"Оникс": 800 км – миф или реальность?

46
Развитие дальнобойных скоростных ПКР (ноу-хау отечественного ОПК) продолжается, и это не может не радовать: год назад (17.03.2016) СМИ сообщили о начале лётных испытаний новейшей гиперзвуковой ракеты 3М22 комплекса "Циркон" (ссылка 1), которую могут принять на вооружение уже в будущем году (ссылка 2). В то же время, предыдущая разработка – ПКРК "Оникс", начавшаяся более 35 лет назад (27.08.1981) и испытавшая на себе все тяготы Перестройки, до сих пор остаётся "тёмной лошадкой" − прежде всего, в отношении дальности пуска. Растиражированные в литературе и в сети 300 км ([1-35], [2-334], ссылка 3, ссылка 4, ссылка 5 и пр.) бесконечно далеки от действительности, т. к. относятся к экспортной версии комплекса (шифр "Яхонт") и обусловлены ограничениями международного Режима контроля за ракетными технологиями − РКРТ или MTCR (ссылка 6, ссылка 7).


Один из редких снимков ПКР 3М55 в полёте (Военный парад, 1998 − с подачи militaryrussia.ru)



Противокорабельный ракетный комплекс "Оникс" с ракетой 3М55 разрабатывался в качестве альтернативы сразу трём ПКРК предыдущих поколений – "Граниту" (по массогабаритам), "Малахиту" (по массогабаритам и скорости) и "Москиту" (по универсальности типа старта и траектории − надводный/подводный и комбинированная/низкая) [1-35]. И всё же, главной целью новой ОКР, по мнению автора блога (солидарного с В. Асаниным) было создание более "демократичного", нежели "Гранит", оперативно-тактического ПКРК, доступного не только для гигантов пр. 11435, 11442 и 949А, но и для кораблей среднего и малого водоизмещения – эсминцев, БПК, СКР и даже МРК. Уменьшение массы БЧ в этом случае следовало с неизбежностью, касательно дальности действия такой уверенности нет.

3М55 и 3М45: сходства и различия

Между ракетами "Оникса" и "Гранита" различий гораздо больше, нежели сходств. Взять хотя бы такой не совсем серьёзный, но легко вычисляемый показатель, как условная удельная масса, равная отношению стартовой массы ракеты к объёму цилиндра, образованного её длиной со стартовым ускорителем (стартово-разгонной ступенью, СРС) и диаметром корпуса − возможно, моё посильное нововведение в методику сравнения образцов ракетного оружия. Условная удельная масса 3М55 меньше 3М45 на 20% (1,23 против 0,99 т/м3) и гораздо ближе к 3М80 ПКРК "Москит" (0,93 т/м3), что не позволяет говорить о каком- либо массогабаритном подобии двух творений В. Челомея.

Главными конструктивными решениями, которые роднят эти ракеты, являются лобовой конический воздухозаборник (как на МиГ-21) и тандемное расположение маршевого и стартового двигателей, позволившее уменьшить поперечные габариты ПКР и, соответственно, ТПС. В свою очередь, основным внешним отличием ракеты "Оникса" стало крестообразное (Х-образное) расположение крыльев вместо "самолётного", а наиболее принципиальным – применение прямоточного воздушнореактивного двигателя (ПВРД) вместо двухконтурного турбореактивного (ТРДД). Оценить ЛТХ 3М55 без знания особенностей ПВРД крайне затруднительно, поэтому имеет смысл рассмотреть их немного подробнее.

Лошадка для быстрой езды

Принципиальная схема ПВРД проста как апельсин. По сути, это сквозная труба с камерой сгорания, куда атмосферный воздух подаётся не с помощью турбокомпрессора, как в ТРД, а исключительно за счёт скоростного напора набегающего потока. Отсутствие турбины и компрессора значительно облегчает и упрощает двигатель, но взамен лишает его возможности работать на стопе и малых дозвуковых скоростях (до 650 км/час [3-243]) – о запуске без предварительного разгона (посредством стартовых ускорителей или вместе с носителем) не может быть и речи. Стихия ПВРД – скорости от 2 М, где он начинает реально конкурировать с ТРД, а начиная с 3 М (в особенности – на гиперзвуке) становится безраздельным королём реактивного движения и по тяге, и по экономичности, и по так называемому параметру дальности полёта*, что хорошо видно на размещённых ниже диаграммах [4-19,21,23].

* Цитата: "Величина параметра дальности [формула] зависит от типа двигателя и скорости полёта (фиг. 10). При дозвуковых скоростях полёта наибольшая дальность может быть получена при помощи поршневых двигателей, при околозвуковых скоростях − при помощи турбореактивных двигателей; при скорости от M=1,6 до M=2,5 − при помощи ТРД с форсажной камерой (ТРДФ), а при M>2,5 самую большую дальность активного управляемого полёта можно получить при помощи прямоточных ВРД" [4-23].


Диаграммы из монографии М. Бондарюка и С. Ильяшенко "Прямоточные воздушно-реактивные двигатели" [4]

Перед "Ониксом" ПВРД был применён на ракете 3М80 комплекса "Москит" – выдающемся продукте отечественного ОПК, единственной в мире ПКР, предназначенной для длительного полёта на двойном сверхзвуке над гребнями волн. Однако по причине значительных конструктивных отличий и отсутствия данных по высотным испытаниям 3М80 сравнивать "Оникс" с "Москитом" было бы некорректно. Создатели "Москита" сознательно заплатили дальностью за малую высоту полёта (где сопротивление движению оказывает не только более плотный и влажный воздух, но и морская вода – в виде пыли и брызг), не дав тем самым ПВРД проявить себя на режимах, свойственных 3М55.

