«А на войне, как на войне!»

IVECO LMV Lince

ПОТЕРИ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА IVEKO LMV (Light Multirole Vehicle)
И ИХ ЭКИПАЖЕЙ В СОСТАВЕ МИССИИ ISAF В АФГАНИСТАНЕ

(1 издание, не дополненное и неисправленное)
По открытым зарубежным и российским источникам

«А на войне, как на войне!»

К написанию данного материала меня подтолкнула договоренность между Министерством обороны Российской Федерации, ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации и огромный интерес со стороны интернет сообщества к этой теме. В результате тотального проникновения интернета во все сферы деятельности , фантастическое распространение цифровой фотографии появилась реальная возможность использовать не только официальные материалы, но и частный контент. Данный материал является первой попыткой систематизировать эту информацию и не претендует на абсолютную истину. Так как сама специфика этого вопроса очень сложна, а информация противоречива. Поэтому буду признателен любым конструктивным замечаниям, дополнениям, изменениям и обязательно внесу их в текст статьи с авторством участвующих.

В начале повествования постараюсь обозначить свою позицию. В принципе, я понимаю решение Министерства Обороны Российской Федерации о закупке современных бронеавтомобилей (далее – БА) таких свойств и такого качества и считаю его правильным и обоснованным. Особенно если учесть, что МО РФ может только предполагать где и как (на каком ТВД) в дальнейшем будет применять данные БА. Я думаю, что они исходили из предполагаемой статистики вероятного риска потерь бронетехники (далее- БТ) 50% процентов от применения СВУ, ПВУ,ТМ и 50% процентов потерь от лёгкого и тяжёлого стрелкового вооружения. И это оправданно и мотивированно. Но, на примере миссии ISAF в Афганистане, где риск потерь БА типа IVECO LMV от воздействия СВУ составляет примерно 80 % , а их экипажей 75 %, я хочу доказать, что на подобных ТВД ( с вероятным риском потерь бронетехники от применения СВУ, ПВУ, ТМ значительно больше 50% ) требуется применение более защищённой и подготовленной по технологии MRAP БТ. Применение БА типа IVECO LMV оправданно, но требует изменений в модификацию заказываемых МО РФ БА и внесение поправок в тактические приёмы их использования. Но обо всём этом напишу подробно в Выводах к данной статье. Применение же на подобном ТВД машин БА, не подготовленных по программам MRAP, считаю вообще неприемлемым и преступным!

Систематизация материала основана на национальной принадлежности бронеавтомобиля к армии определённой страны, а уже во вторую очередь привязана хронологически. Это сделано для того, чтобы учесть специфику и «национальные» особенностей ведения боевых действий, что, по-моему, повлияло на результаты потерь в некоторых случаях.

В рамках данного материала не вижу никакого смысла в приведении истории создания и характеристик IVECO (LMV) L ince, так как считаю, что данный материал будет прежде всего интересен специалистам, профессионалам и наиболее продвинутым непрофессиональным пользователям в вопросах создания и использования БТ. Приведу только схему расположения интересующих нас контингентов применяющих активно БА IVECO (LMV) L ince . Это прежде всего Итальянский, Испанский и Норвежский контингент ISAF.



Поехали!

Итальянский контингент ISAF

Основная база итальянского контингента ISAF находиться в Герате, провинция ГИРАТ, передовая база находиться в Бала Мургаб , а также небольшой контингент в Кабуле, при штабе миссии ISAF.

Первые фотоматериалы о поступлении БА IVEKO ( lMV) Lince на вооружение Итальянского контингента в Афганистане можно датировать осенью 2006 года.



Кабул,Chief of Staff of the Armed Forces Giampaolo Di Paola, с посещением Итальянского контингента ISAF.



1. Начать хочу именно с этого БА IVEKO ( lMV) Lince. Так как считаю, что это один из первых случаев подрыва БА данного типа. Не смог точно определить время подрыва, но при появлении этих фото в самом раннем источнике (27 декабря 2007 года), который я нашёл, я думаю, что это 2007 год. Наряду с «кабульским» это второй по количеству фото, правда не по количеству сопутствующей информации, подрыв БА IVEKO ( lMV). Именно по которому и гуляет большое количество некомпетентной и откровенно лживой информации в нашем сегменте интернета.

Привожу пример.


Внимание, а теперь фото воронки с места подрыва. Все фото идут в одной серии.


Второе фото привожу в качестве идентификатора.

Про мощность заряда информации получить тоже не удалось. Приблизительно это можно сделать по фото воронки, но нужно хотя бы знать тип ВУ. При более тщательном изучении фото можно определить, что БА двигался с приличной скоростью и после подрыва проехал ещё 50-60 метров. Итальянские СМИ очень чувствительны к потерям своего контингента в Афганистане и сразу все печатают официальные соболезнования и некрологи. Ничего подобного на этот период и подходящего под этот конкретно случай найти не удалось. Примерно в это время в Афганистане погиб командующий сухопутными войсками Италии Daniele Paladini в результате подрыва террориста –смертника, а инциденты до этого случая связаны в основном с БТР PUMA. Представляет большой интерес определения принадлежности автомобиля. Судя по цвету, он принадлежал к частям специального назначения итальянской армии, а конкретно Task Special 45. Вот пример такого БА IVEKO ( lMV).



В пользу этого говорит и «пальма» на задней двери . Примерно именно в тот период итальянские экипажи баловались такого вида творчеством, но постоянно подвергались критике за пропаганду «Африканского корпуса» и на более поздних фото этих машин «рисунки» попадаются всё реже. Вот цитата из итальянской газеты, понятная и без перевода: «Esercito Italiano: la jeep con i simboli nazisti».



Принимая в расчет сильные разрушения, БА машина считается потерянной.

2. По моему мнению это первый случай с гибелью члена экипажа IVECO (LMV) Lince. И весьма показательный - погиб оператор Люковой Пулемётной Установки ( далее - ЛПУ). 14 июля 2009 года при прохождении колонны на СВУ подорвался IVECO (LMV) Lince. Это произошло около Ganjabad, в 40 милях на северо –восток от Фарах. В результате взрыва СВУ погиб один итальянский военнослужащий и четверо были ранены. БА принадлежал 8 сапёрному полку дивизии «Фольгоре» (del8º Reggimento genio guastatori paracadutisti “Folgore). Эквивалент СВУ в тротиловом эквиваленте приводиться 50 кг.


Погиб: il primo caporalmaggiore Alessandro Di Lisio. оператор ЛПУ

3. Подрыв в Кабуле 17 сентября 2009 года двух бронеавтомобилей IVECO (LMV) Lince 186 полка дивизии «Фольгоре» с помощью заминированного автомобиля. Мощность СВУ составляла примерно 150 кг ( 150 фунтов в разных источниках) в тротиловом эквиваленте, хотя я считаю, что при такой тщательной подготовке к теракту не было смысла «экономить» взрывчатое вещество. Взрыв прогремел в 9.45 утра в момент следования двух бронеавтомобилей из аэропорта в сторону базы командования ISAF . Погибло шесть итальянских военнослужащих 186, 183 и 187 полков парашютной дивизии «Фольгоре».



Этот случай можно назвать уникальным по количеству фотографического материала, и даёт нам возможность восстановить картину данного инцидента с максимально возможной для такого рода анализа реалистичностью. Как видно из фото, подрыв произошёл во время проезда первого БА мимо стоящего справа, у края дороги автомобиля на расстоянии 1-2 метра от первого БА и 5-8 метров от 2 БА. Как пояснил свидетель, il caporalmaggiore capo Ferdinando Buono, ехавший во втором БА, они держали дистанцию, указанную в инструкции, чтоб их БА не разделило никакое другое ТС. Перед этим здесь проехали британский и норвежский БА, что позволяет с определённой долей уверенности заявить о направленности теракта именно против итальянцев. В процессе следствия удалось достаточно точно восстановить картину происшествия. Подрыв автомобиля с СВУ произошёл дистанционно, что следует из того, что органы следствия не нашли фрагментов тела смертника.

В результате взрыва первый автомобиль был отброшен на левую обочину (через разделительную и встречную полосу) примерно на 20-25 метров и лег на правую сторону повернувшись к месту подрыва кормой примерно на 90 градусов.



В результате воздействия на него всех факторов СВУ автомобиль частично разрушен и потерял ЛПУ. На представленном фоте ясно видно трубчатый силовой каркас автомобиля. Долго изучал это фото и склонялся к мнению, что это IVEKO (lMV) SF, без крыши. В пользу этой версии могу привести то, что ни на одном фото не увидел крышу от него, а люковая установка видна. И если предположить, что очень вероятно, что люковая установка и крыша под воздействием взрывной волны должны были лететь примерно по одному вектору, а крыша явно тяжелее установки, то она должна лежать на пути между автомобилем и люковой установкой. При дальнейшем изучении фото большого разрешения разглядел на корме бронеавтомобиля заднюю верхнюю стенку и верхний торец задней левой двери ( у IVEKO (lMV) SF двери короткие-«половинки»). Но, объективности ради вынужден уточнить, что ни одного фото с IVEKO ( lMV) SF в Афганистане, а тем более на фото 186 полка не нашёл. В этом автомобиле погибли пять итальянских солдат.

Три члена экипажа парашютисты 186 полка, один, sergente maggiore Roberto Valente, парашютист 187 полка и один пассажир, primo caporal maggiore Massimiliano Randino, паршютист 183 полка, возвращавшийся из отпуска. Старшим колонны был скорее всего sergente maggiore Roberto Valenteи занимал место радиста сзади , справа. Командиром этого подразделения 186 полка и командиром машины был tenente Antonio Fortunato . Из чего следует, что он сидел впереди, справа.



Второй автомобиль IVECO (LMV) L ince



принял удар взрывной волны в лобовую проекцию, примерно с направления 1-2 часа и расстояния 10-15 метров. Автомобиль частично разрушен в передней части, но стоит на колёсах и практически не изменил своего положения после подрыва и не сошёл с траектории своего движения, что даёт основание предположить, что в последний момент перед взрывом он либо стоял, либо двигался с очень незначительной скоростью. Считаю этот момент важным, но остановлюсь на этом подробно в выводах к данной статье. Кабина данного автомобиля не разрушена и выдержала удар взрывной волны, но несмотря на это один член экипажа этого автомобиля погиб. Это оператор ЛПУ Gian Domenico Pistonami.



По инструкции операторы ЛПУ во время движения контролируют разные стороны по ходу движения.



Тело оператора ЛПУ находиться по вектору движения ударной волны, за левым задним колесом. Верхняя часть тела погибшего военнослужащего значительно обезображена и взрывной волной с него сорвана каска и бронежилет. Не хочу показаться циничным, приводя такие подробности, но считаю, что они важны для дальнейшего изучения опыта применения машин семейства IVECO (LMV) Lince в аспекте принятия их на вооружение Российской Армии.

По способу подрыва и типу СВУ этот случай схож со случаем подрыва испанского BMR 600 в ноябре 2010 года, когда погибли два члена экипажа BMR 600, а остальные были ранены. Вот фото.


Фото с испанским BMR 600


Фото места подрыва в Кабуле

Но наряду с похожими условиями и типом СВУ мы видим и явные различия, например, размер воронки и последствиями взрыва СВУ. Это может быть объяснено различным типом транспортного средства используемого в качестве СВУ, использование более мощного заряда ВВ или придание СВУ направленности, последнее можно подтвердить тем, что основной вектор взрывной волны пришёлся в борт первого бронеавтомобиля (далее- БА) IVEKO ( lMV ) (весом примерно 7 тонн), который и отбросил его на 20-25 метров и при этом не подвинул второй автомобиль, находящийся в 5-8 метрах, по вектору воздействия взрывной волны на 1-2 часа, хотя и причинил ему значительные разрушения.

Хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые афганские и мировые СМИ утверждали, что выжившие члены экипажа второго автомобиля открыли стрельбу по прохожим. В связи с чем было проведено расследование. Сaporalmaggiore capo Ferdinando Buono утверждал, что стрелял в ответ, хотя он при этом ещё как-то умудрился снимать в это время на телефон. Впрочем с итальянского мне сложнее переводить, в связи с чем я мог и неправильно интерпретировать оригинальный текст.



Сaporalmaggiore capo Ferdinando Buono в крови пулемётчика, которого он в шоке пытался затащить под защиту БА.

В результате данного инцидента погибло шесть итальянских военнослужащих, четверо было контужено, из них двое ранено.

Погибли:
il primo caporal maggiore Gian Domenico Pistonami фото 1 оператор ЛПУ БА
il primo caporal maggiore Matteo Mureddu фото 2 оператор ЛПУ
il primo caporal maggiore Davide Ricchiuto фото 3 водитель
il primo caporal maggiore Massimiliano Randino фото 4 пассажир
il sergente maggiore Roberto Valente фото 5 старший колонны, радист
il tenente Antonio Fortunato фото 6 командир экипажа



Ранены:
il caporalmaggiore capo Ferdinando Buono
il primo caporalmaggiore Sergio Agostinelli
неизвестный член экипажа
неизвестный военнослужащий ВВС

4. 15 октября 2009 года в результате ДТП перевернулся БА IVECO (LMV) Lince, который в режиме дежурного патруля следовал из Герата в Шиндант. При этом погиб оператор ЛПУ il Primo Caporal Maggiore Rosario Ponziano , два члена экипажа были легко ранены, один не пострадал. Все были пристёгнуты. БА принадлежал 4 полку парашютистов альпийских стрелков. Члены экипажей БА IVECO (LMV) Lince называют пулемётчиков «раллист» (RALLISTA).



Погиб:
il primo caporalmaggiore Rosario Ponziano оператор ЛПУ


5. Подрыв 9 октября 2010 года БА IVECO (LMV) Lince. Четыре итальянских военнослужащих погибли, один ранен. Инцидент произошёл в 9.45 по местному времени в Гулистане, примерно в 200 км к востоку от Фарах, на границе с провинцией Гильменд.


Левая машина на фото. За пулемётом Sebastiano Ville

Военнослужащие и БА IVECO (LMV) Lince принадлежали 7 полку альпийских стрелков , бригады Джулия. Информация по этому инциденту очень противоречива. И в многих источниках в описание к этому случаю приводиться фото с перевёрнутым БТР «ПУМА». Но в процесе поиска, я нашёл показания свидетеля данного происшествия . Это Luca Cornacchia, 31 anni, abruzzese, alpino della Julia, который был членом экипажа этого БА IVECO (LMV) Lince. Он получил характерные компрессионные минновзрывные травмы: раздроблен поясничный позвонок, тупые травмы груди, живота, ушиб печени, лёгкого и перелом левой ноги, но остался жив. Luca Cornacchia сидел спереди справа , на месте командира машины.


Luca Cornacchia на месте командира.

На месте водителя сидел Gianmarco Mancо. Оператор ЛПУ Sebastiano Ville. Сзади сидели Marco Pedone и Francesco Vannozzi. Со слов Luca Cornacchia, они ехали в середине передней части колонны, когда БА просто взлетел вверх и упал на бок, что говорит о том, что СВУ взорвалось под автомобилем. Также он утверждает что устройство подавления дистанционного сигнала на БА было включено(?) и возможно они наехали на устройство нажимного действия, хотя они ехали не первой машиной в колонне.

Эквивалент СВУ в тротиловом эквиваленте приводиться в 100 фунтов.

Погибли:
il primo caporal maggiore Gianmarco Manca фото 3 водитель
il primo caporal maggiore Sebastiano Ville фото 1 оператор ЛПУ
il primo caporal maggiore Francesco Vannozzi фото 4 стрелок
il caporal maggiore Marco Pedone фото 2 стрелок



Ранены:
il primo caporal maggiore Luca Cornacchia командир

6. 17 мая 2010 года при движении большой колонны, состоящей из 179 машин, из Герата в Бала Мургаб, в 9ч 15 мин. Четвёртая машина колонны IVEKO ( lMV) Lince подорвалась на СВУ. В результате подрыва погибли два члена экипажа и два были ранены. Военнослужащие принадлежали горной бригаде Тауринензе. (32esimo reggimento Genio "Taurinense").



Фото подорванного автомобиля на телефон одного из участников инцидента и sergente Luigi Pascazio, командир машины, на фоне своего БА IVEKO ( lMV) Lince

Погибли:
il sergente Massimiliano Ramadù 33 года ( фото справа) командир машины
il caporal maggiore Luigi Pascazio 25 лет (фото слева) водитель



Ранены:
il caporal maggiore Cristina Buonacucina, 27 лет радист
il primo caporal maggiore Gianfranco Scirè 28 лет фото 1оператор ЛПУ
il tenente Mattia Barcarol 24 года фото 3



Эквивалент СВУ в тротиловом эквиваленте оценивается в 35 кг ( 70 фунтов). Massimiliano Ramadù , e Luigi Pascazio сидели спереди и погибли мгновенно, Gianfranco Scirè – оператор ЛПУ сломал колено, Cristina Buonacucina получила типичные минновзрывные травмы. У неё раздроблено три поясничных позвонка, открытый перелом левой голени, раздроблена правя голень и пяточные кости. Считаю, что это очень важная информация в аспекте понимания какого рода травмы получает экипаж БА IVEKO ( lMV) Lince при подрыве на СВУ.


Cristina Buonacucina в процессе выздоравления.

7. Случай с БА IVEKO ( lMV) Lince, не имеющий прямого отношения к миссии ИСАФ, но произошедший при подготовки боевых экипажей для Афганистана непосредственно в Италии. Но так как случай очень типичный, для машин первых серий с незащищённой ЛПУ, то его необходимо учесть.

Днём 25 февраля 2011 года, при возвращении на базу с упражнений из Браччано в Ливорно перевернулся и лёг на крышу IVEKO ( lMV) Lince 185 парашютного полка дивизии «Фольгоре». В результате данного инцидента погиб оператор ЛПУ, а пять(?) человек были ранены, двое серьёзно. Такое количество пассажиров говорит о том, что кто-то из них был не пристёгнут, а скорее всего ВСЕ. Из некоторых источников следует, что водитель на большой скорости пытался объехать какое-то животное и в результате двух резких маневров наехал на ограждение и перевернулся.


Судя по фото БА повреждён, а серьёзный ремонт осуществляется только на «Фирме». Считаем БА потерянным.


Погиб: il caporal maggiore Nicola Casà оператор ЛПУ

8. 28 февраля 2011 года в 12.45 местного времени, в 25 километрах к северу от Шинданда на СВУ подорвался БА IVEKO ( lMV) Lince принадлежащий целевой группе 5 -го полка Альпийских стрелков «Випитено» ( Task Force Center del 5 Reggimento Alpini Vipiteno) . БА двигался третьим в колонне. В результате подрыва погиб один член экипажа и четверо было ранено.

Погиб:
il tenente Massimo Ranzani 36 лет


Ранено :
Четыре члена экипажа

Учитывая повреждения БА IVEKO ( lMV) в аналогичных случаях считаем машину потерянной.

9. 23 сентября 2011 года в 11.20 по итальянскому времени рядом с базой в Герате произошло ДТП с БА IVECO (LMV) Lince, в результате которого погибли три военнослужащих и двое было ранено. Военнослужащие были инструкторами и принадлежали к подразделению по подготовки афганских солдат OMLT. История тёмная и требует дополнительной информации и подтверждения. Со слов Il generale Massimo Fogari, portavoce del ministero della Difesa, перестрелки не было, но он заявил, что это мог быть подрыв на СВУ.

Из текста ясно, что автомобиль перевернулся на высокой скорости, но пока не известно в результате чего. Впрочем обстоятельства обстоятельства данного инцидента влияют только тип (СВУ, ДТП, ОБСТРЕЛ) потери БА и экипажа , а не количество инцидентов. В результате данного инцидента погиби три итальянских военнослужащих и двое были ранены.

Погибли:
il capitano Riccardo Bucci фото 3
il caporalmaggiore Scelto Mario Frasca фото 1
il caporalmaggiore Massimo Di Legge фото 2



Ранено:
два члена экипажа

По выше указанным причинам БА можно считать потерянным.

10. 4 августа 2011 года в 12 .20 по местному времени с помощью СВУ был подорван БА IVEKO ( lMV) Lince 11 полка Берсальеров (all’11/o Reggimento Bersaglieri di Orcenico Superiore di Zoppola (Pordenone)). Четверо военнослужащих было ранено, трое легко, один Michele Mozzo, 32 anni, caporale maggiore серьёзно. У него сломана правая нога, левая травмирована. Место нападения деревня Siah Vashian к югу от Герата, недалеко от международной базы ISAF Camp Arena. Фото БА получить не удалось, но судя по предыдущим случаям применения СВУ машина потеряна.



Michele Mozzo на месте водителя.

11. 12 января 2012 года в 15.30 в двух километрах от передовой оперативной базы (FOB) "Dimonios" в провинции Фарах в результате ДТП получил незначительные повреждения БА IVEKO ( lMV) Lince специальных частей карабинеров (Brigata "Sassari") представляющих миссию Police Operational Mentor Liaison Team (POMLT). Машина получила незначительные повреждения. В результате ДТП , carabiniere L. di L ( новая политика конфиденциальности НАТО в Афганистане),оператор ЛПУ сильно ударился грудью о пулемёт , в связи с чем у него открылось внутреннее кровотечение. Он был успешно прооперирован и дальнейшей опасности здоровья нет. L. di L среди товарищей имеет прозвище “toro”, так что я думаю, что пулемёт Браунинг пострадал сильнее.


БА IVEKO ( lMV) карабинеров


carabiniere L. di L “toro”,

Это все случаи и инциденты, которые можно хоть как-то персонализировать по фото, именам погибших и раненных, описаниям в СМИ, частным блогам. Всего, вместе с приведённым выше материалом, вместе с фото неустановленных БА IVEKO ( lMV) и упоминаниями о лёгких ранениях членов экипажа мне удалось отследить 32 инцидента с БА IVEKO ( lMV) Lince . Дальше, просто для общего интереса, приведу наиболее интересные фотоматериалы.

- Подорвавшийся на СВУ БА IVEKO ( lMV) стоит достаточно далеко и определить принадлежность его к итальянскому контингенту достаточно сложно, но вертолёт АВ 205 даёт нам прямую ссылку на это, так как испанцы используют вертолёты типа ПУМА-СУПЕРПУМА.



Судя по фото машина сильно разрушена и восстановлению не подлежит и считается потерянной. Найти какую то дополнительную информацию и персональную привязку по данному фото получить не удалось .Скорее всего это весна или раннее лето.

- Фото БА IVEKO ( lMV) с явными следами воздействия ударной волны и поражающих элементов.



На фото не видно правого борта, но автомобиль явно деформирован и повреждён с правой стороны в результате применения СВУ , на некотором расстоянии от него. Не исключаю и комбинированного поражения БА а не только СВУ. Персонализировать этот автомобиль и привязать к какому-то из приведённых выше случаев не удалось, но это точно Бала Мургаб.
Автомобиль считается потерянным.

- Фото БА IVEKO ( lMV) Lince получивший повреждения от близкого разрыва миномётного снаряда 25 июля 2009 года в районе Фарах.


- Фото БА IVEKO ( lMV) перевернувшегося на бок


- Фото с заменой колеса IVEKO ( lMV) Lince.


Из фото наглядно видно, что для замены колеса в боевых условиях требуются усилия двух экипажей.

На данный момент это всё, что удалось получить по потерям БА IVEKO ( lMV) и их экипажей итальянского контингента ISAF, при получении чего-то нового буду вносить правки, исправления и добавления. Когда начинал готовить этот материал думал будет проще, а в итоге сейчас вопросов стало только больше, а прежде всего именно по количеству потерянных IVEKO ( lMV) Lince. Ну ничего , будем искать. Зато потери экипажей можно подсчитать почти со сто процентной уверенностью. Это девятнадцать человек погибшими, из них как минимум шестеро это операторы ЛПУ. Четырнадцать человек погибло при подрыве на СВУ. Пять человек погибло в результате ДТП. Также с большой долей уверенности можно утверждать, что ни один член экипажа не погиб при обстреле из лёгкого, тяжёлого или любого иного вида стрелкового оружия , хотя был инцидент с попаданием реактивного снаряда между машин, миномётный обстрел, семь упоминаний об обстреле из лёгкого стрелкового оружия.

Испанский контингент ИСАФ в Афганистане.

Испанский контингент использует две базы на территории Афганистана. Это основная в Герате и база по содействию развития провинции Бадгиз в Кала-и-Нау. К сведению добавлю, что в Кала-и-Нау во время Афганской войны размещалась база 1-й, а затем 4-й ММГ Пограничных войск СССР и многим ветеранам хорошо известны эти места. На момент написания статьи удалось найти информацию о семи случаях подрыва БА IVECO (LMV) на СВУ до случая с гибелью 25 июня 2011 года, но они никак не персонализированы и звучат в контексте последнего случая.

«LA DIFESA SPAGNOLA: DOPO IL CAMBIO DI BLINDATI A FAVORE DEI LINCE E SETTE ATTENTATI SUPERATI, E' IL PRIMO CASO CON DUE VITTIME
L'attacco di Domenica è il primo dove si sono verificati decessi dopo esplosioni di I.E.D., da quando l'esercito spagnolo ha cambiato i blindati a favore del LINCE.»

1. Начать хочу именно со случая подрыва БА IVECO (LMV) 9 пехотного полка Сорья(Regimiento de Infantería Soria número 9) 26 июня 2011 года. Именно этот случай и дискуссия вокруг него послужила для меня поводом к изучению темы и появлению этого материала. Да и не только для меня. В Испании после этого случая поднялась большая шумиха в прессе связи с этим случаем. В основном всю скудную информацию, цифры, факты и особенности этого подрыва удалось почерпнуть со слов Министра обороны Испании Карме Чакон (La ministra de Defensa, Carme Chacón)

"El Lince alcanzado por la explosin era el que abra la columna y presumiblemente pis una mina de presin oculta a un lado del camino. Si el artefacto empleado el sbado de la semana pasada contena “al menos 20 kilos de explosivo” y era “el ms potente utilizado contra las tropas espaolas hasta la fecha”, en palabras de la ministra de Defensa, Carme Chacn, el de ayer poda llevar una carga incluso superior, segn la ministra. Al contrario que entonces, la explosin no se produjo justo debajo el vehculo, sino en su lado derecho. Pese a ello, la caja blindada del Lince, diseada para resistir la onda expansiva de una mina, no fue suficiente para proteger a sus cinco ocupantes."

Оригинальный текст можно посмотреть на сайте испанской газеты «El Mundo».


На фото справа sargento Manuel Argudin Perrino, и, скорее всего, это именно этот автомобиль. Точно известно, что это фото сделано в Герате.

Подрыв БА IVECO (LMV) произошёл в 20 км севернее города Кала-и-Нау, провинции Бадгис. Некоторые ветераны Погранвойск утверждают, что испанцы пользовались старой «советской» грунтовой дрогой протяжённостью около 200 км и именно там, возле деревни Мугур и произошёл подрыв . Мощность СВУ указывается косвенно, со слов Карме Чакон мощность СВУ была значительно больше тех 20 кг , что использовались в случае 18 июня неделей раньше( рассмотрим потом) и эпицентр взрыва был не под автомобилем, а с правой стороны на обочине дороги. Но если проводить аналогии со взрывом и последствиями для второго БА итальянцев в Кабуле 17 сентября 2009 года(фургон 150-200 кг), и подрывом испанского BMR 600 (фургон 150-200 кг) и гибелью двух военнослужащих (трое раненных), то я предполагаю, что и здесь заряд СВУ был значительный. Впрочем, чтоб хоть как то назвать эквивалент ВВ надо знать значительно больше, чем мы распологаем на данный момент. В результате подрыва погибли два солдата испанской армии и двое солдат и один гражданский были ранены. Точно известно, что СВУ взорвалось справа от БА IVECO (LMV). Это даёт основание полагать, что sargento Manuel Argudin Perrino сидел справа спереди и был командиром экипажа, а Niyireth Pineda Marín сидела на месте радиста.

Погибли:
sargento Manuel Argudin Perrino
soldado Niyireth Pineda Marín



Ранены:
el soldado Rubén Velázquez Herrera
el soldado Jhony Alirio Herrera Trejos
el soldado Roi Villa Souto

Хотелось бы остановиться на одном моменте поподробнее. Niyireth Pineda Marín испанский солдат колумбийского происхождения. В связи с недостатком желающих служить в Афганистане испанцы активно рекрутируют солдат из испаноговорящих государств. С 2005 года в Афганистане погибло как минимум 7 колумбийцев и один перуанец.
Учитывая серьёзность данного инцидента, машину следует считать потерянной.

2. Подрыв БА IVECO (LMV) 14 апреля 2010 года в районе Лудины, 20 -30 км. севернее Кала-и-Нау. Машина шла третьей в колонне, и после подрыва колонна была обстреляна. Хотя на машине следов обстрела не видно. Но это типично, когда колонна застаётся врасплох в результате подрыва, все начинают стрелять куда попало и потом утверждают, что их обстреляли (случай в Кабуле, с итальянцами). На фото видно, что грунт нетвёрдый и проще было закапать что-то нажимного действия и не ждать на таком открытом месте. Мощность в тротиловом эквиваленте оценивалась примерно 20(?) кг. Хотя мне по краю воронки и разрушениям кажется, что меньше.

Именно к этому инциденту я отношу фото вот этого БА IVECO (LMV)





Хотя эти фото и появились в ходе активной компании в испанских СМИ после подрыва 18 и 26 июня 2011 года, но там страдали члены экипажа сидящие справа, а здесь эпицентр подрыва СВУ явно слева. Данных об именах и ранениях солдат получить не удалось, но точно никто не погиб (нет упоминания о погибших на это время в испанской прессе).
В результате подрыва на СВУ автомобиль сильно разрушен и потерял дверь, и есть все основания утверждать, что он потерян.

3. Подрыв БА IVECO (LMV) того же 9 пехотного полка Сорья (Regimiento de Infantería Soria número 9) 18 июня 2011 года севернее Кала-и-Нау, в районе Лудины.

Мощность СВУ определяется в 20 кг в тротиловом эквиваленте. В результате подрыва четыре члена экипажа и один гражданский переводчик были ранены. Двум раненым членам экипажа потом ампутировали ступни.Это el teniente A.G.B., вероятнее всего командир машины и водитель el soldado J.G.L. Этот факт косвенно свидетельствует о том , что взрыв произошёл под днищем, ближе к мотору автомобиля и пострадали ноги тех членов экипажа, кто был ближе к эпицентру. Еl soldado A.Q.S. сломал ногу и получил ушибы. Меньше пострадали el soldado I.M.I. и гражданский переводчик. Учитывая все известные аспекты данного подрыва БА IVECO (LMV) можно считать его потерянным.

Ранены:
el teniente A.G.B. командир машины
el soldado J.G.L. водитель
el soldado A.Q.S. оператор ЛПУ
el soldado I.M.I. стрелок гражданский переводчик.

Фото данного инцидента найти не удалось, но учитывая тяжесть травм, полученных экипажем, БА можно считать потерянным.

4. Фото перевёрнутого БА IVECO (LMV). Автомобиль не несёт явных признаков подрыва на СВУ и пострадал незначительно. Скорее всего это результат дорожно-транспортного происшествия. Предположительно мог пострадать оператор ЛПУ. Выше описывался инцидент с подобными последствиями, когда погиб один член экипажа (предположительно оператор ЛПУ) и один был ранен, но достоверных данных найти не удалось. Определить какой части принадлежал автомобиль на данном этапе исследования не представляется возможным.



Это четыре эпизода из указываемых в испанских СМИ восьми, которые хоть как-то можно персонализировать по фото и печатному материалу. Не густо, но всё же лучше , чем ничего. Сказывается новая политика конфиденциальности НАТО в Афганистан, когда замалчиваются инциденты без убитых и серьёзно раненных военнослужащих. Но несмотря на всё это, со всей ответственностью можно заявить , что в инцидентах с испанскими БА IVECO (LMV) в Афганистане погибло два человека на восемь случаев подрыва на СВУ и одно ДТП.

В итоге этой главы хотел бы обратить внимание на один момент. До БА IVECO (LMV)в Афганистане испанцы активно эксплуатировали БТР BMR 600 (не учитываю небронированные автомобили). С начала эксплуатации BMR 600 , во всех вооружённых конфликтах, испанцы потеряли на этих машинах 27 человек погибшими. В Афганистане при 14 случаях и инцидентах с применением СВУ потеряли 13 человек . Хотелось бы привести случай с подрывом медицинского BMR в 2010 году. Когда погибла soldado Idoia Rodríguez Buján.



По утверждению испанских СМИ, эквивалент ВВ 6.5 – 7 кг. Пробитие корпуса сквозное с возникновением внутреннего избыточного давления (стекло выдавлено).

Сами испанцы активно критикуют применение в Афганистане BMR 600 и считают его устаревшей и не приспособленной для подобного ТВД машиной.

Из имеющегося на данный момент материла с большой долей вероятности можно определить потери испанского контингента ИСАФ в два погибших члена экипажа и как минимум семь раненных.

Норвежский контингент ISAF

Оперативно норвежцы подчинены региональному командованию «Север». Основным местом их дислокации является PRT база в Мейманехе в провинции Фарьяб, западнее Мазари-Шариф. Норвежцы, по их же заявлениям, не участвуют в боевых операциях, и находятся там с гуманитарными целями и только отвечают при нападении на них. Они активно используют БА IVEKO ( lMV) в Афганистане с конца 2007 года (судя по датировке найденных фото). Норвежский контингент потерял в Афганистане девять человек погибшими, из них семеро погибли от подрыва СВУ. Один военнослужащий погиб непосредственно от воздействия СВУ, один, механик-водитель, - при подрыве БМП CV90, один - при подрыве гражданского автомобиля «TOYOTA» и четыре человека - при подрыве БА IVEKO ( lMV) и именно этот случай нам интересен в контексте данной статьи.

1. Этот подрыв случился днём 27 июня 2010 года в районе деревни Алмар в 30 км к западу от Мейманехе, провинции Фарьяб. Часть обстоятельств удалось восстановить из официального доклада МО Норвегии, а часть со слов Stephen Meade Smith руководителя миссии USAID в Афганистане. С его слов, норвежский контингент «активно откликается» на «просьбы» американского командования на сопровождение миссий USAID в провинции Фарьяб. Норвежцы же категорически против совместного использования вооружённых сил и гуманитарных миссий, мотивируя это тем, что военные подставляют гражданских специалистов под удар. Именно такой конвой и был в этот раз. Машина следовала седьмой в колонне( в шестой машине находился Stephen Meade Smith). СВУ взорвалось под днищем БА IVEKO ( lMV), в результате чего БА разорвало взрывом на две части . Раму, шасси и мотор отбросило на 18 метров, а кабину на 28 метров. Предполагаемый эквивалент ВВ в отчёте указан как 12-25(?) кг. При этом указывается, что СВУ состояло из неопределённого количества 107 мм реактивных и 152 мм артиллерийских снарядов. Диаметр воронки 3 метра, а глубина 90 см. По моему, эквивалент указан некорректно (не учтен тип и оболоченность компонентов СВУ), или они имели в виду просто вес СВУ. В случае с подрывом двух БА IVEKO ( lMV) итальянцев в Кабуле вес СВУ был значительно больше и момент приложения силы был проще - отбросить и опрокинуть БА вбок на 25 метров. Здесь же БА был подкинут вверх и с боковым отклонением преодолел ещё 18 и 28 метров. То есть работа (А) совершённая во втором случае явно больше .В результате данного инцидента погибло четыре норвежских военнослужащих. Трое «береговых егерей» ( norske kystjegerne ) и офицер разведки ВМФ Норвегии. Машина была оснащена системой подавления дистанционного сигнала на подрыв СВУ.



Фото экипажа этого БА IVEKO ( lMV) незадолго до этого инцидента. Стоит справа офицер разведки ВМФ, специалист по контр. применению СВУ orlogskaptein Trond Andre Bolle, стоит слева løytnant Christian Lian командир экипажа, оператор ЛПУ fenrik Simen Tokle и водитель kvartermester Andreas Eldjarn.

Погибли:
orlogskaptein Trond Andre Bolle офицер разведки ВМФ, специалист по контр. прим. СВУ
løytnant Christian Lian командир экипажа
fenrik Simen Tokle оператор ЛПУ
kvartermester Andreas Eldjarn водитель

orlogskaptein Trond Andre Bolle прибыл на смену офицеру раненому в бою 2 мая 2010 года. Экипаж этого БА IVEKO ( lMV) участвовал в том бою.

Бронеавтомобиль IVEKO ( lMV) разрушен и считается потерянным.

2. 2 мая 2010 года примерно в 16.00 в районе Ghowrmach провинции Багдис колонна норвежского контингента ISAF попала в засаду. В результате плотного обстрела норвежцы вынуждены были отступить. При этом два автомобиля БА IVEKO ( lMV) получили повреждения, один серьёзные. Восемь человек были ранены, двое серьёзно.



Фото: Lars Kroken / Forsvaret

Погибший 27 июня 2010 года экипаж БА IVEKO ( lMV) участвовал в этом бою. løytnant Christian Lian (справа)и fenrik Simen Tokle после боя 2 мая. Ранены: два члена экипажа этого БА.

Автомобиль значительно повреждён и считаеться потерянным.

3. Вечером 7 июня 2011 года в 21.30 по афганскому времени районе долины Ortepah, к северу от Мейманехе БА IVEKO ( lMV) был обстрелян из «противотанковых гранат»( panserverngranat) , в результате чего получил повреждения ходовой части .



Судя по фото, БА IVEKO ( lMV)получил незначительные повреждения и подлежит востановлению в полевых условиях.

4. Фрагмент видеозаписи боестолкновения. Время точно не установлено. Предположительно район Ghowrmach.



Итого норвежский контингент ISAF потерял достоверно четыре человека погибшими из экипажей БА IVEKO ( lMV).

Выводы

Теперь, изучив тему со всей внимательностью и скурпулёзностью, можно обоснованно заявить, что потери экипажей IVECO (LMV) L ince погибшими на текущий момент составляют двадцать пять человек.
Из них двадцать человек погибли от применения СВУ.
Пять человек погибли в ДТП.
Из погибших членов экипажей семеро являлись операторами ЛПУ.
И ни один не погиб от применения любого вида стрелкового вооружения, как лёгкого, так и тяжёлого.

Повторюсь ещё раз. Использовать на подобном ТВД колёсные БА устаревших конструкций и БА неподготовленных по технологиям MRAP вообще неприемлемо. При всё более проявляющейся тенденции к увеличению массы ВВ в СВУ у них нет ни малейшего шанса. Считаю, что на подобном ТВД необходимо использовать более защищённую по технологии MRAP колёсную технику. К таким же выводам пришли и активные эксплуатанты БА в Афганистане, но они пришли к этому экспериментальным, «кровавым» путём. Зачем нам повторять их ошибки?

Итальянские БА Cougar MRAP 5.



Контингенты ISAF, активно эксплуатирующие БА IVECO (LMV) принимают на вооружение ешё более защищённые и тяжёлые образцы и в связи с этим меняют тактические приёмы использования БА IVECO (LMV). Стараясь им отвести второстепенные задачи, особенно при проведении колонн и конвоев, а на основных, СВУ – опасных направления используют вынужденно и не охотно. Да, использование бронеавтомобилей типа IVECO (LMV) допустимо, но каждый выход должен быть досконально проработан и разобран с экипажами. Необходимо применение нестандартных и нешаблонных приёмов применения БА IVECO (LMV). Максимально использовать скорость и маневренность данных БА и не привязывать их жёстко к колонне, использовать боковые второстепенные пути по ходу движения колонн. Бронеавтомобиль не сам приезжает на место подрыва, его туда приводит человек, а современный БА уже даёт ему шанс выжить! Надо думать, надо работать.Важным аспектом сведения потерь экипажей к минимуму является прежде всего дисциплинированность самих экипажей. Появление бронекапсул, взрывоэнергоёмких кресел и ограничение внутреннего защищённого пространства требует обязательного применения ремней безопасности. И этот опыт просто неоценим в свете проектирования новых образцов БТ. И никаких поездок на броне!

Наличие открытой люковой пулемётной установки вообще нивелирует разницу между БА IVECO (LMV) и машинами предыдущего поколения, по крайней мере, для оператора ЛПУ! В результате боевой работы и эксплуатации операторы ЛПУ несли самые большие потери .На итальянских машинах первых серий операторы ЛПУ получали серьёзные травмы от натянутой на их уровне «хулиганами» проволоки и лески, в связи с чем и появились на этих машинах резаки. Уже с 2009 девятого года итальянцы испытывали более защищённую ЛПУ и потом постепенно вводили её в эксплуатацию. Но я считаю всё это только полумерами. Необходимо принимать на вооружение машину только с дистанционной пулемётной установкой! Именно такие стоят на чешских и британских машинах и на RG-31 испанского контингента.


Министр обороны Испании Карме Чакон в RG-31

Да, хорошо защищённые MRAP БА дороги! Но насколько дороги? Дороже, чем как минимум четыре подготовленных профессиональных члена экипажа? Чем компенсации их родным?
Чем всевозможные льготы родственникам после их гибели?
Или дороже, чем горе их жён и детей?
Автор:
Вадим Силантьев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

45 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти