Крылатая ракета Tomahawk Block IV: новые возможности старого оружия

В начале восьмидесятых годов на вооружение военно-морских сил США была принята крылатая ракета Tomahawk. Вскоре эта ракета стала одним из основных видов вооружения, активно применяемых в ходе различных вооруженных конфликтов. По имеющимся данным, к настоящему времени Пентагон успел закупить более 4 тыс. ракет, и свыше половины этих изделий было использовано для поражения целей во время реальных боевых операций. В будущем эксплуатация подобных вооружений будет продолжаться, для чего несколько лет назад было решено создать очередную модификацию ракеты с повышенными характеристиками.

На данный момент самой новой версией ракеты «Томагавк» является модификация Block III, созданная и принятая на вооружение еще в начале девяностых годов. Проект Tomahawk Block III подразумевал повышение характеристик оружия за счет применения обновленной системы наведения, определяющей собственные координаты по сигналам GPS, и улучшенной силовой установки. В итоге такая ракета могла лететь дальше предшественников и более точно поражать указанные цели. Тем не менее, со временем модификация Block III перестала в полной мере отвечать требованиям военных. Как следствие, был дан старт новому проекту, целью которого вновь стало повышение основных технических и боевых характеристик.


Тестовый запуск ракеты Tomahawk Block IV, 10 ноября 2002 г. Фото US Navy



О начале разработки проекта Tomahawk Block IV было объявлено в начале прошлого десятилетия. В официальных сообщениях военного ведомства США и некоторых предприятий оборонной промышленности раскрывались основные особенности будущей модернизации и общие требования к обновленной ракете. Как вскоре стало ясно их ряда новых сообщений, улучшать существующее оружие предлагалось за счет применения новых компонентов, а также при помощи использования иных алгоритмов работы. Все это позволяло получить ряд новых возможностей с понятными последствиями для боевой эффективности ракеты.

Ракеты «Томагавк» предыдущих версий способны наводиться только на одну цель. В проекте Block IV заказчик требовал обеспечить возможность одновременного введения в память головки самонаведения координат 15 объектов противника. При этом следовало предусмотреть перенацеливание ракеты во время полета. Кроме того, для полной реализации всех преимуществ такого обновления ракета должна была получить возможность барражирования в заданном районе в ожидании новых команд оператора.

Имеющуюся систему управления, использующую инерциальную и спутниковую навигацию, предлагалось дополнить новыми средствами. В приборном отсеке ракеты требовалось установить оптические/тепловизионные средства наблюдения и систему передачи видеосигнала. При помощи этой аппаратуры оператор комплекса мог бы следить за полетом ракеты и, при необходимости, управлять им. Передача видеосигнала и телеметрии также могла бы использоваться для ведения разведки и контроля за результатами предыдущих пусков. Связь ракеты и операторского пульта должна была осуществляться через спутник.

В рамках новой программы модернизации следовало улучшить аппаратуру, предназначенную для кораблей и подлодок-носителей ракетного вооружения. Теперь оператор комплекса должен был иметь возможность полноценного планирования т.н. GPS-миссий – стрельбы ракетами с использованием только координат цели, но не полного объема данных, применявшегося ранее. Также носители должны были получать аппаратуру управления типа Tomahawk Weapons Control System и Tomahawk Command and Control System.

В первоначальном проекте Tomahawk предусматривалась возможность применения конвенциональных и специальных боевых частей. От использования ядерных боеприпасов в дальнейшем отказались. Кроме того, к моменту начала проекта Block IV военных перестала устраивать и существующая фугасная боевая часть. Как следствие, был дан старт проекту JMEWS (Joint Multi-Effects Warhead System – «Единая многоцелевая боевая часть»). Результатом этого проекта должна была стать новая боевая часть, отличающаяся высокими характеристиками проникновения, но при этом сохраняющая фугасное и осколочное действие на уровне предыдущего изделия.

Результатом очередной программы модернизации должно было стать появление улучшенной крылатой ракеты, отличающейся от предшественников повышенными характеристиками и расширенными боевыми возможностями. Ожидалось, что после такого обновления изделие Tomahawk Block IV сможет атаковать наземные и надводные цели, как стационарные, так и движущиеся. При помощи использования новой боевой части JMEWS можно было обеспечить поражение защищенных наземных объектов, такие как незначительно заглубленные бункеры и т.д. При этом новая боевая часть, как минимум, не должна была уступать существующим изделиям.


Выход ракеты из пусковой установки. Фото US Navy


С определенного времени улучшенный «Томагавк» стали рассматривать в качестве возможной альтернативы существующим противокорабельным ракетам Harpoon. Имея заметные преимущества во всех основных характеристиках, противокорабельный вариант Tomahawk Block IV мог бы прийти на смену менее крупным и тяжелым ракетам серийной модели. Это дало бы преимущества как боевого, так и эксплуатационного характера. Прежде всего, носителям ракетного вооружения более не нужно было бы оснащаться пусковыми установками разных типов.

Следует отметить, что вместе с повышением технических и боевых характеристик применение новых комплектующих должно было дать определенные возможности, отсутствовавшие у предыдущих ракет семейства. Наиболее заметным преимуществом Tomahawk Block IV при этом должно было стать резкое сокращение времени подготовки к запуску. На планирование миссии, подготовку ракеты и иные операции ранее требовалось 80 часов. В новом проекте все эти операции требуют не более часа, после чего ракета может быть отправлена к цели. Ценой некоторого сокращения боевого радиуса достигается определенная экономия топлива, позволяющая ракете оставаться в районе цели и ждать команды на атаку.

Разработка перспективной версии крылатой ракеты была поручена компании Raytheon, ранее создавшей предыдущие изделия семейства и занимающейся выпуском серийного вооружения. В течение нескольких следующих лет основная масса новостей о проекте Tomahawk Block IV касалась подписания различных контрактов и договоров. Кроме того, в этот период заказчик и исполнитель неоднократно пересматривали различные особенности перспективного проекта. Тем не менее, американские военные и промышленность несколько раз рассказывали об успехах технического характера.

В 2004 году новая ракета была официально принята на вооружение, однако развитие проекта не прекратилось. В 2006-м было объявлено о продолжении модернизации, которое продолжается до сих пор. На этом этапе следовало вновь обновить состав бортового оборудования ракеты и повысить основные ее характеристики. Также именно в рамках второго этапа модернизации планировалось реализовать часть новых функций. При этом было решено не использовать для обновленного проекта новое обозначение.

Так, в августе 2010 года специалисты военно-морских сил и оборонной промышленности провели первый успешный тест боевой части JMEWS. Впоследствии такие испытания несколько раз повторили, после чего конструкцию изделия начали адаптировать к установке на ракеты «Томагавк». По имеющимся данным, к настоящему времени такие работы были завершены.

В октябре 2013 года компания Raytheon сообщила о проведении успешных испытаний обновленной системы наведения. В ходе подготовки к этим тестам системы самонаведения были улучшены при помощи новейшей радиолокационной головки. Кроме того, тестовый комплекс бортового оборудования уже успел получить двухстороннюю связь с пультом оператора и некоторые другие нововведения. Компания-разработчик утверждала, что последние усовершенствования позволят эффективно применять крылатую ракету в качестве противокорабельного оружия.

Крылатая ракета Tomahawk Block IV: новые возможности старого оружия
Схема головного отсека ракеты Block IV, вмещающего средства наведения и боевую часть. Рисунок Raytheon / raytheon.com


19 февраля 2014 года состоялся первый полноценный испытательный запуск крылатой ракеты Tomahawk Block IV, доработанной по актуальному проекту. Как сообщалось, перед стартом в память ракеты были введены координаты цели и полетная программа, описывающая весь маршрут к ней. На всем протяжении испытательного полета ракета-прототип поддерживала двухстороннюю связь с пультом оператора. С целью проверки и оценки новых возможностей во время полета ракета получила обновленные данные целеуказания. Автоматика правильно обработала команды и обеспечила поражение условной цели. Связь с носителем сохранялась до момента попадания в цель.

Тогда же сообщалось, что в обозримом будущем испытания ракет с новой комплектацией будут продолжаться. Пентагон и компания Raytheon планировали проверить работу новой бортовой автоматики на различных режимах и в разных условиях. В частности, планировались опыты с осуществлением связи между ракетой и пультом при помощи отдельных самолетов-ретрансляторов.

Весной 2014 года военное ведомство США начало работы по определению требуемых объемов закупки нового вооружения. В течение 2014-15 годов предлагалось закупить около трех сотен ракет семейства Tomahawk. В дальнейшем вооруженные силы могли бы рассчитывать на получение подобных изделий последней модификации. В общей сложности командование желает одновременно иметь на вооружении около 4 тыс. ракет «Томагавк» всех модификаций. Такое число подобных вооружений позволит быстро и правильно отвечать на все возможные угрозы. Доля ракет последней модификации должна будет постепенно расти.

В сентябре того же года компания Raytheon сообщила о проведении двух новых испытаний ракет Tomahawk Block IV с использованием носителей, предоставленных военно-морскими силами. Одна из опытных ракет нового типа была запущена атомной подлодкой USS Hampton (SSN-767), а вторую к цели отправил ракетный крейсер USS Lake Champlain (CG-57). Вновь были подтверждены повышенные летные и технические характеристики изделия. Кроме того, опытные ракеты снова продемонстрировали возможность быстрого и простого перенацеливания после старта.

Летом и осенью 2015 года компания-разработчик провела несколько испытаний, в ходе которых опытная ракета новой модели впервые на практике продемонстрировала свои возможности в деле ведения разведки с использованием бортовых оптико-электронных систем. Ракета-прототип была запущена из одного района и направилась во второй. Там оператор произвел необходимые наблюдения, после чего отправил ракету в третью зону. В последней находилась условная цель, которую должна была поразить ракета. Также в ходе подобных испытаний было установлено, что такие оригинальные методы применения ракет могут использоваться как при одиночных, так и при залповых пусках.

На зиму 2015-16 годов были запланированы испытания, в рамках которых ракеты Tomahawk Block IV должны были поражать движущиеся наземные и надводные цели. Для поражения перемещающихся объектов ракеты должны использовать новые элементы, сравнительно недавно введенные в состав аппаратуры самонаведения. При некоторых проблемах технического или иного характера, опытные ракеты, в целом, успешно справились с возлагавшимися на них задачами.


Запуск модернизированного "Томагавка" с борта крейсера USS Cape St. George (CG-71), 23 марта 2003 г. Фото Navsource.org


В начале 2016 года было объявлено о начале работ по поиску новых способов повышения боевых качеств ракеты. Специалистами лаборатории Energetic Materials Research and Engineering было предложено усилить воздействие штатной боевой части при помощи некоторых доработок топливной системы. В некоторых ситуациях на момент попадания в цель в баках ракеты может оставаться некоторое количество топлива. Ученые лаборатории смогли использовать бак с остатками горючего в качестве специфического боеприпаса объемного взрыва. При помощи специальных средств распыления и воспламенения планировалось получить оптимальное распределение топлива по окружающему объему с последующим его зажиганием. В случае успешного решения имеющихся задач перспективные модификации ракет должны будут отличаться повышенным могуществом при сохранении штатной боевой части.

11 января 2017 года компания Raytheon завершила об успешном завершении испытаний новейшей ракеты Tomahawk Block IV. Тесты завершились двумя запусками ракет с борта корабля USS Pinckney (DDG-91), находившегося на морском полигоне у берегов Калифорнии. Первая тестовая стрельба ракеты подразумевала максимально быструю подготовку к запуску, после чего оружие отправилось к намеченной цели, следуя заложенной программе. Второй испытательный пуск произвели без заранее подготовленной программы и с управлением ракетой во время полета. Эти испытания вновь подтвердили принципиальную возможность практического применения новых функций для решения тех или иных боевых задач.

В предыдущих модификациях крылатая ракета Tomahawk представляла собой управляемое оружие, пригодное для поражения стационарных наземных целей. Ранее ракеты могли следовать изначально заложенной программе и следовать к цели по указанному маршруту. Такие особенности комплекса обеспечивают приемлемую вероятность поражения целей, однако уже не в полной мере соответствуют требованиям времени и желаниям основного эксплуатанта в лице ВМС США. Исходя из желания повысить потенциал надводных и подводных сил, обновить арсеналы и получить новые возможности, американские военно-морские силы ранее инициировали создание новой модификации существующей ракеты.

Для развития ракетного вооружения было решено использовать новые подходы. Как показывают имеющиеся сведения, теперь модернизация «Томагавков» осуществляется путем замены или переработки всех основных агрегатов ракеты. Без значительных изменений остается только планер. Таким образом, достаточно старое ракетное оружие теперь развивается по модульным принципам. Это позволяет внедрять в конструкцию новые элементы и аппаратуру с требуемыми возможностями. Такие подходы уже показали свой потенциал, подтвердив его в ходе многочисленных длительных испытаний.

Текущая модернизация крылатых ракет, позволяющая решать разнообразные боевые задачи и уничтожать различные объекты противника, позволит вооруженным силам США сохранять изделия семейства Tomahawk в своих арсеналах в течение нескольких следующих десятилетий. Известно, что в конце текущего десятилетия должна будет стартовать программа ремонта и обновления остающихся на хранении ракет предыдущих моделей. После восстановления технической готовности и установки новых компонентов это оружие будет соответствовать современным требованиям и сможет оставаться в строю в будущем. Параллельно с этим будет продолжатся производство новых ракет, изначально имеющих новые возможности.

В течение нескольких последних десятилетий военно-морские силы Соединенных Штатов неоднократно принимали участие в вооруженных конфликтах, в ходе которых применяли крылатые ракеты семейства Tomahawk. За все время эксплуатации такого оружия в общей сложности было применено свыше 2 тыс. управляемых ракет, целями которых были различные наземные объекты противника. Текущая модернизация подобного оружия прямо говорит о желании американского командования сохранять его на вооружении, но при этом получать новые возможности, связанные с модернизацией бортовых систем. Это означает, что ракеты Tomahawk Block IV будут оставаться на вооружении в течение длительного времени, и, вероятно, неоднократно смогут принять участие не только в учениях, но и в реальных боевых операциях. Именно в обстановке настоящей войны модернизированное оружие сможет показать свои возможности.


По материалам сайтов:
http://raytheon.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://nationalinterest.org/
http://militaryaerospace.com/
http://breakingdefense.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. CooL_SnipeR 4 апреля 2017 07:32
    "Да Россия отсталая страна, живет на модернизациях советских разработок"...а у самих лицо в пуху... абрамсы натягивают на новые требования, теперь томагавки... я конечно понимаю, что последние справляются до сих пор... но у нас это почему-то "мы ничего не умеем"... у них "модернизация"
    1. AUL 4 апреля 2017 09:34
      Почему не умеем? Наши разработки не уступают юсовским! Вопрос в другом - у них в запасе 4000 топоров,+ 2000 уже применили в разных войнах. А сколько у нас Калибров? Думаю,на 2 порядка меньше. Больно дорогая это игрушка!
      AUL
      1. Цитата: AUL
        Почему не умеем? Наши разработки не уступают юсовским! Вопрос в другом - у них в запасе 4000 топоров,+ 2000 уже применили в разных войнах. А сколько у нас Калибров? Думаю,на 2 порядка меньше. Больно дорогая это игрушка!

        К сожалению блок4 уже по своим ттх ГСН превосходит калибр. Так что уступают и вполне заметно.
        1. CooL_SnipeR 4 апреля 2017 19:08
          Единственная защита Кр от ПВО - низкая высота полета... причем только на земле это имеет значение из-за складок местности. Она не имеет маневра, ни имеет средств преодоления ПВО. Все уже давно поняли, что КР это против папуасов и бабановых республик... будущее за гиперзвуком. По состоянию сейчас в открытом доступе, вроде как, этих кирпичей 4 сделано 600 штук, из них в европе меньше 100... все остальное количество топоров - старые модификации кирпич 3 и ниже
        2. Inok10 5 апреля 2017 00:52
          Цитата: Вольдемар Вольдемарович Шеломов
          К сожалению блок4 уже по своим ттх ГСН превосходит калибр. Так что уступают и вполне заметно.

          ... ой-ли ... Вы не забыли, что "Калибр" - это комплекс вооружения ? ... не одна КР в виде супер-пупер вундерфафли ... а, 2 вида ПКР с разными БЧ по дальности, весу и даже скорости, собственно 3М14 для нанесения ударов по наземным целям и ракето-торпеда для поражения подводных целей ... и все это максимально унифицировано ... так что тут в догоняющих матрасники ... не наводите тень на плетень ... hi
          Цитата: CooL_SnipeR
          Единственная защита Кр от ПВО - низкая высота полета... причем только на земле это имеет значение из-за складок местности.

          ... в том еще ее и беда ... так как имеет все шансы при полете на высоте 15-50 м. "собрать" все ЛЭП класса напряжения 110/330 кВ ... как муха в паутину ... wink
          1. Цитата: Inok10
            Цитата: Вольдемар Вольдемарович Шеломов
            К сожалению блок4 уже по своим ттх ГСН превосходит калибр. Так что уступают и вполне заметно.

            ... ой-ли ... Вы не забыли, что "Калибр" - это комплекс вооружения ? ... не одна КР в виде супер-пупер вундерфафли ... а, 2 вида ПКР с разными БЧ по дальности, весу и даже скорости, собственно 3М14 для нанесения ударов по наземным целям и ракето-торпеда для поражения подводных целей ... и все это максимально унифицировано ... так что тут в догоняющих матрасники ... не наводите тень на плетень

            У США есть аналоги всех остальных ракетных систем. Им комплекс не нужен. А ударный Калибр отстаёт от блок4, это факт
          2. CooL_SnipeR 7 апреля 2017 05:30
            Цитата: Inok10
            в том еще ее и беда ... так как имеет все шансы при полете на высоте 15-50 м. "собрать" все ЛЭП класса напряжения 110/330 кВ ... как муха в паутину ..

            Не собираюсь защищать топор, но он прекрасно влетел в пентагон как и полагается, при этом лэпы не задел (11/09)
            1. cherrybuster 8 апреля 2017 22:12
              охосспади...
              1. CooL_SnipeR 9 апреля 2017 01:48
                Значит по твоему мнению это был боинг? О Боже
        3. KaPToC 6 апреля 2017 00:13
          Цитата: Вольдемар Вольдемарович Шеломов
          К сожалению блок4 уже по своим ттх ГСН превосходит калибр. Так что уступают и вполне заметно.

          По каким это параметрам? belay
          А "ониксы" тоже превосходит?
      2. region58 5 апреля 2017 01:17
        Цитата: AUL
        А сколько у нас Калибров? Думаю,на 2 порядка меньше

        2 порядка - это в сто раз. Неужто у нас "Калибров" 40 штук?
        1. CooL_SnipeR 7 апреля 2017 05:31
          Уже выше писал, кирпичей 4 всего 600 штук, уж точно у нас не меньше калибров
    2. looker-on 4 апреля 2017 10:58
      с ракетами модернизация это по сути -новая ракета.Болванка неизменна но ГСН, двигатель и БЧ могут разительно отличаться от оригинала.
  2. Nikolaevich I 4 апреля 2017 08:27
    Я обратил внимание на одно "ноу-хау" в статье-использование бака с остатками топлива в качестве объёмно-детонирующего боеприпаса(ОДБ). И вот почему....Есть в инете сайты типа Freepatent.ru;и там мне встречалось такое "тех.предложение":крылатая ракета,в которой отсутствовала боеголовка в традиционном виде,но имелся топливный бак,который выполнял "роль" и объёмно-детонирующего боеприпаса....в общем,простая "механика": бОльшая дальность-меньшая мощность "боеголовки"; мЕньшая дальность-бОльшая мощность "боеголовки" ! Было описание и "разновидности":"традиционная" боеголовка и бак с остатками топлива в качестве ОДБ...практически,в точь-точь,как у новой модификации "Томагавка".Поневоле придут мысли в голову:а не читают ли мерикосы все российские сайты,где есть много технических проектов,предложений ?
    1. Лопатов 4 апреля 2017 09:47
      Цитата: Nikolaevich I
      .Есть в инете сайты типа Freepatent.ru;и там мне встречалось такое "тех.предложение":крылатая ракета,в которой отсутствовала боеголовка в традиционном виде,но имелся топливный бак,который выполнял "роль" и объёмно-детонирующего боеприпаса....в общем,простая "механика": бОльшая дальность-меньшая мощность "боеголовки"; мЕньшая дальность-бОльшая мощность "боеголовки" !

      Тут не всё так просто... Двухтактные (создание аэрозольного облака => детонация) боеприпасы объёмного взрыва не особо надёжны. Не зря наши предпочитают намного менее мощные однотактные термобарические
      --Созданию облака могут препятствовать погода (ветер, дождь и проч) и особенности местности.
      --Топливо крылатой ракеты является, пожалуй, пожалуй, одним из самых неудобных составов для создания БОВ
      --Высокая сложность такого рода систем. Даже в классическом двухтактном сложно добиться детонации облака в оптимальный момент. А тут ещё и согласовать надо подрыв основного заряда и детонацию облака. Если основной заряд взорвётся раньше, его ударная волна рассеет аэрозольное облако. Если позже- велика вероятность повреждения основного заряда, что в лучшем случае вызовет снижение его мощности, а в худшем- разрушение.
      1. Nikolaevich I 4 апреля 2017 10:57
        Вы свои "сомнения" неплохо обосновали...но мой пример-это всё-таки,практически, "прожект" ,обладающий присущими проектам недостатками...без практической проработки,без опытных образцов.Тем более,автор рассматривал разные виды топлива(в том числе и более подходящие для создания ОДБ ).Я ещё и немного "слукавил",то есть "промолчал":в этом проекте автор рассматривал и вариант ракеты с ЖРД и двукомпонентным топливом.
        1. Лопатов 4 апреля 2017 11:14
          Цитата: Nikolaevich I
          в этом проекте автор рассматривал и вариант ракеты с ЖРД и двукомпонентным топливом.

          Это же вообще бессмысленно. Крылатая ракета с ЖРД- экономически нецелесообразное решение. Ну а баллистика выжигает всё топливо и окислитель на активном участке траектории, и в качестве "усилителя" может выступить разве что сами топливные баки с топливо-воздушной смесью внутри них.
          Кстати, насчёт нового "Томагавка"- возможно именно такое решение там и применено. Как то не особо верится в возможность создания того, что описывается в статье. По указанным мною причинам.
          А вот превращение в доп. заряд самих топливных баков- вполне осуществимый вариант.
          1. Nikolaevich I 4 апреля 2017 12:17
            Цитата: Лопатов
            Крылатая ракета с ЖРД- экономически нецелесообразное решение

            Крылатая ракета предлагалась с ТРД....это было "основное блюдо".А с ЖРД- это так...."на закуску", ", и это была не КР,а типа управляемой авиабомбы с "движком". Автор,более подробно рассмотрев проект КР, кратко "пробежался" и по другим вариантам применения его идеи. Я попал на этот сайт случайно(искал нужную мне на тот момент инфу), "полистал" сайт "чиста" из-за любопытства,немного задержался на некоторых "прожектах"(которые показались мне более интересными) и покинул сайт.Были там и "выкладки" : формулы,схемы,рисунки;но я их просто "пропускал".Поэтому,я не могу обоснованно защищать этот проект....тем более это-не моё.
          2. Alexey RA 4 апреля 2017 12:56
            Цитата: Лопатов
            А вот превращение в доп. заряд самих топливных баков- вполне осуществимый вариант.

            ЕМНИП, у нас эта концепция живёт со времён КСЩ: тогда, правда, планировали, что отделяемая БЧ бьёт ниже ватерлинии, а корпус с баками - выше. Потом от отделяемой БЧ отказались.
            Судя по тому, что натворил движок одного "Экзосета" при Фолклендах - даже у твердотопливной ПКР корпус обладает нехилым поражающим действием. smile
      2. Nikolaevich I 4 апреля 2017 13:11
        Тут ещё есть одна "заковыка"...Для ОДБ - "размер имеет значение"...нет смысла создавать авиабомбы менее 100 кг и арт.снаряды калибром менее 122-мм...( или всё же-152-мм ? -забыл...).А ТББ ("термобары" ) создаются до 43-мм включительно.Честно говоря, толком не изучал тему:ОДБ и ТББ-поэтому,время от времени возникающий вопрос:в чём дело? почему такая разница?-остаётся без ответа...
    2. opus 4 апреля 2017 13:38
      Цитата: Nikolaevich I
      но имелся топливный бак,который выполнял "роль" и объёмно-детонирующего боеприпаса....в общем,простая "механика": бОльшая дальность-меньшая мощность "боеголовки"; мЕньшая дальность-бОльшая мощность "боеголовки" !


      "изобретатель" попутал топливо КР (Нафтил/керосин) с жидким ВВ (окись этилена допустим или окись пропилена, метан, пропилнитрат, МАРР (смесь метила, ацетилена, пропадиена и пропана))
      +
      потребуется несколько детонаторов (инициаторов), в несклольких расчётных точках, что на КР поражающей цель- осуществить сложно .
      ТББ обязательно используют парашют:
      обеспечивал стабилизацию бомбы и скорость снижения наиболее благоприятную для последовательности операций срабатывания (взрыв пиропатрона и раскрытие корпуса бомбы, распыление топливной смеси, разбрасывание детонаторов, взрыв детонаторов). Из носовой части бомбы опускался тросик длиной 5-7 метров с грузиком. Уменьшение натяжения тросика при касании им земли и вызывало начало операций срабатывания.


      1. боеприпасы объемного взрыва имеют только один поражающий фактор – ударную волну. Осколочным, кумулятивным действием по цели они не обладают и обладать не могут.
      2. бризантность (т.е. способность дробить, разрушать преграду) облака топливно-воздушной смеси весьма низка, т.к. здесь имеет все же взрыв типа “горение”, в то время, как в очень многих случаях требуется взрыв типа “детонация” и способность взрывчатки раздробить корпус снаряда, уничтожаемый элемент и т.п.
      3. для объемного взрыва необходим большой свободный объем и свободный кислород, который не требуется для взрыва обычных ВВ (он содержится в самом ВВ в связанном виде). Т.е. явление объемного взрыва невозможно в безвоздушном пространстве, в воде, в грунте.
      4. на работу боеприпаса объемного взрыва большое влияние оказывают погодные условия. При сильном ветре, проливном дожде топливно-воздушное облако или не формируется вовсе, или же сильно рассеивается.
      5.невозможно и нецелесообразно создание боеприпасов объемного взрыва малых калибров (менее 100кг. бомбы и менее 220мм. снаряды).
  3. Оператор 4 апреля 2017 10:23
    Как-то рутинно выглядит весь этот Block IV - добавили GPS (так он сейчас в каждом смартфоне), прикрутили спутниковый приемо-передатчик, бытовую камеру высокой четкости, компьютер от ноутбука и лазерный высотомер. А шуму то - прием картинки от ракеты, передача тактических данных на ракету, хранение в памяти координат аж 15 целей (при том, что простейшая карта памяти может хранить координаты сотен тысяч целей), попадание в ползущие по поверхности цели, полет по кругу в районе цели (чтобы подкараулить удачный момент). И как вершина абсурда - часовая готовность к пуску.

    Надеюсь, что "Калибр" к моменту принятия на вооружение этой отстойной версии своего конкурента уже будет обладать гораздо существенными функциями:
    - стелс-покрытие;
    - минутная готовность к пуску;
    - прочность корпуса, обеспечивающая запуск с воздушных и подводных носителей без применения ТПК;
    - миллиметровая РГСН с АФАР и распознаванием цели по её контуру;
    - тепловизионная ГСН с распознаванием цели по её контуру;
    - ГЛОНАСС, двухсторонняя кодированная спутниковая связь, продвинутые процессор и память.

    Набор специализированных БЧ, лазерный высотомер и не имеющее аналогов топливо децилин-М "Калибр" и так имеет.
  4. А1845 4 апреля 2017 11:30
    не очень-то понятно
    двусторонняя связь с оператором в режиме видеоконференции laughing это звучит здорово
    но должен висеть самолет-рестранслятор (а долго ли он провисит?)
    1. voyaka uh 4 апреля 2017 12:59
      Зачем самолет? Общение с ракетой - по спутниковой связи. Оператор сидит в здании
      Пентагона, или где-там...
      Ракета теперь вполне современная. Недостаток - не стелс.
      1. Protos 4 апреля 2017 14:11
        Задержка в этом варианте будет дикая, не позволит управлять ракетой в OnLine :)
      2. opus 4 апреля 2017 14:37
        Цитата: voyaka uh
        но должен висеть самолет-рестранслятор (а долго ли он провисит?)

        двухсторонняя спутниковая связь (УКВ) с носителем (через спутник)
        Цитата: voyaka uh
        Пентагона, или где-там...

        Пентагон-то зачем?
        Носитель формировал полётное/боевое задание, носитель осуществлял идентификацию/захват/пуск.
        Он (носитель и рулит)
        Цитата: Protos
        Задержка в этом варианте будет дикая, не позволит управлять ракетой в OnLine :)


        Даже если оператор на Луне сидит (384 400 км).
        То задержка (с учётом обработки) составит вряд ли более 4 секунд
        Средняя скорость полета UGM-109/АGM-109, км/час=885 (246 м/с) .
        С учётом дальности ГСН 40-50 км. терпимо.
        Но носитель (или "пентагон") ведь не на Луне?
        Дистанции (с учётом туда-сюда) вряд ли превышают 1000км.
        А это....0,000003(3) секунды.
        4-5 мкС?

        23 микросекунды потребуется для того, чтобы взорвалась динамитная шашка, фитиль которой догорел до конца.


        ЗЫ.
        режим реального времени — Режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов. [ГОСТ 15971 90]
        1. voyaka uh 4 апреля 2017 15:46
          Поздравляю! Я своим плюсиком, кажется, произвел Вас в генералы fellow .
          За звание drinks
          1. opus 4 апреля 2017 17:20
            Цитата: voyaka uh
            Я своим плюсиком, кажется, произвел Вас в генералы

            Ой..
            А я думаю,чего это погоны жать начали wassat
            тогда- ТОДА

            Зы. Мне как-то цэ и не важно.

            Цитата: opus
            А это....0,000003(3) секунды.

            ошибку допустил (км/в м в ск. света ,но км в м не перевел в 1000км)
            конечно 0,003(3)с
            Т.е. 4-5 миллисекунд.
            Но это сути не меняет
            Мозг обрабатывает изображения за 13 миллисекунд

            Нейробиологи из Массачусетского технологического института
            https://link.springer.com/article/10.3758%2Fs1341
            4-013-0605-z

            А вся наша свобода заключена во временной промежуток равный 200 миллисекундам!

            у сознания остается всего 100-150 миллисекунд на «право вето» (в последние 50 миллисекунд параллельно уже идет прямая активация соответствующих спинномозговых мотонейронов, которые отвечают за физическую активность).
      3. А1845 4 апреля 2017 16:30
        Цитата: voyaka uh
        Зачем самолет?

        вопрос к авторам
        В частности, планировались опыты с осуществлением связи между ракетой и пультом при помощи отдельных самолетов-ретрансляторов.
  5. cherrybuster 8 апреля 2017 22:07
    Block IV поступил на вооружение еще в 2015 году
Картина дня