Кроме того, с момента опубликования приведённых выше диаграмм прошло уже почти шестьдесят лет. Несмотря на непреложные законы физики, прогресс не стоит на месте, и у новейших двухконтурных ТРДДФ (в отличие от ТРДФ) кривые должны выглядеть несколько иначе. Но точно так же (в лучшую сторону) должны были измениться и кривые ПВРД, удостовериться в чём, к сожалению, не получится по причине сверхсекретности двигателей для новейших крылатых ракет. Единственное, что можно сделать в данной ситуации, это предположить, что черта, разделяющая области применения двух типов ВРД, пролегает по-прежнему в районе 2-2,5 М – как раз тех скоростей, на которые рассчитан двигатель ракеты "Оникса".

800 км... Почему бы и нет?

Всех, кто хоть немного интересуется морскими ракетными комплексами, можно разделить на две группы: 1) считающих, что цифры в индексах, начинающихся с буквы "П" означают дальность действия (пуска) в километрах; 2) считающих тех, кто так считает, наивными простаками, поскольку эти цифры не означают ровным счётом ничего. Попробуем разобраться, кто здесь прав (при этом следует напомнить, что первым и едва ли не единственным, кто поведал миру об индексе "Оникса" является А. Широкорад [5-268] − человек необычайной работоспособности, который в период кратковременной постперестроечной оттепели, касающейся режима секретности, буквально жил в архивах и знает, о чём говорит).

Индексы первых П-комплексов (П-5, П-6, П-15, П-35) действительно не обозначали ничего, даже хронологической последовательности. Однако, начиная с "Аметиста" (П-70), нумерация стала напоминать выписки из ЛТХ. В табличной форме это выглядит примерно так:

Помимо магии цифр за 800-километровую дальность "Оникса" говорят следующие соображения.

1. Конструкторы вооружения и военной техники (в частности – ракетчики, и в особенности – сотрудники НПО машиностроения, бывшего ОКБ-52 В. Н. Челомея) люди по-хорошему амбициозные (очень амбициозные), как и люди в погонах, которые заказывают у них ВВТ. Каждое новое изделие должно быть лучше предыдущего и, по крайней мере, не хуже зарубежных аналогов – невыполнение двух этих заповедей для разработчиков и заказчиков оружия означает посрамление чести мундира.

Применительно к нашему случаю можно говорить о том, что новый оперативно-тактический ПКРК ни в коем случае не должен был уступать "Граниту" и "Вулкану" по совокупности боевых возможностей. И если снижение массы БЧ (и, как следствие, стартовой массы) ради расширения номенклатуры носителей ещё можно было компенсировать дополнительным боезапасом и новыми средствами прорыва ПВО, то уменьшение (или даже сохранение) дальности пуска компенсировать было нечем, и с точки зрения отечественного военно-промышленного менталитета должно было выглядеть неприемлемым.

2. Принятие на вооружение ПКР оперативно-тактического назначения с дальностью действия менее 700-800 км (как в первоначальном ТТЗ на "Гранит") полностью исключало возможность сколь-нибудь успешного противодействия АУГ противника со стороны наших КУГ НК в дуэльной ситуации*, что лишало разработку новой ракеты всякого смысла (целеуказание при столь большой дальности − тема отдельного разговора).

* Cтоль категоричное программное заявление автора, не раз высказывавшееся им в записях и комментариях, основано на том факте, что "Хокаи" патрулируют на удалении 320 км от АУГ [6-59], а прямая радиолокационная видимость с высоты 9400/10600 м, соответствующей практическому потолку E-2C/E-2D, составляет 400/425 км, итого 720/745 км (плюс 10-12 км, если брать 1164, показавшийся из-за радиогоризонта по верхнюю палубу) (оригинал).

3. После официального подтверждения дальности пуска версии КРБД 3М14 для ВМФ РФ (1500 км), в пять раз (!) превосходящей по данному параметру экспортную модификацию 3М14Э, техническая возможность превышения дальности "Оникса" над "Яхонтом" в каких-то 2,5 раза почти не вызывает сомнений.

4. Если последовать рекомендациям предыдущего раздела и предположить, что на скоростях 2-2,5 М ПВРД не уступает в экономичности ТРДД, заметного увеличения дальности можно достигнуть тем же способом, что и на ракете "Вулкана" (1000 км по проекту против 500 км у "Базальта") за счёт большей мощности и длительности работы стартовых ускорителей [7-48]**. Теоретически, в природе может быть две версии ракеты "Оникса": "короткая" – со стандартной стартово-разгонной ступенью и дальностью пуска порядка 500 км для кораблей ближней и дальней морской зоны (фрегатов, корветов, МРК) и "длинная" − с удлинённым стартовиком и дальностью до 800 км для кораблей океанской зоны (крейсеров и эсминцев).

** Цитата (уже приводившаяся ранее − ссылка 8): "Конструкторы "НПО машиностроения" выявили возможность удвоения дальности ракеты комплекса "Базальт" при минимальных доработках маршевой ступени за счёт применения титановых сплавов, некоторого снижения защищённости боевой части, но в основном путём замены стартового агрегата на так называемую стартово-разгонную ступень [СРС]. Ранее использовавшиеся стартовые агрегаты к моменту завершения своей работы придавали ракете скорость, достаточную для удержания в воздухе за счёт подъёмной силы и осуществления эффективного управления аэродинамическими рулями. Последующий набор высоты и разгон до большой сверхзвуковой скорости производились за счёт работы турбореактивного двигателя в режиме максимальной тяги, при этом расходовалась значительная часть топлива. После выхода на заданный высотно-скоростной режим полёта тяга ТРД снижалась по команде системы управления.

На новой ракете, названной "Вулкан", реутовские конструкторы переложили задачу разгона и набора высоты на твердотопливные двигатели [РДТТ] стартово-разгонной ступени. После её отделения ТРД работал в основном в режиме пониженной тяги, понемногу расходуя топливо, что и способствовало удвоению дальности".

5. Прирост дальности не менее 250-300 км даёт использование более совершенного (высокоэнергетичного) топлива. Речь идёт о выдающемся достижении наших химиков под названием децилин-м (прототип – децилин или Т-10), о котором стало известно совсем недавно (ссылка 9). Промежуточный итог: 300 км "Яхонта" плюс 250 км за счёт топлива плюс 250 км за счёт ускорителя = 800 км.

6. Дополнительными возможностями для увеличения дальности являются: 1) применение новых (более лёгких) конструкционных материалов и элементной базы для снижения массы планера, массогабаритов оборудования и увеличения запасов горючего; 2) увеличение маршевой высоты полёта для снижения сопротивления воздуха и расхода топлива. Думается, что конструкторы НПО машиностроения добросовестно использовали оба (а также изложенные в п.п. 4-5).

Что известно об "Ониксе"?

Думаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу, что об "Ониксе" не известно почти ничего, если не отождествлять его с "Яхонтом". Безусловно, внутренняя компоновка, внешний вид, диаметр корпуса и ТПС должны быть практически идентичными у обеих ракет, а что касается длины (СРС на имеющихся схемах явно коротковата − всего 04-0,5 м или 5-6% длины ПКР), массы БЧ, марки топлива (уж точно не керосин Т-6) и пр. − тут всё вилами по воде писано. Поэтому приведём те характеристики ракеты "Яхонта", которые могут быть близки к ЛТХ ПКР "Оникса", взяв за основу рекламный проспект НПО машиностроения (ссылка 10):

стартовая масса − 3 000 кг, масса с ТПС − 3 900 кг;
диаметр ракеты − 0,67 м [8], диаметр ТПС − 0,72 м;
размах крыла − 1,45 м (пересчёт по диаметру со схемы [1-35];
длина ракеты − 8,6 м [8], без СРС − 8,2 м [1-37], длина ТПС − 8,9 м;

маршевый двигатель − ПВРД 3Д55, стартово-разгонный двигатель − РДТТ;

высота полёта на маршевом участке − 14 000 м;
высота полёта на конечном участке (40 км до цели [1-35]) − 10-15 м;

максимальная скорость (на высоте 14 000 м) − 750 м/с (2,5 М при Vзв=298 м/с);
скорость на конечном участке (на высоте 10-15 м) − 600 м/с [1-35] (1,75 М при Vзв=340 м/с);

дальность захвата цели ГСН − не менее 50 км (ссылка 11), 70 км [1-35], 75 км (типа "крейсер", ссылка 12);
система управления − инерциальная-навигационная (ИНС), радиовысотомер, активная радиолокационная ГСН (АРГСН).

Индийский аргумент в пользу 800 км

Должен признаться, что начал работу над этим материалом ещё летом прошлого года (если не раньше), однако по причине слишком большой неопределённости значений дальности пуска 3М55 (300−800 км), не торопился форсировать публикацию − думается, что мало кто воспринял бы её всерьёз. К стыду своему, я и знать не знал, что 27.06.2016 Индия стала полноправным членом РКРТ (ссылка 13) и ограничение в 300 км перестало быть для неё актуальным. В результате, неделю назад (11.03.2017) индусы успешно испытали "Брамос" с дальностью свыше 400 км (ссылка 14).

В связи с этим, должен выразить своё почтение индийскому коллеге журналисту Шиву Аруру (Shiv Aroor), автору военно-технического сайта Livefist, предсказавшего данное событие ещё 15.02.2017 и конкретизировавшего то самое "свыше" − 450 км. Коль скоро первое предсказание Шиву явно удалось, есть основание полагать, что сбудется и другое, а именно − что в будущем году будет испытан BrahMos ER с дальностью до 600 км (в оригинале: Livefist can confirm that an even longer range final ER variant, out to 600km, will be tested next year) (ссылка 15 с подачи Михаила Рыбьянова).

Таким образом, диапазон дальностей "Оникса" сузился до 600-800 км, и раз уж индийским партнёрам любезно предоставили высокие технологии и рецептуру топлива, обеспечивающие столь высокие ЛТХ, отечественный ВМФ и подавно должен получить оружие с дальностью действия минимум 700 км, а в идеале − с заветными 800 км.

К слову, есть ещё один источник по 3М55, который утверждает, что "Оникс" − универсальная противокорабельная крылатая ракета, предназначенная для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. На базе ракеты существуют два внешне абсолютно идентичных экспортных варианта: российский "Яхонт" и индийский "БраМос", но со значительно урезанными боевыми характеристиками. Эти машины способны стартовать из-под воды, имеют скорость полета в 750 м/с и несут на себе сокрушающую фугасную боевую часть весом в полтонны. Дальность их полёта более 600 км" (ссылка 16). Хотелось бы верить в это, но здравый смысл и пересчёт с 3М45, 3М70 и 3М80 подсказывают, что 500-кг БЧ тяжеловата для трёхтонной ракеты (17 вместо "положенных" 8-11% от стартовой массы), а вот 300-кг была бы в самый раз (10%). ■

Использованная литература (через дефис может быть указан номер страницы)

1. В. Асанин "Ракеты отечественного флота", часть 4 "Удар из-под воды", Техника и вооружение, №06/2009.
2. В. Кузин, В. Никольский "Военно-морской флот СССР 1945-1991", Историческое морское общество, СПб, 1996.
3. "Реактивные двигатели" (под ред. О. Ланкастера), Воениздат, М., 1962.
4. М. Бондарюк, С. Ильяшенко "Прямоточные воздушно-реактивные двигатели", Оборонгиз, М., 1958.
5. А. Широкорад "Огненный меч российского флота", Яуза-Эксмо, М., 2004
6. "Современная военная авиация" (серия "Арсенал"), Aerospace Publishing Ltd − Русич, Смоленск, 2001 (рус.).
7. В. Асанин "Ракеты отечественного флота", часть 2 "На океанских просторах", Техника и вооружение, №06/2007.
8. "Яхонт" и его "Бастион", газета "Коммерсантъ" №158 от 28.08.2010, стр. 3 − http://www.kommersant.ru/doc/1494891.


