Как солдаты из советского стройбата потрясли мир

После 49-дневного дрейфа без еды и воды в Тихом океане измождённые советские солдаты, которые к тому времени съели все свои кожаные сапоги и которым оставалось только умирать, отказались "сдаваться" американцам.

Как солдаты из советского стройбата потрясли мир


Про эту историю я случайно узнал от старичка в возрасте 70 лет, ожидая приёма в очереди одной из московских поликлиник. Мы с ним разговорились про текущую ситуацию с российской армией и он мне поведал про легендарную четвёрку, о которой я к своему стыду не знал. Если вы тоже не в курсе про эту историю - почитайте, я специально нашёл самые интересные факты и моменты, будет интересно!


Баржа Т-36

«Героями не рождаются, героями становятся» — эта мудрость как нельзя лучше подходит к истории четвёрки советских парней, потрясшей мир весной 1960 года. Молодые ребята не рвались к славе и известности, не мечтали о подвигах, просто однажды жизнь поставила их перед выбором: стать героями или умереть.

Январь 1960 года, остров Итуруп, один из тех самых остров Южно-Курильской гряды, которыми по сей день грезят японские соседи. Из-за каменистого мелководья доставка грузов на остров кораблями крайне затруднена, и поэтому функцию перевалочного пункта, «плавучего причала» у острова выполняла самоходная танкодесантная баржа Т-36.



За грозным словосочетанием «танкодесантная баржа» скрывался небольшой кораблик водоизмещением сто тонн, длина которого по ватерлинии составляла 17 метров, ширина — три с половиной метра, осадка — чуть более метра. Максимальная скорость баржи составляла 9 узлов, а удаляться от берега, не подвергаясь риску, Т-36 могла не более чем на 300 метров. Впрочем, для тех функций, что баржа выполняла у Итурупа, она вполне подходила. Если, конечно, на море не было шторма.

Пропавшие без вести

А 17 января 1960 года стихия разыгралась не на шутку. Около 9 часов утра ветер, достигавший 60 метров в секунду, сорвал баржу со швартовки и стал уносить её в открытое море. Те, кто остался на берегу, могли лишь наблюдать за отчаянной борьбой, которую вели с разгневанным морем люди, находившиеся на борту баржи. Вскоре Т-36 исчезла из виду…

Когда шторм стих, начались поиски. На берегу были найдены некоторые вещи с баржи, и военное командование пришло к выводу, что баржа вместе с находившимися на ней людьми погибла. На борту Т-36 в момент её исчезновения находились четверо солдат: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин, 21-летний рядовой Анатолий Крючковский, 20-летний рядовой Филипп Поплавский и ещё один рядовой, 20-летний Иван Федотов.

Родным солдат сообщили: их близкие пропали без вести при исполнении воинского долга. Но за квартирами всё-таки установили наблюдение: вдруг кто-то из пропавших не погиб, а попросту дезертировал?

Но большинство сослуживцев ребят полагали, что солдаты сгинули в океанской пучине…

Унесённые ветром

Четвёрка, оказавшаяся на борту Т-36, в течение десяти часов боролась со стихией, пока наконец шторм не стих. На борьбу за выживание ушли все скудные запасы топлива, 15-метровые волны сильно потрепали баржу. Теперь её просто уносило всё дальше и дальше в открытый океан. Сержант Зиганшин и его товарищи не были моряками — они служили в инженерно-строительных войсках, которые на сленге именуются «стройбатом».

На баржу их отправили разгружать грузовое судно, которое вот-вот должно было подойти. Но ураган решил иначе… Положение, в котором оказались солдаты, выглядело практически безвыходным. Топлива у баржи больше нет, связи с берегом нет, в трюме течь, не говоря уже о том, что Т-36 вовсе не годится для таких «путешествий».

