Марнские такси

9
Один из наиболее ярких эпизодов Марнского сражения – переброска на передовую на автомобилях частей французской 7-й пехотной дивизии. Каковы были особенности этой необычной для того времени операции?

К числу сложившихся уже во время Первой мировой войны легенд относятся рассказы о «марнских такси». Начало легенды относится к осеннему вечеру 6-го сентября 1914-го года, когда парижане, не убоявшиеся катившейся с севера лавины немецких войск и не бежавшие из Парижа, с удивлением увидели, как со всех сторон съезжаются пустые такси, образуют длинные колонны и куда-то быстро уезжают, скрываясь в ночной темноте.




1. Парижское такси.

Утром на следующий день наблюдалась еще более любопытная картина: полиция и республиканские гвардейцы останавливали все попадавшиеся им такси, ссаживали с них пассажиров, записывали номер автомобиля и приказывали немедленно вернуться в свой гараж, где шофер должен был получить дальнейшие распоряжения. «Это приказ военного губернатора Парижа» - добавляли они лаконично, и больше не давали никаких объяснений.

Через несколько часов длинная колонна пустых такси пересекла Париж и проехала по шоссе на Мо.

Париж в это время переживал тревожные дни.
Отступление французских войск восточнее города; бегство правительства из столицы (город, обладавшей слабым гарнизоном из войск второй и третьей очереди, фактически был брошен на произвол судьбы); назначение военным губернатором Парижа генерала Ж. С. Галлиени; лихорадочное укрепление столицы днем и ночью; появление немцев севернее, а потом и восточнее Парижа - все это очень волновало парижан. Прокламация Ж. С. Галлиени, изданная им в день вступления в должность военного губернатора, кратко и твердо обещала, что Париж будет защищаться до последнего человека. Но будет ли оборона успешна? Вот в чем был вопрос.

Неожиданный сбор такси 6-го и 7-го сентября уже необычностью самого факта весьма подействовал на живое воображение французов и мог показаться событием необычайной важности.

После жутких марнских дней, когда огромное поле битвы то удалялось от Парижа, то приближалось к нему, и когда, наконец, выяснилась несомненная, ожидаемая с таким боязливым недоверием, победа, рассказы о такси переросли в целую легенду. Говорили, что тысячи автомобилей, перевезя за несколько часов на линию огня целую армию, решили участь сражения на реке Урк. Что касается людей, осведомленных «из самых достоверных источников» (а таковыми являлась половина парижан), то они передавали самые потрясающие подробности этой героической поездки: автоколонны, мчавшиеся в разгар сражения; автомобили, разбитые артиллерийскими снарядами и изрешеченные пулеметными и винтовочными пулями; убитые, раненые, разорванные на куски снарядами и заживо сгоревшие от взрывов баков шоферы и т. д.

На самом же деле все было гораздо прозаичнее и куда в меньшем масштабе.

События развивались следующим образом.

Входившая в состав 4-го армейского корпуса 8-я пехотная дивизия была неэффективно растрачена для обеспечения левого фланга британских войск. К счастью для французов, туда не пошла другая дивизия того же корпуса, 7-я пехотная, а также уцелевшая часть корпусной артиллерии - они были сосредоточены восточнее Парижа: в районе Ганьи и Вильемобль. Когда на левом фланге 6-й армии генерала М. Ж. Монури срочно потребовалась помощь, то оказалось, что 7-й дивизии предстояло пройти 50 километров. В нужный район вела железная дорога Париж-Нантейль, но (как это было характерно для минут, когда решалась судьба Франции) ни военные, ни железнодорожные власти не знали, уцелела ли эта дорога при отступлении британцев и подходе немцев. Вот тогда-то у командования и зародилась мысль воспользоваться для переброски 7-й дивизии автомобильным транспортом.

К несчастью, единственная военная автомобильная часть (200 больших автомобилей), ушла вслед за бежавшим в Бордо правительством - и там она вошла в так называемый «министерский резерв». Более чем сомнительно, что этот резерв был нужнее в Бордо, чем в Париже - тем более в критические для французов марнские дни. Но изменить эту ситуацию было уже невозможно, и пришлось прибегнуть к помощи тех автомобилей, пусть и гражданских, которые были под рукой – столичных такси. Экстренная мобилизация такси была сопряжена с некоторыми техническими трудностями - ведь шоферы жили на частных квартирах.

Интересно отметить, что генерал Ж. С. Галлиени отдал распоряжение о реквизиции такси лишь в устной форме. Положение осложнялось тем, что на реквизицию такси он как военный губернатор имел право, но имел ли он право призвать шоферов - это было спорным вопросом. Дело в том, что из 10000 парижских такси 7000 стояло на приколе вследствие призыва их водителей на военную службу. Оставшиеся 3000 шоферов имели непризывной возраст (старики и допризывная молодежь) или физические недостатки, были иностранными подданными и т. д. Поэтому штабной офицер, которому было поручено это дело, попросил дать ему необходимые полномочия. «Я вам даю карт бланш – сказал Ж. С. Галлиени - при условии, чтобы этой же ночью первая автоколонна вышла из Парижа». Такова была система руководства Ж. С. Галлиени - оказывать своим подчиненным полное доверие, предоставлять им широкую инициативу и защищать их своим авторитетом.

Марнские такси

2. Генерал Галлиени.

Всего предполагалось перевезти 6000 человек - для этого требовалось 1200 автомобилей. Фактически же было перевезено на 50-км расстояние 5 батальонов 103-го и 104-го пехотных полков одной бригады 7-й пехотной дивизии. Другую бригаду той же дивизии (101-й и 102-й пехотные полки) удалось перевезти по железной дороге, которая оказалась целой. Третий батальон 103-го пехотного полка, также поехавший по железной дороге, опоздал на целый день и присоединился к своему полку только на поле боя вечером 8-го сентября.

В то же время часть автомобилей успела за ночь сделать два рейса.

При осуществлении перевозок встретилось немало различных затруднений - например, неожиданная смена места дислокации штаба 6-й армии: из-за этого автомобили сразу не смогли получить задачу. Были и другие шероховатости: автомобильные колонны не смогли сразу найти своих пассажиров, пехотинцы, узнав, что им не надо делать форсированного 50-км марша, с радостью забирались в автомобили и спали в них как убитые - их потом пришлось будить (но какой необычный вид имела автоколонна с храпящим «грузом» на борту).

По пути к фронту автомобили встретились с кавалерией (всадники с заострившимися лицами и суровыми от бессонницы взглядами, лошади с впалыми боками) и ротой самокатчиков (двигавшихся с видом лунатиков). Очевидец отметил, что на фоне этой картины полного истощения и переутомления войск (причем уже в самом начале войны), выигрышно выглядела металлическая автоколонна, равнодушная к вопросам отдыха и питания и готовая ежеминутно проявить максимум энергии. Свидетели этой встречи не могли не задуматься над вопросом механизации войск.

Перевозка 103-го и 104-го пехотных полков, для того чтобы скрыть ее от немецких аэропланов, была проведена в ночь с 7-го на 8-е сентября. На рассвете все автомобили, делавшие второй рейс, а также имевшие мелкие неисправности, отставшие, заблудившиеся и т. д., поспешили к Нантейлю, везя свой все еще спящий «груз».

Каждый шофер спешил приехать побыстрее - такси обгоняли друг друга, ехали по два и по три в ряд. Поднялись тучи пыли. И перед Нантейлем, где находились войсковые обозы, образовалась невообразимая «каша» из автомобилей и обозных телег. В этот момент появился аэроплан с черными крестами - но, к счастью для французов, у немца не было с собой бомб или он уже их истратил ранее. Аэроплан улетел, не причинив вреда, но сообщил своему начальству разведывательные (сильно преувеличенные) сведения о собирающихся у Нантейля французских резервах.

В последующие дни такси также использовались много раз, но уже в меньших масштабах: для перевозки войск, раненых, вновь произведенных офицеров, следующих во фронтовые части, немецких пленных, рабочих для очистки полей боев и т. д.

Фактом является то, что был осуществлен первый и к тому же удачный опыт использования автомобильного транспорта для переброски крупных войсковых масс непосредственно к полю боя.

И когда в свое время потребовалась переброска войск, оружия и снаряжения по грунтовым дорогам к Вердену, уже имелся позитивный опыт - в виде рейда марнских такси. А скромные парижские шоферы в меру своих сил внесли вклад в великую победу на Марне.


Ил. 3. Марнские такси. Плакат.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 марта 2017 07:26
    Да, широко распиаренная акция.Особенно интересна на фоне сбежавших в тыл 200 грузовиков, предназначенных для этих целей.
    Спасже Париж Восточный фронт, а не такси..
    1. +23
      20 марта 2017 07:56
      Интересный эпизод.
      Кстати и Русском фронте автомобильные перевозки на передовую тоже имели место - например во время Наступления Юго-Западного фронта 1916 г. - в июне, когда немцы пытались тормозить наступление брусиловских армий, большая часть германского 22-го корпуса была уничтожена фланговым ударом русского 5-го армейского корпуса (который оперативно был переброшен на автомобилях).
      Насчет спасения Парижа Вы абсолютно правы - и сами французы это признают, причем на самом высоком уровне. Об этом в частности заявил маршал Ф. Фош - Верховный главнокомандующий силами Антанты в 1918 г.
      С ним кстати солидарен Э. Людендорф, да и практически весь высший генералитет - что англо-французский что германский. good
    2. 0
      22 марта 2017 04:22
      Цитата: Ольгович
      Спасже Париж Восточный фронт, а не такси..

      Париж спасла армия Франции, а не восточный фронт . Это такая же байка как и про такси.
  2. +13
    20 марта 2017 07:48
    Красивая история о "Марнском такси". Необходимо напомнить, что эта перевозка войск осуществлялась не бесплатно. "Таксисты-патриоты" работали по тарифу, равному 27 % от показаний счётчиков и получили за поездку в среднем по 130 франков. К такому компромиссу между патриотизмом и коммерческой выгодой пришли владельцы таксомоторных предприятий. С компанией , предоставившей автобусы, расплатились по специально утверждённым тарифам. Советский военный историк А. И. Милковский в своей работе "Автомобильные перевозки по опыту Западного фронта империалистической войны 1914–18 гг." отметил: "Эта переброска получила большую известность, во-первых, по той причине, что таинственный сбор и уход такси из Парижа вызвал шумиху среди парижского населения, дополненную фантастическими рассказами шофёров по их возвращении, и, во-вторых, потому что всё же это была первая автомобильная переброска войск более или менее крупного характера, приоткрывшая возможности, какими обладала Франция в виде своего автотранспорта".
    1. +2
      20 марта 2017 23:30
      Браво за комментарий!
  3. +5
    20 марта 2017 08:28
    Это неожиданное СЧАСТЬЕ Франции, что в этот момент у неё оказался такой резерв мобилизационных транспортных ресурсов...
  4. +3
    20 марта 2017 09:32
    ось также абхазские бойцы добирались до Очамичирского ущелья и Сухуми в 1992 году
  5. +3
    20 марта 2017 23:24
    После 1871 г. любой француз - это патриот. Но не любой француз - солдат. Это показали последние битвы ПМВ. Казалось бы, всё хорошо, но во Второй мировой войне французы просто - обосрались!!! В число победителей их взяли - до кучи и в счёт прежних заслуг. Зато с тех пор - страна-победитель,основатель ООН, и вообще контора с большими понтами и запросами. Как только в Алжире по харе схлопотали,так тут же и сдулись. Через 40 лет всё забылось - появился Саркози (смена поколений).
    1. +4
      21 марта 2017 06:04
      Цитата: Сергей-8848
      В число победителей их взяли - до кучи и в счёт прежних заслуг. Зато с тех пор - страна-победитель,основатель ООН, и вообще контора с большими понтами и запросами.

      Попадалась такая мысль наших либертарианствующих персонажей:
      "Франция во Второй мировой войне - наилучший пример того, как должна поступать страна с победившими общечеловеческими ценностями. Не, ну а что? Потери в вооружённых силах - минимальные, население вообще уцелело и инфраструктура тоже. Да ещё и в победителях оказались".
      Та простой факт, что за весь этот шедевр платил кто-то другой, не кажется им вопиющим. Это же в высшей степени разумно, когда за тебя разбивается в кровь кто-то менее рукопожатый.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»