Доспехи для рыцарских забав (иллюстрированное продолжение)

32
Предыдущий материал про доспехи для рыцарских турниров вызвал немалый интерес среди аудитории ВО, и многие просили меня его продолжить. Однако тема эта настолько обширная, что… достойна целой серьезной книги или же цикла статей. Но так уж получилось, что в рамках научных интересов автора она всегда находилась где-то «в последних рядах», поэтому материала, достойного взыскательных читателей нашего сайта, у меня до обидного мало. Но к счастью, мне удалось найти интересный источник в фондах Метрополитен-музея в Нью-Йорке и вот он-то как раз и может послужить основой для продолжения заинтересовавшей всех темы. «Альбом турниров и парадов в Нюрнберге», рисунки из которого будут здесь приведены в качестве иллюстраций, является очень ценным историческим источником. Мало сохранилось доспехов, но еще меньше – нашлемных украшений, попон, то есть именно эти «картинки» дают нам возможность заглянуть в то время и представить себе, а как все именно тогда было.

Доспехи для рыцарских забав (иллюстрированное продолжение)

Вот так выглядел типичный поединок 1470 года. Жан де Сантре сражается на джостре с испанским рыцарем. (Британская библиотека)



Начнем же мы с того, что напомним, что правила одиночных и групповых турнирных боев в разное время и в разных странах не были постоянными, но их общая схема оставалась всегда практически одинаковой. Изначально противники атаковали друг друга с копьями наперевес, после чего переходили к бою на мечах, булавах или с использованием другого оружия, разрешенного турнирными правилами. Поскольку существовали специализированные виды турнирных поединков, например, «турнир на булавах», то для таких состязаний доспехи, в которых проводили «турнир на копьях», не подходили. Тут требовалось иное снаряжение, хотя особо специализированных доспехов старались все же не делать, считая их излишеством. Для этой цели вполне подходили и обычные боевые доспехи с некоторым их усилением. Это прежде всего касалось шлема и дополнительных защитных пластин. Ну, а если доспехи специально для турнира все-таки создавались, могли быть сделаны не из металла, а из кожи, хотя их форма являлась практически точной копией боевых.


А вот и иллюстрации из «Альбома турниров и парадов в Нюрнберге». Конец XVI – начала XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Здесь мы видим двух рыцарей в типичном для того времени снаряжении. Матерчатая юбка или «бэйз» была очень популярным элементом костюма в Англии во время правления Генриха VIII. На обоих шлемы армэ и массивные нагрудники, совмещенные с подбородником. То есть это вполне боевые доспехи, дополненные турнирными деталями.

Все это было характерно, по крайней мере, для середины XIV века. Изображения того времени наглядно показывают, что турнирные доспехи для группового боя немногим отличались от боевых. Доспехи высокого качества, предназначенные для богатых заказчиков, могли использоваться и на войне, и во время турниров. Различие заключалось опять же в наличии отдельных деталей. Например, известно, что на турнире в Шавенси рыцари имели стандартные поручи и поножи, а также дополнительные железные воротники для защиты шеи, необходимость которых была уже совершенно очевидна. Так, известный немецкий рыцарь и любитель женщин Ульрих фон Лихтенштейн, сражавшийся во многих турнирах и сделавший их источником своего дохода, описывает схватки, во время которых ударами копий пробивали шейные латные пластины. Они либо раскалывались пополам, либо пробивались копьем насквозь. В одном из поединков Ульрих выбил противника из седла, проткнув сначала его щит и кольчугу, а затем и латный воротник. Рыцарь был выбит из седла и отлетел на изрядное расстояние от своей лошади.


Оруженосцы рыцарей могли быть весьма состоятельны и тоже носить рыцарские доспехи.

Сохранился список покупок, сделанных для турнира 1278 г., проводившегося в Виндзорском парке. Из него следует, что доспехи и шлемы для него были изготовлены из кожи, а мечи из дерева, но вот лезвия их были посеребрены – для того, чтобы они выглядели как настоящие. В описи турнирного снаряжения 1302 г. указаны наплечники из китового уса и, видимо, имевшие подкладку из кольчуги. А уже в описи 1337-1341 гг. впервые упоминается латная рукавица для защиты левой руки.


У этих поединщиков доспехи прикрыты пышными одеждами, но на голове даже шлемов нет. Нет и доспехов на ногах. Бедра прикрывают пластины седла.

Щит мог быть привязан к плечу. А вот поножами для облегчения участи сражающегося очень часто служили высокие загнутые назад пластины, прикреплявшиеся к седлу. То есть ноги вообще не имели никакого латного прикрытия, да и зачем оно, если целью поединка являлся один единственный копейный удар в щит или в голову, то есть в шлем. Ну, кто-то умел попадать еще и в горло, но, например, если на человеке был надет «жабий шлем», то никакой роли это уже не играло. А вот копье теперь в обязательном порядке снабжалось большим круглым щитком, который защищал правую руку.


Здесь на голове у всадников шлемы салады.

Со второй половины XIV века распространяются доспехи из комбинированной кольчужно-пластинчатой брони, уже к 1400 году превратившиеся в сплошные латные доспехи. И сразу же появились дополнительные пластины, которые прикреплялись к основному боевому доспеху, чтобы защитить голову и грудь рыцаря, а также левое плечо, левую руку и левое бедро.


Эти «рыцари» доспехов как таковых вообще не имеют, хотя, скорее всего, какие-то латы скрывает одежда. Главное – умело ударить в нагрудную пластину.

Дополнительная защита туловища осуществлялась накладной пластиной, которая либо прижималась к нагруднику кирасы ремнями, либо прикреплялась к ней на винтах. На некоторых боевых доспехах, в верхней части и по бокам кирасы, можно заметить отверстия для крепежных винтов. Такая пластина на немецком языке получила название «двойной нагрудник» (doppelbrust), а у англичан называлась грангарда. К ней прикреплялась пасгарда для защиты локтя и манифер, защищавший предплечье и кисть. На правой стороне мог быть вырез для копейного крюка – фокра, а в некоторых случаях он крепился к самой пластине. Кроме того, снизу к ней могли подвешиваться дополнительные набедренные щитки. Такой нагрудник второй половины XV – и в первую половину XVI века в верхней части, примыкавшей к плечу, имел также специальную отбортовку, которая отводила удары копья в сторону. Так, на вороненом и покрытом еще и золочением доспехе третьего графа Кумберленда, сделанном в Гринвиче и в настоящее время находящемся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, грангарда сложной формы закрывает всю левую часть шлема (и даже часть правой), все левое плечо и часть груди. Крепление – застежка на шлеме и парные прорези внизу на кирасе, под два выступа фиксирующиеся чекой. Пасгарда крепилась на локтевой пластине при помощи шплинта и кожаным ремнем подтягивалась к грангарде. Манефер фиксировался на латной рукавице на ремешках.


А вот здесь мы видим и шлемы «жабья голова», и полные доспехи, и даже щиты, покрытые тканью. Странная коробчатая конструкция на их лошадях, скорее всего, полностью защищала их от удара.


Здесь также мы видим полные рыцарские доспехи, шлемы салады и подбородники-бувигеры.


Зато безудержная фантазия обладателей вот этих доспехов просто поражает. Грабли на шлеме – это вообще что-то из традиции японских самураев, носивших в качестве сисимоно даже песты для дробления риса, якоря и священные фонарики. Делалось все это, понятно, из бумаги и папье-маше.

Разумеется, чтобы дать возможность рыцарям блеснуть такими доспехами устраивались и соответствующие пышные состязания. Например, в Лондоне ристалища регулярно проводились в Вестминстере, пока в 1512 году пожар не уничтожил выстроенные там трибуны и все прочие помещения, после чего двадцать лет все турниры в Англии устраивали возле дворца Пласенции в Гринвиче. После того как королевская резиденция в 1533 году была перенесена в Уайтхолл, турниры в Гринвиче стали редкостью, зато их стали проводить во дворце в Ричмонде, и даже в Лондонском Тауэре (правда, там турнир был устроен всего один раз в 1501 г.), тогда как во время правления королевы Марии некоторые из них прошли в Хэмптон-Корте. Интересно, что 29 декабря 1557 года часть участников была одета в костюмы «алеманов» (немцев), а другая наряжена испанцами.


Ну разве может быть рыцарь без щита и без рогов?

Король Генрих VIII прославился как заядлый любитель турниров, потому все, кто хотел снискать у него милость, старались всеми силами угодить в этом «хобби» своему государю и стремиться ни в чем от него не отставать. Королева Елизавета также любила посещать турниры, особенно те, что устраивались в честь Дня вступления на престол, то есть каждый ноябрь месяц, поэтому опять-таки тем, кто хотел добиться благосклонности своей государыни, должен был постоянно тренироваться и… тратиться на доспехи и снаряжение.


Обращают на себя внимание конские доспехи, явно изготовленные из так называемой «вареной кожи» с тиснением.

Считалось, что теперь пеший бой отличался меньшей опасностью, чем в минувшие столетия, так как теперь бойцов разделял барьер, а значит доспехи для ног становились уже не нужны, так как удары ниже барьера были запрещены. С другой стороны, оружие, применявшееся пешими бойцами, было куда более разнообразным. Кстати, в мировых музейных собраниях хранится немало латных доспехов, у которых фокр на кирасах отсутствует. Судя по качеству отделки, они принадлежали рыцарям, а не пехотинцам, а значит предназначались не для конного боя, а для пеших турниров. Использовались не только мечи и длинные копья (!), но и булавы, боевые молоты, альшписы, секиры, алебарды и даже боевые цепы. И требовалось умение всем этим владеть и к тому же, несмотря на барьер, это по-прежнему была серьезная схватка, а значит и несчастные случаи имели место, как и раньше. Тот же Генрих VIII, например, как-то раз забыл закрыть забрало шлема, и дождь из мелких деревянных осколков от сломавшегося копья его противника ударил короля в лицо. Осколки могли ослепить его, а то и убить (и, кстати, один такой инцидент именно с королем, как известно, имел место), но, к счастью для себя и к счастью для его противника, Генрих не пострадал и даже выказал к нему душевное благорасположение.


Поскольку любой турнир был зрелищем, альбом советует, каким образом в зимнее время сделать его, возможно, более занимательным. Например, устроить не только дефиле рыцарей-участников, но и проход оруженосцев, барабанщиков, трубачей и… таких вот саней с… «ряжеными»!


…Или таких!

Впрочем, на турнире ничуть не менее важным было знание поэзии, владение поэтическим мастерством и умение славословить своего монарха сочетая лесть с правдоподобием, что для придворных имело даже большее значение, чем самая хорошая военная подготовка. Например, в 1575 году в Вудстоке сэр Генри Ли специально для королевы Елизаветы организовал турнир, на котором два конных рыцаря бились за честь своих дам по… заранее подготовленному сценарию.


Альбом устроен очень современно: ну не поместился флаг на страницу, сделаем открывающийся вкладыш, чем сейчас часто пользуются издатели детских книг альбомного формата.


Ну, а это текст. Его, кстати, в альбоме немного.


Обложка альбома выглядит просто шикарно, хотя с момента издания его времени прошло немало.


Турнирный шлем 1450-1500 гг. для поединка на булавах. Вес 5727 г. Германия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Гранд-бацинет для пешего боя. Возможно, Англия. Около 1510 г. Вес 6123 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Кстати, отличить одни специализированные доспехи для пеших поединков от других очень легко. Например, шлем для боя на булавах имел забрало в виде решетки из прутьев, дававшее прекрасный обзор, а сам шлем имел шарообразную форму. А вот если шлем предназначался для поединка на колющих видах оружия, забрало было всегда сплошным, но имело множество мелких отверстий для дыхания и обзора.


Еще одна замечательная миниатюра XV с изображением поединка рыцарей на притупленных, а, возможно, даже и деревянных, но посеребренных мечах. (Национальная библиотека Франции)
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 апреля 2017 07:33
    Замечательные миниатюры, спасибо Вячеслав !
  2. +4
    3 апреля 2017 07:51
    Красиво. Занимательно и познавательно с исторической точки зрения. Спасибо.
  3. +5
    3 апреля 2017 07:53
    Спасибо.
    Видео на тему рыцарских турниров.
  4. +1
    3 апреля 2017 09:11
    Роскошный альбом, спасибо.
  5. +5
    3 апреля 2017 09:24
    Спасибо, Вячеслав Олегович ! Как всегда интересно. Альбом просто великолепен, можно рассматривать часами. Рисунки одежды, попон good Интересно, что наконечники копий изображены рядом, дабы не фантазировали.
    Всем рыцарям ВО хорошей и удачной недели! love
    1. +2
      3 апреля 2017 10:28
      Да, надо было написать про наконечники. Хотел,хотел и... забыл! Кстати, некоторые точно повторяют наконечник из Метрополитен-музея из прошлой статьи. То есть так было.
      Кстати, жена у меня взялась под их впечатлением вышивать рыцарскую сценку, но не из этого альбома, а из "Манесского кодекса", чтобы попроще и была дама. Интересно получается.
      1. +2
        3 апреля 2017 10:33
        Про наконечники ясно, но что там ещё рядышком нарисовано на некоторых миниатюрах не совсем понятно. Я тоже думала, что по этим миниатюрам можно делать вышивки, т.к. хорошо прорисованы узоры на одеждах.
  6. +2
    3 апреля 2017 10:21
    А вот копье теперь в обязательном порядке снабжалось большим круглым щитком, который защищал правую руку.

    Рискну предположить: возможно, нашлись умники, научившиеся травмировать руку своих противников?
    В прошлой статье у одного рыцаря на шлеме была укреплена клетка с попугаем. Красочно, помпезно, но хочется верить, что это было чучело..

    спасибо за начало недели на позитиве! Всем хорошего дня!
    1. +6
      3 апреля 2017 10:32
      Существовали целые мастерские, где делали нашлемные украшения. Их гербом были рога без шлема. Делали клетки с птицами, делали топоры из папье-маше, рога из гипса и кожи, женские фигурки. А жены и дочери рыцарей без устали шили им и расшивали ламбрекены на шлемы, сюрко, вымпелы и конские попоны. Работали с утра до вечера!
      1. +2
        3 апреля 2017 10:43
        вот такое развлечение находили себе люди в век отсутствия средств массовой информации. И правильно делали!
      2. +3
        3 апреля 2017 10:46
        А жены и дочери рыцарей без устали шили им и расшивали ламбрекены на шлемы, сюрко, вымпелы и конские попоны. Работали с утра до вечера!

        А в это время мужья и отцы wink слагали и читали своим или чужим дамам стихи и поэмы? Спасибо за позитив!
        1. +3
          3 апреля 2017 10:58
          Конечно, чужим! На одной даме женились, а другую объявляли своей музой! love
  7. +8
    3 апреля 2017 11:38
    Здравствуйте!
    Таких книг, как Вы, Вячеслав Олегович описываете, сохранилось совсем немного. Печатных несколько сотен. Рукописных-около 150. А турнирных книг (Turnierbuch) - вообще единицы. Притом создается впечатление. что писали их почти только немцы. И хранятся в основном у них. Например книга о турнирах в Германии, созданная Вальтером Маркссом между 1506 и 1511 годами. Находится в фондах Bayerische Staatsbibliothek в Мюнхене. Книга чем уникальна - ее автор не рыцарь, а бюргер. Однако он учавствовал в турнирах в Аусбурге и соседних городах, о чем и создал книгу.

    Сама книга.

    Автор. На копье - 14-летний ребенок. Такая демонстрация силы.

    Краткая история семьи.
    Copyright
    Das Copyright für alle Webdokumente, insbesondere für Bilder,
    liegt bei der Bayerischen Staatsbibliothek. Eine Folgeverwertung
    von Webdokumenten ist nur mit Zustimmung der
    Bayerischen Staatsbibliothek bzw. des Autors möglich. Externe
    Links auf die Angebote sind ausdrücklich erwünscht. Eine
    unautorisierte Übernahme ganzer Seiten oder ganzer Beiträge
    oder Beitragsteile ist dagegen nicht zulässig. Für nicht-kommerzielle
    Ausbildungszwecke können einzelne Materialien kopiert
    werden, solange eindeutig die Urheberschaft der Autoren
    bzw. der Bayerischen Staatsbibliothek kenntlich gemacht wird.
    Eine Verwertung von urheberrechtlich geschützten Beiträgen
    und Abbildungen der auf den Servern der Bayerischen Staatsbibliothek
    befindlichen Daten, insbesondere durch Vervielfältigung
    oder Verbreitung, ist ohne vorherige schriftliche Zustimmung
    der Bayerischen Staatsbibliothek unzulässig und strafbar,
    soweit sich aus dem Urheberrechtsgesetz nichts anderes ergibt.
    Insbesondere ist eine Einspeicherung oder Verarbeitung in Datensystemen
    ohne Zustimmung der Bayerischen Staatsbibliothek
    unzulässig.

    BSB-Hss Cgm 1930
    Walther, Marx
    Turnierbuch und Familienchronik - BSB Cgm 1930
    Augsburg 1506 - 1511
    Cgm 1930
    А это сертификат библиотеки, подтверждающий, что копия сделана с оригинала.
    1. +4
      3 апреля 2017 11:52
      удачное дополнение к статье. У меня вопрос по воспроизведению картинок на форуме, если выкладываешь в одном сообщении по несколько. На некоторых компьютерах (например, у меня дома) - читаются все картинки, сам выкладывал по две, отвечал многоуважаемому Котище. Сейчас же я в Вашем сообщении вижу только последнюю. Это проблемы программного обеспечения или сайта? request
      1. +2
        3 апреля 2017 12:17
        Я тоже к сожалению вижу только последнюю. Компьютер домашний.
        Спасибо за интересные дополнения!
        1. +4
          3 апреля 2017 13:09
          Кстати, уже в те времена изобразительное искусство не чуралось эротики.
          Это лист из той же книги.
      2. +3
        3 апреля 2017 12:57
        Повторю по одной.
        1. +4
          3 апреля 2017 12:58

          Обложка книги.
          1. +4
            3 апреля 2017 12:59

            Сам автор с ребенком на копье. это не аллегория, факт.
            1. +3
              3 апреля 2017 13:00

              В книге - краткая история семьи.
              Книга имеет размеры 40,5 х 54 см и содержит 39 страниц с акварелью из 19 турниров, в В котором принимал участие Маркс Вальтер. Рисунки сделали два разных художника.
            2. +2
              3 апреля 2017 13:16
              Сам автор с ребенком на копье. это не аллегория, факт.

              Тогда мопедов не было. "Прокатил на руле". Надеюсь, без последствий.
            3. 0
              3 апреля 2017 14:26
              не понял про какой факт Вы говорите!! Если про то что мальчик уселся на копьё и рыцарь держа его на копье? Если я правильно понял то возникает вопрос сколько весил мальчик. и какая была применена хитрость???
              1. +4
                3 апреля 2017 14:32
                Никакой хитрости. На одном из турниров Марксса обвинили в том, что его копье - пустотелое, т.е вроде как поддается противнику. Вот он и провез по кругу на своем копье 14-летнего юношу, чтобы доказать его крепость.
                1. +1
                  3 апреля 2017 15:07
                  Вот он и провез по кругу на своем копье 14-летнего юношу, чтобы доказать его крепость.

                  напоминает анекдот:
                  -А помните, Денис Леонидович, как мы с Вами детьми дрались?
                  -Да не может быть. Что мы с Вами - изверги какие, детьми драться?
      3. +4
        3 апреля 2017 13:01
        Вставил по одной.
  8. +5
    3 апреля 2017 13:41
    Кроме турнирных книг о доспехах рыцарей и их технике фехтования можно узнать из руководств по фехтованию (Fechtbuch ). Средневековые руководства по фехтованию, как правило, были рукописными сборниками, которые включали произведения разных авторов. И объем их был иногда очень большой. Например, в 1517 - 1579 гг. в том же Аугсбурге жил чиновник - Пауль Гектор Майр. Занимал должности казначея, провиантмейстра. Но помимо этого, он собирал различные книги военной тематики и создал собственный сборник. Для этого он нанял двух профессиональных мастеров фехтования и художника Йёрга Броя младшего (нем. Jörg Breu der Jüngere). Этот проект стал очень дорогостоящим, на его реализацию ушло 4 года и значительная часть доходов Майра.
    В трактате рассматривается работа с различным холодным оружием, таким, как двуручный меч, дюссак, шест, копьё, алебарда, кинжал, коса, серп и цеп. Также он включает технику рукопашного, верхового боя, работы в доспехах. Первоначальный вариант имел объем в 1200 страниц.

    Майр тратил значительные средства на свой проект, на коллекционирование книг и вёл жизнь на широкую ногу, нередко устраивая богатые приёмы. Поскольку собственных доходов ему для этого не доставало, он в течение нескольких лет совершал хищения из городской казны. В 1579 году воровство было обнаружено, и в возрасте 62 лет его предали смертной казни через повешение. Так что традиции казнокрадства уходят в глубину веков.
    1. +2
      3 апреля 2017 14:57
      Да-а, но много прожил все-таки для тех лет. Вспомните Чехова: "вошел старик лет пятидесяти!" А тут раньше на 300 лет и 62 года!!!
      А теперь так: очень интересная информация, просто очень! Вам бы ее превратить в полноценную статьи и сюда! А то я, например, немецкого не знаю. Поэтому все источники у меня англоязычные или из музеев Англии и США.
      1. +3
        3 апреля 2017 15:12
        А думаете я немецкий знаю! В объеме книг об Отечественной войне.А ведь там не просто немецкий.
        Там еще эти их диалекты средневековые.А по поводу статьи - была мысль в дополнение к Вашим статьям написать что-то об источниках информации по рыцарству вообще. Тема интересная, особенно если еще авторов этих трактатов зацепить. Но пока не созрел. Как то админы сайта отбили желание статьи писать.
  9. +2
    3 апреля 2017 17:20
    Очень интересно.Спасибо.
  10. +1
    3 апреля 2017 19:15
    Вячеслав, наткнулся на такие книги по средневековому вооружению с отличными иллюстрациями.
    https://archive.org/stream/dictionnairerai06violu
    oft#page/n7/mode/2up
    https://archive.org/stream/dictionnairerai05violu
    oft#page/n7/mode/2up
    Может пригодится.
    1. 0
      3 апреля 2017 22:28
      Спасибо Вам большое, обязательно посмотрю. Пока не смотрел, могу только одно сказать. Существует проблема использования иллюстраций из книг. Как Вы сами понимаете это авторство. Поэтому, например, наши российские издания берут лишь фото помеченные "public domain" то есть "общественное достояние", чтобы, понятно, никому не платить и избежать исков.
  11. +1
    21 июля 2017 13:27
    Огромное спасибо за представленный материал. Обширная,практически неисчерпаемая тема. Каждый раз узнаётся что-то новое. На стр.9 "нюрнбергского" альбома - показана весьма оригинальная "экранировка" лошадей. Что-то подсказывает(не обращаясь к геральдике), что это немецкие рыцари. laughing