«Торнадо-У»: армейский автомобиль повышенной грузоподъёмности

В рамках форума «Армия-2015» широкой общественности впервые был показан новый армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости и грузоподъемности «Торнадо-У». Автомобиль с модулем бортовой платформы предназначен для транспортировки вооружения, военной и специальной техники, перевозки различных грузов, буксировки транспортных и специальных прицепов. Полная масса грузового автомобиля — до 30 тонн, грузоподъемность — до 16 тонн, масса буксируемого прицепа — 12 тонн. Предполагается, что машина может быть представлена как в бронированном, так и в небронированном варианте. В частности, кабина «Торнадо-У» может получить разную степень защиты (в зависимости от установки тех или иных комплектов защиты).

Запустив в серийное производство грузовой автомобиль «Урал-М», который представляет собой существенно модернизированный знаменитый «Урал-4320», в Миассе начали готовиться к запуску в производство новых грузовых автомобилей для Минобороны России. На базе того же «Урал-М» было создано семейство автомобилей «Мотовоз-М», включающее базовое трехосное шасси полной массой 22,5 тонны, оснащенное двигателем семейства ЯМЗ-536, а также грузовыми автомобилями с колесной формулой 4х4 и 8х8. От схожих по мощности и массогабаритным характеристикам грузовых автомобилей «Урал-М» армейские внедорожные грузовики семейства «Мотовоз-М» отличались в первую очередь оригинальным капотом и утилитарной каркасно-панельной кабиной, которая допускает возможность скрытого бронирования.

В то же время «Торнадо-У» в чистом виде грузовой автомобиль с кузовом внушительных размеров и с более традиционной для всех грузовых «Уралов» ходовой частью: на нем используются зависимая рессорная подвеска, неразрезные мосты и, во всяком случае, у опытного экземпляра, механическая коробка переключения передач. При этом, как отмечают специалисты, такая конструкция отличается простотой, а значит и дешевле в производстве и эксплуатации. В то же время они отметили, что очередное поколение уральских грузовых внедорожников осталось без независимой подвески. Благо завод наконец-то ушел от пневмогидравлической тормозной системы, остановив свой выбор на чистой пневматике.



При этом стоит отметить, что сегодня в России многие разработки обладают похожими названиями. Только «Тайфунов» в настоящее время существует три: бронемашины повышенной защищенности класса MRAP (с защитой от мин и самодельных взрывных устройств) — КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (литеры «У» и «К» в названии обозначают соответственно «Урал» и «КамАЗ»), а также полноценный бронетранспортер КамАЗ-63969 Тайфун.

С «Торнадо» ситуация не менее интересная. На вооружении армии России в настоящее время состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) — «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». Это модернизированные еще советские РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм и РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм (соответственно литеры «Г» и «С» означают названия данных систем). РСЗО «Град» было смонтировано на шасси грузового автомобиля Урал-4320, которое было создано еще в 1977 году. Попытки заменить шасси на более современное предпринимались ранее неоднократно. К примеру, в Белоруссии РСЗО БМ-21 «БелГрад» построена на базе белорусского шасси МАЗ-6317. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новое шасси оригинальной конструкции от Уральского автомобильного завода получило унифицированное название «Торнадо-У», оно может использоваться в качестве шасси для РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».

Одним из основных преимуществ шасси «Торнадо-У» называют повышенную грузоподъемность при сравнительно небольшой собственной массе. В перспективе планируется создание целого семейства машин «Торнадо-У» в вариантах 4х4, 6х6 и 8х8. При этом вариант грузового автомобиля повышенной проходимости «Торнадо-У» с колесной формулой 6х6 активно демонстрировался на выставках, а рендеры седельного тягача из семейства «Торнадо-У» с колесной формулой 8х8 на пружинной подвеске задних осей появились в интернете в начале осени 2016 года.


Никто из специалистов Уральского автозавода не скрывает, что грузовой автомобиль «Торнадо-У» создан на базе гражданского тяжелого трехосного тягача «Урал-6370», отличающегося бескапотной компоновкой. Данный грузовик небольшими сериями выпускался в Миассе для гражданского рынка, сравнительно недавно автомобиль также был принят на снабжение Министерства обороны РФ. «Торнадо-У» получил фактически аналогичные мосты и раму, да и его индекс не сильно отличается от гражданской модели «Урал-63704-0010».

При этом на нем использовались мосты венгерской компании Raba, аналогов по грузоподъемности у группы компаний «Газ», в которую сегодня входит автомобильный завод «Урал», просто не было. Таких мостов до недавнего времени в стране не производил никто. К примеру, «КамАЗ», на котором столкнулись с необходимостью создания собственных трехосных и четырехосных внедорожных шасси, первоначально комплектовал их мостами Madara болгарского производства. Освоить выпуск данных мостов (провести локализацию) в Набережных Челнах смогли осенью 2015 года. По всей видимости, разработчики «Торнадо-У» пойдут этим же путем.

Создатели называют «Торнадо-У» заменой КрАЗам, так как по набору своих характеристик они сравнимы с кременчугским вездеходом: полная масса — 30 тонн, грузоподъемность — 16 тонн. При этом мощность двигателя у уральского грузовика больше — 440 л.с. Стоит отметить, что на «Торнадо-У», судя по всему, установлен форсированный двигатель ЯМЗ-652, так как мощность оригинального мотора не превышает 412 л.с.


Хотя «Торнадо-У» вышел существенно тяжелее привычных всем «Уралов», конструкторы сделали все, чтобы сохранить высокий уровень его проходимости. Они применили двухступенчатую раздатку с блокируемым дифференциалом, а также ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. К помогающим повышенной проходимости качествам относят также обеспеченный установкой редукторов в мостах дорожный просвет в 400 мм и колеса большого диаметра с шинами с «зубастым» рисунком протектора размерности 16.00R20. Также на автомобиле была установлена механическая КПП и зависимая рессорная подвеска. Рабочая тормозная система стала двухконтурной с пневматическим приводом и АБС.


В качестве одной из особенностей нового армейского грузовика производитель выделяет кабину. Кабина капотная, каркасно-панельной конструкции, трехместная, была оборудована системами отопления, кондиционирования воздуха и вентиляции. Часть наружных панелей кабины — капот, крыша, двери — выполнены из композитных материалов. В кабине три места, при этом сиденье водителя — подрессоренное. Вход в нее достаточно высокий, но для удобства водителя имеется подвесная ступенька, а также ручки в дверном проеме.

Использование каркасно-панельной кабины позволяет решить проблему с защищенностью водителя и пассажиров. Возможно скрытное бронирование, когда броня размещается под внешними панелями кабины, снаружи ее не видно. Установка на кабину КДЗ — комплекта дополнительной защиты может обеспечить 5-й класс защиты по ГОСТ-50963-96 (защита от бронебойных пуль калибра 7,62-мм, выпущенных из АКМ с расстояния в 5-10 метров). Но это еще не все, что касается защищенности «Торнадо-У». Двигатель грузовика защищен бронекапсулой, а под днищем может быть смонтирована противоминная защита. Таким образом, от обстрела из стрелкового оружия и подрыва защищаются не только экипаж и самые важные с точки зрения подвижности агрегаты и узлы, но также и топливный бак, который обеспечивает автомобилю внушительный запас хода — порядка 1000 километров при движении по шоссе.


В то же время представленный на форуме «Армия-2015» в июне 2015 года образец грузового автомобиля повышенной проходимости «Торнадо-У» уже тогда вызывал вопросы у автомобильных журналистов, касаемо своей технической начинки. В частности в «АвтоРевью» отмечали, что завод «Урал» никогда не производил мосты такой грузоподъемности. Поэтому конструкторы использовали венгерские мосты Raba, дизельный двигатель ЯМЗ-652 (производится в Ярославле по лицензии компании Renault Trucks, лицензированный Renault dCi 11), сцепление Sachs и коробку переключения передач ZF. В то же время главный конструктор «Урала» по военной технике Олег Якупов в интервью ТАСС говорил о то, что при сборке «Торнадо-У» будут использоваться только российские комплектующие. По всей видимости, единственный путь — это локализация производства некоторых из них в нашей стране.

