигателями Rotax :)
        4. 0
          20 мая 2017 00:15
          Не надо волноваться. Двигатели разработаны в компании, основанной нашим специалистом, по нашему заказу, оплачены нашими деньгами. В случае необходимости производство локализуют в России.
      2. +1
        6 марта 2017 21:11
        Влево обычно сдвигают с потерей качества

        Я тоже заметил, что когда сдвигают в право, то качество однозначно улучшается. laughing
        хочется надеется что нам все просто не сообщают.

        Ну да, сюрприз нам готовят! drinks
    2. +6
      6 марта 2017 14:11
      Цитата: svp67
      А может пора бы его и в Сирию направить?

      А если собьют? Он же секретный, да в единичном экземпляре! laughing
      1. 0
        6 марта 2017 14:16
        Цитата: kapitan92
        А если собьют?

        Значить ИСПЫТАНИЯ не прошел. Всех просьба вернуть государственные деньги ....
    3. +1
      6 марта 2017 14:17
      Цитата: svp67
      Очередное УРА!!! А ничего, что этот БПЛА еще в конце прошлого года должен был ЗАКОНЧИТЬ весь этап испытаний? Видимо уже НИЧЕГО... Ничего не будет тем кто сорвал сроки...
      А может пора бы его и в Сирию направить?

      Так отрабатывают замечания по предыдущим испытаниям!
    4. +5
      6 марта 2017 14:25
      Цитата: svp67
      А может пора бы его и в Сирию направить?

      А может и в Донбасс?Или новороссы перетопчатся?
      Цитата: с-т Petrov
      гладко на бумаге. И это нормально - сдвиг сроков вправо.

      Важно другое,такого класса БПЛА разрабатывают у нас,а значит финансирование программ по БПЛА и роботам идет ,а значит и результаты не заставят себя ждать.
      1. +1
        6 марта 2017 14:33
        Цитата: НЕКСУС
        А может и в Донбасс?Или новороссы перетопчатся?

        Ему там пока делать нечего, рано... Сначала в Сирию, там у бармалеев нет "Буков"
        1. +1
          6 марта 2017 14:36
          Цитата: svp67
          Ему там пока делать нечего... Сначала в Сирию, там у бармалеев нет "Буков"

          Вы уверены,что та модификация Буков,которую имеют хохлы ,способна перехватить БПЛА ,который априори создан по технологии стелс?
          1. +6
            6 марта 2017 14:37
            Цитата: НЕКСУС
            Вы уверены,что та модификация Буков,которую имеют хохлы ,способна перехватить БПЛА ,который априори создан по технологии стелс?

            Эта машинка далеко не стелс, хотя бы из-за примененных движков.... А то как умеют работать украинские "Буки" надо спросить у наших выживших пилотов из сбитого Ту-22, во время войны 08.08.08...
            1. +1
              6 марта 2017 14:42
              Цитата: svp67
              Эта машинка далеко не стелс, хотя бы из-за примененных движков....

              Любой ударный БПЛА делается с учетом технологии стэлс.
              1. +3
                6 марта 2017 14:45
                Цитата: НЕКСУС
                Любой ударный БПЛА делается с учетом технологии стэлс.

                Похоже не в этом случае...
                1. +1
                  6 марта 2017 14:49
                  Цитата: svp67
                  Похоже не в этом случае...

                  От чего же? Предатор тоже с винтом,но он малозаметен.Кстати..
                  Максимальная дальность беспилотника составляет 10 тысяч километров. О штатном вооружении БПЛА, который предполагается, как ударный, пока ничего неизвестно, но можно сделать несколько предположений.

                  В частности, недавно министерство обороны заявило, что на международном военно-техническом форуме "Армия-2016" будут представлены виды оружия, "построенные на новых физических принципах". В частности, речь шла и о мощном лазерном вооружении или СВЧ-пушках воздушного базирования. Не исключено, что таким высокотехнологичным оружием будет оснащен и "Альтаир".

                  Как сообщают разработчики, основным регионом, где "Альтаир" будет использоваться в первую очередь, является Арктика. Ожидается, что в серийное производство аппарат поступит в 2018 году.
                  1. +6
                    6 марта 2017 14:51
                    Цитата: НЕКСУС
                    От чего же? Предатор тоже с винтом,но он малозаметен.Кстати..

                    А не вспомните СКОЛЬКО их у него и ГДЕ он расположен? И сравните с этим "пепелацем"
                    1. +2
                      6 марта 2017 14:57
                      Цитата: svp67
                      И сравните с этим "пепелацем"

                      Этот пепелац ,как вы выразились,заточен на ударную работу и долгое баражирование,с целью разведки и выявления вражеских целей. И какое у него ЭПР пока нигде не озвучивалось.Если вы хотите сказать,что матрассовские ударные БПЛА совершеннее наших,то вы мне ничего нового не сказали. Но давайте вспомним 2010 год...у нас тогда ,по сути не было вообще новых БПЛА не то что такого класса,но даже среднего,да и с малыми был тоже затык. А посему,идет наверстывание этого отставание,что мы и наблюдаем. А если учесть динамику ,то полагаю,лет через 5 ,мы будем производить БПЛА не хуже матрассовских и израильских.
          2. 0
            6 марта 2017 15:10
            Цитата: НЕКСУС
            Вы уверены,что та модификация Буков,которую имеют хохлы ,способна перехватить БПЛА ,который априори создан по технологии стелс?

            Нет, "Бук", прекрасно справляющийся с любыми стелсами, это перехватывать побрезгует.
      2. +2
        6 марта 2017 22:57
        Нексус! Наше .., вам.
        Я не разделяю ваш оптимизм. Никаких , не только ударных , но и простых БПЛА среднего и тяжёлого класса у нас долго ещё не будет. Причина: полное отсутствие глобальных боевых информационных систем, охватывающих хотя бы некоторое пространство, вроде театров боевых действий и работающих в реальном времени. Я уже не говорю о определённых территория Земли, а о глобальной системе, тем более. Да, зачем ходить так далеко: у нас в Сирии нет такой системы и кое-где поближе. У нас вообще нет таких систем, у нас даже нет их концепции построения. И даже локальных нет систем и их концепции построения. Отдельные системы управления и передачи информации для отдельных БПЛА, роботов..И эти отдельные системы отдельных разработчиков полностью не совместимы...Мечтаем дальше, господа.
        41 год для современного времени в полный рост...и последствия будут такие же...
    5. +3
      6 марта 2017 15:21
      Про этот БПЛА скоро анекдоты появятся, лучше вообще ничего про него не писать пока на вооружение не примут, только людей раздражают))))
      1. +2
        6 марта 2017 21:08
        Да и после принятия на вооружение, лучше тоже ни чего не писать. Что бы не раздражать возмущенные умы читателей/писателей ВО smile
  2. 0
    6 марта 2017 14:10
    Хорошие характеристики,полезной нагрузки будет тоже не мало
  3. +1
    6 марта 2017 14:12
    он оснащается двумя дизельными двигателями RED A03/V12

    А немцы не запретят его использование в ЛА для Министерства Обороны РФ в самый неудачный момент?
    1. 0
      6 марта 2017 14:17
      Цитата: Лопатов
      А немцы не запретят его использование в ЛА для Министерства Обороны РФ в самый неудачный момент?

      Да они его и в удачный запретят, это же один из пунктов санкций наложенных коллективным Западом на нас.
      1. 0
        6 марта 2017 14:19
        Они и без санкций могут пляски устроить. Даже Израилю в одно время пытались препоны ставить.
    2. +2
      6 марта 2017 14:18
      австрийцы. Выбора то нет. Ну в смысле иначе бы Альтаир стоял макетом еще лет 5, а может и 10.
      1. 0
        6 марта 2017 14:21
        Если Австрия, то это терпимо. Но вроде всё таки ФРГ.
        1. 0
          6 марта 2017 16:13
          Цитата: Лопатов
          А немцы не запретят его использование в ЛА для Министерства Обороны РФ в самый неудачный момент?

          - Запретить использовать не смогут. Могут запретить продажу изделия в РФ фирме-производителю.

          Но СССР всё время был под запретом высоких технологий.
          Тем не менее какая-нибудь офшорная фирма из Бразилии или Ботсваны может купить, а потом... laughing
    3. +1
      6 марта 2017 14:20
      Цитата: Лопатов
      А немцы не запретят его использование в ЛА для Министерства Обороны РФ в самый неудачный момент?

      Что ж Вы так - сразу с козырей зашли... smile
      Беда в том, что отечественных таких движков нет - потому как ещё с досанкционных времён наши забились под двигатели Райхлина:
      Несколько лет назад российские авиастроители договорились с немецкой компанией RED Aircraft GmbH на предмет разработки перспективных двигателей для легких поршневых самолетов. Договором предусматривается создание двух авиационных дизельных двигателей. Они известны под обозначениями RED A03/V12 и RED A05/V6. Главное отличие этих моторов – количество цилиндров. RED A03/V12 имеет 12 цилиндров, расположенных по V-образной системе, а RED A05/V6, соответственно, шесть, что отражено в их названиях.
      Впервые о начале работ над проектом стало известно осенью 2010 года, когда из Германии пришла новость о завершении сборки опытного образца 12-цилиндрового дизеля.
      1. +1
        6 марта 2017 16:37
        Цитата: Alexey RA
        Беда в том, что отечественных таких движков нет

        Что странно: ДВС уже подошли к своему пределу — т.е. при современном уровне производственных технологий создать плохой движок уже "нужно постараться".

        При выборе (санкции) летать БЛА на 10-15 процентов ниже на доморощенных движках ближе или не летать вовсе — выбор за военными.
    4. 0
      20 мая 2017 00:20
      Цитата: Лопатов
      А немцы не запретят его использование в ЛА для Министерства Обороны РФ в самый неудачный момент?

      Им это ничего не даст и никаких проблем для нас в этом плане не будет. Поищите в гугле про RED Aircraft GmbH и конкретно про RED A03.
  4. 0
    6 марта 2017 14:30
    А не маловата высотность - 12 тыс.м? У матрасников вроде есть с 18-ю...
    1. +2
      6 марта 2017 15:11
      Цитата: Русфанер
      У матрасников вроде есть с 18-ю.

      С дизельными двигателями?
    2. 0
      6 марта 2017 15:19
      Русфанер.....А не маловата высотность - 12 тыс.м? У матрасников вроде есть с 18-ю...

      Сомневаюсь, что он на 12-ть заберётся (если только "пустой") Для винтовых, даже 10-ть многовато. Смотря какие температуры и плотность воздуха на этих высотах. Для высот более 10-ти, нужна реактивная тяга. Была инфа, что реактивный, ударные БЛА разрабатываются и у Сухого, и у Мига. Возможно к 20-м годам появятся.
  5. +3
    6 марта 2017 14:32
    Это его, получается, на днях спутник на аэродломе сфоткал) Вот и разобрались)))
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    6 марта 2017 14:38
    Завершающая стадия, это скорее в Сирии?
  8. 0
    6 марта 2017 14:49
    А без немецких двигателей никак?
    1. +3
      6 марта 2017 14:59
      Да что двигатели?
      Вон тут один бьётся в страшных судорогах - и винтов у него много, и расположены не там, и устарел.
      #Всёпропало.
      1. +1
        6 марта 2017 15:11
        Цитата: Mestny
        Да что двигатели?

        Да ничего... Запускайте БЕЗ НИХ, пущай летает
    2. 0
      6 марта 2017 15:12
      Цитата: drunkram
      А без немецких двигателей никак?

      А других У НАС ПОХОЖЕ и НЕТ...
      1. +2
        6 марта 2017 16:14
        Цитата: svp67
        А других У НАС ПОХОЖЕ и НЕТ...

        Не похоже, а точно. Ибо двигатели разработки RED планировались ещё для Як-152:
        Выходом из сложившейся ситуации может стать новый двигатель, при помощи которого перспективный Як-152 получит более высокие летные характеристики, а также не ухудшит экономические нюансы эксплуатации в сравнении со своим «предком» Як-52. Несколько лет назад российские авиастроители договорились с немецкой компанией RED Aircraft GmbH на предмет разработки перспективных двигателей для легких поршневых самолетов. Договором предусматривается создание двух авиационных дизельных двигателей.
  9. +1
    6 марта 2017 16:18
    Аппарат должен получиться прекрасный,высота и дальность на очень приемлемым уровне.Да у партнёров есть кое что лучше,но прогуглите цену пожалуйста.Не зря они. Модернизировали до последнего старичка U2.Запредельная цена,наш должен получится очень сбалансированным.Думаю количество в данном вопросе превзойдет великие ТТХ.
  10. +2
    6 марта 2017 22:30
    Цитата: Ампер
    Хорошие характеристики,полезной нагрузки будет тоже не мало

    Около 2 тонн. Только пока нагрузка на бумаге. Американский такого же класса, их "Рипер" имеет 1700 кг нагрузки при 4500 взлетной. Наш - соответственно 2 и 5. Сколько узлов подвески будет у нашего - ХЗ. А американца - 6. Дай Бог, чтобы прошел испытания и был принят.
  11. 0
    7 марта 2017 12:04
    Цитата: askort154
    Русфанер.....А не маловата высотность - 12 тыс.м? У матрасников вроде есть с 18-ю...

    Сомневаюсь, что он на 12-ть заберётся (если только "пустой") Для винтовых, даже 10-ть многовато. Смотря какие температуры и плотность воздуха на этих высотах. Для высот более 10-ти, нужна реактивная тяга. Была инфа, что реактивный, ударные БЛА разрабатываются и у Сухого, и у Мига. Возможно к 20-м годам появятся.

    Что касается поршневого с пропеллером, совершенно с Вами согласен. Моё замечание носило риторический смысл. На высотах 18-20 тысяч летают другие технологии и другие еропланы. Хотелось бы видеть на них "Сделано в России"...
    1. +1
      7 марта 2017 16:29
      Я этот пепелац в Казани каждые пол-года вижу, печально все с ним, мало того что движки не наши так и оборудование сплошь заграничное, ну и до стэллса ему как до Китая.... сами знаете чем. По полётам- испытания шли кисло, дай бог чтобы щас в гору всё пошло с постепенной установкой нашего оборудования и СУ.
  12. 0
    8 марта 2017 23:53
    Цитата: legkostup
    Это просто шедевральный коммент! РФ докатилась до кражи у Китая... Молодцы ++

    Да почему обязательно у Китая? У нас есть друзья и на Ближнем Востоке. Израиль делает неплохие железки. Почему тут не поискать?
  13. 0
    9 марта 2017 00:09
    Цитата: okko077
    Нексус! Наше .., вам.
    Я не разделяю ваш оптимизм. Никаких , не только ударных , но и простых БПЛА среднего и тяжёлого класса у нас долго ещё не будет. Причина: полное отсутствие глобальных боевых информационных систем, охватывающих хотя бы некоторое пространство, вроде театров боевых действий и работающих в реальном времени. Я уже не говорю о определённых территория Земли, а о глобальной системе, тем более. Да, зачем ходить так далеко: у нас в Сирии нет такой системы и кое-где поближе. У нас вообще нет таких систем, у нас даже нет их концепции построения. И даже локальных нет систем и их концепции построения. Отдельные системы управления и передачи информации для отдельных БПЛА, роботов..И эти отдельные системы отдельных разработчиков полностью не совместимы...Мечтаем дальше, господа.
    41 год для современного времени в полный рост...и последствия будут такие же...

    И здесь со своим бредом . Значит, нужно делать или всё, или ничего? Да пошёл ты так далеко, что твоя система не видела и наполовину.
  14. +2
    13 мая 2017 12:14
    Дело там движется и это хорошо. Не будем забывать, что к "Predator" американцы шли почти 20 лет, а к "Reaper" и того более. Такие проекты всегда сложны и дороги в воплощении.

    Хуже другое, поговаривают, что к сегодняшнему дню вес этой птички может увеличился до 7 тонн, что для разведывательных БПЛА многовато. Конечно, известны и более тяжёлые девайсы -- ударные БПЛА, но тут речь пошла уже о резком уменьшении полезной нагрузки, что чревато кучей неприятностей.

    Так же, обратите внимание, во всех статьях упор в ТТХ сделан на габариты, двигатели, теоретическое время полёта и пр. мелочёвки, но слова нет об авионике -- средствах и системах навигации/управления и пр. безобразиях связанных с электронным оборудованием. Тут, вполне справедливыми могут быть подозрения, что таковых просто ещё не существует.

    Ну, а наибольшую тревогу должны вызывать сообщения о проблемах с финансированием. Цитирую:
    27 апреля 2017 года. Минобороны России не имеет возможности дальше в одиночку финансировать программу заказанного им беспилотника «Альтаир» и предлагает организовать софинансирование проекта за счет параллельного создания гражданской версии. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленный источник в госкорпорации «Ростех» и два источника в военном ведомстве.

    В «Ростехе» изданию рассказали, что Минобороны потратило на этот проект уже более двух миллиардов рублей, но денег на завершение работ у военного ведомства нет. Поэтому возникла идея найти софинансирование в размере около 1,5-2 миллиардов рублей под дополнительную программу параллельной разработки гражданского варианта беспилотника.


    "Софинансирование" -- слово красивое. Не представляю, как быстро можно будет найти такого доброго дядю при сегодняшнем оттоке капитала. Цитирую:

    Банк России объявил о существенном увеличении оттока капитала из России в январе—апреле 2017 года. По данным регулятора, чистый вывоз капитала частным сектором за этот период составил $21 млрд, что более чем вдвое превышает показатель первых четырех месяцев предыдущего года (было $9,8 млрд).

    .

    Ладно, возможно, что кто-то согласится отслюнить парочку миллиардов, но на освоение первых двух миллиардов ушли 5 лет, а на вторые ещё столько же? Или гражданские "освоят быстрее"? Далее, что гражданским делать с эдакой пятитонной блямбой. Где держать, содержать и обслуживать, как и для чего применять? Словом, вопросов и проблем ещё много, а со временем, по моему мнению, будет ещё больше...