Из продовольствия на барже оказались буханка хлеба, две банки тушёнки, банка жира и несколько ложек крупы. Были ещё два ведра картошки, которую во время шторма раскидало по машинному отделению, отчего она пропиталась мазутом. Опрокинуло и бачок с питьевой водой, которая частично перемешалась с морской. Ещё была на судне печка-буржуйка, спички да несколько пачек «Беломора»

Пленники «течения смерти»

Судьба над ними будто бы издевалась: когда шторм затих, Асхат Зиганшин нашёл в рубке газету «Красная звезда», в которой говорилось, что как раз в районе, куда их уносило, должны состояться учебные ракетные пуски, в связи с чем весь район был объявлен небезопасным для мореплавания. Солдаты сделали вывод: искать их в этом направлении никто не будет до конца ракетных пусков. Значит, необходимо продержаться до их окончания.

Пресную воду брали из системы охлаждения двигателей — ржавую, но годную для употребления. Также собирали дождевую воду. В качестве еды варили похлёбку — немного тушёнки, пара пахнущих топливом картофелин, самая малость крупы. На таком рационе требовалось не только выживать самим, но и бороться за живучесть баржи: скалывать лёд с бортов, чтобы не допустить её переворота, выкачивать воду, собиравшуюся в трюме.

Спали на одной широкой кровати, которую сами и соорудили, — прижимаясь друг к другу, берегли тепло. Солдаты не знали, что течение, уносившее их всё дальше и дальше от дома, носило название «течение смерти». Они вообще старались не думать о худшем, ибо от таких мыслей легко можно было впасть в отчаяние.

Глоток воды и кусок сапога

День за днём, неделя за неделей… Еды и воды всё меньше. Как-то сержант Зиганшин вспомнил рассказ школьной учительницы о матросах, потерпевших бедствие и страдавших от голода. Те моряки варили и ели кожаные вещи. Ремень сержанта был кожаным. Сначала сварили, покрошив в лапшу, ремень, потом ремешок от разбитой и неработающей рации, потом стали есть сапоги, содрали и съели кожу с оказавшейся на борту гармошки…

С водой дело обстояло совсем плохо. Кроме похлёбки, её доставалось каждому по глотку. Один раз в двое суток.

Последнюю картошку сварили и съели 23 февраля, в День Советской Армии. К тому времени к мукам голода и жажды добавились слуховые галлюцинации. Ивана Федотова начали мучить приступы страха. Товарищи поддерживали его, как могли, успокаивали. За всё время дрейфа в четвёрке не произошло ни одной ссоры, ни одного конфликта.

Даже тогда, когда сил уже практически не осталось, ни один не попытался отобрать у товарища пищу или воду, чтобы выжить самому. Просто договорились: последний, кто останется в живых, перед тем как умереть, оставит на барже запись о том, как погибал экипаж Т-36…

«Спасибо, мы сами!»

2 марта они впервые увидели проходящее вдали судно, но, кажется, сами не поверили в то, что перед ними не мираж. 6 марта новый корабль показался на горизонте, но отчаянные сигналы о помощи, которые подавали солдаты, на нём не заметили.

7 марта 1960 года авиационная группа с американского авианосца «Кирсардж» обнаружила баржу Т-36 примерно в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Полузатопленная баржа, которая не должна удаляться от берега на расстояние больше 300 метров, прошла больше тысячи миль по Тихому океану, преодолев половину расстояния от Курил до Гавайев.

Американцы в первые минуты не понимали: что, собственно, за чудо перед ними и что за люди плывут на нём?

Но ещё больший шок моряки с авианосца пережили, когда доставленный с баржи вертолётом сержант Зиганшин заявил: у нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доплывём до дома.На самом деле, конечно, плыть солдаты уже никуда не могли. Как потом говорили врачи, жить четвёрке оставалось совсем немного: смерть от истощения могла наступить уже в ближайшие часы. А на Т-36 к тому времени оставался один сапог и три спички.


Военнослужащие Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком © РИА Новости

Американские медики дивились не только стойкости советских солдат, но и удивительной самодисциплине: когда экипаж авианосца стал предлагать им еду, они съели совсем чуть-чуть и остановились. Съешь они больше, то сразу погибли бы, как гибли многие, пережившие долгий голод.

Герои или изменники?

На борту авианосца, когда стало ясно, что они спасены, силы окончательно оставили солдат — Зиганшин попросил бритву, но упал в обморок около умывальника. Брить его и его товарищей пришлось морякам «Кирсарджа».