На выставке RAE-2015, которая проходила в Нижнем Тагиле в сентябре 2015 года, публике демонстрировался «Торнадо-У», больше отвечающий озвученной концепции грузового автомобиля с полностью российскими комплектующими. По словам Якупова, на предприятии полностью отказались от раздаточной коробки немецкого производства, заменив ее отечественной, произведенной на уральских предприятиях. Также на всех «Торнадо-У» стояли российские двигатели. По словам Олега Якупова, велась работа над заменой импортной коробки переключения передач на отечественную.

Министерство обороны Российской Федерации высоко оценило новинку «Урал-63704-0010» — «Торнадо-У» разработки автозавода «Урал», говорил по итогам международного форума «Армия-2015» Олег Якупов. В интервью ТАСС он подчеркнул, что руководство Минобороны и представители Главного автобронетанкового управления высоко оценивают данный образец грузового транспорта. По словам Якупова, на предприятии продолжат опытно-конструкторские работы и испытания данной модели, чтобы в будущем запустить серийное производство «Торнадо-У».


Полковник Андрей Колутков начальник научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ЦНИИ Минобороны России, в феврале 2016 года отмечал, что новый грузовой автомобиль повышенной грузоподъемности «Торнадо-У», разработанный автомобильным заводом «Урал», проходит предварительные испытания. По словам полковника, грузовой автомобиль с бронированной кабиной прошел испытания в Арктике. Тогда же источник РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе говорил, что на «Торнадо-У» появились абсолютно новые мосты и другая трансмиссия.

С освоением серийного производства грузовых автомобилей «Торнадо-У» (а это может произойти до 2018 года) автомобильный завод «Урал» получит в свое распоряжение армейский внедорожный грузовой автомобиль нового класса. Наверняка, данная машина будет востребована не только в вооруженных силах России, но и в армиях других стран.

Тактико-технические характеристики Урал-63704-0010 «Торнадо-У»:
Полная масса — 30 тонн.
Грузоподъемность — 16 тонн.
Распределение полной массы: передний мост — 7500 кг, на тележку среднего и заднего мостов — 22 500 кг.
Масса буксируемого прицепа — 12 000 кг.
Колесная формула — 6х6.
Клиренс — 400 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-652 мощностью 440 л.с.
Емкость топливных баков — не менее 420 л.
Скорость — до 100 км/ч (по шоссе).
Запас хода — до 1000 км (по шоссе).
Преодолеваемые препятствия: подъем — до 60%, брод — 1,8 м.

Фото: «Торнадо-У» ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

«Торнадо-У»: армейский автомобиль повышенной грузоподъёмности









Источники информации:
http://www.kolesa.ru/article/tajfuny-i-tornado-novye-armejskie-uraly-2015-06-25
http://st-kt.ru/articles/«tornado-u»-novyi-voennyi-«ural»
https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/tornado-v-kubinke
http://tass.ru/armiya-i-opk/2047884
https://ria.ru/defense_safety/20160224/1379774984.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. кг пв 29 марта 2017 08:36
    А куда дели "Тайфун-У" по мне так самая красивая машина))Решили сэкономить?
    1. the47th 29 марта 2017 10:09
      Вы сравниваете круглое с кислым. "Тайфун" - это MRAP, машина для перевозки личного состава и грузов, защищённая от диверсий. Защита от диверсий в ней приоритетна. "Торнадо" - просто армейский грузовик, машина для замены стоящих на вооружении "Уралов".
  2. tchoni 29 марта 2017 08:39
    Вот вы меня простите, конечно, но кабина армейского грузовика ДОЛЖНА быть бронированной. Априори. Ведь это машина для доставки грузов в прифронтовой зоне. А в ней и обстрелы возможны всякие и прочие радости встречаются.
    1. Lapkonium 29 марта 2017 08:56
      Ну кроме перевозок в прифронтовой зоне есть ещё куча логистики в тылу - и такой подавляющее большинство, априори. Но да, то что в той же Сирии наши разъезжают не всегда, но зачастую на обычных КАМАЗах и легковушках – страшная дикость. Брали бы с американцев в хороших вещах пример – с их повсеместными мрапами и прочими ошкошами. Меньше бы генералов в госпиталях лежало.
    2. DimerVladimer 29 марта 2017 14:01
      Цитата: tchoni
      Вот вы меня простите, конечно, но кабина армейского грузовика ДОЛЖНА быть бронированной. Априори. Ведь это машина для доставки грузов в прифронтовой зоне. А в ней и обстрелы возможны всякие и прочие радости встречаются.


