Какую Россию выбрать: лучшую или большую

38

Так уж складывается история нашей страны, что внутри «единой и неделимой», словно отражение двуглавого герба, всегда живут две России. Легко увидеть, как из фрагментации общества, противостояния и взаимодействия двух групп, двух частей, двух сил большой страны всегда произрастали поворотные события отечественного развития.

Что это за две России и чем они отличаются друг от друга? Условно их можно обозначить как «лучшая» и «большая».

Лучшая – не в том смысле, что она чем-то лучше другой, а в том, что ее представители всегда думают о лучшем будущем для России, всегда находятся в поиске лучшей судьбы для родной земли.
Представителями лучшей России наверняка могут быть названы царь-модернизатор Петр I и «птенцы» его «гнезда», другие реформаторы и новаторы, однако доминирование лучшей России во власти – чаще исключение. Обычно она находится в оппозиции, поскольку власти, кто бы к ней ни приходил, необходимо балансировать между обеими Россиями для обеспечения вечно лелеемой стабильности. Оппозиционным было положение декабристов, западников и народников в XIX веке, кадетов и октябристов в начале ХХ века, диссидентствующей и не очень интеллигенции в советское время. Сегодня это их знамя фактически подхватили блогерские сообщества, неустанно ведущие «ветвистые» дискуссии в интернет-среде и в одночасье ставшие авангардом общественного мнения.

Большая Россия – это та Россия, представители которой живут, решая повседневные трудности. Имя им – легион: это вся в количественном отношении основная Россия, которая живет и своим каждодневным трудом и бытовой жизнью укрепляет страну, делает возможными дискуссии о ее будущем. Разброс оценок от «народ безмолвствует» до «пипл хавает» демонстрирует широкий спектр отношений к большей России со стороны лучшей. Доверие между обеими Россиями, увы, всегда в дефиците.

В современном демократическом обществе модернизация (смена старого на новое) происходит через диалог – государства и граждан, бизнеса и общественных организаций, партий, различных объединений. В нашей стране, где большая и лучшая России самодостаточны, повседневный диалог продуктивно строится внутри них. Между же ними случается лишь в моменты серьезных национальных потрясений – войн, революций, переворотов. Это диалог, в результате которого вырабатывается своего рода «общественный договор» о том, как в дальнейшем будут строиться отношения между обеими Россиями: чтобы большая Россия жила и процветала, а все заботы об этом брала на себя лучшая Россия.
Однако каждый раз все получается наоборот – как в русской народной сказке про вершки и корешки: издержки достаются России большей, а основными плодами пользуется Россия лучшая.

Проблема в том, что Россия лучшая не всегда способна наладить коммуникацию с Россией большей. Чаще всего представители лучшей – своего рода инопланетяне в восприятии представителей большей. Первые могут говорить правильные слова, указывать на ошибки власти, оперировать ценностными критериями, но при этом продолжать оставаться чужими в глазах вторых.
Лучшая Россия постоянно грезит о свободе. Говорит о стремлении к ней, гарантиях для нее, борьбе за нее… Эти призывы не встречают нужного понимания среди большей России: за что конкретно ее зовут бороться?

Русский человек и без борьбы всегда считает себя свободным, даже в самых жестких условиях. Он свободен в выборе своей судьбы, своих занятий, своего мировоззрения – кому что важнее. Подсознательно русский мужик всегда считал себя умнее и сообразительнее своего помещика (властителя, работодателя и др.). Он не преминет возможностью отлынить от работы, когда этого хочется.
Что это, если не свобода?

Мы всегда умнее старшего – вне зависимости от того, к какой России относимся: к лучшей или большей. Легко идем на хитрость – кто легкую, а кто и значимую. На бытовом уровне это повсеместно. Ну кто из нас не проезжал одну остановку «зайцем» в автобусе или трамвае? Кто не прогуливал уроки в школе? Кто не занимался личными делами в рабочее время?
Что это, если не свобода?!

