Первенец с английской родословной

16
В том, что глиссерами заинтересовался авиаконструктор, нет ничего удивительного: Туполев занимался среди прочего гидросамолетами, и при создании глиссеров отрабатывались расчетные методики, применимые и для них. Корпус «Первенца» действительно сильно напоминал подкрыльевой поплавок тяжелого гидроплана.

Тактико-техническое задание на торпедный катер командование Рабоче-крестьянского Красного флота выдало ЦАГИ в начале 1925 года. До этого момента Комглисс (созданная в 1920-м Комиссия по применению глиссеров в военном флоте республики), скооперировавшись с ЦАГИ, успела построить несколько опытных плоскодонных деревянных судов с воздушными винтами (как и у ГАНТ-2). Однако морякам такая винтомоторная установка, уязвимая даже для пулеметного огня, не понравилась да и катера больше годились для рек и озер, а не морей.



«Первенец» же был дюралюминиевый с реданом и имел классические гребные винты. В качестве натурных образцов при проектировании ГАНТ-3 использовались трофеи Гражданской войны – английские торпедные катера CMB (coastal motor boat) конструкции фирмы John I. Thornycroft & Company. На красных военморов они произвели впечатление еще в 1919 году. Тогда в Финском заливе английским катерникам удалось потопить крейсер «Олег», плавучую базу «Память Азова» и повредить линкор «Андрей Первозванный».

Строго говоря, именно трофейные «Торникрофты» и стали первыми торпедными катерами советского ВМФ. Взятые у белых на Каспии (ранее они входили там в состав английской флотилии коммодора Норриса), три таких катера с 1924 года под названиями «Бойкий», «Быстрый» и «Бурный» были зачислены в состав морских сил Черного моря (МСЧМ). Изучать их в Севастополь приезжали инженеры ЦАГИ, черты «Торникрофтов» легко угадываются в «Первенце», а также его прямых потомках. Правда, английские катера имели корпуса не металлические, а из красного дерева. Подобно британскому прототипу, ГАНТ-3 был оснащен торпедным аппаратом желобного типа для сброса 450-мм торпеды образца 1912 года винтами назад по направлению движения катера.

Первенец с английской родословнойНа испытаниях в Северной бухте Севастополя «Первенец» легко дал, как и требовалось, 54-узловый ход, обогнав шедший параллельным курсом «Торникрофт». Еще бы: если там стоял один 275-сильный авиационный бензомотор, то на «Первенце» – два общей мощностью 1200 лошадиных сил. Хорошими были и маневренные качества катера, но мореходные, как и у «англичанина», оказались низкими. При волнении в два балла командира и рулевого в открытой рубке просто заливало. Впрочем, приемная комиссия отметила, что ГАНТ-3 как опытный корабль полностью оправдал надежды, и 12 августа 1927 катер включили в состав МСЧМ. Тем самым «Первенец» дважды оправдал свое имя, став в РККФ не только отечественным торпедным катером № 1, но и вообще первым боевым кораблем полностью советской постройки. На Черном море он прослужил до 1933 года, после чего его перевезли на Каспий, где он и завершил свою службу в качестве разоруженного рейдового плавсредства.

Ободренное успехом «Первенца» командование РККФ заказало проект аналогичного катера, но уже с двумя 450-мм торпедами кормового выталкивания при условии устранения ряда выявленных недостатков. Так появился ГАНТ-4 «Туполев», испытанный в Севастополе осенью 1928 года. Конструкция была положена в основу первой крупной серии советских торпедных катеров, называвшихся не ГАНТ, а Ш-4. Почему Ш-4 – доподлинно неизвестно. Одни полагают, что от слова «штурмовой» (а четверка в индексе – от ГАНТ-4), другие – что от английского sharp, то есть «острый» (конструкторский намек на «скуластость» катера). Скорость Ш-4 была поумереннее, чем у «Первенца», но все равно очень приличная – 50,5 узла. Увы, мореходность и дальность плавания остались неважными, оставляло желать лучшего и оборонительное вооружение – всего один 7,62-мм пулемет. Двигатели Wright-Typhoon для Ш-4 (два по 600 «лошадей» на катер) поставлялись из США. Экипаж состоял из пяти человек.

Всего в 1929–1934 годах Адмиралтейский завод имени А. Марти в Ленинграде построил 59 Ш-4 в пяти подсериях. Госбюджету один катер обходился в 200 тысяч рублей. Масштаб цен в СССР начала 30-х: среднемесячная зарплата в промышленности – 90–100 рублей, килограмм мяса на свободном ненормированном рынке – от 5 рублей, муки – 3–5 рублей, сливочного масла – 19–20 рублей, сахара – 4–9 рублей.

Интересно, что в соответствии с постановлением Реввоенсовета СССР, принятым в августе 1932 года, в РККФ были созданы два весьма экзотических для своего времени формирования (соответственно на Балтике и Черном море) – отряды особого назначения, состоявшие из торпедных катеров Ш-4, оборудованных системой телеуправления с борта самолета. Известно, что в июне 1943 года один такой катер, наводившийся с борта летающей лодки МБР-2, участвовал в обеспечении прорыва брандера в порт Анапы.

В 1934–1944 годах в СССР строились торпедные катера типа Г-5 (ГАНТ-5), представляющие собой дальнейшее развитие Ш-4, но с увеличенными водоизмещением и длиной, более мощными двигателями и двумя 533-мм торпедами вместо прежних 450-мм. Стоил такой катер уже 336 тыся рублей. Всего их выпустили более 300 единиц – и это, несмотря на ту же плохую мореходность. Они приняли самое активное участие в Великой Отечественной войне, в том числе в «ракетоносном» варианте, оснащаясь пусковой установкой для 82-мм эрэсов. Использовались Г-5 не столько по прямому назначению, сколько в патрульно-дозорной и конвойной службе, десантных операциях, при нанесении ударов реактивными снарядами по береговым объектам противника и т. д. А боевое крещение прошли еще во время гражданской войны в Испании – республиканский флот получил из СССР четыре таких катера. Один из них как-то атаковал (правда, безуспешно) вражеские крейсеры «Канариас» и «Альмиранте Сервера». Два Г-5 выжили в той войне и продолжили службу уже в ВМС франкистской Испании, где находились в строю до 1946 года.

В последний раз туполевские торпедоносные глиссеры, ведущие свою родословную от «Первенца», пошли в атаку во время корейской войны. ВМФ КНДР располагал к ее началу пятью Г-5. Ранним утром 2 июля 1950 года в Японском море северокорейские катерники дерзко и тактически грамотно атаковали на четырех Г-5 (№ 21, № 22, № 23, № 24) отряд обнаруженных у порта Мукпхо кораблей противника в составе американского легкого крейсера ПВО «Джуно», английских легкого крейсера «Ямайка» и шлюпа (сторожевого корабля) «Блэк Суон». Противник не заметил совершенно не ожидавшейся им атаки катеров, которые с дистанции два-три кабельтова выпустили две или три торпеды в американский крейсер и одну – в английский, возможно, добившись попадания. Ответным артиллерийским огнем были потоплены два Г-5, а один, порядком искромсанный, выбросился на берег. Четвертому катеру (№ 21) под прикрытием дымовой завесы удалось ретироваться. Командиру отряда Ким Гун Оку (он шел на борту 21-го) и командиру 22-го Ли Ван Гыну были присвоены звания Героев КНДР, а сам Г-5 № 21 выставлен как особо ценный экспонат в пхеньянском Музее Отечественной освободительной войны – так называют в КНДР противостояние 1950–1953 годов.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    12 марта 2017 21:59
    Интересно, по каким критериям отбираются статьи для ретрансляции?
    Даже в сети навскидку можно найти с десяток в десять раз более информативных и интересных публикаций на эту тему. Если уж ретранслировать, так что-то стоящее.
  2. +5
    12 марта 2017 22:21
    В том, что глиссерами заинтересовался авиаконструктор, нет ничего удивительного
    Удивительно то, что катер Г-5 стал основным советским торпедным катером к военному периоду. Лучше бы Туполев здесь самолётами только занимался. Немцы не повелись на рекорды скорости, свои катера делали килевыми, а не глиссерами, как у нас. Даже при небольшом волнении моря, эффект глиссера становится затруднён или невозможен, чего не скажешь про килевые катера. Кормовой сброс торпед, как на Г-5, вообще неудачен. На рисунке немецкие килевые "шнельботы", схема которых намного лучше бы подошла для молодого советского флота.
    1. +6
      12 марта 2017 22:43
      Цитата: Per se.
      На рисунке немецкие килевые "шнельботы", схема которых намного лучше бы подошла для молодого советского флота.

      ну перед войной то у нас осознали, вот только произвести должное количество не успели...
      1. +6
        12 марта 2017 23:41
        Торпедный катер типа Д-3, СССР, 1939 г. Дальний торпедный натер с деревянным корпусом; спроектирован под руководством Л. Ермаша. Водоизмещение 31,1 т, суммарная мощность трех бензиновых моторов 2550 л. с., скорость хода 32- 37 узлов. Длина наибольшая 21,63, ширина 3,96, среднее углубление 0,97 м. Вооружение: два торпедных аппарата, два 12,7-мм пулемета, восемь глубинных бомб, дымовая аппаратура.

        Торпедный катер типа "Комсомолец", СССР, 1944 г. Малый торпедный катер с дюралюминиевым корпусом. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7, ширина 3,4, среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. Успел поучаствовать в боевых действиях на балтике.

        Малый охотник ОД-200, СССР, 1943 г. В первый год войны на основе деревянного корпуса торпедного катера Д-3 был спроектирован унифицированный корпус для малого охотника ОД-200 и торпедного катера ТД-200. С 1943 года начался серийный выпуск катеров в унифицированных корпусах. В варианте малого охотника катер имел полное водоизмещение 44 т, суммарную мощность двух дизелей 2000 л. с., скорость хода 24 узла. Длина наибольшая 24, ширина 4, среднее углубление 1,7 м. Вооружение: одно 37-мм орудие, два 12,7-мм пулемета, две глубинные бомбы.
        А еще можно почитать:Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей /Под общ. ред. А.Е. Тараса. Составители Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. — Мн.: Харвест, 1999.
        1. 0
          13 марта 2017 12:02
          Цитата: Curious
          с деревянным корпусом

          очень удачный оказался корпус, живучий
    2. avt
      +4
      13 марта 2017 08:59
      Цитата: Per se.
      Лучше бы Туполев здесь самолётами только занимался.

      Лучше бы мозг включить и в расшифровке абревиатуры ЦАГИ тоже . Туполев блестяще выполнил то , что ему заказчик заказал .А то что Дед помимо аэропланов занимался не только глиссерами , но и аэросанями к тому же , последние санки он даже для Дяди Лёни в Звидово делал, так это показатель ровня Инженера-Конструктора. А,,Узкий специалист подобен флюсу."
      1. 0
        13 марта 2017 13:58
        Цитата: avt
        Лучше бы мозг включить и в расшифровке абревиатуры ЦАГИ тоже .
        Никто и не ставит под сомнения гений Туполева, речь о Г-5, так-как и статья о нём, и мой комментарий к статье. Чем Туполев занимался, поверьте, я тоже интересовался, и не сомневайтесь, что означает ЦАГИ знаю. Не надо обижаться за Туполева, как за своего личного друга, и про включение мозга советовать, я, конечно, могу ошибаться, но дураком или примитивом меня никто за мою жизнь не считал.
        1. avt
          +2
          13 марта 2017 17:47
          Цитата: Per se.
          речь о Г-5, так-как и статья о нём,

          Тогда в соответствии с
          Цитата: Per se.
          я, конечно, могу ошибаться, но дураком или примитивом меня никто за мою жизнь не считал.

          как то ключевое в статье определите , а именно
          Тактико-техническое задание на торпедный катер командование Рабоче-крестьянского Красного флота выдало ЦАГИ в начале 1925 года.
          А вырабатывало оно его с оглядкой на
          трофейные «Торникрофты» и стали первыми торпедными катерами советского ВМФ. Взятые у белых на Каспии (ранее они входили там в состав английской флотилии коммодора Норриса), три таких катера с 1924 года под названиями «Бойкий», «Быстрый» и «Бурный» были зачислены в состав морских сил Черного моря (МСЧМ). Изучать их в Севастополь приезжали инженеры ЦАГИ, черты «Торникрофтов» легко угадываются в «Первенце», а также его прямых потомках. Правда, английские катера имели корпуса не металлические, а из красного дерева. Подобно британскому прототипу, ГАНТ-3 был оснащен торпедным аппаратом желобного типа для сброса 450-мм торпеды образца 1912 года винтами назад по направлению движения катера.
          Так что стенать про
          Цитата: Per se.
          Лучше бы Туполев здесь самолётами только занимался.
          и
          Цитата: Per se.
          Кормовой сброс торпед, как на Г-5, вообще неудачен.

          Нечего в адрес Туполева. Что заказали , то он и блестяще исполнил.
          1. 0
            14 марта 2017 06:54
            Цитата: avt
            Нечего в адрес Туполева. Что заказали , то он и блестяще исполнил.
            Да, блестяще, кто спорит, но в первую очередь с позиции авиаконструктора, а не моряка. Естественно, это не его вина, и, действительно, что заказали, то и получили. Про "стенания" не надо, есть что-либо в личной неприязни, это ваши проблемы, я в друзья не набиваюсь. Хотите комментировать комментарии, так хоть от хамства воздерживайтесь, тогда с вами будет интерес общаться, а не слушать истины в последней инстанции. Всего хорошего.
    3. +2
      13 марта 2017 12:00
      Цитата: Per se.
      Удивительно то, что катер Г-5 стал основным советским торпедным катером

      вовсе не удивительно - экономно и без изысков
      взяли за основу поплавок от гидросамолета, движок тоже самолетный, быстро запустили серию, что и требовалось
      1. 0
        13 марта 2017 14:14
        Цитата: А1845
        вовсе не удивительно - экономно и без изысков
        Экономно и без изысков, можно бы было сказать о немецких шнельботах, с их надёжными и экономичными двигателями, простым и прочным корпусом, а прожорливый, пожароопасный и капризный авиационный мотор, дефицитный дюраль, вряд ли делали Г-5 эталоном. Да, скорость за 50 узлов при спокойном море, это бесспорно достижение, но рекорды на войне не главное, да и спокойное море далеко не всегда.
        1. +1
          13 марта 2017 14:35
          Цитата: Per se.
          Экономно и без изысков, можно бы было сказать о немецких шнельботах, с их надёжными и экономичными двигателями, простым и прочным корпусом

          в этом смысле - да, немцы умели делать практичные и добротные вещи
          в нашей практике, увы, акценты были совсем другие
          1. jjj
            +2
            13 марта 2017 16:45
            Стоит обратить внимание на форму палубы туполевского катера. Понятно, что это аэродинамично. Но попробуйте с такой палубы выброску метнуть или отдать швартовы. А как десанту располагаться? Вот и вернулись позднее к традиционной ровной палубе
  3. +3
    13 марта 2017 00:06

    Характер разрушений английского торпедного катера СМВ-62, потопленного эскадренным миноносцем "Гавриил" 18 августа 1919 года при нападении на кронштадтскую гавань и поднятого 13 сентября того же года.
  4. +1
    14 марта 2017 04:30
    А что фотка всего одна? Да ещё низкого качества. Статья судя по названию про "Первенца" а по сути про всю линейку первых советских торпедных катеров. Но в таком объёме она не имеет никакой ценности.
    1. 0
      18 марта 2017 21:40
      Так это фото как раз Г-5, а не Первенца!
      А касаемо немецких шнелльботов, это мореходные суда, не рассчитанные на глиссирование, а скорее на переходной режим. Плюс, что ходили на дизелях, но и минусов дохрена было...
      В то время ещё только теоретизировали с образами скоростных судов, и до создания глубокого V и продольных реданов было ещё далеко! Хочешь скорость- делай плоскодон !
      Тогда и в Америке зародились джонботы, способные глиссирование со слабыми мотором, но имеющие никакую мореходные ли.