Постулат Конфуция

3
Постулат Конфуция

Специалисты Центра проводят обучение как в учебных классах, так и на натурных образцах военной техники.


Управление «Центр подготовки специалистов» (ЦПС) Конструкторского бюро приборостроения (Холдинг НПО «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех) был создан в 2008 году на базе учебного центра предприятия, который, как самостоятельное структурное подразделение, функционировал с 1987 года. Сегодня здесь обучают специалистов заказчика (Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства), студентов и сотрудников предприятия, а также предприятий-соисполнителей. Каковы методики обучения в Центре? В чем особенность преподавания представителей инозаказчика? Что дает функционирование Центра производству КБП? На эти и другие вопросы военного обозревателя «Независимого военного обозрения» Николая ПОРОСКОВА отвечает руководитель ЦПС, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН Владимир МАЛЬЦЕВ.



– Владимир Алексеевич, ваш Центр проводит подготовку и переподготовку 4–6 тыс. человек в год. Много ли это относительно числа всех сотрудников КБП? Чему именно учите?

– Руководители, специалисты и служащие проходят обязательное обучение в соответствии с требованиями государственных надзорных органов. Свою квалификацию они повышают на специализированных семинарах по актуальным вопросам научно-производственной деятельности предприятия, осваивают новейшие компьютерные технологии и программное обеспечение ПЭВМ.

Молодые специалисты проходят вводное обучение в «Школе молодого инженера», которая многие годы функционирует на предприятии. Это знакомство с историей, основными направлениями деятельности и структурой предприятия. Программа школы предусматривает изучение правовой охраны промышленной собственности, патентной экспертизы, информационного обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отработку конструкторской и технологической документации при разработке комплексов вооружения. Добавим сюда внедрение современных компьютерных технологий в разработку изделий, организацию военно-технического сотрудничества, систему менеджмента охраны окружающей среды, систему менеджмента качества и т.д.

Готовим и новых рабочих. Уже работающие осваивают вторые (смежные) профессии, повышают квалификацию. Ведем переподготовку квалифицированных сотрудников.


Особая гордость предприятия – «Школа молодого инженера», где проходят подготовку будущие разработчики вооружений и военной техники.


Количество работников КБП, для которых организуется подготовка, переподготовка и повышение квалификации, ежегодно составляет примерно 30–35% от общего числа сотрудников предприятия. Обучение сотрудники проходят, как правило, не реже одного раза в три года.

– Сколько представителей заказчика, то есть силовых ведомств, в год проходит у вас обучение? Что это за специалисты?

– C 2009 года по настоящее время в ЦПС обучено несколько тысяч специалистов заказчиков, в том числе и МО РФ. Занятия проходили по конструкции и эксплуатации образцов противовоздушной обороны (ПВО), противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), пунктов управления, учебно-тренировочных средств и бронетанкового вооружения, которые разработаны АО «КБП». Преподаватели ЦПС освоили 29 номенклатур образцов вооружения, по которым разработаны учебно-методические комплексы, и обучение по которым в той или иной степени востребовано заказчиками.

К обучению специалистов МО РФ у нас, по понятным причинам, особое отношение. Еще Конфуций говорил «Отправить на войну необученных солдат – все равно, что сдать их неприятелю»… Минобороны в последние годы наиболее востребованы программы обучения по комплексу «Панцирь» и бронетанковому вооружению (модернизированные БМП-2, БМД-4М). В 2015 году (за прошлый год итоги еще предстоит подвести) по комплексу «Панцирь» прошли обучение более 230 военнослужащих МО РФ – как на базе ЦПС, так и в воинских частях, на полигонах. В основном это специалисты по эксплуатации боевой машины комплекса «Панцирь» и ее отдельных систем.

