Союзники тогда одержали победу

Союзники тогда одержали победу

Британская подлодка Tactician в 1953 году. Фото Государственной библиотеки штата Виктория, Австралия


Военные действия, развернувшиеся в годы Второй мировой войны на просторах и в глубинах Индийского океана, недостаточно широко освещались в отечественной литературе. В предыдущих публикациях «НВО» уже кратко рассказывало о действиях подводных лодок ряда стран – участниц Второй мировой войны, а в данном случае речь пойдет о действиях подводных лодок США, Англии и Голландии. В процессе подготовки статьи автор использовал различные зарубежные источники, включая издание «Война подводников. Индийский океан – 1939–1945 гг.» М. Уилсона. При этом в статье приводятся географические названия, которые были в ходу в описываемый период времени.

АМЕРИКА НАЧИНАЕТ ПОДВОДНУЮ ВОЙНУ


Во время Первой мировой войны США направили в Ирландию эскадру подводных лодок, которая действовала совместно с британскими Королевскими ВМС, однако к концу войны выяснилось, что базирование лодок в Ирландии было неудачным решением, и американцы не сумели потопить ни одного корабля или судна противника. Словно в отместку за былой неуспех, американские субмарины в кампаниях на Тихом океане в 1942–1945 годы уничтожили более 60% торговых судов и примерно треть из потерянных японцами боевых кораблей.

В момент удара японцев по американской военно-морской базе (ВМБ) Перл-Харбор в боевом составе Азиатского и Тихоокеанского флотов ВМС США числилось 55 больших и 18 средних подводных лодок (ПЛ) из общего количества в 111 ПЛ, имевшихся в ВМС. Кроме того, на разных стадиях строительства было еще 78 ПЛ.

Как отмечает М. Уилсон, «предвоенная подготовка американских подводников основывалась на том, что главной задачей подводных лодок станет атака тяжелых кораблей типа линкор, легкий линкор или авианосец; предполагалось также, что эта задача может быть расширена и список целей могут пополнить крейсеры и даже другие типы военных кораблей. Нападение на торговое судоходство не рассматривалось, поскольку это считалось невозможным по условиям международного права. Подобно англичанам и немцам, американцы приняли условия статьи 22 лондонского военно-морского договора 1930 года, который, вводя «Призовые правила», накладывал ограничения на действия подводных лодок в случае войны». Впрочем, к декабрю 1941 года как английские, так и немецкие ПЛ уже вели войну без ограничений против торговых судов противной стороны, поэтому, с учетом японского нападения на Перл-Харбор и имея прецедент в действиях англичан и немцев, вряд ли вызовет удивление немедленный приказ американским силам: «Вести неограниченную подводную и воздушную войну против Японии».

Командиры американских ПЛ, подготовленные к совместным действиям со своим надводным флотом против тяжелых кораблей противника, были абсолютно не готовы к подобному приказу; последнее наряду с теми фактами, что американские торпеды имели большую глубину хода относительно заданной и имели ненадежные магнитные взрыватели в боевых частях, возможно, объясняет более чем скромные успехи американских ПЛ в первые месяцы войны и их безусловный провал в срыве высадки японских войск на Филиппинах и в голландской Ист-Индии.

После нападения японцев (10.12.41) на американскую ВМБ в Маниле (Филиппины) американским подводным лодкам Азиатского флота было приказано убыть на голландские базы в Ист-Индии. Позже, менее чем через три месяца после захвата японцами Ист-Индии, американским лодкам пришлось уйти еще дальше на юг, в Австралию.

Тогда же вместо объединенного командования ABDA (американцы, англичане, датчане и австралийцы), которым руководил английский генерал, союзники по антияпонской коалиции поделили ответственность. Британским Королевским ВМС достался контроль над Индийским океаном, включая воды вокруг Суматры и западнее Малайи, американцы же взяли на себя Тихий океан, включая моря вокруг Австралии и Новой Зеландии. В результате во время войны только одной американской ПЛ довелось действовать в Индийском океане.

ПРОПАВШАЯ ПОДЛОДКА

Этой лодкой была введенная в боевой состав ВМС США в 1941 году ПЛ Grenadier (SS-210). Лодка считалась верхом совершенства с точки зрения ее конструкции и условий службы и жизни экипажа. Она имела длину более 300 футов (около 91,4 м), несла 10 торпедных аппаратов (6 в носовой части и 4 в кормовой) с общим боекомплектом 24 торпеды, а ее надводное/подводное водоизмещение было 1475/2370 тонн. Максимальная надводная скорость лодки составляла 20 узлов, а дальность плавания – 11 000 миль на скорости 10 узлов. ПЛ Grenadier была потеряна утром 22 апреля 1943 года в том районе, где до нее не было ни одной американской ПЛ, и после ее гибели вплоть до конца войны американские лодки туда больше не направлялись.

Что же случилось с ПЛ Grenadier?

Подлодка вышла из Фримантла 20 марта 1943 года в свой 6-й по счету патруль. Район патрулирования находился к северу от Малаккских проливов, японского судоходства там почти не было, однако район становился жизненно важным в случае английского наступления в Бирме. Лодка потопила небольшое судно вблизи острова Пхукет, но в последующие две недели не обнаружила ни одной цели. Командир лодки запросил разрешения сменить район патрулирования на более выгодный с точки зрения наличия целей для атаки. В ночь на 20 апреля, когда лодка принимала указания на переход в район близ проливов Сунда, были замечены два японских судна, и лодка направилась в точку, где должна была произвести погружение и ждать свою добычу, но в этот момент она была обнаружена японским самолетом. Лодка начала срочное погружение, но на глубине 120 футов (около 36,6 м) ее потряс взрыв; кормовую часть лодку подняло градусов на 10–15, пропало электропитание, и она упала на дно примерно на глубине 270 футов (около 82,3 м), где появилась сильная протечка обшивки и люков, а на органах управления главных электродвигателей возник пожар. Эти и другие многочисленные повреждения экипаж устранял весь последующий день, а к вечеру ПЛ всплыла, чтобы продолжить ремонт.

Выяснилось, что оба вала погнуты, но потом удалось подать питание на один из валов, и он стал вращаться на малых оборотах, хотя для этого пришлось запитать его не обычными 450 ампер, а 2750 ампер. Кроме того, отказала радиосвязь и провалилась попытка подогнать лодку ближе к берегу, чтобы произвести высадку экипажа. Командир лодки принял решение покинуть ПЛ, уничтожив предварительно все секретное оборудование и коды, однако тут лодка попала под атаку другого японского самолета; сброшенная с него бомба принесла новые повреждения. Одновременно к лодке приближались и японские корабли, которые были от нее на дистанции всего 1800 ярдов (около 1646 м). Открыв все клапаны и отправляя лодку на дно, экипаж покинул ее и воспользовался спасательными средствами, но был полностью (8 офицеров и 68 матросов) взят в плен.

М. Уилсон считает, что причиной посылки ПЛ Grenadier в новый для нее район, находившийся к тому же в зоне ответственности британских ВМС, стало желание американцев помочь англичанам, готовившим в 1943 году вторжение в Бирму. По его словам, «ПЛ Grenadier была послана в тот район, где было мало целей, по политическим соображениям. Лодку застали врасплох… ее атаковал и повредил японский самолет… впоследствии ПЛ пришлось бросить… Все названное является классическим примером политической выгоды, превалировавшей над военной осторожностью».

В ДЕЛО ВСТУПАЮТ БРИТАНЦЫ

В начале марта 1942 года в Коломбо снова появились английские подводные лодки – Trusty и Truant, которые прибыли из Европы. В ожидании на Пасху нападения или даже высадки японцев на Цейлоне, лодки должны были патрулировать Малаккские проливы, однако находившаяся в патруле Truant не смогла перехватить японскую авианосную ударную группу, которая подошла с запада от Суматры.

Три недели в море – это был максимум при непереносимых жаре и влажности, и при таком раскладе на собственно патрулирование в заданном районе оставалась всего неделя. Две английские ПЛ и их голландские коллеги могли в таких условиях выполнять только единичные патрули, и прибытие в августе 1942 года английской ПЛ Trident нисколько не улучшило ситуации. Эта лодка сделала всего один патруль, во время которого выпустила с большой дистанции 8 торпед по японскому крейсеру, но безрезультатно, а потом ей пришлось уйти на базу из-за проблем с двигателем. Неполадка оказалась настолько серьезной, что на ремонт лодка направилась в Англию. Такая ситуация сохранялась оставшуюся часть 1942 года и большую часть 1943-го, когда скромные усилия ПЛ союзников в войне с Японией почти полностью легли на плечи голландцев. Затем, с капитуляцией Италии, у англичан от службы в Средиземном море освободилось несколько лодок, и семь из них в начале октября 1943 года пришли на Цейлон.

Первыми из этих лодок ушли в патрулирование ПЛ Templar и Tactician, но их патрули оказались безрезультатными. После них 26 октября 1943 года на патрулирование в район Пенанга ушла ПЛ Tallyho. В первый же вечер похода вахтенный офицер лодки увидел то, что он посчитал за след приближающейся торпеды, и лодка произвела срочное погружение. До прихода лодки в район патрулирования случились еще две ложные тревоги. Рано утром 2 ноября на подходе к Пенангу лодку встретило море огней – как оказалось, это были небольшие рыбацкие суденышки. Чтобы не раскрывать факт прибытия лодки в этот район, «Tallyho» повернула в сторону Суматры. В вечерних сумерках, когда лодка подкрадывалась к небольшому грузовому судну, англичане неожиданно заметили немецкую лодку, выходившую из бухты Пенанга. Через семь минут после обнаружения немцев «Tallyho» дала по противнику залп из пяти торпед с дальности всего в одну милю, однако, на удивление, не было ни одного попадания. Хуже того, одна из английских торпед пошла вразнос и направилась назад, на «Tallyho». Затаив дыхание, весь экипаж слушал, как торпеда проходила близко по левому борту лодки. 8 ноября англичане атаковали двумя торпедами торговое судно – опять промах, и опять одна из торпед развернулась и пошла на «TallyHo». Двумя днями позже англичане, дав залп из пяти торпед, потопили судно, перевозившее бензин, и снова одна из торпед развернулась и пошла в сторону «Tallyho». 12 ноября англичане дважды – утром и вечером – замечали немецкие подлодки, однако в первом случае англичан отогнал сопровождавший немецкую лодку японский эсминец, а во втором случае лодка противника сама изменила курс и удалилась из района.

Утром 14 ноября 1943 года английская ПЛ Taurus потопила близ Пенанга японскую ПЛ «I-34», которая направлялась в Европу с грузом каучука, олова, вольфрама и хинина. Уже упомянутая Tallyho 9 января 1944 года в патруле близ Пенанга обнаружила японский крейсер Kuma водоизмещением 5500 тонн, но тот зигзагами ушел от торпедной атаки англичан. Еще через два дня лодка снова обнаружила тот же корабль и выпустила в него семь торпед – две торпеды попали в японский крейсер, и он затонул. Завершая патрулирование, лодка 14 января 1944 года близ Никобарских островов пустила на дно японское торговое судно Ryuko Maru. В свой четвертый патруль Tallyho вышла 4 февраля 1944 года и ранним утром 15 февраля отправила на дно немецкую ПЛ UIT-23 (бывшая итальянская Reginaldo Giuliani), которая через Пенанг шла из Сингапура в Европу с грузом олова.

В начале 1944 года у англичан был еще один успех, когда ПЛ Templar в Малаккском проливе выпустила по японскому крейсеру Kitagami 8 торпед, в цель попали две торпеды, и крейсер был поврежден. Это была последняя атака английских лодок на тяжелые корабли противника в конце войны.

РЕДКАЯ УДАЧА

С января 1944 года и до конца войны немецкие или японские ПЛ были замечены 21 раз, но в подавляющем большинстве случаев ПЛ голландцев или англичан были либо неспособны выйти на позицию для проведения атаки, либо промахнулись. Так, 28 декабря 1944 года английская ПЛ Thule в погруженном состоянии в районе Пенанга атаковала японскую ПЛ типа RO. Англичане дали залп из трех кормовых торпедных аппаратов. Услышав звук взрыва, англичане подняли перископ и на месте нахождения цели увидели большой столб воды и круто поднимающуюся корму японской подлодки. Англичане решили, что цель затонула. Позднее выяснилось, что на английских торпедах раньше времени сработали магнитные взрыватели, а увиденная англичанами картина в действительности являлась выполнением японской лодкой самого быстрого из своих погружений.

Более удачливой была ПЛ Telemachus, которая в июле 1944 года выполняла патрулирование у банки Одного фатома и, дав веерный залп шестью торпедами с дальности 2000 ярдов (около 1830 м), потопила японскую ПЛ «I-166», шедшую в Сингапур на ремонт. Аналогичный успех сопутствовал и английской ПЛ Trenchant, которая в сентябре того же года атаковала заходившую в Пенанг немецкую ПЛ U-859 и отправила ее на дно. К сожалению, у побед подводников порой бывала и обратная, горькая сторона. Так, в сентябре 1944 года у западного побережья Суматры английская ПЛ Tradewind потопила большое японское судно Junyo Maru и две баржи, перевозившие цемент. Позднее стало известно, что на борту Junyo Maru было около 6000 военнопленных – американцев, голландцев и англичан.

К лету 1944 года стало очевидно, что для перевозки необходимых материальных средств из Малайи в Бирму японцы широко используют джонки разного размера, многие из которых были настолько малы, что не заслуживали даже торпеды. ПЛ получили разрешение на атаку этих суденышек и расстреливали их из своих артиллерийских орудий. Деревянная конструкция джонок делала их трудной целью для потопления артогнем, снаряды пробивали дерево, не взрываясь, поэтому англичане стали высаживаться на джонки, устанавливать на них заряд взрывчатки и потом подрывать.

Война у побережья Малайи в апреле 1945 года показала, что общепринятый взгляд на подводную лодку как вид оружия, способный незаметно приблизиться к своей жертве и нанести смертельный удар, не является догматом, и опыт английской ПЛ Statestman служит здесь наглядным примером. В одном патруле эта лодка потопила целый конвой из семи десантных судов (шесть – артиллерийским огнем и одно – подрывным зарядом), а потом еще шхуну, восемь джонок и три новых десантных судна. На все цели было израсходовано 393 снаряда и большое количество патронов к пулеметам, однако ни одной торпеды не было потрачено.

ВЫГНАТЬ ПРОТИВНИКА В ОТКРЫТОЕ МОРЕ

С марта 1944 года английские лодки активно занимались постановкой мин в Малаккских проливах и к северу от них, у побережья Таиланда и южной Бирмы, с целью заставить японское судоходство удалиться от берега в более глубокие воды, где англичанам было бы легче атаковать. К концу войны в этом районе было выставлено 24 минных поля (преимущественно по 8–12 мин в поле), еще два поля были поставлены на подходе к Порт-Блэр (Андаманские острова) – всего 502 мины. На поставленных минах погибло два небольших военных корабля и пять торговых судов.

К концу 1944 года, когда английская и американская авиация начала дальние рейды на японские цели в Таиланде и Сингапуре, что неизбежно приводило к потере самолетов и их экипажей, перед ПЛ была поставлена задача находиться в определенных точках на маршрутах полетов и подбирать из воды сбитых членов экипажей самолетов. Так, в конце февраля 1945 года английская ПЛ Seadog подобрала в воде четверых американских летчиков, через несколько часов рядом с лодкой приводнилась амфибия «Каталина», и летчики снова были в пути, возвращаясь на свои базы в Индии.

Английские лодки постоянно патрулировали у побережья Малайи, атакуя торговое судоходство противника и выполняя задачи по высадке на занятое противником побережье разведывательно-диверсионных групп и их последующей эвакуации. В 1944 и 1945 годах из 182 патрулирований, выполненных англичанами, в 48 случаях лодки действовали в интересах сил специальных операций, причем в 15 случаях лодкам запрещалось предпринимать любые наступательные действия по уничтожению надводного или подводного противника.

В октябре 1944 года ПЛ Trenchant применила в районе острова Пхукет две так называемые «повозки» – устройства длиной примерно 25 футов (около 7,62 м), по форме похожие на торпеду. «Повозка» транспортировала двух членов экипажа, которые сидели на ней верхом, как на лошади, и несла около 700 фунтов (317,5 кг) взрывчатки. «Повозка» имела дальность плавания около 20 миль при скорости 4 узла и вместе с экипажем доставлялась к цели обычной ПЛ («повозка» крепилась снаружи и позади рубки лодки на специальной раме). Момент отрыва «повозки» от самой лодки был наиболее опасным, поскольку лодке приходилось всплывать, чтобы дать возможность экипажу «повозки» отсоединить ее от лодки-носителя и занять свои места на «повозке». «Повозки» успешно потопили одно судно противника водоизмещением 5000 тонн и серьезно повредили второе, после чего вернулись к ПЛ, их экипажи перешли на лодку, а сами «повозки» затопили.

Английские ПЛ продолжали ходить в патрули к побережью Малайи и Суматры до конца войны. Даже при средней продолжительности патруля 20—25 суток для экипажей каждое плавание являлось серьезным испытанием на выносливость в условиях высокой температуры и влажности и при жестком ограничении нормы пресной воды – примерно 4,5 л на человека в сутки на все нужды. Несмотря на все трудности, моральный дух и здоровье подводников оставались хорошими.
Автор: Юрий Юрьев
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2017-03-24/12_941_victoria.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 26 марта 2017 15:49
    Английские ПЛ продолжали ходить в патрули к побережью Малайи и Суматры до конца войны. Даже при средней продолжительности патруля 20—25 суток для экипажей каждое плавание являлось серьезным испытанием на выносливость в условиях высокой температуры и влажности и при жестком ограничении нормы пресной воды – примерно 4,5 л на человека в сутки на все нужды. Несмотря на все трудности, моральный дух и здоровье подводников оставались хорошими

    Хорошо пишет в своих мемуарах об английских подводниках, Эдвард Янг.Мемуары британского офицера-подводника, Эдварда Янга, о его службе в Королевских ВМФ. За годы войны он прошел путь от добровольца-резервиста в чине лейтенанта до командира подводной лодки.
    Воевать ему пришлось от Северного Ледовитого Океана до Индийского. Заканчивал он ВМВ в Австралии? где базировался со своей подводной лодкой Storm. Интересны его высказывания, как в годы ВМВ Англия теряла своё владычество на морях и океанах. https://profilib.com/kniga/67279/edvard-yang-krad
    uschiesya-na-glubine.php
    Автору спасибо за рассказ о малоизвестной, для нас, странице ВМВ.
  2. parusnik 26 марта 2017 16:27
    Весьма интересно, спасибо автору..
  3. Монархист 26 марта 2017 19:36
    Камрад Амурец верно подметил,что для нас это малоизвестные страницы ВМВ.
    Камрады, в своё время на экран вышел Д/С,"Великая Отечественная"-"Неизвестная война"для западных зрителей война была неизвестной. Примерно в положении западного обывателя и я:не знал,что голландские подводники в 1942. Вообще-то о том,что голландцы или норвежцы продолжали воевать и после оккупации я ничего не читал
  4. Tochilka 26 марта 2017 23:19
    Есть еще книга командующего подводным флотом на Тихом океане Локвуда А. Чарльза - Морские дьяволы. В ней описаны действия подводных лодок ВМФ США против Японии. Описывается подготовка к прорыву и прорыв через минированный Корейский пролив в Японское море девяти американских подводных лодок, а также их боевые действия на японских морских сообщениях летом 1945 года.
  5. hohol95 27 марта 2017 13:12
    8-12 МИН это случайно не минная БАНКА?
  6. сайгон 23 октября 2017 17:24
    Вот дела 20-25 суток Англичанцы в патрулировании и Лют, а у этого командира в том же Индийском океане ох срок по боле будет !
Картина дня