РТ-15: история создания первой самоходной баллистической ракеты СССР (часть 1)

Разработанный в Ленинграде мобильный боевой ракетный комплекс 15П696 стал предтечей легендарного «Пионера»

РТ-15: история создания первой самоходной баллистической ракеты СССР  (часть 1)

Первый прототип самоходной пусковой установки комплекса 15П696 на полевых испытаниях. Фото с сайта http://www.globalsecurity.org

«Сухопутные подводные лодки» — что может скрываться за этим странным, на первый взгляд, термином? Академик Борис Черток, один из тех людей, которые создали отечественную ракетную отрасль, называл этим словосочетанием подвижные грунтовые ракетные комплексы — уникальное вооружение, скопировать которое так и не смог главный оппонент СССР в «холодной войне».


Причем в термине, придуманном академиком Чертоком, скрывается гораздо больше, чем просто аналогия с подводными ракетоносцами. Соединенные Штаты, так и не сумев после создания в Советском Союзе таких ракет, как семейство УР-100 и Р-36 и ее наследницы, восстановить паритет в области межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, сделали ставку на атомные субмарины. Понятно, что подлодка, местонахождение которой в океане очень непросто установить, является почти идеальной площадкой для хранения и запуска баллистических ракет. Тем более, что их можно делать не слишком дальнобойными — достаточно подплыть к берегам вероятного противника, а оттуда даже ракета средней дальности добьет практически до любого места.

Не сумев создать столь же мощный атомный ракетный флот, Советский Союз нашел свой ответ на американских подход — мобильные ракетные комплексы. Не случайно железнодорожный боевой ракетный комплекс «Молодец» так пугал заокеанских стратегов, что они настояли на его категорическом разоружении. Но не меньшую проблему для разведки и, соответственно, нацеливания баллистических ракет представляют и мобильные комплексы на автомобильном шасси. Пойди найди на необъятных просторах России такой спецавтомобиль, даже будь он в два раза больше обычной фуры! И спутниковые системы не всегда могут в этом помочь…


Самоходная пусковая установка мобильного ракетного комплекса 15П696 с ракетой РТ-15 на боевой позиции. Фото с сайта http://militaryrussia.ru

Но создание мобильных БРК стратегического назначения было бы невозможно без появления твердотопливных ракет. Именно они, более легкие и надежные в эксплуатации, позволили разработать и запустить в серийное производство «сухопутные подводные лодки» отечественных РВСН. А одним из первых опытов в этом направлении был подвижный грунтовый ракетный комплекс на гусеничном шасси 15П696 с ракетой РТ-15 — первой (наряду с «материнской» РТ-2) серийной твердотопливной ракетой средней дальности в СССР.

Жидкое в ущерб твердому

Несмотря на то, что перед началом Второй Мировой войны и в ходе нее приоритет в разработке, а самое главное — в практическом применении ракет на твердотопливных двигателях принадлежал Советскому Союзу, после войны он его утратил. Произошло это по целому ряду причин, но главная была в том, что те пороха, на которых летали снаряды легендарных «Катюш», совершенно не годились для больших ракет. Они идеально разгоняли ракеты, если их активный участок полета занимал секунды. Но когда речь пошла тяжелых ракетах, у которых активный участок занимает десятки, а то и сотни секунд, отечественные ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ) оказались не на высоте. К тому же по сравнению с жидкостными ракетными двигателями они имели в то время недостаточный удельный импульс тяги.


Твердотопливная ракета РТ-15 в транспортном контейнере на заводе «Арсенал». Фото с сайта http://www.russianarms.ru

Все это привело к тому, что в Советском Союзе, получившем в руки пусть сильно прореженные союзниками, но все-таки весьма содержательные документы и образцы, касающиеся немецкой ракетной техники, сделали ставку на жидкостные двигатели. Именно на них и взлетели первые советские баллистические и оперативно-тактические ракеты с ядерными боеголовками. На таких же двигателях поначалу летали и американские межконтинентальные баллистические ракеты. Но — только поначалу. Вот как рассказывает об этом в своей книге воспоминаний «Ракеты и люди» Борис Черток:

«Со времен классических трудов пионеров ракетной техники считалась незыблемой истина, что твердое топливо — разновидности порохов — применяется в тех случаях, «когда требуется простой, дешевый, кратковременно действующий движитель». Для ракет дальнего действия должно использоваться только жидкое топливо. Так продолжалось до начала 1950-х годов, пока лаборатория реактивного движения Калифорнийского технологического института не разработала смесевое твердое ракетное топливо. Это был совсем не порох. Общим с порохами являлось только то, что горючему не требовался посторонний окислитель — он содержался в составе самого топлива.

Смесевое твердое топливо, изобретенное в США, по своим энергетическим характеристикам намного превосходило все сорта наших порохов, применявшиеся в ракетной артиллерии. Мощная американская химическая промышленность с подсказки ракетчиков оценила перспективность открытия и разработала технологию крупномасштабного производства.

Смесевое твердое ракетное топливо представляет собой механическую смесь твердых мелких частиц окислителя, порошка металла или его гидрида, равномерно распределенных в органическом полимере, и содержит до 10–12 компонентов. В качестве окислителей применяются богатые кислородом соли азотной (нитраты) и хлорной (перхлораты) кислот и органические нитросоединения.

Основным горючим является металл в виде высокодисперсных порошков. Наиболее дешевое и распространенное горючее — порошок алюминия. Смесевые топлива даже при хорошо налаженной технологии остаются значительно более дорогими по сравнению с лучшими по энергетическим показателям жидкими компонентами.

При заливке в корпус ракеты формируется внутренний канал горения. Корпус двигателя дополнительно защищается от теплового воздействия слоем топлива. Стало возможным создание РДТТ со временем работы в десятки и сотни секунд.

Новая технология снаряжения, большая безопасность, способность смесевых топлив к устойчивому горению дали возможность изготавливать заряды больших размеров и тем самым создавать высокое значение коэффициента массового совершенства, несмотря на то, что удельный импульс тяги РДТТ даже у лучших смесевых рецептов существенно ниже, чем у современных ЖРД — жидкостных ракетных двигателей. Однако, конструктивная простота: отсутствие турбонасосного агрегата, сложной арматуры, трубопроводов — при высокой плотности твердого топлива позволяет создавать ракету с более высоким числом Циолковского».


Первая американская МБР на твердом топливе «Минитмен» в музее. Фото с сайта http://historicspacecraft.com

Так Советский Союз потерял приоритет сначала в создании межконтинентальных баллистических ракет, а потом начал уступать и в стратегическом паритете. Ведь твердотопливные ракеты можно производить гораздо быстрее и дешевле, чем жидкостные, а безопасность и надежность РДТТ позволяют держать их на боевом дежурстве постоянно, с высочайшей степенью готовности — в пределах одной минуты! Именно такими характеристиками и обладала первая американская МБР на твердом топливе «Минитмен», начавшая поступать в войска в конце 1961 года. И на эту ракету требовался адекватный ответ — который еще надо было найти…

Три импульса для Сергея Королева

Забегая вперед, нужно сказать, что реальным ответом на «Минитмены» стала жидкостная «сотка» — ракета УР-100, разработанная в ОКБ-52 Владимира Челомея (подробно об истории создания и принятия на вооружение этой ракеты можно прочитать тут). Но в то же время, что и «сотка», разрабатывались и испытывались первые твердотопливные советские ракеты — и тоже в качестве ответа «Минитменам». Причем за их создание взялся человек, которого долгое время обвиняли в слишком уж сильном пристрастии к жидкостными двигателям — Сергей Королев. Борис Черток пишет об этом так:

«Королев получил не один, а сразу три импульса, заставивших его первым из наших главных конструкторов и ракетных стратегов переосмыслить, изменить выбор, при котором стратегические ракетные вооружения ориентировались исключительно на жидкостные ракеты.
<…>