В 2015 и 2016 годах по договоренности между руководством Воздушно-космических сил и дирекцией нашего предприятия повысили квалификацию военнослужащие из числа руководящий состав зенитно-ракетных войск, командиры соединений ПВО и начальники ПВО со штатно-должностной категорией полковник и генерал-майор. По «Панцирю», БМД-4М учим курсантов, преподавателей и военнослужащих контрактной службы различных организаций МО РФ.

Специалисты ЦПС проводят ознакомительные и демонстрационные показы образцов и комплексов вооружения, разработанных АО «КБП». В прошлом году такие показы были проведены для десяти делегаций руководящего состава различных видов и родов войск МО РФ и более чем двух десятков делегаций инозаказчиков.

– Сколько студентов занимается в Центре? Откуда они?

– На базе Центра подготовки специалистов функционирует университетская кафедра «Проектирование автоматизированных комплексов» (ПАК). Она была создана по инициативе академика Аркадия Георгиевича Шипунова, который почти 20 лет был заведующим этой кафедрой. Сегодня ее возглавляет ученик и соратник Шипунова, заместитель начальника управления ЦПС, доктор технических наук, профессор Швыкин Юрий Сергеевич. Это авторитетный ученый, вдумчивый педагог, великолепно знающий изнутри и вопросы проектирования образцов, и вопросы подготовки квалифицированных инженерных кадров. Он один из тех, кто сегодня осознает глубину понимания значимости педагога и качественного образования для предприятия.

Всего было 18 выпусков специалистов – около 200 студентов. Сегодня на кафедре обучается 57 студентов. Все они жители Тулы или области. Почти у 60% из них родители или близкие родственники трудятся в КБП, поэтому их выбор при поступлении был осознанным. Предприятие заинтересовано в том, чтобы в университет, на кафедру ПАК шли молодые люди, не только успевающие в учебе, но и желающие получить инженерное образование.

Студентам кафедры ПАК читается 21 специальная учебная дисциплина. Практически с первого курса студенты ежедневно занимаются у нас в Центре. Учебные курсы читают только специалисты КБП – по совместительству преподаватели кафедры. 100% преподавателей – ученые (доктора и кандидаты технических наук, профессора, доценты) и признанные профессионалы в разработке комплексов ВТО.

– Чему учите студентов?

– Они изучают конструктивные особенности существующих образцов и комплексов вооружения, разработанных АО «КБП», физические принципы их функционирования, экспериментальные методы отработки различных образцов. Кроме того, на базе ЦПС за последние два года прошли практику по 30 специальностям и направлениям 370 обучающихся из образовательных организаций высшего профессионального образования. На базе АО «КБП» прошли преддипломную и производственную практику 109 обучающихся. 69 студентов Тульского государственного университета обучались и обучаются в рамках проекта «Кадры для ОПК».

– Все студенты, прошедшие у вас обучение, идут затем в КБП?

– В последние три года почти 100% выпускников кафедры пришли трудиться в различные конструкторские подразделения КБП. Всего же сегодня около 80% выпускников кафедры плодотворно трудятся на предприятии.


В 2015–2016 годах в Центре прошел повышение квалификации руководящий состав зенитно-ракетных войск ВКС РФ.


– Сколько преподавателей в центре? Каков их качественный состав? Много ли среди них бывших офицеров?

– В ЦПС сегодня 37 инструкторов-преподавателей. Все они окончили известные в России и за рубежом технические университеты либо военные институты и академии. По своему профильному образованию они «закрывают» все типы систем, входящих в состав образцов и комплексов вооружения. Применительно к «Панцирю», например, пять преподавателей – специалисты по РЛС, три – по оптико-электронным системам, столько же – по электронным системам, шесть – по ракетно-пушечному вооружению, четыре – по автоматизированным системам управления, два – по средствам связи.

Среди преподавателей семь лауреатов государственной и региональных премий, треть имеет ученую степень или ученое звание – это соответствует требованиям к качественной характеристике преподавательского состава высших военно-учебных заведений. Сегодня не многие вузы имеют такой показатель.

20 инструкторов-преподавателей (55%) имеют педагогический стаж более 10 лет, 60% – офицеры запаса, которые длительное время преподавали в военных вузах, имеют богатый опыт в обучении конструкции и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения. Они неоднократно участвовали в полигонных испытаниях, войсковых учениях и демонстрационных стрельбах, в том числе из БМ комплекса «Панцирь», имеют личный опыт в стрельбе по учебным воздушным, наземным и надводным целям.

Сотрудники Центра повышают свою квалификацию. 14 человек окончили курсы «Современные педагогические технологии в профессиональном образовании», 30 преподавателей повысили квалификацию по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии при реализации образовательных программ высшего профессионального образования», 3 человека имеют квалификацию «переводчик», 9 человек обучались на компьютерных курсах, 11 имеют подготовку по дополнительным профессиям (стропальщик, крановщик автомобильных кранов и КМУ), 8 человек получили удостоверения на право обучения вождению автотранспортных средств, 9 преподавателей прошли переподготовку в ТулГУ и получили квалификацию преподаватель; 10 преподавателей имеют два и более высших образования, как правило, по профилю их нынешней профессиональной деятельности, все преподаватели имеют водительские удостоверения категорий В, С, СЕ, а также практику вождения колесных и гусеничных машин.

В настоящее время 3 инструктора-преподавателя обучаются в аспирантуре, 2 сотрудника центра работают над кандидатскими диссертациями и 2 над диссертациями на соискание ученой степени доктора технических наук.

– Слышал, что иностранные заказчики очень требовательны? В чем заключается эта требовательность?

– Для обучающихся иностранцев абсолютно неприемлема «привязанность» преподавателя к конспекту. Такого преподавателя они либо «не воспринимают» вообще, либо демонстрируют неуважительное отношение.

Требования практически всех инозаказчиков – занятия, особенно теоретические, должны быть обеспечены учебными пособиями, плакатами и другими учебно-методическими материалами, перевод материалов занятий (как устный, так и письменный), должен быть качественным. Часть обучающихся очень болезненно реагирует на невысокие оценки, полученные на занятии или по результатам аттестации.

Все это мы, безусловно, учитываем, что позволяет практически исключить претензии к качеству подготовки.

– Какую оценку дают Центру обучающиеся у вас иностранцы?

– И обучающиеся, и руководители делегаций, которые посещают предприятие, в том числе для контроля подготовки, дают только положительные оценки. Это касается организации обучения, квалификации преподавателей, обеспеченности занятий учебно-материальными средствами и методики проведения занятий, даже атмосферы, которая, по мнению инозаказчиков, благотворно влияет на достижение целей обучения.

Некоторые руководители делегаций развитых в военном отношении стран говорили, что такого центра подготовки специалистов они не видели, бывая в Европе и Америке. По качеству разработки учебно-методических комплексов, квалификации преподавателей, состоянию учебно-материальной базы, использованию в обучении современных образовательных и информационных технологий ЦПС АО «КБП», по мнению многих инозаказчиков, один из лучших в России и за рубежом.

– Учебные материалы разработаны у вас на каких языках, кроме русского?


Высокая оснащенность Центра современной техникой позволяет повысить эффективность подготовки специалистов.


– Язык обучения специалистов оговаривается в контракте. Здесь возможны, как правило, три варианта: обучение на языке страны-покупателя продукции военного назначения, обучение на английском или французском языке. Специалисты ЦПС имеют опыт разработки учебных материалов занятий для любого из этих вариантов. В центре разработано и издано более 80 различных учебных пособий (рабочая тетрадь, альбом схем, учебно-тренировочные карты, электронные учебные пособия) на русском, английском, французском, португальском и арабском языках общим объемом более 250 тысяч страниц. В 2016 году коллектив предприятия, куда вошли и сотрудники управления ЦПС, получил премию имени С.И. Мосина за работу «Учебно-научный комплекс информационно-образовательных ресурсов для реализации программ профессионального обучения по проекту «Панцирь-С1» в условиях многоязыковой коммуникационной среды».

– По скольким программам проходит обучение? Назовите, пожалуйста, основные.

– По более, чем ста программам переподготовки и повышения квалификации специалистов. Программы учитывает и квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые указаны в эксплуатационных документах на тот или иной образец вооружения.

Наиболее востребовано заказчиками обучение по дополнительным профессиональным программам переподготовки специалистов по эксплуатации образцов и комплексов вооружения: по БМ 72В6 ЗРПК «Панцирь-С1», по боевому отделению Б8Я01, по батарейному комплекту средств технического обслуживания ЗРПК «Панцирь-С1».

– Можно сравнить уровень преподавания в Центре с тем же параметром в военном училище?

– В ЦПС каждый третий инструктор имеет опыт преподавания в военно-учебных заведениях. Поэтому все лучшее, что было и есть в военном образовании, мы, безусловно, используем у себя в Центре. Особенно это касается методики проведения практических занятий на технике, организации тактико-специальных занятий, учебно-боевых стрельб на полигонах, организации подготовки самих преподавателей к занятиям.

В ЦПС, как и в военных образовательных учреждениях, ежемесячно проводятся пробные, открытые, показные и инструкторско-методические занятия, результаты которых используются при совершенствовании образовательного процесса. Основной метод обучения не словесный, а наглядный. Основное время на занятиях отведено на показ и отработку правильности действий – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но еще лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть.

Нам удалось решить основную проблему многих образовательных учреждений, в том числе военных – обеспечить качество каждодневных занятий. Как в лучших военных вузах, у нас для каждого заказчика разрабатывается и реализуется своя концепция обучения: кого учить и для решения каких задач. Для всех занятий разработаны учебные и наглядные пособия, методические указания, мультимедийные презентации, тесты для контроля, в том числе электронного, уровня знаний обучающихся.

ЦПС – не только центр учебной, методической, но и научной работы. Здесь проводятся прикладные научно-исследовательские работы поискового характера, разрабатываются учебные пособия, в том числе компьютерные, монографии, статьи, автоматизированные обучающие и тренажерные комплексы; готовятся доклады, научные сообщения, рецензии, заключения в области разработки и эксплуатации комплексов вооружения.

Центр участвует в разработке проектов наставлений, положений, руководств, инструкций, других руководящих и нормативных документов по применению и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения, в исследованиях на учениях и испытаниях, научных совещаниях, творческих дискуссиях и при обобщении их результатов.

Результаты научных работ, выполненных инструкторами-преподавателями ЦПС, включаются в наставления, положения, руководства, инструкции и другие руководящие и нормативные документы, используются при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте машин комплекса, внедрены в учебный процесс.

– Какие технические средства используются при обучении?

– Предмет гордости ЦПС – учебно-материальная база. Она включает образцы вооружения, разработанные КБП, и учебно-лабораторную базу. Последняя представляет собой 13 специализированных классов (лекционный; два компьютерных, два класса конструкции и два класса тренажеров). Кроме того, есть классы автоматизированного комплекса средств связи (АКСС), ракетного и пушечного вооружения ЗРПК, электронных систем. В учебном ангаре с двумя классами может одновременно размещаться до 8 единиц техники. Активно используются мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Занятия проводятся и в ангарах для техники АО «Щегловский вал», на аэродроме на окраине города.

База ЦПС позволяет одновременно проводить занятия со 150–170 специалистами заказчика.

– Чем завершается для слушателей учеба в Центре?

– Как правило, итоговой аттестацией, форма которой обычно согласовывается с руководством заказчика. Наиболее востребован комплексный экзамен (зачет). Его теоретическая часть проводится обычно в форме компьютерного тестирования и заканчивается устными ответами на вопросы или собеседованием с членами аттестационной комиссии. Практическая часть включает выполнение предписанных алгоритмов на образцах вооружения и военной техники, в том числе с отработкой временных нормативов, поиск и устранение отказов, настройку и регулировку отдельных систем, механизмов; выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту.

Для расчетов боевых, транспортно-заряжающих машин, пунктов управления, как правило, проводится полигонная аттестация с учебно-боевыми стрельбами.

– Какова инновационная составляющая в работе Центра?

– Преподаватели ЦПС широко используют компьютерные, аудиовизуальные, телевизионные и проблемно-деятельные технологии. В мультимедийных вариантах различных занятий, видеолекциях, помимо видеороликов и аудиофайлов, используются интерактивные средства, позволяющие имитировать работу аппаратуры и систем боевой машины ЗРПК «Панцирь» и других образцов в режиме реального времени. Электронные учебные пособия, помимо текста и иллюстраций, содержат базы справочных данных, требования нормативных и эксплуатационных документов, аналитические данные по опыту эксплуатации систем.

Обучающие программы, учебные задачи, реализованные на тренажере БМ ЗРПК «Панцирь», со стопроцентной адекватностью имитируют боевые эпизоды применения БМ на основе проведенных учений, учебно-боевых стрельб, полигонных испытаний.

Для актуализации материалов занятий, обучающих программ, интерактивных средств обучения инструкторы-преподаватели участвуют в испытаниях, учениях и показных стрельбах, взаимодействуют со специалистами тематических и конструкторских подразделений, в производственных и сборочных цехах изучают современные технические решения и технологии, реализованные в конструкции различных систем, ведут электронную базу самоконтроля знаний, конструктивных, эксплуатационных и программных изменений БМ, поставляемых различным заказчикам с учетом их требований.

Преподаватели разрабатывают учебно-тренировочные задачи для обучения расчетов БМ, которые позволяют приобретать первичные навыки выполнения эвристических алгоритмов боевой работы, изучают и начинают реализовывать методику «электронной педагогики».

Все это позволяет каждому обучаться по рациональной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его уровень образования, личностные особенности, мотивы и др. качества

ЦПС наращивает учебно-методическую базу, научно-исследовательский и кадровый потенциал. Эта работа направлена на формирование из Центра современного лидера образовательного рынка профессиональных компетенций с внутрироссийской и международной образовательной репутацией.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 апреля 2017 15:31
    Для работников конструкторских бюро крайне необходимо владеть расширенным воображением и моделированием динамических процессов в их мозгах . Методики совершенствования рассудительной интеллектуальной работы имеют крайне важные значения для развития индивидуальных способностей каждого специалиста в той или иной области деятельности .В противном случае мы будем продолжать играть в те же кубики -переставляя уже известные комбинации и повторяя отработанные варианты.
    1. 0
      8 апреля 2017 21:36
      Цитата: gridasov
      Для работников конструкторских бюро крайне необходимо владеть расширенным воображением и моделированием динамических процессов в их мозгах . Методики совершенствования рассудительной интеллектуальной работы имеют крайне важные значения для развития индивидуальных способностей каждого специалиста в той или иной области деятельности .

      Мало владеть расширенным воображением и моделированием динамических процессов в их мозгах,но после того как эта идея будет воплощена в металле надо передавать это кому то .Обучение персонала в военной форме становиться основным приоритетом на ровне с модернизацией производственного комплекса ВПК ,поставках новейшего вооружения в войска. А лучше всего чтоб данные процессы шли параллельно
      1. +1
        8 апреля 2017 22:32
        Не плохо было бы аттестовать всех сотрудников ВПК, вписав организационно всю эту структуру в состав Тыла ВС. Это позволило бы и увеличить им денежное довольствие и, главное сохранить сам комплекс от приватизации. ВПК должен быть только государственным. Может неправ, это мое ИМХО

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»