Лучшая Россия часто полагает, что большая Россия не понимает ценности свободы, не готова к ней, боится ее. Большая же Россия не умеет да и, как обычно, не чувствует надобности объяснять лучшей, что свободу она любит и ценит. Но свободу не приносную, не записанную, не гарантированную кем-либо, а свободу свою, которая у нее всегда была, которая ей дорога: свободу духовную, свободу быть собственно свободным человеком, свободу жить по совести, свободу, данную Богом.
Когда-то в конце XIX века в среде либеральной интеллигенции зародилась «теория малых дел», которая заключалась в том, чтобы представители активно настроенной и просвещенной части общества вместо борьбы за власть пошли «в народ»: стали работать врачами, учителями, юристами (кто что умеет) в провинциальных городах, деревнях, национальных окраинах. С одной стороны, интеллигенция получила возможность напрямую донести до простых людей свои представления о лучшей жизни, принося при этом реальную помощь в решении насущных проблем людей и демонстрируя им более высокие стандарты своих профессий. С другой стороны, при взаимодействии с людьми не только из своего либерального круга, сами представители интеллигенции духовно обогащались, становились ближе к нуждам и чаяниям простого народа, по-иному начинали смотреть на некоторые свои ценности и принципы.

Будучи, по сути, отечественной традицией методов grassroots, стратегия малых дел, перенесенная в нынешнее время, могла бы создать не мнимый, а качественный общественный запрос на изменения, запрос на модернизацию. Во-первых, привести к реальным результатам, которых сегодня добивается лучшая Россия. Во-вторых, сделать эти результаты подлинно общими, поскольку согласует их с большей Россией. И, в-третьих, предотвратить очередной внутренний конфликт – если не катастрофу в общенациональном масштабе: осуществление «малых дел» позволит сберечь и откорректировать столь ценную стабильность поступательного развития страны.

Александр Евгеньевич Коньков - кандидат политических наук, сотрудник Аналитического центра при правительстве РФ.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Злой Татарин
    -1
    10 февраля 2012 11:58
    Да, и комментировать нечего - всё так и есть...
    Поэтому +
    Хотя... Большинству людей просто и выбирать-тот и нечего, потому что в настоящее время Верхи (лучшая Россия) ещё мало чего для Низов хотят, а Низы (Большая Россия) почти совсем ничего Верхам подсказать и не могут...
    1. -1
      10 февраля 2012 12:41
      Цитата: Злой Татарин
      Да, и комментировать нечего - всё так и есть...
      Поэтому +


      Правда, всё именно так и есть?
      Значит, и с вот этим утверждением Он не преминет возможностью отлынить от работы, когда этого хочется. Что это, если не свобода? вы согласны?
      То есть свобода и лень - синонимы, на ваш взгляд?..
  2. +7
    10 февраля 2012 11:59
    Представителями лучшей России наверняка могут быть названы царь-модернизатор Петр I и «птенцы» его «гнезда»

    а вот с этим утврждением можно ой как поспорить
  3. +1
    10 февраля 2012 12:03
    Мда..а вы не смотрели случайно,сколько процентов населения потеряла Россия при Петре Великом?Сколько ,к примеру стоило жизней постройка Питера?..Советую..Интересная статистика..Великое видится на расстоянии..и после смерти очевидцев...
    1. +2
      10 февраля 2012 12:07
      я бы еще упоминул его военные "успехи", а также то факт, что пьянству и курению Россия тоже обязана ему.
      да и основателем армии по западнаму образцу и флота, его тоже можно назвать с бооолшой натяжкой, кстати еще ло петра Россия имела северный флот и плавала там где ""цивилизованные" европейцы и не мечтали
      Цитата: domokl
      к примеру стоило жизней постройка Питера?

      да и расположение не самое удачное выбрал, ни как базы флота., ни как самого города
    2. +4
      10 февраля 2012 22:17
      Классно сказано.....А сколько жизней стоило покорение Эвереста, С. и Ю. полюсов, а космоса , а испытания новой техники? Так уж устроена жизнь -за все платится человеческими жизнями.......Даже постройка Версаля дает очень интересную статистику..........Советую тоже посмотреть....
  4. +13
    10 февраля 2012 12:14
    Не плохо бы было вернуть принципы формирования "лучшей России" ( читай, как - элиты) к тем, которые и закладывались "реформатором из реформаторов" - Петром 1! У нас элита, в основном, на сегодняшний день ( не правильно называть большинство из них - элитой! Так - прослойка) это мамины-папины детки, очень часто, как спецы, ничего из себя не представляющие и ничего не желающие, кроме, как только иметь всё, быстро и, чтоб им за это ничего не было и их забронзовевшие, от сознания своего величия и всемогущества, папы и мамы, для которых Россия - это холодильник из которого они в любой момент могут достать жратву и насытить своё непомерно раздувшееся брюхо. Примеров - масса! И,пока эта биомасса не будет выдавлена в то общество о котором они грезят, так она и будет мутить, талдыча о демократии понятной только им. Нельзя говорить, что и подлинной элиты - нет! Она - есть, но из-за, присущей настоящей элите скромности, она не вопит на каждом углу Болотной или Сахарова о своей элитарности, а прилагает усилия по усилению величия своей страны. Это - не только люди в кабинетах! Это и люди на предприятиях, в учреждениях и в воинских подразделениях. Их - много и правда, всё равно, будет за ними! Мама дорогая! Чо я наворотил?... Но это не показной пафос, а это, парни, - " Я так думаю!..."( " Мимино") drinks
    1. оле
      +2
      10 февраля 2012 12:52
      Про детей элиты полностью согласен пихают на руководящие должности больших и малых , коммерческих и частных и государственных предприятий ,причем основноая часть отучилась за границей и уних другой взгляд на развитие . приглашают западных партнеров порулить. например англичан в сбербанк.
    2. +2
      10 февраля 2012 14:35
      Цитата: esaul
      Она - есть, но из-за, присущей настоящей элите скромности, она не вопит на каждом углу Болотной или Сахарова о своей элитарности, а прилагает усилия по усилению величия своей страны. Это - не только люди в кабинетах! Это и люди на предприятиях, в учреждениях и в воинских подразделениях. Их - много и правда, всё равно, будет за ними! Мама дорогая! Чо я наворотил?... Но это не показной пафос, а это, парни, - " Я так думаю!..."( " Мимино"

      - да уж, наворотил smile
      Лови плюсик.
      Тем не менее то, что пишет Афанасьев имеет место быть. Я согласен, только терминологию нужно поменять вместо "лучшей" применить слово "еврофильская Россия". Так оно точнее будет. А Большую оставить. Или слово самобытная Россия - тоже пойдет.

      Но ты наворотил lol
      1. 0
        10 февраля 2012 17:13
        аксакал,
        Спасибо, аксакал!
        Цитата: аксакал
        Тем не менее то, что пишет Афанасьев имеет место быть. Я согласен

        Я этого - и не отрицал... С поправками - соглашусь! Так вот и - родим " Опус"... Удачи, дружище! drinks
      2. st.moss
        0
        11 февраля 2012 15:36
        к некоторой её части может подойти пидрофильская
    3. 0
      10 февраля 2012 23:45
      Валера, как всегда в самую точку!!! Полностью поддерживаю. Тут и добавить нечего. Огромный плюс.
      1. -1
        11 февраля 2012 05:43
        sichevik,
        Владислав, приветствую, дружище и благодарю за поддержку! Удпчи тебе! drinks
  5. Игорек
    -1
    10 февраля 2012 12:16
    Александр Евгеньевич Коньков - кандидат политических наук, сотрудник Аналитического центра при правительстве РФ.