      Военному грузовику, осуществляющему логистику между станцией и допустим окружным складом - бронированная кабина не нужна - лишний вес, уменьшает грузоподъемность.
  3. активатор 29 марта 2017 09:21
    Автомобиль с модулем бортовой платформы
    C этой модульностью просто свихнулись ,20ть лет назад меня на 53 газоне кузов самосвала на бортовой из нас никто и не догадывался , что это модули .
    В то же время они отметили, что очередное поколение уральских грузовых внедорожников осталось без независимой подвески.
    И это правильно ,транспортный грузовик должен ехать и на коленке ремонтироваться.
    Благо завод наконец-то ушел от пневмогидравлической тормозной системы, остановив свой выбор на чистой пневматике.
    Наконец то свершилось , дождались crying (это слезы радости yes )
    1. урман 29 марта 2017 10:48
      Благо завод наконец-то ушел от пневмогидравлической тормозной системы, остановив свой выбор на чистой пневматике.
      Цитата: активатор
      Автомобиль с модулем бортовой платформы
      C этой модульностью просто свихнулись ,20ть лет назад меня на 53 газоне кузов самосвала на бортовой из нас никто и не догадывался , что это модули .
      В то же время они отметили, что очередное поколение уральских грузовых внедорожников осталось без независимой подвески.
      И это правильно ,транспортный грузовик должен ехать и на коленке ремонтироваться.
      Благо завод наконец-то ушел от пневмогидравлической тормозной системы, остановив свой выбор на чистой пневматике.
      Наконец то свершилось , дождались crying (это слезы радости yes )

      Вот уж действительно радость, этож система была чёрти что, пока работает вроде ничего.
      Как только чуть не исправность, всё фиг её отрегулируешь.
      Сколько крови водилам попила.
      Знакомый работал в леспромхозе мастером.
      Были там расконвоированые зеки на лесовозах
      Так после недели работы на Уралах , по горкам с кругляком, стонали .
      Начальник отправь назад в колонию, я там хоть до освобождения доживу.
  4. десантура6 29 марта 2017 10:43
    С мостами RABA подкачка шин видимо отсутствует. Система очень полезная, хоть и редко ей пользуются. А вот пневмотормоза давно ждали, старый вариант ну очень капризный.
    1. gerk 21 мая 2017 16:40
      Работающая система регулирования давления в шинах одно из основных условий проходимости по бездорожью....4 года на Ямале считаю дают мне право настаивать на необходимости на "данной опции"=)
  5. DimerVladimer 29 марта 2017 13:56
    УРАЛАЗ перешел на 4-х дневную рабочую неделю - экономика все проседает и проседает.
    Заказов от гражданских все меньше.
    Если бы не военные заказы, было бы все совсем плохо.
  6. Sedoy 29 марта 2017 14:53
    * очередное поколение уральских грузовых внедорожников осталось без независимой подвески
    -------------------------------------
    очередной "топор"....
  7. Хтононагибатор 29 марта 2017 21:33
    Было бы интересно узнать потянет ли он заявленные 16 тонн на бездорожье. Раньше в характеристиках грузоподъемности часто указывали два значения.
  8. Radikal 30 марта 2017 00:46
    А не видать второй выхлопной трубы на кабине, для преодоления бродов.
  9. Как был он "людоедом" так видимо и останется им . Извините снобы ВоОб но это мнение трассовика с далёкой Колымы , который знает историю вопроса своим геммороем остеохондрозом и т.д. и т.п. и имеет очень недолгий опыт эксплуатации VOLVO FH12 ....И от отказ от ZF и Рабовских и Реновских движков страновото выглядит..
  10. gerk 21 мая 2017 16:37
    Боюсь "сглазить" , но похоже рама слабовата на кручение
Картина дня