Павел Густавович Гойнкис — советский инженер-кораблестроитель

21 марта 1961 года ушел из жизни инженер-кораблестроитель Павел Густавович Гойнкис (71 год). Он был создателем большого торпедного катера проекта 183 «Большевик», который стал родоначальником серии легких газотурбинных кораблей советского флота. Помимо этого, он был основателем Тюменского судостроительного завода, техническим директором Адмиралтейского завода, Дальзавода, кандидатом технических наук и лауреатом Сталинской премии.

Павел Густавович Гойнкис (Пауль Генрих) появился на свет 20 октября (1 ноября по новому стилю) 1889 года в городе Сосновце Бендинского района Петроковской губернии Царства Польского Российской империи (сегодня — территория Польши). Он родился в немецкой купеческой семье, его отцом был коммерсант Генрих Гойнкис, а матерью Матильда Гойнкис. В 9 лет он стал сиротой, после чего воспитывался опекуном. В 1907 году будущий кораблестроитель окончил реальное училище в Варшаве и продолжил обучение, поступив в Морское инженерное училище, расположенное в Кронштадте.

В 1911 году он успешно окончил училище в Кронштадте, став гардемарином-судостроителем. В том же году он начинает работать младшим помощником судостроителя в аварийных доках местного порта. В 1912 году он переходит на завод «Руссуд» в Николаеве уже в должности инженера. В Николаеве он принимал участие в строительстве линейных кораблей типа «Императрица Мария». Затем уже в 1913 году он продолжает совершенствовать свое образование, поступив в Николаевскую морскую академию в Петрограде.


Учеба в академии была прервана начавшейся Первой мировой войной. Уже в 1914 году Павел Гойнкис был откомандирован на судоремонтные заводы в Свеаборг и Гельсингфорс, а позднее в Кронштадт. 30 ноября 1915 года за успехи в работе он был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. 1 декабря того же года Гойнкис был назначен портовым корабельным инженером Архангельского порта, где в судоремонтных мастерских он осуществлял руководство работами по вооружению гражданских судов артиллерийским вооружением. 6 декабря 1915 года он был произведен в чин штабс-капитана Корпуса корабельных инженеров. Зимой 1916 года Павел Гойнкис в течение девяти дней провел уникальную судоремонтную операцию, которая заключалась в смене гребного винта ледореза «Канада» (был переименован в «Фёдор Литке»). Операцию он провел при помощи спроектированного буквально за ночь специального кессона. До изобретения Гойнкиса для проведения такого рода ремонта, ледорез необходимо было отправлять в заграничные доки. Российское общество корабельных инженеров присудило Гойнкису за это изобретение специальную премию. В августе 1916 года кораблестроитель вернулся в Петроград, где продолжил прерванное обучение в Николаевской морской академии.

Павел Густавович Гойнкис — советский инженер-кораблестроитель
Линкор "Императрица Мария" покидает завод

Успешно окончив обучение в академии, он остается в ней, чтобы преподавать студентам курс теории корабля и математики, одновременно с этим с октября 1918 года он возглавлял судостроительное конструкторское бюро Балтийского завода. В 1928-1930 годах был заведующим кафедрой военного кораблестроения. В 1920-е годы именно Павел Гойнкис становится главным корабельным инженером Балтийского завода, его вклад в советское кораблестроение того временного периода сложно переоценить. Он был автором ряда работ по непотопляемости подводных лодок. В 1924 году было издано написанное им учебное пособие под названием «Теория корабля: Качка», в 1927 году свет увидела еще одна книга — «Гребные винты».

Непосредственно под его руководством в стране прошло возрождение выпуска барж и лихтеров для Северного морского пути, спускаются на воду первые в Советском союзе лесовозы и пассажирские теплоходы. Павла Густавовича Гойнкиса считают основателем Тюменского судостроительного завода, помимо этого он разработал технологию сборки легких кораблей и подлодок на Дальнем Востоке из секций, которые поставлялись туда с судостроительных заводов, находившихся в центре страны.

До 1929 года, параллельно с преподавательской деятельностью Гойнкис трудился главным инженером Балтийского завода. На предприятии он сумел организовать выпуск электросварных балок, это позволило уже в 1931 году впервые создать электросварные переборки, предназначенные для подлодок. На заводе в Ленинграде он руководил строительством барж, буксиров, лихтеров, а также ремонтных кораблей, которые использовались не только на Севморпути, но и на Балтийском флоте. Первые советские лесовозы типа «Товарищ Красин» также строились под его руководством.

В 1928 году он побывал в командировке в Тюмени, где под его непосредственным руководством удалось построить сборочную верфь. Здесь по его предложению начали строить лихтеры, их собирали из уже готовых корпусных деталей, которые прибывали сюда из Ленинграда по железной дороге. Открытая Гойнкисом верфь дала начало Тюменскому судостроительному заводу, основателем которого и считается теперь Павел Густавович. В 1929-1930 годах в Ленинграде Гойнкис работал техническим директором Адмиралтейского завода, на котором в то время шло строительство буксиров, судов-рефрежераторов и первых советских торпедных катеров.

Павел Густавович Гойнкис

2 октября 1930 года Гойнкис был арестован по так называемому делу «Промпартии». Под таким названием в СССР состоялся крупный судебный процесс по делу о вредительстве в промышленности. Всего по делам связанным с «Промпартией» в Советском Союзе было арестовано более двух тысяч человек, главным образом инженеров, представителей технической интеллигенции. 30 апреля 1931 года Павел Гойнкис был приговорен к высшей мере наказания, которую заменили на 10 лет лагерей. Во время своего заключения конструктор работал ОКТБ-2 ОГПУ на Балтийском заводе. Здесь он трудился над техническими разработками в области железнодорожных перевозок подлодок типа «Щука» на Дальний Восток. Уже 2 января 1932 года заключение было заменено Гойнкису условным осуждением, полностью реабилитирован по этому делу он был только после своей смерти.

В феврале того же года, практически сразу после освобождения он в составе комиссии прибыл в село Пермское-на-Амуре, комиссия выбирала площадку под строительство судостроительного завода. Затем Павел Гойнкис отправился в Хабаровск. Здесь он трудился заместителем управляющего по механической части Объединения дальневосточных судостроительных заводов «Востоксоюзверфь». Так начался достаточно длинный жизненный период его работы на Дальнем Востоке.

С 1933 года Гойнкис являлся техдиректором Дальзавода, расположенного во Владивостоке. В 1934 году за успешное выполнение задания по постройке кораблей для нужд Тихоокеанского флота инженера наградили орденом Трудового Красного Знамени. С 1935 по 1936 год он являлся главным инженером Главного управления морского судостроения (Главморпром), тогда же он успешно защитил диссертацию, получив степень кандидата технических наук.

29 марта 1936 года на основании приказа Наркома тяжелой металлургии его снова отправляют на работу на Дальний Восток, на этот раз заместителем директора и главным инженером Амурского судостроительного завода, расположенного в городе Комсомольск-на-Амуре. В тот момент на заводе велось строительство первой субмарины серии Л-11, а также лидера эскадренных миноносцев «Киев» (этот лидер эсминцев в 1940 году был переименован в «Баку») проекта 38. Секции для лидера эсминцев выпускались на судостроительном заводе №198 в Николаеве, откуда железнодорожным и водным транспортом они доставлялись на Дальний Восток. Для ускорения сроков строительства боевых кораблей Гойнкис предложил устанавливать валопроводы и турбины непосредственно на горизонтальных стапелях, отказавшись от традиционной технологии, по которой это делалось лишь после спуска судна на воду. Руководство Амурского судостроительного завода сомневалось в правильности предложенного решения, поэтому обратилось за помощью в НИИ кораблестроения, ожидая заключение экспертов. В то же время главный инженер Павел Гойнкис, взяв всю ответственность на себя, реализовал свое предложение на практике, что значительно сократило общее время строительства боевых кораблей.

Лидер эскадренных миноносцев проекта 38

За две недели до спуска на воду лидера эсминцев проекта 38, Гойнкиса арестовали уже во второй раз. Арест был произведен по сфабрикованному делу, приговор — 10 лет тюремного заключения. Наказание инженер-конструктор отбывал в специальной тюрьме №8 при ленинградской тюрьме «Кресты». Он продолжал трудиться по специальности и в заключении. Он работал в корабельном конструкторском отделении (ОКБ-172) главным конструктором проекта легкого крейсера, а затем приступил к работам по созданию мореходного торпедного катера дальнего действия проекта Д-4. После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 года Павел Густавович вместе с другими заключенными своей шарашки был сначала эвакуирован в Зеленодольск на судостроительный завод №340, а потом в Особое техническое бюро (ОТБ), расположенное в Болшево и Молотовске.

Павел Гойнкис вышел на свободу в июле 1948 года. С осени того же года он трудился в конструкторском бюро ленинградского завода №5 Министерства строительной промышленности (с 1949 года — это специальное конструкторское бюро №5 (СКБ-5), а с 1967 года — ЦМКБ «Алмаз»). Здесь Гойнкис разработал проект, а затем и наладил серийное производство торпедных катеров дальнего действия проекта 183Т, оборудованных газовой турбиной. За эту разработку в 1951 году он был отмечен Сталинской премией, а в 1952 году награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. В конце 1950-х годов под непосредственным руководством главного конструктора ЦКБ-5 Павла Гойнкиса был создан проект большого торпедного катера «Шершень», оснащенного стальным корпусом.