    Наверное-это тот человек, который придумал название "Единая Россия".
    1. recitatorus
      +3
      10 февраля 2012 15:13
      Конъюнктура!..Если футбольная команда плохо играет виноват тренер,а у нас виноваты даже не игроки,а болельщики!!!
  6. +3
    10 февраля 2012 12:41
    Статья полный кал .
    однако доминирование лучшей России во власти – чаще исключение. Обычно она находится в оппозиции.Оппозиционным было положение декабристов, западников и народников в XIX веке, кадетов и октябристов в начале ХХ века, диссидентствующей и не очень интеллигенции в советское время. Сегодня это их знамя фактически подхватили блогерские сообщества, неустанно ведущие «ветвистые» дискуссии в интернет-среде и в одночасье ставшие авангардом общественного мнения.
    Это что вообще такое?Ну и дела!Оказывается все эти беспредельщики из "норковой" революции-это лучшая Россия?Сравнивать этих людей с декабристами просто смешно!Короче,статья тошнотворная просто.Автору позор!Написать такое?Как можно?
    1. Ost
      -2
      10 февраля 2012 13:24
      Грамотная статья! Насчёт блогерских сообществ - это не обязательно те, кто в норковых шубах, скорее автор имел ввиду интернет-сообщества, обсуждающие проблемы нашей страны, как например на этом сайте.
      Насчёт сравнения оппозиции разных эпох - на то они и эпохи разные, чтоб и оппозиция была разной, глядишь через 100 лет, и нас, пишущих на этом сайте всуе помянут.
    2. -3
      10 февраля 2012 13:38
      Цитата: Snake831
      Сравнивать этих людей с декабристами просто смешно!

      а почему Вы счиаете, что смешно?
      1. dvina
        0
        11 февраля 2012 19:15
        Потому,что декабристы вышли на площадь и столкнулись с оппонентами ЛИЦОМ к ЛИЦУ!
        Как противостоят блогеры объяснить?
  7. eSid
    -2
    10 февраля 2012 12:53
    могут быть названы царь-модернизатор Петр I и «птенцы» его «гнезда»,

    Ну, если Петя реформатор в лучшем смысле этого слова - то ну его, такие реформы
  8. suharev - 52
    0
    10 февраля 2012 13:29
    Статья на мой взгляд очень спорная. Приводить в качестве великого реформатора Петра 1 - это "конкретно" по-питерски. Согласен с блогером, который предположил, что автор статьи и названия "Единая Россия" один и тот же. Та же идеология. Поддерживаю комментарий ЕСАУЛА плюс ему за точность сравнений.
    1. recitatorus
      0
      10 февраля 2012 15:16
      Они не "Единая Россия",они ЕДОРОСЫ,в крайнем своём проявлении - РОСОЕДЫ! yes yes yes
  9. serge
    +4
    10 февраля 2012 13:59
    Вместо конкретных планов кремлевские аналитики воду льют, противопоставляют русскую элиту массам. Зайцы в автобусе, стал быть, "худчая" Россия. А те, кто больше работают, они и в элите, конечно. На самом деле в элите пятая колонна заседает, а русская элита вместо планов борьбы с ней считает нужным учить нацию не писать три буквы на стене. Кайло в руки таким аналитикам.
    1. recitatorus
      +4
      10 февраля 2012 15:21
      Вспрмните супер-менеджера Прохорова,который не умея эффективного производства,обвиняет работников в низкой производительности и лени!!!
      Дескать,наш землекоп с лопатой уступает по всем показателям их экскаватору!
      Вывод:дать ему вторую лопату и заставить работать вдвое больше!.. fool fool fool
  10. +4
    10 февраля 2012 14:29
    Да, сейчас побежала представитель "лучшей" России Собчак делать малые дела в большой России laughing
    Да она удавится скорее или осуществит публичный оральный секс с чернокожим, чем пойдет "общаться, а тем более работать и жить с быдлом" - это ее выражение.
    Так что при всем хорошем филофском наполнении статья утопична. Так и будут жить Россия "лучшая" и Россия Большая бок о бок, особо не соприкасаясь
    1. recitatorus
      +5
      10 февраля 2012 15:35
      Позиция автора ущербна.Это ложная дилемма -"лучшее" и "большее".Всё намного проще,грань разрыва проходит между"Я"(естественно лучшее на что способилась эволюция) и "все остальные"(дурачьё,неудачники,лохи,лодыри и прочее...) И вот когда такое Я занимает руководящее кресло это становится непросто заметено,а невыносимо.Вышло высокое должностное лицо маленького роста из народа и ушло...Назад возвращаться для него просто немыслимо...
      Пора искать ДЕРЖАВНИКОВ и СТРОИТЕЛЕЙ,а не хапуг дерьмоглотов!Они-то и зададут общее направление развития,а народ подтянется.Народу бежать некуда.В Лондонах нас никто не ждёт!
    2. 0
      10 февраля 2012 17:16
      Цитата: аксакал
      Да она удавится скорее или осуществит публичный оральный секс с чернокожим, чем пойдет "общаться, а тем более работать и жить с быдлом" - это ее выражение.

      "оно" как-то в народ ходило, тип ток шой у них было в деревне кде-то жили
    3. +2
      10 февраля 2012 17:29
      Цитата: аксакал
      Да, сейчас побежала представитель "лучшей" России Собчак делать малые дела в большой России
      Да она удавится скорее или осуществит публичный оральный секс с чернокожим, чем пойдет "общаться, а тем более работать и жить с быдлом" - это ее выражение.
      Так что при всем хорошем филофском наполнении статья утопична. Так и будут жить Россия "лучшая" и Россия Большая бок о бок, особо не соприкасаясь

      Приятель, - зло и правдиво! drinks
  11. +1
    10 февраля 2012 14:42
    Да согласен,кайло ему в самый раз.И если такие аналитики у нас в правительстве,значит ему(правительству) не стоит управлять страной.Надеюсь Путин почистит его как следует.
  12. +2
    10 февраля 2012 15:56
    Автор утверждает что элита далека от народа и не понимает его чаяний, открыл всем глаза капитан очевидность
  13. +3
    10 февраля 2012 16:41
    А я не считаю "лучшую Россию" - лучшей. И за все время своего существования эта так называемая "лучшая Россия" мало чего хорошего принесла "большой России" . Да, кстати, насчет хождения "в народ". Всем интересующимся предлагаю сравнить уровень грамотности в России в середине и в конце 19 века: за 40 лет процент грамотных увеличился с 6 до 21 .http://istoriya-xz.ru/rossija-v-period-kapitalizma/254-prosveschenie-v-rossii-v
    o-vtoroj-polovine-19-veka.html. Как по вашего - это много или мало? В СССР за 13 лет ( с 1926 года по 1939) без всяких хождений "в народ " грамотность поднялась с 51 до 81 %.
    1. 0
      10 февраля 2012 17:24
      rexby63,
      Рад приветствовать Вас, Александр! Спасибо за информацию. Я думаю, что появление статьи - это желание автора несколько нивелировать нарастающий накал страстей в обществе после известных событий . Уж слишком дух статьи укладывается в формулу - " Ребята, давайте жить дружно!" Ничего против дружбы, лично я, не имею, но, ведь "лучшие" - они ведь хрен успокоятся, пока не заставят принять всех "их" точку зрения! Даже вопреки категорическому несогласию болшой России. Успехов, приятель drinks
      1. 0
        10 февраля 2012 18:54
        Взаимно, Валерий. Еще раз обратимся к истории: "лутшие люди" всегда стремились к накалу. Это их образ жизни, образ жизни мотылька( прошу простить за расхожее сравнение). Много мотылек дает энергии, сгорая? Вот то-то и оно. У баржи "Шура" кпд выше
  14. +1
    10 февраля 2012 17:21
    "Лучшая Россия" сидит за Рублёвским забором и элитными посёлками и туда нет ни хода, ни возможности попасть России большой!
  15. 0
    10 февраля 2012 17:25
    @Лучшая Россия часто полагает, что большая Россия не понимает ценности свободы, не готова к ней, боится ее.@ Чиновники всех уровней слишком загордились.Просто поставили их в такие условия, что без них ничего будто не сделается. Народ еще не сказал своего слова.Доиграются любители пожить за чужой счет.
  16. in4ser
    0
    10 февраля 2012 17:37
    Человечество планеты инстинктивно - желает жить лучше :)
    даже те, что живут "лучше" хотят жить еще лучше!
    Видимо в этой жадности таятся многие беды!!!
  17. 0
    10 февраля 2012 18:49
    Какую Россию выбрать: лучшую или большую? Какую какую - большую и лучшую. Одно дело выбрать, а другое реально построить. Туфтология а не статья.
  18. Снарк
    +1
    10 февраля 2012 22:09
    Яркий пример словесного поноса, ничего конкретно - только жевание лучшая или болшая, а большой и лучшей не бывает?
  19. Ульянов
    -1
    10 февраля 2012 23:20
    какое то сплошное словоблудие, но ясно одно - никакими "маленькими делами" Россию не спасти и не развить, нужны масштабные проекты и долгосрочное стратегическое планирование масштабного развития страны. Но капиталистам, конечно, это не нужно - им и так хорошо на Рублевках и Лазурном берегу, поэтому и вбрасывают в массовое сознание всякий словоблудливый
  20. r.anoshkin
    +1
    11 февраля 2012 09:11
    Какой аналитический центр-такое и правительство.Смысл сразу не найдешь,а если найдешь-не поймешь."Страшно далеки они от народа".Я так понял:власть и аппарат на котором она держится(полиция,суд,прокуратура,чиновники и пр.)-это Россия лучшая.А стадо(по их мнению),которое их сначала выбирает,потом слушает и при этом оччень хорошо кормит-Россия большая.Только вот "лучшая"скоро перегонит "большую"по численности-"лучшие"перетягивают своих сватов,зятьев,другую родню и родню родни в свои ряды,раздуваясь до непонятных размеров.Число чиновников нынешней России уже превысило весь аппарат СССР,включая все 15 республик-сестер.И ведь все они оччень любят вкусно жрать,хорошо жить и весело отдыхать.И кризис наступит тогда,когда "большая"или не сможет,или наконец не захочет кормить "лучшую".
  21. -2
    11 февраля 2012 11:43
    5+ тебе r.Anoshkin! Хорошо сказано.
  22. Андрей1982
    +1
    14 февраля 2012 07:46
    Полагаю, что автор статьи, во-первых, крайне плохо разбирается в Российской истории и те "умные" названия, которые он приводит (декабристы, славянофилы, кадеты и тд) напоминают поведение ученика 10 класса, которого вызвали к доске на уроке истории и он судорожно пытается вспомнтить все, что знает по предмету. Думаю, автор только на том основании, что тиснул в левом (не вс мысле полит. убеждений, а в смысле изветсности и значисмости для информационного поля) интеренет издании такую вот статейку, причисляет себя конечно же к России лучшей. Со своей стороны хотелось бы ему ответить, что такие как я, представителя "большой" (читай худшей) России (лимита из глубинки, быдло и стадо), всю жизнь кормили такое , как этот автор. Надо отметить, что НИКОГДА в истории России не было такой ситауции, чтобы подобные слюнявые интеллигенты, которые только и умеют, что плакаться (благо сейчас интернет им позволяет делать это с утра до вечера), не сделали ничего действительно хорошего. При этом пользоваться всеми благами, которые доступны им блягодаря "Большой" России они считают для себя само собой разумеющимся, присваивая себе статус неких "пасторов", болеющих душой за народ, при этом бессовестно обкрадывая этот народ. Полагаю, Сталин абсолютно правильно делал, отправляя таких слюнявых аналитиков (извините за выражение) на лесоповал, так как там от них была хоть какая-то польза, и вот тогда СССР был впереди планты всей. Я просто поражаюсь той наглости и глупости, с которой написана данная статья.