Памяти погибших подводников. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках

7 апреля в России особый день — День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.

Подводник — героическая профессия. К сожалению, ее специфика такова, что, уходя в плавание, офицеры, мичманы, старшины, матросы подводных лодок не знают, увидят ли снова своих родных и близких. История советского и российского подводного флота — это не только достижения, все более совершенные подводные корабли и боевые победы. Это — и человеческие потери, тысячи подводников, не вернувшихся с боевых заданий и в военное, и в мирное время.




Так, с 1955 по 2014 гг. только атомных подводных лодок затонуло шесть — 4 советских и 2 российских (правда, К-27 была затоплена в целях утилизации, но прежде на лодке случилась серьезная авария, которая впоследствии и стала причиной решения об ее затоплении).

Советская атомная подводная лодка «К-27» была спущена на воду в 1962 г. и получила среди моряков прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года подводная лодка К-27 находилась в Баренцевом море. Экипаж лодки осуществлял проверку параметров главной энергетической установки на ходовых режимах после выполнения работ по модернизации оборудования. В это время мощность реактора стала снижаться, и моряки попытались ее поднять. В 12:00 в реакторном отсеке произошел выброс радиоактивных газов. Экипаж сбросил аварийную защиту левого реактора. Радиационная обстановка на лодке ухудшилась. Авария привела к серьезным последствиям для экипажа. Все моряки лодки были облучены, 9 членов экипажа погибли — один матрос задохнулся в противогазе на борту лодки, восемь человек скончались позднее в госпитале от последствий полученных на борту лодки доз радиации. В 1981 г. лодка была утилизирована в Карском море.

12 апреля 1970 года, ровно 47 лет назад, в Бискайском заливе, в 490 км от испанского побережья, затонула К-8, советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Лодка К-8 была зачислена в состав ВМФ СССР 2 марта 1958 года, а 31 мая 1959 года спущена на воду. Как и другие атомные подводные лодки первого поколения, к-8 не была совершенной — на ней часто происходили аварии, связанные с различными поломками оборудования. Например, 13 октября 1960 года в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, случилась утечка теплоносителя, в результате чего экипаж получил различные дозы облучения. 1 июня 1961 года произошел повторный подобный случай, в результате чего пришлось комиссовать одного из членов экипажа с острой лучевой болезнью. 8 октября 1961 года вновь произошла авария.

[img=left]https://topwar.ru/uploads/posts/2017-04/1491472774_bez-nazvaniya-17.jpg[/img%20]Весной%201970%20года%20ПЛ%20была%20направлена%20в%20район%20Северной%20Атлантики.%20Там%20проводились%20крупнейшие%20советские%20военно-морские%20учения%20«Океан%20-%2070»,%20на%20которых%20планировалось%20отработать%20действия%20подводных%20сил%20в%20случае%20попыток%20прорыва%20подводных%20лодок%20противника%20к%20берегам%20СССР.%20Начало%20военно-морских%20учений%20было%20назначено%20на%2014%20апреля,%20а%20завершить%20их%20планировалось%20к%20100-летию%20вождя%20Октябрьской%20революции%20Владимира%20Ильича%20Ленина%20-%20к%2022%20апреля%201970%20года.%20Однако,%20вечером%208%20апреля%201970%20года%20при%20всплытии%20К-8%20с%20глубины%20160%20метров,%20произошел%20пожар%20в%20рубке%20гидроакустиков.%20На%20центральный%20пост%20лодки%20прибыло%20все%20командование,%20одновременно%20начался%20пожар%20в%207-м%20отсеке.%20Лодка%20была%20вынуждена%20выплыть%20в%20надводное%20положение,%20но%20пожар%20уже%20стал%20распространяться%20по%20воздуховодам.%20На%20боевом%20посту%20главной%20энергетической%20установки%20находились%20офицеры%20первой%20смены%20инженер-капитан%203-го%20ранга%20В.%20Г.%20Хаславский,%20инженер-капитан-лейтенант%20А.%20С.%20Чудинов,%20инженер-капитан-лейтенант%20А.%20В.%20Поликарпов%20и%20старшие%20инженер-лейтенанты%20Г.%20В.%20Шостаковский%20и%20Г.%20Н.%20Чугунов.%20Понимая,%20что%20пожар%20распространится%20и%20на%20пост%20главной%20энергетической%20установки,%20офицеры%20задраили%20двери%20и%20заглушили%20ядерные%20реакторы.%20Ценой%20своих%20жизней%20они%20спасли%20лодку%20от%20взрыва.%20В%20восьмом%20отсеке%20лодки,%20где%20скопилось%20много%20членов%20экипажа,%20из%20шестнадцати%20человек%20также%20не%20удалось%20спасти%20никого.%20Когда%20лодка%20выплыла%20на%20поверхность,%20болгарский%20теплоход%20«Авиор»%20спас%20оставшуюся%20в%20живых%20часть%20экипажа.%20Но%20на%20борту%20лодки%20оставалась%20боевая%20смена%20из%2021%20человека,%20которой%20командовал%20командир%20атомной%20подводной%20лодки%20«К-8»%20капитан%202%20ранга%20Всеволод%20Борисович%20Бессонов%20(1932-1970).%20[img=right]https://topwar.ru/uploads/posts/2017-04/1491472804_bessonov_vb.jpg[/img]

Выпускник 1-го Высшего Военно-морского училища подводного плавания, Всеволод Бессонов начал службу командиром торпедной группы в 1955 г., в 1957-1959 гг. служил командиром боевой части и помощником командира ПЛ «С-144», затем, в 1959-1961 гг. командовал боевой частью ПЛ «К-102», в 1961-1965 гг. был помощником командира АПЛ «К-133» и учился в Высших офицерских специальных классах ВМФ СССР. В 1965 г. Всеволод Бессонов стал старшим помощником командира «К-8», а в 1968 г. — командиром АПЛ «К-8».

Однако, несмотря на попытки экипажа спасти лодку, К-8 в течение короткого времени затонула. Всего на ПЛ погибли 52 человека. Спастись, таким образом, удалось 46 членам экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вся команда подводной лодки получила государственные награды. Гибель К-8 и 52 моряков стала первой подобной потерей советского атомного подводного флота и открыла счет другим подобным трагедиям.

Атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» была заложена в 1970 году — в тот самый год, когда произошла страшная авария на АПЛ «К-8». В 1971 г. атомную подводную лодку спустили на воду. За пятнадцать лет службы атомной подводной лодки она неоднократно сталкивалась с самыми разнообразными проблемами, связанными с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт. Например, уже в 1973 г. была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в шахту стала поступать вода, вступившая в реакцию с компонентом ракетного топлива. Образовавшаяся агрессивная азотная кислота повредила топливопроводы ракеты и произошел взрыв. Его жертвой стал один член экипажа, а ракетная шахта оказалась затопленной. В январе 1986 г. имела место проблема с запуском ракеты на учениях, что заставило лодку всплыть после пуска и возвращаться в надводном положении на военно-морскую базу. Тем не менее, 4 сентября 1986 г. атомная подводная лодка «К-219» отправилась в поход к побережью США, где ей предстояло нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командовал подводным крейсером капитан 2 ранга Игорь Британов. Перед выходом К-219 в море были заменены 12 офицеров подводной лодки из 32. В поход предстояло отправляться с новыми старшим помощником, помощником командира, командирами ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальником радиотехнической службы, командиром электротехнического дивизиона, командирами 4 отсеков, корабельным врачом. Кроме того, были заменены 12 мичманов из 38 мичманов экипажа, включая двух старшин команд ракетной БЧ-2. Когда крейсер погрузился в Баренцево море, в ракетной шахте № 6 открылась течь. Отвечавший за ракетное вооружение офицер об этом происшествии командиру К-219 Британову не сообщил. Вероятно, что он руководствовался соображениями собственной карьеры — не хотел отвечать за последствия возвращения лодки на военно-морскую базу. Между тем, о неисправности в ракетной шахте было известно давно, но вышестоящему командованию не докладывали — замечание снял флагманский специалист дивизии.

Когда лодка находилась между Великобританией и Исландией, ее обнаружили системы гидроакустики ВМС США. При этом К-219 предпринимала все усилия, чтобы не быть обнаруженной. 3 октября К-219 была обнаружена подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta, которая следовала к побережью СССР — также для выполнения патрульных функций. К этому времени приходилось уже дважды в день откачивать воду из ракетной шахты № 6. Однако, в конце концов ранним утром 3 октября 1986 г. ракетная шахта № 6 полностью разгерметизировалась и в нее хлынула вода. Отвечавший за ракетное вооружение офицер Петрачков выдвинул свое предложение — всплыть до глубины 50 метров, заполнить ракетную шахту водой, после чего осуществить выстрел ракет аварийным запуском маршевых двигателей. Так он рассчитывал защитить ракету от разрушения в самой шахте. Однако, времени не хватило, и ракета взорвалась в самой шахте. Взрывом были разрушены внешняя стенка корпуса и боеголовки ракеты. Ее части упали внутрь крейсера. Пробоина способствовала быстрому погружению корабля на 300 метров — почти на предельно допустимую глубину. После этого командир крейсера принял решение о продувании цистерн с целью избавления от балластной воды. Через две минуты после взрыва К-219 резко выплыла на поверхность. Личный состав покинул ракетный отсек и задраил герметичные переборки. Таким образом, лодка оказалась разделенной на половины — командный и торпедный отсек были изолированы аварийным ракетным отсеком от других отсеков — медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков, располагавшихся в корме корабля.

Памяти погибших подводников. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин (на фото) отправились в реакторную выгородку — они собирались опустить компенсирующие решетки. В камере температура достигала 70 °C, однако старший лейтенант Беликов все же опустил три из четырех решеток, и лишь потом упал без сознания. Последнюю четвертую решетку опустил матрос Преминин. Но выйти назад он не смог — из-за разницы давления ни он, ни матросы с другой стороны не смогли открыть люк отсека. Преминин погиб, ценой своей жизни предотвратив ядерный взрыв. Примечательно, что тогда его подвиг не был оценен по заслугам — матросу посмертно дали орден Красной звезды, и только в 1997 году, уже в постсоветский период отечественной истории, Сергею Преминину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.

К-219 установила связь с советским гражданским рефрижератором «Федор Бредихин». К месту аварии подошли, помимо рефрижератора, лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей», сухогруз «Красногвардейск» и ролкер «Анатолий Васильев». Затем подоспели корабли ВМС США — буксир USNS «Powhatan» и подводная лодка USS «Augusta». Командование ВМФ СССР приняло решение о буксировании К-219. Существовала большая опасность того, что лодка в случае оставления ее экипажем, будет захвачена американскими ВМС. Из-за распространения ядовитого газа в конце концов советское командование приняло решение об эвакуации экипажа, однако командир К-219 Британов остался на лодке — защищать ее от возможного проникновения американцев с оружием в руках. Он с группой офицеров и секретными документами покинул лодку последним — на шлюпке. В результате аварии на К-219 погибли 4 человека — командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр; матрос по вооружениям Смаглюк Николай; машинист Харченко Игорь; реакторщик Преминин Сергей. По возвращению в СССР Игорь Британов находился под следствием, затем обвинения с него сняли, но из рядов ВМФ СССР уволили. Об аварии на К-219 написано достаточно много статей, выдвигались и выдвигаются различные версии возможных причин аварии. Не вдаваясь в более подробное освещение этого вопроса, следует отметить, что моряки лодки ценами своей жизней пытались исправить аварийную ситуацию, возникшую на подводной лодке. Вечная им за это память.

7 апреля 1989 года произошла страшная авария, приведшая к гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Корабль погиб в Норвежском море при возвращении с третьей боевой службы. К гибели «Комсомольца» привел пожар в двух отсеках, в результате которого разрушились системы цистерн главного балласта и началось затопление К-278 забортной водой. Во время третьего похода на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж. В его состав входили 69 человек. Катастрофа привела к гибели 42 членов экипажа, 27 членов экипажа были спасены. Погиб и командир корабля капитан 1 ранга Евгений Алексеевич Ванин (1947-1989). 12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР наградил всех членов экипажа подводной лодки «Комсомолец» орденом Красного знамени. Дата катастрофы на «Комсомольце»7 апреля и отмечается в качестве Дня памяти погибших подводников.

Постсоветская Россия столкнулась с двумя катастрофами на атомных подводных лодках. 12 августа 2000 года произошел взрыв на атомной подводной лодке К-141 «Курск», приведший к гибели 118 человек. Спустя три года после трагедии на «Курске» произошла катастрофа на атомной подводной лодке К-159. Эта подводная лодка готовилась к утилизации. Спущенная на воду еще в 1963 году, К-159 служила Советскому Союзу четверть века, а с 1989 года по 2003 год находилась в пункте временного хранения на плаву. 30 августа 2003 года она буксировалась на утилизацию. На борту лодки находились десять человек. Девять членов экипажа погибли, одному члену экипажа — старшему лейтенанту Максиму Цыбульскому — удалось спастись. К-159 затонула вблизи острова Кильдин на глубине 170 метров.

Несмотря на все опасности, подстерегающие моряка-подводника, на риск возможных проблем со здоровьем впоследствии, на тяготы службы, подводный флот продолжает привлекать многих молодых людей, желающих связать свою жизнь с защитой Отечества. И достойным примером для них являются настоящие герои подводного флота — моряки, отдавшие свои жизни за спасение товарищей, за безопасность нашей страны. Вечная память погибшим подводникам!
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Masya Masya 7 апреля 2017 05:52
    В зловещем сне забылись рано,
    Волною вас не разбудить...
    По непришедшим с океана
    Моей душе рыдать-скорбить.
    ...Еще машин не смолкли звуки,
    Еще послушным был штурвал.
    И кто же вас обрек на муки,
    И на последний тот аврал?!
    Посты не бросив боевые,
    Не запятнали свой мундир.
    Навечно в памяти живые
    Вы все и старый командир.
    Квадрат могилой стал родною
    В пучине северных морей,
    Где стонет чайка над волною
    Надрывным плачем матерей.
    1. vovanpain 7 апреля 2017 10:49
      Вечная Память и Царствие Небесное подводники.
  2. Evgeniy667b 7 апреля 2017 06:10
    Вечная память подводникам, погибшим пи исполнении служебных обязанностей!!!
  3. inkass_98 7 апреля 2017 07:03
    Вечная память.

  4. амурец 7 апреля 2017 07:22
    7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.
    Почему автор пишет только об АПЛ. Среди дизельных лодок тоже есть погибшие в послевоенное время. Если поминать, так поминать всех подводников. http://vlad-radoff.livejournal.com/818945.html
  5. parusnik 7 апреля 2017 07:33
    Светлая память всем не вернувшимся из похода...
  6. Околоточный 7 апреля 2017 08:28
    Господи, какие страшные смерти. Царствие Вам Небесное Мужики!
  7. Vlad_N 7 апреля 2017 10:26
    Вечная память.
  8. ochakow703 7 апреля 2017 11:32
    Светлая память. [media=https://muzofond.com/search/гуляев%20устал
    ая%20подлодка]
  9. a.s.zzz888 7 апреля 2017 12:30
    Помним, скорбим... выпьем молча...
  10. ФРЕГАТEН 7 апреля 2017 18:14
    Помним Всех!!!!
  11. 501Legion 7 апреля 2017 18:42
    Вечная память всем не вернувшимся домой солдатам !!
  12. Омар Хаям 7 апреля 2017 19:18
    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ,КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ С ПОХОДОВ.....
  13. Комментарий был удален.
  14. NikWik 7 апреля 2017 23:08
    Да отвратит судьба свой лик суровый от всех идущих в море кораблей.
    Вечная память.
  15. Георгий Котляров 8 апреля 2017 01:05
    Вечная память Героям! Помним! Гордимся! Скорбим!
  16. fomin 13 апреля 2017 15:28
    Гибель АПЛ К-219 это позорнейшая для подводного флота история, история трусости, подлости, неисполнения служебного долга командира И.Британова и части офицеров лодки. Нужно сказать, что течь в ракетной шахте №6 открылась не в последнем походе, эта шахта текла СЕМЬ лет, и все об этом знали мало того перед походом флагманский специалист пришедший на лодку отключил аварийную сигнализацию в неисправной шахте, всю вину, за аварию, придравшись к пустой формальности И.Ьританов, И.Курдин (бывший ст.помощник на К-219) и ряд других лиц, взвалили на БЧ-2, А.Петрачкова, заявив, что они были не курсах и ничего не знали, не знали что шахта семь лет текла, не узнали об этом за 30 дней автономки в замкнутом пространстве в котором все знают обо всем, подонки. Автор статьи пишет о подвиге С.Преминина, но ни слова о том, что Преминина просто бросили умирать в реакторном отсеке сначала закрыв захлопки выравнивания давления (испугались дыма), а в следствии полной непрофессиональной не компетенции не смогли создать противодавления воздуха, покривлялись как убогие с раздвижным упором и убежали. Автор перечисляет фамилии погибши, два матроса и офицер но он не говорит, что их тела бросили на лодки как ненужный мусор хотя и спасательные суда подошли и лодка еще не тонула и никакой опасности не было. Теперь о длительной борьбе за живучесть лодки – это ложь, БЗЖ на лодке никто не вел. Сначала просто перебегали из отсека в отсек, а потом вообще убежали на корабли. В результате брошенная лодка постепенно заполнилась водой и затонула.
    Более подробно об этом изложено: http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-apl-k219-ch
    ast-i.php, http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-apl-k219-ch
    ast-ii.php
  17. xomaNN 4 мая 2017 16:26
    Из моряков подводники люди самые самоотверженные. Внутри цилиндра на глубине 300 метров да несколько месяцев. ГЕРОИ! Помяну сегодня подводное братство....
    В начале 80-х в сдаточной команде на Севмаше (Тогда его больше звали СМП) две недели ходили под водой на головной Акуле (Тайфун). По нашему это пр. 941 и там сдавали нашу систему в ТРК, 1-го отсека. Так помню, когда при одном из погружений вдруг - СРОЧНОЕ ВСПЛЫТИЕ!!!Оказалось, что кто-то из экипажа что-то " не закрыл" wassat bully Но неуютно стало angry А они месяцами в этом стрессе.
Картина дня