Когда солдаты отоспались, их начал мучить страх совсем иного рода — на дворе-то была холодная война, а помощь им оказал не кто-нибудь, а «вероятный противник». К тому же к американцам в руки попала советская баржа.

Капитан «Кирсарджа», кстати, никак не мог взять в толк, отчего солдаты так рьяно требуют от него погрузить на борт авианосца это ржавое корыто? Чтобы успокоить их, он сообщил им: баржу в порт отбуксирует другое судно.

На самом деле американцы потопили Т-36 — не из-за желания нанести вред СССР, а потому, что полузатопленная баржа представляла угрозу судоходству.

К чести американских военных, по отношению к советским солдатам они вели себя очень достойно. Никто не мучил их расспросами и допросами, больше того, к каютам, где они жили, приставили охрану — чтобы не докучали любопытные.

Но солдат волновало, что они скажут в Москве. А Москва, получив новости из США, некоторое время молчала. И это объяснимо: в Советском Союзе ждали, не попросят ли спасённые политического убежища в Америке, дабы со своими заявлениями не попасть впросак.

Когда же стало ясно, что военные не собираются «выбирать свободу», про подвиг четвёрки Зиганшина заговорили по телевидению, на радио и в газетах, и сам советский лидер Никита Хрущёв послал им приветственную телеграмму.

«Как на вкус сапоги?»

Первая пресс-конференция героев состоялась ещё на авианосце, куда вертолётами доставили около полусотни журналистов. Закончить её пришлось раньше времени: у Асхата Зиганшина носом пошла кровь.

Позже ребята дали массу пресс-конференций, и практически везде им задавали один и тот же вопрос:

— А как на вкус сапоги?

«Кожа очень горькая, с неприятным запахом. Да разве тогда до вкуса было? Хотелось только одного: обмануть желудок. Но просто кожу не съешь: слишком жёсткая. Поэтому мы отрезали по маленькому кусочку и поджигали. Когда кирза сгорала, она превращалась в нечто похожее на древесный уголь и становилась мягкой. Этот «деликатес» мы намазывали солидолом, чтобы легче было глотать. Несколько таких «бутербродов» и составляли наш суточный рацион», — вспоминал потом Анатолий Крючковский.

Уже дома тот же вопрос задавали школьники. «Сами попробуйте», — пошутил как-то Филипп Поплавский. Интересно, сколько сапогов сварили после этого мальчишки-экспериментаторы в 1960-х?

К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско герои уникального плавания, продлившегося, по официальной версии, 49 дней, уже немного окрепли. Америка встречала их восторженно — мэр Сан-Франциско вручил им «золотой ключ» от города.

«Итурупская четвёрка»

Солдат радушные хозяева одели в костюмы по последней моде, и американцы буквально влюбились в русских героев. На фотографиях, сделанных в то время, они действительно смотрятся великолепно — ни дать ни взять «ливерпульская четвёрка». Специалисты восхищались: молодые советские парни в критической ситуации не потеряли человеческий облик, не озверели, не вступили в конфликты, не скатились до каннибализма, как это случалось со многими из тех, кто попадал в аналогичные обстоятельства.


Советские воины, дрейфовавшие на барже, (слева направо): Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов © РИА Новости, Рудольф Кучеров

А простые жители США, глядя на фото, удивлялись: разве это враги? Милейшие ребята, немного стеснительные, что только добавляет им шарма. В общем, для имиджа СССР четверо солдат за время своего пребывания в США сделали больше, чем все дипломаты.

Кстати, что касается сравнений с «ливерпульской четвёркой» — Зиганшин с товарищами не пели, но в истории отечественной музыки оставили след при помощи композиции под названием «Зиганшин-буги».

Отечественные стиляги, нынче воспетые в кино, создали песню на мотив «Rock Around the Clock», посвящённую дрейфу Т-36:

Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают.
Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,
Зиганшин — парень из Калуги,
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин слопал свой сапог.
Поплавский-рок, Поплавский-буги,
Поплавский съел письмо подруги,
Пока Поплавский зубы скалил,
Зиганшин съел его сандали.
Дни плывут, плывут недели,
Судно носит по волнам,
Сапоги уж в супе съели
И с гармошкой пополам…

Разумеется, сочинять подобные шедевры куда проще, чем выжить в таких условиях. Но современным режиссёрам стиляги ближе.

Слава приходит, слава уходит…

По возвращении в СССР героев ждал приём на высшем уровне — в их честь был организован митинг, солдат лично принимали Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский. Всех четверых наградили орденами Красной Звезды, про их плавание сняли фильм, написали несколько книг… Популярность четвёрки с баржи Т-36 начала сходить только к концу 1960-х.

Вскоре после возвращения на Родину солдат демобилизовали: Родион Малиновский заметил, что парни своё отслужили сполна.

Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Асхат Зиганшин по рекомендации командования поступили в Ленинградское военно-морское среднетехническое училище, которое окончили в 1964 году.

Иван Федотов, парень с берегов Амура, вернулся домой и всю жизнь проработал речником. Его не стало в 2000 году.

Филипп Поплавский, поселившийся под Ленинградом, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Он скончался в 2001 году.

Анатолий Крючковский живёт в Киеве, много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница».

Асхат Зиганшин после окончания училища поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом, женился, воспитал двух прекрасных дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге.

Они не рвались к славе и не переживали, когда слава, коснувшись их на несколько лет, пропала, словно её и не было.

Но героями они останутся навеки.

P. S. По официальной версии, как уже говорилось, дрейф Т-36 продолжался 49 дней. Однако сверка дат даёт иной результат — 51 день. Есть несколько объяснений этого казуса. Согласно самому популярному, про «49 дней» первым сказал советский лидер Никита Хрущёв. Озвученные им данные официально никто оспаривать не решился.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Spartanez300 9 апреля 2017 06:10
    Такие мужественные люди могут родиться только в России.
    1. рич 9 апреля 2017 07:08
      Настоящий подвиг
      1. Ольгович 9 апреля 2017 08:10
        Помню-в 60-е годы имена этих ребят мы все знали .
        Особая гордость за то, что ребята-из стройбата, "моих" войск. yes
        1. Барбулятор 28 мая 2017 22:15
          за квартирами всё-таки установили наблюдение: вдруг кто-то из пропавших не погиб, а попросту дезертировал?

          Дезертировать с Буревестника? Что-то новенькое... А вообще-то начало этой истории до начала шторма всё-таки было не таким, как его описывают. Но ребята все равно герои!
          1. nizhegorodec 29 мая 2017 07:17
            Цитата: Барбулятор
            А вообще-то начало этой истории до начала шторма всё-таки было не таким, как его описывают.

            так просветили бы, интересно же.
            1. Барбулятор 29 мая 2017 08:50
              Баржа стояла у причала, а эти ребята решили отдохнуть, сгоняли в близлежащий магазин, а когда очнулись - открытое море со всеми последствиями. Но так, как они выживали - это несомненно героизм, пусть и по глупости.
              1. nizhegorodec 29 мая 2017 09:07
                Цитата: Барбулятор
                эти ребята решили отдохнуть

                Спасибо! А данные откуда? Вам то я верю, но есть упёртые, словам не верят.
                1. Барбулятор 30 мая 2017 08:14
                  Цитата: nizhegorodec
                  А данные откуда?

                  Да именно оттуда...
            2. мордвин 3 12 июня 2017 12:32
              Цитата: nizhegorodec
              интересно же.

              Да забухали они там на барже, вот и все дела. Мне дядька рассказывал.
      2. Surt 12 июня 2017 12:08
        Цитата: рич
        Настоящий подвиг

        В чём подвиг то , сопоги есть что ли или политического убежища не попросить или на барже проболтаться 50 дней, . Вы и вам подобные ..... готовы кричать ура, не задумываясь и не анализируя.
        1. рич 12 июня 2017 12:16
          50 дней на барже в открытом море без еды и воды - это подвиг. По крайней мере лично для меня. А Вы бы так смогли?
          1. Surt 12 июня 2017 12:22
            Это личный подвиг этих парней, раздутый пропогандой до чуть ли не примера для подражания, но это глупость же, на барже они случайно уплыли, никто их геройствовать не просил, они выживали, как могли но в блокадном ленинграде например, там были обьективные условия, а тут изза разгильдяйства их унесло а океан. Вот и подвиг весь. Обычное стройбатовское разгильдяйство.
    2. veteran66 9 апреля 2017 16:00
      Цитата: Spartanez300
      акие мужественные люди могут родиться только в России.

      В СССР
      1. Проксима 9 апреля 2017 20:28
        Цитата: veteran66
        Цитата: Spartanez300
        акие мужественные люди могут родиться только в России.

        В СССР

        Вот именно, что в СССР!!! Поколение этих ребят "проскочило" мимо ГНИЛОЙ ИДЕОЛОГИИ ЗАПАДНОГО МИРА. Давайте на секунду представим, что было бы если бы на их месте оказались какие-нибудь американцы или англичане, да тут и представлять не надо - ОНИ БЫ СОЖРАЛИ ДРУГ ДРУГА и в конечном счёте все бы погибли. Таких случаев было предостаточно. А наши ребята не ведали такой индивидуально-потребительской западной философии. Чувства коллективизма, взаимовыручки, "сам погибай, а товарища выручай" - уже было привито у них. Очень огорчительно, что случись бы такое с теперешним нашим поколением - поколением потребителей, то результат такой "одиссеи" предсказать совсем не трудно.
        1. veteran66 10 апреля 2017 08:59
          Цитата: Проксима
          Давайте на секунду представим, что было бы если бы на их месте оказались какие-нибудь американцы или англичане, да тут и представлять не надо - ОНИ БЫ СОЖРАЛИ ДРУГ ДРУГА и в конечном счёте все бы погибли. ... Очень огорчительно, что случись бы такое с теперешним нашим поколением - поколением потребителей, то результат такой "одиссеи" предсказать совсем не трудно.

          Да перестаньте вы блажить, в любой нации есть и мужественные люди, и, скажем так, не очень мужественные. Примеров тому достаточно, как в СССР. так и в странах запада. И нынешнее поколение не такое уж и пропащее, это показали хотя бы события в Чечне 95-96 годов, знаю не понаслышке.
  2. Тот же ЛЕХА 9 апреля 2017 06:29
    Дааа what .... фото солдат рядом с американцем впечатляет...не сломались парни...даже на пороге смерти сохранили присуствие духа...поэтому и выжили.


    Для справки...
    в зависимости от состояния организма, пола, возраста, климатических условий и прочих факторов нормальный человек может продержаться абсолютно без пищи от пяти дней до шести недель...
    без воды от пары дней до полутора недель, в лучшем случае.
    1. антивирус 9 апреля 2017 17:36
      похожее на древесный уголь и становилась мягкой. Этот «деликатес» мы намазывали солидолом,

      отец говорил- в войну на олифе картошку жарили. др стандарты были для продуктов и технических веществ. солидол тоже . возможно. был не из нефти. и др предметы.
      1. егор. деревенский 9 апреля 2017 21:57
        даже в 80-е олифа была из подсолнечника. и пахла соответственно. синтетическая появилась в 90-е.
        но в их желе важнее всего настрой. умерает не тот кто должен а тот кто сдался..
        американский психолог пошел в кругосветку. воду пил морскую по чуть, рыбу ловил. когда после шторма встретил корабль от помощи отказался спросил только точные координаты.
        1. антивирус 9 апреля 2017 22:05
          отец сказал : в 78 г вышло постановление ЦК и Совмина о химизации и синтетике, в тч о пищевой промышленности.
          До этого химию крестьяне и др мест пром не приветствовали.
  3. avaks111 9 апреля 2017 06:56
    В очень раннем детстве смотрел художественный фильм про эту четвёртку. Повторов не видел...
  4. parusnik 9 апреля 2017 07:05
    В "Родной речи" за 3- класс, был о них рассказ...Интересно, что сейчас в учебниках пишут...
    1. амурец 9 апреля 2017 07:30
      Цитата: parusnik
      В "Родной речи" за 3- класс, был о них рассказ...Интересно, что сейчас в учебниках пишут..

