Тень над Японией
Официальный представитель ВВС России полковник В. Дрик подтвердил факт полетов в районе островов Хоккайдо и Хонсю. Также он признал, что российские самолеты не входили в воздушное пространство Японии, а совершали свой полет исключительно над нейтральными водами. В заявлении пресс-службы ВВС указывается и точный состав группы самолетов отечественных ВВС, участвовавших в полетах. Это были два стратегических ракетоносца Ту-95МС, вылетевшие с авиабазы Украинка на Дальнем Востоке, два самолета-разведчика Су-24 и самолет ДРЛО А-50. Также на некоторых участках полета группу сопровождали истребители Су-27. 16-часовое патрулирование акватории удалось провести благодаря дозаправке топливом в полете: горючим участников вылета обеспечил самолет-заправщик Ил-78. По словам Дрика, основной целью полета была отработка взаимодействия самолетов разных классов, а также тренировка действий над безориентирной местностью, коей является морская и океанская акватория.
Это все официальные слова и заявления. Как оказалось, они являются далеко не самыми интересными вещами, связанными с полетом группы российских самолетов. Отдельно стоит сказать о реакции некоторых японских граждан и организаций. Дело в том, что 7 февраля в Японии отмечается т.н. День северных территорий (так в Стране восходящего солнца именуют южные Курильские острова). Традиционно в этот праздник активизируются различные организации правого толка, очень часто позволяющие себе, как минимум, скандальные выходки. Так, например, в прошлом году этим персонажам хватило наглости устроить пикет возле российского посольства в Токио, на котором был осквернен флаг России. В ответ на официальный протест Япония отказалась проводить расследование и принимать соответствующие меры. Наверное, не оправившись от патриотического угара от 7-го числа, эти же ультраправые субъекты восьмого и девятого стали очень болезненно реагировать на учения российских ВВС. Состоялось несколько демонстраций под лозунгами откровенно хамского характера. Официальный Токио ведет себя более прилично, но все же просит Россию впредь не совершать подобных облетов Японского архипелага. Однако из-за особенностей международного законодательства отказ от таких учений является исключительно правом наших ВВС: пока воздушное пространство Японии не нарушается, в нейтральных водах можно летать как угодно и сколько угодно.
Вероятно, основной причиной беспокойства японцев является тот факт, что из любой точки маршрута Ту-95МС теоретически могли произвести пуск ракет. В таком случае в зону действия последних попали бы все японские острова. Конечно, Россия сейчас или в перспективе воевать с Японией не собирается, но сам факт полетов потенциально опасных ракетоносцев в той зоне, откуда стрельбу ракетами можно совершать разве что не прямой наводкой, сам по себе является серьезным сигналом для японских Сил самообороны. Надо признать, японские летчики вовремя среагировали на появление ракетоносцев: по тревоге было поднято около десяти истребителей (в некоторых источниках называется цифра в 13 и даже 15 бортов). При этом выполнение учебного перехвата не является чем-то из ряда вон выходящим. Такие действия де-факто являются стандартом для ВВС всего мира – как только вблизи собственного воздушного пространства появляются чужие самолеты, в воздух поднимаются свои истребители. По этому поводу даже есть шутка: «на фоне Ту-95 фотографировались все послевоенные истребители стран НАТО». И в этой шутке, как говорится, лишь доля шутки.
Только учебный перехват вещь полезная лишь отчасти, ведь она в основном способствует поддержанию рабочей формы личного состава, ответственного за защиту воздушных границ. Однако фактически ракетоносцам Ту-95МС для проведения атаки необязательно даже приближаться к воздушному пространству противника: дальность пуска ракет Х-55 различных версий превышает две с половиной тысячи километров. При такой дальности и скорости полета ракеты свыше 900 км/ч эффективно осуществить перехват ракетоносца можно только на рубеже пуска. А для этого требуется постоянное патрулирование опасных районов.
Сколько бы самолетов не участвовало в учебных полетах, сколько бы истребителей не вылетало на перехват и как бы не реагировали стороны на действия друг друга, полеты восьмого числа рано или поздно забудутся. Вместе с ними забудутся митинги, скандалы и прочие неприятности. Однако действия наших летчиков, которые можно трактовать как намек на возвращение России в регион, могут спровоцировать некоторые действия со стороны Японии. Появилась информация, что уже к весне Токио и Вашингтон, наконец, договорятся насчет судьбы американской базы на острове Окинава. Официальным поводом японских требований перевести авиабазу является ее расположение: она находится в центре города Гинован. Как утверждают местные жители и официальные лица, это представляет угрозу для безопасности местных жителей. Время от времени происходят разные неприятные инциденты, в ходе которых дома, стоящие в створе взлетно-посадочной полосы оказываются «под ударом». В октябре на некоторое время были прекращены полеты истребителей F-15: с одного из них при полете над жилой застройкой упал дополнительный топливный бак. Никто не пострадал, но полеты самолетов данного типа возобновились только через три недели уже по новой программе, позволяющей обходится собственными баками машин. На днях одна из автодорог префектуры Канагава подверглась «бомбардировке» с самолета EA-6B Prowler. Во время полета от него начали отрываться крупные детали: самая большая из обнаруженных имеет размеры 120х180 см. К счастью, и на этот раз обошлось без жертв и разрушений. Вероятно, для переноса авиабазы с Окинавы у Японии есть более серьезные основания политического характера, но в качестве официальной версии по-прежнему приводится опасность для местных жителей. В свою очередь, США не хочет уходить из региона. К тому же Вашингтон именует север Тихого океана зоной своих интересов. Пожалуй, американцы пойдут на многое, лишь бы не терять такую удобную и полезную базу.
Среди прочего, заявление об ускорении переговоров может быть и следствием полетов российской авиагруппы. Но насколько это правда, могут сказать только ответственные лица США и Японии. С другой стороны, проверить эту версию можно «опытным путем» – новыми полетами в районе Японского архипелага. Будем надеяться, в скором времени подобные учения повторятся вновь. И не только на Дальнем Востоке, но и в традиционных районах патрулирования дальней авиации: север Атлантики, акватория Тихого океана и т.д.
Информация