Североатлантический альянс в эпоху смены западных элит
ТРАМП КАК ГЕНЕРАТОР ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Инициатором изменений является Вашингтон, где администрации Трампа приходится решать и острые внутренние вопросы, и накопившиеся проблемы за пределами США.
Широко разрекламированный разворот США к Азии, продолжающийся уже пять лет, пока не дает эффекта. Повышается вероятность мирового раскола по оси российско-китайского сотрудничества с одной стороны и западным блоком государств во главе с США – с другой.
На Ближнем Востоке крепнут сомнения в способности американцев играть лидирующую роль, усиливается нестабильность. Скрытно поддерживаемые США террористические группировки закрепились в Ираке, Ливии, Сирии, Западной Африке. Важным игроком в регионе становится Россия, многие ищут сотрудничества с ней. Люди активно реагируют на изменения в структуре международной безопасности, сложившейся после холодной войны. По результатам глобального опроса, проведенного недавно социологами международного исследовательского центра WIN/Gallup International, граждане Болгарии, Греции, Словении и Турции предпочли бы военное союзничество с Россией, если бы на их страны кто-то напал. При этом главной угрозой безопасности болгары и греки назвали Турцию, которая также является членом НАТО и теоретически должна считаться их союзником. Турецкая оккупация Северного Кипра в 1974 году показала, что жители этих стран не могут рассчитывать на защиту альянса, поэтому они выбирают Россию.
Китайцы выбрали желаемым союзником Россию, россияне – Китай, таким образом, политика США в последние 20 лет привела к сближению Москвы и Пекина.
Европа увязает в проблемах неконтролируемой миграции, ведущие страны Старого Света все громче говорят о неадекватности ЕС, его неспособности противостоять вызовам и угрозам. К власти в ряде европейских государств пытаются получить доступ лидеры, настроенные весьма скептически к ЕС и НАТО, грозящие новыми брекзитами. Глобальная нестабильность усиливается из-за начала военного соперничества в относительно новых сферах – в космосе и киберпространстве. Растет вероятность, что политические проблемы усугубятся серьезными климатическими изменениями.
В этих условиях появляются новые трещины в не так давно казавшемся незыблемым монолите западной солидарности по отношению к России: раздаются голоса влиятельных политиков за пересмотр и отмену антироссийских экономических санкций, в пользу выработки единых мер по борьбе с международным терроризмом. По словам Франсуа Олланда, «для Франции Россия не является ни противником, ни угрозой» и Париж рассматривает Россию не в разрезе соперничества, а в разрезе партнерства. Однако Германия и Великобритания считают, что без кардинального изменения внешнеполитического курса России она уже в обозримом будущем «станет угрозой безопасности для нашего континента». Именно в этой категоричной и в корне неверной оценке состоит главное и опасное заблуждение западных элит.
Однако традиционная антироссийская позиция Вашингтона, Берлина, Лондона и некоторых других столиц НАТО оказалась решающей при выработке министрами обороны альянса консолидированной точки зрения на продолжение курса на обострение геополитического противостояния между Западом и Москвой на основе политики с позиции силы и дальнейшего наращивания мер по сдерживанию России. Такой курс выгоден западным элитам, рассчитывающим не допустить сближения России и США, ослабить и измотать нашу страну в навязываемой гонке вооружений и гибридной войне, добиться уступок по принципиальным вопросам.
В решениях политиков альянса получили закрепление несколько направлений военно-силового и информационного характера, реализация которых переводит предшествующие рассуждения о некой виртуальной опасности войны к осознанию реальности военного столкновения. Одновременно главы военных ведомств стран альянса сделали первые шаги навстречу достаточно жесткой и даже в чем-то ультимативной риторике новой американской администрации в адрес НАТО.
Под давлением США новый импульс придан шагам по адаптации Североатлантического блока к новым политическим реалиям. Это прежде всего наращивание сил и средств альянса в рамках стратегии сдерживания России, с которой Вашингтон намерен «говорить с позиции силы». Подобное заявление в Брюсселе главы Пентагона Джеймса Мэттиса немедленно получило жесткую отповедь со стороны министра обороны РФ Сергея Шойгу.
В соответствии с указаниями Вашингтона намечены некоторые шаги по приданию военно-политическому союзу реальных возможностей по борьбе с международным терроризмом, обеспечению большей самостоятельности ОВС блока и ситуационных коалиций в составе отдельных стран при проведении операций на удаленных театрах и совершенствованию взаимодействия с союзниками и партнерами. Весьма острой остается проблема выполнения государствами – членами НАТО финансовых обязательств.
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ НАТО
Министры согласовали ряд первоочередных мер по противостоянию террористическим угрозам альянсу со стороны Среднего Востока и Северной Африки. При оперативном командовании объединенными силами НАТО в Неаполе (Италия), которому подчинены сухопутные, морские и воздушные компоненты ОВС НАТО в регионе, будет создан специализированный аналитический и координационный центр. В нем около 100 офицеров будут заниматься оценкой угроз на южном направлении и разрабатывать предложения по противодействию им. Одновременно приняты меры по улучшению предварительного планирования учений, активизации подготовки войск с упором на отработку вопросов использования Сил реагирования НАТО в регионе.
Получила развитие концепция, направленная на развитие способностей альянса оперативно реагировать на возможные военно-политические ситуации за счет внедрения модели сотрудничества, предусматривающей образование устойчивых многонациональных войсковых боевых единиц. В рамках ситуативных коалиций в составе нескольких стран намечено формировать новые мобильные ударные подразделения НАТО, которые будут действовать самостоятельно или станут частью более крупной универсальной группы быстрого реагирования. Считается, что за счет участия в таких силах небольшие страны с их специальными навыками дополнят военный потенциал крупных членов НАТО.
Первым шагом стало подписанное министрами обороны Бельгии, Дании и Нидерландов соглашение о создании в 2019 году многонациональной штабной группы для руководства и координации специальных операций с участием нескольких подразделений в рамках совместного реагирования на угрозы ограниченного масштаба.
Для небольших стран преимущество от сотрудничества с более крупными партнерами будет заключаться в возможности повысить уровень своей подготовки и технического оснащения. В свою очередь, ведущие государства НАТО (Германия, Франция и некоторые другие) в случае обострения обстановки в Европе смогут опираться на более крупные сухопутные соединения, взаимодействие с которыми будет отлажено в мирное время. Такая концепция считается важной также и потому, что в будущем самым ограниченным ресурсом армий государств – членов НАТО будет не материальная база, а персонал.
Одновременно сторонники формирования самостоятельных военных возможностей Европейского союза рассчитывают, что тесная совместная работа европейских стран – членов НАТО под руководством Германии может стать настоящей основой европейской армии. По мнению Берлина, Евросоюз в настоящее время «не способен защитить себя от внешних угроз и не может полагаться только на трансатлантическое партнерство с Соединенными Штатами». Поэтому намеченная на встрече министров в Брюсселе консолидация военных усилий альянса, расширение международных связей объективно способствует укреплению военной идентичности ЕС. Чем теснее и дольше будет сотрудничество европейцев под эгидой НАТО, тем скорее они смогут участвовать в совместных миссиях за пределами зоны влияния альянса, за которые несет ответственность НАТО или Европейский союз.
На фоне снижения интереса Вашингтона к Европе обращает на себя внимание повышение активности Германии на восточном направлении и прежде всего на Украине, где Берлин, похоже, вновь пытается реанимировать известную концепцию завоевания жизненного пространства на Востоке. Как отнесутся к этой новой политической реальности европейские партнеры Германии, которая в условиях снижения внимания США к Европе, по сути, претендует на роль военного фундамента НАТО, покажет время.
С учетом заявлений Трампа об «устаревшем НАТО» и требований Вашингтона к союзникам выполнять все свои обязательства в области повышения бюджетных ассигнований на оборону продолжилась ожесточенная дискуссия по проблемам выравнивания участия стран-союзниц в финансировании военного строительства блока и выходу на обязательный для всех 2-процентный уровень расходов. Новый министр обороны США Джеймс Мэттис предъявил ультиматум своим коллегам – главам оборонных ведомств стран НАТО: «Если ваши народы не хотят увидеть, как Америка отказывается от части своих обязательств в этом альянсе, то ваши правительства должны показать, что поддерживают нашу общую оборону».
Цель в 2% – ориентир по доле военных расходов в объеме ВВП, – которую европейские партнеры НАТО признавали на протяжении многих лет, но которой фактически пренебрегали, на фоне нынешнего напора США получила новое измерение и снова стала считаться разумной. Однако решение этой задачи требует времени и политической воли. Например, Германии на то, чтобы достичь этой цели и увеличить оборонный бюджет с нынешних 37 млрд евро до 75 млрд евро, потребуется минимум 10 лет.
В 2016 году только четыре страны альянса кроме США выполнили это требование. Более 2% своих ВВП расходовали на оборону Греция (2,4%), Великобритания (2,2%), Эстония (2,2%) и Польша (2%). В абсолютных числах бюджет оборонного ведомства в США в 2016 году составил 594 млрд долл., а во всех европейских странах – членах альянса и Канаде вместе взятых – 273 млрд долл.
Некоторые страны НАТО (Италия, Испания) «пробрасывают» идею, что мы, мол, и так много тратим на участие в операциях альянса и поэтому было бы справедливо предусмотреть для нас иной, щадящий график выхода оборонных затрат на уровень 2%.
Соответствуют требованиям новой американской администрации о модернизации «ветхого» альянса и шаги, направленные на повышение способности НАТО проецировать силу за пределами зоны ответственности блока. Министры обороны Бельгии, Германии и Норвегии подписали протокол о присоединении к проекту, предусматривающему использование для нужд блока восьми многоцелевых транспортно-заправочных самолетов А330, заказанных Голландией и Люксембургом. Поставка двух первых самолетов намечена на 2020 год.
ШАГИ НАТО ПО СДЕРЖИВАНИЮ РОССИИ
Вместе с тем процесс осознания реальности войны как вполне вероятного шага в развернувшимся противостоянии между Россией и Западом уже прошел несколько этапов, знаменующих постепенную эскалацию напряженности в военно-политической и информационной сферах в течение последних лет.
В военно-политической сфере в рамках провозглашенных альянсом «новых условий безопасности» министры подтвердили проведение последовательной адаптации военных программ НАТО в соответствии со стратегией сдерживания России. Географически это происходит прежде всего в странах Восточной Европы и Балтии, где натовской стороной осуществляются следующие шаги:
– последовательное развитие «трех ключевых элементов «чикагской триады» – объединения ракетно-ядерных, противоракетных и обычных вооружений США и НАТО с перспективой их возможного применения в глобальном масштабе». Такая стратегия впервые была зафиксирована в итоговых документах саммита НАТО в Чикаго (май 2012 года) и затем получила развитие на саммитах блока в Великобритании и Польше в 2014–2016 годы. До этого в период с 1989 по 2012 год у США и НАТО существовала «диада», в которую входили только ядерные вооружения и силы общего назначения.
Продолжается создание позиционных районов системы стратегической противоракетной обороны США и ее сопряжение с объединенной системой натовской ПВО/ПРО. Особую опасность обусловливает положение американской доктрины «наступательного ядерного сдерживания путем устрашения» о возможности применения стратегического и тактического ядерного оружия в первом «превентивном и упреждающем» ударе по потенциальным противникам, в число которых входит и Россия. Сегодня этот тезис усиливается заявлениями новой американской администрации о диалоге с Россией с позиции силы:
– в соответствии с «Планом действий по повышению боеготовности альянса» будет продолжено развитие военной инфраструктуры НАТО за счет увеличения количества объектов заблаговременного складирования вооружения и военной техники на территории восточноевропейских стран, формирования в странах Балтии, Болгарии, Польше, Румынии, Венгрии постоянных органов управления группировками ОВС НАТО, а также передовых координационных центров по приему войск усиления. С учетом призывов Трампа нацелить НАТО на борьбу с терроризмом укрепляется южный фланг альянса;
– в Латвии, Литве, Польше и Эстонии размещаются четыре многонациональных батальона, а также многонациональная бригада под командованием штаба дивизионного уровня в Румынии;
– реализуется решение об увеличении с 13 до 40 тыс. человек контингента Сил реагирования НАТО, «острием» которых становятся Совместные силы сверхбыстрого реагирования.
В результате этих и некоторых других мер за счет размещения в странах Центрально-Восточной Европы и Балтии дополнительных воинских контингентов, создания развитой инфраструктуры, складской и транспортной сети Североатлантический союз получает возможность для резкого наращивания группировки возле российских границ.
Важным представляется решение НАТО о создании собственной Службы разведки и безопасности. В этом контексте министры обороны заявили о намерении совершенствовать технические средства разведки, в частности, приступить к изучению вопросов замены к 2035 году самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией АВАКС–НАТО и совершенствовать обмен информацией, получаемой от беспилотных разведчиков «Глобал Хок» на авиабазе Сигонелла в Италии.
Не прекращаются попытки втянуть в НАТО северных соседей альянса – Швецию и Финляндию. В этом контексте вооруженные силы этих государств привлекаются к учениям с антироссийскими провокационными сценариями, усиливается взаимодействие в сфере противостояния киберугрозам. НАТО и Финляндия подписали в ходе встречи министров обороны политический рамочный договор о сотрудничестве в сфере киберобороны.
По некоторым данным, администрация США якобы работает над созданием альянса ближневосточных государств для противодействия угрозе Ирана с использованием опыта натовских проектов «Стамбульская инициатива о сотрудничестве» и «Средиземноморский диалог». Союз предполагается основать на принципе коллективной обороны по аналогии с НАТО с включением на первых этапах Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Иордании, а впоследствии и некоторых других государств Ближнего Востока. Не исключено, что к новому альянсу может присоединиться Израиль, но на условиях ограниченного членства, подразумевающего только сотрудничество в области разведки. Главные противники нового союза – Иран и Россия.
Представляется вероятной попытка создать некое подобное объединение с опорой на партнеров США и НАТО в ЮВА для противостояния растущей мощи Китая и России.
Однако на фоне последних двух пока виртуальных проектов гораздо более четкие очертания получают шаги НАТО по совершенствованию механизмов оперативного реагирования на вызовы и угрозы современности, прежде всего борьбе с международным терроризмом. С этой целью могут быть внесены принципиальные изменения в устоявшиеся механизмы принятия решений, что неизбежно затронет не только собственно военные, но и политические основы деятельности блока. С учетом анализа дискуссий в политических и военных структурах НАТО, к числу изменений, которые в обозримом будущем могут быть зафиксированы в доктринальных документах блока, относятся:
– переход от установленного в органах НАТО принципа принятия решений на основе консенсуса к принципу большинства голосов и ликвидация права наложения вето на данные решения странами – участницами Североатлантического союза. Особенно это важно для органов военного управления, иначе альянс потеряет способность успевать за событиями в ходе динамично развивающейся кризисной ситуации. Принцип консенсуса может быть сохранен только в регламенте Постоянного совета НАТО;
– отказ от налагаемых национальными законодательствами стран – членов НАТО ограничений по участию в операциях этой организации, подобных тем, что препятствовали проведению афганской кампании;
– исключение из процесса принятия решений по операциям НАТО тех членов альянса, которые не участвуют в этих кампаниях;
– использование силы без санкции Совета Безопасности ООН в тех случаях, когда «требуется принятие незамедлительных мер для защиты большого числа людей».
Конечная цель комплекса предполагаемых изменений – создать нормативно-правовые основы и максимально облегчить формирование на площадке НАТО ситуативных коалиций, способных действовать в глобальном масштабе с опорой на базовые ресурсы блока. Такая трансформация блока в определенной мере будет способствовать снятию опасений новой американской администрации, связанных с «устаревшим НАТО» и его ограниченными способностями реагировать на кризисы. Однако только этих шагов недостаточно.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ НАТО
Дональд Трамп четко заявил, что США во время его президентства должны будут заботиться исключительно о собственном благополучии. Таким образом, Америка отказывается от своей роли блюстителя мирового порядка, и новый президент, который ставит потенциальную выгоду для собственной страны превыше всего, не видит в этом абсолютно никакой проблемы.
Эту реальность европейским членам НАТО еще предстоит осознать. Пока на политике НАТО продолжают сказываться существенные геополитические просчеты, связанные с неадекватной оценкой обстановки безопасности в Европе из-за ошибочного определения источников угроз и потребного потенциала для противостояния им. Эта искаженная оценка ведет к серьезным деформациям политики и определяет ошибочную направленность военных приготовлений блока. В Брюсселе все еще недооценивают реальную опасность, исходящую от комплекса угроз НАТО, связанных с южным флангом альянса. Сегодня проблемы, которые проецируются на этот регион с Ближнего Востока и Северной Африки, уже достаточно глубоко изменили жизнь не только в Южной Европе, но и в Центральной и Северной Европе. Под угрозой находится европейская идентичность как таковая.
Однако альянс до сих пор в полной мере не осознает этот факт, сосредоточивая главные усилия на противостоянии с Россией, что изначально носит контрпродуктивный характер и является результатом грубых стратегических просчетов при оценке обстановки. В Вашингтоне и Брюсселе должны понять, что безопасность альянса и международная безопасность в целом в решающей степени зависят от наличия конструктивного взаимодействия с Москвой на равноправной основе. Для создания необходимых условий такого взаимодействия следует прекратить поддержку русофобских сил на Украине, отказаться от размещения элементов американской стратегической ПРО в Румынии и Польше, вернуть в места постоянной дислокации силы и средства стран НАТО, размещенные в приграничных с Россией регионах.
Иначе европейские государства – члены Организации Североатлантического договора перед лицом грозных вызовов и угроз современности рискуют остаться без поддержки весомых и доказавших на деле свою эффективность партнеров. А весь мир продолжит движение в направлении глобального конфликта, в котором победителей не будет.
Информация