Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

О пользе русской каторги, или Рассказ о том, как офицер сначала стал мятежником, а потом мятежник стал святым

Как известно, бывшие территории Речи Посполитой после вхождения в состав Российской империи всегда были неспокойным регионом и серьёзным источником проблем для петербургского правительства. На территориях современных Польши, Белоруссии, Западной Украины и Литвы неоднократно вспыхивали восстания, три из которых переросли в полномасштабные войны повстанческих войск против русской регулярной армии, и человек, о котором пойдёт речь в нашем рассказе, лично участвовал в последнем из них («Январском восстании» 1863-1864 гг.).

Юзеф Калиновский родился в 1835 году в Вильно в потомственной дворянской семье. В 1843 году он поступает и в 1850 г. оканчивает Виленский Шляхетский корпус, где его отец преподавал математику; потом 2 года он обучается в Горы-Горецкой агрономической школе недалеко от Орши, а в 1854 году поступает, пройдя по конкурсу с блестящими результатами, в Николаевскую инженерную академию Генерального штаба в Петербурге. В ходе обучения Иосиф Калиновский отлично проявляет себя как военный инженер и топограф-геодезист и выпускается в 1856 году в звании поручика (современный аналог — лейтенант). В течение 3 лет он в качестве военного топографа принимает участие в различных строительных проектах, которые стали активно развиваться в Российской империи, потерпевшей поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) и вступившей на путь индустриализации.

О пользе русской каторги, или Рассказ о том, как офицер сначала стал мятежником, а потом мятежник стал святым

Юзеф (Иосиф) Калиновский — офицер русской императорской армии



В 1860 году молодой офицер назначается на строительство укреплений Брест-Литовска, строя фортификации знаменитой впоследствии Брестской крепости, и становиться «суперинтендантом по фортификации и эксплуатации инженерных сооружений». «За проявленное усердие и безупречную службу» в 1862 году он производится в чин капитана. Однако в начале 1863 года Юзеф Калиновский узнаёт о начале «Январского восстания» и становится перед трудным выбором : долгом чести и присягой он был связан с армией Российской империи, а кровью и верой — со своим народом и своей малой Родиной. После душевных терзаний молодой офицер, которому тогда было 28 лет, принимает судьбоносное для себя решение: чтобы не изменить присяге, он запрашивает отставку и получает её, а потом начинает устанавливать контакт с восставшими.

Позже он напишет: «Слишком явственным было моё внутреннее видение борьбы нашего по сути безоружного народа против силы центрального русского правительства, располагавшего огромной и мощной армией. Носить мундир этой армии в то время, когда моё сердце сжималось при известии о пролитой крови моих собратьев, было невыносимо для меня. И я спрашивал себя: имею ли я право пребывать в бездействии, когда такое количество людей жертвует всем ради этого, пусть и напрасного, дела?..»

В высшей степени человек чести и морали, прекрасно понимая бесполезность кровопролития и обреченность восстания с военной точки зрения, он последовал тому, что ему подсказывала его совесть. Как позже сказал: «Это было восстание, основанное на бездумных миражах; оно было скверно организовано, международная помощь (надежда на которую во многом его спровоцировала) осуществлялась только на словах; во множестве были и лишённые здравого смысла подстрекатели, которые использовали движение народа для собственных целей…» Войдя в контакт с руководителями мятежников, Калиновский пытался убедить ряд подпольных групп не присоединяться к восстанию, но без успеха, и был обвинён ими в трусости и даже в шпионаже в пользу правительственных войск. Однако избежав гибели от рук своих же сотоварищей он, по причине принадлежности к высшей аристократии и как человек, имевший отличное военное образование, был избран в «Национальный совет восстания» и даже выдвинут на пост регионального военного руководителя Виленского края.


Картина Йозефа Хельмонского "Эпизод восстания 1863 года", показывающая рейдовый отряд повстанцев


Иосиф Калиновский согласился принять эту должность, но под одним условием: ему гарантировалось право не подписывать ни единого смертного приговора и право амнистии любого сторонника Петербурга, а все попавшие в плен раненые и больные солдаты и офицеры правительственных сил должны были получать достойное лечение и заботу, а здоровые пленные — свободно отпускаться после принесения ими клятвы не принимать участие в боевых действиях против повстанцев.

Однако, как он и предвидел изначально, восстание было довольно быстро подавлено, а на его народ обрушилась новая волна репрессий, окончательно уничтожившая остатки независимости инкорпорированного в Российскую империю региона. Его биограф очень точно сказал о нём тогда: «Удерживать других от серьёзных ошибок, не принимать никакого участия в их совершении, но потом великодушно согласиться разделить печальные последствия этих деяний, подвергнувшись вместе с другими наказанию и не обвинив при этом никого — вот подлинное лицо Юзефа Калиновского…» Будучи 24 марта 1864 года арестован, он сознательно взял полноту ответственности на себя, постаравшись защитить от обвинений известных ему лиц, и сознательно тем самым пошёл на приговор к смерти, который и был ему вынесен «общим порядком» 28 мая 1864 г.

Однако его репутация человека, лично не замешанного в кровавых преступлениях мятежников, а также заступничество одного важного аристократа, отца его приёмной матери, привели к тому, что приведение приговора в исполнение было приостановлено, а суд высшей инстанции заменил смертный приговор на 10 лет сибирской каторги.


Осуждённые польские мятежники пешим порядком под охраной конвоя следуют на сибирскую каторгу


В июле 1864 года Иосиф Калиновский был отправлен «по этапу» в Сибирь, и в начале марта 1865 года, после 10 месяцев ужасного пути, пройдя через Москву, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Тобольск, Томск и Красноярск, бывший капитан Генерального штаба с обритой наполовину головой и в арестантской робе прибыл в Иркутск. Осуждённый Калиновский проехал в начале своего пути по той же железной дороге, которую сам помогал прокладывать и строить. Однако железнодорожный путь скоро закончился и несколько тысяч километров до Прибайкалья арестованные в основном шли пешком. «Необъятные равнины, простиравшиеся за Уралом, превратились в безграничное кладбище для десятков тысяч жертв, отнятых от груди Матери-Родины, и поглощённых Сибирью навсегда…» — позже напишет он об этом.

Первые 3 года своего заключения бывший российский офицер польско-литовского происхождения провёл закованным «в железа» на соляных копях в Усольске недалеко от оз. Байкал, которые стали братской могилой множества бывших повстанцев. Но именно на сибирской каторге произошло его духовное преображение, «метанойя», как говорили древние греки, глубокое обращение души.

И хотя черты его характера, обусловившие подобное изменение, проявлялись и ранее, но именно сибирская каторга оказалась тем местом, где он стал на путь святости. Иосиф Калиновский напишет об этом времени : «…Светский мир смог лишить меня всего, но у меня всегда было недоступное для него убежище : молитва. В ней можно было соединить прошлое и настоящее, а также будущее в виде надежды… Кроме молитвы, я ничего не мог предложить Богу, следовательно считаю её единственным даром. Я не мог соблюдать посты, у меня почти ничего не было, чтобы подать милостыню, не было сил работать, оставалось лишь страдать и молиться. Однако у меня никогда не было более дорогих сокровищ…»

Так один из заметных участников восстания полностью оставил идеи противостояния с Россией, которые и до этого, по сути, не поддерживал, и посвятил свои силы духовной поддержке арестантов (среди его этапа не оказалось ни одного священника), уговаривая их безропотно принимать выпавшие на их долю страдания, ибо они знали, на что шли и принимают должное воздаяние, которое посылает им Бог.


Картина Яцека Мальчевского "Смерть на пересыльном этапе в Сибирь", показывающая бытовые условия осуждённых на каторгу участников "Январского восстания"


Через 3 года заключённому Калиновскому как человеку, зарекомендовавшему себя безупречным поведением, а главное, прекрасно образованному ценному техническому специалисту, каторжный режим была изменён на ссыльное поселение в Иркутске, где его знания с успехом применялись российскими властями. Вскоре, снова благодаря своему смирению, проявлению высокой духовности и прекрасному образованию, бывшему капитану российской армии режим ссылки был ещё более смягчён и он был привлечён в качестве геодезиста-топографа для участия в научно-исследовательских экспедициях в Прибайкалье, в Приамурье и в Уссурийском крае.

Высокая профессиональная компетентность в сочетании с проявленным научным рвением и высокой степенью нелицемерного благочестия, привели к тому, что местные власти предложили не только амнистировать Иосифа Калиновского, но и предоставить ему место если не в военной, то хотя бы в гражданской администрации Забайкалья (тогда катастрофически нуждавшейся в образованных людях). Однако Петербург ответил отказом в досрочной амнистии, разрешив только в 1872 году переменить место ссылки — вместо Прибайкалья бывшего капитана практически так же, как прошлый путь, пешком направили с востока на запад — сначала в Пермскую губернию, а потом на Смоленщину. И только в 1874 году, после отбытия полного срока в 10 лет, 39-летний молодой человек был освобождён, но "поражён в правах", включая запрет на поселение на землях бывшей Речи Посполитой и столичных областях России.


Священник Рафаил Калиновский в своём монастыре на молитве перед образом Богоматери


Впрочем его ходатайство о разрешении на выезд за границу было удовлетворено властями и он эмигрировал в Париж, где получил работу преподавателя. Однако «сибирское преображение» сыграло свою решающую роль: в 1877 году Юзеф Калиновский вступает в нищенствующий монашеский орден Кармелитов, где принимает имя Рафаил, и поселяется в монастыре в Австрии. И, вступив на путь монашеского служения, бывший российский капитан Генерального Штаба 30 лет ведёт подвижническую жизнь, по единодушным свидетельствам современников отдавая все силы в деле помощи нуждающимся.