Компоновка ПКР 3М55 (схема В. Асанина, Техника и вооружение, №06/2009, стр. 35)


Компоновка ПКР 3М55 (схема с сайта tula-mpf.narod.ru кафедры "Механика пластического формоизменения" Тульского госуниверситета − с подачи militaryrussia.ru) [под носовым обтекателем понимается защитный колпак, препятствующий попаданию воды в двигатель при подводном старте − А.Ш.]


Если оставить в заголовке только "Яхонт" − вполне приличная инфографика РИА Новости
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    2 апреля 2017 05:50
    Прекрасная, познавательная статья. Насколько я далек от флотских дел и то прочитал с удовольствием. Жаль , что обсуждения на 200 постов здесь не будет. Вот бы последить за дискусссией знатоков. winked
    1. +2
      2 апреля 2017 09:27
      Интересно, будет ли Барак-8 работать по Яхонтам
    2. +4
      4 апреля 2017 11:58
      тоже получил удовольствие от прочтения
      жаль, что нет кривых для турбовальных двигателей, было бы интересно
  2. +16
    2 апреля 2017 06:50
    После официального подтверждения дальности пуска версии КРБД 3М14 для ВМФ РФ (1500 км), в пять раз (!) превосходящей по данному параметру экспортную модификацию 3М14Э, техническая возможность превышения дальности "Оникса" над "Яхонтом" в каких-то 2,5 раза почти не вызывает сомнений.

    Я даже близко не понимаю удивление некоторых по поводу превышения дальности 3М14 в несколько раз по сравнению с экспортными 300 км. В основе X-55, 3М10 (Гранат) и 3М14 (Калибр ) лежит один и тот же короткоресурсный двигатель ТРДД-50 (хотя X-55 и 3М10 в основном летали с Р-95-300).
    Х-55 и 3М10 были приняты на вооружение в 1983-84 годах и имели дальность в 2500 км. - и думать, что 3М14 будет иметь дальность менее 2500 - просто несерьёзно. Насчёт "Оникса" и "Яхонта" - такая же ситуация.
    Cтоль категоричное программное заявление автора, не раз высказывавшееся им в записях и комментариях, основано на том факте, что "Хокаи" патрулируют на удалении 320 км от АУГ

    Я бы даже сказал - весьма странное заявление - этакая схватка рыцарей в "чистом поле" диаметром 1400 км. А за что там драться?
    Реально всегда АУГ будет подгоняться ближе к берегу (островам) и "Хокаи" будут практически висеть на группой. Причём и это окажется далеко не безопасным после появления дальнобойных зенитных ракет (типа нашей 40Н6Е).

    Статья неплохая, но автор (как и большинство других) абсолютно обходит вопрос как будет осуществляться целеуказание - когда у нас появится новая "Легенда", палубник ДРЛО (и его базовый вариант) и беспилотники ДРЛО.
    Вертолёт для целеуказания уже сильно проигрывает, а А-50 (А-100) - очень дорогая и неудобная для этого машина.
    1. +2
      2 апреля 2017 12:57
      Цитата: Никкола Мак
      На счёт "Оникса" и "Яхонта" - такая же ситуация.

      Какая, такая же ситуация? На чем основано ваше утверждение? Автор, уважающий себя человек, который не бросается словами, как вы, а пытается объяснить, за счет чего можно было бы увеличить дальность при сохранении прочих параметров. Поэтому, доверие к словам таких людей несравнимо больше, чем к словам балаболов с данного форума.
      1. +1
        2 апреля 2017 13:32
        я бы ( на месте Главкома laughing ) приказал бы устанавливать Искандер с гсн , как универсальный ПКР, сбить его очень трудно, потому что маневрирует с огромными перегрузками, а для увеличения дальности можно добавить ступень
        1. +3
          2 апреля 2017 15:31
          Цитата: Дормидонт2
          я бы ( на месте Главкома laughing ) приказал бы устанавливать Искандер с гсн , как универсальный ПКР, сбить его очень трудно, потому что маневрирует с огромными перегрузками, а для увеличения дальности можно добавить ступень

          Если вы имеете в виду баллистическую ракету Искандера, то она не может быть с дальностью более 500 и менее 5000 км, т.к. в ином случае подпадет под договор о запрете баллистических ракет средней и меньшей дальности. Ставить ракеты с дальностью меньше 500 не имеет смысла по причинам, о которых написано в статье, а больше 5000 км - на это нужно точное целеуказание из космоса. Да и попасть баллистической ракетой по маневрирующей цели боеголовкой, летящей почти с гиперзвуковой скоростью - задача, с которой не справились ни мы, ни американцы. Сами подумайте, межконтинентальные баллистические ракеты имеют КВО несколько десятков метров даже по стационарным целям! У китайских товарищей есть противокорабельная баллистическая ракета средней дальности DF-21, но способность поражать ею прямым попаданием авианосцы, не говоря уже о меньших кораблях, не доказана. Скорее всего они имеют ядерные боеголовки, чтобы гарантированно уничтожить цель без прямого попадания. Стоят такие ракеты очень дорого. Требуют, как я уже говорил, наличия специальной спутниковой группировки обнаружения и целеуказания.
          1. +1
            2 апреля 2017 16:53
            Баллистические противокорабельные ракеты с самонаводящейся боеголовкой - идеальное средство поражения надводных и наземных целей. Крылатые ракеты, даже сверхзвуковые, включая "Оникс" и "Циркон", по сравнению с ними детский сад.

            Например, баллистическая ракета "Искандер-М" имеет дальность 500 км, скорость 7 М, стартовый вес 3,8 тонн, боевую часть 480 кг, длину 7,2 м и диаметр 0,9 метра. ГСН ракеты обеспечивает КВО в пределах 10-30 метров.

            Вполне возможно создание баллистической противокорабельной ракеты в габаритах КР "Калибр" со стартовым весом 2 тонны, 100-кт боевой частью весом 100 кг и дальностью полета свыше 500 км.

            Тогда в универсальные ШПУ на морских носителях можно будет загружать или конвенциональные КР или ядерные БР (по ситуации).

            Против лома (гиперзвуковой маневрирующей боеголовки БР) нет приема am
        2. +2
          2 апреля 2017 21:57
          Цитата: Дормидонт2
          потому что маневрирует с огромными перегрузками, а для увеличения дальности можно добавить ступень

          Так и попасть им трудно (по неподвижным целям).
          Маневра по траектории он не имеет
          1. +2
            4 апреля 2017 12:04
            темное дело - как именно она маневрирует на конечном участке и что она может видеть
            столько разговоров про плазменные облака laughing
      2. +3
        3 апреля 2017 05:48
        На чем основано ваше утверждение? Автор, уважающий себя человек, который не бросается словами,

        Вот именно:
        Думаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу, что об "Ониксе" не известно почти ничего, если не отождествлять его с "Яхонтом".

        А далее автор приводит на диаграмме Фиг.10 сравнение ТРД и ПВРД - линии 2 и 4.
        И по ним нетрудно заметить, где они сходятся по координате "y" в своих реальных скоростях на конкретных ракетах (скажем 3М14 и 3М55).
        Может я ошибаюсь, но скорее всего автор говорит о том что характеристики по дальности были искусственно занижены по "экспортным причинам" или по причине трудности наведения на таком большом расстоянии в реальном времени.
    2. +2
      2 апреля 2017 13:39
      вместо "Легенды" уже висит "Лиана" http://tehnowar.ru/56188-liana-syadet-na-hvost-am
      erikanskim-submarinam.html
      1. +1
        3 апреля 2017 05:19
        вместо "Легенды" уже висит "Лиана

        Пытаются "подвесить" и принять на вооружение, но пока хороших новостей по этой теме нет - 4 спутника непонятно в каком состоянии - с "Легендой" не сравнить. Нет надёжной информации о способности системы корректировать ракеты в ходе удара на большие дальности и т.д.
    3. +1
      4 апреля 2017 12:02
      Цитата: Никкола Мак
      автор (как и большинство других) абсолютно обходит вопрос как будет осуществляться целеуказание

      в самую точку! good
      еще интересен вопрос живучести самолетов ДРЛО, для которых усердно готовят в том числе ракеты большой дальности
  3. +10
    2 апреля 2017 07:23
    Вычислить приблизительную дальность полета ПКРК можно зная алгоритм её полета. Исходя из открытых источников ракета подымается с момента старта на высоту 15км производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров)..Поскольку она принадлежит к классу загоризонтных ракет то на море удаление горизонта составит 460км по формуле: S = [(R+h)2 - R2]1/2
    где:
    R - радиус Земли 6367250 м.
    h - высота наблюдения на поверхностью
    Соответственно исходя из МГХ дальность будет приблизительно 660-760км
    1. +6
      2 апреля 2017 13:57
      Вычислить приблизительную дальность полета ПКРК можно зная алгоритм её полета. Исходя из открытых источников ракета подымается с момента старта на высоту 15км производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров)
      Учитывая, что ГСН ракеты и в очень-то хороших условиях может различить крупный надводный корабль с дистанции максимум км 40... что она там у вас с дистанции в 100 км и высоты 15 будет производить загадка wassat На самом деле так вычислить дальность полёта изделия нельзя wink ибо на начальном этапе изделие идёт по ИНС в предполагаемую точку встречи с целью основываясь на данных внешнего ЦУ(ИНС может быть и с коррекцией от источника ВЦУ), а уже когда заходит в определённую область включается её ГСН и производится поиск и захват цели.
      1. +1
        2 апреля 2017 23:39
        Простите, но чем ограничивается дальность обнаружения цели ГСН, по Вашему? Вот эти 40 км?
        Радиогоризонтом? Так здесь речь идет о баллистической траектории - вид сверху! ГСН даже в режим излучения не надо включать - собственных излучений ордера АУГ более чем достаточно для обнаружения и наведения. Передатчик ГСН можно включать только на последних секундах для наведения в вентиляционную трубу боевой рубки или 321-ю лопатку левого двигателя стоящего на палубе Хорнета. Маневренных возможностей падающей вертикально со 100 км баллистической ракеты с газовыми рулями должно вполне хватить.
        1. +5
          3 апреля 2017 00:30
          Дальность радиолокационной ГСН противокорабельной крылатой ракеты ограничена мощностью излучателя передатчика.

          Поскольку внешнее целеуказание к моменту подлета ракеты уже устаревает (АУГ движется со скоростью 50 км/ч), а в состав ордер входит несколько кораблей, РГСН на первом этапе работает в режиме обзора - с высоты крейсерского полета 15 км освещает круг диаметром около 50 км. Из этого вытекает наклонная дальность действия РГСН - порядка 70 км.

          После чего по отраженному сигналу селектируется цель с наибольшей ЭПР (авианосец), происходит захват цели и пикирование ракеты на цель. В случае атаки нескольких ракет, ракета-лидер производит распределение целей между ними.
        2. +3
          4 апреля 2017 14:15
          Простите, но чем ограничивается дальность обнаружения цели ГСН, по Вашему? Вот эти 40 км?
          Камрад Оператор дал на эту реплику совершенно верный ответ, цитирую:
          Оператор:
          Дальность радиолокационной ГСН противокорабельной крылатой ракеты ограничена мощностью излучателя передатчика.
          Далее...
          ГСН даже в режим излучения не надо включать - собственных излучений ордера АУГ более чем достаточно для обнаружения и наведения.
          Пассивный канал у ГСН Оникс не основной, больше применяется при наведении на помеху(потому что диапазон РЛС обнаружения/наведения корабля несколько иной). Если он ловит несколько источников селекция целей невозможна. Поэтому ракета может прилететь не в тот батлшип или вообще по воробьям ибо пассивный канал считает примерно так: источник помех и есть цель(не совсем корректно, но в целом так), но не всегда источник РЭБ = цель. Поэтому всё происходит примерно так как описал камрад Оператор(детали не в счёт). Пассивный канал начинает пеленг при проблемах в активном канале. Грубо говоря: активный канал пеленгует цель с дистанции 40 км, цель получив облучение включает РЭБ, пассивный канал по данным ВЦУ и первичным данным ГСН активного канала и по излучению помех вычисляет, где цель и "топает" в ту сторону(опять же грубо, но в целом так). За счёт большой скорости ПКР цель просто физически(если она большая) не сможет сманеврировать так чтоб не встретиться с ПКР(на что и расчёт). Подлётное время Оникс с дистанции 40 км в районе минуты. Если ракет в залпе несколько, то алгоритм иной, но это уже вне рамок дискуссии.
          Передатчик ГСН можно включать только на последних секундах для наведения в вентиляционную трубу боевой рубки или 321-ю лопатку левого двигателя стоящего на палубе Хорнета.
          Эм... фантастику не обсуждаю)))
          Маневренных возможностей падающей вертикально со 100 км баллистической ракеты с газовыми рулями должно вполне хватить.
          Оникс крылатая ракета и нет у неё газовых рулей... может Вы про другую ракету?
    2. +6
      2 апреля 2017 22:07
      Цитата: Аскет
      Исходя из открытых источников ракета подымается с момента старта на высоту 15км производит захват цели, п

      у неё не хватит ни силёнок( мощности РЛС ГСН), ни угла захвата,что бы
      Цитата: Аскет
      захват цели


      Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме - 50 км (по одним данным)
      Дальность обнаружения цели класса "крейсер" ГСН в активном режиме - 75-77 км
      Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная - 1 км
      Сектор обнаружения целей ГСН по азимуту - +-45 градусов

      https://www.granit-electron.ru/products/military/
      yahont_head/
      Цитата: Аскет
      где:
      R - радиус Земли 6367250 м.

      Это "сферический конь в вакууме", то бишь рассуждения для вакуума( свободного пространства)


      Цитата: Аскет
      Соответственно исходя из МГХ дальность будет приблизительно 660-760км

      Либо скорость, либо дальность.
      1. +1
        4 апреля 2017 13:55
        Антон, good даже за учебником можно не бежать laughing
  4. +3
    2 апреля 2017 08:44
    Я не так продвинут как камрады:Никола Мак или Аскет,но учитывая"челомеевское" происхождение охотно поверю в эти цифры.
  5. +8
    2 апреля 2017 09:33
    Цитата: Арон Заави
    Насколько я далек от флотских дел и то прочитал с удовольствием. Жаль , что обсуждения на 200 постов здесь не будет.

    Обсуждения действительно вряд ли будет. Да и чего толочь воду в ступе, рассуждая о тальности посредством ковыряния в носу.
    Мне (пока) достаточно информации о дальности, озвученной министром обороны России Шойгу. По результатам применения в Сирии комплекса "Бастион" было заявлено о максимальной дальности поражения кораблей в 350 км (т.е. по высотной траектории) и о максимальной дальности поражения наземных целей в 450 км.
    Все остальные данные будут исключительно многократно-перекрестными перепевами различных интернет-материалов и книг. Не более.

    Цитата: Аскет
    Вычислить приблизительную дальность полета ПКРК можно зная алгоритм её полета. Исходя из открытых источников ракета подымается с момента старта на высоту 15км производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров)..

    Вы изначально определили неправильный алгоритм и получили неправильные данные. При стрельбе по высотной траектории, как вы правильно заметили ракета поднимается на высоту порядка 14 км и летит "в направлении" цели с использованием инерциональной системы наведения. Ни о каком захвате цели РЛС и дальнейшем спуске на высоту 10-15 метров речи не идет.
    Захват цели происходит на дальностях порядка 50-70 км (по крайней мере цели типа "крейсер" она согласно открытым источникам захватывает на дальности порядка 75 км. .
    Вот после захвата цели и начинается снижение ПКР до высот в 10-15 метров. ГСН выключается и ракета "ныряет" под нижнюю границу зоны ПВО цели и летит под управлением инерциальной системы на высотах в 10-15 метров. После выхода на линию радиогоризонта первоначально обнаруженной цели ГСН вновь включается. Бортов комплекс корректирует накопившуюся ошибку и "донаводит" изделие на цель.

    Нет на "Ониксе" РЛ ГСН такой мощности, чтобы могла обнаружить и захватить цель на таких дальностях. Для справки. Дальность обнаружения целей радиолокатором американского самолета ДРЛО Е-2 порядка 600 км.

    По маловысотной тракетории изначальное направление пуска задается РЛС комплекса, ну а захват цели - после выхода на линию радиогоризонта.

    Цитата: Никкола Мак
    Я даже близко не понимаю удивление некоторых по поводу превышения дальности 3М14 в несколько раз по сравнению с экспортными 300 км. В основе X-55, 3М10 (Гранат) и 3М14 (Калибр ) лежит один и тот же короткоресурсный двигатель ТРДД-50 (хотя X-55 и 3М10 в основном летали с Р-95-300).
    Х-55 и 3М10 были приняты на вооружение в 1983-84 годах и имели дальность в 2500 км. - и думать, что 3М14 будет иметь дальность менее 2500 - просто несерьёзно. Насчёт "Оникса" и "Яхонта" - такая же ситуация.

    Я тоже не понимаю этого удивления. Есть такая известная фраза: ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ

    Но нам то чего кого-то слушать. Легче обсасывать известные по инету данные. А ведь еще чуть ли не в 2013 году командующий Каспийской флотилией озвучил эти данные. Но большинство их благополучно "промухали". А ведь он, отвечая на вопросы корреспондента сказал, что во время учений морская цель была поражена на дальности 375 км (то есть противокорабельной ракетой), а цель на суше - на дальности более тысячи километров. Это было столь неожиданно, что корреспондент даже переспросил. НА что командующий сказал, что из акватории Каспийского моря может этими ракетами поражать цели в районе Персидского залива и Ближнего востока. Кто мешал внимательно слушать и не удивляться потом?
  6. +2
    2 апреля 2017 09:36
    На высоте ракета сможет лететь только до радиогоризонта, на котором его обнаружат. 800 и больше км верю, но со спец БЧ. Что в принципе правильно. Если придется воевать с авианосцами, то в любом случае применение ЯО не за горами.
    1. +1
      4 апреля 2017 23:18
      А что спецБЧ? Одна единственная ракета даже с таким зарядом ордер не потопит. А несколько ракет бесполезны, по причине того, что первый же ядерный взрыв сорвет наведение всех остальных.
      1. +3
        6 апреля 2017 15:40
        Никто не собирается топить весь ордер.
        Сорвет и сожжет все антенное хозяйство, на авианосце сгорят прям на палубе пару самолетов, экипажи получат дозу. Все - задачу АУГ не выполнит. Большего не надо.
  7. +7
    2 апреля 2017 10:12
    Во первых, автор статьи ошибся с выбором иллюстраций по конструкции ракеты "Оникс" - твердотопливный ракетный ускоритель расположен внутри камеры сгорания ПВРД на всю её длину.

    Во вторых, дальность полета "Оникса" определяется не желаниями эксплуатантов (типа хотим запускать сверхзвуковую ракету в лимитированных габаритах непременно на 800 км), а современным технологическими возможностями двигателестроительной отрасли. Поэтому дальность "Оникса" скорее всего равна дальности "Брамоса" (500-600 км), что как раз превышает минимальное значение радиогоризонта палубного самолета ДРЛО "Хокай". Повышенная дальность достигается применением более совершенного твердотопливного ракетного ускорителя с увеличенной энергетикой, разгоняющего ракету до маршевой скорости и одновременно поднимающей её на крейсерскую высоту 14 км.

    В третьих, надо различать дальности полета крылатых ракет в конвенционном и ядерном оснащении (например, для "Калибра" это 1600 и 2500 км, что достигается уменьшением веса БЧ с 450 до 100 кг и увеличением количества топлива). Поэтому вполне возможно существование и версии "Оникса" с дальностью полета 800 км со 100-кт спецБЧ.

    В четвертых, использование в качестве топлива более плотного и калорийного децилина-М позволяет поднять дальность полета "Оникса" в конвенционном оснащении до 700 км, в ядерном оснащении до 1000 км.

    В пятых, обновленный "Оникс", скорее всего, носит название "Циркон" laughing
  8. +1
    2 апреля 2017 11:38
    Парой строк автор "проводил параллель" между "Ониксом"/"Яхонтом" и "Москитом".Но всё же это довольно-таки разные ракеты:1.совершенно разные конструкции воздухозаборников(а это в определённой степени влияет на ТТХ );2.С "Москитом" есть одна "непонятка": в "ранней" инфе утверждается,что П-270 оснащён Твёрдотопливным ПВРД (в "поздних" статьях тип ПВРД часто умалчивается,иногда указывается жидкотопливный ПВРД ). Об "Ониксе" однозначно говорится-жидкотопливный ПВРД.для увеличения дальности действия "Оникса" автор указывает одну из прочих "рационализаций"-увеличение длины (а значит мощности или длительности работы)стартового ускорителя.Но это как раз удобнее сделать у "Москита",чем у "Оникса" .Потому,как у "Москита" стартовый ускоритель представляет собой отдельный блок и вставляется в сопло двигателя (тут как раз можно подумать об увеличении блока...например,длины).У "Оникса" же стартовый ускоритель размещается в камере сгорания ПВРД...чтобы увеличить размеры ускорителя надо будет осуществить более сложную модернизацию:добавлять дополнительный ускоритель по типу "Москита" Поэтому,для увеличения дальности остаются ещё следующие пути:1.использование высокоэнергетического топлива;2.увеличение ёмкости топливного бака:а)за счёт увеличения ,например,длины;б)уменьшения толщины стенок бака за счёт применения более высокопрочных материалов.
  9. 0
    2 апреля 2017 12:38
    немного не в тему, но всё же: https://www.youtube.com/watch?v=ZDAro731-W8
  10. 0
    2 апреля 2017 13:13
    Главное ,что б доставал до супостата!А также, до его вассалов!
  11. 0
    2 апреля 2017 14:47
    Цитата: Дормидонт2
    вместо "Легенды" уже висит "Лиана" http://tehnowar.ru/56188-liana-syadet-na-hvost-am
    erikanskim-submarinam.html

    Не весит
  12. 0
    2 апреля 2017 15:10
    " Принципиальная схема ПВРД проста как апельсин ".Свинья.
  13. +1
    2 апреля 2017 15:58
    неплохо бы поставить их для Сирии, Ирана и Ливана. я даже знаю какой визг в псевдогосударстве будет - ультразвук 24/7!!!!
    1. 0
      4 апреля 2017 23:20
      и станет после такого Россия полным аналогом Северной Кореи.
  14. 0
    2 апреля 2017 16:33
    Цитата: mercaptan
    неплохо бы поставить их для Сирии, Ирана и Ливана. я даже знаю какой визг в псевдогосударстве будет - ультразвук 24/7!!!!

    В Сирии они есть. Ирану они нафиг не нужны, у них и своих ПКР дофига. С Ливаном мы никогда в военно-техническом плане дел не имели
  15. +1
    2 апреля 2017 19:20
    "российский "Яхонт" и индийский "БраМос""
    ---
    *российский "Яхонт" и российско-индийский "БраМос"
  16. 0
    3 апреля 2017 05:10
    вместо "Легенды" уже висит "Лиана

    Пытаются "подвесить" и принять на вооружение, но пока хороших новостей по этой теме нет - 4 спутника непонятно в каком состоянии - с "Легендой" не сравнить. Нет надёжной информации о способности системы корректировать ракеты в ходе удара на большие дальности и т.д.
  17. 0
    3 апреля 2017 13:42
    абалдеть, 750м/с.
  18. 0
    3 апреля 2017 14:36
    Цитата: Никкола Мак
    Пытаются "подвесить" и принять на вооружение, но пока хороших новостей по этой теме нет - 4 спутника непонятно в каком состоянии - с "Легендой" не сравнить. Нет надёжной информации о способности системы корректировать ракеты в ходе удара на большие дальности и т.д.

    Ну чего тут непонятного, камрад! С 2009 года весит одна "Лиана-С" (14Ф138) с неполным комплектом штатного оборудования, которая сначала вообще через пень-колоду работала, и одна Лиана (14Ф145) с декабря 2014. В планах еще запуск как минимум 3-х, правда неизвестно когда.
    "Пион НКС" (14Ф139) планируют запустить только в этом году. Когда второй - ХЗ. Так что до работоспособной группировки из 4-х спутников еще далеко. К тому времени, как второй "Пион" запустят" уже "Лотос-С" менять надо будет
    1. 0
      4 апреля 2017 23:21
      на фоне новостей про двигатели к Протонам даже то, что планировали запустить в этом году как бы не сорвалось..
  19. 0
    3 апреля 2017 19:11
    меньше знают партнеры .. КРЕПЧЕ БУДУТ СПАТЬ .. нет конечно иногда надо показывать чтобы ОСТУДИТ голову .. Но в меру ))
  20. 0
    4 апреля 2017 11:27
    Статья не экспертного уровня: ...не знаю, но предполагаю что это так....

    Много слов, древней информации, с таким "багажем" знаний - малоинтересно.
  21. 0
    4 апреля 2017 12:47
    Очень познавательная статья!
    Побольше бы таких...
  22. 0
    16 апреля 2017 11:59
    Автор не совсем понимает предмет. Сверхзвуковые ракеты при низком профиле полета испытывают значительное сопротивление воздуха (растет пропорционально квадрату скорости, а после превышения звукового барьера еще больше). На это и уходит огромное (по сравнению с дозвуковыми КР) количество топлива.
  23. 0
    9 июля 2017 12:07
    хорошая статья
  24. 0
    2 ноября 2017 05:11
    Не моряк, но хотел бы заметить следующее. Любая ПКР будет эффективна в пределах своей дальности только тогда когда на протяжщнии всего полета будет получать в реальном масштабе времени о координатах, курсе и скорости своей цели. Создание же систем способных обнаруживать и сопровождать надводные корабли за пределами зон обнаружения радиолокационных средств корабля носителя ракеты (а это в лучшем случае сотня другая км) всегда было трудной задачей особенно в случае отсутствия палубных самолетов ДРЛО и У. К сожалению таких самолетов на вооружении ВМФ России до сих пор нет как нет и носителей этих самолетов. Попытка приспособить корабельные вертолеты дл;я решения задач ДРЛО и У пока к серьезным результатам не привели. В какой то мере подобные задачи могут решаться с помощью спутниковых систем разведки и целеуказания морских целей, но век спутника в случае полномасштабного конфликта более чем короток да и не всегда они оказываются в нужное время в нужном месте. Да и информация получаемая от спутника не всегда позволяет проводить непрерывное сопровождение даже обнаруюенных им целей. Посему от особых восторгов по поводу запредел0ных дальностей ПКР я бы воздержался пока на вооружении ВМФ не появятся средтва разведки и целеуказания морских целей которые позволили бы полностью реализовать ТТХ современных ПКР. Возражения по поводу точной стрельбы Калибрами по стационарным обьектам в Сирии не принимаются. Там эти объекты разведываются всеми видами разведки с большой степенью тости и задача ракеты сводиться к а) долететь до неподвижной цели и б) не промахнуться. С подвижными морскими целями такой фокус не пройдет.