План против хаоса: ОАК осваивает новые системы планирования процесса производства самолетов

План против хаоса: ОАК осваивает новые системы планирования процесса производства самолетов


Успешные предприятия авиастроения всегда отличало сильное планирование. Сегодня на большинстве своих заводов Объединенная авиастроительная корпорация внедряет новую автоматизированную систему планирования и мониторинга. Одна из амбициозных целей этих проектов – сокращение на длительности цикла сборки самолетов и увеличение производительности труда.

Современный самолет – если отвлечься от конструкции, технологии, назначения и ТТХ – это изделие, состоящее из сотен тысяч элементов – материалов, деталей, покупных комплектующих изделий. И собирается из них самолет не сразу, а через заготовки, сборочные единицы, агрегаты. Процесс идет от мелкого к крупному – к отсекам, бакам, частям крыла. Причем весь процесс производства растянут по циклам на месяцы.


Недавно автоматизированную систему планирования внедрила Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ». В 2016 году корпорация завершила четырехлетний проект по увеличению пропускной способности сборочной линии истребителей на производственном комплексе №1, расположенном в городе Луховицы Московской области, с шести до 24 машин в год, сообщил начальник службы организации управления РСК МиГ Олег Ирхин. РСК «МиГ» внедрила сразу несколько проектов автоматизированных систем управления как собственной разработки, так и сторонних исполнителей. Они послужат улучшению точности планирования и отслеживанию хода выполнения операций. Одна из важных частей проекта связана с работой отечественной компании «Райтстеп», говорит Ирхин.

«Объединенная авиастроительная корпорация несколько лет назад начала внедрение автоматизированных систем планирования на ключевых площадках – Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова, Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина (входят в компанию «Сухой»), а также на предприятиях в Воронеже и в Москве. Часто партнером ОАК выступала компания “Райтстеп”, – говорит советник президента ОАК Петр Голубев. – А чтобы полностью оценить правильность работы системы требуется около трех лет. Как раз столько времени прошло на большинстве предприятий, где заработала система».

Советская система – уже не значит «лучшая»

«В СССР существовала простая и эффективная, для тех условий, система управления производством. К сожалению, она оказалась абсолютно неприменимой сейчас. Условия работы стали другими», – говорит управляющий партнер компании «Райтстеп» Сергей Питеркин.

В доперестроечное время система работала под крупносерийное производство – тогда ежегодно выпускалось по сотне гражданских самолетов. Относительно короткий период ввода машины в серию – и завод начинал выдавать по несколько почти одинаковых изделий в месяц. Сегодня же, например, в гражданской авиации, серии стали значительно меньше. Отдельная машина может быть если и не уникальной, то отличающейся от других. Соответственно, если работать по прежней системе, для каждого изделия нужно вести свой расчет групп опережений и заделов..

«Тянуть» правильно

Специалисты «Райтстеп» (штаб-квартира компании находится в Санкт-Петербурге) занимаются внедрением Системы Планирования и Мониторинга как в авиастроении, так и в смежных отраслях – вертолетостроении, на некоторых предприятиях Роскосмоса.

Один из ключевых принципов управления, внедряемых с новой системой – переход на так называемый «тянущий», позаказный принцип производства. При этом системе осуществляется планирование закупок тысяч комплектующих, «привязанных» к конкретной конечной машине в конкретной, для каждого заказчика конфигурации и с датой выпуска.. Каждое изделие (каждый заказ) планируется от этой даты (или - от «даты взлета») «назад» по времени цехового производства сборок и деталей и времени закупаемых или кооперационных позиций, с точностью в один или несколько дней и «вниз» и «вниз» – с разузлованием по всей структуре изделия, по его технологическому составу, «до руды», т.е. до С точностью до «цехозахода». При этом, желательно чтобы Состав изделия велся и поступал в СПМ из PDM-системы (от Product Data Management – система управления данными об изделии), то есть из организационно-технической системы, обеспечивающей управление всей информацией об изделии.

СПМ жестко обуславливает «позаказное» управление ,при котором каждый самолет планируется и управляется в производстве отдельно, по своему составу, определяемому конкретным серийным номером. И при этом, особенностью СПМ является то, что для каждого изделия формируется и «директивный» («как надо») и «расчетный» (как получается) план производства и закупок. А для каждой позиции состава изделия заказа - не только выпуска, но и его запуска в производство и снабжение. При этом, «директивный» план может быть настроен со сколь угодным (подъемным для завода) уровнем «жесткости», в идеале – под производство/закупки «точно вовремя». А через это избавить предприятие от множества сегодняшних «болячек», например, от затоваривания складов, от производства серии деталей «про запас»,.

Отклик и учет – теперь в онлайн


Пропускная способность сборочной линии истребителей МиГ-29 увеличилась с шести до 24 машин в год.

Одно из условий успешной работы «тянущей» системы – налаживание обмена данными. Компьютерные программы позволяют вести онлайн мониторинг происходящего по всей производственно-логистической цепочке с постоянной и простой индикацией отклонений от плана. Например, ранее при сборке истребителя МиГ-29 коллеги Олега Ирхина отслеживали около 200 ключевых позиций. Теперь, с переводом планирования и мониторинга в СПМ «Райтстеп», контролируются порядка 900 параметров. В результате существенно вырос объем анализируемых данных. «Например, наши старые системы контролировали только завершенный этап сборки. Новое программное обеспечение позволяет “видеть” также начало этого процесса. Так мы можем влиять на все этапы производства в режиме реального времени», – говорит Ирхин.

«Важно, чтобы данные были правильные и правильно обрабатывались. Иначе автоматизированная система просто превратится в автоматизированный хаос», – говорит Петр Голубев.

Планирование и перепланирование выполняются часто – не реже раза в несколько дней. Это позволяет быстро учитывать возникающие в процессе производства или закупки отклонения. Используются SCM-методы (от Supply Chain Management – управление цепочками поставок) и расчетные алгоритмы, а именно – моделирование цепочки поставок завода и его окружения.

Основной постулат системной динамики говорит, что эффективность производственной системы зависит прежде всего от «скорости отклика» – от времени реакции системы на внешние или внутренние изменения. Чем выше скорость реакции – тем эффективнее система, в том числе и в денежном выражении. Для наших реальных производств это означает быстрое и постоянное (в идеале – ежедневное) перепланирование, с учетом всех происходящих на и вне завода изменений. В практическом применении это выливается в быстрое и частое перепланирование всей производственно-логистической цепочки.
Первоисточник: http://uacrussia.livejournal.com/60463.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. a.s.zzz888 11 марта 2017 06:07
    Одна из амбициозных целей этих проектов – сокращение на длительности цикла сборки самолетов и увеличение производительности труда.


    ... и дать больше самолетов "на выходе"... хорошо бы...
    1. nils 11 марта 2017 12:14
      Правительство РФ Распоряжением от 21 февраля 2017 года № 321-р выдвинуло индустриального директора авиационного комплекса Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" , члена совета директоров холдинга «Вертолеты России» А.Сердюкова кандидатом в представители Российской Федерации в совет директоров ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
      Кроме того, Сердюков с 2015 года является членом советов директоров:
      - АО «ОДК»,
      - АО «КРЭТ»,
      - АО «Вертолеты России».
      - С 2016 года – председатель совета директоров АО «Технодинамика».

      План против хаоса
      Стремительное, поступательное развитие экономики России на лице!!!
      1. maxim947 11 марта 2017 13:59
        Что то "заливают" похоже... - Пропускная способность сборочной линии истребителей МиГ-29 увеличилась с шести до 24 машин в год.[i][/i]
        Врать скромнее надо. Хорошо если оценка деятельности данной «Райтстеп» независимая, но что то попахивает пиаром или рекламой...
        А заводам заказов побольше и все наладится.
      2. Авиатор_ 11 марта 2017 22:17
        И на животе изображённого организма
      3. казак 471 12 марта 2017 19:51
        Да уж . непотопляемый сердюк стремительно двинет вперёд авиацию России а " Славянка" ему поможет
  2. svp67 11 марта 2017 07:26
    Теперь понятно, почему Сердюкова от туда быстренько "на повышение" в Камаз двинули. Созидание и Сердюков, вещи не совместимые...
    1. stas 11 марта 2017 17:01
      Автор статьи написал какую то хрень, как все современные менеджеры.
  3. nov_tech.vrn 11 марта 2017 10:17
    Громко но, к сожалению, не всегда четко, должен быть баланс, кроме затоваривания материальных складов, есть интересная штучка - цена единицы, при оптовых закупках, она значительно ниже, и еще вред от небезизвестного закона, где деньки, как говорят финансисты, окрашенные(интересны термин, сам слышал), возвратились к истокам, белая раковина, красная, а это вообще черненькая. Ну и где здесь проектный менежмент и как реализовать маневр силами и средствами?
    1. Pyjama 11 марта 2017 14:10
      Цитата: nov_tech.vrn
      Громко но, к сожалению, не всегда четко, должен быть баланс, кроме затоваривания материальных складов, есть интересная штучка - цена единицы, при оптовых закупках, она значительно ниже, и еще вред от небезизвестного закона, где деньки, как говорят финансисты, окрашенные(интересны термин, сам слышал), возвратились к истокам, белая раковина, красная, а это вообще черненькая. Ну и где здесь проектный менежмент и как реализовать маневр силами и средствами?

