Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту или в космос? (Окончание)



Продолжение первой части:
Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту или в космос?
— >Краткое предисловие-пояснение ко второй части (кому не интересно под спойлером, может не читать)
Стр.1+Стр.2


Морская ракетно-космическая система «Прибой»



Для более полного охвата рынка низкоорбитальных аппаратов была проведена проработка новых схем ракет-носителей. Одной из них стала ракета-носитель, создаваемая по проекту «Прибой».

Ракета «Прибой» использует технологии ранее разработанных БРПЛ: на первой ступени — двигатель ракеты РСМ-52, вторая и третья ступени используют двигательные установки ракеты РСМ-54 (Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54, по классификации НАТО — SS-N-23 Skiff)), четвертая маршевая ступень и пятая доводочная создаются также на основе технологии ракеты РСМ-54.



Видеоклип, посвященный "лучшей в мире (по энергомассовым характеристикам)" баллистической ракете РСМ-54 «Синева»:



Основной носитель: подводные лодки проекта 667 БДРМ. Видео пуска ракеты БРПЛ «Синева» / Missile launch R-29RMU «Sineva».

Энергетические возможности ракеты «Прибой» удовлетворяют верхнему диапазону низкоорбитальных полезных нагрузок. По предварительным оценкам, при старте из районов экватора она выводит полезную нагрузку, масса которой (в кг) в зависимости от высоты орбиты приведена в таблице.

Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту или в космос? (Окончание)


Указанные возможности ракеты-носителя «Прибой» делают перспективной ее разработку.

В 1993 году в работах по «Прибою» появился новый импульс, который, во-первых, ускорил ход работ и, во-вторых, дополнил рассматриваемые ранее варианты старта с наземного стенда и подвижного плавсредства. Таким импульсом стало предложение американской компании «Инвесторы в морские пуски, Инк» (президент — адмирал Томас Х. Мурер) о разработке в весьма сжатые сроки коммерческой ракеты-носителя, стартующей непосредственно с водной морской поверхности, для вывода в космос аппаратов массой до 2000 — 2500 кг. Водная поверхность является универсальной стартовой площадкой, которая со многих точек зрения обеспечивает наилучшие параметры стартовых систем. Однако практическая реализация такого способа старта связана с серьезными техническими трудностями.

В основу совместного российско-американского коммерческого проекта была положена ракета-носитель «Прибой», в связи с чем и проект сохранил название «Прибой» («Surf»). Была достигнута договоренность о разработке в течение трех месяцев концептуального инженерного проекта по ракете и системе в целом. Перед КБ встала задача решения в сжатые сроки сложных технических проблем по ракете-носителю, по ее транспортировке к месту старта, сборке ракеты и ее пуску с водной поверхности. Поскольку ракету невозможно эксплуатировать в наземных условиях в собранном виде, было предложено загружать ее по частям на корабль и уже на корабле производить окончательную сборку и проверку всех систем, т.е. корабль надо было превратить в сборочный цех. В результате предварительных исследований были выбраны два типа кораблей: десантный корабль типа «Иван Рогов» или контейнеровоз типа «Севморпуть» (рис. 2, 3).



Эти корабли с необходимыми доработками способны будут принять на борт комплектующие части нескольких ракет, аппаратуру комплекса и необходимое технологическое и сборочное оборудование ракет.



Для реализации предложенной технологии пришлось разработать уникальный агрегат — транспортно-пусковую платформу, которая имеет специальные устройства для погрузки отдельных частей ракеты и последующей их сборки. Каждое из устройств, кроме элементов крепления и амортизации, имеет три степени свободы, что необходимо для центровки отдельных частей ракеты друг относительно друга при сборке в единые конструкции.

Общее представление о транспортно-пусковой платформе дает рис. 4. Собранная на этой платформе ракета может транспортироваться кораблем практически в любую точку Мирового океана.



При исследованиях было рассмотрено большое количество вариантов обеспечения необходимой положительной плавучести ракеты: от наддуваемых эластичных шар-баллонов до специальных раздвижных катамаранных устройств. В итоге нашлось достаточно простое решение: поскольку полезную нагрузку в любом случае необходимо было защищать обтекателем, он частично решил и эту проблему (свободный воздушный объем под обтекателем). С другой стороны, обеспечивая запуск двигателя ракеты в воде, КБ пришло к необходимости установки в хвостовой части ракеты специального поддона, который в совокупности с передним защитным обтекателем, гарантировал необходимую положительную плавучесть ракеты.

Необходимо было выбрать оптимальный способ эвакуации подготовленной ракеты с корабля на водную поверхность. Из многих вариантов для дальнейшего анализа и выбора оставили два.

Первый способ — для корабля «Севморпуть» (рис. 5). Собранная ракета на транспортно-пусковой платформе подавалась на кантователь, установленный в кормовой части корабля, платформа на кантователе раскреплялась. Кантователь переводил платформу из горизонтального положения в вертикальное и затем опускал платформу специальным лифтом до уровня естественного положения ракеты «Прибой» на воде. В дальнейшем производилось отделение ракеты от платформы для свободного плавания по водной поверхности.

Второй способ — использование шлюзовой камеры корабля типа «Иван Рогов». Шлюзовая камера, в которой располагается транспорта-пусковая платформа с собранной и подготовленной ракетой, затапливается морской водой. При достижении определенного уровня затопления шлюзовой камеры ракета отделяется от платформы (всплывает), после чего производится ее эвакуация с корабля на свободную морскую поверхность при помощи плавякоря.



Второй способ был выбран в качестве основного.



Российский и зарубежный опыт разработки ракетных комплексов с подводным стартом показывает, что запуск энергетического средства ракеты при старте осуществляется в некоторый воздушный объем (или полость). Этот объём организовывался ранее (при предстартовой подготовке) или создавался непосредственно при старте, т.е. при запуске отдельных элементов двигательной установки. Это обстоятельство привело к необходимости установки на кормовую часть ракеты специального поддона (рис. 6), о котором уже говорилось выше. Для нормального горизонтального плавания ракеты и последующего перевода ее из горизонтального положения в вертикальное достаточен объём поддона 8 — 15 м³.



Для обеспечения запуска двигателя пришлось серьезно усложнить поддон. В итоге на ракете «Прибой» он выполняет несколько функций:
— совместно с передним обтекателем обеспечивает горизонтальное плавание ракеты на свободной водной поверхности,
— путем заполнения балластной цистерны обеспечивает перевод ракеты из горизонтального положения в вертикальное,
— за счет задействования газогенератора после отделения определенных частей поддона организовывает необходимый газовый объем, в который запускается основной двигатель ракеты.


Решения по стартовой системе и организации старта ракеты «Прибой» с воды иллюстрируются рис. 7, 8.

Значительное число проблемных вопросов было решено собственно по ракете-носителю «Прибой». Проблемы эти обусловлены как особенностями компоновочной схемы ракеты, так и оригинальностью схемы ее прохождения и, главное, старта. Достаточно ограничиться перечнем этих вопросов:
— разработка системы наддува ступеней ракеты и межступенчатого (1 и 2) отсека, обеспечивающей безопасность ракеты, работоспособность двигателей второй и третьей ступеней и прочность конструкции;
— обеспечение герметичности бортовой кабельной сети;
— создание герметичного головного обтекателя и системы отделения его, обеспечивающих требуемые акустические нагрузки на полезную нагрузку;
— решение вопросов обеспечения работоспособности бортовой системы управления ракеты при проведении операций, ранее отсутствовавших в логике функционирования (эвакуация ракеты из шлюзовой камеры корабля, приведение ракеты в вертикальное положение), выполняемых в автономном плавании и составляющих по времени до 10 минут;
— разработка системы дистанционного пуска ракеты.


В ходе разработки концептуального инженерного проекта удалось решить главные технические проблемы и показать возможность создания коммерческой морской ракетно-космической системы с принципиально новыми схемами элементов ракеты-носителя, пусковой системы и организации старта.



В дальнейшем программу создания РН «Прибой» пришлось закрыть из-за отсутствия финансирования.



По той же причине прекращено переоборудование под космические задачи НСК на полигоне Нёнокса, где ранее испытывались новые модификации БРПЛ.

Примечание: по ОКР «Прибой» был разработан и оформлен патент Российской Федерации RU2543436 «Псевдо имитатор стартового комплекса».
Псевдоимитатор стартового комплекса, далее именуемый комплекс, относится к ракетной технике, а именно к военным ракетным стартовым комплексам морского базирования. Комплекс автономный, скрытный, подвижный и подводный, обеспечивает старт баллистическим или крылатым ракетам, способным нести ядерный заряд или поражающие элементы для подавления систем противоракетной обороны (ПРО). Комплекс может служить маяком для ориентации подводных лодок и имитировать подводную лодку.


К недостаткам прототипа («Прибой») относится то, что корабль «Иван Рогов» является военным надводным десантным кораблем, и возможность нахождения на его борту баллистических ракет предполагает, что за его местоположением ведется наблюдение, и, следовательно, этот корабль будет атакован в первую очередь. Эвакуация ракеты и подготовка ее к старту занимает длительное время, при этом ракета будет сравнительно близко к кораблю и, скорее всего, при атаке на корабль станет невозможным старт ракеты.

Сущность изобретения состоит в том, что конструкция комплекса состоит из водонепроницаемого модуля с размещенным в нем транспортно-пусковым контейнером с ракетой. Модуль перемещается грузовым, рыболовецким или любым другим, в т.ч. подводной лодкой, далее именуемым кораблем-транспортом, в подводном и надводном положениях, на палубе или внутри корпуса корабля-транспорта. В требуемый момент времени модуль отделяется от корабля-транспорта и становится автономным. При этом создается имитация подводной лодки, все остальное: стартовый комплекс, пуск ракеты, ракета с головной частью — реальные. Головная часть может нести не только ядерный заряд, особенностью изобретения является способность нести поражающие элементы для уничтожения элементов ПРО потенциального противника для защиты других боеголовок, например, несущих ядерный заряд и выпущенных другими стартовыми комплексами



На фиг.5 — сухогруз или любое другое, преимущественно не военное, судно 20 транспортирует модули 21 разными способами: на палубе, буксирует за крепежные узлы 22 на корпусе судна или за трос 23.



На фиг.12 — модуль с раскрытым (надутым) имитатором подводной лодки 27, развернутыми антеннами 28, открытым люком 2. Комплекс в предстартовом положении.


Боеприпасы имитатора:


На фиг.16 — схема, где комплексы с имитаторами подводных лодок 27 обеспечивают защиту боеголовки 32 с ракеты, запущенной подводной лодкой в подводном положении из точки 33, координаты которой определены по координатам имитаторов 27. Боеголовка 32 летит к цели 34. Комплексы запускают ракеты так, чтобы головные части ракет подлетали и барражировали на парашюте 29, планере 30 и воздушном шаре 31 над соответствующими участками 35, 36, 37 зоны действия ПРО в момент пролета над этими участками боеголовки 32 для защиты ее и противодействия ПРО.


Воистину глаголят:
У русских, вот хоть запчасти от «Мерседеса» дай –
как начнут собирать, всё равно выходит автомат Калашникова или танк.
/Бородатый советский анекдот.



Надо заметить, что в СССР аналогичная программа была начата ещё в августе 1964 года — ракетный корабль, проектировавшийся на базе судна ледового плавания проекта 550 «Агуэма», получил рабочее название «Скорпион» (проект 909):



На его борту должны были находиться восемь ПУ ракет Р-29, а внешний вид отличался только наличием дополнительных антенн. Согласно проведенным расчетам, патрулируя арктические воды Советского Союза, такое судно могло поразить своими ракетами объекты практически на всей территории США.



Кроме того, ЦКБ-17, уже в инициативном порядке, спроектировало еще и ракетовоз, замаскированный под гидрографическое судно (проект 1111, «четыре кола»). Первые в серии суда этих проектов в ценах 1964 года обошлись бы госбюджету соответственно в 18,9 и 15,5 миллиона рублей.

Забавно, но и «миротворцы» американцы уже в 1963 г. предлагали странам НАТО создать целую флотилию таких «судов с сюрпризом» на базе транспортов типа «Маринер».


/ опять "съехал" с темы/

Морская ракетно-космическая система «Рикша»



С расчетом на долговременную перспективу ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» совместно с НПО «Энергомаш», КБ общего машиностроения, НПО автоматики и приборостроения и ГП «Красноярский машиностроительный завод» приступил к разработке ракетно-космического комплекса «Рикша», предназначенного для запуска космических аппаратов малого класса — это третье направление нашей космической деятельности.



Анализ перспективного рынка космических услуг показывает, что в зарубежных и российских космических программах преобладают малые космические аппараты, предназначенные для низкоорбитальных систем связи, зондирования Земли, исследования околоземного космического пространства, реализации космических технологий. Рост интереса к малым космическим аппаратам в значительной степени объясняется такими их преимуществами, как низкая стоимость, оперативность создания и развертывания, возможность быстрой реакции на новейшие научно-технические достижения и потребности рынка.

Для того чтобы наиболее полно быть востребованной на рынке средств выведения (10 — 15 пусков в год), ракета-носитель должна обеспечить выведение спутников связи (передача речевых сообщений) массой около 800 кг на орбиты высотой до 800 км, спутников наблюдения массой 350 — 500 кг на орбиты высотой 500 — 800 км, возвращаемых спутников массой около 1000 кг на орбиты высотой 350 км.





Космические аппараты малого класса в силу разнообразия решаемых задач требуют выведения на орбиты от экваториальных до солнечно-синхронных. Охватить такой широкий спектр наклонений орбит стационарными комплексами с территории России проблематично. Задачу может решить транспортабельный комплекс на базе ракеты-носителя легкого класса. Кроме того, необходимо отметить возросшие в последнее время требования к экологической безопасности ракетно-космической техники, стоимости ее создания и эксплуатации. С этой точки зрения весьма перспективным является использование для ракет-носителей в качестве горючего сжиженного природного газа в паре с жидким кислородом в качестве окислителя, что позволяет:
— обеспечить минимальную экологическую нагрузку на окружающую среду при падениях отработанных ступеней и при аварийных ситуациях;
— добиться высоких энергетических и габаритно-массовых характеристик ракеты;
— использовать сжиженные природные газы других стран — потенциальных потребителей, что повысит рыночную привлекательность коммерческой ракеты-носителя.


Комплекс «Рикша» разрабатывается как средство выведения на околоземные орбиты и суборбитальные траектории космических аппаратов легкого класса различного назначения из любых заранее оговоренных районов суши и моря.

Основной замысел разработки комплекса «Рикша» — максимальное удовлетворение потребностей заказчиков пусков. Исходя из этого, комплекс строится в транспортабельном исполнении, что позволяет реализовывать широкий диапазон наклонений орбит при оптимальных энергетических затратах на выведение полезных нагрузок и использовать территорию стран-заказчиков (по их желанию) для проведения пусков. Для комплекса «Рикша» предусматриваются два варианта пусковых систем с унифицированными подсистемами (рис. 2):



— стационарный быстровозводимый стартовый комплекс с максимальной заводской готовностью систем и с использованием инфраструктуры существующих полигонов России (Свободный, Плесецк) и полигонов зарубежных стран;
— морской комплекс с использованием дооборудованных больших рыбоперерабатывающих траулеров проекта 1288.


Ракета-носитель имеет в своем составе две маршевые ступени. В зависимости от решаемых задач она может оснащаться апогейной двигательной установкой. На маршевых ступенях используются модификации одного и того же ЖРД. На первой ступени собран пакет из шести двигателей, на второй ступени установлен один двигатель. Топливные баки первой и второй ступеней — цельносварные вафельной конструкции из алюминиево-магниевого сплава. Разделительные днища однослойные. Изготовление таких конструкций освоено Красноярским машиностроительным заводом. Бортовая аппаратура системы управления размещается в герметичном приборном отсеке с возможностью его замены на стартовой позиции. Система управления ракеты — инерциальная с коррекцией по внешним ориентирам (системы «Навстар» и «Глонасс»). Полезная нагрузка находится под обтекателем, конструкция которого обеспечивает ее пылевлагозащиту и имеет люки для подвода пневмо- и гидромагистралей к системам полезной нагрузки и осуществления электрических связей с наземной аппаратурой. Объем зоны полезной нагрузки 9 м³.



В конструкцию ракеты, длина которой 24,5 м, диаметр 2,4 м, стартовая масса 64 т, внедрен ряд оригинальных технических решений (отсутствие межбаковых и межступенчатых отсеков, размещение двигателей в баках горючего), которые оправдали себя в баллистических ракетах подводных лодок нескольких поколений и позволяют: снизить пассивную массу ракеты и тем самым повысить ее энерговооруженность; упростить процесс захолаживания двигателей перед запуском; улучшить жесткостные параметры ракеты как объекта стабилизации; использовать существующие транспортные средства для перевозки ракеты-носителя; сократить габариты ракеты и транспортных средств.

На рис. 3 показаны энергетические возможности ракеты-носителя:



Ракета-носитель «Рикша-1» может выводить как зарубежные космические аппараты, так и значительную часть современных и перспективных аппаратов российского производства. При создании ракеты-носителя «Рикша-1» закладываются модернизационные возможности. Так, оснащение ракеты двумя боковыми ускорителями на основе баков первой ступени обеспечивает выведение на околоземную орбиту полезной нагрузки массой до 4 тонн.



Послесловие:
Очень жаль (с инженерной и экономической точек зрения), что эти ракетно-космические системы не были реализованы в полном объёме.
На это были три причины:
1. Экологическая составляющая:
«Сага о ракетных топливах-обратная сторона медали»
Могу представить, как бы рвались пуканы у «Гринпис» и «Беллона», а последняя взвыла бы как белуга от такой перспективы.
Всё-же «мокрый старт» БРПЛ это достаточно не экологично.
2. Развал СССР и снижение потребности в выводе на орбиту большого числа военных и гражданских спутников.
3. Некоторые спутники и комплектующие могут быть запущены исключительно с территории производителя/заказчика пусков.
— Закон условий экспорта высоких технологий от 1979 году;
— Товары военного назначения, контролируемые Списком вооружений США (US Munitions List)
— Товары двойного назначения, перечень которых определен Списком торгового контроля США (Commercial Control List).


А готовят РН к старту, как известно, исключительно специалисты завода-изготовителя.
«Дать в руки» спецов одного из самых грозных предприятий ВПК СССР высокие технологии - на это решится не каждый.
...могут не только лишь все, мало кто может это делать.
[3]
4.Большая конкуренция со стороны российских и украинских производителей ракетной техники.




По сути, демпинг самих себя и себе же в ущерб.


Всё вышенаписанное мной поясняет, почему «ГРЦ Макеева» празднует не только дни: рождения современного отечественного ракетостроения, машиностроителя, ракетных войск и артиллерии, моряка-подводника и день химика, но и вполне заслуженно 12 апреля миасские ракетостроители считают своим профессиональным праздником.





С чем их сердечно и заранее поздравляю.





Первоисточники и цитаты:
[1]Рок-н-ролл под Кремлем. Книга 4. Еще один шпион / Корецкий Д.А.
[2]Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг. / Волошина В. Ю., Быкова А. Г. Советский период российской истории (1917—1993 гг.)
[3]Виталий Владимирович Кличко — цитатник.
* Я ничего нового не написали не исследовал, лишь собрал воедино и добавил фотографии и видео.
*Перековеркивать технические термины и хороший текст-нет смысла.
В основном всё позаимствовано у:
ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» И.И. Величко, Н.А. Обухов, Г.Г. Сытый, А.П. Шальнев «МОРСКАЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»
Пресс-служба ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»
«Ракеты-носители на базе баллистических ракет подводных лодок»
© Иван Тихий 2002 год
Фотографии видео, графика и ссылки:
Телеканал ЗВЕЗДА
www.miasskiy.ru
www.navsource.org
www.makeyev.msk.ru
www.img-fotki.yandex.ru
www.niskgd.ru
www.cableman.ru
www.habrastorage.org
www.studfiles.ru
www.ntpo.com
www.rosatomflot.ru
www.navsource.narod.ru
www.arms-expo.ru
www.fishki.net
www.makeyev.ru
www.topwar.ru
www.zonwar.ru
www.igordiksa.com
www.sovtime.ru
www.yaplakal.com
www.militaryrussia.ru
www.fas.org/nuke/guide/russia/slbm
www.directory.eoportal.org
Автор: Антон [opus]


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Околоточный 16 марта 2017 15:44
    Спасибо, с интересом прочитал ваш Труд.
  2. А1845 16 марта 2017 15:50
    За обилие материала спасибо! good да и написано с юмором
    хорошо бы услышать еще оценку автора всех этих планов - "Севморпуть" раскурочить и т.д.
    может не просто так закончилось финансирование?
    1. opus 16 марта 2017 16:28
      Цитата: А1845
      может не просто так закончилось финансирование?


      Атомный лихтеровоз «Севморпуть» (АЛВ) был спроектирован еще в 1978, заложен в 1984, а сошел со стапелей закрытого завода «Залив» в Керчи в 1988 году. Как часть программы перехода от «очаговых» к комплексным программам развития Севера этот корабль и его близнец (который с развалом СССР так и не был построен) должны были взять на себя обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

      Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ

      / Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (1825 – 1908)

      Нам сейчас нечего переоборудовать.....


      2016:Как сообщила пресс-служба ФГУП "Атомфлот", 6 мая 2016 года атомный лихтеровоз (алв) «Севморпуть» проекта 10081 вышел из порта Мурманск в направлении острова Котельный. Это первый рейс за последние десять лет единственного в мире транспортного судна с ядерной энергетической установкой.

      Атомный лихтеровоз не имеет ограничения скорости при движении в крупнобитых льдах толщиной до 1,5м
      1. stalkerwalker 16 марта 2017 16:36
        Цитата: opus
        Атомный лихтеровоз не имеет ограничения скорости при движении в крупнобитых льдах толщиной до 1,5м

        Ага...
        Тапок в пол - и погнали по льду, пусть и битому....
        Но кто видел - что скрывается под водой? Плавание во льдах - это наука.
      2. амурец 16 марта 2017 16:53
        Цитата: opus
        Нам сейчас нечего переоборудовать.....

        Не всё так грустно. http://polit-mir.ru/arktiku-prikroyut-boevye-ledo
        koly-3536.html

        боевые ледоколы.
        1. амурец 16 марта 2017 17:00
          Цитата: амурец
          Не всё так грустно.

          Или подобный красавец. http://24ri.ru/down/open/novoe-ledokolnoe-sudno-s
          nabzhenija.html
      3. Стропорез 17 марта 2017 01:02
        Антон,отличная статья. Спасибо! hi
        Относительно Керченского "Залива" , три последних года ,к сожалению, особой движухи я не заметил, а ведь именно там находится уникальный док.
  3. амурец 16 марта 2017 16:07
    / опять "съехал" с темы/
    Антон, ничего не съехал. Если последующее и было как-то мало-мальски описано, то про "гибрид Прибой" я только мельком встречал упоминания. Спасибо! Очень интересно. Конечно жаль что такие интересные проекты были закрыты.
    1. Inok10 17 марта 2017 00:24
      Цитата: амурец
      Антон, ничего не съехал. Если последующее и было как-то мало-мальски описано, то про "гибрид Прибой" я только мельком встречал упоминания. Спасибо!

      ... присоединяюсь ... отличный материал ... удовольствие для чтения ... hi
      П.С. ... ой ... Антон Батькович .. "Севморпуть" в строю ...
      1 декабря 2015 года обновленный атомоход, завершив ходовые испытания, ошвартовался у причала в Мурманске.
      ... а, если учесть что строился он на ССЗ "Залив" в г. Керчь ... только бы не сглазить исходя из:
      Вдруг выяснилось, что у России грандиозные планы в Арктике, связанные с освоением Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. Министерство обороны объявило о планах наращивания в этом регионе военных группировок, для чего необходимо восстанавливать всю заброшенную с советских времен инфраструктуру, возрождать аэродромы и порты на Новосибирских островах и земле Франца-Иосифа. Под все эти задачи требуется возить огромное количество грузов, поэтому срочно необходим большой сухогруз с максимальным запасом хода.
      ...
  4. Талгат 16 марта 2017 17:08
    Главное тут наверное в том. что можно позже окупить затраты на БРДМ

    Ядерное сдерживание очень важно - чтобы агрессор воздержался от агрессии


    Но если можно будет позже вернуть часть средств с помощью морских стартов - то это только замечательно
  5. pimen 16 марта 2017 18:42
    м-да, всё очень здраво, хотя к чему такие изыски - достаточно назначить списанную лодку
    акула бы, наверное, подошла
    1. opus 16 марта 2017 19:24
      Цитата: pimen
      акула бы, наверное, подошла

      очень трудный доступ к ПН в стартовом стакане ПЛ.
      Да и речь об МБР с ЖРД. а у Р-39/Барк ТТРД.
      1. pimen 16 марта 2017 19:57
        зачем доступ к ПН в стартовом стакане?
        ну, пусть это будет дельфин, если дешевле
        1. opus 16 марта 2017 20:51
          зачем доступ к ПН в стартовом стакане?

          расчет и ввод полетного задания в процессе предстартовой подготовки;
          ввод данных метеорологии перед пуском
          иногда требуется охлаждать ПН, а иногда нагревать
          гироскопы раскручивать,прецессия
          электропитание (что бы не жечь БИП)
          Да много чего
          тут видны "разъёмы"


          а тут когда отходит мачта

          Цитата: pimen
          ну, пусть это будет дельфин, если дешевле

          это описано в 1ой чамти
          https://topwar.ru/110679-sistemy-podvodnogo-start
          a-kak-popast-iz-pod-vody-na-orbitu-ili-v-kosmos.h
          tml
          1. pimen 17 марта 2017 10:59
            Просто глядя на столь проработанные проекты, можно подумать, что проблема назрела и перезрела. А в действительности не используется и то, что реально есть и работает
            1. opus 17 марта 2017 11:32
              Цитата: pimen
              А в действительности не используется и то, что реально есть и работает


              На это были три причины:
              в конце статьи описано.
              мы всё прошляпили(перестройка и 90-е)
              ни у кого так остро не стоит вопрос о точке пуска (широта) как у нас (из ракетных держав)


              Байконуp (45,6 град. с.ш. и 63,3 град. в.д.).
              Орбиты: минимальное наклонение - 50 град., максимальное - 99 град.

              Плесецк (62,7 град. с.ш. и 40,3 град. в.д.).
              Орбиты: минимальное наклонение - 62,4 град., максимальное до недавнего времени было 83 град, но в 2000 г. освоены 87 град и 98 град.
              Свободный (51,5 град. с.ш. и 138,5 град. в.д.)
              Орбиты (в теории): минимальное наклонение - 51 град., максимальное - 110 град., на практике пока только 97 град.
              Капустин Яр (48,5 град. с.ш. и 45,8 град. в.д.)
              Орбиты: минимальное наклонение - 48,4 град., максимальное - 50,7 град.


              против:


              американцы используют снятые с вооружения МБР как РН : титан(HGM-25 Titan I),атлас (Convair SM-65 Atlas), минотавр (МХ LGM-118)



              а потом уж строят новые
              И UGM-133A Трайдент II (D5) то же будут использовать как РН лёгкого класса.

              Мы же уничтожаем или сгнивает у нас.
              1. А1845 17 марта 2017 12:42
                Цитата: opus
                мы всё прошляпили

                это понятно
                и американцы на титанах запускают успешно, что тоже понятно (а мы и тут прошляпили?)
                вот что непонятно - вывод нагрузки с БРПЛ рентабелен ли с учетом всех заморочек?
                1. opus 17 марта 2017 13:28
                  а мы и тут прошляпили?

                  мы порезали и пожгли

                  Цитата: А1845
                  вывод нагрузки с БРПЛ рентабелен ли с учетом всех заморочек?

                  -тренировать стартовую команду надо? не на массо-габаритном макете, а на реальном. Надо!
                  -срок гарантированного хранения вышел: ввези на завод изготовитель и утилизируй, либо боевые стрельбы (боевые не на орбиту: согласуй+квота). Денег стоит? Да.
                  а тут и утилизация и тренировка личного состава+ вывод ПН(своей или за деньги но чужой)
                  -у нас нет космодромов южнее 40гр северной широты: только французская Гвиана или морской старт
                  -спутники "нанонизируют" и сейчас ждут своей очереди к какому большому брату можно прицепиться.
                  а тут здесь и сейчас.


                  Наноспутник Sprite
                  1. Околоточный 17 марта 2017 13:39
                    Антон, с экономикой вы правы. Смогли бы этим не только минимизировать убытки, а ещё и прибыль получать.
                  2. А1845 17 марта 2017 14:38
                    Цитата: opus
                    или морской старт

                    он тоже уже пару лет в простое
                    Цитата: opus
                    спутники "нанонизируют"

                    тенденция есть, тем более разумно для целей экстренного вывода нагрузки на орбиту
                    1. opus 17 марта 2017 15:02
                      Цитата: А1845
                      он тоже уже пару лет в простое

                      Он не на наши финансы был.
                      И опять же для МС- НАДО делать было РН "Зенит2Л"( Украина)
                      А тут всё готово, и оборонные предприятия ЗАГРУЖЕНЫ, а не кастрюли выпускают.
                      Вы время-то посмотрите какое описано: не сейчас, а ТОГДА.
                      в прочем эта тема описана мной в статье: Надводный старт,проект "Селена" (как-то так- я уж сам название не помню).
                      Вероятно скоро опубликуют.
                      Цитата: А1845
                      для целей экстренного вывода нагрузки на орбиту

                      это вообще важно: сигареты на МКС закончились, ларька нет. 30 минут и уже там wink
  6. Dashout 28 мая 2017 09:15
    Горжусь своей Родиной!
Картина дня