Гороховый стрелок

15


85 лет назад, 20 марта 1932 года, состоялся первый испытательный полет американского истребителя Boeing Р-26 по прозвищу Peashooter (игрушечное духовое ружье, стреляющее горохом). На тот момент это была весьма перспективная машина - первый в мире цельнометаллический истребитель с гладкой дюралевой обшивкой и фюзеляжем типа "монокок", а также - первый одноместный истребитель, штатно оснащенный радиостанцией и посадочными тормозными щитками. В то же время в нем содержался и ряд "традиционных" решений, таких как расчалочное крыло и открытая кабина.



"Пишутер" был построен в количестве 151 экземпляра, большинство из которых служили в американских ВВС до начала 1940-х годов. Кроме того, 11 штук продали в Китай под экспортным обозначением Boeing Model-281, несколько штук - в Панаму и Гватемалу, а один демонстрационный экземпляр - в Испанию. Самолеты, ранее принадлежавшие американскому авиаэскадрону, расквартированному на Филиппинах, в 1941 году были переданы филиппинским ВВС и в их составе принимали участие в боях с японцами. Одному из них даже удалось сбить японский бомбардировщик. Последние Р-26 списали в Гватемале в 1954 году, то есть, самолет дослужил до эпохи сверхзвуковой авиации.

Несмотря на относительно небольшой объем серийного выпуска, Р-26 стал своего рода символом американской истребительной авиации середины 1930-х годов. Несколько этих симпатичных машинок сохранилось в музеях, а одна из них поддерживается в летном состоянии и периодически участвует в различных авиационных показах.

На заставке - "Пишутеры" из 94-го истребительного эскадрона Воздушного корпуса армии США. Раскраски американских боевых самолетов в те годы были, пожалуй, самыми яркими и "крикливыми" в мире. Поскольку угроза воздушных налетов на американские аэродромы полностью отсутствовала, никто не думал о маскировке авиатехники. Наоборот, ее старались сделать максимально заметной на любом фоне, чтобы облегчить распознавание своих машин в воздухе и обнаружение на земле самолетов, совершивших вынужденные посадки.



Компоновочная схема Р-26. Самолет имел 500-сильный движок, весил 997 кг, развивал скорость 377 км/ч и был вооружен двумя синхронными пулеметами, в том числе одним - крупнокалиберным, что в начале 30-х считалось большой редкостью.



Один из первых серийных экземпляров "Пишутера". Хорошо видны выпущенные тормозные щитки.



Линейка "Пишутеров" из 17-й авиагруппы, включавшей в себя 34-й, 73-й и 95-й истребительные эскадроны.



Р-26 сопровождает в полете прототип скоростного бомбардировщика Boeing B-9. Далее - современные снимки летного экземпляра "Пишутера" на авиашоу. Самолет несет эмблемы 95-го истребительного эскадрона.



15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 марта 2017 07:46
    Это не тормозные щитки. Просто посадочные.
    1. +7
      25 марта 2017 08:23
      Цитата: Avis
      Просто посадочные.

      Это просто закрылки.По началу,из за высокой посадочной скорости 132 кмч,и узкой колеи самолет имел тенденцию к капотированию.Позже после установки закрылков посадочную скорость удалось снизить до 112кмч.
      1. +4
        25 марта 2017 08:58
        Цитата: АВП 518

        Это просто закрылки.

        Щитки. Закрылки потому так и называются, что выдвигаются за профиль крыла, увеличивая не только кривизну, но и площадь.

        Колея на капотажные хар-ки не влияет. На занос при торможении, может, и влияет.
        1. +4
          25 марта 2017 09:22
          Цитата: Avis
          Щитки. Закрылки потому так и называются, что выдвигаются за профиль крыла, увеличивая не только кривизну, но и площадь.

          The Model 281 was the export version of the P-26A. The first one made its maiden flight on 2 August 1934. It was given split type landing flaps to help reduce the landing speed on the smaller airfields found in the export market. The same type of flaps were later installed on American P-26s.
          Надеюсь переведете.Про колею даже комментировать не хочется.
          1. +6
            25 марта 2017 09:58
            Цитата: АВП 518

            Надеюсь переведете.Про колею даже комментировать не хочется.

            Смешно. Нашли какую то левую картинку с какой то левой подписью и считаете, что закончили курс конструкции самолётов. :)

            Ну, и не комментируйте, всё равно ничего умного не напишете.
            Вот Вам, просвещайтесь. Если реально читали хоть какую то литературу, кроме "мурзилок", приведённых Вами, то без труда опознаете источники, а если нет, то... то нет, соболезную. :)


      2. +1
        25 марта 2017 16:15
        Цитата: АВП 518
        узкой колеи самолет имел тенденцию к капотированию

        И сделали высокий прочный заголовник,что бы пилот не пострадал. hi
  2. +3
    25 марта 2017 08:50
    Вау жёлто-блакитный...
    Оригинально, у бомбовоза шасси убирающиеся, а у истребителя нет!
    1. +4
      25 марта 2017 09:04
      Цитата: askold
      Вау жёлто-блакитный...
      Оригинально, у бомбовоза шасси убирающиеся, а у истребителя нет!

      А так и было. Более того, первые убирающиеся шасси на серийных самолётах появились вообще на пассажирских самолётах. От пассажировоза наиболее логичным переходом был переход к бомберу, а не истребителю. И только потом стали ставить на истребителях. К тому же, Б-9 в серию так и не пошёл.
      А И-15 и "гладиаторы" воевали ещё в ВОВ.
  3. +1
    25 марта 2017 09:46
    Спасибо за статью! Очень интересно. У меня в начале 90 - х была его пластиковая модель. Импортная. Двоюродный брат подарил. Крошечный, но такой прикольный)))...
  4. +5
    25 марта 2017 10:48
    "Видок", у него, еще тот. По сравнению с нашим "ишачком", все наоборот - наш И-16, выглядит как куколка, а этот, точно, похож на помесь ишака с верблюдом.
    1. +1
      25 марта 2017 11:05
      Цитата: VadimSt
      "Видок", у него, еще тот. По сравнению с нашим "ишачком", все наоборот - наш И-16, выглядит как куколка, а этот, точно, похож на помесь ишака с верблюдом.

      Да нормально он смотрится...
  5. +1
    25 марта 2017 13:05
    Как же хочется иметь такой,летать на нем...холить, лелеять
    1. 0
      25 марта 2017 15:13
      Цитата: orado
      Как же хочется иметь такой,летать на нем...холить, лелеять

      Постройте реплику. :)
  6. +6
    25 марта 2017 19:42
    Какой скачок произошел в истребительной авиации за 10 лет: с 1930 по 1940 !
    С таких смешных самолетиков до Ме-109...
    1. +3
      27 марта 2017 16:36
      вы так говорите, что bf-109 вершина самолетостроения.
      а ведь если бы не отличные двигатели db, был бы он утюгом похлеще каррикейна или Лагг-3.
  7. Комментарий был удален.