Ту-144 – успехи и неудачи битвы за сверхзвук

60-е годы. Лидирующие страны в авиастроительной сфере начинают гонку по созданию пассажирского сверхзвукового самолета. Советский Союз, один из главных участников гонки, к 1969 году смог впервые поднять в воздух самолет данного класса – Ту-144. Он был первым пассажирским сверхзвуковым самолетом, поднявшимся в небо. Только через два месяца франко-английский самолет «Конкорд» совершит свой первый полет. А дальше судьба отечественной машины оказывается не такой радостной. Драматизм и трагедии преследуют гордую отечественную железную птицу.

Ту-144 – успехи и неудачи битвы за сверхзвук


Впервые Ту-144 поднимается в небо в последний день 1968 года. Машиной управлял летчик-испытатель Э.Елян. Как самолет пассажирского назначения ТУ-144 первый в мире преодолел скорость звука в начале июня 1969 года, находясь на высоте 11 километров. Вторую скорость звука (2М) Ту-144 взял в середине 1970 года, находясь на высоте 16.3 километра. Ту-144 вобрал в себя множество нововведений конструкторского и технического плана. Здесь хочется отметить такое решение как переднее горизонтальное оперение. При использовании ПГО улучшалась маневренность полета и гасилась скорость при заходе самолета на посадку. Отечественный Ту-144 мог эксплуатироваться с двух десятков аэропортов, тогда как франко-английский «Конкорд», имея большую скорость при посадке, мог сесть только в сертифицированном аэропорту. Конструкторы КБ Туполева провели колоссальную работу. Взять, к примеру, натурные испытания крыла нового самолета. Они проходили на летающей лаборатории - самолете МиГ-21И, переделанного специально под испытания конструкции и оборудования крыла будущего Ту-144.


Ту-144 – успехи и неудачи битвы за сверхзвук


1973 год. Показательный полет в Ле Бурже советского Ту-144, бортовой номер 77102. Во время полёта самолет терпит катастрофу. Вес экипаж погиб. Версий происшествия выдвигалось достаточно много: совершение резкого маневра для избегания столкновения с «Миражом», неполадки в системе управления, совершение трудного маневра, который не выдержала конструкция Ту-144. Сегодня, спустя много лет, можно сделать вывод о том, что, вероятнее всего, произошло следующее. На борт корабля установили новое экспериментальное оборудование для автоматического управления полетом и возможно, летчики воспользовались им для выполнения сложной фигуры. Однако точно известно, что вины экипажа в катастрофе самолета нет. Это хоть и подорвало репутацию самолета, но работы по совершенствованию продолжались. Ту-144 выпускают совершать пассажирские перевозки. Впервые Ту-144 с пассажирами на борту поднимается в небо в конце 1977 года. Регулярный маршрут Москва – Алма-Ата. Пассажирские перевозки осуществляли два Ту-144, бортовые номера – 77109 и 77110. Интересный факт – самолетами управляли пилоты из ОКБ Туполева, аэрофлотские пилоты всегда исполняли роль вторых пилотов. Стоимость перелета была на 20 рублей больше чем полет на обычном самолете, и составляла 68 советских рублей. Но эксплуатация самолетов оказалась очень недолгой из-за своей нерентабельности. Ту-144, созданный для сверхбыстрых перелетов на большие расстояния, не смог найти себя на внутренних пассажирских перевозках. Из-за цены на билет сверхзвуковые самолеты практически никогда не были полностью загружены, что, в конце концов, приводит к снятию с эксплуатации обоих самолетов. Семь месяцев использования по назначению, и в середине 1978 года Ту-144 навсегда ушел с линий Аэрофлота. Немного позже самолет Ту-114Д начал совершать грузовые перевозки по маршруту Москва-Хабаровск. Всего за время эксплуатации Ту-144 перевезли 3194 человек, выполнили 102 перелета, из которых 55 были пассажирские рейсы. Строил самолеты 64 воронежский завод. К моменту снятия с эксплуатации с завода вышло 16 единиц Ту-144. Самолеты налетали более 4 тысяч часов за более чем 2.5 тысячи вылетов. Находящиеся на заводе строящиеся 4 самолета не достроили, а заделы разобрали.

