Перуанская герилья. Часть 2. Движение Тупака Амару начинает борьбу

Период пребывания у власти в Перу правительства генерала Веласко Альварадо стал настоящей эпохой расцвета перуанских левых политических движений. Помимо просоветской тенденции в коммунистическом движении Перу, в 1960-е — начале 1970-х гг. в стране произошло окончательное оформление двух основных революционных направлений — маоистского и геваристского. Ряд университетов Перу превратился в настоящие центры развития и консолидации леворадикальных групп молодежи, причем в трансляции революционных взглядов подрастающему поколению перуанцев активно участвовали «ветераны» революционного движения.

Однако, деятельность левого правительства Веласко Альварадо вступила в противоречие с интересами перуанских олигархов и иностранного финансово-промышленного капитала, присутствующего в Перу. На страже капиталистов, как всегда, оказались Соединенные Штаты Америки. В Вашингтоне всегда крайне болезненно воспринимали приход к власти социалистов в латиноамериканских странах. Перспектива «покраснения» Латинской Америки и появления других, кроме Кубы, социалистических стран на континенте, очень пугала американское руководство. Поэтому спецслужбы США оказали прямую поддержку реакционно настроенной части перуанской элиты в организации смещения генерала Веласко Альварадо с поста президента страны. 29 августа 1975 г. в Перу произошел очередной военный переворот. Генерал Веласко Альварадо был вынужден покинуть пост главы государства. Через два года он скончался в возрасте 67 лет.

Новым президентом Перу стал генерал Франсиско Моралес Бермудес Серрутти (род.1921). В отличие от Альварадо, происходившего из многодетной семьи мелкого государственного служащего, Бермудес был выходцем из аристократических военных кругов Перу. Его дед генерал Ремихио Моралес Бермудес в 1890-1894 гг. был президентом Перу. Франсиско Бермудес получил военное образование в военном училище Чориллос в 1943 году, служил в инженерных войсках, затем продолжал образование в штабном училище и в высшем военном училище в Аргентине. В 1969 г. Хуан Веласко Альварадо назначил его министром финансов и экономики Перу, одновременно Бермудес стал начальником генерального штаба. В январе 1974 года Бермудеса назначили главнокомандующим вооруженными силами страны, а 1 февраля 1975 года он занял пост председателя Совета министров и министра обороны, став фактически вторым лицом Революционного военного правительства после Веласко Альварадо. Он же и принудил генерала уйти в отставку. Хотя на словах Бермудес продолжал придерживаться антиимпериалистического пути развития Перу, в действительности он отменил многие законы, направленные на ограничение присутствия иностранного капитала и на защиту прав рабочих.


Смена политического режима в Перу привела к радикализации левых организаций, которые были очень недовольны происходящими социально-экономическими изменениями. В 1980 году генерал Бермудес передал власть гражданскому правительству. Новым президентом страны стал победивший в том же году на выборах Фернандо Белаунде Терри, уже занимавший пост главы государства в 1963-1968 гг. Именно выборы 1980 года стали отправной точкой начала новой кровопролитной гражданской войны, которую правительству так и не удалось завершить вплоть до настоящего времени. Главной силой в противостоянии с правительственными войсками выступила Коммунистическая партия Перу «Светлый Путь» (Сендеро Луминосо), придерживавшаяся маоистской идеологии. 3 декабря 1982 года партия «Сияющий путь» создала «Народную партизанскую армию» — свое вооруженное крыло.



Вторая крупнейшая военно-политическая организация Перу появилась в 1982 г. Это было Революционное движение Тупака Амару (РДТА), наследовавшее геваристские традиции перуанской герильи. У истоков РДТА стояла группа бывших активистов геваристского Левого революционного движения (МИР) и леворадикально настроенные военнослужащие, поддерживавшие правительство Веласко Альварадо и очень недовольные либеральным проамериканским поворотом в перуанской политике. 1 марта 1982 г. руководители Революционной социалистической партии марксистско-ленинской и Левого революционного движения «Милитанте» объявили о создании единого Центрального комитета для координации вооруженной борьбы против победившей реакции.

Важнейшую роль в объединении играл Виктор Полай Кампос (род.1951). Потомственный «левак», сын Виктора Полая Риско — бывшего члена левой фракции в партии APRA, и доньи Отилии Барсена, Виктор Полай Кампос еще в детстве стал членом скаутской группы и отличался большими успехами в скаутской подготовке. После школы он поступил в Национальный технический университет Кальяо, где примкнул к молодежной апристской организации и вскоре был избран секретарем Федерации профсоюзов машиностроительной и военной промышленности. В 1972 году 21-летнего Виктора Полая Кампоса первый раз арестовали. Он содержался в тюрьме Луриганчо по подозрению в планировании акций против военного правительства. Однако, Кампоса быстро освободили, после чего он уехал в Испанию — изучать социологию в Мадридском университете. В 1973 г. Кампос переехал во Францию, где продолжил изучение социологии в Парижском университете, а в 1975 году вернулся в Перу.

В том же году он был направлен в Аргентину для участия в работе Хунты революционной координации, которую сформировали несколько революционных организаций Южной Америки — Левое революционное движение Чили, «Тупамарос» Уругвая, Армия национального освобождения Боливии и Революционной армии народа Аргентины. Хунта революционной координации была призвана объединить аргентинские, боливийские, чилийские, уругвайские и перуанские леворадикальные организации для борьбы с военными режимами в своих странах и американским империализмом на континенте. В 1976 г. Виктор Полай Кампос вернулся во Францию, где продолжил изучение политической экономии и вскоре получил по ней степень. Окончательно он вернулся в Перу лишь в 1978 году. Таким образом, основателем РДТА был молодой интеллектуал с опытом участия в студенческих профсоюзных организациях.

Автором названия РДТА (МРТА в испанской аббревиатуре) называют Антонио Меса Браво — крестьянского вожака, участника Левого революционного движения. В свое время, как известно, имя последнего инкского императора Тупака Амару носил один из трех фронтов Левого революционного движения, которым командовал погибший впоследствии Гильермо Лобатон. РДТА с самого начала своей деятельности ориентировалось на геваризм и выступало за революцию в Перу, которая должна была стать частью континентальной антиимпериалистической революции в Латинской Америке. В Перу взгляды членов РДТА получили название «эмэртизма» (по аббревиатуре). Геваризм «эмэртистов» был одной из причин весьма критического отношения к ним со стороны членов другой крупнейшей военно-политической организации страны — маоистов из «Сендеро Луминосо». Последние обвиняли РДТА в перуанском национализме и в просоветских симпатиях, которые, кстати, действительно имели место быть среди значительной части бойцов и командиров этой организации. Ведь в отличие от маоистов, ориентированные на кубинский опыт геваристы относились к Советскому Союзу и советскому пути строительства социализма куда более приветливо, хотя и критические нотки у них также присутствовали.

Политическая доктрина РДТА рассматривала в качестве одной из главных задач революции завершение формирования единой перуанской идентичности, которая должна была основываться на индейском компоненте. Индейцы и метисы составляли большую часть угнетенных классов, а к социально-классовым противоречиям в Перу примешивалась вполне очевидная сегрегация «белых», с одной стороны, и индейцев, метисов и афроамериканцев с другой стороны. В отличие от «Сендеро Луминосо», ориентированных на куль Маркса-Ленина-Мао Цзэдуна и собственных лидеров, РДТА рассматривало в качестве своих идеологических «патронов» исключительно латиноамериканских революционеров — Тупака Амару, Симона Боливара, Хосе де Сан-Мартина (основателя перуанской государственности) и Эрнесто Че Гевару. В РДТА был очень развит акцент на морально-этических аспектах революционной борьбы, что восходило как к взглядам Че Гевары на «нравственность партизана», так и к влиянию католицизма.

31 мая 1982 года группа боевиков РДТА под руководством Виктора Полая Кампоса предприняла первую вооруженную акцию — нападение на банк в Лиме с целью его ограбления. Во время перестрелки с охранявшими банк полицейскими погиб член Центрального комитета Хорхе Тальедо Фериа, ставший первой боевой потерей организации. Примечательно, что Тальедо Фериа погиб от пули, выпущенной своими же товарищами — она срикошетила от асфальта и смертельно ранила одного из лидеров организации. В знак мести за гибель Фериа один из его товарищей через несколько дней расстрелял постового полицейского в Лиме. Деньги, вырученные от экспроприаций, шли на нужды организации, в первую очередь — на обеспечение весьма дорогостоящей жизни на нелегальном положении. Кроме того, в Лиме было создано несколько подпольных военных учебных центров, в которых молодое пополнение РДТА имело возможность пройти курс боевой и политической подготовки.

16 ноября 1983 года РДТА организовало одну из своих самых громких акций — устроило взрыв у штаба военно-морских сил США в Лиме. Руководство организации объявило эту акцию знаком мести за вооруженную агрессию США на Гренаде. Первоначально акции РДТА проводились почти исключительно в Лиме и Уанкайо — столице департамента Хунин. Организация придерживалась курса на развертывание городской герильи и поэтому стремилась действовать в городах, осуществляя молниеносные вылазки против правительственных и американских объектов. В то же время, члены РДТА рассчитывали в перспективе поднять народное восстание против режима, а себя рассматривали как авангард, показывающий народу возможность реального противостояния империализму и власти. Для пропаганды РДТА приступило к практике использования радиопередатчиков.

Перуанская герилья. Часть 2. Движение Тупака Амару начинает борьбу


Нередко жертвами РДТА становились представители силовых структур. Так, 22 января 1984 года группа боевиков РДТА атаковала полицейский участок в квартале Вилья Эль Сальвадор в Лиме. 26 марта 1984 года боевики РДТА напали на дом министра экономики Перу Карлоса Родригеса Пастора. Активные действия РДТА способствовали росту популярности организации среди симпатизировавших левым идеям рабочих и студентов. Нарастают симпатии к новому движению и в рядах Коммунистической партии Перу — среди той части просоветских активистов, которые вдохновлялись кубинским и никарагуанским опытом и были не против развертывания вооруженной борьбы с режимом.

Успех организации заставил ее лидеров перейти к обсуждению возможности начала вооруженной борьбы в сельской местности. Наиболее перспективным регионом страны, где можно было бы создать «революционный очаг» герильи, лидеры РДТА считали Куско. Здесь было традиционно высокое влияние левых, а местное крестьянство в начале 1960-х гг. имело опыт участия в антиправительственных восстаниях. В конце 1983 года группа боевиков РДТА численностью примерно в 20 человек прибыла в Куско, где намеревалась создать военную базу. Однако, уже в ноябре 1984 г. на след группы вышли правительственные войска, в столкновении девять бойцов РДТА погибли. Это заставило руководство организации несколько пересмотреть основные аспекты своей деятельности.

Еще в начале 1984 г. группы РДТА в перуанских городах были разделены на городскую милицию и группы самозащиты. В обязанность вооруженных формирований входило осуществление силовых акций, а также защита политического крыла организации. В 1985 г. РДТА разработало первый план развертывания «народной войны». Для достижения своих целей организация приступила к организации собственных средств массовой информации. Прежде всего, был начат выпуск вестника РДТА под названием «Venceremos», а затем начала свою работу подпольная радиостанция «4 ноября», получившая свое название в честь даты начала восстания Тупака Амару против испанских колонизаторов. В Лиме, а затем и других городах страны, члены РДТА устроили настоящую листовочную кампанию, призванную продемонстрировать повседневное и повсеместное присутствие организации на улицах столицы и других населенных пунктов.



В качестве основных целей первоначальной программы действий РДТА провозгласило: 1) полное прекращение отношений Перу с Международным валютным фондом с целью избавления от кабальной зависимости, 2) увеличение минимального размера заработной платы для перуанских трудящихся, 3) полной амнистии для всех политических заключенных, 4) отмены введенного правительством режима чрезвычайного положения в Перу. Также РДТА требовало от перуанцев бойкотирования президентских выборов. В то же время, первая неудача в сельской местности заставила РДТА пока отказаться от идеи создания «революционных очагов» герильи в перуанской провинции. Однако, отдельные активисты движения продолжали изучать обстановку в сельской местности, рассчитывая в перспективе вновь продолжить попытки по развертыванию крестьянской партизанской войны. Но поскольку у большинства молодых боевиков РДТА не было опыта участия в герилье, а многие даже не представляли себе жизнь в горах и лесистой местности, так как были сугубо городскими жителями, в 1985 году группа бойцов организации отправилась в Колумбию — на стажировку к союзному леворадикальному колумбийскому «Движению 19 апреля». Впереди был новый, еще более напряженный, период в истории перуанской герильи.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 23 марта 2017 07:44
    Спасибо, Илья..О Сендеро Луминосо была обширная статья в журнале "Новое Время"..в таком негативно-ироничном ключе была написана..А вот о Революционном движении Тупака Амару в советских изданиях, писалось скупо, даже в таком специализированном журнале как "Латинская Америка"..
    1. Reptiloid 23 марта 2017 12:36
      Добрый день, Алексей.
      Цитата: parusnik
      о Революционном движении Тупака Амару в советских изданиях, писалось скупо, даже в таком специализированном журнале как "Латинская Америка"..

      Наверно, не только о нём, но и о других событиях: о китайской культурной революции, о Пол Поте, о 1956 года венгерских событиях и о многом другом........Наверно , были тому какие-то основания, ныне нам непонятные.Старшие говорили часто: ""мы этого и не знали тогда"".

      Читал статью В.П.Беляева в книге ""Культура Перу"" изд.""Наука"" 1975 г.(Академия Наук СССР,Институт Латинской Америки).Речь о том,что Хуан Веласко Альварадо способствовал принятию Всеобщего Закона об образовании,принятого в 1972 г. Этот закон был направлен на ликвидацию экономической отсталости, социального неравенства. Ведь до этого при ужасающей нищете была тотальная безграмотность среди Индейского населения и метисов. Грамотность была доступна небольшому количеству привелегированных людей.
      Вообще, предки современных перуанцев---Инки имели богатое, развитое государство,имевшее тысячелетние культурные традиции, о чём имеются свидетельства,литература,авторы:
      В. де ла Хара,Ю.В.Кнозоров,Р.Стивенсон,Р.Камерон,Е.И.Кирич
      енко,Х.К.Мариатеги...
      Например,Инки разработали чёткую систему музыкального образования!!!Гарсиласо де ла Вега(прямой потомок Великих Инков,метис) сообщает,что уже Шестой Инка---Инка Рока, открыл в Куско специальные школы---йачауати для обучения юношей различным наукам, поэзии и музыке. Первые гимны были посвящены Инкским Богам.Вообще,остались тексты разных песен,как обрядовых(религиозных), так и лирических.Тема любви почти всегда трагическая.В песенном фольклоре Индейцев сохраняются некоторые древние легенды и сказания.Об этом очень замечательно написано в статье П.А.Струйского в этой же книге ""Культура Перу"".
      Спасибо, Илья, за то что ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Очень рад такому большому циклу!
      1. Reptiloid 23 марта 2017 13:44
        Планшет ошибся!!!!Следует читать Ю. В. КНОРОЗОВ!!!!-----советский историк и этнограф, лингвист .Основатель советской школы майянистики.
      2. Sergej1972 26 марта 2017 17:18
        О "Культурной революции" в КНР и Пол Поте писали много. А вот очень мало писали о КНДР и совсем почти ничего об Албании. О венгерских событиях было много пропагандистских книг.
Картина дня