Самоходная артиллерийская установка M44T (США / Турция / Германия)

Один из самых простых способов быстро и дешево обновить парк техники с минимальными расходами заключается в проведении модернизации существующих образцов. В некоторых случаях, когда ресурсы серьезно ограничены или отсутствуют иные пути, глубокая модернизация имеющейся материальной части может быть единственным доступным выходом из имеющейся ситуации. Интересным примером разрешения проблем подобным образом может считаться проект самоходной артиллерийской установки M44T.

Появлению проекта M44T предшествовали многочисленные события, продолжавшиеся в течение нескольких десятилетий и происходившие по обе стороны Атлантического океана. В самом начале пятидесятых годов прошлого века американское военное ведомство пожелало получить новую самоходную артиллерийскую установку, способную заменить устаревшую технику. В самом ближайшем будущем промышленность должна была построить и поставить в серию самоходку на базе шасси легкого танка M41 Walker Bulldog, вооруженную гаубицей калибра 155 мм. При помощи такой техники предполагалось обновить парк САУ, сняв с вооружения машины, построенные на шасси устаревших типов.

Самоходная артиллерийская установка M44T (США / Турция / Германия)
Предположительно, одна из первых M44T. Фото Army-guide.com



Разработка первой версии проекта, получившего рабочее обозначение T99, продолжалась в течение нескольких лет. После завершения проектирования началась сборка опытных образцов, необходимых для испытаний. В ходе проверок выяснилось, что в имеющемся виде техника не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. На исправление недостатков ушло некоторое время. Только в 1954 году новую самоходку приняли на вооружение. Она получила обозначение M44.

Армия Соединенных Штатов получила всего 250 самоходок нового типа. Эксплуатация этой техники продолжалась менее десяти лет. Уже в начале шестидесятых ее стали заменять более новыми образцами с повышенными характеристиками. Списываемые машины M44 отправлялись в резерв или передавались третьим странам. Одним из получателей такой техники стали сухопутные войска Турции. По имеющимся данным, они получили более 220 самоходных установок.

Турецкая армия в течение двух десятилетий продолжала эксплуатацию полученной техники. Со временем бронемашины успели выработать ресурс, а также потерять весь свой потенциал. Некогда современные САУ M44 теперь имели весьма ограниченные возможности и более не отвечали актуальным требованиям. Для сохранения необходимой обороноспособности требовалось срочно решить подобные проблемы, и дать артиллерийским частям сухопутных войск современные самоходки.

В середине восьмидесятых годов потенциал Турции в контексте обновления материальной части войск были весьма ограниченными. Финансовые возможности оставляли желать лучшего, а отсутствие развитой оборонной промышленности не позволяло решать подобные задачи самостоятельно, вынуждая обращаться за помощью к третьим странам. Из подобной ситуации был найден довольно интересный выход. Было решено модернизировать устаревшие бронемашины M44. Не имея возможности сделать это самостоятельно, Турция обратилась за помощью к зарубежным компаниям, имевшим солидный опыт в деле создания или обновления боевых бронированных машин всех классов.

Контракт на разработку проекта глубокой модернизации САУ американского производства был подписан в 1986 году. В соответствии с этим документом, западногерманские компании Rheinmetall, MTU и GLS должны были сделать все возможное для радикального повышения характеристик имеющейся техники. Заказчик в лице турецкой армии желал получить боевую машину с высокими характеристиками подвижности, повышенной огневой мощью и т.д. При этом в основе нового проекта должна была лежать существующая конструкция. Строить новую технику предполагалось путем ремонта и обновления имеющейся. Модернизированная самоходка, созданная по заказу Турции, должна была получить обозначение M44T.

Несмотря на ограничения, связанные с необходимостью использования готовых комплектующих, авторам нового проекта удалось изыскать возможности для кардинального обновления облика техники. К примеру, за счет тех или иных незначительных доработок конструкции удалось получить некое подобие модульной архитектуры, облегчающее замену определенных узлов и агрегатов более новыми и совершенными изделиями. Кроме того, применение более компактных современных комплектующих позволило изменить и улучшить компоновку корпуса без каких-либо потерь в характеристиках.


САУ M44 в исходной конфигурации. Фото Wikimedia Commons


В базовой конфигурации самоходка M44 представляла собой гусеничную боевую машину с передним расположением моторно-трансмиссионного отсека и кормовой рубкой боевого отделения. Характерной чертой проекта было размещение всего экипажа в кормовой рубке: места внутри корпуса не предусматривались ввиду отсутствия пригодного объема – весь передний отсек занимали двигатель и трансмиссия.

В проекте M44T планировалось сохранить существующий броневой корпус, однако отдельные его детали должны были изменяться в соответствии с новыми нуждами. По-прежнему должен был использоваться сварной корпус, состоящий из листов толщиной от 9,6 мм (днище) до 12,7 мм (все прочие детали). Имелась лобовая часть клиновидного профиля, состоящая из двух листов и сопряженная с вертикальными бортами. Крышка моторного отсека имела набор окон и решеток для вентиляции.

Около половины длины самоходки занимала открытая сверху рубка с боевым отделением. Защита экипажа возлагалась на 12,7-мм катаные листы, соединенные в коробчатую конструкцию. Лобовая часть рубки состояла из наклонных или вертикальных листов, между которыми находилась подвижная маска орудия. Сбоку боевое отделение прикрывалось вертикальными бортами. Корма рубки состояла из нескольких листов. Боковые располагались неподвижно, а центральный мог опускаться в горизонтальное положение, облегчая посадку экипажа или подачу боеприпасов с грунта. Проект модернизации сохранял качающееся устройство с сошником, закрепленное на корме корпуса.

По задумке авторов проекта обновления техники, компоновка корпуса должна была остаться прежней, но его внутреннее оснащение следовало подвергнуть самому серьезному пересмотру. Из моторного отсека удалили бензиновый двигатель Continental AOS-895-3, вместо которого теперь должен был использоваться немецкий MTU MB 833 Aa-501, развивающий мощность до 450 л.с. Трансмиссию Allison CD-500-3 заменили системой марки ZF. За счет высвобождения объемов внутри корпуса удалось заметно увеличить емкость топливных баков. Теперь самоходка могла взять на борт не 570, а 780 л горючего. В сочетании с более экономным мотором это должно было дать значительную прибавку в запасе хода. В моторном отсеке установили современную систему пожаротушения. Требуемым образом были переработаны органы управления и приборная доска на рабочем месте механика-водителя.

Самоходка получила улучшенную электрическую систему на основе новых компонентов. Помимо замены существующих проводки, аккумуляторов и т.д. было решено добавить систему предстартового подогрева двигателя. При ее использовании машина могла завестись при температурах до -18°C.

Конструкция ходовой части, в целом, осталась прежней, но теперь в ее составе использовались новые устройства. На каждом борту на индивидуальной торсионной подвеске монтировалось по семь опорных катков. В ходе модернизации торсионы предлагалось заменять новыми. Катки первой, второй и пятой пар также получили улучшенные гидравлические амортизаторы. Была применена улучшенная гусеница с возможностью установки башмаков для перемещения по дорогам общего пользования или по снегу. На уровне ходовой части на корпусе следовало устанавливать новые резиновые бортовые экраны.

155-мм гаубица типа M114 уже не отвечала требованиям времени, из-за чего ее следовало заменить. Для САУ M44T было разработано новое орудие схожего калибра с повышенными характеристиками. При создании этого изделия компания Rheinmetall использовала некоторые наработки по проекту M109A3G, целью которого тоже была модернизация существующей самоходки, созданной ранее другими предприятиями. Новое орудие позволило значительно повысить огневые характеристики машины.


Бронемашина после модернизации. Фото Defence.pk


Главным оружием новой машины стала 155-мм нарезная пушка со стволом длиной 39 калибров. Орудие получило двухкамерный дульный тормоз, эжектор и развитые гидравлические противооткатные устройства. Имелся поршневой затвор с автоматизированными приводами. В боевом отделении также предлагалось монтировать автомат досылания, облегчающий работу заряжающих. Конструкция орудийной установки, получившей механические приводы наведения, позволяла обстреливать цели в секторе шириной 30°. Углы возвышения менялись в пределах от -5° до +65°. За счет использования нового орудия и модернизации орудийной установки заявленный ресурс вооружения был доведен до 10 тыс. выстрелов.

Как и ранее, самоходка должна была использовать выстрелы раздельного заряжания. Орудие способно применять все существующие снаряды калибра 155 мм, соответствующие стандартам НАТО. Таким образом, в боекомплект самоходки могут входить боеприпасы разных типов и разного назначения с теми или иными характеристиками. При использовании стандартных 155-мм снарядов обеспечивалась стрельба на дальность до 24,7 км. Применение активно-реактивных боеприпасов позволяло довести дальность стрельбы до 30 км или более. За счет оптимизации внутренних объемов боевого отделения возимый боекомплект удалось увеличить с 24 до 30 выстрелов. Как и ранее, самоходка могла вести огонь, получая выстрелы с грунта. В таком случае ей требовалась помощь отдельной машины-подвозчика боеприпасов.

Вместо старых прицельных устройств, разработанных несколько десятилетий назад, на модернизируемой САУ предлагалось монтировать новые, соответствующие текущим требованиям и совместимые с улучшенным оружием. Соответствующим образом должны были дорабатываться и рабочие места экипажа.

Несмотря на изменение ряда важнейших элементов, боевая машина сохранила экипаж из пяти человек. Слева от орудия, в передней части боевого отделения, должен был находиться механик-водитель. Он по-прежнему не имел смотровых приборов, из-за чего должен был наблюдать за дорогой поверх лобового листа. Для большего удобства перед его рабочим местом сохранялся прозрачный козырек. Справа от орудия находился наводчик, позади которого разместили командира. Также в экипаж входили два заряжающих. При подаче боеприпасов извне экипаж САУ нуждался в помощи нескольких дополнительных подносчиков.

Благодаря отсутствию серьезных переработок корпуса габариты машины остались на прежнем уровне. Длина самоходки M44T по корпусу составляла 6,16 м, ширина – 3,24 м, высота – 3,11 м. Длина с учетом пушки, однако, теперь превышала 8,6 м. Боевая масса осталась на уровне 30-32 т. Двигатель приемлемой мощности позволил сохранить характеристики подвижности на уровне базового образца. Максимальная скорость достигала 50-55 км/ч, машина сохранила возможность преодоления различных препятствий. Увеличенные топливные баки и экономичный двигатель позволили нарастить запас хода до 620 км.

Первый прототип глубоко модернизированной самоходки M44T был построен в конце 1986 года. Сначала эту машину опробовали на немецких полигонах, после чего передали для изучения заказчику. В течение следующего года турецкие специалисты занимались изучением полученного образца и определением его перспектив. Кроме того, на этом этапе был сформирован список необходимых доработок.

В целом, проект немецкой разработки устроил Турцию, однако было решено внести в него некоторые коррективы. Так, появилось предложение о переносе поста управления из боевого отделения в корпус. За счет некоторого изменения компоновки корпуса удалось высвободить достаточный объем для размещения отделения управления. Все приборы рабочего места механика-водителя были перенесены из рубки в этот объем. Также параллельно внедрялись некоторые другие идеи и решения. После такой доработки обновленная самоходка могла быть принята на вооружение.


Серийные самоходки M44T отличались размещением водителя в корпусе. Фото Aw.my.com


В 1987-88 годах турецкая армия завершила испытания полученной техники и определила требуемые доработки, после чего три компании-подрядчика совместными усилиями создали новый вариант проекта. Вскоре появился заказ на выполнение работ по модернизации имеющейся в наличии техники. В соответствии с этим контрактом, турецкие и немецкие предприятия совместными усилиями должны были обновить все 222 САУ, остававшиеся в строю.

Подрядчики разделили между собой обязанности по выпуску комплектующих и выполнению тех или иных работ. Значительная часть новых узлов и агрегатов поставлялась немецкой промышленностью. Производство некоторых требуемых изделий удалось развернуть в Турции по лицензии. Задачи ремонта, восстановления и переоснащения имеющихся бронемашин возлагались на турецкую промышленность. Используя такую кооперацию, ряд компаний работал в течение нескольких лет и в полной мере выполнил имеющийся заказ. Последние строевые M44 превратились в M44T в 1992 году.

Появление глубоко модернизированных самоходных установок положительным образом сказалось на потенциале артиллерийских частей. Вскоре, общая огневая мощь сухопутных войск была повышена за счет разработки и реализации еще одного схожего проекта обновления имеющихся машин, созданного в рамках международного сотрудничества. Военные достаточно быстро освоили полученные M44T и начали применять их в различных учебно-боевых мероприятиях.

Служба 222 самоходок обновленной версии продолжалась чуть более десятилетия. Несмотря на все попытки восстановления и продления ресурса техники, средний возраст машин перевалил за полвека, что имело соответствующие последствия. В середине двухтысячных годов было решено отказаться от дальнейшей полноценной эксплуатации САУ M44T. Эту технику стали переводить в резерв. В течение нескольких лет армия прекратила использование подобных машин.

По официальным данным, все остававшиеся в наличии самоходки, не списанные ранее по тем или иным причинам, сейчас остаются в резерве. Нельзя исключать возможность того, что в будущем некоторое количество подобных машин будет возвращено к полноценной службе, но вероятность такого развития событий постоянно снижается. По-видимому, все существующие самоходные установки M44T так и останутся стоять на базах хранения, после чего будут окончательно сняты с вооружения, списаны и отправлены на разделку.

Совместный турецко-германский проект модернизации самоходной артиллерийской установки американского производства представляет большой интерес с точки зрения техники и истории. К середине восьмидесятых годов самоходки M44, созданные еще в начале пятидесятых годов, успели устареть как морально, так и физически. Однако, не желая мириться с этим фактом и не имея возможности исправить ситуацию иным образом, Турция решила подвергнуть имевшуюся у нее технику глубокой модернизации. Помощь зарубежных компаний позволила выполнить поставленные задачи и провести масштабное обновление существующего парка самоходной артиллерии. Тем не менее, даже подобная модернизация имела свои ограничения, из-за чего к настоящему времени интереснейшие самоходки M44T были полностью выведены из эксплуатации и отправлены в резерв.


По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://globalsecurity.org/
http://afvdb.50megs.com/
https://fas.org/
https://defence.pk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Вождь краснокожих 17 марта 2017 18:47
    Достаточно рационально, хотя и несколько запоздало.
Картина дня