Первым толчком к началу работ в ОКБ-1 над твердотопливными ракетами была обильно посыпавшаяся в начале 1958 года информация о намерении американцев создать новый тип межконтинентальной трехступенчатой ракеты. Не помню сейчас, когда мы получили первую информацию о «Минитменах», но, оказавшись по каким-то делам в кабинете Мишина, я был свидетелем разговора о достоверности этой информации. Кто-то из проектантов докладывал ему о соответствии полученной информации нашим тогдашним представлениям о возможностях твердотопливных ракет. Общее мнение оказалось единодушным: создать ракету стартовой массой всего в 30 тонн при массе головной части 0,5 тонны на дальность 10 000 км в наше время невозможно. На том временно и успокоились. Но ненадолго».

Вторым толчком для начала работ по твердотопливным ракетам Борис Черток называет возвращение в ракетную отрасль «старого соратника по ГИРДу, РНИИ и НИИ-88» Юрия Победоносцева. А третьим — появление в ОКБ-1 у Сергея Королева еще одного старого ракетчика, Игоря Садовского, который некогда работал в «ракетном» НИИ-88. Вспоминает Борис Черток:

«Садовский подговорил добровольцев и собрал небольшую «нелегальную» группу для подготовки предложений по баллистическим ракетам твердого топлива (БРТТ). Основное ядро — три молодых специалиста: Вербин, Сунгуров и Титов.

— Ребята еще зеленые, но очень толковые, — сказал Садовский. — Я распределил между ними три главные задачи: внутренняя баллистика, внешняя баллистика и конструкция. Прежние аппаратные связи мне помогли, удалось договориться с Борисом Петровичем Жуковым, начальником НИИ-125 (это наш главный институт по ракетным и специальным порохам), о совместной пока что теоретической проработке. А в НИИ-125 наш старый общий начальник Победоносцев руководит лабораторией, где уже работают не только на бумаге, но и экспериментируют над созданием пороховых шашек нового состава и больших размеров. Садовский рассказал о своей «подпольной» деятельности Королеву.
Королев немедленно договорился с Жуковым и Победоносцевым о «выходе из подполья», и начались разработки проекта твердотопливной ракеты средней дальности».


Семейство советских твердотопливных баллистических ракет. Фото с сайта http://www.globalsecurity.org

К этим работам Сергею Королеву удалось привлечь людей, которые, казалось бы, с трудом могли найти себя в ракетной тематике — сотрудников бывшего артиллерийского КБ генерала Василия Грабина, создателя многих легендарных артсистем Великой Отечественной войны (пушек ЗиС-2, ЗиС-3 и других). Увлечение Никиты Хрущева ракетами привело к тому, что артиллерию загнали на задворки индустрии вооружений, а бывшие КБ и НИИ по этой тематике раздали ракетчикам. Так в распоряжении Королева оказалось около сотни специалистов, которые с энтузиазмом взялись за вполне понятную им идею работы с пороховыми твердотопливными ракетными двигателями.

Все это привело к тому, что постепенно работы, разрозненные и вроде бы не связанные между собой, сконцентрировались и начали приобретать реальные черты. И тогда, как пишет Борис Чертов, «в ноябре 1959 года пробивная сила Королева и раздражающая информация из-за океана сработали на высшем уровне. Вышло постановление правительства о разработке ракеты на дальность 2500 км с использованием зарядов из баллистных порохов с массой головной части 800кг. Ракета именовалась РТ-1. Это было постановление правительства о создании в Советском Союзе БРДД на твердом топливе, главным конструктором которой был Королев. Сразу по выходе постановления ей был присвоен индекс 8К95».

Твердая «двойка»

Работы над твердотопливной ракетой РТ-1 растянулись на три с лишним года — и закончились, казалось бы, провалом. В общей сложности были запущены девять ракет, но результаты этих испытаний остались неудовлетворительными. Фактически получалось, что «пороховщикам» удалось всего лишь создать еще одну ракету средней дальности — вдобавок к уже существующим Р-12 и Р-14, разработанным в ОКБ-586 Михаила Янгеля. Было понятно, что принимать ее на вооружение военные откажутся — и нужно было предпринимать шаги для того, чтобы не допустить полного закрытия темы.


Твердотопливная ракета РТ-2 на транспортной машине во время ноябрьского парада в Москве. Фото с сайта http://kollektsiya.ru

Такое решение Сергей Королев нашел, представив в правительство и добившись согласования проекта твердотопливной ракеты РТ-2 — совершенно нового для советского ракетостроения. Еще одна цитата из воспоминаний академика Чертока:

«Начиная работать над новой темой, Королев проявлял иногда раздражавшую высоких чиновников широту охвата проблемы. Он не терпел принципа «начнем, а там после разберемся», которому иногда следовали весьма авторитетные деятели. С самого начала работы над новой проблемой Королев стремился привлечь как можно больше новых организаций, компетентных специалистов, поощрял разработку ради достижения одной цели нескольких альтернативных вариантов.

Такой метод широкого охвата проблемы часто приводил к тому, что «по дороге» к конечной цели решались другие, ранее не запланированные задачи.

Постановление о создании межконтинентальной твердотопливной ракеты РТ-2 может служить примером такого широкого охвата проблемы. По пути к конечной задаче решались еще две: из трех ступеней межконтинентальной ракеты составляли ракеты средней и «меньшей» дальности. Постановление от 04.04.1961 года, вышедшее до окончания испытаний ракеты РТ-1 (8К95), готовилось долго. Королев терпеливо проводил сложные утомительные переговоры с новыми для него людьми и руководителями не всегда лояльных ведомств. Постановлением был утвержден и принят для реализации оригинальный проект, предусматривавший три взаимосвязанных решения по твердотопливным двигателям, дававших возможность создать три взаимодополняющие друг друга ракетных комплекса:

1. Межконтинентальный ракетный комплекс РТ-2, шахтного и наземного базирования, с трехступенчатой ракетой на твердом смесевом топливе, на дальность не менее 10 тысяч километров с инерциальной системой управления. Ракете комплекса РТ-2 первоначально предназначалась унифицированная головная часть с тем же боевым зарядом, что был разработан для Р-9 и Р-16, мощностью 1,65 мегатонн. Главным конструктором ракетного комплекса по постановлению был Королев.

2. Ракетный комплекс на среднюю дальность — до 5000 километров, наземного базирования с использованием первой и третьей ступеней 8К98. Этой ракете был присвоен индекс 8К97. Главным конструктором комплекса средней дальности был назначен главный конструктор пермского КБ машиностроения Михаил Цирульников, он же был разработчиком двигателей первой и третьей ступени для 8К98.

3. Подвижный ракетный комплекс РТ-15, на гусеничном ходу, с возможным пуском из шахт, на дальность до 2500 километров. Ракете подвижного старта был присвоен индекс 8К96. Для нее использовались двигатели второй и третьей ступеней 8К98. Головной организацией по разработке подвижного комплекса было определено ЦКБ-7, а главным конструктором — Петр Тюрин. ЦКБ-7 (вскоре переименованное в КБ «Арсенал») к началу работ по ракетостроению имело большой опыт создания артиллерийских систем для ВМФ. По всем трем ракетным комплексам Королев был председателем Совета главных конструкторов».


Ранний прототип самоходной пусковой установки для ракеты РТ-15. Фото с сайта http://www.russianarms.ru

Проект твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты, над которыми работало «королевское» ОКБ-1, в итоге вырос в ракету РТ-2 и ее модернизированную версию РТ-2П. Первая была принята на вооружение в 1968 году, вторая пришла ей на смену в 1972 году и оставалась на боевом дежурстве до 1994 года. И хотя общее число развернутых «двоек» не превышало 60, и реальным противовесом «Минитмену» они не стали, свою роль они сыграли, доказав, что твердотопливные двигатели вполне годятся для межконтинентальных ракет.

А вот судьба РТ-15 оказалась гораздо более трудной. Хотя ракета вполне успешно прошла летно-конструкторские испытания и даже была принята в опытную эксплуатацию, в итоге до принятия на вооружение она так и не дошла. Главной причиной было то, что конструкторам ЦКБ-7 не удалось довести до удовлетворительного состояния систему управления РТ-15. Но в качестве демонстрации возможности создания мобильного ракетного комплекса «пятнашка» свою роль сыграла. И фактически проложила путь следующему за нею комплексу 15П645 — знаменитому «Пионеру» разработки Московского института теплотехники под руководством академика Александра Надирадзе.

Продолжение следует...
Автор: Антон Трофимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 31 марта 2017 07:06
    Не случайно железнодорожный боевой ракетный комплекс «Молодец» так пугал заокеанских стратегов, что они настояли на его категорическом разоружении. Но не меньшую проблему для разведки и, соответственно, нацеливания баллистических ракет представляют и мобильные комплексы на автомобильном шасси. Пойди найди на необъятных просторах России такой спецавтомобиль, даже будь он в два раза больше обычной фуры! И спутниковые системы не всегда могут в этом помочь…
    У американцев был свой БЖРК с ракетой МХ и он не меньше нашего пугал уже руководство СССР. Ссылка на сайт "Ракетная техника". http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/mx/mx.s
    html
    А вот грунтовый комплекс американцам создать не удалось.
    1. ShadowCat 31 марта 2017 10:02
      Разрабатывался. На вооружении не стоял. Стрельбы были макетными насколько помню.
      Одной из причин отказа - слишком тяжелый состав т.е. высокое давление на грунт и как следствие необходимость замены жд полотна, вторая что многие жд в частных руках, третья комплекс одноразов(запуск плавил и рэльсы и вагон)
      1. амурец 31 марта 2017 10:26
        Цитата: ShadowCat
        Одной из причин отказа - слишком тяжелый состав т.е. высокое давление на грунт и как следствие необходимость замены жд полотна, вторая что многие жд в частных руках, третья комплекс одноразов(запуск плавил и рэльсы и вагон)

        С первым пунктом не согласен.
        При тех же восьми осях нагрузка на рельсы грубо говоря 22,5 тонны на ось, а это меньше чем у нашего"Молодца". У нашего 25тонн на ось. В остальном согласен. Это данные американского БЖРК.
        Максимальная дальность стрельбы, км 9600
        Круговое вероятное отклонение, м 90
        Диаметр ракеты, м 2,34
        Длина ракеты в сборе, м 21,61
        Масса снаряженной ракеты, т 88,443
        Масса неснаряженной ракеты, т 10,885
        Длина пускового контейнера, м 20,79
        Диаметр пускового контейнера, внутренний, м
        1. Никкола Мак 1 апреля 2017 07:01
          При тех же восьми осях нагрузка на рельсы грубо говоря 22,5 тонны на ось, а это меньше чем у нашего"Молодца". У нашего 25тонн на ось

          Сразу же при начале эксплуатации 23УТТХ выяснилось, что только примерно 30% существующих железных дорог могут нормально держать вес БЖРК. И даже после ускоренной модернизации путей (на средства МО) этот процент расширился незначительно. У американцев были такие же проблемы на которые ещё наложилась форма собственности ж/д..
          В результате все наши БЖРК лишь эпизодически выезжали на маршрут по одному - а в основном стояли на "штатной стоянке".
          В остальном согласен.

          Наши в отличии от юсовцев сумели удачно решить остальные проблемы БЖРК - использовали "миномётный старт", разработали систему отвода контактной сети, сделали простую и очень устойчивую автоматическую систему навигации.
          1. амурец 1 апреля 2017 07:28
            Цитата: Никкола Мак
            . У американцев были такие же проблемы на которые ещё наложилась форма собственности ж/д..

            Основная проблема американцев, это форма собственности железных дорог. В отличии от России в США и другая организация движения. Это отдельная тема, но если интересно, в сети есть "Энциклопедия американских железных дорог"
      2. opus 31 марта 2017 12:03
        Цитата: ShadowCat
        Стрельбы были макетными насколько помню.

        Martin Marietta XMGM-134A
        Фото: USAF


        Первый пуск МБР в 1989 году - неудача.
        Второй пуск ракеты 18 апреля 1991 года , произведенный с Западного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния). МБР достигла места падения в районе полигона ПРО на атолле Кваджалейн (Маршалловы острова, Тихий океан) за 30 мин, пролетев 7300 км.

        Цитата: ShadowCat
        Одной из причин отказа

        это ерунда полная
    2. opus 31 марта 2017 12:11
      Цитата: амурец
      А вот грунтовый комплекс американцам создать не удалось.

      создать удалось.
      отказались в пользу ПЛАРБ
      Стартовые комплексы МБР "Midgetman" должны были представлять собой четырехосный тягач с трехосным полуприцепом, на котором в горизонтальном положении размещался, закрытый створками из специальной броневой стали, транспортно-пусковой контейнер, выполненный из органического волокна нового поколения. На испытаниях прототип мобильной пусковой установки - "Phoenix" показал скорость 48км/ч на пересеченной местности и до 97км/ч на шоссе. Силовая установка – дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1200 л.с., трансмиссия - электрогидравлическая. При получении команды на запуск ракеты, тягач останавливался, сгружал полуприцеп с ТПК на землю и тянул его вперед. Благодаря наличию особого плугоподобного устройства полуприцеп самозакапывался, обеспечивая дополнительную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва . Далее створки полуприцепа открывались и транспортно-пусковой контейнер приводился в вертикальное положение. Твердотопливный газогенератор, размещенный в нижней части контейнера, при срабатывании выбрасывал ракету на высоту до 30м от верхнего среза ТПК, после чего включался маршевый двигатель первой ступени. Для уменьшения ошибки в определении координат стартовой позиции БГРК должен был снабжаться системами спутниковой навигации.


      Martin Marietta объединилась с Caterpillar Tractor Company Caterpillar Tractor Company =Усиленные подвижные пусковые комплексы" HML (Hardened Mobil Launcher)


      Боинг сгруппировался в команду Goodyear Aerospace (Loral Defense Systems Division) и PACCAR Defense Systems, чтобы создать аналогичную машину (MGM-134 Midgetman Hardened Mobile Launcher)


      В результате испытаний была выбрана установка разработанная отделением "Aerospace & Electronics" корпорации "Воеing".
      Субподрядчиками "Aerospace & Electronics" являлись - отделение "Defense Systems Division" компании "Loral", а также фирма "Rolls-Royce Perkins". Модифицированный вариант этой установки (ETU - Engineering Test Unit ), имевший собственное имя "Phoenix", прибыл на авиабазу Малмстром для прохождения дальнейших испытаний в декабре 1988 года.


      Сначала "Phoenix" проходил испытания автономно, позже на нем был размещен транспортный электромакет МБР. Отработка "минометного" старта проводилась в 1987г. в ходе бросковых испытаний макета МБР на специальном стенде полигона "Nevada Test Site".
      Первый комплекс поступил на испытания в декабре 1988 г., а через четыре года в соответствии с договором СНВ ракеты "Миджитмэн" работы были заверщены.
      ==================================
      Надо отдать должное покруче Тополя получился: что по ракете (оно и понятно МХ), что по ракетоносителю
      1. амурец 31 марта 2017 13:57
        Цитата: opus
        Надо отдать должное покруче Тополя получился: что по ракете (оно и понятно МХ), что по ракетоносителю

        Да! Круто. Спасибо Антон. Но вот с трансмиссией мне кажется перемудрили. Можно было только электрической обойтись. Проще бы получилось.
        1. opus 31 марта 2017 14:17
          Цитата: амурец
          электрической обойтись. Проще бы получилось.

          Этттт я не уверен.
          97 км/ч по шоссе.
          У них нет проблем "Дураки дороги"

          С дорогами точно нет (со слезами смотрю на Питер,сошёл снег-сошли и дороги)


          SpaceX Falcon 9 on the Highway (I95) -ВЖИИИК (шо это было)?


          где этот чёрт Конаныхин?
          fool
          И тут вступает в действие Его Ужасное Величество – Железнодорожный Габарит. Вы не можете поменять мосты, переезды, контактные линии по всей протяжённости трассы от завода до стартового комплекса, поэтому вы обязаны вписать конструкцию в максимальный габарит 3.7 метра.
          ТРИ ЦЕЛЫХ СЕМЬ ДЕСЯТЫХ факиншит метра. Это всё, что вы можете. Понимаете? Вы, властелин США, раком поставивший всех, вынуждены считаться с железнодорожным габаритом.
          Оу Кей, ковбои, так что же получается с нашими девятью «Мерлинами» и железнодорожным габаритом 3.7 метра?
          1. амурец 31 марта 2017 14:52
            Цитата: opus
            И тут вступает в действие Его Ужасное Величество – Железнодорожный Габарит. Вы не можете поменять мосты, переезды, контактные линии по всей протяжённости трассы от завода до стартового комплекса, поэтому вы обязаны вписать конструкцию в максимальный габарит 3.7 метра.

            Антон! А что ты скажешь про наш габарит?

            Это ГОСТовские габаритные ворота и эти габариты тоже требовалось постоянно согласовывать или делать по стандартному габариту

            Да! Насчёт электрической трансмиссии. На тепловозах ТЭ-3, даже первых выпусков мощность по генератору была 1250 квт, по дизелю 2000л.с. Ток постоянный.
            1. opus 2 апреля 2017 17:45
              Цитата: амурец
              А что ты скажешь про наш габарит?

              это наша карма.
              По поводу инсинуаций Конаныхина...
              американцы не возят ступени по жд


              Цитата: амурец
              Насчёт электрической трансмиссии. На тепловозах ТЭ-3,

              «непрозрачные»

              ЗИЛ-135Э
              1. амурец 3 апреля 2017 06:21
                Цитата: opus
                «непрозрачные»

                Антон! В принципе, я не сторонник применения электротрасмиссии на ракетных тягачах. Сложно и ненадёжно. Будут утверждать, что на твёрдотельной технике все проблемы решены. Да ничего они нерешены. На железной дороге- да, на гибридах- кучи проблем, считая аккумуляторы. Про ДЭТ-250- это пример танковой трансмиссии, которую не приняли военные.

                И трактора ДЭТ с ней пошли только потому что не пошли отечественные гидротрасмиссии.
  2. bionik 31 марта 2017 07:16
    СПУ "объект 815" комплекса с БРСД РТ-15 перед парадом в Москве, 07.11.1966 г.
  3. Старый26 31 марта 2017 09:49
    Антон! Спасибо за статью. "Неплохо ворвались" на ресурс с интересными публикациями. Вообще история создания ракетной техники - это большая черная дыра. Много ли мы знаем о проектах того же МИТа, увы не реализованных. О том же "Агате"?

    Цитата: амурец
    А вот грунтовый комплекс американцам создать не удалось.

    Коля! Они создали. Но по взаимной договоренности с нами не стали продолжать испытания и развертывание. Правда конфигурация отлична от нашей, но тем не менее. Мы прекратили работы над "Курьером", они над "Карликом"
    1. амурец 31 марта 2017 10:12
      Цитата: Старый26
      Коля! Они создали. Но по взаимной договоренности с нами не стали продолжать испытания и развертывание.

      Вот этого я не знал. Спасибо, Володя
  4. Дамир 31 марта 2017 13:57
    первой самоходной баллистической ракеты

    да блин я в маразме что ли.... или они в порыве энтузиазма ее до америки на плечах нести собирались?????
  5. Старый26 31 марта 2017 20:04
    Цитата: Дамир
    первой самоходной баллистической ракеты

    да блин я в маразме что ли.... или они в порыве энтузиазма ее до америки на плечах нести собирались?????

    Разумеется заголовок корявы, автор все же имел ввиду мобильный (передвижной грунтовый) комплекс. А что до Америки - так она среднея дальности. То есть для Европы
Картина дня