      Про эту четвёрку ничего не пишут. И не вспоминают. Сейчас спросил у внука и показал статью, он вообще без понятия. А в третьем классе они учили русские сказки и басни. Ну а чему сейчас учат, посмотрите по этой ссылке.
      Консультантом был 11-летний внук. http://yagdz.com/1-4-klass/literaturnoe-chtenie-1
      -4/gdz-po-literaturnomu-chteniyu-3-klass-buneev-b
      uneeva/
      А Иван Федотов учился в Благовещенском речном училище.
  5. EvgNik 9 апреля 2017 08:00
    До сих пор помню всех по именам. И рок пели не только стиляги, по всей стране пели. Просто от восторга перед мужеством ребят.
    1. parusnik 9 апреля 2017 11:08
      И рок пели не только стиляги, по всей стране пели. Просто от восторга перед мужеством ребят.
      ...Хит парковых и дворовых скамеек..даже в 70-е и 80-е и именно восторг..Эх, были песни нашего двора..Фантом,футболист Володька...
  6. igordok 9 апреля 2017 08:40
    Впервые о их подвиге узнал со слов отца. В приложении к "Юному Технику" была бумажная модель баржы Т-36. Отец мимолетным взглядом на рисунок определил, а потом и рассказал о этой барже. Модельку сделал, она была простой, но долго она у меня не прожила.
  7. V.ic 9 апреля 2017 08:44
    Был снят кинофильм "49 дней", про этот дрейф. В детстве смотрел.
    1. антивирус 9 апреля 2017 17:39
      Конст. Ёпрст не знает истории "своей" страны? ли Киселев?
  8. andrewkor 9 апреля 2017 08:57
    Кино про них было хорошее.Мужественные,человечные ребята.настоящие патриоты Родины!!!!
  9. Старый26 9 апреля 2017 10:37
    Цитата: Ольгович
    Помню-в 60-е годы имена этих ребят мы все знали .

    Да, до полета Гагарина это были самые известные и знаменитые.Все газеты только о них и писали

    Цитата: EvgNik
    До сих пор помню всех по именам. И рок пели не только стиляги, по всей стране пели. Просто от восторга перед мужеством ребят.

    Я к сожалению помню только по фамилии. Обычно называли из в таком порядке: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский
  10. Exsubmariner 9 апреля 2017 19:29
    "...А ну смелей ребята,
    Пусть нам споёт баян!
    Четыре безоружные солдата,
    А победили океан!...".
  11. Баргузин 9 апреля 2017 19:36
    Это и есть пример для подражания,настоящие парни с огромной душой,Герои!!!
  12. BORMAN82 9 апреля 2017 21:40
    Цитата: veteran66
    Цитата: Spartanez300
    акие мужественные люди могут родиться только в России.

    В СССР

    Татарин, русский и два украинца.
  13. ovod84 10 апреля 2017 16:17
    фильм надо снимать про это ,можно было б клинта иствуда в качестве режиссера пригласить
  14. ZIS 12 апреля 2017 21:45
    В этой истории меня больше всего восхищают... КОЖАНЫЕ САПОГИ у солдат, срочной службы, стройбатовцев! Откуда!!! Вся армия кирзу носила!
    ZIS
    1. alex86 13 апреля 2017 20:06
      Цитата: ZIS
      КОЖАНЫЕ САПОГИ у солдат

      Обратите внимание - они говорили, что поджигали кирзу - голенище кирзовых сапог из кирзы, головки - нижняя часть, примыкающая к подметке - кожаная, её из кирзы (тканевая основа с пропиткой) не сделаешь (хотя были и брезентовые сапоги, но это отдельная песня). Но как можно есть обугленную кирзу - т.е., обугленную ткань, в которой выгорела пропитка - только как обман желудка, лишь бы что то попало...
      У нас классе в 7-м, пожалуй, эта тема была в английском (не спецшкола).
Картина дня