Military Review

Medvedev allowed to declassify the shooting at Katyn

7
For the first time officially published documents revealing the perpetrators of the death of Polish officers



Documents relating to the Katyn tragedy are now available to everyone - the Russian Federal Archival Agency (Rosarchiv) has posted their electronic versions on its official website. According to ITAR-TASS, the papers were placed on the Internet by decision of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev.

The head of the agency, Andrei Artizov, explained to Interfax that in this way Russia demonstrates absolute openness to Poland on this issue: “We, the Russian side, demonstrate absolute openness in the story about what happened in Katyn, what happened in other places with Polish prisoners of war, made public all the main documents about this event. "

“Once again, I want to say that electronic images were not placed anywhere on the official websites of our governmental bodies, and the placement on our official website is the first,” said Artizov. In addition, he noted that since these were documents of special importance, only a few had top access to them.

“These are the famous documents from the package number 1, the package that was stored for decades in the closed archive of the Politburo of the Central Committee of the CPSU for special importance, and only the Secretary General and Head of the Office of the Central Committee or the head of the general department in the presence of the Secretary General had the right to open this package. No one else had access to this package, ”the head of Rosarkhiv said.

The document number one is a memorandum by Beria addressed to Stalin. It shows the figures that the prison camps contain everything, not counting the soldiers and non-commissioned officers (then sent home), 14 thousand 736 former officers, officials, landowners, police, gendarmes, jailers, osadzhany, intelligence, by nationality over 97% - Poles. The report ends with a sentence: “Based on the fact that all of them are inveterate, incorrigible enemies of the Soviet power, the NKVD of the USSR considers it necessary: ​​Consider cases in prison camps for prisoners of war with a special procedure, using capital punishment - execution. Consideration of the cases to be carried out without summoning the arrested and without showing the charges ... ”

Andrei Artizov noted that “this note contains genuine resolutions of Stalin and a number of other members of the Politburo, that is, Voroshilov, Molotov, Mikoyan. “In the same place, in this package, there is the text of the Politburo resolution of 5 March 1940 of the year, where agreement is expressed with Beria’s proposals on the execution of Polish officers,” said Artizov.

Recall that in the execution of more than 14 thousands of Polish officers in Katyn, Soviet propaganda accused the Germans. They conducted an “independent investigation” at 1943, inviting specialists from several countries. The Soviet authorities called the findings of this commission "Goebbels propaganda."

This is what is stated in this in one of the officially published documents. KGB Chairman Alexander Shelepin writes to Nikita Khrushchev:

“On the contrary, any unforeseen contingency can lead to un-decryption of the operation, with all the undesirable consequences for our state. Moreover, there is an official version regarding those shot in the Katyn forest, confirmed by an investigation by the Soviet authorities in 1944 that was called the "Special Commission for Establishing and Investigating the Execution of Polish POWs in the Katyn Forest by Polish Fascists".

According to the conclusions of this commission, all the Poles liquidated there are considered to be destroyed by the German occupiers. The materials of the investigation at that time were widely covered in the Soviet and foreign press. The findings of the commission are firmly entrenched in international public opinion.

Based on the foregoing, it seems expedient to destroy all accounting files on persons shot in 1940 for the above operation. ”

Approximately such an “unforeseen accident” happened - in 1992, Russian President Boris Yeltsin handed over to the Polish side copies of these documents. For a long time there were controversies around the papers - whether to consider them genuine. Several historians, political and public figures, such as Yuri Mukhin, Alexander Shirokorad, Vladislav Shved, Viktor Ilyukhin considered them fake. Unfortunately, it was not possible to quickly contact the listed people of the SP.

Alexander Prokhanov, the editor-in-chief of the newspaper Zavtra, who had previously declared his adherence to the “Soviet” version, explained his position in an interview with “SP” as follows:

“I really believe in our propaganda - and I believe in Stalin, and Khrushchev, and Brezhnev, and Gorbachev, and Putin, and Medvedev. Now they are telling me that it was the Soviet who were shot, and earlier they said that the Germans were shot. And what am I - I'm a fool. I'm just an ordinary citizen of Russia, opening my mouth, listening to all kinds of noodles, and I am glad that the more of them, the more happy I am.

- So you consider this publication a part of propaganda?

- I think this is true, but that was also true. This is the power of our propaganda. It is necessary as much as possible ... to hang up on Russian history and to the Soviet Union, then we will win in this world. Then we and Siberia will lose, it will not be a pity. This is absolutely correct, we not only shot the Poles, we also burned all the Jews in furnaces, burned the damned Soviet authorities and burned the Jews, and, by the way, destroyed the Indians in the USA. Now we will publish the archives, they are preparing, they will say that Stalin destroyed the American Indians. Here is my point of view. ”

In the Memorial Society, which for years sought to publish materials on the Katyn case, they consider that Russia has taken an important step towards the final settlement of this conflict. However, as noted by Jan Raczynski, a member of the board of the Memorial Society, far from the whole truth is revealed.

- What are these documents, can you learn something new from them?

- The published documents from the so-called “Package No. 1” have been known to specialists for a long time; in 1992, copies of these papers were handed over to the Polish side, and since then they have been well studied. We published them in our publications.

What happened today is an important symbolic step, this is the first official publication, on the official website, by originals, and now anyone can read. These documents have already been declassified earlier, but now there is an indication that they are reproduced in the original, and there are those responsible for the accuracy of the publication.

This is another step, showing that no one questions the guilt of the Soviet leadership in this crime, and I would like to hope that it is not the last. To remove all the questions remains to do quite a bit.

- What exactly?

- The main remaining issue is related to the investigation of the Katyn case, which was initiated in 1990 year and was conducted by the Chief Military Prosecutor’s Office. In 2004, the investigation was discontinued, with the cessation order itself and most of the criminal case file being classified as secret. From our point of view, this secrecy is illegal, and we are fighting for the abolition of this decision.

- At what stage is the process?

- The last decision of the Supreme Court on this issue was taken a few days ago. He ruled that the Moscow City Court should consider our substantive declassification statement. Prior to that, the Moscow City Court refused to consider it, stating that Memorial has no right to make such a statement.

- What else can reveal?

- The problem is that we do not know the names of those whom the investigation found guilty of this crime. According to indirect data, the names of Stalin and his minions are not there. It is also unknown what exactly the investigators managed to establish. If, in relation to the officers who had been shot, secondary documents could be used to establish who was shot and where, but for the prisoners - and there were about 7000 people, they were shot later - where they died and were buried, for the most part, is unknown. There remain unresolved issues, and there is no reason to hide Russia’s - these are crimes of the Soviet leadership, not Russia and not the people.

Of course, the question of the rehabilitation of the executed remains unresolved. This can be done by a decision of the president, or in the usual way by the prosecutor’s office, which has so far refused to do so.

- As far as I got acquainted, all the cases were destroyed. Any chance they will be discovered now?

- In all likelihood, they are really destroyed, although, again, the investigation should have verified these facts as well. In addition, there are different sets of documents that reveal certain details. For example, published not so long ago in Novaya Gazeta, as near Kharkov, one of the graves of Polish prisoners of war was attempted to destroy in the 60s, after local residents discovered it. All sorts of details surfaced later.

- What were the motives to classify the investigation?

- I think that this is more stupid than evil intent, I suspect that there were no serious motives. Here, probably, the general mania of secrecy that exists since the Soviet times, when we have closed everything in a row without any sense, has played. On the other hand, it may be following purely formal grounds - from some archives materials were transferred without a formal procedure for declassifying, and on the basis of this it was decided to close everything.

- Can today's declassification affect?

- It is unlikely to help. It rather means that the movement towards opening has begun.


From the dossier:

In Katyn, Vasily Blokhin, the most famous Stalinist executioner, supervised the executions. He fit into the Guinness Book of Records as a executioner-record holder - for the entire period of his activity from 1926 to 1953 year (before retirement), he personally shot about 20 thousands of people. Two other executioner-prize-winners Maggo and Nadaraya fell behind Blokhin by a wide margin - approximately 10 thousands of people shot for each.

In Katyn, Blokhin personally shot Poles around 700.

In 1991, during interrogation at the USSR General Military Prosecutor’s Office, such a dialogue took place between one of the members of this firing squad and the investigator.

Yablokov (investigator):

-If I understand correctly, Polish prisoners of war were shot from the "Walters". Yes?


Tokarev:

-From "Walters." I know this well, because they brought a whole suitcase. This was led by Blokhin himself. He gave the pistols, and when the work ended the pistols were selected. Blokhin himself took it.


They buried Vasily Ivanovich Blokhin, with the rank of Major General, in 1954, at the Novodevichy Cemetery. In the same place, on places of honor, are buried also other Stalin executioners (including the prize-winner Maggo).

Click on photo to enlarge















Author:
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vitmir
    Vitmir 24 January 2011 15: 11
    +5
    Another Yakovlevsky-Falin nonsense and fake ...
  2. kuga
    kuga 14 October 2012 18: 21
    0
    All this is clumsy fakes!
  3. Mishaniya
    Mishaniya 8 June 2013 22: 52
    0
    They cover, redraw as they want.
  4. Alex
    Alex 9 June 2014 20: 17
    +1
    The first thing that immediately knocked out is the package number. whether he was 17 or 374, he would have believed without hesitation tongue lol . Less without talking.
  5. Bazilevs81
    Bazilevs81 26 September 2014 09: 29
    -1
    It is necessary to attract specialists of the same Mukhin.
  6. Papin
    Papin 28 August 2015 00: 02
    0
    The bear dashingly karma itself.
  7. noniusmsk
    noniusmsk 7 October 2015 12: 01
    0
    wow, but I always thought why so, huh?
  8. burigaz2010
    burigaz2010 26 December 2017 11: 43
    0
    Well, the fact that Katyn is a provocation against the USSR seems to be no longer necessary to prove! And EBN the earth to him was glassy just caved in front of its owners!

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Впервые официально опубликованы документы, раскрывающие виновных в гибели польских офицеров

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни


Документы, касающиеся Катыньской трагедии, теперь доступны каждому – Российское Федеральное архивное агентство (Росархив) разместил их электронные версии на своем официальном сайте. Как передает ИТАР-ТАСС, бумаги были размещены в интернете по решению президента РФ Дмитрия Медведева.


Глава агентства Андрей Артизов пояснил «Интерфаксу», что таким образом Россия демонстрирует Польше абсолютную открытость по этому вопросу: «Мы, российская сторона, демонстрируем абсолютную открытость в рассказе о том, что произошло в Катыни, что произошло в других местах с польскими военнопленными, обнародованы все основные документы об этом событии».

«Я еще раз хочу сказать, что электронные образы нигде на официальных сайтах правительственных наших органов не размещались, и размещение на нашем официальном сайте – первое», – заявил Артизов. Кроме того, он отметил, что поскольку это были документы особой важности, сверхсекретные, доступ к ним имели единицы.

«Это знаменитые документы из пакета номер 1, пакета, который десятилетия хранился в закрытом архиве Политбюро ЦК КПСС на правах особой важности, и вскрывать этот пакет имели право только генеральный секретарь и руководитель канцелярии аппарата ЦК или заведующий общим отделом в присутствии генерального секретаря. Никто другой доступа к этому пакету не имел», - заявил глава Росархива.

Документ под номером один – это докладная записка Берии на имя Сталина. В нем приводятся цифры, что в лагерях для военнопленных содержатся всего, не считая солдат и унтер-офицерского состава (затем отпущенных по домам), 14 тысяч 736 бывших офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, жандармов, тюремщиков, осадников, разведчиков, по национальности свыше 97% - поляки. Доклад заканчивается предложением: «Исходя из того, что все они являются закоренелыми, неисправимыми врагами советской власти, НКВД СССР считает необходимым: Дела о находящихся в лагерях для военнопленных … рассмотреть в особом порядке, с применением высшей меры наказания – расстрела. Рассмотрение дел провести без вызова арестованных и без пред’явления обвинения…»

Андрей Артизов отметил, что «на этой записке имеются подлинные резолюции Сталина и ряда других членов Политбюро, то есть Ворошилова, Молотова, Микояна. «Там же, в этом пакете, находится текст постановления Политбюро от 5 марта 1940 года, где выражается согласие с предложениями Берии о расстреле польских офицеров», – сообщил Артизов.

Напомним, что в расстреле более чем 14 тысяч польских офицеров в Катыни советская пропаганда обвиняла немцев. Те провели в 1943 «независимое расследование» с приглашением специалистов из нескольких стран. Советские власти назвали выводы этой комиссии «Геббельсовской пропагандой».

Вот что по этому поводу говорится в одном из официально опубликованных документах. Председатель КГБ Александр Шелепин пишет Никите Хрущеву:

«Наоборот, какая-либо непредвиденная случайность может привести к расконспирации проведенной операции, со всеми нежелательными для нашего государства последствиями. Тем более, что в отношении расстрелянных в Катыньском лесу существует официальная версия, подтвержденная произведенным по инициативе Советских органов власти в 1944 году расследованием комиссии, именовавшейся "Специальная комиссия по установлению и расследованию расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катыньском лесу военнопленных польских офицеров".

Согласно выводам этой комиссии все ликвидированные там поляки считаются уничтоженными немецкими оккупантами. Материалы расследования в тот период широко освещались в Советской и зарубежной печати. Выводы комиссии прочно укрепились в международном общественном мнении.

Исходя из изложенного представляется целесообразным уничтожить все учетные дела на лиц, расстрелянных в 1940 году по названной выше операции».

Примерно такая «непредвиденная случайность» и произошла – в 1992 году президент России Борис Ельцин передал польской стороне копии этих документов. Долгое время вокруг бумаг шли споры – считать ли их подлинными. Несколько историков, политических и общественных деятелей, таких, как Юрий Мухин, Александр Широкорад, Владислав Швед, Виктор Илюхин считали их подделкой. К сожалению, оперативно связаться с перечисленными людьми редакции «СП» не удалось.

Главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, ранее заявлявший свою приверженность «советской» версии, в интервью «СП» пояснил свою позицию следующим образом:

«Я очень верю нашей пропаганде - и сталинской верю, и хрущевской верю, и брежневской, и горбачевской, и путинской, и медведевской. Вот сейчас мне говорят, что это советские расстреляли, а раньше они говорили, что немецкие расстреляли. А я что – я же дурачок. Я просто обычный гражданин России, раскрыв рот, слушаю всякую лапшу, и радуюсь, чем ее больше, тем больше я счастлив.

– То есть вы считаете эту публикацию частью пропаганды?

– Я считаю, что это верно, но и то тоже было верно. Это мощь нашей пропаганды. Надо как можно больше г... вешать на русскую историю и на Советский Союз, тогда мы и победим в этом мире. Тогда мы и Сибирь потеряем, не жалко будет. Это совершенно правильно, мы же не только поляков расстреляли, мы и евреев всех пожгли в печах, проклятая советская власть и евреев пожгла, она же, кстати, и индейцев истребила в США. Сейчас мы опубликуем архивы, они готовятся, будут говорить, что Сталин истребил американских индейцев. Вот моя точка зрения».

В обществе «Мемориал», которое годами добивалось публикации материалов по Катыньскому делу, считают, что Россия сделала важный шаг по окончательному урегулированию этого конфликта. Однако, как отмечает Ян Рачинский, член правления общества «Мемориал», пока раскрыта далеко не вся правда.

– Что это за документы, можно из них узнать что-то новое?

– Опубликованные документы из так называемого «пакета №1» специалистам известны давно, в 1992 году копии этих бумаг были переданы польской стороне, и с тех пор они хорошо изучены. Мы их публиковали в своих изданиях.

То, что случилось сегодня – это важный символический шаг, это первая официальная публикация, на официальном сайте, по подлинникам, и любой желающий теперь может ознакомиться. Эти документы уже были рассекречены ранее, но теперь есть указание, что они воспроизведены по подлиннику, и есть ответственные за точность публикации.

Это очередной шаг, показывающий, что никто не ставит под сомнение вину советского руководства в этом преступлении, и хочется надеяться, что он не последний. Для снятия всех вопросов остается сделать совсем немного.

– А что именно?

– Главный остающийся вопрос связан с расследованием Катыньского дела, которое было возбуждено в 1990 году и велось Главной военной прокуратурой. В 2004 году расследование было прекращено, при этом было засекречено как само постановление о прекращении, так и большая часть материалов уголовного дела. С нашей точки зрения это засекречивание незаконно, и мы боремся за отмену этого решения.

– На какой стадии процесс?

– Последнее решение Верховного суда по этому вопросу было принято несколько дней назад. Он постановил, что Мосгорсуд должен рассмотреть наше заявление о рассекречивании по существу. До этого Мосгорсуд отказывался его рассматривать, заявив, что «Мемориал» не имеет права обращаться с подобным заявлением.

