Авиакатастрофа военного Ту-154. Новая версия или «нашли виноватого»?

Издательский дом "Коммерсантъ" на днях обрадовал всех новостью. Новость касалась уже несколько подзабытой, но актуальной темы авиакатастрофы, которая унесла жизни 92 человек. Мы привыкли, что расследования таких происшествий длятся годами. Версии, которые появляются у специалистов, даже самые "странные" и неправдоподобные, проверяются досконально.




Авиация, будь то военные или гражданские летательные аппараты, не любит суеты. А любое, даже самое мелкое происшествие, должно стать уроком для остальных пилотов. Нештатная ситуация должна быть штатной, если хоть раз нечто подобное с кем-то уже случалось. Потому и "роют" эксперты, конструкторы, инженеры так глубоко, насколько это вообще возможно.

Итак, по сведениям источников «Коммерсанта», завершена техническая часть расследования катастрофы Ту-154Б-2. Завершена с шокирующим выводом. Самолет не падал! Самолет..."приземлялся" в управляемом режиме! Проще говоря, это было не падение, а вполне осознанный управляемый полет. Посадка на воду...

В истории авиации, насколько мне известно, было всего пять более или менее удачных посадок самолетов на воду. 16 октября 1956 года Boeing 377 Stratocruiser компании Pan Am совершал полет из Гонолулу в Сан-Франциско. После отказа двух двигателей (из 4-х) командир лайнера принял решение сажать самолет на воду. Сели успешно. Спасено 24 пассажира и 7 членов экипажа.

21 августа 1963 года в черте Ленинграда на Неву приводнился Ту-124 компании «Аэрофлот». После того как заклинило стойки шасси, командир принял решение сажать самолет на воду. Выжили все. 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

22 ноября 1968 года в полукилометре от американского побережья приводнился японский лайнер DC-8 компании Japan Airlines. Правда, причиной такой посадки стала ошибка пилотирования. В условиях густого тумана радиовысотомер дал ошибку в 60 метров. Кстати, по американским источникам, это сыграло на руку пассажирам и экипажу лайнера. Посадка "на ВПП" командиром была совершена идеально. 96 пассажиров и 11 членов экипажа даже ушибов не получили.

17 июля 1972 года на Икшинское водохранилище успешно посадили Ту-134 министерства авиации СССР. Во время испытательного полета по проверке электрооборудования в экстремальных режимах электричество "отключилось". Посадка проведена "без двигателей". 5 членов экипажа не пострадали.

15 января 2009 года Airbus A320 авиакомпании US Airways столкнулся в полете со стаей диких гусей. Оба двигателя были выведены из строя. Командир лайнера посадил самолет на реку Гудзон. Спасено 150 пассажиров.

Как видите, рожденный летать иногда, если очень нужно, может стать и водоплавающим. Именно потому такие решения принимает именно командир корабля. Только его ответственность и его решение. А в случае рассматриваемой нами катастрофы решение принял командир корабля майор Роман Волков. Пилот с более чем 3000 часов налета на этих машинах.

Версия об ошибке экипажа действительно всегда одна из первых. В любой катастрофе. Проще всего списать любое происшествие на человеческий фактор. Сразу на плечах остается приличное количество погон. Мертвые сраму не ведают. Они не могут ответить. А живым ещё жить и служить.

По сведениям журналистов, сейчас идет большой "аврал" в Министерстве обороны. Изучают медицинские карты экипажа, прохождение психологических тестов, "пытают" инструкторов, которые отвечали за летную подготовку командира корабля и экипажа, условия отдыха экипажа, личные мотивы...

Для доказательства новой "старой" версии использованы найденные самописцы Ту-154. И вот тут возникает некоторая "лазейка" для скептиков. Дело в том, что лентопротяжный механизм параметрического самописца, который был найден и поднят со дна моря водолазами, оказался изношенным. И не давал четкого ответа на все вопросы. Разная скорость записи, люфт катушек практически полностью меняли картину катастрофы.

Но с помощью экспертов Межгосударственного авиационного комитета это проблему удалось решить. Более того, была создана 3D модель полета самолета от момента взлета до момента удара о поверхность воды. Не знаю, возможно, опыт и профессионализм экспертов МАК настолько высок, что они могут восстановить со 100%-ной точностью записи, но... Дай-то Бог, как говорится.

Согласно представленной модели полета, экипаж с момента взлета не совершил ни одной ошибки. Самолет набрал скорость 360-370 километров в час и высоту около 250 метров. А вот потом начинается что-то непонятное. Командир вместо продолжение взлета переводит лайнер в режим посадки. Практически 10 секунд до касания о воду самолет "садился"...

Вот тут позвольте "вспомнить" личный опыт. Я не пилот, но некоторым образом связан с небом. "Человек с детским билетом", как нас летчики называли. Летал только до половины маршрута.

Любой опытный парашютист, который совершал прыжки в сложных условиях, в частности, на воду, вспоминает свои мольбы к десантному Богу о хотя бы легком ветерке у земли. Точнее, у воды. И вспоминает он это и про дневные, и про ночные прыжки. Разница только в том, что днем ты "летаешь" в красивом голубом небе, а ночью становишься "Леоновым". Паришь в космическом пространстве в окружении звёзд.

Действительно, потеря ориентации в такой обстановке вполне возможна. Когда небо сверху и небо снизу, организм дает сбой. Мозг пытается вас убедить, что вы просто "висите". Ни вверх, ни вниз. Причем вы в этом уверены. Не знаю почему это происходит, но... происходит.

Парашютисты проблему решают простым ССС (старым солдатским способом). Просто перед прыжком набивают карманы камешками и тупо бросают их вниз. Силу тяжести не обманешь. Да и удар о воду создает волну. Появляется ориентир, который "приводит" мозг в порядок.

Возможно, повторяю, возможно, если версия "Коммерсанта" верна, с Романом Волковым случилось нечто подобное. Только вот "камешек бросить" у него возможности не было. Но другие члены экипажа? Массовый гипноз? Полет "в космосе", когда звездное небо вокруг? Учитывая, что самолет взлетел в темное время суток.

Я абсолютно не противоречу выводам коллег и их источников. Просто потому, что выводы пока что на уровне версии. А специалистов с опытом таких расследований у нас много. Их мнение первое. Я просто озвучиваю свое видение ситуации.

Кстати, подготовка военных летчиков несколько отличается от подготовки гражданских. И командир военного борта не может не соответствовать по каким-то критериям своей должности.

Майор Роман Волков — летчик первого класса. Опытнейший пилот и командир.

Подполковник Александр Петухов — штурман эскадрильи особого назначения. Член экипажа, который посадил "танцующий" Ту-154 в 2011 году. Помощник командира корабля капитан Александр Ровенский. Опытнейший пилот.

Старший инструктор-летчик службы летной подготовки войсковой части 42829 подполковник Андрей Колосовский.

Старший штурман корабля — капитан Андрей Мамонтов.

Бортовой инженер по авиационному оборудованию — майор Александр Трегубов.

Бортовой инженер самолета Ту-154 — старший лейтенант Валерий Парикмахеров.

Старший бортовой механик — старший сержант Виктор Сушков.

Начальник штаба, заместитель командира авиационной эскадрильи — подполковник Александр Негруб.

Заместитель начальника авиационной службы авиационной эскадрильи — майор Александр Долинский.

Старший воздушный радист, бортовой переводчик — капитан Алексей Суханов.

Я специально перечислил всех членов экипажа погибшего лайнера. Перечислил с указанием должностей, которые они занимали. Ну невозможно представить себе, чтобы столько офицеров не из последних по летному опыту и практике полетов именно на таких типах машин вдруг стали "разгильдяями".

Вероятность появления версии об ошибке пилотов, которую я упоминал выше, рассматривалась и в ВКС России. Напомню, ещё в декабре 2016 года, во время прощания с экипажем, главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев говорил о высоком профессионализме экипажа корабля. В частности, о профессионализме командира Романа Волкова. Главком прекрасно понимал, куда может пойти расследование. И попытался отвести удар от погибших летчиков.

И опять же, остались без ответа некоторые вопросы о так называемой «посадке». Если имела место посадка, то почему тогда обломки самолета находили на значительном расстоянии от берега, от 1,5 до 15 километров? Конечно, можно списать на подводные течения, но… Можно ли говорить о таком радиусе?

Глубина моря в районе падения лайнера разная, от 50 до 130 м, и довольно сложный рельеф. Могло ли течение унести обломки так далеко, учитывая, что обломки тоже тяжелые?

Напоминаю, что самолет после взлета пролетел всего около 4 км и набрал высоту около 250 метров. Всего-навсего 250 метров.

Затем начался, как утверждают «эксперты-моделисты», «режим посадки». Плавное снижение, если я правильно понял. И удар о воду. На посадочной глиссаде явно не такой силы, как при падении под углом.

Тогда откуда такой радиус разброса обломков?

Более того, в первые сутки было найдено 10 тел и около сотни фрагментов. Откуда, простите, эти фрагменты?

Официальное расследование не закончено. И выводов комиссии пока нет. Есть очередная версия. Удобная, даже более чем, для очень многих должностных лиц. Но вот верна ли она? Не возникла ли потому, что само расследование не освещается в прессе должным образом?
Автор:
Александр Ставер, Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

54 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти