Доспехи для рыцарских забав

33
«Там в мечтах я утопал:
Рыцарский турнир
Там выигрывал не раз,
Там объездил мир»
(Иоганн Гете. «Новый Амадис». Перевод В. Топорова)


Как мы уже отмечали, в средние века вовсе не металлические доспехи и латы делали человека рыцарем. Воины в доспехах были и до них, и одновременно с ними, но вот то, в чем они разнились между собой, заключалось, прежде всего, в характере земельного держания, а значит, и в принадлежности к определенному слою общества. А уж характер земельной собственности, равно как и отсутствие оной, определял и все остальное, включая и общественное самосознание.



Доспехи для рыцарских забав

Турнир в Бретани. Томас Вудсток, граф Бэкингем и герцог Бретани Иоанн V Завоеватель сражаются пешими на копьях. Около 1483 г. Миниатюра из «Хроник Жана Фруассара». (Британская библиотека)

Так вот возникло и понятие о рыцарской чести – что прилично одному, считалось совершенно непозволительным другому. Это особенно наглядно проявлялось в мирное время, когда общие опасности людей уже не сближали, и сословную спесь можно было сколько угодно выставлять напоказ.

Еще у древних германцев, по словам римского историка Тацита, были распространены военные состязания и поединки. В эпоху, когда рыцари стали господствующим кланом феодальной Европы, подобные военные игрища распространились еще больше, ведь надо же было хоть как-то занимать себя в периоды вынужденного безделья между войнами!


Турнирный шлем штеххельм или «жабья голова» 1500 г. Нюрнберг. Вес 8,09 кг. Намертво прикреплялся к кирасе. Достаточно было в момент столкновения с противником просто поднять голову, чтобы обеспечить себе стопроцентную защиту лица. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Постоянная тренировка также была связана с военными упражнениями, из которых, собственно говоря, и родились знаменитые турниры. Название это связано с французским глаголом «поворачивать» – площадки для конных состязаний имели в конце ограждения, у которых бойцам требовалось быстро повернуть коней, чтобы все время быть лицом к лицу с неприятелем, а не показывать ему свою спину. «Кружение», как тогда говорили, являлось парным поединком конных рыцарей, но практиковались и парные пешие поединки, и командные схватки «стенка на стенку».


Подшлемник турнирного шлема 1484 г. (Художественно-исторический музей, Вена)

По имеющимся историческим сведениям, турниры в Европе начали проводить очень рано. Есть упоминание о турнире в Барселоне в 811 году, об очень большом турнире 842 года в Страсбурге, где принимали участие саксонцы, австрийцы, бретонцы и баски. Многочисленные турниры в Германии организовывал король Генрих I Птицелов (919 – 936), и, следовательно, военные игры имели место еще тогда, когда ни о каких металлических доспехах и речи не было, а воины в лучшем случае одевались в кольчуги!


Турнирный салад императора Максимилиана I. Около 1495 г. (Художественно-исторический музей, Вена)

В начале XI века были учреждены строгие правила проведения турниров, так как с течением времени эти когда-то вполне безобидные тренировочные схватки стали ареной для сведения личных счетов, соперничества партий, и убитых на них становилось все больше. Конечно, поединки ради сведения личных счетов существовали испокон веков, однако для их проведения, как и для позднейших дуэлей, поединщики встречались подальше от людских глаз, будучи окруженными лишь самыми доверенными людьми.


Полевые и турнирные доспехи гринвичской школы, датируемые 1527 г. Англия. Высота 185,4 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

С другой стороны, были и так называемые поединки «Божьего суда», где по решению судей, но силой оружия решался вопрос кто прав, а кто виноват. Понятно, что и тот и другой вид поединка существовал и до турниров, и... даже после них (дуэль), однако именно турнир, где дозволялось биться не только тупым, но и острым оружием, избавил рыцарей от необходимости уединяться для выяснения отношений или же добиваться справедливости через суд.


Турнирный гарнитур, еще один представитель английских гринвичских доспехов, 1610 года. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

К тому же участие в турнире гарантировало не только честь, но и выгоду, так как победители обычно получали коня и доспехи (вооружение) побежденных, что давало умелому рыцаря очень приличный доход! Первоначально на турнирах дрались тем же оружием, что и в бою, стремясь не доводить дело до смертельного исхода. Потом начали появляться специальные виды оружия для турниров – копья с тупыми наконечниками, облегченные мечи и палицы. Впрочем, использовались они достаточно редко, так как в походах мало кому хотелось обременять свой обоз лишним весом, а вот желающих показать свою удаль и боевое мастерство хватало с избытком. Особенно часто турниры начали проводиться в эпоху крестовых походов, когда на равнинах Палестины европейские рыцари разных национальностей соперничали между собой в военной опытности и массовом умении владеть оружием. Результаты иных побед на турнирах ставились тогда даже выше, чем поражения, нанесенные сарацинам!


Гранарда – дополнительный элемент бронирования турнирного доспеха, служащий для усиления защиты левой стороны груди и левой руки. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

По возвращении в Европу они, однако, сразу же попали в условия, когда их прежняя рыцарская вольница уже не устраивала ни многих королей, ни римско-католическую церковь. Последняя не раз предавала турниры анафеме и всячески старалась их запретить, как, впрочем, и многие другие увеселения. В IX веке турниры были запрещены папой Евгением II, затем их также запрещали папа Евгений III и Александр III в XII веке. Дошло до того, что Климент V в начале XIV века отлучил от церкви всех участников турниров и запретил хоронить их в освященной земле, но... так и не заставил рыцарей отказаться от этой забавы.


Рыцарь с грангардой. Хорошо видные винты, с помощью которых она крепилась к основному доспеху. (Дрезденская оружейная палата)

Единственно, что церкви удалось сделать реально, так это — ограничение турниров днями с пятницы по воскресенье, а в остальные дни они не разрешались.

Несколько больше в искоренении турниров преуспели короли Франции: Филипп Красивый, запретивший их в 1313 году, и Филипп Длинный, подтвердивший этот запрет своего отца в 1318-ом. Но... преемственность в этом деле полностью отсутствовала, и в соответствии с личными вкусами каждого нового короля турниры то запрещались, то разрешались вновь.

В разгар Столетней войны, в 1344 году, король Англии Эдуард III даже выдал специальные охранные грамоты французским рыцарям, чтобы те могли прибыть на турнир в Англию.

До конца XV века рыцари на турнирах бились в основном тупым оружием, но в обычных боевых доспехах. Однако в XVI веке правила вновь ужесточились, стали драться острым оружием. Погибать в игре хотелось еще меньше, чем в бою, и доспехи для турнира «специализировались». Для пешего поединка доспехи делались полностью закрытыми и требовали особой изощренности мастеров в изобретении дополнительных подвижных сочленений.

Комплект для группового боя – стенка на стенку – отличался от боевого только тем, что левая часть груди, плечо и подбородок – места, куда направлялся удар копья, – защищались дополнительной толстой железной пластиной, привинченной к кирасе.


Наконечник турнирного копья XV – XVI вв. Турнирное копье часто расписывалось в цвета герба или конской попоны участника турнира.

Внутри они нередко были полыми или древки надпиливали, чтобы они ломались от средней силы удара по щиту. Наконечник в виде зубчатой короны не мог соскользнуть с деревянного щита, но так как само копье при этом ломалось, удар для рыцаря не был фатальным. Поскольку, по указанным выше причинам, копья были фактически одноразовыми, рыцари брали на турнир сразу по несколько таких копий – иногда до десятка и более. (Метрополитен музей)

Зато доспех для конного копейного поединка мог весить до 85 кг. Он закрывал только голову и торс всадника, но имел толщину около сантиметра и был почти неподвижен – ведь надо было только ударить копьем. Облачали в него рыцаря, посадив на поднятое над землей бревно, так как с земли он сесть на коня не мог, да и выдерживал в нем боец очень короткое время. Турнирное копье имело вид настоящего бревна, с прикрепленным стальным кругом у рукояти – защитой правой руки и правой стороны груди. Конь для турнира также обряжался в особо толстый доспех, да еще поверх стального нагрудника клали толстый кожаный валик, набитый чем-нибудь мягким. Рыцарь сидел в огромном седле, задняя лука которого подпиралась стальными стержнями, а передняя была так широка, высока и простерта вниз, что, окованная сталью, надежно защищала ноги всадника. И все это покрывалось богатейшими геральдическими мантиями, попонами, на шлемах возвышались геральдические фигуры из дерева, копья обертывались лентами.


Вэмплейт императора Максимилиана I 1485 г. с выгравированными на нем лучами Ордена Золотого Руна. Аугсбург. (Художественно-исторический музей, Вена)

Копейные поединки практиковались с барьером и без него. Барьер разделял всадников и делал их столкновение более безопасным, так как удар копьем должен был наноситься противнику справа налево, под углом максимум 75°, что уменьшало его силу на 25 процента. Без барьера один конь мог «пересекать» ход другого, и тогда толчок становился фронтальным и куда более сильным, как на войне. Поединок без барьера долгое время практиковался во Франции, где тяжесть его последствий несколько уменьшалась распространением специальных доспехов и копий из легкого дерева.


Турнирный доспех 1468-1532 гг. Чтобы облегчить удержание огромного турнирного копья в руках, турнирные доспехи снабжали специальными крюками – одним спереди, а другим – для упора – сзади. Последний помогал удерживать копье на линии удара и не позволял ему опускаться (Художественно-исторический музей, Вена)

Лучшим считался удар в середину шлема, поэтому его укрепляли в первую очередь, а так как большинство ударов поражало левую сторону, то ее защищали сильнее правой. При этом в конце XVI века всю левую часть панциря нередко отковывали так, чтобы она составляла одно целое с наплечником, и тогда никаким щитом уже не пользовались.

Из-за того, что такие доспехи, как уже отмечалось, были страшно тяжелы, участники копейных поединков очень скоро перестали вообще надевать поножи и ограничились так называемым полудоспехом — штехцойгом. Если щиток турнирного копья не расширялся в форме небольшого щита, достаточного для защиты с правой стороны, то правая рука еще прикрывалась доспехом. Но при большом щитке и панцире с пластиной во всю левую часть груди руки зачастую и вовсе были не вооружены.


Турнирные доспехи для джостры испанского короля Филиппа I из Арсенала Мадрида. Доспехи эти получили в Испании название «Джоста Реал» и были весьма характерными для XV века.

Салады для боя на копьях имели первоначально очень простое устройство. Но постепенно они стали сложнее и даже получили особые «счетчики ударов» в виде специальных пластинок на налобнике, устроенных так, что от удара они падали, а вместе с ними падали и пристегнутые к ним покрывала, развевавшиеся на шлеме. У других доспехов очень сложное устройство было у нагрудника: когда удар копья поражал всадника в самую грудь, части брони падали!


Рыцарь в полном турнирном снаряжении для джостры. (Дрезденская оружейная палата)

Особенностью доспехов для пешего поединка, кроме наличия множества особо подвижных соединений, являлось то, что внизу они имели нечто вроде железной юбки в виде колокола. Такая конструкция доспеха была хороша тем, что обеспечивала хорошую защиту тазобедренного сустава и одновременно гарантировала для рыцаря высокую подвижность.

Предличный щиток на шлеме имел двойную функцию: с одной стороны, дополнительной защиты, с другой – ограничивал обзор участника поединка, в котором категорически запрещалось наносить удары ниже пояса, что при таком устройстве предличника было довольно-таки затруднительно. При этом доспехе, как правило, употреблялся самый тяжелый шлем типа бургиньот, появившийся почти одновременно с доспехами этого типа.

Многие латы выполнялись «проветриваемыми», т. е. с отверстиями в панцире. Диаметр их был меньше диаметра наконечника копья, поэтому защиту они обеспечивали, зато сам всадник куда меньше страдал в них от жары и духоты. Поверх «проветриваемых» доспехов одевался расшитый гербами турнирный сюрко, так что отверстий на панцире было не видно, и внешне воин выглядел совсем по-боевому.

С этой же целью многие части доспехов стали делать из так называемой «вареной кожи», и постепенно они стали принципиальным образом отличаться от боевых. Об этом не раз жалели многие рыцари «старого закала», которые по-прежнему видели в турнирах не столько увеселение для дам, сколько традиционное военное упражнение, но сделать ничего, естественно, не могли.

Правда, по-прежнему практиковались поединки с чучелом, вооруженным щитом и булавой, которое при неточном ударе поворачивалось и било своего противника в спину.


Турнирные доспехи Иоанна Стойкого, курфюрста Саксонии, конца XV – начала XVI в. Нюрнберг. Типичные доспехи для джостры – конного боя на копьях: шлем «жабья голова», тарч для левой руки и огромный вэмплейт – щиток на древке копья для защиты правой руки. (Художественно-исторический музей, Вена)

Продолжали обучаться владению боевым оружием в замках, но сам по себе характер турнирных поединков с течением времени все более и более принимал вид театрализованного представления, ничего общего с войной не имевшего. Стремление сделать его как можно более занимательным приводило порой к организации копейных поединков на воде, в лодках, где, к вящему удовольствию собравшейся публики, рыцари сбрасывали друг друга за борт, а слуги лазили их доставать!


Немецкий тарч 1450 – 1500 гг. Вес 2,737 кг. Последние образцы щитов - тарчи, использовались уже не в бою, а на турнирах, ну и, разумеется, они очень ярко раскрашивались. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Другой разновидностью турнира стала «защита проходов». Группа рыцарей в этом случае объявляла, что будет в честь своих дам оборонять какое-нибудь место против всех желающих. В 1434 году в Испании при местечке Орбиго 10 рыцарей в течение целого месяца обороняли мост против 68 соперников, проведя за это время более 700 поединков!


Миниатюра из «Альбома турниров и парадов в Нюрнберге». Конец XVI – начала XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Рыцари в турнирных доспехах и с самыми причудливыми нашлемными украшениями на голове. Поскольку турнир в данном случае проводился с барьером, доспехи для ног отсутствуют.


Страницы из этого альбома одна красочнее другой…

Вот тут-то рыцарям, кстати говоря, и пригодились их гербы и нашлемные украшения даже больше, чем на войне, ведь болельщики и зрители могли следить по ним за ходом поединков и болеть за их участников.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 марта 2017 06:35
    Спасибо! Интересно. Больше всего меня поразила работа мастеров, создавших эти шедевры производства, а не рыцари, которые их носили.
    1. +5
      27 марта 2017 07:52
      Меня тоже. Более того - не стал об этом писать подробнее, так как не нашел фото,- но были латы, части которых падали при ударе, то есть было видно, что "удар есть". были специальные проветриваемые латы с дырочками, меньше диаметра наконечника, были облегченные латы из кожи, под поединки на деревянных палицах. Но так как все это покрывалось тканью, то не видно было, что на тебе!
  2. +6
    27 марта 2017 07:03
    Немного дополню автора!
    В России, а точнее на территории русских княжеств, также практиковались формы судебных поединков и дуэлей. К примеру согласно Псковской версии Русской правды были возможны даже поединки между слабым полом! Хотя и "законодатель" оставил лазейку, что каждая сторона вместо себя могла выставить защитника, но историкам известны случаи когда женщины решали споры самостоятельно!
    1. +2
      27 марта 2017 11:32
      Ну, в этом плане и Запад не отстал:


      Дозволялись и поединки "мужчина VS женщина"
      Сплошная эмансипация, разве что представитель "сильного" пола бился, стоя по пояс в специальной яме.
      Ну а чисто женские дуэли.. это лучше под катъ:
      http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1280
      763&fclick=1&lnt_type=1
  3. +3
    27 марта 2017 07:29
    Интересная тема,замечательные фото.Если не ошибаюсь в "Песне о Роланде" описан поединок "Божьего суда"..
    1. +3
      27 марта 2017 07:48
      Не могу Вам ничего сказать, давно читал "Песню..." Но знаю, что поединки назначались часто и были правила, подчас очень забавные. Но это отдельная тема и я ей не занимался.Вот фото найти было трудно. На сайте Метрополитен-музея их... 14 тысяч, и они постоянно меняются (сегодня есть, завтра этого фото нет!), а хочется ведь все посмотреть. Но с другой это было отличное самообразование.
  4. +1
    27 марта 2017 08:45
    Круто!-85 килограмм это тебе не броник 18!
    1. +3
      27 марта 2017 10:01
      Цитата: Igel
      Круто!-85 килограмм это тебе не броник 18!

      В 70-е годы прошлого века в ТМ, сейчас не помню как называлась серия статей, но помню что там описывалось оружие и доспехи древних русских богатырей. И хорошо помню, что мальчиков княжеского рода и сыновей дружинников начинали обучать воинскому искусству и умению носить доспехи. Для этого на них надевали грузы,соответственно возрасту.
      1. +3
        27 марта 2017 11:45
        Это была серия статей Дмитрия Зенина
        1. 0
          27 марта 2017 12:06
          Цитата: kalibr
          Это была серпия статей Дмитрия Зенина

          Да! Спасибо за подсказку.
          1. +1
            27 марта 2017 13:25
            Первая моя проба пера в отношении Т-М. Мне показалось странным, что в журнале Советская археология написано, что в Прибалтике в каком-то болоте нашли круглые щиты из липы. А Зенин написал, что в каждый крестьянской избе был топор или меч (!) и щит из дуба! А ни разу, нигде не находили "дубовых" щитов. Ну, а и написал им про это и другие несоответствия. Но... не напечатали.
            1. +1
              27 марта 2017 21:11
              Встречал у римских авторов, что из липы делали поздние "скутумы" шиты.
      2. +3
        27 марта 2017 11:52
        Пример экспозиция Оружейной палаты Кремля.
        В целом жизнь княжича зависила от его воинских умений.
        Вспомним начало битвы под Искорестнем. Трехлетний Святослав бросает копье с коня. Хотя оно пролетает между ушей кония и падает недалече, воеводы озвучивают начало боя "князь начал, теперь дело за нами"!
        Иной пример, когда дети князя Ярослава - Федор и Александр, будущий Невский с 10 летнего возраста воспитываются в Новгороде, как аманаты и будующие служилые князья.
        Настоящие обычаю умирают только при первых Романовых. Детство Петра более исключение чем правило. Хотя начиная с Екатерины Великой, обучение и подготовка наследников к службе государству возобновлятся, но уже насовершенно другом уровне и для других задач!
      3. +1
        27 марта 2017 13:04
        Да-точно и еще с мальчишек в двуручники набирали-с малолетства тем вообще равных не было. Двумя мечами за раз орудовали-машины для убийства .Читал я как их тренировали-УЖОС!
        1. +1
          27 марта 2017 17:23
          Цитата: Igel
          Да-точно и еще с мальчишек в двуручники набирали-с малолетства тем вообще равных не было. Двумя мечами за раз орудовали-машины для убийства .Читал я как их тренировали-УЖОС!

          История знает и другие примеры. К примеру два московских князя Данил сын Александра Невского и Иван Калита. Перый был младшим сыном, находился на воспитании мамок до 10 лет. Оба были набожны и имели отвращение к военному делу, но хозяйственная жилка и изворотливость "не свойственная рыцарям" позволила сколотить основы сильного Московского княжества и создать предпосылки возрождения Руси на реке Москва!
    2. +2
      27 марта 2017 10:31
      Цитата: Igel
      Круто!-85 килограмм это тебе не броник 18!

      Все относительно!
      В полном турнирном доспехе поздего средневековья рыцарь иногда не мог даже ходить! На лошадь его взгромождали с помощью специальных блоков и устройств 3-4 специально обученных человека из челяди. На лошадку рыцаря в совокупности перепадало до 155-185 кг. Нужно помнить про тушку хозяина конский доспех и сбрую.
      В современном мире солдат должен воевать! А не один раз, во имя дамы "сойтись на ристалище". Кроме 15-18 кг брони, солдат несет на себе каску от 2-5, боекомплект, оружие, средства связи и наблюдения. В сумме до 40 кг веса. При этом он двигается и воюет.
      Если пехотинца одеть как рыцаря, к примеру по образу сотрудника штурмового подразделения ОМОН, тоесть броня 56, шлем сфера или маска + шит 5класса защиты "забор", наручи или комплект "ратник" только защитное вооружение потянет на 40 кг.
      1. +3
        27 марта 2017 12:03
        Ну все таки не надо путать турнирный доспех с боевым! Боевые были на много легче и в них рыцарь был довольно подвижен и мог самостоятельно сесть на коня.
        1. +4
          27 марта 2017 13:22
          Не только мог, а был обязан на посвящении в рыцари запрыгнуть в седло без стремян! Показать выучку!
        2. +3
          27 марта 2017 17:10
          Цитата: Nehist
          Ну все таки не надо путать турнирный доспех с боевым! Боевые были на много легче и в них рыцарь был довольно подвижен и мог самостоятельно сесть на коня.

          Спасибо за напоминание, но что статья Вячеслава Олеговича о турнирных доспехах, я заметил. А обратили ли Вы внимание, что турнирные доспехи доспехам рознь. К примеру для боев палицами или в пешем строю, предлагаю сравнить со стрекбольными или защитой спортсменов сабельников.
          Броня так же бывает разного класса. Я выше приводил самые тяжелые виды. Которые можно носить неболее 2-5 часов.
  5. +1
    27 марта 2017 09:40
    Если не ошибаюсь, то специальные крюки, применялись не только для турниров. Крюк давал возможность точно попадать во врага и на поле боя, при этом разгружал руку держащее копье.
    1. +4
      27 марта 2017 11:46
      Да, такой крюк справа на кирасе назывался фокр. И по его наличию как раз и отличали парадные и боевые доспехи. Но... крюка сзади, как на фото на боевых доспехах не было!
    2. +6
      27 марта 2017 11:58
      всем добрый день! hi
      В.О. Шпаковский приятно удивил в начале недели. Честно, половину из того, что он сказал, не знал, тема турниров для меня была "мутная". Про турниры острым оружием вообще был не в курсе.
      По поводу выдачи охранных грамот во время Столетней войны - сдается мне, что турниры тогда занимали то же место в сознании людей, что сейчас Олимпийские игры.
      Всем хорошей недели! drinks
      1. +3
        27 марта 2017 16:31
        Присоединяюсь, Всем хорошей недели! love
        Вячеслав Олегович, спасибо за интересные фотографии и повествование. «Альбом турниров и парадов в Нюрнберге» он открыт только на определённой странице или где то миниатюры из него дублируются?
        1. +4
          27 марта 2017 18:25
          На сайте Метрополитен-музея он есть ВЕСЬ ЦЕЛИКОМ ПОСТРАНИЧНО. И там есть и турниры и ПАРАДЫ, что тоже очень интересно. Но... найти его трудно. У меня вышло всего один раз. Я скачал то, что Вы видите и... не сохранил адрес. И все... второй раз не вышло! Вы зайдите.... увидите, что работа в их информационном пространстве не для слабонервных!
  6. +2
    27 марта 2017 12:08
    Рыцарь с грангардой. Хорошо видные винты, с помощью которых она крепилась к основному доспеху. (Дрезденская оружейная палата)

    Интересно: часть гаек с барашками, как минимум один винт под "шлиц". Выполнял роль оси (шарнира)?
    1. +2
      27 марта 2017 13:20
      Не могу Вам ничего сказать. Пока, что там не был. Вот разве этим летом... да и то... кто же витрину откроет и позволит щупать? Придется смотреть глазами. Так что Вы видите тоже, что и я. А описания этого доспеха, пусть и на немецком в отношении таких мелочей я не нашел.
    2. 0
      28 марта 2017 07:06
      Там с другой стороны грангарды есть симметричный винт и служат они для скрепления верхней и нижней частей ее так как она была разборная.
  7. +1
    28 марта 2017 01:31
    несколько лет назад нашёл информацию, что в мире сохранилось довольно много доспехов разнообразной формы, видов и так далее. И ни один из них не имеет следов турнирных или настоящих боёв. Ни вмятин от ударов, в последствии может быть даже и выправленных. Ни каких либо рубленных следов.
    Все доспехи выглядели как только что сделанные и не используемые где либо. Как специально для исторических музеев.
    Кроме того, такие доспехи действительно стоили целое состояние и мало кто мог себе позволить иметь сразу пару комплектов.
    Так куда делись настоящие, а не культурно-исторические образцы?
    Да и были ли они на самом деле... эти «настоящие»?
  8. +1
    28 марта 2017 10:51
    Цитата: kunstkammer
    И ни один из них не имеет следов турнирных или настоящих боёв. Ни вмятин от ударов, в последствии может быть даже и выправленных. Ни каких либо рубленных следов.

    И откуда Вы это взяли, где об этом написано. Напротив, в музейных описаниях есть и зарубки и вмятины и следы использования. Не надо читать книг а-ля Носовский и Фоменко. Надо читать... музейные акты.
    1. +1
      28 марта 2017 12:29
      посмотрите внимательно на фотографии доспехов. И где вы нашли отметины, зарубки и вмятины? Найдёте ещё другие фото «а их множество и отличного качества» попробуем вместе отыскать следы турниров.
      Их просто нет нигде.
      А музейные акты тоже пишутся людьми...
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      2. 0
        29 марта 2017 09:45
        Обратите внимание на второе фото,с турнирным шлемом.
    2. +1
      28 марта 2017 12:47
      можно ещё добавить, что многие древние фамилии на западе трогательно хранят картины своих именитых предков-рыцарей в доспехах. До слёз умиляют хранимые ими предметы: дескать, в этих трусах погиб в бою сэр Гугенцоллер, тут его кровь, а это пот и моча :)
      И везде рыцарские доспехи... как только что из супермаркета.
      1. +1
        29 марта 2017 11:10
        трогательно хранят картины своих именитых предков-рыцарей в доспехах.
        Сказать то что хотели? Портреты писались чаще всего в парадных доспехах. Да и в основной своей массе сохранились они именно потому, что ими почти не пользовались в бою. Сохранилось также достаточно турнирных доспехов, на витринах естественно стоят те, что лучше всего сохранились в основном это доспехи позднего Средневековья, когда турнирное копье уже делалось или полым, или из папье маше набитого опилками.
        Далее вот прям в тексте находим фото "Турнирные доспехи Иоанна Стойкого, курфюрста Саксонии" одно из последних и видим четкие следы ударов именно там где им и положено быть, а именно стык нагрудника и шлема, и верхняя часть шлема над забралом. Резюме из этого
        1."Ищущий да обрящет",
        2. Не все оригиналы уничтожены жидомассонорептилойдами.
        3. Не всяка вера добро.
        4. Хамство не ведет к истине.