Особенно выделялись среди проектов, реализованных Гойнкисом, торпедные катера проекта 183 «Большевик», торпедные катера проекта 206, а также малый противолодочный корабль проекта 199. Стоит отметить, что в послевоенные годы большой торпедный катер проекта 183 стал первым основным торпедным катером ВМФ СССР. Главный конструктор данного боевого корабля Павел Гойнкис учел при его разработке опыт проектирования и использования поставлявшихся в СССР по ленд-лизу торпедных катеров американского производства: типа «Воспер», «Элько» и «Хиггинс». Максимальная скорость хода созданных Гойнкисом торпедных катеров достигала 44 узлов, дальность плавания экономичным ходом — 1000 миль. По оценкам советских моряков, катера были удачными. В дальнейшем они стали базой для создания ракетного катера проекта 183-Р. Об успехе катеров проекта 183 говорит серия, которой они были построены. С 1952 по 1960 год в Советском Союзе было спущено на воду 420 катеров данного типа.

Также Гойнкис был главным конструктором торпедного катера проекта 206 (по натовской кодификации «Шершень»). Этот советский послевоенный торпедный катер находился на вооружении многих стран социалистического лагеря. Для нужд ВМФ СССР было построено 50 катеров данного типа, на экспорт был выпущен еще 41 корабль. Торпедный катер был спроектирован группой инженеров под руководством Павла Гойнкиса на базе ракетного катера проекта 205.

Торпедный катер проекта 183 "Большевик"

Отдельно можно сказать и о малом противолодочном корабле проекта 199, который стал первым в СССР противолодочным кораблем с деревянным корпусом класса «малый охотник за подводными лодками». Проект был реализован в 1953 году. Всего в союзе было построено 52 корабля данного типа. Артиллерийское вооружение противолодочного корабля повторяло катера проекта 183 — две спаренных 25-мм автоматических пушки в открытых установках, а вот торпедные вооружение уступило место глубоководным бомбам: всего на вооружении корабля было 36 глубинных бомб, два бомбосбрасывателя и два бомбомета БМБ-2.

Умер Павел Гойнкис в Ленинграде 21 марта 1961 года, ему был 71 год. Был похоронен на Охтинском кладбище. По второму делу, заведенному на него в 1938 году в самый разгар репрессий, был реабилитирован еще при жизни. Это произошло 22 февраля 1956 года. По определению ВК ВС СССР, за отсутствием состава преступления. По делу 1930 года был реабилитирован только после смерти 16 октября 1964 года на основании решения ВК ВС СССР.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. V.ic 21 марта 2017 06:59
    (С)По второму делу, заведенному на него в 1938 году в самый разгар репрессий, был реабилитирован еще при жизни. Это произошло 22 февраля 1956 года. По определению ВК ВС СССР за отсутствием состава преступления. По делу 1930 года был реабилитирован только после смерти 16 октября 1964 года на основании решения ВК ВС СССР.

    Тактика оговаривания хороших людей во всей тошнотворной действенности. / Работает на "советы" = пускай свои же и уничтожат!/.
    1. Башибузук 21 марта 2017 08:52
      Да если и было оговаривание, то не удалось. Дважды арестован, продолжает работать и награды получать - странное состояние.
      Мне видится, тут дело в другом.
      Товарищ очень активный, постоянно в работе, в поиске. Значит, через него проходила масса бумаг - на которые, руководящие таарищи ставили резолюции - отказать, отклонить, еще там чего. Даже в статье есть этот момент.
      А Павель (Пауль) практик , и как же ему обидно, что чинуши засевшие в бюрократии, губят на корню ЕГО дело. А привыкнув руководить - смотреть на бюрократов тошно.
      Разумеется жаловался, разумеется характеризовал всех этих деятелей...как характеризовал? Я бы привел как - но в печатном виде тут нельзя. А в непечатном - уши в трубочку свернутся.
      Но, но! вся эта засевшая по "хлебным" должностям камарилья была, разумеется, партийной.
      А тут, панимашь....какой-то недобитый "гардемарин" антисоветчину гонит.
      Сигнал....и под белы ручки.
      А потом - хвать - а работать-то кому? Партьоргу, что ли? Не царское это дело, т.е. не партийное.
      И весь коленкор.
    2. Alexey RA 21 марта 2017 13:41
      Цитата: V.ic
      Тактика оговаривания хороших людей во всей тошнотворной действенности. / Работает на "советы" = пускай свои же и уничтожат!/.

      Дык... провальная тактика оказалась.
      Уж казалось бы взяли идеальный объект. Немец. Родившийся в Польше. Штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров. Имеет царские награды.
      Два ареста - и оба раза после приговора попадал в шарашку: в первый раз - ОКТБ-2 ОГПУ на Балтийском заводе, во второй - ОКБ-172 и ОТБ.
      Первый раз вообще фееричен: 2 октября 1930 года Гойнкиса арестовывают. 30 апреля 1931 года он получает ВМН, заменённую на 10 лет лагерей. 2 января 1932 года 10 лет заменяются на УДО. А с 1933 года Гойнкис - техдиректор Дальзавода. belay
      1. V.ic 21 марта 2017 13:43
        Цитата: Alexey RA
        получает ВМН, заменённую на 10 лет лагерей. 2 января 1932 года 10 лет заменяются на УДО.

        ...это такой чёрный юмор был у Генриха Иегуды.
        1. Alexey RA 21 марта 2017 13:51
          Цитата: V.ic
          ...это такой чёрный юмор был у Генриха Иегуды.

          Скорее, "Дело Промпартии" было своего рода переводом стрелок. Выполнение планов Первой пятилетки СССР успешно завалил. Нужно срочно найти виноватых. Точнее - назначить виновных и свалить всё на них.
          Ибо составителей нереальных планов привлечь к ответственности сложно - под планами такие подписи стоят, что подписанты сами кого хочешь привлекут. Значит, нужно назначить виновными исполнителей. Но лютовать тоже нельзя - прослойка опытных кадров тоньше волоса. И на этом волосе висит вся индустриализация. Значит - открытый процесс, громкие приговоры с максимальными сроками... а потом всё тихо спускается на тормозах. Заодно и предупреждение будет технической интеллигенции - смотрите, в следующий раз можете так легко не отделаться.
  2. parusnik 21 марта 2017 07:34
    Особенно выделялись среди проектов, реализованных Гойнкисом, торпедные катера проекта 183 «Большевик»
    ....Общее число катеров, построенных на основе проекта 183 составляло более четырехсот штук, многие из них были изготовлены специально на экспорт в другие страны: Алжир, Китай, Кубу, Ливию, Индонезию и ряд других стран.
  3. мичман 21 марта 2017 12:59
    Сложная жизнь патриота России. Следует преклониться перед ним. Лично знаком не был, но его торпедные катера встречал. Честь имею.
  4. Авиатор_ 21 марта 2017 21:40
    Именно два его ракетных катера "Комар" (проект 183Р) осенью 1967 года впервые в мире продемонстрировали возможности крылатых ракет П-15, которыми был утоплен израильский эсминец "Эйлат". 4 пуска - 4 попадания. Последняя ракета навелась на обломки эсминца.
  5. пищак 22 марта 2017 00:00
    Сказочно везло этому достойному Человеку и Инженеру! Расстреляли бы и ход советского кораблестроения пошёл бы другим путём...
    А скольким инженерам всё же успели привести неправедный скорый приговор в исполнение, изменили ход отечественного оружиестроения...те же РПГ и автоматические гранатомёты могли появиться на вооружении РККА ещё перед началом Великой Отечественной, да и с миномётным вооружением весьма ущербно получилось-создателя отечественных миномётов Бориса Ивановича Шавырина, обвинённого "недреманными органами" во "вредительстве", удалось отстоять только благодаря упорной защите наркома Бориса Львовича Ванникова? Наркомы вооружений Б.Л. Ванников в своих "Записках наркома" и В.Н.Новиков в "Накануне и в дни испытаний", "Оружие Победы", с примерами, упоминают о таких безвозвратно "исчезнувших" творцах оборонной техники, всего лишь по оговору-"сигналу доброжелателя", в застенках НКВД( ведь "признание-это царица доказательства", а это было лишь "делом техники"...тупо зубо-дробительной( и не только зубов!), мне мой дед рассказывал какие изуверские методы к нему применяли в ОГПУ и НКВД и говорил, что "непризнавшихся", не подписавших сфабрикованное, пусть даже самое неправдоподобное и фантастическое, "дело", не было...ломали всех, просто некоторые не успевали "признаться"-не доживали, не выдержав пыток и избиений при допросах!)?!
    Ну и ещё, приходилось читать и слышать такое мнение, что при сталинизме "без вины виноватых не было" и якобы "сын за отца не отвечает"-ещё как было, да ещё при брежневизме отголоски этой системы работали-любили у нас "сигналить" и, чуть что, поклеймить "антисоветизмом"!
    Вот и излишне самостоятельный и, без сомнения, по делам его, талантливый Инженер-кораблестроитель Павел Густавович Гойнкис вполне ощутил на себе суть "чёрного юмора" советской поры; "То. что вы на свободе-это не ваша заслуга, а недоработка "органов"!"
Картина дня