Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева

Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева


75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.

Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.
Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).


ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.

Семья

Отец — Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.

Мать — Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.

Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.

Старший сын — Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды ВОВ".

Младший сын — Алексей (1958–2002).

Учеба

В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным — семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.

В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).

В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. — Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).

Работа и служба

В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.

В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере "Партизан". Занимался в аэроклубе.

Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.

В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.

С 1940 г. — летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.

С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. направлен на Юго-Западный фронт (первый боевой вылет — 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога).

Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.

Подвиг

4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования — 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.

В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там — русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли.

Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть
Николай Малин
Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)


В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).

Герой Советского Союза

С июня 1943 г. — в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).

В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.

20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь — после ампутации.

После войны

В 1944–1946 гг. — инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.

В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.

В 1948–1949 гг. — начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).

В период с 1956 по 1983 г. — ответственный секретарь, а с 1983 г. — 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. — Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).

8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.

В 1997–2001 гг. — руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды Великой Отечественной войны".

Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Звания и регалии

Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).

Полковник (1978).

Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).

Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.

Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).

Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).

Лауреат Российской национальной премии "Олимп" (титул "Национальный герой", 2000).

Автор брошюры "На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы" (1960).

Повесть о настоящем человеке

Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).

Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).

Подвиг пилота лег в основу спектаклей "Упавший с неба" (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, "Геликон-опера", 2012) и "Алексей Маресьев" (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/3295714


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Дюк 8 апреля 2017 06:58
    Алексей Петрович Маресьев.



    1. igordok 8 апреля 2017 07:30
      На первой фотографии, интересные погоны. Подскажите, эти полосы обозначают: в отставке или в запасе?
      1. ротмистр 8 апреля 2017 15:09
        Маресьев А.П. является примером мужества для многих наших поколений. Хочу добавить, что он был не один в нашей армии.Захар Артёмович Сорокин (17 марта 1917 — 19 марта 1978) -Герой Советского Союза. Летал и воевал без обеих ступней.25 октября 1941 года во время боя З. А. Сорокин совершил воздушный таран, но его повреждённый самолёт упал в тундре. Лётчик шесть суток добирался до расположения советских частей, прополз около 70 км, при этом он отморозил ноги. К этому времени он уж сбил 6 самолетов противника( один тараном). Вернувшись в полк в 1943г, продолжал воевать. Свой седьмой самолёт Захар Сорокин сбил в феврале 1943 года, уже будучи на протезах. Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил лётчику-истребителю высокую награду — орден Британской империи, сказав: "Пока в России есть такие люди, она непобедима". Всего Захар Сорокин сбил 18 вражеских самолетов, 12 из них - будучи на протезах.Жаль, что о таких людях у нас знают очень мало.
        1. F.NN 9 апреля 2017 20:06
          Цитата: ротмистр
          Захар Артёмович Сорокин (17 марта 1917 — 19 марта 1978) -Герой Советского Союза. Летал и воевал без обеих ступней.

          О нем не написал Полевой. Поэтому в его случае все было заметно скромнее. Хотя по сути все было ровно так же, как у Маресьева.
          C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).

          Интересно, какое отношение Маресьев имел к движению Сопротивления.
  2. Котище 8 апреля 2017 07:01
    Спасибо за статью!
    Я даже не знаю как выразить свое отношение к Маресьеву. На книге о нем воспитывается уже не одно поколение и не только в России. Его характер, его отношение к жизни, его целеустремленность и многое-многое другое это "бренд" - настоящего русского человека!
    1. Проксима 8 апреля 2017 11:24
      Цитата: Котище
      Его характер, его отношение к жизни, его целеустремленность и многое-многое другое это "бренд" - настоящего русского человека!

      Что самое удивительное, что Маресьев не был в этом плане уникален.Ему просто "повезло", что его повстречал Борис Полевой. Пожалуйста - гвардии капитан Захар Артемович Сорокин, Герой Советского Союза (19.08.1944). 25.10.1941 г. был сбит и с обмороженными ногами, истекая кровью, за 6 суток прополз около 70 км по тундре, пока его не подобрали североморцы. Лишился обеих ног. В начале 1943 г. вернулся в родной полк. Всего сбил 18 самолетов противника, из них 11(!!!) - летая без ног (больше, чем Маресьев).
      ВОИСТИНУ, ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ - ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ. .
      1. Котище 8 апреля 2017 13:38
        Маресьев это штамп в истории победы! Вопрос не в том, кто был первый или кто круче, а упирается в осознание народом его подвига.
        Писатель это мастер, который гранит алмаз, чтобы он стал бриллиантом. Потери могут составлять до 50%, в конечном итоге остается образ иногда он собирательный, как фильмах "В бой идут одни старики" или "Они сражались за Родину". Но этот образ свой, наш, родной.
        И он настоящий!
      2. ротмистр 8 апреля 2017 15:31
        Иван Григорьевич Драченко — единственный в мире боевой пилот-штурмовик, который, потеряв в бою глаз, вернулся в строй и продолжал бить фашистов.14 августа 1943 года в районе Харькова, спасая командира полка, на Ил-2 таранил истребитель противника. При таране был тяжело ранен, в бессознательном состоянии взят в плен.В лагере военнопленных советский врач сделал ему сложную операцию, но правый глаз спасти не удалось.В сентябре 1943 года Драченко бежал из плена. После лечения в московском госпитале в марте 1944 года вернулся к полётам. В составе 140-го гвардейского штурмового авиационного полка провоевал до конца войны.
        За годы войны совершил 151 боевой вылет, в 24 воздушных боях сбил 5 самолётов противника, ещё 9 уничтожил на аэродромах, разбил 4 моста, уничтожил много техники и живой силы противника.
        Полный кавалер ордена Славы, Герой Советского Союза.
  3. parusnik 8 апреля 2017 07:25
    Помню , еще ходил в первый класс, пришел из школы, а по радио транслировали Литературные чтения, Повесть о настоящем человеке.. после первой передачи, бежал из школы, чтобы послушать продолжение...
  4. Ольгович 8 апреля 2017 07:30
    Героем, на которого равнялся Маресьев , стал Юрий Гильшер-русский летчик-герой ПМВ, летавший без ноги.
    Удивительна судьба другого морского летчика ПМВ-мичмана Александра Прокофьева-Северского: после ранения и ампутации ноги, в результате тренировок-танцевал и совершал марши н огромные дистанции. Прекрасно воевал. Однажды был сбит и прошел на протезе десятки км по лесу-вышел к своим.
    В эмиграции создал несколько моделей самолетов, написал несколько книг...
    1. амурец 8 апреля 2017 08:46
      Цитата: Ольгович
      В эмиграции создал несколько моделей самолетов, написал несколько книг..

      Но "Громовержцы Северского и Картвели известны всему авиационному миру.
      https://topwar.ru/82392-istrebitel-severskogo-r-3
      5.html.
      1. Ольгович 8 апреля 2017 11:37
        Цитата: амурец
        https://topwar.ru/82392-istrebitel-severskogo-r-3
        5.html.

        Указанная Вами статья, к сожалению, содержит несколько ошибок:
        летчика звали не Александр Прокофьевич Северский, а Александр Николаевич Прокофьев-Северский.
        К моменту ВОР он был в России, а не в США.
        1. амурец 8 апреля 2017 12:14
          Цитата: Ольгович
          летчика звали не Александр Прокофьевич Северский, а Александр Николаевич Прокофьев-Северский.

          Все ссылки идут на вот этого человека http://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/se
          verskijj-aleksandr-nikolaevich.html
          Я ошибся только в отчестве.Александр Прокофьев-Северский — русский и американский лётчик-ас, офицер, авиаконструктор. Из потомственных дворян. Герой Первой мировой войны, общественный деятель США. Отец, Николай Георгиевич — певец-баритон, артист оперетты. Один из первых самолетовладельцев в России, в 1911 г. сам окончил авиационную школу "Гамаюн" и научил летать обоих сыновей. Во время Первой мировой войны был инструктором Гатчинской военной авиационной школы. инструктором. Брат, Георгий Николаевич, также воевал летчиком, был в белом движении. После Октябрьской революции отец с дочерью Никой эмигрировали в Швецию, где они вместе снимались в кино. Георгий - сначала во Францию, затем в США, был популярным певцом, избирался вице-председателем Общества бывших русских лётчиков в Америке. Александр в декабре 1914 г. окончил Морской кадетский корпус и в звании мичмана направлен на флот. 2 июля 1915 окончил Севастопольскую авиационную школу был направлен морским лётчиком на о. Эзель.
          Подробнее на livelib.ru:
          https://www.livelib.ru/author/631658-aleksandr-pr
          okofevseverskij
          1. Ольгович 8 апреля 2017 12:35
            Цитата: амурец
            Я ошибся только в отчестве.Александр Прокофьев-Северский


            Мне Прокофьев-Северский врезался в память и поразил лет сорок пять назад: он упомянут в романе Пикуля Моонзунд.
        2. рич 9 апреля 2017 03:18

          Докутович Галина Ивановна -главный штурман 588-го ( 46-го Гвардейского ) женского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.
          Летчица знаменитого полка "ночные ведьмы" совершала в ночь по 5-8 боевых вылетов. Редко редко выпадали короткие минуты отдыха. Однажды, вернувшись из полёта, она прилегла отдохнуть на аэродроме. Шофёр бензозаправщика, торопившийся на старт, не заметил её в высокой траве. Случилось большое несчастье - машина наехала на спящую девушку. У Гали был в нескольких местах переломан позвоночник. Её пришлось эвакуировать в тыл. Она ни разу не застонала, не заплакала, хотя пришлось переносить страшную боль. Галя была уверена, что снова будет летать. После госпиталя она с инвалидностью была демобилизована. Но добилась того, чтобы вновь восстановится в армии и попасть в свой полк. В Январе 1943 года женский авиационный полк воевал на Северном Кавказе. Галя была назначена штурманом полка. Она должна была следить за действиями всех штурманов и, если кто нибудь из них терял ориентировку, бомбил неточно, чувствовала себя в ответе. Иногда, в качестве штурмана и сама вылетала на боевые задания. К тому времени у Гали насчитывалось свыше 120 боевых вылетов. В ночь на 1 Августа лётчицы женского авиационного полка выполняли очередное боевое задание. В ту ночь полк понёс тяжёлые потери: мужественно сражаясь за Родину, смертью героев погибли 8 лётчиц. В их числе была и Галя Докутович.
    2. avva2012 8 апреля 2017 13:52
      Думаю ни на кого он не равнялся. Он был советским человеком, который не просто хотел жить, а служить своему народу и победить врага. Для начала, он победил себя. В этом то и его величие в отличии от героя романа Джека Лондона Любовь к жизни".
      1. Ольгович 8 апреля 2017 14:26
        Цитата: avva2012
        Думаю ни на кого он не равнялся. Он был советским человеком

        Не надо думать, надо помнить содержание книги "Повесть о настоящем человеке".
        Именно об этом лётчике идёт речь в повести, именно его пример вдохновил Маресьева.
        В книге он выведен как поручик Карпович.

        Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны. Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными
        "шильцем", с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.
        - Читай, читай, прямо для тебя, - настаивал Комиссар. Мересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном летчике,поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими
        позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей "дум-дум". С раздробленной ногой он сумел на своем "фармане" перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию.
        1. avva2012 8 апреля 2017 16:00
          Ольгович, он в первую очередь, советский человек и коммунист. Из того поколения, кто вырос после Гражданской войны и впитал в себя марксиско-ленинскую идеологию. Именно потому, что это поколение было, в основном, уничтожено войной и произошло восстановление капитализма. А, вы, как обычно, даже в подвиге коммуниста, пытаетесь отжать свои пять копеек.
          1. Ольгович 8 апреля 2017 19:26
            Цитата: avva2012
            Ольгович, он в первую очередь, советский человек и коммунист.

            Он, в первую очередь, русский патриот, защитивший Родину абсолютно так жк, как и миллионы его предков в сотнях войн за Отечество ДО ВМВ
            Цитата: avva2012
            Из того поколения, кто вырос после Гражданской войны и впитал в себя марксиско-ленинскую идеологию. Именно потому, что это поколение было, в основном, уничтожено войной и произошло восстановление капитализма

            Ерунда: таких поколений было много, а родился он, кстати, ДО ВОРа.
            Цитата: avva2012
            А, вы, как обычно, даже в подвиге коммуниста, пытаетесь отжать свои пять копеек.

            Подаваляющее большинство погибших за Родину-НЕкоммунисты. Их подвиг, по-вашему менее ценен и значим? fool
            Хамоватым ответом прикрываете свое НЕзнание повести.
            1. avva2012 9 апреля 2017 07:05
              Господин, сами вы....
              Причем тут повесть и "большинство погибших за Родину, не коммунисты"?
              Пять секунд, полет нормальный, да? laughing "Он, в первую очередь русский патриот" . Господин, вы о чем? Он жил в СССР, был членом коммунистической партии, т.е, был советским человеком и коммунистом. Т.е., он был советским патриотом. Как известно, коммунист, в том числе, является интернационалистом. В свое время, за попытку устроить коммунизм только для грузин, расстреляли папеньку любимова вами, Окуджавы. Советскими тогда люди были, советскими. Да, а где, вы хамство, то увидели, а? Я, вас не оскорблял. Что, так порвало, то? laughing Пять копеек не понравилось? Так, на самом деле, меньше цена, намного меньше.
              1. Ольгович 9 апреля 2017 09:15
                Цитата: avva2012
                Причем тут повесть и "большинство погибших за Родину, не коммунисты"?

                Статья-о Маресьеве, если еще помните. И миилионы героев-НЕккоммунисты (и эсеры и меньшевики в т.ч., миллионы верующих)
                Цитата: avva2012
                Господин, вы о чем? Он жил в СССР, был членом коммунистической партии, т.е, был советским человеком и коммунистом. Т.е., он был советским патриотом.


                Товарищ, он жил в РОССИИ, которая тогда называлась (очень короткий период, сейчас опять, как и 1000 лет-Россия) СССР. Поэтому он был РУССКИМ патриотом, живя в советский период.
                Цитата: avva2012
                Советскими тогда люди были, советскими

                Русскими были, русскими (как вам не противно). Именно к Героям России прошлого и обратился Сталин в тяжкие дни 41-го. А еще казахами и прочими. Были ДО ВОР, после ВОР и после коммунистов. Советских же-нет. Или вы покажете эти сотни миллионов-куда они моментально растворились.
                Цитата: avva2012
                а, а где, вы хамство, то увидели, а? . .

                "отжать пять копеек"-это ваше? Разберитесь с русским языком , чтобы уловить разницу между "хамством" и "хамоватым"
                Цитата: avva2012
                Что, так порвало, то? Пять копеек не понравилось? Так, на самом деле, меньше цена, намного меньше.

                Вам было указано всего лишь на вашу безграмотность-незнание "Повести". Сколько стоит человек, незнающий ТАКИЕ произведения-риторический вопрос.
                1. avva2012 9 апреля 2017 11:23
                  Указание на чью-то безграмотность, это еще не признак грамотности, так же, как и серьезное выражение лица, не признак ума. Вам не чего, просто сказать, на самом деле. Поэтому, вы решили "указать". Все ваши рассуждения о русских, не русских из одного источника. НТС, называется. А ранее, власовщина. Что же, видимо, вы достойно продолжаете дело этих господ. p.s. Кстати, я вам не товарищ.
                  1. Ольгович 9 апреля 2017 12:09
                    Цитата: avva2012
                    Указание на чью-то безграмотность, это еще не признак грамотности, так же, как и серьезное выражение лица, не признак ума. Вам не чего, просто сказать, на самом деле. Поэтому, вы решили "указать". Все ваши рассуждения о русских, не русских из одного источника. НТС, называется. А ранее, власовщина. Что же, видимо, вы достойно продолжаете дело этих господ. p.s. Кстати, я вам не товарищ.


                    К чему эта пустая БОЛТОВНЯ? Не имеющая никакого отношения ни к теме, ни к истории, ни к здравому смыслу?

                    Вам указано на вашу очевидную безграмотность: подучитесь и все.
                    Цитата: avva2012
                    Кстати, я вам не товарищ.


                    Я так опечален.... lol
          2. veteran66 9 апреля 2017 19:31
            Цитата: avva2012
            Ольгович, он в первую очередь, советский человек и коммунист.

            а Дуглас Бадер? Он, наверное, тоже коммунистом был? Ну, про Руделя я молчу, неуместно-с.
    3. Ищущий 8 апреля 2017 15:33
      Мересьев ни на кого не ровнялся.Просто он поступал,как говорила ему совесть-солдата,коммуниста,человека.
  5. амурец 8 апреля 2017 08:51
    "Повесть о настоящем человеке", моя первая премия за хорошую учёбу. Потом, уже взрослым, я подарил эту книгу школьному музею. той школы, которую окончил.
    Где-то так она выглядела. Внутри была дарственная надпись
    1. EvgNik 8 апреля 2017 09:37
      Настольная книга и моя и моих сыновей, правда издание другое было.
  6. Екатерина II 8 апреля 2017 13:48
    с детства прочитанная книга помниться
  7. vasilev 8 апреля 2017 14:46
    История о рыбаках,попавших в шторм подходит для поддержания духа в любой ситуации-"Одни трусят,бросают весла,ложатся на дно баркаса и их разбивает о скалы.А другие крепче берутся за весла и гребут,наперекор ветру,наперекор буре гребут-и они побеждают стихию."
  8. den-protector 8 апреля 2017 23:19
    18 суток один в холодном лесу. Я как человек, живущий на русском севере, хорошо знаю, что такое холод. Длительное нахождение на холоде может принести человеку простудное заболевание, как минимум, а ночь в лесу без огня может убить человека за несколько часов. Но пока сам не окажешься в такой ситуации, до конца не поймешь, как мог выжить Алексей Маресьев. Только крепкий духом человек мог выйти живым из такой ситуации. Честь и хвала, светлая память Алексею Маресьеву! Побольше бы таких людей сейчас.
  9. бахшиян рачик 24 мая 2017 13:36
    Цитата: ротмистр
    Иван Григорьевич Драченко — единственный в мире боевой пилот-штурмовик, который, потеряв в бою глаз, вернулся в строй и продолжал бить фашистов.14 августа 1943 года в районе Харькова, спасая командира полка, на Ил-2 таранил истребитель противника. При таране был тяжело ранен, в бессознательном состоянии взят в плен.В лагере военнопленных советский врач сделал ему сложную операцию, но правый глаз спасти не удалось.В сентябре 1943 года Драченко бежал из плена. После лечения в московском госпитале в марте 1944 года вернулся к полётам. В составе 140-го гвардейского штурмового авиационного полка провоевал до конца войны.
    За годы войны совершил 151 боевой вылет, в 24 воздушных боях сбил 5 самолётов противника, ещё 9 уничтожил на аэродромах, разбил 4 моста, уничтожил много техники и живой силы противника.
    Полный кавалер ордена Славы, Герой Советского Союза.

    боже какой ужас ужастное нквд его не посадило за нахождение в плену
Картина дня