Перуанская герилья. Часть 1. Последователи Че Гевары

Вторая половина ХХ века стала для Латинской Америки временем мощнейшего революционного подъема. В большинстве стран региона активизировались партизанские формирования леворадикальной и националистической направленности. Это было связано как с глобальным противостоянием капиталистического и социалистического лагерей мировой политики, США и СССР, так и со стремлением передовой части населения латиноамериканских стран покончить с политическим и экономическим диктатом Вашингтона. Решающую роль в истории латиноамериканских революционных и антиимпериалистических движений второй половины ХХ века сыграла Кубинская революция.

Одни из наиболее мощных революционных организаций развернули вооруженную борьбу в Перу. Гражданская война в этой стране продолжается до сих пор, а ее корни уходят в 1950-е — 1960-е годы. Со временем, в 1980-х — 1990-х гг., наиболее серьезными повстанческими организациями стали маоистская Коммунистическая партия Перу «Светлый путь» (Сендеро Луминосо) и геваристское Революционное движение Тупака Амару (РДТА). В отличие от «Сендеро Луминосо», наследовавшего марксистско-ленинско-маоистскую традицию, Революционное движение Тупака Амару базировалось на традиционном перуанском национализме, который в транскрипции движения принял более левые формы и заимствовал многие компоненты марксизма-ленинизма. Перуанский геваризм сочетал марксистско-ленинскую идеологию с леворадикальной транскрипцией индейского / латиноамериканского национализма. Не стоит забывать и о влиянии католицизма в его политизированной версии («теологии освобождения») на латиноамериканское и перуанское, в том числе, революционное движение.

У истоков перуанского геваризма стояла группа радикальных апристов — последователей «апризма», специфической перуанской националистической идеологии, получившей название по имени политической партии «Американский народно-революционный альянс» (APRA). Эта партия была основана еще в далеком 1924 году политиком Виктором Айя де ла Торре (1895-1979). Апризм отвергал как евро-американскую модель капитализма, так и советскую коммунистическую модель, выступая за особый путь развития «Индо-Америки» (так апристы предпочитали называть Латинскую Америку). Политические цели апристов заключались в установлении всеобщей демократии, соблюдении прав индейского населения, передаче земель латифундистов в коллективную собственность, обеспечение максимальной независимости страны от влияния США.


Однако, к 1950-м — 1960-м гг. внутри APRA возникла достаточно сильная молодежная оппозиция, выступавшая с более левых позиций и вдохновлявшаяся опытом Кубинской революции. Так появилась группа APRA Rebelde, отколовшаяся в 1959 году от Американского народно-революционного альянса. Ее возглавил Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа (1926-1965), доводившийся племянником сестре основателя апризма Айя де ла Торре. Несмотря на членство в рядах APRA, Луис Уседа всегда находился на ультралевых позициях, и за это не раз попадал в поле зрения спецслужб, в том числе помещался в тюрьму. В июне 1960 года, уже после создания собственной левой группы. Луис Уседа отправился на Кубу — в страну победившей революции. Там он познакомился и подружился с лидерами кубинского революционного движения, прошел идеологическую и военную подготовку, после чего вернулся в Перу и создал в 1962 году новую политическую организацию — Левое революционное движение (МИР).

В идеологическом отношении Левое революционное движение быстро приблизилось к геваризму, восприняв разработанную Режи Дебре концепцию фокизма — создания «фоко», революционных очагов партизанского сопротивления, с которых и должна была начаться революция. В том же 1962 г. Луис Уседа, собрав группу последователей, вернулся вместе с ними на Кубу — для прохождения дальнейшего курса боевой и политической подготовки. В следующем 1963 году он посетил Китай, Вьетнам и КНДР, встретившись лично с руководителями всех трех азиатских социалистических государств и ознакомившись с опытом социалистического строительства в этих странах. После возвращения в Перу Луис Уседа попытался воздействовать на правительство страны с целью проведения земельной реформы, но его аргументы не нашли поддержки в перуанском парламенте.

Перуанская герилья. Часть 1. Последователи Че Гевары


В конце концов, Луис Уседа принял решение о переходе Левого революционного движения к вооруженной повстанческой борьбе против перуанского правительства. Восстание было решено начать в области Куско, где Уседа рассчитывал быстро завоевать симпатии индейского крестьянского населения. Для начала партизанской войны МИР разделилась на три колонны. На севере страны восстание должна была поднять колонна «Манко Капак» под командованием Гонсало Фернандеса Гаска, на юге — колонна «Пачакутека» под командованием Рубена Тупайачи Солорзано, а в центральном районе — колонна «Тупак Амару» под командованием Гильермо Лобатона.

Однако, планы Уседа, рассчитывавшего на поддержку со стороны крестьянского населения, провалились. 23 октября 1965 года Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа погиб в столкновении с правительственными войсками. Гибель лидера оказала серьезное влияние на деятельность МИР, однако ряд колонн этой организации продолжили вооруженное сопротивление.

Одну из групп МИР — фронт имени Тупака Амару Левого революционного движения — возглавлял Гильермо Лобатон (1927-1966) — человек очень интересного происхождения и не менее интересной судьбы. Он имел гаитянские афрокарибские корни и происходил из низшего социального слоя, что не помешало Лобатону, в силу хороших способностей, поступить в Школу бизнеса, а затем, оставив ее, в Университет Сан-Маркос. В университете Гильермо Лобатон изучал философию и литературу, слыл интеллектуалом, однако за участие в студенческих волнениях был арестован и некоторое время провел в тюрьме.

В 1954 году Лобатона выслали из Перу. Он обосновался в Париже, где стал учиться на философском факультете Сорбонны. Одновременно перуанский беженец был вынужден работать сборщиком макулатуры, так как средств на жизнь во Франции у него не было. В 1959 г. Коммунистическая партия Перу пыталась направить Лобатона на учебу в ГДР, но власти этой страны отказали в приеме революционера, так как он позволял себе критику советской модели социализма. В конце концов, Гильермо Лобатон вместе с Луисом Уседа оказался на Кубе, где прошел курс политической и военной подготовки и по возвращению в Перу возглавил одну из колонн МИР — фронт имени Тупака Амару.

Здесь следует отметить, что имя Тупака Амару — последнего императора инков и лидера сопротивления испанским колонизаторам — очень популярно не только в Перу, но и на всем Американском континенте. Тупак Амару, казненный испанцами в 1572 году, стал символом сопротивления европейским колонизаторам, а затем — американским империалистам. Со временем его образ стал популярен не только среди индейцев и метисов, но и среди креолов и даже афроамериканцев.



После гибели Луиса Уседы отряд Гильермо Лобатона продолжал вооруженную борьбу, однако оказался отрезан от внешнего мира и разгромлен правительственными войсками. Сам Гильермо Лобатон погиб в бою 7 января 1966 года. Но, тем не менее, идеи Луиса де ла Пуэнте Уседа оказались очень востребованными в перуанском обществе. Впоследствии к его концепции земельной реформы обратились не только левые оппозиционеры, но и правительство.

Левое революционное движение не было единственной революционной организацией, развернувшей в начале 1960-х годов вооруженную борьбу на территории Перу. В 1963 г. была предпринята попытка крестьянского восстания. Ее возглавил генеральный секретарь Крестьянской конфедерации Перу Уго Бланко (род.1934) — профсоюзный деятель, член троцкистской Революционной рабочей партии Перу. Под его руководством была создана партизанская бригада имени Ремихио Уамана, названная в честь убитого полицейскими крестьянина. Однако, восстание было быстро подавлено, а сам Уго Бланко арестован и приговорен к смертной казни, которую затем заменили на 25-летнее заключение в тюрьме Эль-Фонтон.



Профессор Эктор Бехар Ривера (род. 1935, на фото), выходец из смешанной испанско-индейской семьи, получил гуманитарное образование в университете Сан-Маркос, где изучал юриспруденцию и филологию. Он вступил в Коммунистическую партию Перу, где вскоре сделал карьеру и был включен в состав ЦК — как образованный и талантливый человек. Но в 1958 г. Бехара из Компартии исключили за чрезмерный радикализм. После этого он убедился в необходимости развертывания вооруженной борьбы против режима.

Ближайшим соратником Эктора Бехара стал Хуан Пабло Чанг Наварро-Левано (1930-1967) — китаец по национальности, родившийся в Лиме в семье иммигрантов и начавший свою политическую деятельность во время учебы в университете Сан-Маркос в качестве активиста APRA. В 1953 г. Чанг был депортирован из страны за участие в студенческих волнениях и некоторое время жил в Мексике, где изучал антропологию в местном университете. В это же время он познакомился с Эрнесто Че Геварой и его единомышленниками. Затем, в 1956 г., после политической амнистии, Чанг, в числе многих других политических эмигрантов, вернулся в Перу, где стал членом ЦК Коммунистической партии. Вместе с Бехаром Чанг в 1962 году принял участие в создании новой военно-политической организации — Армии национального освобождения (АНО).

К ним присоединился и двадцатилетний перуанский поэт Хавьер Эрауд Перес (1942-1963) — очень талантливый человек, в 18 лет ставший преподавателем английского языка в элитном Национальном колледже. В партизанский отряд поэт Хавьер Эрауд вступил под псевдонимом «Родриго Мачадо». В ночь на 15 мая 1963 г. в Пуэрто-Мальдонадо Хавьер Эрауд и еще шестеро его единомышленников были задержаны республиканскими гвардейцами и доставлены в полицейский участок. Однако, один из задержанных смог застрелить полицейского, после чего Эрауд и трое других задержанных бежали. Они скрылись на каноэ, но по их следам направились полицейские. В ответ на выстрелы революционеров полицейские открыли огонь из пулемета. Поэт Эрауд (на фото) был убит 19 пулями. Ему был всего двадцать один год. В апреле 1965 года отряд АНО под командованием Эктора Бехара попытался поднять восстание и развернуть партизанскую войну в Аякучо. Однако, как и в случае Левого революционного движения, герилья Армии национального освобождения была непродолжительной. Уже в декабре 1965 года отряд потерпел сокрушительное поражение от правительственных войск. В живых чудом остался только профессор Бехар. Два месяца он скитался по сельве, пока не был схвачен и брошен в тюрьму. Хуан Пабло Чанг сумел пробраться на Кубу, а затем, в 1967 году, оказался в составе отряда Эрнесто Че Гевары в Боливии, где был взят в плен и убит в один день с Че Геварой.

Спустя два года после разгрома отрядов МИР и АНО, в 1967 году остатки Левого революционного движения Перу раскололись на несколько мелких группировок — Левое революционное движение «Милитант», Левое революционное движение «Вос Rebelde» и Левое революционное движение «IV Этапа». Однако, в 1968 году в Перу произошел военный переворот. В 2 часа ночи 3 октября 1968 года подразделения бронетанковой дивизии окружили здание президентского дворца в Лиме. Офицеры под руководством полковника Гальегоса Венеро арестовали президента страны Фернандо Белаунде Терри. Вскоре он был выслан в Аргентину. Новым главой государства был провозглашен генерал Хуан Веласко Альварадо (1910-1977), занимавший должность командующего сухопутными войсками и председателя Объединенного командования вооруженных сил. Совершившие переворот военные были крайне недовольны проамериканской экономической политикой экс-президента Белаунде.



Несмотря на то, что к власти пришли представители военной элиты Перу, правительство Альварадо с самого начала отличалось левой направленностью своей политики и стремилось к максимально возможному решению социальных проблем перуанского государства. Так, правительство взялось реализовать концепцию земельных реформ, в свое время предложенную Луисом Уседа. Получилась довольно парадоксальная ситуация, когда военные, в свое время разгромившие Левое революционное движение, занялись реализацией на практике многих компонентов его экономической программы. Весной 1971 года правительство Альварадо приняло первый в перуанской истории план социально-экономического развития страны. Государство взяло под контроль ряд крупнейших банков и важнейших предприятий страны. Уже в 1969 году были национализированы основные помещичьи латифундии, началось создание крестьянских кооперативных хозяйств, что само по себе было колоссальным достижением для латиноамериканского государства.

Фактически под руководством Альварадо осуществлялся поворот Перу на антикапиталистический путь развития. «Доктрина Веласко», как прозвали в народе основные принципы деятельности нового Революционного военного правительства, содержала в себе следующие принципы: 1) природные ресурсы страны и ее основные богатства должны быть национализированы и принадлежать государству, 2) социально-экономическое развитие страны должно производиться с целью удовлетворения интересов и потребностей всего перуанского народа, а не кланов и элитных групп, 3) иностранные инвестиции должны направляться на развитие экономики Перу, а не на создание инфраструктуры «выкачки» национальных богатств, 4) политика страны должна иметь направленность за укрепление независимости государства и общее повышение качества жизни перуанского народа.

Естественно, что политика Альварадо вызвала всестороннюю поддержку со стороны перуанских левых. В декабре 1970 г. Веласко Альварадо распорядился провести в стране политическую амнистию, причем из мест лишения свободы должны были быть освобождены даже участники вооруженной борьбы начала и середины 1960-х годов — вчерашние боевики МИР и АНО.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 22 марта 2017 07:42
    Илья, нет слов, просто порадовали своей статьей..Благодарю...освежили память...жду продолжения....
  2. Reptiloid 22 марта 2017 10:34
    Статья понравилась!Прекрасные фото и рисунки.
    Жители Латиноамериканских стран часто симпатизировали СССР, потому что им была близка идея Всеобщего Равенства. Они интересовались жизнью СССР, так например, художник Диего Ривера приехал в СССР в 1928---29 годах. Симпатизировали СССР художник Сикейрос,бразильский писатель Жоржи Амаду,кубинский писатель Алехо Карпентьер. Приезжал на Международный Фестиваль Молодёжи колумбиец Габриэль Гарсия Маркес.
    Есть Русские переводы Перуанских поэтов: Хосе Эгурен, Альберто Урета,Сесар Вальехо,Густаво Валькарсель,Альберто Идальго и некоторых других.Алехандро Ромуальдо написал стихотворение ""Хорал в честь Тупака Амару,который зовётся Свободой"" о вечной борьбе Индейского народа.
    А я хочу привести отрывок из стихотворения Альберто Идальго
    БИОГРАФИЯ СЛОВА РЕВОЛЮЦИЯ
    Слово, рождённое в крови и желчи.
    Слово, которым захлебнулся сказавший его первым.
    Слово, не выходящее из строя.
    Слово, не прекращающее марша.
    Слово, упрямо не покидающее современность.
    Слово, которое говорят со сжатым кулаком.
    Слово, переливающееся через край словаря---так оно огромно.
    Слово, лёгкое и нежное, и плавное, как росчерк.
    Слово с четырьмя стрелами,что пущены в самые главные мишени.
    Исторгли из забвения историю,
    Случившуюся на весьма далёкой вершине времени.
    В концлагере людского горя
    Решался вопрос---к аду или к раю направиться.
    Каждый себе по силе выбрал шрифт из алфавита.
    И написали слово:
    Революция.
    Вслед за этим солнце, перед тем как погрузиться в ночь,
    Прошло сквозь это слово и зажгло все девять букв:
    Революция.
    1. parusnik 22 марта 2017 13:37
      Отличный комментарий, Дмитрий!..Стихи прекрасные..
      1. Reptiloid 22 марта 2017 14:21
        Рад, что стихи понравились.Я читал книги Жоржи Амаду и Алехо Карпентьера .Кажется----они похожи на нас.А вот , если читать их стихи, то видно, что у них свое видение.Это книга из 200томника Всемирной литературы.3я серия, 20 век.
  3. Монархист 22 марта 2017 14:54
    Спасибо за рассказ. В годах 1979-1980 или чуть позже задумался: почему маоизм наиболее популярен в Латинской Америке?
    Думаю у революционного движения было три этапа: 1 гражданская война в Испании,;2. Кубинская революция и революционный романтизм Че Гевары. Кстати всегда задавался вопросом: почему Че ушёл с Кубы,два медведя в Берлине или романтика революции?
    3. Различные Фронты и Движения за освобождение..... после гибели Че "сроднились" с наркомфией и хорошо мирятся с империализмом
    1. Reptiloid 22 марта 2017 17:22
      Ну, что сказать?Ваш планшет , также ,как и мой капризен.Вот не хотел он слово берлога писать.
      А по существу, наверно тяжелейшие условия жизни, в том числе скрытое рабство ещё в 20 веке, порабощение жесточайшее.....А тарракты, партизанская война,------соответствуют тяготам и бесправию. А как ещё-то?Выборы?Или реформы недоступны.
  4. Type 63 22 марта 2017 19:34
    Спасибо за статью, очень интересно. Отдельное спасибо за образец местной пропагандистской живописи
Картина дня