– Что еще может раскрыться?

– Проблема в том, что мы не знаем имен тех, кого следствие признало виновным в этом преступлении. Судя по косвенным данным, имен Сталина и его приспешников там нет. Неизвестно также, что именно удалось установить следствию. Если в отношении расстрелянных офицеров по вторичным документам можно было установить, кто и где был расстрелян, то в отношении заключенных – а их было около 7000 человек, они были расстреляны позже – где они погибли и похоронены, по большей части неизвестно. Остаются нерешенные вопросы, и поводов скрывать у России нет – это преступления советского руководства, а не России и не народа.

Конечно, остается нерешенным вопрос о реабилитации расстрелянных. Это может быть сделано решением президента, или в обычном порядке прокуратурой, которая до сих пор отказывалась это сделать.

– Насколько я ознакомился, все дела были уничтожены. Есть шанс, что они сейчас будут обнаружены?

– По всей вероятности, они действительно уничтожены, хотя, опять-таки, следствие должно было проверить и эти факты. Кроме того, существуют разные комплексы документов, раскрывающие те или иные подробности. Например, опубликованные не так давно в «Новой газете», как под Харьковом одно из захоронений польских военнопленных пытались уничтожить в 60-е годы, после того, как местные жители его обнаружили. Разного рода подробности всплывали и позже.

– Какие были мотивы засекретить расследование?

– Думаю, что это скорее глупость, чем злой умысел, подозреваю, что серьезных мотивов и не было. Тут, вероятно, сыграла всеобщая мания секретности, существующая с советских времен, когда у нас закрывали все подряд без всякого смысла. С другой стороны, это может быть следование чисто формальным признакам – из каких-то архивов материалы были переданы без формальной процедуры рассекречивания, и на основании этого было принято закрыть все.

– Сегодняшнее рассекречивание может повлиять?

– Помочь – вряд ли. Это скорее означает, что началось движение в сторону открытия.


Из досье:

В Катыни руководил расстрелами самый знаменитый сталинский палач - Василий Блохин. Его впору заносить в книгу рекордов Гиннеса как палача-рекордсмена - за все время своей деятельности с 1926-го по 1953 год (до выхода на пенсию) он лично расстрелял около 20 тысяч человек. Два других палача-призера Магго и Надарая отстали от Блохина с большим отрывом - примерно по 10 тысяч расстрелянных на каждого.

В Катыни Блохин лично расстрелял около 700 поляков.

В 1991 году на допросе в Генеральной Военной прокуратуре СССР произошел такой диалог между одним из членов этой расстрельной команды и следователем.

Яблоков (следователь):

-Если я правильно понял, польских военнопленных расстреливали из «Вальтеров». Да?


Токарев:

-Из «Вальтеров. Это я хорошо знаю, так как привезли их целый чемодан. Этим руководил сам Блохин. Давал пистолеты, а когда заканчивалась работа пистолеты отбирались. Забирал сам Блохин.


Похоронили Василия Ивановича Блохина, в чине генерал-майора, в 1954 году на Новодевичьем кладбище. Там же, на почётных местах, похоронены и другие сталинские палачи (в т.ч. призер Магго).

Для увеличения нажмите на фото

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни

Медведев разрешил рассекретить расстрел в Катыни
Автор: Дмитрий Трещанин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. VitMir 24 января 2011 15:11
    Очередная Яковлевско-Фалинская брехня и подделка...
    VitMir
  2. kuga 14 октября 2012 18:21
    Все это топорные подделки!
  3. Mishaniya 8 июня 2013 22:52
    Кроят, перекраивают как хотят.
    Mishaniya
  4. Алекс 9 июня 2014 20:17
    Первое, что сразу выбило - это номер пакета. будь он 17-й или 374-й - поверил бы, не раздумывая tongue lol . Минус без разговоров.
  5. Bazilevs81 26 сентября 2014 09:29
    Необходимо привлечь специалистов, того же Мухина.
  6. Papin 28 августа 2015 00:02
    Медведь карму себе лихо отминусовал.
  7. noniusmsk 7 октября 2015 12:01
    вот это да, а я всегда думал почему так то, а?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня