Железнодорожное орудие 38 cm SK L/45 Max (Германия)

Во время Первой мировой войны промышленность кайзеровской Германии построила и передала армии достаточно большое количество разнообразных железнодорожных орудий с различными характеристиками и возможностями. При строительстве подобных систем использовались корабельные орудия разных калибров, а также специально разработанные железнодорожные транспортеры. Наиболее мощной пушкой был оснащен комплекс 38 cm SK L/45 Max.

Несколько типов немецких железнодорожных орудий появились в связи с высвобождением корабельных пушек. Списание или разоружение некоторых кораблей приводило к появлению более не нужных орудий с определенными остатками ресурса. Их предлагалось использовать в интересах сухопутных войск или береговой обороны, для чего требовались соответствующие средства транспортировки. Схожие события имели место и в случае с проектом, впоследствии получившим собственное имя «Макс».


Комплекс 38 cm SK L/45 Max на стационарной позиции. Фото Kaiserbunker.com



В 1913 году германская судостроительная промышленность начала строительство линкоров типа Bayern. В общей сложности планировалось построить четыре подобных корабля, отличавшихся мощной защитой и вооружением. Два линкора удалось достроить и передать флоту, тогда как третий и четвертый корабли были лишь спущены на воду. Вскоре было принято решение о прекращении строительства, что, среди прочего, привело к высвобождению большого количества разнообразного оборудования и оружия. Главный калибр кораблей в виде 38-см пушек было решено использовать на суше в качестве орудий особой мощности.

По некоторым данным, орудия 38 cm SK L/45 впервые попытались использовать в интересах сухопутных войск еще в начале 1916 года. Для этого были оборудованы достаточно сложные огневые позиции, оснащенные массивными бетонными постаментами и соответствующими средствами наведения. Такой комплекс позволял атаковать цели во всем допустимом диапазоне дальностей стрельбы, но был крайне сложен в эксплуатации. На строительство стационарного артиллерийского комплекса уходило несколько недель.

Железнодорожное орудие 38 cm SK L/45 Max (Германия)
"Макс" в транспортном положении. Фото Wikimedia Commons


Характерные недостатки существующей системы привели к появлению нового предложения. Появилась идея значительно улучшить мобильность пушек за счет использования железнодорожных систем транспортировки. Изначально планировалось использовать железные дороги только для доставки орудия на позицию, но позже была найдена возможность использования транспортера в качестве подвижной установки, способной стрелять с колес. По разным данным, работы по железнодорожной версии артиллерийской системы начались не ранее 1916-17 годов.

Перспективный проект железнодорожного орудия получил обозначение, аналогичное использовавшимся с другими разработками в этой области – 38 cm SK L/45 («38-см орудие быстрой перезарядки со стволом длиной 45 калибров»). Также проекту присвоили дополнительное имя Max («Макс») или Lange Max («Длинный Макс»). Следует отметить, что только дополнительное имя позволяет отличить железнодорожный вариант орудия от базового корабельного. Разработка проекта была поручена концерну Krupp.


Схема транспортера и орудия. Рисунок Wikimedia Commons


Транспортировка крупной и тяжелой пушки была достаточно сложной задачей, из-за чего понадобилось создать совершенно новый транспортер с соответствующими характеристиками. Было решено использовать уже отработанный вариант транспортировки и развертывания типа Bettungsgerüst. В таком случае по железным дорогам должен был перемещаться специальный комплекс, имеющий в своем составе демонтируемую артиллерийскую установку. Ходовая часть требовалась только для доставки к месту боевой работы, после чего пушка должна была лишаться ее. Такая архитектура обеспечивала все требуемые характеристики, но при этом позволяла ускорить процесс развертывания оружия на позиции в сравнении с полноценной стационарной установкой.

Позже было принято решение о переработке транспортера в соответствии с концепцией Eisenbahn und Bettungsgerüst. Теперь орудие могло не только стрелять с заранее подготовленной стационарной позиции, но и использоваться на любом участке путей. В целом, такой вариант установки мог решать все поставленные задачи, однако он отличался некоторыми особенностями. В первую очередь, он должен был иметь серьезные ограничения по углам наведения и дальности стрельбы, связанные с особенностями конструкции оружия и связанных с ним агрегатов.


Комплекс в процессе развертывания. Фото Wikimedia Commons


Артиллерийская установка «Макс» должна была строиться по уже отработанной схеме. Ее основой становились сразу четыре тележки с четырьмя и пятью колесными парами на каждой. Тележки блокировались попарно и оснащались шкворнями для соединения с центральным элементом транспортера. Последний представлял собой крупную и прочную балку сложной формы и конструкции, имеющую все необходимые устройства для размещения на позиции и установки орудия. Центральная балка транспортера представляла собой агрегат рамной конструкции с промежутком между боковыми элементами. Это пространство предлагалось использовать для частичного размещения орудия в тех или иных обстоятельствах.

В связи с большой массой и мощностью пушку предложили комплектовать комбинированной системой гашения отдачи. Ствол должен был соединяться с гидропневматическими противооткатными устройствами, которые, в свою очередь, размещались на подвижной люльке. Последняя имела возможность перемещения по центральной балке транспортера и частично гасила отдачу. На качающейся люльке, подвешенной между боковыми элементами балки, разместили крупный и тяжелый противовес. Использованная длинноствольная пушка имела тенденцию к опусканию ствола. Установку эквилибраторов посчитали нецелесообразной, из-за чего над стволом, рядом с цапфами, появился противовес. Его выполнили из двух отдельных половин, закрепленных шарнирно. В транспортном положении они лежали на верхней поверхности ствола, в боевом – сходились и образовывали прямоугольную конструкцию.


Бойцы подвозят снаряд. Фото Kaiserbunker.com


В составе новой артиллерийской установки использовалось морское орудие 38 cm SK L/45. Оно имело нарезной ствол калибром 380 мм длиной 16,1 м. Общая масса орудия в корабельном исполнении достигала 80 т. Применялся клиновый затвор, перемещающийся в горизонтальной плоскости. Орудие заряжалось раздельно с использованием переменного метательного заряда. Последний состоял из гильзы с основным зарядом и требуемого количества дополнительных картузов. Пушка могла разогнать снаряд до скорости более 1000 м/с и отправить его на расстояние до 55 км. При этом железнодорожное орудие могло иметь некоторые ограничения по характеристикам дальности.

380-мм пушка могла использовать снаряды нескольких типов. Самым крупным и тяжелым был осколочный общей массой 750 кг. Он содержал 67 кг взрывчатого вещества и мог покидать ствол со скоростью 800 м/с. Дальность стрельбы таким снарядом достигала 32,4 км. Максимальные показатели скорости и дальности достигались при использовании боеприпасов с баллистическими колпаками.

В связи с большой массой снаряда и гильзы проект Max предусматривал использование подъемных кранов и специальных транспортных средств. С их помощью боеприпас подавался под транспортер, за казенной частью пушки, и поднимался на линию досылания. В зависимости от используемой огневой позиции могли применяться разные устройства для работы со снарядами.


Досылание боеприпаса. Фото Kaiserbunker.com


Концерном «Крупп» были разработаны два варианта боевого применения железнодорожного орудия, отличавшиеся друг от друга оснащением огневой позиции. Первый, Bettungsgerüst, подразумевал длительную подготовку позиции, требовавшую до трех недель. За это время строители должны были вырыть котлован диаметром 22 м и глубиной 3,5 м, а затем построить в нем специальную бетонную конструкцию. После этого на позиции появлялся цилиндрический постамент для орудия, окруженный ступенчатой стенкой. На постаменте имелся погон для монтажа орудийной установки.

Прибыв на место, расчет железнодорожного орудия, используя дополнительные пути и краны, должен был вывесить платформу транспортера над построенной позицией, а затем опустить ее на погон. Далее удалялись тележки, убирались краны, а также проделывались некоторые другие операции, необходимые для начала боевой работы. В частности, на соответствующие рельсовые пути устанавливались транспортные тележки для снарядов.


Пушка готова к выстрелу. Фото Kaiserbunker.com


Орудие 38 cm SK L/45 Lange Max в варианте Bettungsgerüst могло показывать максимально высокие характеристики. Тумбовая установка и погон позволяли наводить пушку по горизонтали в любом направлении. Установка была поднята над дном котлована, благодаря чему углы возвышения могли меняться от 0° до +55°. Максимальный подъем ствола позволял атаковать цели на дальностях более 45-50 км. Таким образом, весь потенциал орудия удавалось раскрыть только ценой длительной подготовки огневой позиции.

Работа по методике Eisenbahn und Bettungsgerüst была не столь сложной и не требовала длительной подготовки. Для такой стрельбы следовало только прибыть на огневую позицию, поставить под колеса башмаки и подготовить орудие к стрельбе. Для горизонтальной наводки при стрельбе с железной дороги использовался специальный механизм, размещенный на передних тележках. Наличие подвижной опоры, соединяющей их с центральной балкой, а также шарнирная связь с задними тележками позволяли транспортеру перемещаться в пределах сектора шириной 2°. При этом имелись серьезные ограничения по углам вертикальной наводки: не более +18° 30’. Это ограничение было введено из-за длины отката, поскольку при больших углах возвышения казенник мог удариться о пути. Разборку рельсов и отрывку ямы в насыпи немецкие военные посчитали нецелесообразными: такой способ увеличения углов наводки не позволял комплексу быстро уходить с позиции. За счет уменьшения максимального угла возвышения дальность стрельбы упала до 22,2 км.


Выстрел. Фото Kaiserbunker.com/center]

Комплекс Max получился крупным и тяжелым. Общая длина системы в транспортном положении достигала 31,6 м. Масса – 268 т, без учета различных дополнительных средств, таких как боеприпасы, тележки для них, транспорт, краны и, естественно, стройматериалы для подготовки позиции.

Сборка первых транспортеров для железнодорожного комплекса нового типа началась в 1917 году. Компании Krupp для выполнения заказа передали восемь корабельных орудий. Изначально эти пушки были изготовлены с целью установки на новые корабли, однако строительство носителей было отменено, что заставило командующих искать им новое применение. Количество планируемых к постройке железнодорожных систем ограничивалось числом имеющихся пушек.

[center]
Стреляные гильзы приходилось убирать вручную. Фото Kaiserbunker.com


Зимой 1917-18 годов армия получила первые образцы нового вооружения. В этот же период началось строительство будущих стационарных позиций. В качестве первого театра военных действий для новых пушек была выбрана Фландрия. Орудия предлагалось применять в ходе будущего Весеннего наступления. Подготовку позиций пришлось начать заранее, учитывая длительные сроки строительства бетонных конструкций. Подобные сооружения строились до конца весны 1918 года, когда появился новый вариант установки Bettungsgerüst. Теперь некоторые элементы позиции должны были делаться не из бетона, а из металла, что позволяло ускорить строительные работы.

Впервые 380-мм корабельные орудия были использованы на суше в феврале 1916 года, в начале битвы при Вердене. Комплексы «Длинный Макс» отправились на войну только через два года. Интересно, что только одна такая система была передана в ведение армии, тогда как остальные формально оставались флотскими. Тем не менее, несмотря на такую организационную структуру, военно-морской флот помогал сухопутным войскам в их сражениях. Эксплуатация орудий особой мощности велась только на суше в рамках армейских операций.


Сохранившееся бетонное основание стационарного комплекса "Макс". Фото Kaiserbunker.com


Благодаря высоким огневым характеристикам и имеющемуся могуществу снарядов орудия 38 cm SK L/45 Max могли показывать требуемую эффективность даже без массового применения. Обычно на одном участке фронта действовало не более 2-3 орудий. Среди прочего, это позволяло рассредоточить железнодорожную артиллерию по нескольким удаленным районам и использовать ее в разных операциях. Наличие всего нескольких железнодорожных орудий на стационарной или подвижной базе позволяло нанести серьезный ущерб противнику на большой глубине без серьезного риска уничтожения пушек ответным ударом. Тем не менее, до конца войны оставалось всего несколько месяцев, из-за чего орудия особой мощности попросту не смогли поучаствовать в большом количестве операций.

Вероятно, именно по этой причине в ноябре 1918 года одна из пушек оказалась на территории Бельгии, где и была захвачена местными войсками. Остальные семь единиц ранее были отведены на территорию Германии, где их планировали перевести в береговую оборону. На этих местах восемь пушек встретили перемирие, что соответствующим образом сказалось на их будущем. Семь орудий, планировавшихся к передаче береговой артиллерии, не удалось спасти от утилизации: в соответствии с условиями Версальского мира они были разобраны. Восьмая пушка досталась Бельгии и поэтому не отправилась на утилизацию.


Орудийная установка, рядом с позицией которой сейчас находится музей Lange Max. Фото Lange Max Museum


В течение нескольких лет бельгийские войска изучали и использовали трофейный образец, после чего было принято решение о продаже этого орудия Франции. В 1924 году единственный оставшийся «Макс» поменял хозяина. Французские специалисты провели полномасштабные испытания, в ходе которых были установлены все основные характеристики орудия. После испытаний пушку отправили на хранение. Насколько известно, армией она не использовалась. В 1940 году нацистская Германия напала на Францию, и та вскоре капитулировала. Вместе с другим имевшимся оружием и техникой немецким войскам достался комплекс 38 cm SK L/45 Max. Вероятно, германские войска были рады такому трофею, но эксплуатация захваченного орудия не планировалась. Дальнейшая судьба образца неизвестна.

В 2014 году в Бельгии открылся музей Lange Max Museum, посвященный, как ясно из его названия, орудию «Длинный Макс». В экспозиции музея присутствует сохранившееся орудие, демонтированное со своей установки. Кроме того, недалеко от зданий музея находится одна из сохранившихся огневых позиций с бетонным основанием для пушки.

В рамках проекта 38 cm SK L/45 Lange Max перед конструкторами концерна Krupp была поставлена задача создания транспортера для перевозки имеющихся 380-мм корабельных орудий. Как и в случае с иными аналогичными проектами, подобная задача была успешно решена, и вооруженные силы получили требуемую технику. Тем не менее, произошло это поздно – в 1917-18 годах, из-за чего новые орудия особой мощности не смогли оказать заметного влияния на ход войны в целом, хотя и показали свои возможности в ходе отдельных сражений. Но позднее появление не позволило самой мощной железнодорожной пушке Германии полностью реализовать свой потенциал.


По материалам сайтов:
http://kaisersbunker.com/
http://navweaps.com/
http://zonwar.ru/
http://langemaxmuseum.be/
http://iwm.org.uk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 7 марта 2017 14:33
    Комплекс Max получился крупным и тяжелым. Общая длина системы в транспортном положении достигала 31,6 м. Масса – 268 т, без учета различных дополнительных средств, таких как боеприпасы, тележки для них, транспорт, краны и, естественно, стройматериалы для подготовки позиции.

    Ну почему-же? Нормально. Такие орудия и сами массивны и силы действуюшие при выстреле тоже сооветствующие. Для примера можно взять 14"-американский и советский транспортёры близкого калибра.Тактико-технические характеристики приведены ниже, ссылка на сайт откуда взяты данные. http://zonwar.ru/artileru/rail_guns/356-mm_tm1-14
    .html
    Американский транспортёр.
    Mk IV Mod. 1
    Калибр, мм 355,6
    Длина ствола, калибров 54,1
    Наибольший угол возвышения, град. +15/+45°
    Угол горизонтального наведения, град. 5°
    Угол склонения, град. 0°
    Масса в походном положении, кг 243819
    Масса фугасного снаряда, кг 544,3
    Начальная скорость снаряда, м/с 859
    Наибольшая дальность стрельбы, м 36580
    Или наш транспортёр ТМ-1-14. Тактико-технические характеристики ТМ-1-14
    Калибр, мм 355,6
    Длина ствола, калибров 52
    Наибольший угол возвышения, град. +50°
    Угол горизонтального наведения, град. 2,5°
    Угол склонения, град.-7°
    Масса в походном положении, кг 412000
    Масса бронебойного снаряда, кг 512,5
    Начальная скорость снаряда, м/с 732
    Наибольшая дальность стрельбы, м 31000
    К сожалению данных по 15"-транспортёрам я не нашёл.
    Морские пушки не расчитаны на ведение массированого огня.
    "Интересно, что только одна такая система была передана в ведение армии, тогда как остальные формально оставались флотскими. Тем не менее, несмотря на такую организационную структуру, военно-морской флот помогал сухопутным войскам в их сражениях. Эксплуатация орудий особой мощности велась только на суше в рамках армейских операций." И это правильно. К чему это привело под Ленинградом, описано в книге Перечнева "Советская береговая артиллерия." " Неправильное распределение целей между полевой и морской артиллерией привело к тому, что береговая использовалась с большим перенапряжением. В некоторые дни каждое орудие выпускало 125–300 снарядов при живучести стволов 500–600 выстрелов. Несоблюдение основного принципа — соразмерности мощности береговой артиллерии с объектом цели — отрицательно сказывалось на ее действиях при артиллерийской поддержке сухопутных войск." Статья получилась у автора интересная и познавательная. По крайней мере уже начали забывать что была такая артиллерия, а ведь из подобных транспортёров вышел БЖРК.
    1. faiver 7 марта 2017 18:54
      все мы помним bully
  2. ignoto 9 марта 2017 09:23
    Самое интересное,что не смотря на то,что масса снаряда-750 кг,а у англичан-885 кг,никто не плакался,что немцы ( в первую очередь, они сами ) имеют "очень легкий снаряд". А ведь, та же "Канада" при калибре 356 мм имела снаряд 720 кг. И десять орудий против восьми у немцев. "Измаилы"-двенадцать 356мм с массой снаряда 736 кг. Англичане,после изучения "утопленников" пришли к выводу,что они примерно равноценны их 15-дюймовым линкорам, в том числе и по артиллерии.
    Разительное отличие от оценок применительно к РЯВ,где русские снаряды-331 кг,а японские ( вернее,английские)-385 кг. Якобы 225 кг снаряды "пересветов" недостаточны против японских броненосцев,а в ПМВ 240 кг немецкие снаряды против "Славы" ( то есть,того же броненосца РЯВ ) уже нормально.
    Во ВМВ, у англичан-десять орудий 356мм,масса снаряда-720 кг,а у немцев-восемь орудий 380мм.масса снаряда-800 кг.
  3. BORMAN82 12 мая 2017 17:53
    Цитата: ignoto
    а в ПМВ 240 кг немецкие снаряды против "Славы" ( то есть,того же броненосца РЯВ ) уже нормально.

    Цифры берутся с "потолка"? У немецкого 280мм орудия времен ПМВ снаряд весил 302кг и имел начальную скорость 870м/с - дырявил он лучше чем последние английские 12" -ки.
Картина дня