Свой среди чужих. Итальянцы советского флота



Говорить о кораблях интересно. Корабль — создание несколько иного плана, нежели самолет или танк. И если судьба отдельно взятого танка или самолета коротка и понятна, то корабль, особенно боевой, — совсем иная тема.

Начать стоит с итальянцев, которые не были получены по репарациям, а как бы изначально были с русской пропиской. Или советской.


Крейсеры проекта 26. «Киров» и «Ворошилов»

Вообще, в истории появления этих кораблей столько белых пятен и недомолвок, что о них можно отдельно копать и копать историю. Факт в том, что, несмотря на постройку на ленинградских верфях, у этих кораблей предки были итальянцы.

Первым «предком», на которого смотрели советские специалисты, был легкий крейсер «Раймондо Монтекукколи». Быстрый (до 37 узлов) и неплохо вооруженный крейсер. Главный калибр составляли 8 орудий калибра 152-мм в 4-х башнях, ПВО состояло из 6 орудий 100-мм, 4-х спаренных 37-мм автоматов и 8 пулеметов 13,2-мм. Плюс 2 двухтрубных торпедных аппарата и катапульта с двумя гидросамолетами.



И этот корабль вполне мог стать родоначальником семейства советских крейсеров. Однако наши инженеры корабелы предпочли взять за основу более современный и энерговооруженный корабль — крейсер следующего поколения «Эудженио ди Савойя».



Кстати, крейсер носил имя известного военачальника принца Евгения Савойского, и являлся «тезкой» немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген».

Сказать, что советские корабли были копией итальянских, нельзя. Да, была передана вся техническая документация и даже закуплена силовая установка с лицензией на самостоятельное производство, но корабли отличались. И по водоизмещению, и по вооружению, и по бронированию. Налицо был некий «перепил» под местные условия, а именно, советские крейсеры отличались меньшей осадкой, что в условиях Балтики и Черного моря несомненно являлось плюсом.

Главным калибром наших кораблей были 180-мм орудия Б-1-П количеством 9 штук, что делало крейсера однозначно более грозными соперниками, чем итальянцев. ПВО было более слабым (но это отличительная черта всех советских кораблей), 6 универсальных 100-мм орудий, 6 полуавтоматов 45-мм и 4 пулемета 12,7-мм.

Свой среди чужих. Итальянцы советского флота


Корабли получились весьма и весьма хорошими. Чуть более медленные (35 узлов), но обладающие хорошей живучестью. Коллекция авиабомб, которую собрал на себя «Киров», не потеряв при этом боеспособности, лучшее тому доказательство.



То же самое можно сказать и в адрес «Ворошилова», действовавшего на Черном море.

Крейсеры проекта 26-бис. «Молотов» и «Максим Горький»

Это более усовершенствованные корабли по сравнению с «Кировым» и «Ворошиловым». Водоизмещение было немного больше (9792 полного в/и против 9436 у «Кирова»), скорость упала совсем незначительно (0,7-0,8 узла), зато были проведены усовершенствования, которые оказались весьма полезными. Например, корабельные катапульты от Хейнкеля заменили на отечественные, немного усилили зенитное вооружение (9 полуавтоматов 45-мм против 6-ти).


"Максим Горький"


[/center]
"Молотов"


Если боевые действия «Максима Горького» на Балтике были более чем скромные, то боевые успехи «Молотова» и его экипажа заслуживают отдельного повествования. И боевой выход, закончившийся попаданием торпеды и потерей кормовой части, тоже свидетельствуют об отличной живучести корабля.

Если сравнить боевой путь советских крейсеров проектов 26 и 26-бис, то он будет более впечатляющим, нежели у их итальянских собратьев.

Лидер «Ташкент»



Чистокровный итальянец. От проекта до места постройки. Исключение составили только турбины, которые были английскими, от фирмы «Парсонс» и советское вооружение.

Об истории этого корабля можно прочитать отдельно:
https://topwar.ru/16314-lider-esmincev-chernomorskogo-flota-tashkent.html.

Красивый и очень быстрый корабль. Возможно, боевой путь «Ташкента» был бы более долгим, если бы не откровенно слабое бронирование корпуса и хоть и усиленное по сравнению с советскими эсминцами, но далекое от идеала ПВО.

8 автоматов 37-мм — это неплохо в сравнении с теми же эсминцами «проекта 7», но все равно, в реалиях той войны слишком мало. Три бомбардировщика «Ю-88» — согласитесь, для корабля такого класса это печально.

Далее переходим к итальянцам, которые попали в советский флот не по своей воле.

Линкор «Джулио Чезаре»/ «Юлий Цезарь» / «Новороссийск»



Наверное, ни один корабль в истории советского флота не имел такой трагичной судьбы. Его гибель 29 октября 1955 года унесла жизни 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей.

«Джулио Чезаре» появился еще как дредноут, в компании однотипных монстров «Леонардо да Винчи» и «Конте ди Кавур» спущенных на воду во время Первой мировой войны.



Линкор был спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».

Полное водоизмещение составило 25 000 тонн. Скорость хода была всего 21,5 узла, а дальность плавания составила 4800 миль при 10 узлах.

Вооружение.

Главный калибр — 13 × 305-мм орудий. Противоминное вооружение состояло из 18 × 120-мм и 16 × 76-мм орудий.

Зенитная артиллерия: 6 орудий 76-мм.

Имелся трехтрубный торпедный аппарат 450-мм.

Во время Первой мировой войны линкор принял участие в одной боевой операции: 13 марта 1916 года, прикрывал другие корабли при захвате военно-морской базы Курцола на полуострове Саббионцела.

В 1928 году стал учебным артиллерийским кораблём.

В 1933—1937 годах претерпел коренную модернизацию по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Проект предусматривал рассверловку стволов 305-мм орудий до 320 мм (по другим данным — изменение объёма проволочной намотки и вкладной ствол большего диаметра), замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов.



Во Второй мировой войне модернизированный линкор принимал участие в нескольких операциях. Вошел в историю, получив с расстояния в 25 км снаряд главного калибра с английского линкора «Уорспайт» в столкновении, где «Джулио Чезаре» прикрывал конвой в Африку.

Вообще, вся боевая служба в основном сводилась к прикрытию африканских конвоев.

В январе 1942 года боевая служба линкора была окончена. До конца 1942 года «Чезаре» стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешёл в Полу, где был до конца войны превращен в плавучую казарму.

Всего за кампанию 1940—1943 гг. «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль.

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако нам достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».

Так как к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», даже их ровесник «Джулио Чезаре» имел относительную ценность.

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии во главе с контр-адмиралом Г. И. Левченко.

6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».



Фактически с 1949 по 1955 гг. шла тяжелая работа по реанимации линкора, простоявшего без какого-либо обслуживания с 1943 по 1948 гг. на приколе.

В ходе выполненных работ на линкоре установили советские зенитные автоматы и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов, установили новые турбины Харьковского завода.

Скорость корабля возросла до 28 узлов. Дальность плавания составила 3100 миль при 20 узлах.

Вооружение тоже претерпело изменения. 10 × 320-мм, 12 × 120-мм, 8 × 100-мм орудий.

Зенитная артиллерия была увеличена до 30 × 37-мм орудий (12 сдвоенных, 6 одинарных).

29 октября 1955 года в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².

В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

Летом 1956 года экспедиция подводных работ особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора. Корабль был поднят и разделан на металл.

Крейсер «Эммануэле Филиберто Дюка ди Аоста»/«Керчь»



Однотипный собрат уже упоминавшегося «Евгения Савойского», «Герцог Аосты». (Аоста — небольшая провинция на севере Италии).

Легкий крейсер водоизмещением 10 300 тонн, скорость хода составляла 36,5 узла, дальность хода на 18 узлах 4100 миль.

Артиллерия главного калибра: 4 × 2 орудия 152-мм.

Зенитная артиллерия 3 × 2 орудия 100-мм, 4 × 2 автомата 37-мм, 20 автоматов 20-мм, 6 × 2 пулемета 13,2-мм.

Противолодочное вооружение: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта, 12 глубинных бомб.

Минно-торпедное вооружение: Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, 112 мин заграждения.

Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта IMAM.

Заложен 24 января 1932 года на верфи Cantieri Odero Terni Orlando в Ливорно, Италия, спущен на воду 22 апреля 1934 года, вступил в строй итальянского ВМФ 11 июля 1935 года.

За весь период Второй мировой войны имел лишь одно боестолкновение, когда 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунто Стило прикрывал получивший повреждения линкор "Джулио Чезаре".



До 10 сентября 1943 года совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. За всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного серьезного повреждения.

В момент капитуляции Италии находился в Тарано, откуда он 8-10 сентября 1943 года совершил переход на Мальту для сдачи английским властям.

В результате жеребьевки при разделе итальянского флота, крейсер попал в советскую часть.

6 февраля 1949 года в порту Одессы крейсер "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta" был передан советскому экипажу от итальянского, и 26 февраля того же года он получил новое название — "Сталинград", которое вскоре изменили на "Керчь".



Легкий крейсер "Керчь" формально входил в состав дивизии крейсеров Черноморского флота, но с самого начала использовался в основном для учебных целей. 16 февраля 1956 года его официально переклассифицировали в учебный крейсер, а 11 марта 1958 года переоформили в опытовое судно "ОС-32".



Исключили крейсер "Керчь" из списков Черноморского флота 20 февраля 1959 года.

Почти десятилетняя служба "Керчи" в составе ВМФ СССР не была отмечена какими-либо значительными событиями, однако за это время с кораблем не произошло ни одной серьезной аварии. За все эти годы на крейсере пошли подготовку немало флотских специалистов.

Эскадренный миноносец «Артильери»/ "Ловкий"



Заложен 6 января 1937 года на судоверфи "Одеро-Терни-Орландо" в Ливорно (Италия), спущен на воду 08 августа 1937 года, вступил в строй 30 июня 1938 года.

До 25 июля 1943 года назывался "Камиция Нера"["Camicia Nera"], потом был переименован в "Артильери"("Artigliere").

Корабль активно участвовал во Второй мировой войне, совершил более 120 боевых выходов, участвовал в 4 сражениях.

9 сентября 1943 года перешел на Мальту, где сдался союзникам.

21 января 1949 года прибыл в Одессу, 23 января 1949 года принят советским экипажем от Италии по репарациям и 24 февраля 1949 года включен в состав Черноморского флота как эсминец «Ловкий».



30 ноября 1954 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован сначала в корабль-цель и 17 октября 1955 года — в корабль воздушного наблюдения.

27 марта 1960 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для разделки на металл.

Водоизмещение 1830/2460 т.
Скорость 39 узлов Дальность плавания 2200 миль на 22-х узлах. Экипаж 215 человек.

Вооружение 2 x 2 120-мм, 2 x 2 37-мм и 4 x 2 20-мм орудия, 2 x3 533-мм торпедных аппарата, 64 мины.


Эскадренный миноносец "Фуцилиере"/ "Легкий"



Заложен 10 мая 1937 года на судоверфи в Анконе (Италия),
спущен на воду 31 июля 1938 года и вступил в строй 15 января 1939 года.

Водоизмещение: 1830/2460 т.

Вооружение: 2 x 2 120-мм орудий, 2 x 2 37-мм и 4 x 2 20-мм зенитных автоматов, 2 x 3 533-мм торпедных аппарата, 64 морские якорные мины.

Скорость 39 узлов. Дальность плавания 2200 миль. Экипаж 215 человек.

«Фуцилиере» с 1940 по 1943 годы принимал участия во всех средиземноморских операциях итальянского флота.

9 сентября 1943 года, после гибели линейного корабля "Рома" участвовал в спасательной
операции, после чего перешел к Балеарским островам где и сдался союзникам.

После окончания Второй мировой войны достался при разделе советской стороне.

1 февраля 1950 года принят в Одессе советским экипажем от Италии и 13 марта 1950 года включен в состав Черноморского флота как «Легкий».

30 ноября 1954 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в корабль-цель, а 21 января 1960 года исключен из списков судов ВМФ и разделан на металл.

Миноносец "Ардиментозо" / Эскадренный миноносец "Лютый"



Очень условно эсминец, выполнявший у нас роль учебного корабля, да и то очень недолго.

Миноносец типа «Ciclone». Заложен 7 апреля 1941 года, спущен 29 мая 1942 года, вступил в строй 14 декабря 1942 года.

Водоизмещение полное: 1250 т.

Вооружение: 2 орудия 100-мм, 6x2 зенитных автомата 20-мм, 2 двухтрубных 457-мм торпедных аппарата, 20 морских якорных мин.

Скорость максимальная 25 узлов. Дальность плавания 2200 миль при 16 узлах. Экипаж 130 человек

За свою недолгую службу в итальянских ВМФ выполнял роль эскортного миноносца. В сентябре 1943 года сдался англичанам на Мальте.

Исключен из состава итальянского флота 6 октября 1949 года, 29 октября 1949 года в Одессе по репарациям передан СССР, 28 ноября 1949 года включен в состав ЧФ как эсминец «Лютый».

30 ноября 1954 выведен из боевого состава разоружен и переформирован сначала в корабль-цель, а с 29 апреля 1958 года в плавучую казарму. 31 октября 1959 года исключен из списков судов ВМФ и в 1960 году разделан на базе «Вторчермета» в Севастополе.

Миноносец «Анимозо»/Эскадренный миноносец «Ладный»



Заложен 3 апреля 1941 года, спущен на воду 15 апреля 1942, вошел в строй 14 августа 1942 года.

ТТХ такие же, как у «Ардиментозо».

Исключен из состава итальянского флота 14 января 1949 года, передан СССР 16 марта 1949, переименован в «Ладный».

Использовался в качестве учебного корабля, в 1958 году выведен из состава флота и 28 августа 1959 потоплен как мишень ракетой П-15.

Миноносец «Фортунале»/Эскадренный миноносец «Летный»

Однотипный с «Ардиментозо» и «Анимозо» миноносец.

Заложен 9 мая 1941, спущен на воду 18 апреля 1942, вошел в строй 16 мая 1942.

В боевых действиях участия не принимал.

Передан СССР 1 марта 1949, переименован в «Лётный», до 1959 года использовался в качестве учебного судна, в 1959 году переклассифицирован в корабль-мишень и потоплен при испытаниях противокорабельных ракет.


Что можно сказать в качестве итога? Наблюдение непростое. Те крейсеры, которые были построены по итальянским проектам, имели довольно долгую жизнь.

«Киров», спущенный на воду в 1938 году, до 1974 года вполне активно совершал походы по Балтике в качестве учебного корабля, и был разобран на металл только в 1975 году.

«Ворошилов» превратили в плавказарму только в 1972 году, а в 1973 вывели из состава флота и утилизировали.

«Молотов», несмотря на полученные повреждения, прослужил в качестве боевого корабля до 1961 года, с 3 августа «Молотов», который был переименован в «Славу», стал учебным крейсером. Что, замечу, не мешало ему совершать вполне боевые походы в Средиземное море в 1967 и 1970 годах. И только 4 апреля 1972 года крейсер исключили из состава ВМС и вскоре разобрали на металл в Инкермане.


Сталин и Косыгин на борту крейсера "Молотов". 18 августа 1947 года.






«Максим Горький» имел более короткую судьбу. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.

Тем не менее, эти корабли имели намного более долгую жизнь, чем полученные по репарациям итальянцы.

Некоторые эксперты выражают такую точку зрения, что трагедия с линкором «Новороссийск» сыграла свою роль, и от всех «чужих» кораблей решили попросту избавиться «на всякий случай».

Чернышев А., Кулагин К. Советские крейсера Великой Отечественной. От «Кирова» до «Кагановича».
http://www.navylib.su/ships/novorossiysk/03.htm
Трубицын С.Б. Лёгкие крейсера Италии.
Широкорад А. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45 гг.
Автор: Роман Скоморохов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Alex_59 5 апреля 2017 15:16
    Сейчас придет Андрей из Челябинска и ....
    smile
    1. Nehist 5 апреля 2017 15:55
      Ну так про 26 и 26 бис тут целая серия статей была,весьма таки интересная! Так что пусть приходит с удовольствием почитаем и по полимезируем wink
    2. demiurg 5 апреля 2017 16:36
      Цитата: Alex_59
      Сейчас придет Андрей из Челябинска и ....
      smile


      И правильно сделает. Статья короткая, как сочинение третьеклассника. Тема сисек, как и тема итальянских кораблей в СССР не раскрыта от слова совсем.

      И всё таки, какие итальянские корабли красивые. Про ТТХ говорить не буду, но именно внешне просто красавцы.
      1. yehat 5 апреля 2017 17:03
        многие корабли при должном уходе красивы
        вот например, Дориа

        Ришелье
        1. Улан 5 апреля 2017 17:54
          Боевые корабли действительно очень красивы.
      2. Котище 5 апреля 2017 22:38
        Автор не вспомнил про парусный учебный фрегат Христофор Коломбо, однотипниый Амего Виспуче. В советском флоте он носил имя "Дунай". К сожалению в отличие от своего брата сначала сгорел, потом был разобран на металл в Одессе.
    3. Андрей из Челябинска 5 апреля 2017 17:04
      Не, не приду:)))))
      Я ведь уже писал о 26 и 26-бис. И я не слишком понимаю, как можно создание корабля с другими размерениями, другим теоретическим чертежом, иным составом нагрузок, полностью иным составом вооружения (и его размещением), принципиально иной системой бронирования и т.д. и т.п. считать перепилом под местные условия.
      Мне другое непонятно - если уж Роман считает "Кировы" итальянским проектом на том основании, что он делался с оглядкой на итальянские крейсера, то почему он не вписал в свою статью эсминцы проекта 7, "Гремящий" и компания? Ведь эти корабли делались не просто с оглядкой на итальянские "Маэстрале", а сохранили их компоновку, к тому же теоретический чертеж "семерок" делали итальянцы. Т.е в случае с семерками участие итальянцев значительно глубже, а Роман наши (точнее, в его логике, уже не наши) эсминцы не упоминает совсем.
      Ну и еще один мелкий казус: Роман совсем забыл о сторожевиках типа "Дзержинский" (2 штуки) построенных для нашего ТОФ фирмой Ансальдо, они на ДВ пришли в 1935 году:)))
      А в остальном... мелкие недочеты есть, но копать их лениво:))))
      1. Nehist 5 апреля 2017 18:01
        Ну вот!!! sad Тогда ждем от Вас еще какой нибудь цикл статей!
        1. Андрей из Челябинска 5 апреля 2017 19:10
          Лениво, чесслово:))) Я сейчас работаю наконец-то и довольно интенсивно, так что не особо. Не токмо корысти ради выложил сегодня небольшую пародию на местные корабельные рейтинги, возможно в пятницу попадет на главную:)
          1. Alex_59 5 апреля 2017 20:50
            А все таки пришел! А говорил не приду. laughing
  2. костя андреев 5 апреля 2017 15:42
    кто то из англичан сказал: "Итальянцы всегда умели лучше строить корабли, чем на них воевать!"
  3. УВБ 5 апреля 2017 17:47
    На всех фотографиях кроме второй крейсера пр. 26 и 26-бис уже после модернизации, главное визуальное отличие- грот-мачты установлены перед вторыми дымовыми трубами.
  4. Улан 5 апреля 2017 17:52
    А жаль что "Литторио" нам не достался.
    1. Андрей из Челябинска 5 апреля 2017 19:10
      Это да:))) Литторио был бы интересен
  5. Холуай 5 апреля 2017 17:52
    Немецкие корабли того времени были самыми красивыми, и мощными...Я про Европу.
    Итальянский Флот несмотря на свою мощь так и не смог ничего дельного противопоставить Англии...Кроме Боевых Пловцов Князя Боргезе...
  6. Дирижер 5 апреля 2017 18:22
    Дальность плавания для Чезаре 3100 миль, что то маловато , хотя, канечно, средиземке то более и не надо. А Ташкент просто изумительно красивый корабль был.
  7. Alexey RA 5 апреля 2017 18:58
    8 автоматов 37-мм — это неплохо в сравнении с теми же эсминцами «проекта 7», но все равно, в реалиях той войны слишком мало. Три бомбардировщика «Ю-88» — согласитесь, для корабля такого класса это печально.

    Там не в ПВО корабля дело было, а в том, что ПВО Новороссийска прозевала налёт. В результате, немцы отбомбились по базе как на учениях. В таких условиях даже "Айове" пришлось бы нелегко - с тяжёлыми повреждениями после боя, без хода у пирса в базе, без оповещения и с большей частью команды на берегу.
    Безусловно, одной из главных целей на­лета являлся «Ташкент». Большая часть его экипажа была построена на пирсе и на ко­рабле никаких приготовлений к бою не про­водилось, но тем не менее, зенитчики лиде­ра первыми в Новороссийском порту от­крыли огонь. Первая бомба разорвалась прямо на пирсе и осыпала землей лидер, его экипаж и автомашины с маршалом и со­провождавшими его лицами. Затем корабль получил два прямых попадания авиабомб: в носовое машинное отделение и в кормо­вую часть. Взрывом бомбы торпедный ап­парат № 1 отбросило за элеватор. Через 40 с после прямого попадания лидер зато­нул у причала № 3.

    Причём "Ташкент" на время этого налёта был фактически небоеспособен - 27.06.42 он еле-еле дополз до Новороссийска, где его слегка подлатали - только из расчёта, чтобы он дошёл до Поти:
    По результатам осмотра, было установлено, что в подводной части корпуса с правого борта (45—77 шп.) име­ются четыре рваные пробоины, с левого борта (21 1—212 шп.) — одна пробоина. Размеры пробоин в обшивке правого борта равнялись: 3,0 х 0,15 м (45—47 шп.), 1,35x0,95м (49-50 шп.), 6,0x0,5 м (52-55 шп.) и 6,0 х 5,0 м (61—75 шп.). Размер пробоины с левого борта: 4,5 х 3,0 м. От разрывной волны на верхней палубе (71 — 75 шп.) образовался гофр и трещина лис­тов обшивки. Полностью затоплены: три артпогреба главного калибра, цепной ящик, кубрики № 1, № 3 и № 5, 1-е и 2-е котель­ные помещения, коффердам артиллерийс­кой централи, термотанковое отделение № 1, румпельное отделение, артпогреб № 4 и погреб боевых зарядных отделений торпед. Частично затоплено носовое ма­шинное отделение. Для аварийно-восстано­вительного ремонта «Ташкента» его пред­стояло подготовить к переходу в Поти, так как док в Новороссийске был занят, а линия фронта приближалась к городу. Силы спа­сательного отряда Новороссийской базы (начальник интендант 3 ранга Г.Л.Артюхов) и мастерской техотдела базы (начальник военинженер 2 ранга А.А. Шахназаров) не­медленно приступили к подготовке лидера к переходу.
    Основную часть работ по повышению не­потопляемости «Ташкента» закончили к 20 ч 1 июля 1942 года. При условии тихой пого­ды и волнении моря не более 3 баллов ли­дер способен был добраться до Поти своим ходом (не более 12 уз).

    А в открытом море боеспособный "Ташкент", даже будучи перегружен эвакуируемыми (2100-2300 чел.), с трудом, но отбился аж от 96 самолётов противника, атаковавших несколькими волнами.
    Всего в течение трех часов непрерывных атак на лидер участвовало 96 (по другим данным 86 или 94 самолета), сбросивших на ко­рабль 300 (по другим данным 336 или 360) авиабомб.
  8. andrewkor 5 апреля 2017 19:35
    Интересно по какой причине на послевоенных крейсерах отказались от мощнейших для лёгких крейсеров орудий калибра 180 мм.?Кто в теме расскажите!
    1. амурец 5 апреля 2017 23:11
      Цитата: andrewkor
      Интересно по какой причине на послевоенных крейсерах отказались от мощнейших для лёгких крейсеров орудий калибра 180 мм.?Кто в теме расскажите!

      Точно не скажу, но вероятнее всего сказалась низкая живучесть трёхорудийных башен МК 3-180, в которых три орудия установили в одну люльку. У же перед ВОВ, на крейсерах типа "Чкалов", проект 68 отказались от этого орудия.
      http://armyman.info/oruzhie-flota/morskaya-artill
      eriya/32332-180-mm-artilleriyskaya-ustanovka-mk-3
      -180.html
    2. Андрей из Челябинска 6 апреля 2017 06:53
      Цитата: andrewkor
      Интересно по какой причине на послевоенных крейсерах отказались от мощнейших для лёгких крейсеров орудий калибра 180 мм.?

      Ответ на удивление прост - после заключения англо-советского морского соглашения СССР обязался уважать требования вашингтонских и лондонских соглашений. А там прописано, что легкий крейсер должен иметь артиллерию не крупнее 155 мм. Это отвечало концепции строительства нашего флота - мы начала создавать "Большой флот" и роль легких крейсеров сводилась к дозорной службе, разведке и прикрытию линкоров от эсминцев противника, для чего 152-мм калибр оптимален. Ну и заложили до войны серию "Железняковых" (пр 68), а после войны их достраивали.
      Моряки, кстати, просили переделать 68 проект под 180-мм орудия, после войны "большой флот" очевидно не мог быть быстро построен, поэтому хотели получить максимальную мощь от каждого крейсера, но... не срослось. Там и перегрузка получалась и еще куча причин. Ну а 68-бис "Свердловы" вообще изначально рассматривали как немного улучшенный 68-к, временную меру до разработки новых проектов кораблей, просто стремились как можно быстрее пополнить флот кораблями потому что их после ВМВ осталось прискорбно мало. ПОэтому не стали заморачиваться с вооружением, оставили те же 152-мм что и на 68
  9. BORMAN82 5 апреля 2017 19:51
    Линкор «Джулио Чезаре»/ «Юлий Цезарь» / «Новороссийск»... В 1933—1937 годах претерпел коренную модернизацию по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Проект предусматривал рассверловку стволов 305-мм орудий до 320 мм (по другим данным — изменение объёма проволочной намотки и вкладной ствол большего диаметра), замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов.

    Также была удалена средняя трехорудийная башня главного калибра, а освободившиеся обьемы корпуса были перепланированы под размещение новой энергетической установки.
  10. avia12005 6 апреля 2017 00:27
    Вот бы потопить крейсер "Чубайс", подумал Маринеско...
  11. TIT 6 апреля 2017 07:26
    про маленьких забыли


    Они строились под номерами ПС-26 и ПС-8. После их постройки, в декабре 1934 года, пришли во Владивосток.
    ПСКР "Дзержинский" ,

    ПСКР "Киров"
    TIT
  12. F.NN 8 апреля 2017 09:34
    Цитата: Роман Скоморохов
    ПВО было более слабым

    Цитата: Роман Скоморохов
    Корабли получились весьма и весьма хорошими.

    Раздвоение личности?
    Кстати, хотелось бы поподробнее узнать, почему эти упоротые корыта были "весьма и весьма хорошими"?
    Цитата: Роман Скоморохов
    немного усилили зенитное вооружение (9 полуавтоматов 45-мм против 6-ти).

    Ничуть не усилили. Т.к. это "вооружение" была фактически недееспособно.
    Цитата: Роман Скоморохов
    И боевой выход, закончившийся попаданием торпеды и потерей кормовой части, тоже свидетельствуют об отличной живучести корабля.

    О недостатках в конструкции корпуса это свидетельствует. Крейсер не "купец", от такой ерунды разламываться не должен. Да и нормальный, крепкий "купец" тоже не должен.
    Цитата: Роман Скоморохов
    8 автоматов 37-мм — это неплохо

    Это плохо. Потому что советские 37-мм автоматы была только слегка дееспособнее 45-мм. Т.е. слегка возвышались над уровнем нуля. И до нормальных корабельных зенитных автоматов (тех же Бофорсов) им было, ой как далеко.
    Вообще, надо отметить, что во время 2МВ фактически отсутствовали не только МЗО ПВО РККА, но и МЗО ПВО РККФ. И самым мощным оружием ПВО фактически был к/к пулемет ДШК. Со всеми его недостатками.
    Страна за каким-то чертом упорно и в огромных количествах мастерила пушки ВЯ и ставила их, опять же, за каким-то чертом на "легендарные" ИЛ-2. Набили немцы этих "летающих танков" невероятное количество.
    Цитата: Роман Скоморохов
    В январе 1942 года боевая служба линкора была окончена. До конца 1942 года «Чезаре» стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешёл в Полу, где был до конца войны превращен в плавучую казарму.

    Зашибись "боевую единицу" союзники сплавили в СССР. Металлолом. И потом еще у кого-то хватает наглости утверждать что-то там об "итальянских диверсантах" якобы сильно переживающих за это ржавое ведро с болтами.
    Цитата: Роман Скоморохов
    Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако нам достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».

    Т.е. так понятнее, кто по факту был основным победителем в Европе? Или все еще нет?
    Цитата: Роман Скоморохов
    Фактически с 1949 по 1955 гг. шла тяжелая работа по реанимации линкора, простоявшего без какого-либо обслуживания с 1943 по 1948 гг. на приколе.

    ППЦ. 6 лет на реанимацию старого ржавого корыта. Нет, бесхозяйственность, это родовая травма "социализма". От нее СССР в результате и скончался. Предварительно окончательно обанкротившись.
    Цитата: Роман Скоморохов
    Дальность плавания составила 3100 миль при 20 узлах.

    Кошмар! Начало века в его середине.
    1. Alexey RA 11 апреля 2017 16:45
      Цитата: F.NN
      О недостатках в конструкции корпуса это свидетельствует. Крейсер не "купец", от такой ерунды разламываться не должен. Да и нормальный, крепкий "купец" тоже не должен.

      Вы это серьёзно? Лёгкий крейсер при попадании в кормовую оконечность торпеды должен сохранять целостность корпуса?
      Одно то, что "Молотов" умудрился при попадании в район винтов сохранить ход и управляемость, уже говорит о неплохой живучести.
      Цитата: F.NN
      Это плохо. Потому что советские 37-мм автоматы была только слегка дееспособнее 45-мм. Т.е. слегка возвышались над уровнем нуля. И до нормальных корабельных зенитных автоматов (тех же Бофорсов) им было, ой как далеко.

      Вот странно. Немцы до 1944 строили ближнюю корабельную ПВО вообще на базе 37-мм полуавтоматов и 20-мм недоэрликонов - все с ручным наведением. И эта ПВО оказалась настолько эффективной, что англичанам для атаки по немецким КОН пришлось сначала постоянно усиливать группы подавления ПВО (чтобы хоть как-то довести торперы до дистанции сброса), а затем вообще перейти с торбью на рокбью в качестве ударников.
      1. F.NN 11 апреля 2017 16:54
        Цитата: Alexey RA
        Вы это серьёзно? Лёгкий крейсер при попадании в кормовую оконечность торпеды должен сохранять целостность корпуса?

        Крейсер? Конечно должен.
        Цитата: Alexey RA
        Одно то, что "Молотов" умудрился при попадании в район винтов сохранить ход и управляемость, уже говорит о неплохой живучести.

        "Район винтов", это очень растяжимое понятие. Скорее всего как раз в район винтов и не попали.
        Цитата: Alexey RA
        Немцы до 1944 строили ближнюю корабельную ПВО вообще на базе 37-мм полуавтоматов и 20-мм недоэрликонов - все с ручным наведением. И эта ПВО оказалась настолько эффективной, что англичанам для атаки по немецким КОН пришлось сначала постоянно усиливать группы подавления ПВО (чтобы хоть как-то довести торперы до дистанции сброса), а затем вообще перейти с торбью на рокбью в качестве ударников.

        Поинтересуйтесь скорострельностью немецких автоматов. И скорострельностью советских 70-К и 66-K. Будете просто поражены.
        Кстати, и 40-мм Бофорсы с советскими поделками на тему "морская МЗА" тоже имеют мало общего.
        1. Alexey RA 12 апреля 2017 09:51
          Цитата: F.NN
          Поинтересуйтесь скорострельностью немецких автоматов. И скорострельностью советских 70-К и 66-K. Будете просто поражены.

          Так автомат до 1944 у немцев на флоте был один - 20-мм "Рейнметалл" с магазинами по 20 или 40 патронов. Причём практическая скорострельность этого наследника "Солотурна" была 120 выстрелов в минуту - меньше, чем у отечественной 37-мм 70-К (практическая скорострельность "Бофорса-русского" - 150 выстрелов в минуту).
          А 3.7 cm/83 SK C/30 - это полный аналог нашей "сорокопятки" - полуавтомат с заряжанием по одному патрону и скорострельностью 30 выстрелов в минуту.
          1. F.NN 12 апреля 2017 11:45
            Цитата: Alexey RA
            Так автомат до 1944 у немцев на флоте был один - 20-мм "Рейнметалл" с магазинами по 20 или 40 патронов.

            Этого им было маловато, конечно. Но лучше, чем СССР с его ДШК.
            И у СССР был в принципе неплохой (несмотря на кучу косяков) автомат 72-К. Но предпочтение было отдано мало на что годным 37-мм системам.
            Цитата: Alexey RA
            меньше, чем у отечественной 37-мм 70-К (практическая скорострельность "Бофорса-русского" - 150 выстрелов в минуту)

            Не путайте скорострельность с темпом стрельбы. После 100 выстрелов ствол этого "чуда" либо следовало заменять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1,5 часов.
Картина дня