Бронированная медицинская машина БММ-4С (Украина)

В середине прошлого десятилетия украинская военная промышленность представила новейшую бронированную медицинскую машину БТР-3С. Образец, созданный на базе бронетранспортера БТР-3, смог заинтересовать зарубежного заказчика в лице вооруженных сил Таиланда. В то же время, поставки такой техники не были массовыми, что, среди прочего, могло быть связано с определенными недостатками конструкции. Все характерные проблемы БТР-3С были разрешены в новых проектах, один из которых привел к появлению медицинской машины БСЭМ-4Е / БММ-4С.

Напомним, характерные недостатки БТР-3С были связаны с компоновкой корпуса, унаследованной от предыдущих бронетранспортеров советской и украинской разработки. Из-за наличия кормового моторного отсека медицинское отделение пришлось поместить в центре корпуса и оснастить бортовыми люками. Специфическое расположение люков в сочетании со сравнительно малыми их размерами может серьезно затруднять погрузку раненых на носилках, а также заметно ухудшает эргономику обитаемого отсека. При этом решение подобных проблем при сохранении имеющегося корпуса попросту не представлялось возможным.


Бронированные медицинские машины БММ-4С на параде, 2014 г. Фото Kloch4.livejournal.com



Для большего удобства работы экипажа и улучшения условий для раненых перспективной медицинской машине требовалось более крупное и объемное обитаемое отделение с улучшенной эргономикой доступа. Такие требования приводили к необходимости применения некоего нового шасси с соответствующими характеристиками. К этому времени Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А.А. Морозова был создан колесный бронетранспортер БТР-4 «Буцефал». Характерной чертой этой машины была компоновка с центральным моторным отсеком и кормовым десантным отделением. Таким образом, путем определенных переработок существующего корпуса бронетранспортер можно было превратить в бронированную медицинскую машину.

Разработка новой медицинской бронемашины велась одновременно с созданием других специализированных модификаций БТР-4. В обозримом будущем организация-разработчик надеялась получить заказы от собственных вооруженных сил и от зарубежных стран. На ранних этапах бронемашину обозначили как санитарно-эвакуационную и назвали БСЭМ-4К. Впоследствии под этим обозначением техника производилась серийно в интересах заказчика. В дальнейшем проект был доработан в соответствии с обновленными требованиями, после чего техника получила название БММ-4С. Именно такое обозначение применяется в настоящее время.

Опытные образцы медицинской машины были построены и испытаны в конце прошлого десятилетия. По результатам проверок техника была рекомендована к выводу на международный рынок. В сентябре 2009 года Украина и Ирак подписали контракт о поставке 420 бронемашин различных моделей семейства БТР-4, в том числе трех десятков медицинских БСЭМ-4К. Известно, что часть заказанных медицинских машин была передана иракским вооруженным силам. Тем не менее, из-за сложностей производственного и экономического характера, а также в связи с неприемлемо высоким процентом брака выполнение заказа было остановлено. Как следствие, заказчик получил лишь около четверти требуемой бронетехники.


Схема бронемашины. Рисунок Militaryreview.su


Параллельно с производством серийной техники для иностранного заказчика велось дальнейшее развитие проекта. По результатам этих работ медицинская машина частично изменила свой облик, а кроме того, получила новое обозначение – БММ-4С. Под этим названием техника с 2014 года предлагается вооруженным силам Украины. Подразумевается, что в связи с т.н. антитеррористической операцией украинские войска нуждаются в большом числе санитарно-эвакуационных и медицинских машин. Тем не менее, заказчик в лице армии и силовых структур попросту не имеет возможности закупать значительные количества медицинских машин.

Являясь специализированной модификацией существующего серийного бронетранспортера, медицинская машина БСЭМ-4К / БММ-4С сохраняет основные его черты и особенности конструкции. Для эвакуации раненых предлагается использовать колесную машину с противопульным бронированием, отличающуюся увеличенными размерами медицинского отделения. За счет минимально необходимых переделок исходной конструкции была получена достаточно высокая степень унификации, упрощающая одновременное производство и эксплуатацию техники разных типов.

Медицинская машина сохраняет значительную часть существующего броневого корпуса. Использованные катаные броневые листы обеспечивают защиту от пуль стрелкового оружия и осколков. Заявлена противоминная защита 2 уровня стандарта STANAG 4569. В таком случае корпус должен защищать экипаж от подрыва 6 кг тротила под колесом или днищем.

Форма корпуса бронетранспортера была частично сохранена, но при этом дополнена и переработана. Сохранилась узнаваемая лобовая часть, имеющая в своем составе несколько крупных наклонных листов, а также скуловые детали. Верхний лобовой лист получил проемы для установки остекления. Позади лобового агрегата в составе корпуса предусматривается нижняя часть уменьшенной ширины, тогда как верхняя образуется заваленными внутрь бортовыми листами. Размеры и очертания базового корпуса сохраняются примерно до середины машины.


БСЭМ-4К, предназначенные для Ирака. Фото Kloch4.livejournal.com


Вместо стандартного корпуса десантного отделения в проекте БММ-4С использована новая надстройка. Она состоит из крупных прямоугольных листов требуемой формы. Борта надстройки устанавливаются с небольшим наклоном внутрь. Сверху медицинское отделение прикрыто горизонтальной крышей с люками. Кормовой лист надстройки имеет большой проем для установки аппарели.

Компоновка корпуса медицинской машины основывается на основных идеях проекта БТР-4. Так, передняя часть отдается под отделение управления, позади него располагаются моторный отсек и узкий проход, а все прочие объемы вмещают медицинское отделение. За счет использования новой надстройки удалось получить значительный прирост внутренних объемов, что соответствующим образом сказалось на количестве перевозимых людей и удобстве работы врачей.

В моторном отсеке, находящемся позади отделения управления, располагается многотопливный двигатель ЗТД-3, выпускаемый Заводом им. Малышева. Трехцилиндровый мотор жидкостного охлаждения развивает мощность до 500 л.с. С двигателем сопрягается автоматическая гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая выдачу крутящего момента на все восемь колес или два кормовых водометных движителя. Проектом БТР-4 предусматривалась возможность применения двигателей зарубежного производства. Вероятно, медицинская машина БММ-4С сохраняет эту возможность.


Кормовая аппарель облегчает погрузку. Фото Militaryreview.su


Ходовая часть медицинской бронемашины заимствуется у БТР-4 без изменений. В ее составе имеется восемь колес с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами. Две передние пары колес выполнены управляемыми. Имеется система автоматической подкачки колес. В кормовой части корпуса устанавливаются два водометных движителя. Такое устройство представляет собой кольцевой канал с помещенным в нем гребным винтом, подвешенный под полкой корпуса.

Штатный экипаж БММ-4С состоит из трех человек: механика-водителя, командира-врача и санитара. На марше два члена экипажа могут находиться в отделении управления. Для доступа на их места используются крупные бортовые двери с собственным остеклением. Следить за дорогой предлагается при помощи двух лобовых стекол и окон в дверях. В боевой обстановке остекление прикрывается подвижными щитками, а для наблюдения используются перископические приборы. Третий член экипажа находится в медицинском отсеке. При необходимости в кормовом отделении могут располагаться и врач, и санитар.

Для большего удобства погрузки раненых обновленный корпус получил опускаемую кормовую аппарель с механическими приводами. Этот агрегат значительно облегчает загрузку лежачих раненых на носилках и посадку сидячих. На случай поломки приводов или иных неполадок в аппарели имеется обычная дверь. Ее размеры тоже позволяют выполнять все необходимые операции, однако в этом случае удобство работы в некоторой мере сокращается. Находящиеся в медицинском отделении имеют возможность наблюдения за окружающей обстановкой. В бортах отделения имеется по одному окну с бронестеклом небольшого размера.


Интерьер медицинского отделения. Фото Kargoteka.info


Размеры медицинского отделения позволяют единовременно эвакуировать до четырех лежачих раненых на носилках либо до 10 человек, способных сидеть. Для их размещения на бортах помещаются складные сиденья. Возможны различные комбинации, такие как восемь сидячих, двое на носилках и т.д. Во время поездки раненых сопровождают санитар и врач, способные оказать требуемую помощь. Проектом предусматривается оснащение медицинского отделения контейнерами для перевязочных материалов, медикаментов и т.д. Кроме того, на борту имеется некоторая специальная аппаратура: дыхательный аппарат, дефибриллятор и т.д.

Бронированная медицинская машина БСЭМ-4К / БММ-4С по своим габаритам схожа с бронетранспортером базовой модели. Длина машины составляет 7,7 м, ширина – 2,9 м, высота – менее 3 м. Интересно, что применение новой кормовой надстройки не привело к значительному росту высоты в сравнении с бронетранспортером, несущим серийный боевой модуль. Боевая масса – не более 20 т.

По характеристикам подвижности медицинская машина почти не отличается от бронетранспортера. Максимальная скорость на шоссе достигает 110 км/ч, запас хода – 690 км. Машина может преодолевать подъемы, стенки и траншеи. Герметичный корпус позволяет пересекать водные преграды вплавь. Для этого производится подъем носового волноотражающего щитка и в работу включаются водометные движители. Скорость на воде достигает 6-8 км/ч, однако в некоторых ситуациях такое вождение связано с определенными трудностями. Из-за некоторых особенностей конструкции БТР-4 и техника на его базе имеют тенденцию к зарыванию носа в воду.


БММ-4С на одной из выставок. Фото Kloch4.livejournal.com


В нынешнем виде бронированная медицинская машина БММ-4С была представлена несколько лет назад. После известных событий организация-разработчик приступила к продвижению техники и попыталась получить заказ от украинских вооруженных сил. В первых месяцах 2014 года технику нового типа начали регулярно показывать на различных выставках. Кроме того, вскоре несколько машин были отправлены на испытания. После проверок на полигонах прототипы передавались строевым частям армии и национальной гвардии.

Еще в конце 2014 года появились первые заявления о скором принятии БММ-4С на вооружение и последующем начале полномасштабного серийного производства. Тем не менее, сейчас Украина не может похвастать сильной экономикой, из-за чего количество выпущенной техники всех новых типов не слишком велико. То же касается и медицинских машин на базе БТР-4. По разным данным, на данный момент украинские войска могут в общей сложности привлечь к работе не более дюжины машин БСЭМ-4К / БММ-4С.

Интересно, что наиболее массовой модификацией в украинских войсках является санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К. Ранее Ирак отказался принимать новую партию бронетехники, поставленную Украиной, вследствие чего восемь медицинских машин остались не у дел. Вскоре технику передали собственной армии. Кроме того, в рамках подготовки к полномасштабному серийному выпуску было построено три или четыре БММ-4С. Эта техника использовалась в испытаниях, после чего была передана армии.

В мае прошлого года украинские официальные лица заявляли о выделении финансирования на закупку новой медицинской техники для войск. До конца года на эти цели планировалось потратить 50 млн гривен. За эти деньги предполагалось закупить 145 единиц техники разных моделей. 31 единица новой техники должна была поступить в войска до конца 2016 года, причем поставка первой половины планировалась уже на май. В некоторых источниках утверждалось, что в рамках этих планов вооруженные силы Украины должны будут получить некоторое количество бронированных машин БММ-4С. Тем не менее, насколько известно, промышленность до сих пор не передала войскам новую технику этого типа.


Медицинская машина в войсках. Фото Kloch4.livejournal.com


В течение последних лет, развивая несколько новых программ, украинская военная промышленность создала целый ряд перспективных проектов бронированных медицинских машин. Начало войны на Донбассе стало дополнительным стимулом для разработки подобных проектов. Из всех существующих проектов санитарно-эвакуационной техники наибольший интерес представляют разработанные на базе бронетранспортера БТР-4. При всей неоднозначности исходного проекта, медицинская бронемашина на его базе имеет заметные преимущества перед другими современными образцами украинской разработки. Прежде всего, к преимуществам такой техники следует отнести большой размер медицинского отделения и крупную кормовую аппарель, облегчающую погрузку раненых.

Тем не менее, достаточно удачный проект столкнулся с рядом проблем, характерных для современной Украины. Экономический кризис и трудности политического характера не позволяют военному ведомству выделять на закупку новых бронемашин достаточные суммы. Как следствие, к настоящему времени было построено и передано войскам не более 10-12 медицинских машин БСЭМ-4К / БММ-4С. В свете продолжающегося конфликта на Донбассе, а также с учетом особенностей прошлых его этапов, такое количество техники выглядит недостаточным. Как следствие, украинским войскам приходится эвакуировать раненых на любой доступной технике, в том числе и не соответствующей основным требованиям.

В настоящее время Украина испытывает серьезные проблемы как в бронированными медицинскими машинами в целом, так и с БММ-4С в частности. Армия и нацгвардия нуждаются в подобной техникой, но экономическая ситуация в стране мешает массовой закупке любых боевых и вспомогательных машин. Из-за этого к настоящему времени было построено и поставлено лишь несколько медицинских машин новых типов. Смогут ли военные найти деньги на закупку дополнительных партий техники – неизвестно, но есть все основания сомневаться в возможности такого развития событий. Также вряд ли стоит ожидать, что после сорванного иракского контракта смогут появиться новые заказы. Таким образом, интересный и многообещающий проект медицинской машины БММ-4С столкнулся с характерными проблемами и теперь его будущее под большим вопросом.


По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://milnavigator.com/
http://voicesevas.ru/
http://militaryreview.su/
http://btvt.narod.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. tchoni 30 марта 2017 06:41
    Украинешен труповозкен. Дас ист говнишен консервнен банкен! Дыр гробен дас зольдатен.
    1. самоход 30 марта 2017 10:08
      Вам плохо? может "неотложку" вызвать?
    2. sso-250659 30 марта 2017 10:14
      Право не стоит столь уничижительно относиться к чужому труду. Да, не первый сорт, и даже не второй. Но военные медики ВСУ попытались хоть что-то сделать. 10-12 машин для войск, это конечно капля в море. У нас дальше опытных образцов дело не идет. Изготовят, испытают, рекомендуют к принятию на оснащение и все! Даже мелкосерийного производства не было. За время службы в ГосНИИИ военной медицины МО РФ, было испытано 5 образцов БММ на шасси МТЛБ, БМП-1, БТР-80, БТР-БМД и ГАЗ-3937 «Водник». Кроме рекомендаций о принятии на оснащение частей и подразделений ни фига не сделано. Решение о закупках принимают в финансовых кругах, а там жизнь солдата никогда не ценилась, да и не отпилишь особо много с мелких партий. Вообще то, БММ на базе серийного шасси никогда не станет полноценным и функциональным изделием. Потому что приспособлено к выполнению некоторых медицинских задач, а нужно специализированное изделие на серийных узлах, но скомпонованое по требованиям военно-полевой медицины. А для этого нужен энергичный, настойчивый и грамотный Начальник ГВМУ МО РФ, способный обосновать, доказать и добиться производства медицинских машин.
      1. loft79 30 марта 2017 22:31
        Согласен не стоит. На Ваш взгляд, машина соответствует своему назначению, и спрошу по простому "цена -качество" подойдет или проще по другому. Сорри за сумбур. hi
    3. Lexa-149 3 апреля 2017 10:23
      Интересно, а отечественный ВПК чем может порадовать в этой области?
      1. 113262а 23 апреля 2017 10:33
        У нас так на мотолыгах и возим! Мешки с песком на типоброню-и возим! От упавшего дерева-вмятина!
  2. Тринадцатый 30 марта 2017 08:02
    В кой то веки сумрачный украинский гений создал что то годное.
    1. Лопатов 30 марта 2017 10:08
      Однако и особо выдающимся этот проект не назвать. Если сравнивать с другими новинками в этой сфере.
      К примеру, российский образец эвакуатора для ВДВ имеет специальный манипулятор для извлечения раненных из бронеобъектов.
      Немецкие машины изолируют раненных в стерильном боксе
      Ну и так далее...
  3. Олегмог 30 марта 2017 12:20
    Трёх цилиндровый, дизельный двигатель
    мощностью 500лс. Это не опечатка?
    1. Alexey RA 30 марта 2017 13:04
      Цитата: Олегмог
      Трёх цилиндровый, дизельный двигатель
      мощностью 500лс. Это не опечатка?

      Нет, не опечатка. ЕМНИП, это столь любимый харьковчанами оппозитник.

      Как писал Барон Тонколюк:
      Двигатели ЗТД в трехцилиндровом исполнении являются чле­нами единого унифицированного ряда с серийными двигате­лями 5ТДФ, 6ТД-1 и 6ТД-2.
      Указанные двигатели имеют единую конструктивную схему:
      двухтактный цикл;
      горизонтальное расположение цилиндров;
      высокую компактность;
      низкую теплоотдачу;
      возможность использования при температурах окружающей среды от минус 50 до плюс 55 °С;
      малое снижение мощности при высоких температурах окружающей среды;
      многотопливность.
      1. 113262а 23 апреля 2017 10:37
        Гадость редкостная! Папа Юнкерс в гробу переворачивается! На самолете он еще по теме,но в поле-наказание! По 64 сужу!
    2. vital.33 30 марта 2017 13:48
      По сути он шестицилиндровый, два поршня противолежащих, в одном цилиндре, движутся встречно к друг другу. По сути это половина от 6ТД...
  4. yehat 30 марта 2017 16:09
    уважай не уважай - я вижу БТР с привареным сзади скворечником. Если бы не нарисованый крест, решил бы, что это автозак. Салон слабо приспособлен для перевозки раненых (в первую очередь тяжелые ранения!). Есть вопросы к задней аппарели и ее удобству. В чем инновационность данной машины - для меня полнейшая загадка.
    ps не могу поверить, что двери водителя будут оставаться водонепроницаемыми длительное время.
    это на тему о плавучести машины.
  5. faiver 30 марта 2017 18:19
    нормальный аппарат, покажите мне что нить подобное в российской армии
  6. Вождь краснокожих 30 марта 2017 19:51
    Наверное, лучший серийный (мелкосерийный) бронированный аппарат медицинского назначения на постсоветском пространстве. По крайней мере в моем восприятии. Тех, кого смущает аппарель прошу назвать альтернативу. Тех, кто видит "скворешник" предлагаю попробовать "упаковать" раненного в санитарную машину на базе МТЛБ.
    1. faiver 31 марта 2017 07:01
      не одного раненного, а нескольких...
Картина дня