С наибольшим усердием отец Рафаил Калиновский проявляет заботу о находящихся в заключении выходцев из Речи Посполитой — как в тюрьмах на территории стран Восточной Европы, так и на территории Российской империи. Одной из своих целей бывший российский офицер, ставший католическим священником, провозгласил примирение Европы и России посредством христианской веры, справедливо полагая, что взаимная ненависть народов Европы и России, основанная в том числе и на разделении церквей, ведёт к ослаблению их обоих и торжеству внешних врагов христианства. Он прекрасно понимал, что данная цель крайне мало достижима при его жизни, но он хотел, чтобы хотя бы когда то Россия и Европа, и даже больше — православный и католический миры в целом, наконец смогли жить в братской любви без взаимной вражды.


Образ почитаемого католиками святого Рафаила (Иосифа) Калиновского : бывший офицер русской императорской армии, потом мятежник, затем арестант-каторжанин, впоследствии канонизирован


Слова «главный долг монашества — это личностный разговор с Христом через все наши дела» стали своеобразным девизом Рафаила Калиновского. Ведя аскетическую жизнь, ходя в рубище и босиком даже в холодное время, проявляя усердную заботу о малоимущих, он заражается туберкулёзом и в 1907 году умирает. В 1983 году он причисляется католической церковью к лику блаженных, а в 1991 году канонизирован как святой, хотя его почитание по сути началось уже при его жизни. В среде западных христиан он считается имеющим особую благодать помогать солдатам и офицерам, находящимся в плену, а также подавать помощь в безвыходных жизненных ситуациях.

Частицы мощей этого бывшего офицера армии Российской империи, столь удивительно преобразовавшего свою жизнь, на территории современной России находятся в католической церкви св. Иосифа Обручника (г. Тюмень) и в католическом соборе Непорочного Сердца Божией Матери (г. Иркутск), а с 2002 года в Усолье-Сибирском, где на месте его каторги была основана небольшая женская монашеская община сестёр-кармелиток. Вот таков был необычный земной жизненный путь этого человека, бывшего российского офицера, военного инженера и прекрасного топографа-геодезиста, сначала ставшего мятежником, потом превратившегося в сибирского каторжанина, а в итоге ставшего святым.
Автор: МИХАИЛ МАТЮГИН (e-mail: [email protected])


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 50

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. рич 8 апреля 2017 06:41
    Пути Господни неисповедимы
  2. Mavrikiy 8 апреля 2017 06:57
    Одной из своих целей бывший российский офицер, ставший католическим священником, провозгласил примирение Европы и России, основанная в том числе и на разделении церквей, Интересно, когда это Россия ненавидела Европу? Не надо с больной головы на здоровую. Православие на порядок более терпимая вера, чем воинствующий каталицизм, вечно тайно воюющий с нами. Причем, через иудин поцелуй.
    Частицы мощей этого бывшего офицера армии Российской империи, столь удивительно преобразовавшего свою жизнь, на территории современной России находятся в католической церкви св. Иосифа Обручника (г. Тюмень) и в католическом соборе Непорочного Сердца Божией Матери (г. Иркутск), а с 2002 года в Усолье-Сибирском, где на месте его каторги была основана небольшая женская монашеская община сестёр-кармелиток Вот для того его и канонизировали. Идет процесс окаталичивания.
    Ах какой сподвижник, ах какая душа.
    1. Михаил Матюгин 9 апреля 2017 01:23
      Уважаемый Mavrikiy, на мой взгляд человек как минимум очень достойный с морально-нравственной точки зрения, и последний этап своей жизни посвятил именно попыткам братского примирения России и Европы, считая это единственно возможным на базе христианской религии, при этом проделав очень серьёзный путь эволюции мировосприятия.
      1. Mavrikiy 9 апреля 2017 07:36
        Уважаемый МИХАИЛ МАТЮГИН, "на мой взгляд людей как минимум очень достойных с морально-нравственной точки зрения" и недостаточно известных в истории России более чем достаточно. А уж " проделавших очень серьёзный путь эволюции мировосприятия", несть им числа, "тьмы, тьмы и тьмы". ВСЕ люди изменяют свое мировозрение. Прошел транформацию от офицера к бунтовщику и далее к ксензу, эка невидаль. У нас до революции бывших полковников в игуменах весьма много было.
        Я писал, что его канонизация это очередная идеологическая диверсия католической церкви. Уверен, что у католиков, включая польских, есть много достойных людей.
        Жаль, если Вы этого не заметили.
        1. Михаил Матюгин 9 апреля 2017 08:34
          Уважаемый Mavrikiy, дело в том, что лично мне неизвестны примеры такой удивительной эволюции русских офицеров к мятежникам и далее к святым, что и вызвало написание данной статьи. Речь именно не про игуменов из бывших офицеров, а о такой эволюции, о канонизации бывшего каторжника, для которого Сибирь стала местом духовного преображения. Если Вы располагаете подобной информацией о лицах православного вероисповедания и хотите её предоставить - напишите свою статью, это было бы замечательно.
          1. Mavrikiy 9 апреля 2017 14:22
            Уважаемый МИХАИЛ МАТЮГИН, дело в том что никакой духовной эволюции Калиновского и не было. Как был польским католиком, так и остался.
            Был РУССКИМ офицером стал мятежником..... Он не был РУССКИМ офицером, он был поляком на службе в русской армии. Таких "русских" офицеров в нашей истории хватало всегда, "наемники" пусть так, но было понятно как к ним относиться. Как только был поставлен перед выбором "присяга или кровь" он быстро сделал выбор.
            У нас декабристы были офицерами и стали мятежниками, памятники им ставили. Вот только боролись они "за блага всему народу", а не отдельной группы поляков.
            Я писал, что его канонизация это очередная идеологическая диверсия католической церкви.
        2. kvm 10 апреля 2017 09:36
          Цитата: Mavrikiy
          очередная идеологическая диверсия католической церкви

          Хотелось бы узнать: чья диверсия канонизация Николая второго?
          kvm
          1. Mavrikiy 10 апреля 2017 16:18
            Цитата: kvm
            Цитата: Mavrikiy
            очередная идеологическая диверсия католической церкви

            Хотелось бы узнать: чья диверсия канонизация Николая второго?

            А если посмотреть вокруг?
  3. Ольгович 8 апреля 2017 07:09
    Статья написана неплохо, но личность Калиновского интереса не вызвала...
  4. rotmistr60 8 апреля 2017 07:10
    бывший офицер русской императорской армии, потом мятежник, затем арестант-каторжанин, впоследствии канонизирован

    Судьба у каждого своя. Правильно говорят в России - "От суммы и тюрьмы не зарекайся".
  5. lesnik1978 8 апреля 2017 07:19
    Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит. Это я о поляках.
    1. Лекс. 8 апреля 2017 08:13
      Рокоссовский поляк и что тоже в лес смотрел ?
      А Держинский
      1. rotmistr60 8 апреля 2017 08:55
        Извините, но Дзержинский Ф.Э. Честно говоря удивлен, что в Израиле его вспомнили в положительном смысле.
        1. Лекс. 8 апреля 2017 09:39
          Ну у нас например Яков Кедми иную точку зрение о Сталине сказал там сейчас его смешали с грязью вот сталинист в русско язычной изр прессе особенно приуспел в этом Яков Шаус уроженец Латвии всю жизнь занимавшийся шашками а сейчас мнит себя экспердом
          1. rotmistr60 8 апреля 2017 10:07
            Яков Кедми

            Умнейший мужик. Частенько приглашают на наше телевидение. Не стесняется говорить правду и об американцах, и о прибалтах, и об украинцах.
  6. мичман 8 апреля 2017 07:47
    Приходилось бытвать в Польше в советское время. Надо было на предприятиях этой страны в интересах Варшавского договора наладить выпуск требуемой продукции. Страна красивая, а народ вызывал у меня и моих сослуживцев отрицательное чувство. И это по многим критериям.
    Хочу еще подтвердить, что православие никогда не лезло в Европу со своим уставом. А вот наоборот всегда случается. Особенно в настоящее время. Честь имею.
  7. Лекс. 8 апреля 2017 08:08
    польско-литовского происхождения -вообще то белорусского есть ещё один участник восстание Кастусь Калиновский
    1. lesnik1978 8 апреля 2017 10:16
      Голубь родившийся в конюшне не может быть лошадью. Это я о Викентии Калиновском. Он поляк и всегда им себя считал. Рокоссовский для поляков был русским, для русских поляком. Это его слова.
      1. Лекс. 8 апреля 2017 10:50
        А как же быть с Черняховским от тоже поляк ?
        Циолковский,Леваневский
        1. lesnik1978 8 апреля 2017 21:05
          Есть обрусевшие иностранцы (будь то Российская Империя. Советский Союз, Российская Федерация), которые приняли обычаи, культуру, язык т.д.. А есть представители диаспоры. которые например в тихаря гадят, навязывают свой воровской местечковый менталитет (это я про выходцев из Галиции и Волыни).
        2. ибирус 8 апреля 2017 21:07
          Если ты думаешь на русском языке, живешь в России, любишь её, даже на чужбине - значит ты русский.
        3. SergeBS 17 апреля 2017 22:26
          Цитата: Лекс.
          А как же быть с Черняховским от тоже поляк ? Циолковский,Леваневский

          А еще есть Василевский, например. ТОЖЕ поляк?
          Изя, не делай мне так смешно, я же лопну...
          drinks
      2. SergeBS 11 апреля 2017 22:49
        Цитата: lesnik1978
        Рокоссовский для поляков был русским, для русских поляком. Это его слова.

        Ну ты гад. "Вельможную шляхту" умыл. Станешь врагом "великопольского государства", которое "от можа до можа", drinks
  8. василий50 8 апреля 2017 08:25
    И по *святость* и про *долг чести* написано, а вот про то как *повстанцы* резали всех заподозренных в *непатриотичности* и *непольскости* вскользь. Не зря царская власть, при всей любви к нерусским дворянам так наказала поляков. Садизм и неуёмная жестокость *повстанцев* была такой что прощение и смягчение наказания исключала. Про то как поляки убивали семьи РУССКИХ офицеров вообще не упомянули, а это страшная страница.
    1. Михаил Матюгин 9 апреля 2017 01:28
      Уважаемый Василий50, я написал о личности, крайне малоизвестной русскоязычному читателю, не только запятнанной ни одним военным преступлением, но и прилагавшей все усилия, чтобы недопускать никакой жестокости со стороны своих сотоварищей-мятежников по отношению к сторонникам правительства. Жаль, если Вы этого не заметили. Про пролитую кровь во взаимной резне обеими славянскими нациями и взаимные жестокости - написано достаточно, если хотите - никто не запрещает Вам написать очередную статью про это.
      1. василий50 10 апреля 2017 08:48
        По тому как поляки обошлись с семьями РУССКИХ офицеров не было ни *доблести* ни *благородства*. То что этот представитель польской шляхты был среди насильников и негодяев было достаточно того чтоб его повесили, но нет его отправили в ссылку. То что он с помощью таких же представителей шляхты, но оставшихся верными присяге, *отмазался* от садистских выходок, не добавляет ему *благородства*.
  9. петька слесарь 8 апреля 2017 08:53
    ну и статья - прям пособие по эволюции русского офицера польского происхождения в католического монашка !
    что уж тут такого необычного ?
    и причем тут польза русской каторги ?
    пан что, после каторги "перековался" и стал трудиться на пользу России?
    стал православным монахом - русскую веру поддерживал ?
    да что ему иховы католические бонзы приказали, то пан и сделал....
    и в чем подвиг монашества этого пОляка ?
    аскеза- так это для всех монахов - не только католиков...
    был бы прекрасным геодезистом, так и в Сибири был бы геодезистом - пример - декабристы - тоже были сосланы в Сибирь на каторгу, однако , в монашество не побегли и много чего для развития Сибири сделали...
    1. Егоза 8 апреля 2017 09:15
      Цитата: петька слесарь
      причем тут польза русской каторги ?

      А притом! Автор призывает к тому, чтобы и в наше время "некоторых бунтующих" типа Навального с компанией на каторгу отправили, ибо благотворно она на умы влияет и даже до святости довести может! wink
      1. петька слесарь 8 апреля 2017 09:33
        если в таком аспекте, да, согласен! навальному и присным каторга бы не помешала... только вряд ли после каторги у них мозги прочистятся...
        но статья -то о конкретном человеке
        и вывод этой статьи для одного человека, ставшего католическим (а не православным) монашком
        цитирую "Вот таков был необычный земной жизненный путь этого человека, бывшего российского офицера, военного инженера и прекрасного топографа-геодезиста, сначала ставшего мятежником, потом превратившегося в сибирского каторжанина, а в итоге ставшего святым."
        так в чем необычность пути, приведшая к якобы святости... в том ,что пан из русского офицера стал государственным преступником -получил за это каторгу- и вместо того, чтобы потом , после каторги , действовать на благо России - стал монашком-католиком и соблюдал аскезу ?
        вот и вся необычность земного жизненного пути ...

        а если, с Вашей точки зрения, автор призывает обратить внимание на благотворное влияние каторги на умы и души нынешних либерастов типа навального и ко, для автору можно было бы пример прихода к православной святости через раскаяние после понесенного наказания привести , а не пример монашка -католика
    2. Михаил Матюгин 9 апреля 2017 01:32
      Уважаемый Петька Пескарь, если Вы заметили, то петербургские власти сами отказали ему в амнистии и отказались предоставить какую-либо должность в Сибири, о чём Петербург просили местные власти, и Петербург сам же в конце изменил ему место ссылки из Сибири на Смоленскую губернию, фактически вынудив к эмиграции.
      1. петька слесарь 9 апреля 2017 06:12
        за Пескаря спасибо!
        1. Михаил Матюгин 9 апреля 2017 08:37
          Прошу прощения за опечатку, хотя получилось действительно забавно.
    3. SergeBS 11 апреля 2017 22:55
      Цитата: петька слесарь
      ну и статья - прям пособие по эволюции русского офицера польского происхождения в католического монашка !

      Не был этот звиздюк русским офицером. Женщиной низкой социальной ответственности он был (ну или шляхтой гоноровой), не более. Что и продемонстрировал, радостно оттопырив свой "патриотизм".
  10. EvilLion 8 апреля 2017 14:53
    И что теперь? Посочувствовать очередному пану, мечтавшему о границах 1792-го года? Извините, но как-то не получается. При этом сама Польша государством оказалась никчемным, потому и исчезло на 100+ лет, и вряд ли обретение самостийности ей как-то помогло в долгосрочной перспективе, могла бы быть передовым регионом в России, а стала задницей Европы.
  11. SergeBS 8 апреля 2017 16:09
    Цитата: "Из 50 тыс. повстанцев погибло около 20 тыс., сдалось в плен 15 тыс., бежало за границу около 7 тыс., казнено менее 400 человек. ..."
    Пруф: http://www.portal-slovo.ru/history/35317.php
    И наличествующее в статье: "«Необъятные равнины, простиравшиеся за Уралом, превратились в безграничное кладбище для десятков тысяч жертв, отнятых от груди Матери-Родины, и поглощённых Сибирью навсегда…» — позже напишет он об этом. ..."
    Вывод: опять шляхетское чванство и вранье... Гонор "голубой крови"...
    1. Михаил Матюгин 9 апреля 2017 01:52
      Уважаемый SergeBS, точное количество сосланных в Сибирь по итогам "Январского восстания" поляков, литовцев, белоруссов неизвестно. Речь идёт о нескольких десятках тысяч человек, т.к. ссылались не только активные участники мятежа, но их их сочувствующие, и члены их семей. Такова была имперская политика центральных властей - избавить неспокойный регион от мятежных элементов и одновременно попытаться освоить Дальний Восток, испытывавший катастрофический дефицит населения.

      Кроме того, ссыльные на поселение и ссыльные каторжане - это были две крайне различные категории, причём последняя была немногочисленная и отличалась крайне тяжёлым режимом (каторжан, в отличии от ссыльных, клеймили и заковывали в кандалы). Так например в 1898 году в Сибири проживало 298.800 ссыльных и 10.700 каторжников (из всех народов империи и по всем уголовным и политическим преступлениям).

      Больше того, точное количество погибших в дороге на этапах также не удаётся установить, но это было очень значительное число, и по видимому Иосиф Калиновский был прав, будучи вполне компетентным очевидцем. Чтобы понять количество сосланных в Сибирь, то в 1807-1870 гг. общее число "сосланных на жительство" в Сибирь (из всех народов Российской империи и на различные сроки) составило 461.000 человек. В период 1863–1872, т.е. в период, непосредственно связанный с "Январским восстанием", из европейских регионов Российской империи было сослано и направлено на каторгу - 146.000 чел. (но данных о том, сколько из них было поляками-мятежниками и сочувствовавшими, не сохранилось), что почти в 1,5 раза больше, чем за предыдущее десятилетие, и это показывает, что несколько десятков тысяч поляков действительно было приговорено к ссылке или каторге, и огромное число из действительно погибло на этапах (напоминаю, что железных дорог тогда небыло и большую часть пути осуждённые (особенно каторжники, а не ссыльные) проделывали пешком в любую погоду, с минимум еды и без медицинской помощи, часто "пересылка" продолжалась до года). И зная это, можно представить, что современные условия (далеко не идеальные, но всё же), созданные в РФ для заключённых, являются почти "раем", в отличии от того "ада", каким являлась сибирская каторга 150 лет назад.
      1. SergeBS 9 апреля 2017 12:36
        Цитата: "из европейских регионов Российской империи было сослано и направлено на каторгу - 146.000 чел. (но данных о том, сколько из них было поляками-мятежниками и сочувствовавшими, не сохранилось)".
        Цитата: "и это показывает, что несколько десятков тысяч поляков действительно было приговорено к ссылке или каторге".
        Если коротко: сослано в Сибирь было много, сколько поляков - НЕИЗВЕСТНО. И из этого вывод - были сосланы ДЕСЯТКИ тысяч поляков. Мне такая "логика" непонятна.
        С учетом, что в 1861 г. крестьян "отпустили на волю" (реформа крепостного права), чтобы обуздать бунтарство, уход в секты и т.п., а бунтов В РИ было много, то утверждение, что именно поляков "десятками тысяч" гнали в Сибирь, а не "своих" крестьян - мягко говоря сомнительно.
        Особенно с учетом, что в то же время (этого шляхетского восстания) и на правобережной Украине, и даже на Киевщине (но ни разу не территории Польши) ТОЖЕ были бунты... Которые ТОЖЕ подавлялись, бунтовщиков казнили и ссылали, но бунтовщики НИ РАЗУ не были поляками....
        Если ОЧЕНЬ захотеть, то можно "прошерстить" насчет поляков в Сибири (ссыльные через 10 лет переводились в государственных крестьян, церковные метрики). Но нужно ли?
        1. SergeBS 9 апреля 2017 12:49
          Вдогонку. Другой взгляд на "освободительную борьбу" 1863 года:
          http://nvo.ng.ru/history/2008-06-06/10_poland.htm
          l
        2. Михаил Матюгин 11 апреля 2017 09:22
          Уважаемый SergeBS, дело в том, что никаких серьёзных, крупномасштабных бунтов в Российской империи в начале 1860х гг. небыло, небольшие крестьянские выступления - не в счёт. А вот очередной польский мятеж - это вполне объясняет рост в 1,5 раза числа ссыльных.

          Далее - именно "Январское восстание" было именно мятежом польской шляхты, ни движением народа (в отличии от двух предыдущих), и не нашло серьёзной поддержки ни в белорусских, ни в украинских землях, да впрочем и было подавлено достаточно быстро и легко. Поэтому никто даже не заикается о каком то серьёзном числе ссыльных из польско-литовских земель.
          1. SergeBS 11 апреля 2017 20:53
            Цитата: Михаил Матюгин
            дело в том, что никаких серьёзных, крупномасштабных бунтов в Российской империи в начале 1860х гг. небыло, небольшие крестьянские выступления - не в счёт. А вот очередной польский мятеж - это вполне объясняет рост в 1,5 раза числа ссыльных.

            Угу. Еще раз цифры про этот мятеж: "Из 50 тыс. повстанцев погибло около 20 тыс., сдалось в плен 15 тыс., бежало за границу около 7 тыс., казнено менее 400 человек. ..."
            И конечно "никаких серьёзных, крупномасштабных бунтов в Российской империи в начале 1860х гг. небыло..."
            Смотрим сюда (в Вики, которой либерасты верят безоговорочно):
            https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%
            D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%
            D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5
            "Целых" 10 млн. ВСЕХ поляков. И "крупное восстание" аж в 50 тыс...
            Сравниваем с населением Киевской губернии, например. Там "всего" 3 млн населения (по сравнению с "великой Польской державой от можа до можа"). И поэтому крупномасштабных бунтов не было. laughing
            Ну и для ПОЛНОЙ картины: ВСЕХ повстанцев "голубых кровей" было 50 тыс., а в Сибирь отправили 146 тыс. Типа ВСЕХ (а не ВЫЖИВШИХ), да еще с семьями и т.п. отправили... А бунты на правобережной Украине и в Киевской губернии простили. В ссылку оттуда никого не отправляли. laughing
            Ну еще пшековских "героев Вестерплятте" 1939 г. вспомни, для полноты картины о "великопольском героизме". laughing
            Как там, в "шляхетской вольнице" записано: шляхтич в своем огороде равен воеводе. Понтами. laughing
  12. Галеон 10 апреля 2017 16:19
    Прочел статью, прочел комментарии. Либо автор написал муру, которую он защищает чуть ли не после каждого комментария, либо ошибся с ресурсом для публикации статьи. Личность "героя" симпатии не вызвала - человек изменил присяге, но не стал проливать кровь. Ну так не присягал бы, раз поляк и Россию не любишь! А то ему мы еще теперь обязаны католической экспансией в Сибирь по местам его "славы". Спасибо, не надо. У нас своих русских святых хватает, настоящих.
    1. SergeBS 10 апреля 2017 20:16
      Есть еще один часто забываемый нюанс: каждый католический священник - папский осведомитель. У него это - "в должностных обязанностях" прописано. Ксендз - католический священник. Делаем выводы.
      В ЗГВ (Польша) - это было БОЛЬШОЙ проблемой при работе с армией ПНР.
      Гг. офицеры-католики ОБЯЗАНЫ были отвечать своему исповеднику-ксендзу (а исповедоваться надо регулярно). Что Папа Римский СССР "немного" не любил - напоминать не надо, надеюсь. Как и про сотрудничество этих Пап с Бенито Муссолини и т.п.
    2. Михаил Матюгин 11 апреля 2017 09:30
      Уважаемый Галеон, видимо Вы всё же не прочитали статью. Человек, о котором рассказано, как раз не изменил присяге (в отличии от многих его сослуживцев польско-литовского происхождения) и не совершал военных преступлений (в отличии от некоторой части повстанцев). Он любил Российскую империю и честно служил ей - что показывает его послужной список. Пока его малая Родина не вспыхнула мятежом в очередной раз...

      Касательно своих святых. Дело в том, что лично мне неизвестны русские православные канонизированные святые в XIX веке из бывших офицеров. Единственный, кого я знаю - это адмирал Ф.Ф.Ушаков, но он из "морских", а не "сухопутных", и про него написана уйма статей и книг, поэтому повторяться не хотелось.

      А вот в чём то сходной с судьбой Калиновского мне показалась судьба Ф.М.Достоевского. Тоже бывший вольнодумец, чуть ли не анархист, но ему было достаточно довольно мягкого наказания, и в результате обдуманных действий властей из активного оппозиционера не просто Российская империя, но Русская цивилизация в целом получила великого писателя.

      Касательно Калиновского дело могло бы повернуться так же - и местные власти просили Петербург о его амнистии и возвращении его если не на военную, то на гражданскую службу, и если бы это произошло, то не Европа получила бы не католического святого, а Россия получила бы выдающегося геодезиста-топографа, харизматичного исследователя Прибайкалья и Дальнего Востока.
      1. SergeBS 11 апреля 2017 21:01
        Цитата: Михаил Матюгин
        Человек, о котором рассказано, как раз не изменил присяге

        Да ну? А в присяге что, не было про "веру, царя и отечество" слов? РУССКОЕ отечество (РИ, если точнее). Шибко хитропопый пшек, получив образование и принеся присягу РИ, радостно свалил "в дембеля" и потом воевал против тех, кому присягу давал "служить верно и честно". Которые его воевать научили... Типа он "дембель", а поэтому не предал присягу РИ. Ну-ну....
      2. SergeBS 11 апреля 2017 21:25
        Цитата: Михаил Матюгин
        А вот в чём то сходной с судьбой Калиновского мне показалась судьба Ф.М.Достоевского.

        Эта, ВРИ, да не завирайся. Достоевский присягу РИ, как офицер армии РИ, давал? НЕТ!
        Достоевский папским шпионом (ксендзом) стал? НЕТ!
        НЕФИГ тут либерасчину и католицизм проповедовать... Насчет "героя-патриота", который вначале заради якобы "малой родины", а по факту - за "шляхетские свободы" присяге изменил. А когда в живых оставили - стал ШПИОНОМ папским в стране, которая его не умертвила за измену присяге, а оставила жить, и ДАЖЕ послабление по "статье", типа "амнистию", дала.
      3. SergeBS 11 апреля 2017 21:33
        Цитата: Михаил Матюгин
        и если бы это произошло, то не Европа получила бы не католического святого, а Россия получила бы выдающегося геодезиста-топографа, харизматичного исследователя Прибайкалья и Дальнего Востока.

        Угу. Если бы у бабки был болт, то это был бы дедка...
        "Харизматичный исследователь"... laughing Да щазз.
        Был бы ДЕЛЬНЫМ офицером, ни разу бы не полез за дешевой популярностью "за малую родину воюю" (и заодно присяге РИ изменяю, типа в отставку ушел - от присяги свободен.). Понтоносец пальцатый, не более....
  13. iouris 11 апреля 2017 12:34
    Поляки вместе с русскими участвовали в освоении Восточной Сибири и не только. Ну и во всём остальном тоже. Как русские. Это факт.
    1. SergeBS 11 апреля 2017 21:10
      Цитата: iouris
      Поляки вместе с русскими участвовали в освоении Восточной Сибири и не только. Ну и во всём остальном тоже. Как русские. Это факт.

      Угу. Америкосы ТОЖЕ вместе с СССР с гитлеровской Германией воевали. ТОЖЕ факт. И негры Кавказ осваивали. Тоже факт. И ЧТО?
      Целая тысяча поляков Сибирь осваивала (ну 5 тыс. максимум)... Угу. Только всяких прочих ссыльных русских крестьян из губерний РИ было "немного" больше. НО это КОНЕЧНО не в счет! Нельзя ровнять ЦЕЛОГО шляхтичя с сотней "холопов".
      ОН ЖЕ ШЛЯХТИЧ! laughing
  14. Lexa-149 12 апреля 2017 16:42
    "Кто хотит на Колыму -
    Выходи по одному!
    Там у вас в момент наступит
    Просветление в уму!"
    (Л.Филатов)
  15. SergeBS 17 апреля 2017 22:11
    Цитата: Mavrikiy
    он был поляком на службе в русской армии.

    Чуточку поправлю: он был чванливой шляхтой, получил возможность не мешать жить полякам, но продал ее за "вельможное шляхетство", которому что свое, что украинское "б.ыд.л.о" рубить - ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ, отстаивание своей "великошляхетской вольности".
Картина дня