100 лет Евгению Халдею. Донбасс помнит легендарного земляка



Будучи на Донбассе, я всегда восхищалась тем, что, вопреки войне, вопреки обстрелам и опасностям, в Народных Республиках проводится огромное количество культурных мероприятий: поэтических вечеров, театральных постановок, выставок… Можно было бы подумать, что «когда говорят пушки, - музы молчат», но нет! Казалось бы, нужно думать о том, как выжить, но на Донетчине и Луганщине чтут историю и культуру, свято помнят заслуженных людей, которые родились на этой земле или же посвятили ей значительную часть своей жизни. Это - и кинорежиссер Александр Ханжонков, и такие поэты, как Павел Беспощадный и Михаил Матусовский, и писатель Борис Горбатов, автор известной книги «Непокоренные»… А также – выдающийся фотограф, военный корреспондент Евгений Ананьевич Халдей. 23 марта этому человеку, которым по праву гордится мужественный шахтерский край, исполнилось бы 100 лет.

На днях в Донецке прошли два мероприятия, приуроченные к этому юбилею. В здании Республиканского краеведческого музея открылась выставка: «Е.А.Халдей – фотокорреспондент Победы», а также было осуществлено гашение специальной марки, выпущенной к этой дате.


Евгений (по документам – Ефим) Халдей родился в Юзовке (так тогда назывался Донецк) 10 (или 23-го, по новому стилю) марта 1917 года. Мальчику был только годик, когда в его жизни случилась трагедия. 13 марта 1918 года его мама и дед погибли во время еврейского погрома. И, хотя женщина успела заслонить сынишку собой, он все же получил тяжелое пулевое ранение в грудь. К счастью, ребенку удалось выжить.

Воспитывала его бабушка. Именно из ее очков 13-летний любознательный подросток вынул линзу, которую использовал при изготовлении самодельного фотоаппарата. Им он и сделал свой первый снимок. А работать будущий выдающийся журналист был вынужден с малолетства – в мастерской фотографа, затем – в паровозном депо, несмотря на свой юный возраст, - нужда заставила. Заработок позволил ему накопить уже на «настоящий» фотоаппарат - Фотокор-1, которым он снимал быт рабочих и улицы родного города.

В 16 лет он начал трудиться корреспондентом – поначалу в местной прессе, а затем – в агентстве ТАСС. В мирные годы темами его работ были суровые трудовые будни. В частности, он снимал репортажи о Днепрострое и о легендарных передовиках Донбасского края – Алексее Стаханове и Паше Ангелиной.

Но вскоре в нашей стране трудовой фронт сменился военным… Великая Отечественная застала фотографа в Москве, где 22 он июня сделал кадр «Первый день войны». На нем запечатлены люди, которые слушают тревожное сообщение Молотова о том, что кончилось мирное время…

100 лет Евгению Халдею. Донбасс помнит легендарного земляка


Всю войну Евгений Халдей прошел, как поется в песне, «с «Лейкой» и блокнотом» (спустя десятилетия эту «Лейку» продадут на аукционе за двести тысяч долларов). За это время молодой человек сделал огромное количество фронтовых снимков, в которых отразил и боевые действия, и быт солдат, и руины поруганных фашистами городов... Поначалу попал на Северный флот, в Мурманск. Затем вместе с бойцами побывал Новороссийске, Крыму, Болгарии, Югославии, Румынии, Австрии, Венгрии… И, наконец, - в Берлине. Снимал он и важнейшие международные события конца Второй мировой войны и после нее – Постдамскую и Парижскую конференции, Нюрнбергский процесс. Кстати, на этом процессе в качестве доказательств преступлений фашистов использовались и фотографии Евгения Ананьевича, поскольку он запечатлел немало страшных следов войны.

Вот один из страшных моментов, произошедших в Вене во время входа в город Красной Армии. Халдей вспоминал о нем так: «Я пошел в парк у здания парламента, чтобы снять проходящие колонны солдат. И увидел эту картину. На скамейке сидела женщина, убитая двумя выстрелами – в голову и шею, рядом с ней мертвые подросток лет пятнадцати и девочка. Чуть поодаль лежал труп отца семейства. На лацкане у него был золотой значок НСДАП, рядом валялся револьвер… Подбежал вахтер из здания парламента: «Это он, он сделал, не русские солдаты. Пришел в 6 утра. Я видел его и его семью из подвального окна. На улице ни души. Он сдвинул вместе скамейки, велел женщине сесть, то же самое велел детям. Я не понял, что он собирается делать. И тут он застрелил мать и сына. Девочка запротивилась, тогда он уложил ее на скамью и тоже застрелил. Отошел в сторону, оглядел результат и застрелился сам».



А самым известным из фотоснимков Евгения Халдея, безусловно, является «Знамя Победы над Рейхстагом». Эта работа получила международное признание и стала одним из символов Великой Победы советского народа над чумой ХХ века.

И ничуть не умаляет ценность этого снимка то, что он был постановочным. Сам момент штурма Рейхстага корреспонденту снять не удалось. Знаменитый кадр был сделан 2 мая. Точнее, кадров было довольно много, но знаменитым стал самый сильный. Для съемки Халдей привез с собой три красных знамени, сшитых из скатертей.

К сожалению, после войны, в 1948 году, Евгений Ананьевич был несправедливо уволен из ТАСС. Формально – из-за недостаточного образования (ведь он окончил всего пять классов). Фактически был перегиб, связанный с «пятой статьей». И только через десять лет его снимки стали вновь появляться в печати – журналиста взяли на работу в газету «Правда». В этой газете он проработал следующие 15 лет. После чего трудился в редакции газеты «Советская культура», пока не ушел на пенсию.

В 1995 году Евгений Халдей получил высокую оценку на фестивале фотожурналистики во Франции. Кроме того, президент этой страны своим указом присвоил ему звание «Рыцарь ордена искусств и литературы». Это – самая почетная награда в мире искусства.

6 октября 1997 года сердце легендарного фотожурналиста остановилось. Он похоронен на Кунцевском кладбище в российской столице. В этом году будет 20-летие со дня смерти Евгения Халдея.

Сейчас, в его столетний юбилей, память фотожурналиста чтут и в Москве, и на Донбассе. Причем, там, на его Родине, имя человека, который своим искусством сражался с фашизмом, имеет особое значение. Ведь сегодня сам Донбасс вынужден вновь воевать с самым настоящим фашизмом. И у этой войны – уже свои корреспонденты...





Автор: Елена Громова

Использованы фотографии: Евгений Халдей

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Репортаж телеканала "Оплот" о выставке в Донецке, посвященной юбилею Е.Халдея
Читайте также
Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 23 марта 2017 16:03
    Легендарный человек..возможно у современного Донбасса мы узнаем нового фотокорреспондента Победы...
    1. Котище 23 марта 2017 19:51
      Редко бывает, что слов нет "ничего не прибавить не убавить", но вышенаписанная статья именно этот случай!
      Спасибо!
      1. рич 23 марта 2017 20:11
        что творится с topwar.ru? не надоело выкладывать одно и то-же? Так интерес к сайту пропадает
        статья от 12 марта 2017 года
        https://topwar.ru/110760-evgeniy-haldey-znamenity
        y-i-neizvestnyy.html
        а вот еще
        https://topwar.ru/14347-klassika-voennoy-fotograf
        ii-evgeniya-haldeya.html
        1. elenagromova 23 марта 2017 20:22
          Это не одно и то же, это абсолютно разные статьи и разный взгляд, а сегодня - столетний юбилей.
          1. рич 23 марта 2017 20:30
            Основное отличие Вашей статьи от предидущих авторов, Елена, это то, что Вы пишите: "память фотожурналиста чтут и в Москве, и на Донбассе". А у предыдущих авторов написано, что "память Халдея чтут во всех республиках бывшего Советского Союза"
            1. Curious 23 марта 2017 23:46
              Сайт испытывает серьезные проблемы с наполнением. Сперва режим ретрансляции включили, теперь авторы "новой волны" пошли переписывать темы по второму кругу. И на этом фоне предложение подписаться на это благолепие за деньги.
              1. elenagromova 24 марта 2017 00:10
                Подписку предложили тем, кто вечно недоволен рекламой. Как показывает практика, часто эти люди недовольны вообще всем.
            2. elenagromova 24 марта 2017 00:09
              По вашей логике, ни один поэт не должен теперь писать стихи о любви - Пушкин же написал "Я помню чудное мгновенье"
              1. рич 24 марта 2017 00:34
                На topwar.ru уже давно замечено, если кто-то начинает со слов "По вашей логике," , "значит, Вы считаете" ,"то есть, Вы считаете" и им подобным,- это или провокация, или показуха своей "суперлояльности".
                Однако, постараюсь ответить. У меня нет никаких претензий лично к Вам, Лена, наоборот мне нравится как Вы пишете. Просто в последнее время на topwar.ru появилась тенденция переписывать темы по второму кругу. Комментировать интерес пропадает. Сами обратите внимание - под Вашей статьей 7 комментариев, из них - 2 комментария обсуждение Вашей статьи и остальные 5 - про повтор темы. Самой не обидно? Да с Вашим потенциалом, Вы такую тему поднять сможете - от желающих оставить свой комент отбою не будет.
                С уважением
                1. elenagromova 24 марта 2017 00:40
                  Ничего плохого нет в том, чтобы напомнить лишний раз о достойном человеке.
                  Иначе...
                  Представьте, была бы только одна книга про Пушкина, только одна книга про Лермонтова, только одна статья про Зою, только одна заметка про Гагарина и т.д.
                  А по хорошему, о великих людях надо вспоминать и напоминать хотя бы два раза в год - в день рождения и в день смерти.
                  Но это не всегда возможно.
                  Хотя бы в день 100-летнего юбилея я имею право вспомнить человека, которого чтут на уважаемой мною земле Донбасса?
                  А обсуждение "повтора темы" - не я начала.
                  Просто есть те, кто вечно чем-то недоволен, все им не так, во всем нужно "отыскивать блох"...
                  У самих, как правило, вообще ни одного материала.
                  А вообще, зачем писать? И так, мол, все написано...
              2. Curious 24 марта 2017 00:36
                Между написанием и переписыванием существенная разница. Вы не находите?
                1. elenagromova 24 марта 2017 00:50
                  Это уже не первый похожий комментарий от вас. Что ж вы сами себя переписываете?
                  1. Curious 24 марта 2017 00:53
                    Я переписываю сам себя, Вы списываете у соседа.
                    1. elenagromova 24 марта 2017 00:57
                      ни хрена подобного, между прочим, я ту статью вообще не видела, пока тут ссылку не кинули, и она основана на воспоминаниях дочери.
                      Маразм чистой воды - считать, что если один автор (кстати, даже не этого сайта) написал статью, посвященную какой-либо исторической личности, то другой автор не может написать другую статью.
                      А вот то, что вы тут устроили под историческим материалом - этому слов нет.
                    2. elenagromova 24 марта 2017 01:13
                      Кстати, посмотрела вашу предыдущую претензию аналогичного рода - по поводу "Солдатского «Егория». Опять же, разные статьи, разные авторы... Разный стиль. В конце концов, кто серьезно интересуется - прочтет обе. Кто не углубляется - может просмотреть обе, а может не заглядывать. Кто не знал - может случайно наткнуться или на первую, или на вторую. И это правильно.
                      1. Curious 24 марта 2017 01:23
                        "У самих, как правило, вообще ни одного материала" - в мой огород?
  2. elenagromova 24 марта 2017 01:35
    Ах. "камень в огород" не нравится. Хотя - вообще-то за обвинение в "списывании" нужен еще и не такой "камень".
    "Зарегистрирован 23 февраля 2017"
    И с самых же первых комментариев - претензии к самым разным авторам. Все не так и не эдак.
    1. Curious 24 марта 2017 01:44
      Мой вопрос не содержит ни малейшей доли возмущения. Исключительно любопытство.
      А по поводу моей критики - Вы считаете ее необъективной?
      1. elenagromova 24 марта 2017 01:50
        Пока что вижу абсолютно необъективную критику в адрес двух материалов. Основанную на ошибочном тезисе, будто бы автор не имеет права поднимать тему, которую поднимали до него.
        1. Curious 24 марта 2017 02:03
          Любой автор может подымать любую тему. Однако каждый следующий подъем должен нести что-то новое. В указанных Вами случаях я не увидел этого "что-то".
          И открыто высказал свое мнение. Конце концов Вы пишете для читателей? Если "да", то какой то части Ваше творчество может ведь и не понравиться, не правда ли?
          Меня, например, критика моих материалов наоборот, подстегивала, заставляла над собой работать.
          1. elenagromova 24 марта 2017 02:15
            Вся критика основана исключительно на том, что ранее здесь перепостили материал из другого издания.
            Редакция имеет полнейшее право это сделать.
            У меня же эта тема была запланирована еще тогда, когда я побывала на общественных слушаниях в Донецке, посвященных Евгению Ананьевичу, на которых говорили о необходимости отметить его столетний юбилей.
            И я имела полное право написать свою статью.
            От предыдущей она отличается хотя бы уже тем, что в ней сообщено о мероприятиях, прошедших в ДНР.
  3. Котище 24 марта 2017 07:55
    Curious,
    Цитата: Curious
    "У самих, как правило, вообще ни одного материала" - в мой огород?

    Не торопитесь уважаемый Виктор в ваш огород мы прийдем по осени с мешком и лопатой. А лучше в погреб! laughing
    Какой смысл искать повторы в статьях ВО если они по содержанию и смыслу разные! Не плагиат, интересно и дай бог. К примеру я статью от марта не читал и не помню, хотя за ссылку искреннее спасибо.
    Я понимаю людей от науки, научная новизна и так далее, а если крик души желание высказаться, что это уже преступление? Нет! Мнений и точек зрения должно быть много именно это многообразие греет мою душу в рубрике "История" ВО.
  4. baudolino 24 марта 2017 08:49
    Как нас в детстве ( 70-е - 80-е) задалбывали всеми этими уроками мужества и встречами с ветеранами и т.д. Но между прочим именно это и сработало у нас на Донбассе. То, что День Победы - это действительно великий праздник, и Родина остаётся Родиной, не смотря на ново введённые границы.
    К сожалению, молодому поколению сейчас в разы труднее вбить в голову правильное и нужное. А вбивать нужно. Потому что иначе и по нашим улицам замаршируют "правосеки и гомосеки".
    1. Котище 24 марта 2017 23:14
      Именно "такие перегибы воспитательной работы", которые Вы называете "задалбывание" убивают саму суть конечной цели самой патриотической работы. Поверьте сам был "объектом" как в школе, так и в последующем в институте и на службе. Если за трибуну выползает "фома из-под палки", который согласно "плана, расписания, указания или др. писульки" начинает вещать, то результата не будет. Какой материал только "такие фомы" не поганили. Как можно провести урок Отечественной истории, что на нем спало половина потка! Нонсенс, но это реальный факт.
      Но какой "Эфект" имеет полноценное и качественное занятие, да если удалось пригласить ветерана. Так что все зависит от "фомы"!!!
  5. Иван Тартугай 24 марта 2017 13:08
    Цитата из статьи:
    Великая Отечественная застала фотографа в Москве, где 22 он июня сделал кадр «Первый день войны». На нем запечатлены люди, которые слушают тревожное сообщение Молотова о том, что кончилось мирное время…

    Фотография далеко не о первом дне войны.
    По воспоминаниям очевидцев в Москве 22 июня 1941 года была теплая, солнечная погода. Некоторые из очевидцев отметили хорошую погоду и в своих мемуарах.
    Из воспоминаний Гришина ВВ, будущий 1-ый секретарь Московского горкома КПСС:
    Было воскресенье 22 июня 1941 года. Стояла ясная и теплая погода. Казалось, ничто не предвещает беды. Вдруг по радио сообщили, что вскоре будет выступать народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов.

    Из воспоминаний Грабина ВГ, конструктора знаменитых орудий ЗИС-2, ЗИС-3:
    А у меня оказался свободным целый день―воскресенье, 22 июня.
    Погода выдалась на славу, тянуло за город. В Москву приехал я не один. Со мной была жена. Посоветовшись, решили заехать в продовольственный магазин и махнуть куда-нибудь в лес, на речку.

    Из воспоминаний авиаконструктора Яковлева АС:
    Утро воскресного дня было солнечным, смолисто-ароматным. Компания подобралась хорошая и мы уже собрались выезжать, как вдруг…

    Из воспоминаний Воронова НН, будущего Главного маршала артиллерии:
    Шофер на предельной скорости гнал машину по безлюдной Москве. Город еще спал мирным сном. По-летнему были раскрыты окна. Дворники сонно поливали улицы. Миллионы людей еще ничего не знали о начавшейся войне.

    Аналогично отметили в своих мемуарах и нарком авиапрома Шахурин и другие.
    А люди, на фотографии Халдея Е, одеты не по погоде для теплого, солнечного полдня 22 июня 1941. На фотографии погода пасмурная, прохладная. На тротуаре лужицы воды, дождя же по воспоминаниям очевидцев в Москве 22 июня не было. Мужчина на переднем плане уже одет в осеннем пальто, на голове теплая осенняя кепка. Почти все мужчины в тёплых кепках, тёмных шляпах, все в тёмных, не летних, пиджаках. Молодые женщины в куртках, кофтах, пальто. Одна женщина даже в осеннем берете.
    Нет ни одного свидетельства людей, которые были 22 июня 1941 года в Москве о пасмурной и прохладной погоде, такой погоде, что нужно было одевать пальто, тёплую кепку или шляпу, пиджак, брать зонтик.
    На фотографии у Халдея Е показан не первый, а другой день войны, где-то в конце сентября, даже скорее всего в октябре.
    Да и на фото, показаны люди, которые уже знают о войне и их удручает тяжелые вести с фронта, удручает и беспокоит ухудшающая обстановка на фронтах, в стране.
    Здесь Е Халдей слукавил, назвав фотографию «Первый день войны».
  6. Иван Тартугай 24 марта 2017 13:35
    Цитата из статьи:
    К сожалению, после войны, в 1948 году, Евгений Ананьевич был несправедливо уволен из ТАСС. Формально – из-за недостаточного образования (ведь он окончил всего пять классов). Фактически был перегиб, связанный с «пятой статьей».

    Автор считает, что если бы Е. Халдей был бы русским, или украинцем, или татариным, или казахом, то его бы не уволили из ТАСС, но поскольку Е Халдей, наверное еврей по национальности, то поэтому его и уволили. Однако нужны более убедительные доказательства того, что фактически уволили Е Халдея из-за «пятой статьи», а не только уверенные предположения автора.
    Тоже самое и по формальному поводу, якобы «из-за недостаточного образования (ведь он окончил всего пять классов)». Это было написано в приказе на увольнение Е. Халдея, раз является формальным поводом, или автор только так предполагает?
    1. Curious 24 марта 2017 14:51
      А Вы не пробовали сами в вопросе разобраться, хотя бы на доступном Вам уровне. Ну хоть Гуглем воспользуйтесь, и то дело. А то если Вы будете сайт ВО в качестве первичной и конечной информации использовать - можете попасть в неловкое положение.
Картина дня