      Договор на закупку может быть оптовый, соответственно и цена оптовая, просто поставка разнесена во времени, но мне кажется что при возникновении нештатных ситуаций, брак, поломка, "разбили/уронили", как заменить деталь если ее нет на складе, новый заказ следовательно изготовление и доставка по новой или, что не часто но бывает, на первом испытательном полете выявляется недоделка, которую не выявили при наземном тестировании, где взять деталь или механизм, электронику? Поэтому я согласен что нужен баланс и часть изделий должна быть затарена на складах, но думаю "товарищи"не дурней нас с Вами и все это учли.
      1. skrabplus.ru 11 марта 2017 23:37
        Надо застраховаться
  4. gridasov 11 марта 2017 11:24
    Базовые элементы планирования и моделирования опираются на математические методы его обеспечения. Поэтому вопрос и стоит в использовании , но сначала открытии математического метода анализа как такового, а не использования расчетных методик , а затем ,все-равно большого напряжения интеллектуального потенциала работников. Поэтому когда разговор идет об информационном обеспечении процесса моделирования развития ситуаций и возникает необходимость постоянной корректировке инфо событий , то математика становится именно той архитектурной основой , которая дает возможность понимать как распределять , структуризировать , разделять по степени важности и доминант те или иные процессы и аспекты . Необходимо видеть разнодинамичность отдельных процессов и их групп. В общем аспектов влияющих на результативность работы очень много . Значит и методики должны быть таковыми , чтобы можно было понимать то ,что происходит в реальном мире через то , что описано математическим механизмом. И этого невозможно осуществить ,в полной мере, без всей полноты функций основы математических методов анализа - в том числе ,без использования функции постоянного значения числа.
    Раньше я не затрагивал такой важный аспект сути функции постоянного значения числа , которая позволяет развить эластичную геометрию Лобачевского и Финслерову геометрию до нового уровня. Это уровень понимания алгоритмов построения геометрии , когда каждый последующий этап геометрических построений будет математически обоснован оптимальностью согласования размерности , вектора таких направлений построений . Иными словами стоит говорить о гармоничности использования математических технологий , которые позволят получить конечный продукт как результат с лучшими качествами .
    1. Dzafdet 12 марта 2017 12:55
      Во завернул, как там в наше время : каждый локальный индивидум не хочет и не может... laughing А, в итоге, 100 мениджеров и один работяга ВАСЯ... tongue
      1. gridasov 12 марта 2017 14:00
        Помните во времена социализма был анекдот про бездельника которому платили больше чем всему отделу И когда те возмутились неравенством в оплате , начальник сказал , что парень выдает один раз в год такую идею , на которой держится и развивается вся компания. Поэтому вывод прост . "Нерешаемые проблемы в жизни человека решаются не людьми , а отдельными личностями , для которых это не является проблемой "
    2. Pulya 13 марта 2017 20:09
      gridasov
      Я дважды прочёл твои МЫСЛИ.
      Скопировал этот текст и отправил своему другу, который трудиться в цехе где Су-35 собирают. Вот как нужно оптимизировать рабочий процесс...
      Вот сижу и жду его реакцию :)
  5. exo 11 марта 2017 21:49
    В доперестроечное время система работала под крупносерийное производство – тогда ежегодно выпускалось по сотне гражданских самолетов. Относительно короткий период ввода машины в серию – и завод начинал выдавать по несколько почти одинаковых изделий в месяц. Сегодня же, например, в гражданской авиации, серии стали значительно меньше. Отдельная машина может быть если и не уникальной, то отличающейся от других. Соответственно, если работать по прежней системе, для каждого изделия нужно вести свой расчет групп опережений и заделов..

    Видимо,на Аэрбасе и Боинге,об этом не знают.Вот и выпускают,по 30-40 среднемагистральных самолётов,в месяц.
    exo
  6. WildFox 11 марта 2017 21:50
    Странно весь мир гребёт к унификации а тут штучные изделия ваять собрались. recourse
    Я понимаю что планировать необходимо, и даже согласен что планировать тщательно это хорошо, да вот только без перегибов пожалуйста , а то прям "от руды" собрались менеджерить. Простите но все эти новые цепочки это зарплаты и командировочные людям! Стоимость " не подрастет"? Или умоем американцев с их золотым Фу-35 и создадим "бриллиантовый" МиГ-35? hi
  7. Авиатор_ 11 марта 2017 22:14
    Умиляет фраза "
    [/quote]В СССР существовала простая и эффективная, для тех условий, система управления производством. К сожалению, она оказалась абсолютно неприменимой сейчас. Условия работы стали другими»[quote]
    . Естественно, в СССР не надо было кормить массу "эффективных менеджеров" (Сердюкова, Питеркина, да и выгнанного в декабре позапрошлого года из ОАК Погосяна - ныне ректор МАИ). И без ОАК вполне тогда обходились, а воры сидели в тюрьме.
    1. Dzafdet 12 марта 2017 12:59
      Точно, и ракеты строили, и Днепрогэсы...А сейчас одни "чистые рабочие места" и никаких запасов! wassat Вот сгорел у нас недавно пускатель в линии, так электрик его 4 часа менял, потому что нэт в наличии, а новые не подходят! laughing
  8. Stena 12 марта 2017 11:41
    Имею интересный вопрос - "В 2016 году корпорация завершила четырехлетний проект по увеличению пропускной способности сборочной линии истребителей на производственном комплексе №1, расположенном в городе Луховицы Московской области, с шести до 24 машин в год, сообщил начальник службы организации управления РСК МиГ Олег Ирхин" - произошла только от внедрения этой системы или была еще куда действий, которые и оказали системный эффект?
    И еще с сайта "Райтстеп" - "Система SCMo (Supply Chain planning and Monitoring) разработана в 2000г компанией SCM Solutions GmbH (Германия, Дортмунд). Компанией, с 1990гг специализирующейся на разработке и внедрении решений для моделирования, планирования и управления производственными компаниями и цепочками поставок. В 2008 года была выпущена версия Lean ERP SCMo, которая расширяла систему функциями управления запасами, снабжением, продажами, производственной себестоимостью - т.е. управлением всем "операционным контуром". С 2009 года, Lean ERP SCMo разрабатывалась компаниями SCM Solutions и «Райтстеп» совместно, включая изменения и развитие программного ядра и бизнес-логики системы. С 2013 года международные права интеллектуальной собственности на систему Lean ERP SCMo, включая все исходные коды и средства разработки, принадлежат компании "Райтстеп", система запатентована под названиями "СПМ" ("Система Планирования и Мониторига") и "Lean ERP SCMo" (Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ N 2014616615 от 30.06.2014). В настоящее время развитие и разработка системы полностью выполняется "Райтстеп", с привлечением, при необходимости, ведущих немецких и французских экспертов в области планирования и управления производственно-логистическими системам из компаний, наших партнеров".
  9. Dzafdet 12 марта 2017 12:53
    Если посмотреть на первое фото, то видно что ровно половина индивидов сидит и ничего не делает..5С в действии.. laughing wassat yes
  10. gridasov 12 марта 2017 12:54
    Важно отметить еще один аспект моделирования и планирования. Это вопрос трансформации производственного процесса под постоянно меняющиеся задачи и инновационные решения. В противном случае все происходит таким образом , что приходится строить на новом месте одно или несколько новых производств. При этом и они со временем устаревают и не обладают способностью к модернизации под новый продукт. Но!!! Как же кто-то будет моделировать развитие ситуации в данном аспекте если никто и понятия не имеет что будет открыто завтра или уже открыто , но ждет своего момента. Поэтому когда моделирование происходит на основе новых математических технологий , то алгоритмы процесса моделирования сами по-себе могут дать точные ответы куда и сколько вкладывать средств и ресурсов. Вот и опять во главу становятся поиск фундаментальных открытий в области математики . И эти решения предлагаются.
  11. NordUral 12 марта 2017 15:37
    Статья лживая, попутно, а может и в основном, бьющая по планировании в СССР.
    200 и 900 показателей, какой прогресс! А уровень аппаратный ВЦ СССР и сейчас - просветил бы автор. Да и план - не главное - главное плановая дисциплина и выход конечной продукции. Ну тут, нам табуреткин и К помогут, не сомневаюсь...
Картина дня