Ту-144 еще поднимались в небо для совершения различных испытаний и проверки максимальных возможностей самолетов, что отразилось в установлении мировых рекордов. При проведении одного из испытательных полетов модернизированного Ту-144Д в мае 1978 года происходит еще одна катастрофа самолета. Самолет с бортномером 77111 совершает аварийную посадку в поле. Причина происшествия – разрушение топливопровода, что привело к возгоранию топлива в третьей СУ. Произошло задымление кабины, экипажу пришлось для предотвращения возгорания отключить два двигателя и пойти на вынужденную. Совершив экстремальную посадку, командир машины, штурман и второй пилот смогли покинуть кабину самолета через форточку, инженеры, которые находились в салоне, покинули самолет через переднюю дверь. Но два бортинженера были зажаты деформированными деталями самолета при посадке и погибли.

Ту-144 – успехи и неудачи битвы за сверхзвук


95-99 годы. Ту-144Д с бортовым номером 77114 был использован американским НАСА как летающая лаборатория. Получил название Ту-144ЛЛ. Основное предназначение – исследования и испытания американских разработок для создания собственного современного сверхзвукового самолета для пассажирских перевозок.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 30
  1. tronin.maxim 13 февраля 2012 08:10
    Мда такой самолет был , была гордость за самолет! Жаль что все закончилось так быстро. crying
    1. L. Konstantin 13 февраля 2012 09:58
      не к чему был как пассажирский самолет! опыт да бесценнен!
      L. Konstantin
      1. aironfirst 13 февраля 2012 22:03
        практически все наработки по Ту-144 нашли своё применение при создании такого шедевра, как Ту-160, которым мы гордимся и поныне!

        L. Konstantin прав. как пассажирский авиалайнер для внутренних авиалиний он был не нужен. как факт превосходства в авиастроении - да, несомненно!
        aironfirst
    2. Гражданский 13 февраля 2012 15:19
      Ту-144Д с бортовым номером 77114 был использован американским НАСА как летающая лаборатория. Получил название Ту-144ЛЛ. Основное предназначение – исследования и испытания американских разработок для создания собственного современного сверхзвукового самолета для пассажирских перевозок.


      пятнистый и алкаш досотрудничались- ума хватило только на развал страны и разбазаривание народного достояния.

      С учетом новых технологий и материалов, можно например сделать сверхзвуковой бизнес джет.
  2. Старый прдун 13 февраля 2012 09:20
    По мому, он даже в кино снялся. "Экипаж", по ходу... На нем еще пилоты были в белой форме с золотым шитьем.
    Старый прдун
    1. Lexx 13 февраля 2012 10:26
      В "Мимино" он снимался.
      1. Старый прдун 13 февраля 2012 16:06
        точно! В Мимино! Я с экипажем перепутал. Но точно помню, что снимался.
        Старый прдун
  3. KVIRTU-74 13 февраля 2012 11:25
    Спасибо за память о Ту-144. О людях, которые создали эту гордость нашей гражданской авиации и дали ему путевку в жизнь. Жаль, что наши конструкторы авиадвигателей не смогли обеспечить этот самолет достаточно экономичными и надежными двигателями. что не позволило СССР стать 1-й в мире державой, обладающей сверхзвуковой гражданской авиацией. А.Н. Туполев с этим самолетом опередил свое время.
    KVIRTU-74
  4. Vrangel 13 февраля 2012 11:40
    Только Великая страна - могла создавать такие самолеты.
    Vrangel
    1. borkovn 13 февраля 2012 23:09
      а франция невеликая?
      borkovn
  5. King 13 февраля 2012 13:05
    Надо собрать подписи президенту и в думу о возрождении Ту-144.
    1. KVIRTU-74 13 февраля 2012 13:40
      Бесполезно это. Все хорошо в свое время. Утрачены как кадры, так и технологии. Дорога назад - дорога в тупик. Надо идти вперед, не забывая тех, кто опередил время, работал не за деньги и славу, а думал о своей стране.
      KVIRTU-74
      1. aironfirst 13 февраля 2012 22:09
        Цитата: KVIRTU-74
        Утрачены как кадры, так и технологии

        наши "Белые лебеди" пока летают, и вроде даже ещё строятся...
        В остальном согласен drinks
        aironfirst
        1. borkovn 13 февраля 2012 23:55
          Пока летают-из 200 остались только 65!
          borkovn
        2. KVIRTU-74 14 февраля 2012 08:54
          160-е пока летают. Их пока поддерживают, но о строительстве новых Ту-160 (заказе на строительство) для ВВС не слышал ни разу.
          KVIRTU-74
          1. Uralm 14 февраля 2012 21:11
            Было что то, типа хотят возобновить сборку Ту-160х.
            Uralm
  6. koosss 13 февраля 2012 14:31
    хреново что амерам продали..
  7. 916-й 13 февраля 2012 14:40
    В 70-х приходилось довольно часто мотаться из Москвы в А-Ату и обратно. Своими глазами видел рейс Ту-144 в расписании. Он выполнялся 1 раз в неделю (!). Обычные Ту-154 и Ил-62 выполняли беспосадочные рейсы 2 раза в день. Вот и прикиньте, много ли было желающих ждать экзотику целую неделю ради экономии 1,5 часов. А экзотика была - знающие люди говорили, что после взлета, в наборе высоты и разгоне до крейсерской скорости, явно ощущалась перегрузка. Конечно не такая, как на истребителях, но все же... Потом характерное стратосферное небо, где солнце и звезды видны одновременно.

    Кроме того, однажды на маршруте Москва - А-Ата у Ту-144 была предпосылка, что-то отказало. Экипажу пришлось после взлета срочно сливать запас топлива и возвращаться на точку.
    916-й
    1. Dust 14 февраля 2012 22:11
      Как мне тогда хотелось на нем пролететь - но не был тогда ни в Москве, ни в Алма-Ате, да и незачем там было быть...
      Dust
  8. vaf 13 февраля 2012 15:06
    Шикарный самолёт!Как и Су-100, М-50 и т.д.
    Но просследуется закономерность- всё в этой стране не вовремя и ни к месту?!
    А этих "знающих людей" в городских лифтах при подъёме не тошнит и не давит перегрузка?
    А "характерное стратосферное небо , где солнце и звёзды видны одновременно" и кстати, видно, что земля действительно имеет форму элипсоида Крассовского можно лицезреть только с Н выше 24 000 метров!
    Это на всякий случай, для "расстопыривания" кругозора!!!
    vaf
    1. 916-й 14 февраля 2012 07:10
      Ерунду городите, батенька ветеран ВВС относительно 24 000 метров. Сам лично наблюдал эту картинку с МиГ-21 на гораздо меньших высотах. Даже сейчас редко кто работает на высотах 24 000, а спросите тех, кто поднимался выше тропосферы и они вам подтвердят мою правоту.

      А с F-14, что у Вас на аватаре, да с бреющего такого действительно не увидишь.
      916-й
      1. vaf 14 февраля 2012 11:19
        Спорить не буду с 21-го не видел, а вот с 31 на 20 000 уже просматривается, а вот 24 000 и выше уже как в космосе.
        А чем не нравится аватар?Во-первых класснейшая машина, хотя возраст с бородой, а вот снимков себя на бреющем нету к сожалению, а то обязательно был бы наш самолёт!
        vaf
        1. 916-й 16 февраля 2012 08:32
          Я давно летал - в 60-70-х, тогда наверное атмосфера чище была drinks

          Нашел подходящую аватарку: http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=494&t=978&start=20
          916-й
          1. vaf 16 февраля 2012 11:19
            Спасибо за заботу конечно, как дружеский шарж сойдёт,но не более чем... !
            А комментировать не буду, гордость не позволяет!
            А за персональное внимание и заботу,благодарю!
            vaf
            1. 916-й 16 февраля 2012 12:15
              Конечно дружеский шарж, вот стакой симпатией fellow
              916-й
  9. Старый прдун 13 февраля 2012 16:10
    Да он и сейчас смотрелся бы вполне по современному. Красивый самолет, да.
    Старый прдун
    1. borkovn 13 февраля 2012 23:23
      Очень красивий,но без двигатели и електроника ето только красивий макет.
      borkovn
  10. 755962 13 февраля 2012 17:15
    В апреле 1999 года этот самолет выполнил заключительный в истории Ту-144 полет. В настоящее время самолет находится в ЛИИ. На нем нет ни двигателей, ни оборудования.Жаль
    755962
  11. Рожденный в СССР 13 февраля 2012 23:30
    хакнули пассажиров, подвесили в фюзеляже барабаны с крылатыми ракетами и получился ТУ 160.
    Рожденный в СССР
    1. 916-й 14 февраля 2012 07:20
      Ну-ну. А еще "хакнули" крылья, оклоняющийся носовой обтекатель, шасси, фюзеляж, двигатели, ПГО, киль, зачем-то добавили стабилизаторы, убрав схему "утка" и пр. А в остальном Ту-160 - вылитый Ту-144.
      916-й
  12. Bad_gr 14 февраля 2012 18:04
    [img]https://lh4.googleusercontent.com/-d7mOhszE_Lg/Tpxh645APoI/AAAAAAAABKE/RWdc
    U6Qv8mU/s576/%25D1%2582%25D1%2583-144.JPG[/img]
  13. Bad_gr 14 февраля 2012 18:14
    Ту-144 различных модификаций (взято с http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-144)
    Форум где обсуждали Ту-144:
    "Возврат к сверхзвуку"
    http://www.popmech.ru/article/9294-vozvrat-k-sverhzvuku/page/1/scoreid/1137/
  14. SL.Kocegar 22 февраля 2012 08:07
    Одна из наиболее громких и резонансных трагедий прошлого года — гибель хоккейной команды "Локомотив" в результате крушения самолета ЯК-42 — привела к масштабным проверкам в летных училищах. По итогам инспекции 78 летчиков лишились своих дипломов.

    Об этом сообщил уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин на пресс-конференции в региональном информационном центре "ТАСС-Урал", передает пресс-служба ведомства. В частности, проверка была проведена в Бугурусланском летном училище, которые расположен в Оренбургской области и является филиалом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

    Выяснилось, что курсанты этого учебного заведения не проходили должным образом обучение на летной технике, а преподаватели не имели необходимого образования. В результате были аннулированы 78 дипломов. "По данным международных организаций, около 80% авиапроисшествий происходит по вине человека. Поэтому подготовка специалистов этой отрасли должна находиться на особом контроле", — цитирует Кукушкина агентство ИТАР-ТАСС.

    Впрочем, проверка привела не только к лишению летчиков дипломов. После представления, направленного ведомством, в распоряжение учебного заведения поступило 11 самолетов, произведен ремонт 6 двигателей и 6 воздушных судов.


    Проверка прошла и в ряде других учебных заведений, в том числе, в Троицком авиационном техническом колледже (Московская область), передает агентство "РИА Новости".

    Одним из вариантов решения кадрового вопроса в авиационной отрасли России может быть прохождение альтернативной военной службы на предприятиях АПК, в том числе, и в авиационной промышленности. По крайней мере, так считает член комитета СФ РФ по науке, культуре и информационной политике Геннадий Савинов. "Ребятам, которые получили высшее инженерное образование, предложить прохождение альтернативной службы на работе, на предприятиях АПК, на предприятиях министерства обороны, авиационной промышленности, потому что эти отрасли наиболее связаны с армией", — рассказал Савинов РБК-ТВ.

    Еще один варианта решения проблем кадровой подготовки — оплата обучения или переподготовки работодателем. Сотрудник, в свою очередь, должен будет отработать определенный срок в компании-заказчике, а в случае отказа вернуть потраченные на обучение деньги.
    SL.Kocegar

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня